Урок по истории России на тему " Народы России во второй половине XVI в." (7 класс). Включение разных народов в состав россии Включение разных народов в состав России

Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Разберем подробнее национальный состав России, рассмотрев отдельно каждый этнос.

Крупные народности России

Русские - самый многочисленный коренной этнос, проживающий на территории России. Численность русских людей в мире приравнивается к 133 миллионам человек, однако некоторые источники указывают цифру до 150 миллионов. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских, большая часть русских также обитает в Украине, Казахстане и Белоруссии. Если рассматривать карту России, то русский народ в многочисленности распределен по всей территории государства, проживая в каждом регионе страны...

Татары, по сравнению с русскими, составляют всего 3,7% от всего населения страны. Татарский народ имеет численность в 5,3 миллиона человек. Данный этнос проживает по всей стране, самый густонаселенный татарами город является Татарстан, там обитает более 2 миллионов человек, а самый малонаселенный регион - Ингушетия, где не наберется и тысячи человек из татарского народа...

Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан. Численность башкир составляет около 1,5 миллиона человек - это 1,1% от общего числа всех жителей Российской Федерации. Из полуторамиллионного народа большая часть (примерно 1 млн) проживает на территории Башкортостана. Остальные башкиры живут на всей территории России, а также в странах СНГ...

Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Их численность 1,4 миллиона человек, что составляет 1,01% от общего национального состава россиян. Если верить переписи населения, то около 880 тысяч чувашей проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России, а также в Казахстане и Украине...

Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. В России численность чеченского народа равнялась 1,3 миллиона человек, но по статистике с 2015 года количество чеченцев на территории РФ увеличилось до 1,4 миллиона. Данный народ составляет 1,01% от всего населения России...

Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии - около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области, там не соберется и 5 тысяч, принадлежащих к мордовскому народу...

Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек - это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам - Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину...

Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек - это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири. Также они проживают в других регионах России, самые густонаселенные якутами регионы - это Иркутская и Магаданская области, Красноярский край, Хабаровск и Приморский округ...

По статистике, доступной после переписи населения, в России проживает 460 тысяч бурятов. Это составляет 0,32% от общего количества россиян. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория - Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная - Камчатский край и Кемеровская область, там не отыскать и 2000 тысяч бурят...

Численность народа Коми, проживающего на территории Российской Федерации, составляет 230 тысяч человек. Эта цифра составляет 0,16% от всего населения в России. Для проживания этот народ облюбовал не только республику Коми, которая является для них непосредственной Родиной, но и другие регионы нашей необъятной страны. Народ Коми встречается в Свердловской, Тюменской, Архангельской, Мурманской и Омской областях, а также в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах...

Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях - около 7 тысяч человек. А менее всего калмыков обитает в Чукотском автономном округе и Ставропольском крае - менее тысячи человек...

Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях. Общая численность Алтайского народа составляет 79 тысяч человек, в процентах - 0,06 от общего числа россиян...

Чукчи относятся к малочисленному народу из северо-восточной части Азии. В России народ чукчи имеет небольшую численность - около 16 тысяч человек, их народ составляет 0,01% от всего населения нашей многонациональной страны. Этот народ разбросан по всей России, однако большая часть осела в Чукотском автономном округе, Якутии, Камчатском крае и Магаданской области...

Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и народы других стран. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.

Продолжать можно бесконечно, ведь огромная территория РФ способна вместить под одной крышей множество народов, как коренных, так и прибывающих из других стран и даже материков.

ТИБЕТЦЫ, пёба (самоназвание), народ, коренное население Тибета. Живут в основном в Китае (4750 тыс. человек, Тибетский автономный район, провинции Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань), также в Индии (70 тыс. человек), Непале, Бутане, Швейцарии. Кроме общего самоназвания широко употребляются областные названия тибетцев: амдова (Цинхай), камба, или кхампа, сифань (Сычуань и соседние районы Тибета), и др. Говорят на диалектах тибетского языка. Письменность со своим алфавитом создана на основе санскритского в VII веке.

Территория Тибета была обитаема уже в период палеолита и неолита. Предки тибетцев в VI веке создали свою государственность. С тибетскими правителями искали связи соседние государства, в том числе Китай и Индия. В дальнейшем власть приняла форму теократического правления во главе с далай-ламой и панчен-ламой.

По занятиям выделяются хозяйственно-культурные типы горных оседлых земледельцев - свыше половины всех тибетцев (ячмень, пшеница, рис; применяется искусственное орошение), полуоседлых земледельцев-скотоводов и кочевников-скотоводов (яки, лошади, овцы, козы; як используется также как вьючное животное). Развиты ремёсла - гончарное, ткацкое, литьё из бронзы и меди, резьба по дереву и камню и др. В Китае у тибетцев возникает промышленность.

Традиционные жилища оседлых тибетцев - каменный дом-башня с плоской крышей (нижний этаж для скота и инвентаря, верхний - жилой), на юге и востоке - срубные, кочевники живут в шерстяных палатках.

Мужская одежда - куртка и штаны, поверх - халат запашной на правую сторону, с длинными рукавами и поясом, летний - из сукна или материи, зимний - из овчины (чуба). Одежда без карманов, поэтому все предметы, в том числе личную деревянную чашку для еды, носят за пазухой. Женская одежда - короткая кофта, юбка, длинная безрукавка, полосатый цветной передник; зимой аналогична мужской чуба. Женские головные уборы разнообразны, мужские - шляпа или меховая шапка. Женщины и часто мужчины носят косы и украшения. Обувь - кожаные сапоги с загнутыми носками, внутри - шерстяные чулки.

Основная традиционная пища - цзамба (поджаренная ячменная мука, смешанная с маслом, иногда с чаем), молочный чай, мясо; у скотоводов преобладает мясо-молочная пища. Кислое молоко - почётное угощение; другой национальный напиток - ячменное пиво.

Сословное расслоение было более чётко выражено у земледельцев. Семья малая, брак преимущественно патрилокальный. У земледельцев вплоть до недавнего времени сохранялись полиандрия (с патрилокальностью) и полигамия (с матрилокальностью).

У тибетцев солнечно-лунный календарь, в месяце 30 или 29 дней, в году 354 дня. Поэтому через каждые два с половиной или три года добавляется один месяц в 30 дней. Цикл в 60 лет начинается с года мыши и дерева. Самый большой праздник - Новый год, накануне которого в монастырях устраивается мистериальное представление-пантомима лам с танцами - цам. В 15-й день отмечается праздник фонарей, во время которого всё поселение украшается фонарями и выставляются картины из цветного масла. Особенно красивы праздники в Лхасе и Шигатцзе. Тибетцы - буддисты северного толка Махаяны, имеются секты, преобладает желтошапочная секта гелугпа. Сохраняется древняя шаманистическая религия бон.

Богато и разнообразно народное творчество. Широко бытует эпос. Большой популярностью пользуется праздник цам под аккомпанемент музыкальных инструментов - смычковых, свирелей, колокольчиков, сопровождаемый театрализованными представлениями.

Народы России
во второй половине XVI в.

Цели и задачи: познакомить с историей народов России во второй половине XVI в., этапами освоения русскими новых земель; характеризовать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к России в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия епархия ; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания методов внедрения православия; использовать знания о территории и границах, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о процессе превращения России в крупнейшую евразийскую державу; описывать существенные черты форм государственного и военного устройства народов России; характеризовать политику, проводимую Иваном IV в Поволжье и Сибири; описывать налоги и повинности, которые платило население земель, присоединенных к России; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; представлять результаты своей деятельности; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

Оборудование: учебник, карта «Россия в XVI в.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

(Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников.)

    Мотивационно-целевой этап

На прошлых уроках мы рассмотрели политическую историю России, социальный состав населения. Однако история - это не только экономика, войны и походы. Нельзя представить себе жизнь российского общества, не зная традиций, обычаев народов России. Поговорим об этом на нашем уроке.

Тема урока: «Народы России во второй половине XVI в.».

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

    Народы Западной Сибири и Поволжья.

    Формирование новой администрации.

    Освоение русскими присоединенных земель.

    Проблема вероисповедания на присоединенных землях. Проблемный вопрос

    Как происходил процесс превращения России в крупнейшую евразийскую державу?

    Введение в новый материал

В XVI в. территория Российского государства заметно расширилась. В его состав вошли новые народы. Как складывались их взаимоотношения с царской властью? Как управлялись новые территории? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

    Работа по теме урока

    Народы Западной Сибири и Поволжья

В царствование Ивана IV к Российскому государству были присоединены Поволжье и Западная Сибирь.

    Покажите на карте присоединенные территории. Опишите населявшие их народы с помощью материала на с. 76, 77 учебника и интернет-ресурсов.

(Проверка выполнения задания. При консультативной помощи учителя заполняется таблица.)

Группы

народов

Народ

Территория

проживания

Дата присоединения новых земель

Финно-

угры

Ханты и манси

Восточно-Европейская равнина, Урал и Сибирь

Конец XVI в.

Тюрки

Чуваши, казанские татары, башкиры

Правый и левый берега Волш

1551-1557 гг.

Финно-

угры

Марийцы, удмурты, мордва

Тюрки

Астраханские татары, ногаи

Нижнее Поволжье

1556 г.

Финно-

угры

Мордва

Тюрки

Ногаи, башкиры аргыны, карлуки, канглы, кыпчаки, найманы

Урал, низовья Оби

1557 г.

    Формирование новой администрации

Необходимо было выработать модель управления новыми территориями и сформировать новую администрацию.

    Работая в группах с материалом учебника (с. 77,78), предположите, какие шаги должно было сделать Российское государство для решения проблемы управления новыми землями.

Запись в тетради

Российское правительство подтвердило права местной знати:

    на владение родовыми земельными угодьями;

    сбора дани с населения и управления им.

Служилые люди:

    принимались на службу за жалованье, а также получали за нее поместья;

    получали торговые и ремесленные преимущества.

Вопросы для дискуссии

    Каковы достоинства модели формирования новой администрации?

    Каковы недостатки этой модели?

    Освоение русскими присоединенных земель

Территория России лежала в полосе резко континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ (морского или океанического побережья, крупных горных хребтов и т. п.) постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов страны. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государства находились в руках противников России. Ослабли и были разорваны традиционные торговые и культурные связи.

Русские начали осваивать плодородные черноземы Дикого поля (к югу от реки Оки), Поволжья, юга Сибири.

    Выполните задание 2 к тексту параграфа.

    Проблема вероисповедания на присоединенных землях

(Изучив материал на с. 78-80 учебника, ученики отвечают на вопросы.)

    На кого легла основная задача по приобщению народов присоединенных земель к православию? {На созданную в 1555 г. Казанскую епархию.)

    Кто и почему принял активное участие в миссионерской деятельности? {Монастыри, которым за это были пожалованы земельные владения.)

    Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в. {Москва, Тверь, Новгород, Псков, Смоленск и т.д.)

    Какой документ стал руководством для миссионерской деятельности? {«Наказная память».)

    Какие методы распространения православия предписывались этим документом? {Ненасильственные.)

    Какие привилегии получали народы, принявшие православие? {Различные льготы - освобождение от уплаты ясака на три года, знать приравнивали в правах к российскому служилому сословию.)

    Как называли людей, добровольно принявших православие? {Новокрещенами.)

    Какие цели преследовало российское правительство, распространяя христианство среди вновь присоединенных народов? {Укрепление центральной власти на вновь присоединенных территориях.)

    Какую политику проводили по отношению к тем, кто исповедовал ислам? {Веротерпимости.)

    Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

    Выполните задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» с. 81 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

Подготовить сообщение об одном из присоединенных народов.

§ 33-34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно росла. Если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением рождаемости, так и с увеличением территории Российской империи.

Расширение границ России шло за счет земель, населенных украинцами, белорусами, литовцами, поляками, финнами, евреями и другими народами. В 1795 г. доля русских в общей массе жителей страны составляла 49 %, украинцев – около 20, белорусов – 8, поляков – 6, финнов – 2, литовцев – 1,9, татар – 1,9, латышей – 1,7, евреев – 1,4, эстонцев – 1,1 %. Молдаване, ненцы, удмурты, карелы, коми, марийцы, калмыки, башкиры, чуваши и многие другие народности составляли 1 % населения Российской империи.

Многие народности были освобождены от тяжкого бремени рекрутской повинности. Они не знали и крепостного права, которое стало уделом только русских, украинцев, белорусов и народов Прибалтики.

В Россию переселилось немало колонистов: немцев, молдаван, греков, армян, сербов, болгар. Продолжался процесс заселения и освоения новых земель на окраинах страны, в котором активно участвовали русские, украинцы, татары, мордва, чуваши, марийцы.

Особое положение занимали евреи, которые проживали на территории, вошедшей в состав страны после разделов Речи Посполитой, а также в Новороссии, на Левобережной Украине и частично в Прибалтике. Законы, принятые в 1790-х гг., определяли границу территорий, на которых им разрешалось постоянно проживать, – черту оседлости. Введение черты оседлости ущемляло права еврейского народа.

Русские. В XVIII в. их численность выросла с 11 до 20 млн человек, но удельный вес в составе населения страны сократился. Русские в основном жили в центральных и северо-западных районах страны. Здесь их доля в общей численности населения превышала 90 %. В 1780-х гг. русские переселенцы появились на Северном Кавказе, росло их число и в Сибири. Русские перебирались в Новороссию и на земли Войска Донского, в Екатеринославскую и Таврическую губернии.

Быт основной массы сельского населения изменился незначительно: тот же каждодневный труд на земле, где взрослые и дети работали значительную часть года, те же подати и повинности в пользу казны и помещика. Наряду с этим развитие рыночных отношений вело к расслоению крестьян на богатых и бедных. Зажиточное крестьянство стремилось подражать горожанам в планировке домов, пище и одежде.

Крестьянский быт, в свою очередь, влиял на жизнь горожан. Сельская местность начиналась сразу за городской чертой. Развитие отходничества, учеба, рекрутчина, посещение церквей и монастырей (богомолье), совместное участие горожан и крестьян в многочисленных войнах – эти и другие формы общения способствовали взаимному обогащению крестьянской и городской культуры.

В XVIII в. большинство горожан жили в деревянных домах. Каменные жилые постройки были не редкостью только в Петербурге и Москве. Внутренние помещения дома украшали деревянной резьбой, зеркалами и занавесками, дорогой мебелью и посудой. Вокруг дома сажали садовые деревья. Обычно дома горожан были одноэтажными или двухэтажными. В Москве и Петербурге появлялись трех– и четырехэтажные дома, построенные в западноевропейском стиле. В темное время суток окна закрывались ставнями.

Неизвестная в русском костюме. Художник И. Аргунов

Крестьянский обед. Художник М. Шибанов

Городские жители пользовались в быту предметами европейского образца. В домах знати вилки, ножи и ложки были серебряными (отсюда выражение – «столовое серебро»), тарелки и чашки – из фарфора, рюмки, стаканы и графины – из хрусталя. Основная масса горожан имела простую утварь. В крестьянской семье обычно ели из общей посуды. Однако и бедные, и богатые бережно обращались с предметами домашнего обихода.

Игра в пристенок. Художник Е. Корнеев

С петровских времен изменилась одежда горожан. Служащие обязаны были появляться в общественных местах в иноземном или, как его называли, «немецком» платье и парике, с введением гражданской формы – в мундире. Военные носили форму ярких, нарядных цветов, с высокими головными уборами и украшениями.

Украинцы. В середине XVIII в. Левобережная Украина с Киевом и Запорожьем входила в состав Российской империи, Правобережная Украина (от среднего течения Днепра до Карпат) находилась под властью Речи Посполитой. Низовья Днепра до Сиваша и Перекопа принадлежали Османской империи и ее вассалу Крымскому ханству, Закарпатье входило в состав Венгрии. Левобережная Украина была земледельческим районом. Огромные земельные владения имели украинское шляхетство, казацкая старшина и высшее духовенство. Они вели с российским правительством активную борьбу за сохранение автономии («прав и вольностей малороссийского народа»).

Андреевская церковь в Киеве Архитектор Б. Растрелли

В 1764 г. было упразднено гетманство и ликвидирована украинская автономия. С присоединением к России азовско-черноморских степей бывшие запорожцы составили так называемое черноморское казачество. После переселения на Таманский полуостров из них сформировали кубанское казачье войско.

В 1782 г. в соответствии с губернской реформой были основаны Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества. В следующем году население обязали платить подушную подать, был запрещен и переход крестьян от одного помещика к другому. На Левобережную Украину распространялись положения Жалованных грамот дворянству и городам. Не избежала Украина и секуляризации церковных земель.

После присоединения к России Причерноморья в результате русско-турецких войн плодородные земли этого края монархи дарили дворянству. Так, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский получил в собственность более 50 тыс. десятин земли, немногим меньше – Г. А. Потемкин и другие екатерининские вельможи.

Объединение украинских земель в составе Российского государства имело большое значение для братских народов – украинцев и русских, способствовало взаимному обогащению культур.

В развитии просвещения и науки на Украине большую роль играла Киево-Могилянская академия. Российскому обществу были известны работы философа и писателя Г. Сковороды и исторические сочинения Г. А. Полетики. В 1789 г. в Харькове был основан первый на Украине театр. Украинские корни имели талантливые композиторы А. Л. Ведель, Д. С. Бортнянский, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко, скульпторы М. И. Козловский и И. П. Мартос. Украинцы интенсивно заселяли причерноморские степи и Крым, участвовали в хозяйственном освоении этого богатейшего края, а также переселялись на земли Войска Донского и Северного Кавказа, в Воронежскую и Курскую губернии.

Белорусы. В середине XVIII в. Белоруссия находилась в составе Речи Посполитой. Большинство крестьянских хозяйств отрабатывали барщину, незначительная часть государственных крестьян платила денежный оброк. Крепостнические порядки усугублялись тяжким национальным и религиозным гнетом: польские помещики насильственно насаждали католичество, стремились ополячить белорусов, лишить их собственной культуры. Белорусская шляхта и богатые горожане получали образование в католических школах, а также в Виленской академии.

Во второй половине XVIII в. Белоруссия вошла в состав Российской империи.

Белорусы

Ее население составляло более 3 млн человек. Российское правительство освободило население Белоруссии от уплаты государственных налогов, но практиковало раздачу государственных земель и населявших их крестьян российскому дворянству.

Около 90 % белорусов проживали в Минской и Могилевской губерниях, несколько меньше – в Витебской и Гродненской, в Виленской губернии основное население составляли литовцы.

Вхождение Белоруссии в состав России способствовало вовлечению экономики края в товарное производство и общероссийский рынок, росту крупных мануфактур, применению на них вольнонаемного труда. Активно развивалось дорожное строительство, прокладывались каналы.

Воссоединение белорусов и русских в едином государстве отвечало интересам двух братских народов, родственных по происхождению, языку, культуре и историческому прошлому.

Народы Прибалтики. После присоединения к России Прибалтика стала морскими воротами страны, а порты Таллин, Пярну, Нарва, Рига заняли важное место во внешней торговле. Российское правительство подтвердило прежние привилегии прибалтийских и немецких помещиков. Они составили местную администрацию. Официальным языком в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях являлся немецкий.

Эстонские и латышские дворяне увеличивали барщину, что вызвало народные волнения и заставило правительство пойти на уступки. Д. И. Фонвизин, путешествовавший по Прибалтике, писал: «Мужики против господ, а господа против них так остервенели, что ищут погибели друг друга».

Панорама Риги. Гравюра XVIII в.

Больше всего латышей (до 80 % населения) проживало в Курляндии; в Лифляндии их было немного, здесь значительную часть населения составляли немцы. Эстонцы жили почти во всех уездах Эстляндии, а в Лифляндии составляли почти половину населения края. Литовское население преобладало в Виленской губернии, небольшая его часть обосновалась в Гродненской губернии и Лифляндии.

Народы Поволжья и Приуралья. Во второй половине XVIII в. на территории Среднего Поволжья увеличивалась доля русского населения. Некоторые нерусские народности перебрались в Заволжье и Приуралье, потому что помещики захватывали земли и заселяли их крепостными крестьянами из центральных районов России. Основную массу крепостных в Поволжье составляли русские. Правительство переселяло государственных крестьян, в число которых входила большая часть нерусского населения Поволжья (мордва, марийцы, чуваши, татары), на новые земли в Башкирию.

Основным занятием населения Поволжья оставалось земледелие. Только татары, наряду с земледелием, занимались разведением скота для выделки кож и получения шерсти с целью их продажи. Марийцы, мордва и чуваши развивали огородничество и продавали выращенные овощи в городах. По мере сокращения лесов и расширения пашни охота уже не являлась одним из основных занятий населения этого края.

Несмотря на то что значительная часть удмуртов, марийцев, чувашей и почти вся мордва приняли христианство, они продолжали верить своим языческим богам и приносили им жертвы. В основной массе татары оставались мусульманами. Татарский язык изучался в Казанской гимназии по букварю и грамматике И. Хальфина.

Азбука и грамматика татарского языка И. Хальфина

Большинство татар проживали в Казанской губернии. Их поселения были в Симбирской и Пензенской губерниях, а также в Нижнем Поволжье. После завоевания Россией Крыма крымские татары перебрались в Турцию, и лишь часть их осталась на прежних местах.

Во второй половине XVIII в. территория Башкирии входила в состав Оренбургской губернии. Башкиры имели льготы: не платили подушную подать и были освобождены от рекрутской повинности. Они не знали крепостного права. Население Башкирии было многонациональным – здесь проживало 70 тыс. башкир, более 100 тыс. татар, чувашей, марийцев и удмуртов, а также более 130 тыс. русских. Башкиры вели кочевой или полукочевой образ жизни. Земля находилась в собственности общины. Однако башкирская знать пользовалась правом распределения кочевий.

В Нижнем Поволжье обитали калмыки, переселившиеся в прикаспийские степи в первой половине XVII в. из Центральной Азии. Они исповедовали ламаизм. Власть принадлежала родовой знати и духовенству, им рядовые общинники платили натуральный или денежный оброк. При Екатерине II земли в калмыцкой степи активно раздавались дворянам. В 1770-е гг. значительная часть калмыков ушла в Джунгарию (Северо-Западный Китай).

Народы Сибири. В конце XVIII в. в Сибири было две губернии – Тобольская и Иркутская, они делились на области, а области – на уезды. Народы Сибири подчинялись местной администрации на основе «Положения об управлении инородцами». Как правило, местные князья приносили присягу (шерть) о подданстве и давали обязательство своевременно платить ясак. Они сохраняли самостоятельность в управлении своими территориями.

Сибирь была одной из самых многонациональных территорий Российского государства. Ненцы (самоеды), ханты (остяки), манси (вогулы), сибирские татары, нганасаны, хакасы, эвенки (тунгусы), эвены, якуты, юкагиры, чукчи, камчадалы (ительмены), айны (курилы) – далеко не полный перечень народов, населявших Россию от Уральских гор до Камчатки и Курил.

В XVIII в. шло дальнейшее имущественное расслоение у оленеводческих народов. Ханты, манси и селькупы принимали христианство, но крещение часто носило формальный характер. По свидетельству современников, новокрещенные «потаенно делают идолослужение и шаманства».

Широко расселялись по территории Сибири северные тунгусы. К России мирно присоединили земли чукчей и эскимосов.

Якуты осваивали новые места обитания на северо-западе и северо-востоке Сибири. Усиление имущественного расслоения привело к появлению знати (тойонов), рядовых якутов – свободных общинников и зависимых работников (захребетников). Администрация Сибири возложила на тойонов обязанности по сбору ясака. Кроме того, тойоны выдавали так называемые билеты, без которых ни один якут не имел права покинуть свое поселение.

Процесс имущественного расслоения наблюдался и среди бурятов. В 1781 г. состоялся съезд бурятской знати, утвердивший «Степное уложение». Господствующей религией восточных бурят стал ламаизм. В Забайкалье появились ламаистские монастыри (дацаны).

В конце XVIII в. появились русские поселения на Аляске.

В Сибири земля принадлежала государству. Крестьяне делились на государственных, приписных и монастырских. Последние после секуляризации церковных земель образовали категорию экономических крестьян.

В ходе Северной войны в Сибири развивалась горнодобывающая и металлургическая промышленность. Значительную часть сибирского серебра и золота давал Змеиногорский рудник. Крупными центрами местной промышленности стали заводы Алтая и Нерчинский рудник в Забайкалье. Население Сибири успешно торговало с Китаем.

Вид города Тобольска

Рост русского населения в крае шел не только за счет крестьянских переселенцев. Сибирь была местом ссылки донских и запорожских казаков, раскольников, помещичьих крестьян и дворовых людей, совершивших «предерзостные поступки» в отношении господ.

Казахстан. В XVIII в. казахские племена в зависимости от мест кочевий делились на три жуза: Старший, Средний и Младший. Различные ханства, расположенные на территории жузов, вели между собой ожесточенную борьбу за власть. В 1730 – 1740-е гг. большая часть казахов Младшего и Среднего жузов приняли российское подданство.

Главным занятием казахов было кочевое скотоводство. Казахская знать – ханы, султаны, баи – собирали с подданных натуральные повинности и налоги. Скотоводы отдавали своим хозяевам двадцатую часть скота, земледельцы – десятую часть урожая. Патриархальные отношения в крае соседствовали с остатками родового строя.

Народы Северного Кавказа. Многочисленные адыгейские племена занимали территорию за Кубанью, от реки Лабы до берега Черного моря и горную часть Западного Кавказа. Князья нередко были выходцами из семей, связанных родственными узами с крымским ханским домом.

В Кабарде дворяне сами выбирали себе владельца, и влияние местных князей было непрочным. Существовали народные собрания, в которых участвовали народные старшины, крестьяне-общинники, княжеские слуги. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие. Российское правительство поддерживало князей, закрепляя за ними землю.

В Дагестане насчитывалось около пятнадцати княжеских владений. Крупным было Аварское ханство с 30 тыс. дворов. На высокогорные районы Дагестана ханская власть не распространялась. Здесь царили свои законы.

После Кючук-Кайнарджийского мира (1774) на Северном Кавказе в короткие сроки были сооружены крепости. Для охраны Военно-Грузинской дороги строился Владикавказ.

Колонисты поселенцы из других стран.

Черта оседлости – граница территории, на которой разрешалось постоянное жительство евреям.

Ламаизм форма буддизма, распространенная на территории России в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Вопросы

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 33 – 34. НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Многонациональная страна. Численность населения Российской империи в XVIII в. постоянно увеличивалась: если в 1720 г. в стране проживало 15,7 млн, то в 1795 г. – 37,4 млн человек. Высокие темпы роста населения были связаны как с повышением

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Территория Российской империи С 1462 по 1533 г. территория Московского государства выросла более чем в шесть раз (от 430 тыс. кв. км до 2800 тыс.).В 1552 г. Иван IV захватил Казань и таким образом устранил главный барьер на пути русской экспансии в восточном направлении. До конца XVI в.

Из книги Правда о «золотом веке» Екатерины автора Буровский Андрей Михайлович

ЛЮДИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Пётр I взошел на престол страны, где жило примерно 11 миллионов человек. «Примерно» - потому что точно никто не считал, не было переписей.Когда Екатерина II вступала на престол, население империи составляло примерно 20 миллионов челове К концу ее

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Персидское государство и народы империи В списке Геродота говорится о 70 народах и племенах, входивших в состав Персидской державы, тогда как в Бехистунской надписи приводятся названия лишь 23 стран. Что можно сказать об отношении персов к побежденным народам? Об этом

Из книги Полная история рыцарских орденов в одной книге автора Монусова Екатерина

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Из книги Полная история рыцарских орденов автора Монусова Екатерина

«Губерния Российской империи» Любителям послушать новости или сегодняшние хроники происшествий наверняка хорошо знакомо название «Институт Склифосовского». Москвичи, попавшие в серьезные передряги, частенько оказываются в его больничных палатах. А многие ли знают,

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Погромы в Российской империи Среди определенных кругов существует устойчивое мнение, что правительство Российской империи делало все, чтобы не только спровоцировать еврейские погромы, но и поощрить их участников. Вот только факты говорят об обратном процессе.

Из книги Военная хитрость автора Лобов Владимир Николаевич

В войнах Российской империи Войны рассматриваемого периода характерны значительным увеличением масштабов военных действий сначала массовых, а затем и многомиллионных армий. Для России и ее вооруженных сил - это были Нарва и Полтава, победы П. А. Румянцева, А. В. Суворова

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР (с илл.) автора

Казни в Российской империи В России смертная казнь как мера наказания упоминается в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде (XI век). В летописях сохранились упоминания о казне разбойников по указанию Владимира Мономаха. В 1069 г. Изяслав казнил 70 человек

Из книги Палачи и казни в истории России и СССР автора Игнатов Владимир Дмитриевич

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Печати Российской империи Государственные печати. Изображения на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Под властью Российской империи К середине XIX столетия девять украинских губерний входили в состав Малороссийского, Киевского, Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторств России. За столетие их население выросло втрое - с 7,7 до 23,4 миллиона человек, в том числе и за

Из книги Российская империя в сравнительной перспективе автора История Коллектив авторов --

4 Судебные тяжбы: русское крестьянство и другие народы империи Поскольку законодательство империи инкорпорировало разнообразные судебные инстанции и местные обычаи, закон привлекал подданных к участию в определении составов преступления и разрешению гражданских

Из книги Российские предприниматели и меценаты автора Гавлин Михаил Львович

Бароны Российской империи Трое сыновей Григория Дмитриевича – Александр Григорьевич, Николай Григорьевич и Сергей Григорьевич 6 марта 1722 года были возведены Петром Великим в дворянское баронское достоинство Российской империи «в награду за помощь и труды, и за заслуги

Из книги За кулисами истории автора Сокольский Юрий Миронович

Золото Российской империи Золотой запас России многие годы хранился в столице, в сейфах Министерства финансов. После того как в 1917 г. немцы овладели Ригой и создалась угроза их наступления непосредственно на Петроград, Временное правительство перебазировало золотой

Трепавлов Вадим Винцерович,
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

Один из принципиальных вопросов отечественной историографии — трактовка присоединения народов и территорий к России, выстраивание отношений между ними и центральным правительством.

В трудах историков, написанных в течение последних полутора десятилетий, наблюдается отход от прежнего апологетического подхода, учитываются как добровольные, так и насильственные формы присоединения.

В советский период зачастую историки с легкостью объявляли тот или иной народ добровольно вступившим в российское подданство — на основании первого же соглашения, договора местной знати с правительством или с провинциальным российским начальством. Рецидивы подобного подхода встречаются и в наши дни. Юбилеи «добровольных вхождений» вновь стали отмечаться в российских республиках в начале XXI века. Так, на 2007 г. приходится целая череда подобных празднеств. 450-летие «добровольного вхождения в состав России» отметят в Адыгее, Башкирии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, 300-летие — в Хакасии; в следующем году будет отмечаться соответствующая годовщина в Удмуртии (450 лет), затем — Калмыкии (400 лет); в 2001 и 2002 гг. отгремели торжества в Чувашии и Марий Эл... Установленные когда-то, чаще в советское время (как правило, по инициативе регионального партийного руководства), искусственные и конъюнктурные схемы проецируются на интерпретацию реальных исторических процессов.

На самом деле картина была гораздо более сложной. Отношения подчинения и подданства русская сторона и ее партнеры зачастую воспринимали совершенно по-разному, и нужно учитывать различия во взглядах на присоединение к России и на статус пребывания в ее составе у русских властей и у присоединенных народов.

Для иллюстрации обратимся к некоторым из перечисленных выше регионов — Башкирии и ареалу расселения адыгов (по современной этнической номенклатуре — адыгейцев, кабардинцев и черкесов).

Присоединение территории современной Республики Башкортостан к Российскому государству не было одновременным актом. При этом формальное вступление башкир в подданство произошло задолго до реального включения их в административную систему России.

К середине XVI в. регион расселения башкирских племен был разделен между тремя государствами: западная часть входила в состав Казанского ханства, центральная и южная (т. е. основная часть нынешней Башкирии) подчинялась Ногайской Орде, северо-восточные племена были данниками сибирских ханов.

После завоевания Казани в октябре 1552 г. правительство царя Ивана IV обратилось к народам ханства, в том числе к башкирам. Их призывали по-прежнему платить подати (ясак) русским властям — так же, как татарским ханам; населению гарантировалась неприкосновенность местных обычаев и мусульманского вероисповедания; царь обещал сохранить за башкирами их родовые земли на правах вотчинного (наследственного) владения. В течение 1554 — 1555 гг. представители западных башкирских племен приезжали к царскому наместнику в Казань и присягой (шертью) подтверждали свое согласие с указанными условиями.

Хронология этих событий восстанавливается аналитически, т. к. сведения о них не сохранились в официальных документах. Информация содержится лишь в башкирских родоплеменных родословиях (шежере), где даты не указаны или искажены.

В середине 1550-х годов Ногайская Орда была охвачена междоусобной смутой и голодом. Большинство ногаев мигрировало в южные степи, их кочевья опустели. Башкиры стали распределять их между своими племенами и заселять. Для закрепления за собой занятых кочевий, защиты от ногайских вторжений, а также для утверждения вотчинного права на старые родовые владения (как и в случае с западными племенами), племена центральной и южной Башкирии направили в Казань делегации к царю с просьбой о принятии их под свою защиту и покровительство. Произошло это в 1555 — 1557 годах. Данные события также реконструируются в основном по шежере. Однако отразились они и в официальном летописании. В Никоновской летописи цитируется донесение казанского воеводы князя П. И. Шуйского в Москву о том, что в мае 1557 г. посланцы от башкир подтвердили в Казани свое подчинение царю и привезли положенную подать ("башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили "1).

Считается, что этой летописной констатацией фиксируется завершение присоединения основной части башкирских племен к Российскому государству. Именно сообщение Никоновской летописи от 1557 г. послужило главным основанием для празднования 400-летия вхождения Башкирии в состав России в 1957 году. Однако процесс вхождения башкир в состав Российского государства начался до этой даты и продолжился после нее.

Основание русской крепости в Уфе и расквартирование в ней стрелецкого гарнизона воеводы Михаила Нагого в 1586 г., учреждение особого Уфимского уезда знаменовало собой уже фактическое распространение юрисдикции российского правительства на этот регион.

В том же 1586 г. русское подданство приняли зауральские башкиры — бывшие подданные сибирских ханов.

В условиях постоянных притязаний ногаев на южноуральские территории и угрозы со стороны калмыков (и позднее казахов) могучий тыл в виде русских воевод и крепостных гарнизонов послужил значительным стимулом для лояльности башкир по отношению к России в дальнейшем. Коренное население Южного Урала с тех пор уже никогда не выходило из российского подданства, а напротив все теснее включалось в жизнь государства.

Жизненный уклад и внутриплеменные отношения у башкир первоначально оставались в неприкосновенности. От прежних времен сохранялось деление региона на пять провинций-дорог, а они, в свою очередь, состояли из волостей. Через волостных биев (старшин) осуществлялась вся правительственная политика в крае. Например, для решения важных вопросов не всегда привлекали уфимского воеводу, а собирали волостной сход-йыйын; известны и общебашкирские йыйыны.

В целом обе стороны — российская (в лице администрации) и башкирская — признавали статус башкирского народа как добровольно присоединившегося к Российскому государству и потому получившего от Ивана IV право жить в самом льготном административном режиме.

Однако во второй половине XVII в. этот режим стал меняться. На башкирских пастбищах и охотничьих угодьях появлялись русские деревни, власти увеличивали нормы налогообложения. Наиболее значительные перемены заметны в XVIII в.: при Петре I на башкир была распространена обязанность по отбыванию казенных повинностей, в 1754 г. традиционные ясачные выплаты были заменены соляной монополией. Возмущение вызывали участившиеся в XVIII в. отводы (фактически — захваты) больших участков под крепости и заводы.

Данные нововведения не подрывали хозяйственных устоев местного населения и сами по себе были не очень тяжелыми, особенно по сравнению с положением русского крепостного крестьянства. Но память о добровольном присоединении и царских пожалованиях приводила башкир к убеждению в одностороннем нарушении правительством своих давних обязательств. Подданство царю башкиры рассматривали как свой свободный выбор, как результат взаимного согласия с Москвой. Поэтому они считали себя вправе отстаивать вооруженным путем права, полученные некогда от правительства, а также расторгнуть прежние договоренности и, в конце концов, сменить сюзерена. Названные причины, вместе со злоупотреблениями чиновников, вызывали массовое возмущение башкир и череду их восстаний в XVII — XVIII веках.

Постепенно, с преодолением противоречий и конфликтов, происходило приспособление коренных жителей Южного Урала к новым условиям существования. В составе Российской державы башкиры, как и другие народы, адаптировались к ее политическому строю и законодательству, осваивали общение посредством доминирующего русского языка, овладевали достижениями российской науки и культуры, привнося в них и свой вклад.

Активные политические связи между Россией и княжествами Северного Кавказа начались с середины XVI столетия. По принятым тогда дипломатическим порядкам эти отношения нередко оформлялись шертями и сопровождались заверениями в подданстве («холопстве»). Однако в те времена представления о подданстве, покровительстве, сюзеренитете порой оказывались довольно условными. Как показывают не только кавказские материалы, но и сибирские, калмыцкие и др., «подданство», декларируемое на основании «шертных» договоров, следует сопровождать серьезными оговорками. Двухсотлетняя эпопея многократного «шертования» кабардинских, дагестанских, грузинских и прочих владетелей русским царям подтверждает эту особенность международных отношений позднего средневековья.

Большинство авторов отнюдь не склонно буквально воспринимать заключавшиеся тогда альянсы как переход адыгов в подданство русскому «белому царю». Их обоснованно интерпретируют как результат совпадения интересов местной правящей элиты и российских властей, как свидетельство политического союза, направленного против третьих сил — соседних держав, боровшихся за Кавказ. Лавирование между Персией, Турцией и Россией часто составляло основу внешней политики местных правителей. Итогом такого лавирования являлось периодически возникавшее на Кавказе «общее холопство» — признание подчиненности одновременно русскому царю и персидскому шаху или османскому султану.

В середине XVI в., одновременно с завоеванием Иваном IV Казанского и Астраханского ханств и выходом Московского государства к Каспию, были установлены дружественные связи Москвы с некоторыми адыгскими правителями. В 1552, 1555, 1557 гг. к Ивану Грозному приезжали посольства из Кабарды и от западных (закубанских) адыгов с просьбой о принятии их в подданство, о помощи против экспансии крымских ханов и в борьбе против казикумухского (дагестанского) шамхапа. В июле 1557 г. представители двух кабардинских князей были приняты царем, который благосклонно отнесся к просьбе «учинить [их] у себя в холопстве и помощь им учинить на недругов». Позднее Иван IV даже женился на кабардинской княжне.