Результат хозяйственной деятельности. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют четыре вида этапов начисления прибыли: — валовая прибыль; — прибыль (убыток) от продаж; — прибыль (убыток) до налогообложения; — чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода). Вся выручка предприятия за минусом затрат на производство (себестоимость) называется валовой прибылью (сч.90). Чистая прибыль является составной частью валовой и отвечает за суммы, оставшиеся после уплаты налогов. (сч. 99), т.е. …
чистая прибыль = прибыль до налогообложения + отложенные налоговые активы + отложенные налоговые обязательства минус текущий налог на прибыль. Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов (сч. 90) Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов (сч. 99). Информация по видам прибыли формируется на счетах 90 «Продажи»; 99 «Прибыли и убытки»; 84 «Нераспределенная прибыль». В составе прибыли большая часть приходится на прибыль (убыток) полученная от продажи продукции. Синтетический учет продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции («по отгрузке», «по оплате»). Независимо от выбранного метода продажи для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка». При помощи этого счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг). На счете 90 «Продажи» предусмотрено открытие отдельных субсчетов: 90-1 «Выручка» — предназначен для учета выручки от продаж продукции, товаров, работ, услуг; 90-2 «Себестоимость продаж» — предназначен для учета себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг); 90-3 «Налог на добавленную стоимость» — предназначен для учета НДС, включенного в цену проданной продукции (товаров, работ, услуг); 90-4 «Акцизы» — предназначен для учета суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров); Аналогично может предусматриваться субсчет для учета налога с продаж и других целевых платежей, составляющих цены; 90-9 — «Прибыль/убыток от продаж» — предназначен для определения финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. В течение месяца на счете 90 «Продажи» стоимость отгруженной (отпущенной) продукции (включая НДС, акцизы, налог с продаж и другие аналогичные платежи) отражается записью: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 «Продажи », субсчет « Выручка ». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т 43 «Готовая продукция». На сумму НДС и других аналогичных платежей, полученных в составе выручки при методе продажи «по отгрузке», делается запись: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам». При методе продажи «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. В этом случае сумма НДС отражается по: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». После отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг): Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и одновременно: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 « Продажи », субсчет « Выручка ». Стоимость оплаченной, но не вывезенной с территории организации-изготовителя продукции включается в объем продажи и в тех случаях, когда она может быть оставлена на ответственное хранение у поставщика. Передача изделий на ответственное хранение должна быть оформлена соответствующими документами. По окончании каждого месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и т.д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Полученный результат будет представлять собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой: а) если получена прибыль — Д-т90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» К-т 99 « Прибыли и убытки »; б) если получен убыток — Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окончании каждого месяца сальдо не имеет. Пример. Организация продала выполненные работы на сумму 480 000 руб., в т.ч. НДС — 80 000 руб. Себестоимость проданных работ — 250 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется методом «по отгрузке». В бухгалтерском учете организации операции, связанные с продажей работ, должны быть отражены следующими записями: 1. Сданы выполненные работы Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 480 000 руб. 2. Начислен НДС по сданным работам Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — 80 000 руб. 3. Списана себестоимость сданных работ Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т 20 «Основное производство» -250000руб. Финансовый результат от продажи — прибыль (480 000 — 80 000 — 250 000 =150 000 руб.) Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж» К-т 99 «Прибыли и убытки» — 150000руб. В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 «Продажи» производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. Субсчета 90-2, 90-3,90-4 закрываются записями по кредиту в дебет субсчета 90-9. Сумма субсчета 90-1 списывается с дебета в кредит субсчета 90-9. В результате такой операции по состоянию на 1 января нового отчетного года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите этапы начисления прибыли 2. Дайте определение понятиям «Валовая прибыль», «Чистая прибыль», «Прибыль от продажи», «Прибыль до налогообложения». 3. На каких счетах формируется информация по видам прибыли? 4. Перечислите субсчета к счету 90 «Продажи». 5. Как закрывается счет 90 и субсчета к нему? Литература: Основная Дополнительная Домашнее задание:подготовится к теме Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности Тема 1.5.Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности План 1.Требования к бухгалтерской отчетности организации 2. Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности Цель: иметь представление о составе и содержание форм бухгалтерской отчетности Студент должен: Знать: — требования к бухгалтерской отчетности организации; — состав и содержание форм бухгалтерской отчетности 1. Требования к бухгалтерской отчетности организации Основные требования составления бухгалтерской отчетности регламентируются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и приложением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации". Исходя из единых основополагающих принципов и правил ведения бухгалтерского учета для всех организаций, являющихся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, показатели отчетности должны быть взаимоувязаны и дополнять друг друга. Информация, содержащаяся в отчетности, должна отвечать определенным качественным признаками: понятность, полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость. Понятность информации предоставленной в бухгалтерской отчетности, является важнейшим качеством, по которому отчетность становится полезной пользователям. Суть такого качества информации заключается в том, что содержание бухгалтерской отчетности должно быть доступно для понимания пользователей, даже если они не имеют специальной профессиональной подготовки. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по ведению бухгалтерского учета, и ее данные дают правдивое представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, а также об изменениях и финансовом положении. Существенность показателей, содержащихся в бухгалтерской отчетности, определяется не столько их количественным выражением, сколько той ролью, которую играет наличие определенной информации в оказанной заинтересованным пользователям в оценке финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Показатель считается существенным, если его отсутствие в отчетности может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. При формировании показателей отчетности организация сама определят степень существенности того или иного показателя в зависимости от его оценки, характера и конкретных обстоятельств возникновения. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5%. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации другого критерия, отличающегося от указанного. Исходя из принципа существенности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособлено в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения или финансового результата организации. Каждый существенный показатель представляется в бухгалтерской отчетности отдельно. Несущественные суммы аналогичного характера или значения могут объединяться. Отдельные показатели, не существенные для их обособленного отражения в бухгалтерском балансу и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными для их обособленного представления в пояснениях к бухгалтерской отчетности, без знания о которых пользователи не смогут оценить прошлые, настоящие или предстоящие события. Нейтральность отчетной информации предполагает ее беспристрастность по отношению к любым пользователям бухгалтерской отчетности. Поэтому исходя из этого принципа при формировании бухгалтерской отчетности организацией должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Сопоставимость бухгалтерской отчетности предусматривает возможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетного периода. Поэтому в соответствии с этим требованием по каждому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному, иначе данные отчетности не могут характеризовать динамику работы организации и, следовательно, теряют свою аналитичность. Составление бухгалтерской отчетности в сопоставимых единицах позволяет осуществлять сравнимость данных о деятельности аналогичных организаций. Сопоставимость показателей достигается за счет последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому. Соблюдение указанных бухгалтерских принципов и требований при подготовке бухгалтерской отчетности способствует тому, что пользователи отчетной информации могут составить правдивую и объективную картину о деятельности интересующей их организации. 2. Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности

Прибыль и доход являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.

Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.

Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.

К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также "прочие затраты", т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату труда.

Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.

В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных источников накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов; основным финансовым источником развития предприятия, его инвестиционной и инновационной деятельности, а также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.

На величину прибыли (дохода) существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие.

Общая величина прибыли предприятия (валовая прибыль) состоит из трех частей:



- прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;

- прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой продажи и затратами на приобретение и реализацию). Прибыль от реализации основных фондов будет представлять разницу между выручкой от продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию;

- прибыли от внереализационных операций , т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.).

Валовой доход общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в де­нежной, материальной или не­материальной формах. Распределение – возмещение мат.затрат, износа осн.произв.фондов; налоги и др.обязат. платежи; зарплата и отчисл. на соц.нужды; финансиров.прочих расходов; прибыль.

Рентабельность ресурсов и продукции

В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия - рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах. Термин - от рента (доход). Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Различают следующие виды рентабельности:

1) рентабельность производства (рентабельность производственных фондов) - Рп , рассчитывается по формуле:

где П - общая (валовая) прибыль за год (или другой период);

ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

НОС - среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств.

2) рентабельность продукции Рпрод. характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:

где Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Ср - полная себестоимость реализованной продукции;

В организации работы любого предприятия или организащш приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами.

Любой человек, мало-мальски ознакомившись с рыночной экономикой, будет попросту обескуражен тем обилием показателей (равно как и методов их измерения), которые применяются здесь как для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий и компаний, так и для определения тех затрат, которыми эти результаты были достигнуты. По мере усложнения хозяйственного мехапизма рынка система показателей также становится все более сложной. Одни показатели утрачивают свое значение, по появляются новые, разработанные специалистами. И вряд ли кому-либо удастся сегодня назвать какой-то один самый лучший показатель даже в оценке результатов деятельности предприятия или компании, одинаково подходящий для всех отраслей экономики и видов коммерческой деятельности, какой-то универсальный критерий, по которому можно было бы однозначно судить об успехе или неудаче в бизнесе.

Поэтому любому предприятию или фирме нужно пользоваться системой показателей хозяйственной деятельности (ПХД). Бесспорным же является другое - все ПХД тесно взаимосвязаны друг с другом.

При всем многообразии ПХД, используемых сегодня в бизнесе, их можно разделить на две основные группы:

Оценочные показатели (прибыль, товарооборот, условно чистая продукция и пр.);

Показатели издерягек производства (затраты на оплату труда, амортизацию, на материально-энергетические ресурсы и пр.).

И прежде чем добиваться реального улучшения положения дел в своем бизнесе, думать о повышении своей конкурентоспособности или хотя бы просто об облегчении своего финансового положения, необходимо четко представлять себе не просто что и как измерять, а где, в какой отрасли тот плп иной показатель или способ его измерения наиболее пригоден.

Главным п определяющим показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия или компании в условиях рынка остается конечно же прибыль. Проблема лишь в том, как определить размер прибыли на вложенный капитал. И в зависимости от принятой методики измерения уровень рентабельности предприятия может существенным образом меняться. Размер прибыли конкретного предприятия подвержен влиянию множества не только внутренних, но и внешних факторов; темпов инфляции, особенностей налогообложения и т. п. Методика определения размера прибыли меняется от отрасли к отрасли, различается она на уровне корпорации и ее отделения и т. д. Следует также отметить, что, несмотря на всю свою значимость, далеко не всех, как внутри компании так и за ее пределами, показатели прибыльности предприятии интересуют в первую очередь. Кредиторов или тех, кто сдает в аренду землю, здания, сооружения пли оборудование, например, куда больше интересует движение ликвидности в компании, нежели уровень ее рентабельности. Акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема продаж компании.

В целом среди оценочных ПХД можно выделить девять наиболее важных показателей:

1) оборот (товарооборот, или объем продаж) компании;

2) валовая прибыль;

3) условно чистая прибыль;

4) условно чистая продукция;

5) прибыль после уплаты процентов по займам в кредитам;

6) прибыль после уплаты налогов;

7) прибыль после выплаты всех дополнительных платежей;

8) ликвидность после осуществления новых капиталовложений в развитие производства;

9) ликвидность после уплаты дивидендов.

Все эти показатели одинаково необходимы во внутрифирменном управлении как для эффективного контроля за производством, финансовым положением фирмы, так и для выработки и принятия решений.

На базе эгих показателен руководство предприятия получает информацию, которая служит основой для выработки именно тех решений, которые могут изменить положение фирмы в лучшую сторону. Некоторые пз перечисленных показателей играют важную роль также и в разработке системы стимулирования труда на предприятии.

Первым из оценочных ПХД определяется размер оборота предприятия или компании.

Он определяется как общий объем продаж, то есть стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. Прн измерении оборота предприятия важным является период, за который он подсчитываете я (неделя, месяц, квартал, год), поскольку этот показатель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов.

Наиболее предпочтительным является поэтому его измерение в неизменных ценах, но для нужд оперативного бухгалтерского учета и текущего планирования оборот может определяться и в текущих ценах.

Наиболее предпочтительным оценочным показателем величина оборота является для бесприбыльных и бюджетных организаций.

В оптовой и розничной -торговле, сбытовых подразделениях промышленных фирм размер оборота выступает в качестве основы для нормирования и стимулирования труда.

Как правило, при нормальной торговле заработная плата работников ставится в непосредственную зависимость от стоимости проданной продукции. Продавец получает определенный процент от цены каждой проданной вещи. Соответственно чем выше скорость оборота финансовых средств и больше число сделок за данный период времени, тем больше заработная плата работника. Естественно, что при такой системе нет надобности прятать под щшлавок то, что можно достать,- себе дороже.

Определение оборота затруднено в крупных компаниях, особенно конгломератах, а также для отделений крупных фирм. В последнем случае возникает проблема определения внутрифирменного оборота - оборота между отделениями на основе трансфертных средств.

Если вычесть из размера оборота компании стоимость покупных сырья, материалов, полуфабрикатов, другие переменные издержки, то получим другой ПХД - валовую прибыль.

Данный показатель, кстати, легко рассчитывается и для отделения крупной корпорации. В управлении валовая прибыль (ВП) является одним из наиболее распространенных оценочных показателей. По данным имеющихся обследований, свыше "/г британских и американских фирм сегодня используют ВП в качестве главного оценочного показателя хозяйственной деятельности.

Показатель ВП наиболее предпочтителен в тех отраслях промышленности и сферах бизнеса, где относительно невелика доля постоянных издержек (например, в торговле).

В краткосрочном плане пользоваться показателем ВП во всех отношениях является более предпочтительным, нежели оборот предприятия. ВП широко применяется также в тех отраслях промышленности, где велика доля переменных издержек, материально-энергетических затрат в себестоимости продукции. С другой стороны, показатель ВП в качестве оценочного неприменим в капиталоемких отраслях промышленности, где размер прибыли определяется прежде всего уровнем использования производственного оборудования, уровнем организации производства п слабо подвержен воздействию конъюнктуры цеп на сырье, не зависит от экономии материальных затрат. Кроме того, ВП НР, ПОДХОДИТ В качестве оценочного показателя для организаций с подвижной структурой иа-держек производства, с меняющейся постоянной п переменной частями себестоимости. Осповпои проблемой при расчете ВП является определение уровня запасов и размеров незавершенного производства. С учетом инфляции- эти показатели издержек могут существенно деформировать величину данного показателя в различных компаниях.

Если из ВП вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим так называемую «условно чистую» прибыль предприятия, или, как ее еще называют, прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов.

Данный ПХД пригоден в качестве оценочного практически для всех сфер бизнеса. Однако применительно к мелкому бпзпесу условно чистую прибыль часто смешивают с предпринимательским доходом владельцев предприятий.

Именно условно чистая прибыль является основой для определения премиального фонда для рабочих и служащих во всех странах мира, включая социалистические: Венгрию, Китай. В американских и западноевропейских компаниях размеры премий высшим руководителям также устанавливаются, как правило, в зависимости от величины полученной условно чистой прибыли. В Великобритании, например, 40% менеджеров премии выплачиваются в зависимости от размера условно чистой прибыли. Приплюсовав к величине условно чистой прибыли издержки на заработную плату рабочих и служащих, получаем показатель условно чистой продукции (УЧП).

Размер УЧП можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов (покупных материалов, услуг, выплат субподрядчикам, амортизационных отчислений, затрат на ремонт и т. п.). При расчете УЧП и соответствующих производственных затрат применяются текущие цепы. Рост УЧП -- показатель успешной хозяйственной деятельности, вне зависимости от темпов и масштабов инфляции.

Его применение на практике во многом сходно с использованием В П. Но наиболее подходящей сфер ой его применения является внедренческий и консультативный бизнес.

УЧП может служить также эффективным инструментом управленческого контроля в отраслях и компаниях со стабильной структурой издержек производства. В то же время данный показатель мало подходит для оценки конечных результатов конгломератов, компаний с сильно диверсифицированным производством, однако вполне пригоден для отделений крупных фирм.

Показатель УЧП получил ш и р о к о е распространение в качестве основы для

определения фонда оплаты труда, особенно в тех отраслях экономики, где численность рабочей силы, трудозатраты и, следовательно, издержки на заработную плату трудно нормировать ц контролировать.

УЧП нашла примеиенне в различных спстемах участия рядовых рабочих и служащих в распределении прибыли компании, полученной в результате повышения эффективности производства. При определении величины УЧП главной проблемой, помимо измерения уровня запасов и незавершенного производства, является расчет суммы амортизационных отчислении.

Если-из УЧП вычесть издержки па заработную плату и проценты за кредит, то получим прибыль до налогообложения.

Этот ПХД не пригоден в качестве оцеиочпого па новых предприятиях, как правило еще не вышедших на проектную мощность, а также на тех предприятиях, где осуществляются крупные капиталовложения с длительным сроком окупаемости. Неприменим он и в отраслях и на предприятиях с низкой фондо- и энерговооруженностью труда, например в сфере бытового обслуживания. Сфера применения остальных оценочных ПХД ограничена, как правило, исключительно потребностями бухгалтерского учета.

Наряду с показателями, необходимыми для нужд текущего планирования и управления производством, существуют также показатели для стратегического управления. Среди них:

Доля рынка сбыта, контролируемого фирмой;

Показатели качества продукции;

Показатели уровня обслуживания потребителей;

Показатели, касающиеся подготовки и переподготовки рабочей силы.

Все они так пли иначе связаны с повышением размера прибыли, получаемой фирмой. Так, например, увеличение > доли рынка непосредственно ведет к росту массы прибыли, получаемой фирмой. Особепио отчетливо зависимость такого рода прослеживается в капиталоемких отраслях промышленности. Но при этом важно и то,"

что рост массы прноыли достигается лишь на перспективной основе и может быть зафиксирован с помощью показателей, применяемых для нужд текущего планирования и управления, только за относительно продолжительные периоды времени.

Если долю рынка, в общем-то, определить не так уж сложно (по доле оборота или объема продаж фирмы в общей стоимости продукции, реалпзовапиой иа данном рынке), то показатели качества продукции - объект для измерения достаточно сложный. Обычно для внутрипроизводственных нужд применяется показатель числа дефектов (отказов) в процентах от партии изделий с помощью методов статистического контроля качества, то есть выборочным путем устанавливается количество отказов в дапиой партии на 1000 штук. Значение данного показателя не столько в уменьшении издержек производства (в результате снижения расходов по выявлению и устранению брака), сколько в поддержании марки фирмы на рынке. Вне предприятия или фирмы в качестве показателей качества продукции чаще всего используются следующие показатели: процент изделий, возвращенных потребителями на гарантийное обслуживание; количество изделий, возвращенных потребителями их изготовителям, в общем объеме реализованной продукции. Даже число публикаций, носвящеппых продукции фирмы, в специализированных изданиях.


Прибыль - это одна из форм чистого дохода, которая выражает в основном стоимость прибавочного продукта, но включает также и часть стоимости необходимого продукта.
Чтобы выявить финансовый результат деятельности предприятия, необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию (себестоимость продукции):
  1. если выручка превышает себестоимость, то финансовый результат свидетельствует о получении прибыли;
  2. если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Здесь нет убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития;
  3. если затраты превышают выручку, то предприятие получает отрицательный финансовый результат, т.е. убытки. Это ставит его в очень сложное финансовое положение, результатом которого может стать и банкротство.
Прибыль как экономическая категория проявляется в функциях:
  1. прибыль характеризует экономический эффект, который получен в результате деятельности предприятия. Но оценить все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли невозможно. В связи с этим при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используют систему показателей;
  2. прибыль обладает стимулирующей функцией, суть которой в том, что она является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Обеспечение принципа самофинансирования зависит от полученной предприятием прибыли. Доля чистой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, материального поощрения работников, научнотехнического и социального развития предприятия;
  3. прибыль является источником формирования бюджетов разных уровней, так как поступает в бюджеты в виде налогов. Прибыль одновременно с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научнотехнических и социальных программ.
Источники получения прибыли:
  1. первый источник формируется за счет монопольного положения предприятия на рынке по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник требует постоянного обновления продукта;
  2. второй источник основывается на производственной и предпринимательской деятельности. Он требует знание конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. В этом случае величина прибыли зависит от:
  • правильного выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
  • создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
  • объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
  • структуры снижения издержек производства;
  1. третий источник исходит из инновационной деятельности предприятия, он предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
При планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль и др.
Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, а также выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль является конечным финансовым результатом деятельности, поэтому она выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Этот термин "балансовая прибыль" используется в связи с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, который составляется по итогам квартала, года.
Балансовая прибыль включает следующие укрупненные элементы:
  1. валовая прибыль - это финансовый результат, который получен от основной деятельности предприятия, осуществляемой в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Финансовый результат рассчитывается отдельно по каждому виду деятельности предприятия, который относится к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.
Чтобы подсчитать финансовый результат, необходимо вычесть из выручки от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах затраты на ее производство и реализацию.
Выручка берется в расчет за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (это косвенные налоги, поступающие в бюджет), а также суммы наценок (скидок), поступающей торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), которые составляют себестоимость, регулируются законодательно;
  1. прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами;
  2. прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, который не связан с основными видами деятельности предприятия. Этот показатель отражает прибыли (убытки) по прочей реализации (продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продажа отдельных объектов, товарно-материальных ценностей и других видов имущества (сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы, валютные ценности, ценные бумаги));
  3. финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, которые не относятся к основной деятельности предприятия и не связаны с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг.
Внереализационные доходы предприятия - это:
  • доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Долгосрочные финансовые вложения - это затраты предприятия по вкладу средств в уставный капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставлению средств взаймы на срок более года. Краткосрочные финансовые вложения - это приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года;
  • доходы от сдачи имущества в аренду (они включаются в состав внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия);
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • доходы от дооценки товаров;
  • поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;
  • положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
  • проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
Внереализационные расходы и потери предприятия - это:
  • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, списания безнадежной дебиторской задолженности;
  • недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
  • затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возмещаемые заказчиками (при этом вычитается стоимость используемых материальных ценностей);
  • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
  • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации последствий стихийных бедствий (при этом исключается стоимость полученного металлолома, топлива, других материалов);
  • некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями;
  • затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, за исключением затрат, возмещаемых из других источников;
  • судебные издержки и арбитражные сборы и др.
Внереализационные прибыли (убытки) также включают сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).
Прибыль, которая получена предприятием, подлежит распределению, то есть направлению в бюджет и по статьям использования на предприятии (налоги и другие обязательные платежи). Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, называется чистой прибылью. Она также подлежит распределению с целью формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии записан в уставе предприятия. Он определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с этими документами предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения:
  • фонд накопления - это фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития;
  • фонд потребления - это фонд материального поощрения.
Расходы, связанные с развитием производства:
  • расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы;
  • финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов;
  • затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;
  • затраты по техническому перевооружению и реконструкции действующего производства, расширению предприятий;
  • расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним и др.
Распределение прибыли на социальные нужды - это расходы по
эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.
Затраты на материальное поощрение - это единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям и др.
Следовательно, прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, а вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление.
Рентабельность является относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия, показатели которой характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Чтобы оценить уровень эффективности работы предприятия, получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляют с затратами или используемыми ресурсами. Такое соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, если быть точнее, норму рентабельности.
К основным показателям рентабельности относят:
  1. рентабельность активов - это процентное отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его активов (основным оборотным средствам). Этот показатель показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия;
  2. рентабельность текущих активов - это эффективность использования оборотных активов, то есть отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его оборотных активов;
  3. рентабельность собственного капитала - отношение прибыли к величине собственного капитала. Этот показатель позволяет определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги, а также показать, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия;
  4. рентабельность основных производственных фондов - отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов. Этот показатель показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов;
  5. рентабельность продаж (реализации) - отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к выручке от реализации. Этот показатель показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции;
  6. рентабельность продукции - показатель, который рассчитывается:
  • по всей реализованной продукции - отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Также этот показатель можно рассчитать как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции. Показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции;
  • по отдельным видам продукции - этот показатель зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду;
  1. рентабельность долгосрочных финансовых вложений - отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Этот показатель показывает эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
На показатели, перечисленные выше, влияют многие факторы, они существенно варьируют по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.
Финансовое состояние предприятия - это способность предприятия финансировать свою деятельность, которое характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Показатели оценки финансового состояния предприятия.
1. Показатели финансовой устойчивости характеризуют состояние и структуру активов, уровень привлечения заемного капитала и способности организации обслуживать этот долг:
  1. коэффициент автономии показывает, какую часть всего капитала составляют собственные средства, т.е. независимость предприятия от заемных источников средств. Чем выше этот показатель, тем более финансово устойчивой, стабильной и независимой от внешних кредиторов является организация;
  2. коэффициент финансовой устойчивости показывает, какую часть всего капитала составляют заемные средства. Если этот показатель растет, то это означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. И наоборот, если его значение снижается до единицы, это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие;
  3. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, в какой степени финансирование оборотных средств зависит от заемных источников;
  4. коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме (в форме оборотных активов) и позволяет ими свободно маневрировать;
  5. коэффициент соотношения заемных средств и собственного капитала позволяет увидеть, какую долю заемных средств покрывает собственный капитал. Если этот показатель растет, то это свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов. Допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия, но в первую очередь скоростью оборота оборотных средств;
  6. коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами показывает, в какой мере материальные запасы покрыты собственными оборотными средствами. Если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов (показатель будет меньше единицы). Если у предприятия недостаточно материальных запасов для бесперебойного осуществления производственной деятельности (показатель может быть выше единицы), то это не будет признаком хорошего финансового состояния предприятия.
Нормативные критерии, которые приведены для рассмотренных выше показателей, во многом условны, так как зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др.
Финансовую устойчивость предприятия также характеризуют такие показатели, как ликвидность и платежеспособность.
Ликвидность актива - это его способность трансформироваться в денежные средства. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, необходимом для погашения краткосрочных обязательств (даже с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами).
Ликвидность баланса - это степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса предприятия тесно связана с платежеспособностью предприятия.
Платежеспособность - это наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.
Основные признаки платежеспособности:
  • наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;
  • отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Показатель ликвидности баланса определяется в связи с необходимостью оценки платежеспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Существует анализ ликвидности баланса, который состоит в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
В зависимости от степени ликвидности имущество предприятия разделяют на четыре группы:
  • наиболее ликвидные средства - это денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
  • легко реализуемые активы - это дебиторская задолженность, готовая продукция и товары;
  • медленно реализуемые активы - это производственные запасы, МБП, незавершенное производство, издержки обращения;
  • трудно реализуемые или неликвидные активы - это нематериальные активы, основные средства и оборудование к установке, капитальные долгосрочные финансовые вложения.
В зависимости от сроков их погашения пассивы подразделяют на:
  • наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, ссуды, не погашенные в срок;
  • краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты банков;
  • долгосрочные и среднесрочные пассивы - долгосрочные и среднесрочные кредиты банков;
  • постоянные пассивы - источники собственных средств.
Баланс абсолютно ликвиден в следующих соотношениях:
  • наиболее ликвидные средства больше или равны наиболее срочным обязательствам;
  • легко реализуемые активы больше или равны краткосрочным пассивам;
  • медленно реализуемые активы больше или равны долгосрочным и среднесрочным пассивам;
  • трудно реализуемые или неликвидные активы больше или равны постоянным пассивам.
В случае нарушения хотя бы одного неравенства, ликвидность баланса недостаточна.
Для более детального анализа ликвидности используют комплекс следующих показателей:
  1. величина собственных оборотных средств - это часть собственного капитала предприятия, являющаяся источником покрытия текущих активов. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике - положительная тенденция. В качестве основного и постоянного источника увеличения собственных оборотных средств выступает прибыль;
  2. маневренность функционирующего капитала - это часть собственных оборотных средств, находящаяся в форме денежных средств, которые имеют абсолютную ликвидность. Этот показатель в пределах от нуля до единицы считается нормальным для функционирующего предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция;
  3. коэффициент покрытия (общий) - этот показатель дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Предприятие осуществляет погашение краткосрочных обязательств в основном за счет текущих активов, поэтому в случае превышения текущих активов над текущими обязательствами предприятие рассматривается как успешно функционирующее;
  4. коэффициент быстрой ликвидности - этот показатель аналогичен коэффициенту покрытия, но исчисляется по более узкому кругу текущих активов (из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы). Это исключение осуществляется потому, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. По международным стандартам уровень показателя должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 - 0,8;
  5. коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) - этот показатель показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. По международным стандартам его значение должно быть больше или равным 0,2 - 0,25;
  6. доля собственных оборотных средств в покрытии запасов - это показатель, характеризующий ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Нижняя граница показателя - 50%;
  7. коэффициент покрытия запасов - этот показатель рассчитывается соотнесением величины "нормальных" источников покрытия запасов (собственные оборотные средства, краткосрочные ссуды и займы, кредиторская задолженность по товарным операциям) и суммы запасов. В случае если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия является неустойчивым.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Тема: «Расчет основных показателей хозяйственной деятельности предприятия»



Введение

.Общая схема формирования и анализа показателей хозяйственной деятельности

.Анализ использования основных средств

.Расчеты коэффициента обновления и коэффициента выбытия основных средств

.Анализ влияния фондоотдачи на выручку, проведенный методом цепных подстановок

.Анализ рентабельности

.Анализ финансового состояния предприятия

Список используемой литературы


Введение


Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которая во многом определяется умением её анализировать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности - это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности сформировался как самостоятельная отрасль научных знаний, которая наилучшим образом объединяет все экономические дисциплины и находится в непосредственной связи с такими специальными науками как управление, планирование и статистика. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т.е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами. Главная цель курсовой работы - исследовать состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявить основные недостатки и проблемы его финансово-хозяйственной деятельности.


1. Исходные данные по предприятию

Показатели (млн.руб)Значение показателя1)Стоимость средств:а) На начало года:-здания71,2-автотранспорт11,2-оборудование, станки3,2-хоз. оборудование2,2б) Поступили:-станки3,3-транспорт-в) Выбыли:-станки2,4-хоз. оборудование1,22)Выручка:-базового периода97,1-текущего года100,43)Среднесписочное число рабочих:-плановое42-фактическое494)Количество дней анализируемого периода3605)Однодневная выручкаВыручка/3606)Среднесписочный остаток оборотных средствВыручка-32% от выручки7)Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год360-30-24-88)Оплата труда рабочего в час (руб/час)0,0099)Прибыль от реализации продукцииВыручка/610)Прибыль (убыток) от ЖКХВыручка/50 (-)11)Внереализационная прибыльВыручка/1412)Среднее число часов, отработанных одним рабочим в день6,913)Средняя выработка на одного рабочего1,5


2. Общая схема формирования и анализа показателей хозяйственной деятельности


3. Анализ использования основных средств


Основные фонды представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. К основным средствам относятся средства труда стоимостью свыше 20 тыс. руб. (с 1 января 1994 г.) за единицу и сроком службы более одного года.

Типовая классификация основных производственных фондов включает:

üЗдания

üСооружения

üПередаточные устройства

üМашины

üОборудование

üИзмерительные и регулирующие приборы и устройства

üВычислительная техника и др.

Использование основных производственных фондов в целом по предприятию характеризуется фондоотдачей.

Q - Объем продукции

Фо- фондоотдача

Фср

И фондоемкостью

Фе - фондоемкость

Чем больше фондоотдача и чем меньше фондоемкость, тем эффективнее используются средства предприятия.


Таблица №1

Таблица №2

Наименование показателяБазовый годТекущий годОтклонениеВыручка97,1100,43,3Фср21,9521,825-0,125Фо4,4244,60,176Фе0,2260,217-0,009

Фср(0) = ст-ть на нач. года/4

Фср(1) = ст-ть на конец года/4


Из таблицы №2 видно, что фондоотдача основных средств увеличилась на 0,176(из-за увеличения выручки на 3,3 и уменьшения Фсрна 0,125), что привело к уменьшению фондоемкости на 0,009. Хотя эти отклонения незначительны, все же это положительно характеризует финансовое состояние субъекта и указывает на эффективное использование основных средств.


4. Расчеты коэффициента обновления и коэффициента выбытия основных средств


Наименование показателейНа нач. годаПоступило в отч. годуВыбыло в отч. годуОсталось на конец годаЗдания71,2--71,2Автотранспорт11,2--11,2Станки3,23,12,43,9Хоз. оборудование2,2-1,21Итого87,83,13,687,3

Структура основных средств подразумевает динамику основных средств, т.е. обновление и выбытие, которые определяются с помощью формул:

Свыб - средства, выбывшие

Снг- средства на начало года

Квыб- коэффициент выбытия

Спост - средства поступления

Скг - средства, на конец года

Кпост - коэффициент поступления


Таблица №3

Наименование показателейНа нач. годаПоступило в отч. годуВыбыло в отч. годуОсталось на конец годаЗдания71,2--71,2Автотранспорт11,2--11,2Станки3,23,12,43,9Хоз. оборудование2,2-1,21Итого87,83,13,687,3

Квыб= = 0,041 Кпост== 0,036

Из таблицы №3 видно, что коэффициент выбытия больше, чем коэффициент поступления. Это говорит о том, что предприятие в течение года стремилось к улучшению своего финансового состояния. Однако, обновление основных средств осуществлялось в незначительном количестве, так как коэффициент поступления меньше, чем коэффициент выбытия всего на 0,005.Но эти средства использовались эффективно, потому что коэффициент фондоотдачи увеличился, что видно из таблицы №2.


. Анализ влияния фондоотдачи на выручку, проведенный методом цепных подстановок


Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. При использовании этого метода берутся плановые и фактические величины. Этот метод состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых фактической его величиной, при этом все остальные показатели остаются неизменными. Далее степень влияния того или иного показателя рассчитывается последовательным вычитанием, т.е. из 2 вычитаем 1, из третьего второй и т.д.


Таблица №4

Наименование показателейБазовый годТекущий годОтклонениеВыручка97,1100,43,3Фср21,9521,825-0,125Фо4,4244,60,176

1)Берем все базовые показатели

95*4,424=97,107

)Берем среднегодовую стоимость фондов текущую, а фондоотдачу базовую

825*4,424=96,554

)Берем все текущие показатели

825*4,6=100,395

)Находим за счет, каких факторов произошло отклонение базовых от текущих показателей

а) 96,554- 97,107= -0,553

б) 100,395- 96,554= 3,841

в) находим суммарное значение

841- 0,553= 3,288

Из данных расчетов видно, что фондоотдача и среднегодовая стоимость фондов положительно влияют на выручку в течение года. Выручка увеличилась на 3,3.


6. Анализ использования оборотных производственных фондов


Оборотные фонды представляют собой средства труда, целиком потребляемые в каждом производственном процессе. Они полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и изменяют свою натуральную форму.

Оборотные фонды можно классифицировать по двум группам: оборотные фонды в производственных запасах (сырье, материалы, топливо, тара, МБП и др.) и оборотные фонды в процессе производства (незавершенное производство, затраты на освоение новой продукции, полуфабрикаты собственного изготовления). Эффективность использования оборотных средств характеризуется оборачиваемость, т.е. продолжительностью прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения.

Z - оборачиваемость

t - выручка от реализации за анализируемый период

Формула коэффициента оборачиваемости

K - коэффициент оборачиваемости

O - средний остаток оборотных средств

T - число дней анализируемого периода

Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств.

Коэффициент загрузки

Чем он меньше, тем эффективнее используются оборотные средства.


Таблица №5

Наименование показателейБазовый годТекущий годОтклонениеВыручка97,1100,43,3Количество дней анализируемого периода360360-Однодневная выручка0,2700,2790,009Средний остаток оборотных средств66,02868,2722,224Продолжительность одного оборота244,8244,8-К оборачиваемости1,4711,471-К загрузки0,680,68-

Из таблицы №5 видно, что коэффициент оборачиваемости и коэффициент загрузки стабильны и не изменились. Хоть и произошло увеличение выручки на 3,3, увеличение однодневной выручки на 0,009, и увеличился остаток оборотных средств на 2,224, все эти факторы не значительны и никак не повлияли на коэффициент оборачиваемости и коэффициент загрузки.


. Анализ влияния трудовых факторов на объем продукции, проведенный методом цепных постановок


Таблица №6

ПоказателиОбозначенияПланФактОтклонениеОбъем продукцииQ129540120287-9253Среднесписочное число рабочихR4239-3Среднее число дней, отработанных 1 рабочим в годTd298298-Среднее число часов, отработанных одним рабочим в деньTr6,96,9-Средняя выработка на 1 рабочегоDr1,51,5-


-=-9253

Как видно из таблицы №6,в данном случае проводить анализ влияния трудовых факторов на объем продукции неэффективно, так как в отчетном и базовом году меняется один показатель, а именно, среднесписочное число рабочих.

Поэтому объем продукции мы определяем по формуле (*) и полученные значения подставляем в таблицу №6.

Получаем, что в отчетном году объем продукции уменьшился на 9253 за счет уменьшения численности рабочих на 3 человека.

Выручка, как мы видим из таблицы №2, увеличилась на 3,3. Что говорит о том, что предприятие может полностью реализовать свою продукцию.


8. Факторный анализ производительности труда


Важнейшим показателем эффективности использования труда является производительность труда. Уровень производительности труда может быть выражен показателем реализованной продукции на одного работающего или показателем трудоемкости единицы продукции. Об эффективности использования труда в отраслях материального производства судят по таким показателям как: темп роста производительности труда, доля прироста продукции за счет повышения производительности труда, относительной экономии живого труда, в сравнении с условиями базисного года.

Q - объем продукции

численность работающих за смену

Производительность труда характеризуется фондовооруженностью

Т - численность работающих

Фср - среднегодовая стоимость фондов

Фондовооруженность, показатель, определяющий, стоимость основных фондов на одного работающего.

Таблица №7

ПоказателиБазовыйТекущийАбсолютное отклонение%-ое отклонениеВыручка97,1100,43,3103,4Среднесписочное число работающих (Т)4239-392,9Фср21,9521,825-0,12599,4Фо4.4244,60,76104Фв0,5230,5590,036106,9Пт2,3142,570,257111

1.Находим Фви подставляем значение в таблицу.

.Находим влияние Фои Фв на производительность труда методом цепных подстановок. Первоначально берем базовые показатели:

424*0,523=2,314

.Берем Фо текущего года, а Фв базового:

.Берем все показатели текущего года:

.Находим влияние показателей:

а) 2,406-2,314= 0,092

б) 2,571-2,406= 0,165

Находим суммарное значение:

092+0,165= 0,257

Методом цепных подстановок определяем влияние факторов Фв и Фо на производительность труда по формуле ПТов. Из таблицы №7 видно, что Фо положительно влияет на производительность труда, что составляет отклонение 0,257


9. Схема факторов, показателей и конечных результатов интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности


Факторы и пути повышения интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности

.НТП и научно-технический уровень производства продукции.

.Структура хозяйственной системы уровень организации производства и труда.

.Хозяйственный механизм и уровень организации управления.

.Социальные условия и уровень использования человеческого фактора.

.Природные условия и уровень рационального природопользования.

.Высшие экономические связи и уровень их развития.

10. Определение коэффициента всесторонней интенсификации


Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия может носить экстенсивный и интенсивный характер.

Экстенсивное использование ресурсов ориентируется на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Показатели экстенсивности - количественные показатели использования ресурсов:

.Численность работающих

.Величина израсходованных предметов труда

.Величина амортизации

.Объём основных производственных фондов

Интенсивное использование состоит в том, что, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно добиться больших результатов. Показатели интенсивности - качественные показатели:

.Производительность труда

.Материалоотдача

.Количество оборотов оборотных средств

Определим, экстенсивно или интенсивно наше предприятие использует производственные и финансовые ресурсы?

Для этого нам необходим коэффициент всесторонней интенсификации.


Квинт = 1 - (V/Q + M/Q + A/Q)

Фо + Ко


Квинт - коэффициент всесторонней интенсификации

Q - объём продукции

V - фонд оплаты труда за отработанный период

M - среднегодовая стоимость материалов

А - амортизация оборудования

Фо - фондоотдача

Ко - коэффициент оборачиваемости


М = станки + хоз.оборудование

М(0) = 3,2 + 2,2 = 2,7 М(1) = 3,9 +1 = 2,45

А = Здания + автотранспорт + станки *15%

А(0) = 71,2 + 11,2 + 3,2 *15% = 4,28

А(1) = 71,2 +11,2 + 3,9 *15% = 4,32


Ч - среднесписачное число рабочих

С - среднее число часов отработанных 1 рабочим

О - оплата труда рабочего в час

Д - среднее число дней отработанных 1 рабочим

V(0) = 42*6,9*0,009*298 = 777,244

V(1) = 39*6,9*0,009*298 = 721,726


Квинт(0) = 1- (777,244/129540 + 2,7/129540 + 4,28/129540) = 0,195

Квинт(1) = 1- (721,726/120287 + 2,45/120287 + 4,32/120287) = 0,188

188-0,195=-0,007

Из данных расчетов можно определить, что Кинт(1) - Кинт(0) = -0,007. Это говорит о том, что предприятие стремилось к улучшению своего финансового состояния, но не достаточно эффективно.

Однако, многие показатели, такие как производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача растут, следовательно, руководство предприятия эффективно использует ресурсы.

Одновременно с этим, численность рабочего персонала уменьшилась на 3 человека, поэтому можно сделать вывод, что руководство предприятия интенсивно использует ресурсы.

финансовый труд собственник управление


11. Схема анализа факторов и показателей себестоимости товарной и реализованной продукции

Себестоимость продукции, работ и услуг - выражение в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда.

Состав затрат, включаемых в с/с продукции, классифицируется по статьям, которые определены в Гос. стандарте,а методы калькулирования этих затрат самим предприятием.

Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Задачами анализа с/с продукции являются:

.Оценка обоснованности и напряжённости плана по с/с продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат.

.Установление динамики и степени выполнения плана по с/с.

.Определение факторов, которые влияют на динамику показателей с/с и выполнения плана по ним, отклонения фактических затрат от плановых, причины этих отклонений.

.Анализ с/с отдельных видов продукции.

.Выявления резервов дальнейшего снижения с/с продукции.

Снижение с/с продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.


12. Анализ рентабельности


Доходность хозяйствующего объекта (рентабельность) характеризуется относительными и абсолютными показателями.

Абсолютный показатель-сумма прибыли или доходов хозяйствующего субъекта.

Относительный показатель-уровень рентабельности. Рентабельность определяется %-ым отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции:


Р= П/издержки*100%


Для того, чтобы определить рентабельность необходимо вычислить чистую прибыль, которая остаётся у предпринимателя после различных выплат.


Р=Пбал / Фсросн + Фср об *100%


На доходность хозяйствующего субъекта влияют:

.объём выручки от реализации продукции

.уровень себестоимости

.доходы от внереализационных операций

.налог на прибыль

.другие налоги, исчисляемые из прибыли

Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится в сравнении с планом и с предшествующим периодом.

Расчётная рентабельность является отношением расчётной прибыли к сумме издержек обращения за отчётный период.

Расчётная прибыль определяется путём уменьшения балансовой суммы прибыли на сумму в пределах разницы, по тарифам на поставки продукции по ценам франко- станциям:


Р=Пбал - (Фст+ Нд - Нпр) / И


П- прибыль балансовая

Ф- разница на тарифы продукции по ценам франко-станции назначения

Н- не планируемые доходы за отчётный период

И- издержки производства

Данная расчётная рентабельность необходима для анализа деятельности снабжения- сбытовых организаций.

Для анализа эффективности использования материально-технической базы, основой которого являются производственные фонды, используют рентабельность как отношения прибыли к среднегодовой стоимости фондов.

При экономическом анализе для полной оценки финансовых результатов хоз. Деятельности целесообразно использовать одновременно несколько показателей рентабельности:

Общая рентабельность - отношение балансовой прибыли к издержкам обращения

Расчётная рентабельность - отношение расчётной прибыли к издержкам обращения

Рентабельность как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств

Как отношение прибыли к общему объёму реализации товаров через склады или из мелкооптовых магазинов

Как отношение прибыли к издержкам обращения по товарным группам

Такой методический подход к анализу рентабельности позволяет детализировать и раскрывать причины тех или иных отклонений, оценить достижения и выявить недостатки, наметить необходимые мероприятия, направленные на дальнейшее повышение экономической эффективности производства.


Таблица №8

ПоказателиБазовый годТекущий годОтклонения1. Выручка97,1100,43,32. Прибыль от реализации16,1816,730,553.Прибыль от ЖКХ1,942,010,074.Внереализационная прибыль6,947,140,2

Прибыль от реализации продукции = выручка/6

Прибыль (убыток) от ЖКХ = выручка/50(+)

Внереализационная прибыль = выручка/14


RИМ(0)=16,18+1,94+6,94/21,95*100%=114%

RИМ(1)=16,76+2,01+7,14/21,825*100%=118%

Прибыль от реализации в течение года увеличилась на 0,55т.р.

Прибыль от ЖКХ в течение года увеличилась на 0,07т.р.

Внереализационная прибыль в течение года увеличилась на 0,2т.р.


13. Анализ финансового состояния предприятия


Из приведённых ранее расчётов можно сделать вывод о том, что финансовое состояние нашего предприятия улучшилось, и это является результатом его эффективной деятельности.

В отчётном году предприятие более эффективно использовало основные средства, о чём свидетельствует увеличение фондоотдачи и уменьшение фондоёмкости.

Так как фондоотдача является отношением выручки и среднегодовой стоимости фондов, следовательно, она увеличилась в результате увеличения выручки.

Большое значение для анализа работы предприятия имеет производительность труда, которая прямопропорционально зависит от фондоотдачи и фондовооруженности. Так как фондоотдача увеличилась, это и привело к увеличению производительности труда, несмотря на то, что численность рабочих увеличилась.

Важнейшим показателем эффективности производства является прибыль и рентабельность. Рентабельность показывает, сколько прибыли мы получим с 1 руб. активов и чем она выше, тем лучше.

Наше предприятие является рентабельным, т.к. значение рентабельности больше 100%. И, как видно из расчётов, в отчётном году она увеличилась, что вновь подтверждает эффективную работу предприятия.


Список используемой литературы


1.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 2001

.Ханукаева С.З. Методическое пособие, 2010

.Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, 2003

.Фомин П.А. Оценка эффективности использования финансов предприятия в условиях рыночной экономики, 2000

5.Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, 2000