Башкирский народ: культура, традиции и обычаи.

Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие – мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. И все-таки различия между ними есть. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. Начнем с экскурса в историю.

Историческое прошлое башкир и татар

Тюркские народы (точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена) издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи – от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников – ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом. И до позднего Средневековья (14-15 вв.) говорить о существовании башкир или татар как этносов нельзя – национальное самосознание в современном смысле сложилось позднее. «Татары» русских летописей – это не совсем те татары, которых мы знаем сегодня. В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» – как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу.

Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира – «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен.

Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары – древний тюркский народ, государство у которого (Волжская Булгария) возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, – довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет – с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление.

Сравнение

Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания – свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего – от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры – сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей.

До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир (см. таблицу).

Таблица

Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. Татары преимущественно принадлежат к европеоидной расе с небольшим количеством монгольских черт (вспоминаем популярного актера татарина Марата Башарова); это связано с тем, что татары активно перемешивались со славянами и финно-уграми. А вот башкиры – в основном монголоиды, и европейские черты среди представителей данного народа встречаются значительно реже. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между ними.

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими. Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, - всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, - говорят, - единый народ». И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю.

Причины противоречий

Сосед не согласен. «Вы живите сами по себе, а мы тоже обойдёмся». Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство. Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна - искусственное образование. Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения - сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли - башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать.

Однако так не получается. Татары и башкиры - один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.

Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары - отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары - вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Национальные сложности

Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Тем не менее, более всего в Башкорстане русских - 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

Сегодня же границы Башкорстана - часть башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Пакт о ненападении

Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство - всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.

Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов

Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием.

Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик.

Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

Благие подвижки

Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.

Причины противоречий

Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные.

1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер.

Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.

5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.

При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.

Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV - в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX - Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке - грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 - 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ - саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы - дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена - предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть - линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI - VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям - небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников - печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX - XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы - это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния - каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев - родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана - Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого - для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.

7) В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

8) Оставил свой след в истории Башкортостана грозный царь Тимур. Тимур (именуемый иногда Тамерланом) был правителем большого государства, а его столицей был прекрасный город Самарканд. Он постоянно вёл войны против соседних стран, забирая в плен юношей и девушек, угоняя скот.
В июне 1391 года возле реки Кундурча в Башкортостане Тимур разгромил монгольского царя Тохтамыша. На правах победителя воины Тимура принялись за грабёж. Они отобрали у пленных одежду, оружие, коней, разорили и уничтожили сотни башкирских деревень, десятки городов в Урало-Поволжье. Грабёж продолжался 20 дней.
Недобрую память оставил Тимур о себе. Вот одно из преданий башкир, в которой объясняется происхождение аула Учалы: “Однажды на башкирскую землю пришёл хан по имени Аксак Тимур. Пришёл он и попросил башкир выдать за него их девушку. Они решили дать ему девушку из своего рода. Хан щедро за неё заплатил и уехал. Через некоторое время он снова приехал, чтобы забрать свою невесту. Но теперь башкиры неожиданно воспротивились его желанию. Не отдали девушку. Сильно разгневался хан. Мстя за свою честь, он разорил и выжег все кочевья и юрты здешних башкирских родов. Сильно пострадал народ от этого разора. Долго не забывали они жестокого хана, проклятьями поминали. Позднее эти места стали называть Усь алды - отомстил. Говорят, что название аула Учалы произошло от этого слова”.

9) 16 января 1547 года митрополит Всея Руси Макарий в Успенском соборе впервые в русской истории торжественно венчал на царство царя Ивана Васильевича.
Голову царя увенчали Шапкой Мономаха. Шапкой Мономаха после Ивана Грозного будут венчать на царство всех русских царей как короной. Бояре же в те времена красовались друг перед другом высокими меховыми шапками. Считалось, что чем выше шапка, тем более знатен род. Простые же люди не имели права носить такие роскошные шапки. Что и говорить: по Сеньке и шапка.
При Иване Грозном территория Русского государства значительно увеличилась, но само государство оказалось на грани катастрофы. Время его правления, с одной стороны, отмечено успехами, а с другой - кровавой войной царя против своего народа. Чтобы бороться с врагами, которые мерещились ему на каждом шагу Иван Грозный придумал опричнину. Название “опричнина” происходит от древнерусского слова “опричь” - помимо, кроме. Опричники носили специальную форму. Они повсюду искали врагов царя. Вместе с человеком хватали и всех членов его семьи, слуг, часто даже крестьян. После жестоких пыток несчастных казнили, а оставшихся в живых ссылали.

10) В середине XV века Золотая Орда распалась. На её территории возникли более мелкие государства: Ногайская Орда, Казанское, Сибирское и Астраханское ханства. Башкиры оказались под их господством. Всё это еще более ухудшило положение башкир.
В середине XVI века, после освобождения от монгольского ига могущество Русского государства начинает быстро расти. Однако на Востоке еще не было спокойно. Казанское и Астраханское ханства своими постоянными набегами разоряли русские земли, уводили многих в плен. Только в Казани в 1551 году томилось более ста тысяч русских пленных. Интересы дальнейшего развития Русского государства требовали решительных мер против Казани. И царь Иван Грозный организовал военный поход. С взятием Казани 2 октября 1952 года существование Казанского ханства прекратилось.
Иван Грозный обратился к народам бывшего Казанского ханства с грамотами. В них он призывал добровольно принять русское подданство и платить ясак (дань). Он обещал не трогать их земли, религию и обычаи, то есть оставить всё гак, как это было до монгольского нашествия. К тому же он обещал защиту и покровительство от всех врагов.
Гибкая дипломатия Белого царя, как называли Грозного башкиры, дала свои результаты: башкиры с одобрением встретили его предложение. Первыми принимают русское подданство в конце 1554 года племена Западного Башкортостана, которые ранее входили в состав Казанского ханства. Весной 1557 года процесс вхождения основной массы башкир в состав Русского государства завершился.

При юридическом оформлении присоединения были оговорены условия: башкиры обязаны были нести военную службу - охранять восточные границы, участвовать в военных походах вместе с русскими и платить ясак.
Присоединение в целом имело прогрессивное значение для башкир. Было покончено с господством Ногайского, Казанского и Сибирского ханств, с бесконечными междоусобными войнами. Все это положительно влияло на развитие хозяйства края. Башкиры стали перенимать у русских крестьян земледельческие и ремесленные навыки, а русские у башкир - некоторые приемы скотоводства и бортничества. Башкиры, русские и другие народы совместно осваивали природные богатства края.
Присоединение к Русскому государству сопровождалось строительством крепостей и городов. Бирск был основан самими башкирами еще в 1555 году. В 1766 году как пристань основывается Стерлитамак. В 1762 году начинается строительство Белорецкого завода, в 1781 году статус города получает Белебей.

11) Важное место в истории Башкортостана занимают восстания коренных жителей против колониального гнета царизма. Этот гнёт выражался в насильственном захвате башкирских земель, в преследовании национальной культуры. Положение башкир ухудшалось тем, что царские чиновники злоупотребляли при сборе ясака, нарушались условия присоединения башкир к Руси.
Жаловаться башкирам было некуда, поэтому они выражали свой протест с оружием в руках. Башкиры организовали 89 вооруженных выступлений против русских колонизаторов.
Крупные вооруженные восстания башкир: 1662 - 1664 годы (руководители Сары Мерген и Ишмухамет Давлетбаев); 1681 - 1683 годы (Сеит Садир); 1704 - 1711 годы (Алдар Исянгильдин и Кусюм Тюлекеев); 1735 - 1740 годы (Кильмяк абыз Нурушев, Акай Кусюмов, Бепеня Трупбердин, Карасакал); 1755 год (Батырша Алиев); участие башкир в Крестьянской войне Емельяна Пугачева в 1773 - 1775 годах (Салават Юлаев, Кинзя Арсланов, Базаргул Юнаев).
О защитниках народа, о смелых руководителях вооруженных выступлений народ слагал песни, кубаиры, легенды. Национальным героем башкирского народа стал Салават Юлаев. Салават Юлаев соединил в себе талант поэта, дар полководца, бесстрашие воина. Эти качества отражают духовный облик башкир. Под знаменем Пугачева собрались башкиры, русские, татары, мишары, чуваши, мари. Но первое место среди них по количеству участников принадлежало башкирам. Первым из башкирских военачальников появился в лагере повстанцев Кинзя Арсланов. Он привел отряд в 500 человек. Будучи высокообразованным человеком, он сразу был принят в пугачевский штаб.
Власти решили использовать башкир для борьбы с восставшими, в городе Стерлитамаке по приказу губернатора Оренбурга собрались много вооруженных башкир. Среди них был и Салават Юлаев. Салават пользовался огромным доверием среди своих подчиненных. Уже тогда он был известен как поэт-импровизатор. С пламенной речью он выступает перед воинами, призывая их присоединиться к Пугачеву. Все единодушно поддержали Салавата. Он становится предводителем всей башкирской конницы.
После ухода Пугачева из Башкортостана руководство восстанием полностью переходит в руки Салавата. Он продолжает борьбу и тогда, когда изменники-казаки выдают Пугачева властям.
Но силы были неравны, восстание пошло на убыль, отряды Салавата были разбиты. Схватили батыра 25 ноября 1774 года. После длительных допросов, жестоких пыток его вместе с отцом 3 октября 1775 года отправили на вечную каторгу в Рогервик. Здесь вместе с другими повстанцами Салават и его отец Юлай Азналин работали на строительстве Рогервикского порта. Это была изнурительная работа, но они стойко переносили все тяготы. Истории известен такой факт. Как-то на гарнизон напали шведы, Они перебили всю охрану и начали грабить все подряд. Тогда на них набросились каторжники. Они обратили в бегство шведов и захватили их корабли. После всего случившегося пугачевцы могли уйти в открытое море. Но они подняли андреевский флаг и дождались властей. Каторжники надеялись, что за такой патриотический поступок их помилуют. Однако власти решили по-своему: всё осталось без изменений. В 1797 году скончался Юлай. 26 сентября 1800 года не стало и Салавата.

12) Каждое башкирское племя включало в себя несколько родов. Количество родов в племенах было различным. Во главе рода стоял бий - родовой вождь. В IX - XII веках власть биев стала наследственной. Бий опирался на народное собрание (йыйын) и совет старейшин (королтай). Вопросы войны и мира, уточнение границ решались в ходе народных собраний. Народные собрания завершались празднествами: устраивались скачки, сказители состязались в поэтическом мастерстве, выступали кураисты, певцы.
Каждое племя имело четыре отличительных признака: клеймо (тамга), дерево, птица и клич (оран). Например, у бурзян клеймом была стрела, деревом - дуб, птицей - орёл, кличем - байсунгар.
Название башкирского народа башкорт. Что обозначает это слово? В науке существует более тридцати объяснений. Наиболее распространёнными являются следующие: Слово “башкорт” составлено из двух слов “баш” означает “голова, главный”, а “корт” - “волк”. Такое объ-яснение связано с древними верованиями башкир. Волк был одним из тотемов башкир. Тотем - это животное, реже - явление природы, растение, которому древние люди поклонялись как богу, считая его Родоначальником племени. У башкир существуют легенды о волке-спасителе, волке-проводнике волке-прародителе. Слово “башкорт” согласно другому объяснению также состоит из двух слов “баш” означает “голова, главный”, а “корт” - “пчела”. Башкиры издавна занимались бортничеством, а затем пчеловодством. Вполне возможно, что пчела была тотемом башкир, а со временем стала их названием.

13) Религия у древних людей родилась в попытке объяснить окружающий мир. Никто не мог объяснить, почему вдруг наступает холод или голод, случается неудачная охота.
Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии и так далее вызывали у людей особое почтение. Все народы в раннем своём развитии поклонялись силам природы и идолам, которые их представляли. Например, главным богом у древних греков и славян был громовержец, который непокорных ему поражал молнией. Греки его называли Зевсом, славяне - Перуном. А древними башкирами особо почитались солнце и луна. Солнце они представляли в образе женщины, луну - в образе мужчины. В мифе о небесных светилах солнце выступает в виде красной водяной девы, выходящей из моря, с длинными белыми волосами. Руками она достаёт звёзды и украшает ими свои волосы. Луна рисуется в виде джигита-красавца, весело или грустно смотрящего с неба на людей.
Земля, думали древние башкиры, покоится на огромном быке и большой щуке, а телодвижения их вызывают землетрясения. Деревья и камни, земля и вода, как и человек, полагали древние башкиры, испытывают боль, обиду, гнев и могут отомстить за себя и ближних, нанести вред или, напротив, помочь человеку. Птицы и животные также наделялись разумом. Древние башкиры полагали, что птицы и животные могут разговаривать между собой, а по отношению к человеку ведут себя так, как тот этого заслуживает. А огонь, по народным представлениям, являлся источником двух начал - злого в виде убыра и доброго - как сила очищения от злых духов и как источник тепла.
Поэтому башкиры вели себя осторожно по отношению к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны природы.

Примерно 1400 лет назад на Аравийском полуострове появился новый пророк. Магомет (Мухамед) родился в 570 году до нашей эры. В шесть лет он остался сиротой и его воспитывали приёмные родители.
В те времена арабы поклонялись многим богам. Как и другие народы на ранней стадии развития они поклонялись различным идолам. Племена арабских кочевников жили очень бедно и в постоянной вражде друг с другом. Для того чтобы объединить, нужна была общая вера. Такой верой стал ислам.
Ислам был новой религией, в то же время в нём много заимствовано из иудаизма и христианства. Магомет объявил себя пророком Аллаха, который через архангела Гавриила (Джабраила) открыл ему истины новой веры, позднее собранные в Коране.
Слово “ислам” в переводе с арабского означает “покорность”. “Мусульманин” означает - “тот, кто подчиняется”. Новая вера провозгласила Аллаха единственным богом, который добр к людям, но, однако, мстит тем, кто не предан исламу. Следует сказать, что в Коране много преданий о пророках, которые упоминаются в священных еврейских и христианских книгах. Согласно Корану, Моисей (Муса), Иисус (Иса) и многие другие являются пророками.
Магомет, проповедуя от имени Аллаха, заставил враждующие племена объединиться в единый народ, что впоследствии привело к созданию арабской империи. Магомет и его последователи создали новое исламское общество, сочетавшее строгие религиозные предписания с заповедью защищать слабых - женщин, сирот и рабов. Европейцы зачастую считают, что ислам - религия воинствующая. Но это не так. Бок о бок с мусульманами векам жили в мире иудеи, христиане и буддисты.
Завоевания арабов привели к тому, что ислам распространился по всему миру. Ислам сыграл очень большую роль в развитии человечества. Новая религия способствовала развитию науки, архитектуры, ремёсел, торговли. К примеру, решив покорить страны, с которыми их разделяло море, арабы стали прекрасными мореплавателями. Сегодня мусульманами являются более 840 миллионов человек.

15) Принятие Ислама.

Ислам начал проникать в башкирское общество в Х-Х1 веках через булгарских и среднеазиатских купцов, а также проповедников. Арабский путешественник Ибн-Фадлан ещё в 922 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.
Уже в XIV веке ислам становится господствующей религией в Башкирии, о чём свидетельствуют мавзолеи и мусульманские захоронения.
Распространение мусульманской религии повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий и мавзолеев над “могилами святых”, являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества. Эти памятники искусства у башкир называются “кэшэнэ”. На современной территории республики имеются три мавзолея, построенные в XIII - XIV веках, из которых два в Чишминском, а третий - в Кугарчинском районах.
Один из них мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека находится на левом берегу реки Демы, на окраине станции Чишмы. Кэшэнэ сооружено над могилой Хусаин-бека, одного из активных мусульманских проповедников.
Здание в своем первоначальном виде до наших дней не сохранилось. Основание кэшэнэ построено из больших неотесанных камней, а для постройки купола использованы специально обработанные и хорошо подогнанные друг к другу камни.
Весь облик здания напоминает форму “тирмэ”, представляет собой архитектурный образ, в то время господствовавший в степях Башкортостана.

16) Башкиры, как и многие тюркские народы, до принятия ислама пользовались рунической письменностью. Древние руны напоминали башкирские родоплеменные тамги. Материалом для письма у башкир в древности служил камень, иногда береста.
С принятием ислама начали пользоваться арабским письмом. Буквами арабского алфавита писались стихи и поэмы, воззвания батыров, родословные, письма, надгробные памятники.
С 1927 года башкиры переходят к латинской, а в 1940 году - к русской графике.
Современный алфавит башкирского языка состоит из 42 букв. Кроме 33 общих с русским языков букв, приняты еще 9 букв для обозначения специфических звуков башкирского языка.
Первые школы в Башкирии возникают во второй половине XVI века. Они копировали традиционную религиозную школу ислама - медресе (от арабского “Мадраса” - “место, где учат”).
В медресе основное внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию детей. Учащиеся получали также некоторые знания по математике, астрономии, классической арабской литературе.
С конца XVIII века сеть мектебов (начальных школ) и медресе в Башкирии быстро расширяется. А в первой половине XIX века Башкирия превращается в один из центров образования на российском востоке. Особо знаменитыми были медресе в деревне Стерлибаш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезде).
Медресе основывали богатые предприниматели, которые прекрасно понимали, как важно образование для народа. В 1889 году было открыто медресе “Хусаиния”, которое содержалось на средства братьев Хусаиновых. Другие известные уфимские медресе: “Гумания” (1887т., ныне здание школы № 14), “Гали” (1906 г.).

17) Многие башкирские аулы отличаются красивым и удобным местоположением. Баддкиры к выбору места для зимовок (кышлау) и лето-вок (яйлау) подводили очень внимательно.
Башкирские аулы выросли и развились из зимовок. Когда хозяйственную основу жизни составляло кочевое скотоводство, выбор места для зимовки обуславливался прежде всего наличием достаточного количества кормов для содержания скота. Всем требованиям башкир отвечали речные долины Их широкие поймы, обильно орошаемые во время весеннего половодья, покрывались за лето высокой сочной травой и представляли собой прекрасные зимние пастбища, впоследствии - сенокосные угодья. Окружающие горы защищали пулы от ветров, а их склоны использовались в качестве пастбищ.
Расположение зимовок у воды было удобным с ещё и потому, что реки и озера служили источником подсобных, а для части населения и основного занятий - рыбной ловли.
Башкирские аулы в основном носят имена своих основателей: Умитбай, Азнам, Яныбай и другие.

18) УФА
Разделение труда - это одно из величайших достижений человека. Как же разделялся труд? Очень просто: кто-то был искусен в изготовлении из глины посуды и прочей утвари, кому-то но душе было кузнечное дело, а кто-то больше всего любил обрабатывать землю. Так появились первые ремесленники.
Гончару, кузнецу и земледельцу произведенное нужно было обменять или продать. А ещё нужно было защищаться от врагов. Вот так появились первые поселения людей, которые со временем разрастались, становились центром торговли н цивилизации.
Первые города, о которых имеются сведения, были построены шумерами около пяти с половиной тысяч лет назад. Земля шумеров находилась на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат. Называлась она Месопотамией, что в переводе с греческого означает “страна между реками”.
На Южном Урале первые города появились около 3 тысяч лет назад. Один из таких городов - Аркаим - расположен в 60 километрах от города Сибая. Городище было окружено тремя рядами мощных стен, выложенных из сырцового кирпича, дерева и дёрна. Дома-полуземлянки размером 4х12 метров были спланированы так, что стены служили стенами для двух других соседних жилищ. Каждый дом имел два выхода - во внутренний двор и на улицу. В городе существовала общая канализационная система для стока воды. Такие крепости-городища являются самыми древними на территории России. Здесь останавливались купцы из дальних стран, закупали металлы и изделия из них, торговали привезённым товаром. Но основной задачей таких городов-крепостей была защита рудников от захвата и разрушения их враждебно настроенными соседями. Около тысячи лет назад до нашей эры человек научился изготовлять орудия труда из железа. С открытием железа изменилась и культура, и устройство общества. На Южном Урале в это время развиваются два уклада жизни - кочевое скотоводство в степной части и оседлое скотоводческо-земледельческое в лесостепной части. Крупным событием в истории башкир стало основание города Уфы. Город получил свое наименование от названия реки Уфы, но что означает само название реки и какого оно происхождения, не дают нам ответа ни славянские, ни тюркские, ни угро-финекне языки. В 1574 году была основана Уфимская крепость. Крепость позволяла башкирам облегчить и соблюдение обременительной повинности по сдаче ясака, поскольку со времени присоединения их края к Русскому государству они вынуждены были возить ясак в далекую Казань, что было небезопасно. Но московские цари, соглашаясь на возведение крепости, думали не только об удобствах коренного населения края, а и о своей выгоде. Уфимская крепость была для них тем опорным пунктом, откуда создавалась благоприятная возможность распространять владычество московских государей все дальше на юго-восток.
Крепость долгие годы жила настороженной, но, в общем-то, сравнительно тихой и мирной жизнью. Жителей было немного: к началу XVII века всего 230 человек. Но число жителей год от года всё росло. Уже через 30 - 40 лет население города достигло 700 - 800 человек.
Во второй половине XVII века Уфимская крепость вписала свою страницу в историю великой Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Башкирия была районом наиболее активных действий повстанцев. Пугачевская вольница с первых дней пыталась овладеть Уфой, но случайные набеги повстанческих казачьих отрядов и примкнувших к ним башкир не достигали цели.После грозных событий крестьянской войны её значение как оборонительного укрепления окончательно сходит на нет. Правительственным распоряжением ведено было “пушки чугунные распродать, а медные отправить в Оренбург”.
Современная Уфа состоит из нескольких обособленных массивов, вытянута с юго-запада на северо-восток более чем на 50 километров и занимает территорию 468,4 квадратных километра. Это город более чем с миллионным населением.

Белорецк

В живописной долине реки Белой, окруженной горами Южного Урала, вырос город Белорецк - старейший на Урале и единственный в Башкирии центр чёрной металлургии. Расположен Белорецк в центральной части Южного Урала, в горно-лесном районе Башкирии, богатом железной рудой, огнеупорными глинами, магнезитами, доломитами, кристаллическими сланцами, известняками, в том числе мрамо-ровидными, которые могут быть использованы в качестве облицовочного камня. Окружающие город горные хребты в прошлом были покрыты густыми хвойными лесами, преимущественно сосновыми. Все это создавало условия для строительства металлургического завода, когда чугун выплавляли на древесном угле. Возникновение Белорецка относится к середине восемнадцатого века. В 1747 году с помощью местных жителей-башкир была открыта знаменитая гора Магнитная. Но в районе этой горы отсутствовал лес и завод построили на значительном расстоянии от нее, на реке Белой. Это был Белорецкий чугунно-литейный железоделательный завод. Основали завод братья Твердышевы на участке земли в 200 тысяч десятин, за который они уплатили башкирам всего 300 рублей. В 1923 году Белорецк получает статус города. Внешне Белорецк имеет много общего со старыми горнозаводскими поселениями Урала: в центре его - обширный пруд с плотиной через реку Белую и металлургический завод с выступающими на фоне неба доменными печами, кауперами и дымящими трубами. Рекой Белой и её притоком город делится на три части. Нижнее селение на правом берегу является историческим центром города. Здесь были построены чугунолитейный и железоделательный заводы, а позднее сталепроволочный и механический. Улицы нижнего селения тянутся вдоль берега пруда и реки Белой и перпендикулярно к ним. Старые кварталы застроены небольшими одноэтажными зданиями с типичными для горных уральских городов белыми ставнями.

Стерлитамак

Стерлитамак - второй по величине город Башкортостана. Он расположен в 140 километрах к югу от Уфы, при слиянии рек Белой и Ашкадар, при устье реки Стерли. Город основан в 1766 году как пристань для сплава илецкой соли, которая на подводах доставалась на пристань. Затем ее грузили на баржи и сплавляли по рекам Белой, Каме и Волге в Нижний Новгород и другие города России. С 1781 года Стерлитамак стал городом и уездным центром. Городу был присвоен герб: на развернутом знамени три серебряных лебедя. До 1917 года в нем проживало 20 тысяч жителей, работало 5 небольших лесопильных заводов, 4 мельницы, спиртоводочный завод и несколько кожевенных предприятий. С какой бы стороны вы не подъезжали к городу, перед вами возникает цепь гор-одиночек, называемых шиханами. Горы придают пейзажу своеобразную суровую красоту.
Недра близ Стерлитамака богаты полезными ископаемыми: нефтью, известняками, мергелями, каменной солью, глиной. Стерлитамак ныне современный промышленный и культурный центр. Город строится, продолжает развиваться. У него большие перспективы. Весь он - в будущем.

19) Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями.
Коллективная охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству - стрельбе из лука, навыкам владения копьём и кистенём, джигитовке.
Охотничья добыча была большим подспорьем для башкир. Шкуры шли на изготовлении одежды. Пушные меха обменивались на другие продукты питания, а также шли на выплату податей. Шкурка белки была денежной единицей, давшей название копейки в башкирском языке. На гербе Уфы изображена куница, а волк был одним из тотемных животных. Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее, в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, и в степной зоне население прибегало к рыболовству.

20) Никто точно не может сказать, когда люди начали заниматься земледелием, но достоверно известно, что 9 тысяч лет назад люди выращивали пшеницу, ячмень, горох и чечевицу.
Первоначально сельское хозяйство развивалось на Ближнем Востоке, на территории современных Ирана, Ирака и Турции. Около 6 тысяч лет назад египтяне пахали землю заточенным куском твёрдого дерева. Его тянули быки или рабы. Древние греки и римляне приделали к режущей части плуга металлический наконечник - лемех. Плуг, сделанный полностью из железа, появился около 1800 года.
Подобно большинству евразийских кочевников, башкиры засевали небольшие поля просом и ячменём. Под посевы использовали участки, свободные от леса. В лесных районах, выбранный для пашни лес вырубали и сжигали. Зола сожженных деревьев служила удобрением для почвы. Такой способ земледелия применяли соседние угро-финские племена, а также славяне. Вплоть до XX века в Башкирии и во всей Российской империи во время жатвы урожай убирали при помощи железных серпов и кос. Колосья на поле связывали в снопы и свозили на гумно или ток, где снопы молотили деревянными цепями, чтобы отделить зерно от соломы. Молотили и лошадьми, гоняя их по кругу по равномерно расстеленному на току хлебу. Посевы у башкир были незначительны, так как спрос на хлеб у них удовлетворялся за счёт обмена другими продуктами с соседями. Но уважительное отношение башкир к хлебу и труду земледельца отражены в народных пословицах и поговорках. Вот некоторые из них: “Если не будешь петь на поле, будешь на току стонать”, “Даже в бега подавшись, посади семена - к возвращению еда будет”, “Земля тому, кто ей цену знает; кто не знает - тому могила”.

21) В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона. Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленницу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью. Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл. Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах. В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.

22) Империалистическая и Гражданская войны нанесли промышленности, сельскому хозяйству Башкортостана огромный материальный ущерб. В результате военных действий, реквизиций продовольствия, лошадей, подвод, скота, проведенных «белыми» и «красными», карательных экспедиций, действий различных банд крестьянство Уфимской губернии и Малой Башкирии оказалось в бедственном положении. Только в трех кантонах Малой Башкирии (Табынском, Тамьян-Катайском и Юрматынском) было уничтожено 650 деревень, разорено 7 тыс. крестьянских хозяйств. В Малой Башкирии оказалось без крова, голодных и разутых более 157 тыс. человек. В одном лишь Белебеевском уезде Уфимской губернии было разрушено и сожжено более 1 тыс. хозяйств, у населения отобрано 10 тыс. голов лошадей и крупного рогатого скота и т. д.
Производительные силы сельского хозяйства пришли в полный упадок. По данным переписи 1920 г., в Уфимской губернии посевные площади сократились по сравнению с довоенным периодом на 43 %, в Малой Башкирии - на 51 %.
Сильно пострадала промышленность. Со многих фабрик и заводов были вывезены оборудование, сырье и транспортные средства, разрушены и затоплены рудники. В 1920 г. в Малой Башкирии и Уфимской губернии бездействовало 1 055 крупных, средних и мелких предприятий. Хлопчатобумажное производство было отброшено к уровню середины XIX в., металлургия - еще дальше. Заводы и фабрики обезлюдели. Часть квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников уехала с «белыми», другая разъехалась, спасаясь от голода, террора, бандитизма.
В ходе военных действий были разрушены мосты, железнодорожное полотно, станционное и путевое хозяйства, подвижной состав, телеграфные линии. Большие потери на транспорте объяснялись тем, что продвижение войск осуществлялось главным образом по железнодорожным магистралям. Были разрушены многие хозяйственные инфраструктуры, традиционные хозяйственные связи. Прекратился естественный обмен сырьем, продовольствием, промышленными изделиями.
После окончания Гражданской войны на жителей Башкортостана обрушилось еще более страшное бедствие - голод. Первая причина, породившая солод, - разрушение производительных сил в результате мировой и Гражданской воин, вдобавок засуха 1921 г. Второй причиной голода была продовольствен пая политика большевистского правительства. В 1920 г. в крас был недород. Несмотря на это, хлебная разверстка была установлена в размере 16,8 млн пудов. Ее было решено выполнить любой ценой. Силой отбирали весь урожай, не оставляя даже на семена. К началу февраля 1921 г. в губернии было реквизировано 13 млн пудов хлеба и зернофуража, 12 тыс. пудов сливочного масла, 12 млн штук яиц и других продуктов. В Малой Башкирии было отобрано 2,2 млн пудов хлеба, 6,2 тыс. пудов масла, 121 тыс. голов скота, 2,2 тыс. пудов мела и т. д. В результате крестьяне остались без семян и продовольственных запасов. Третьей причиной голода явились недооценка масштабов бедствия центральными советскими учреждениями и нерасторопность местных властей.
В результате голода население Башкирской республики и Уфимской губернии сократилось на 650 тыс. человек (на 22 %). При этом численность башкир и татар уменьшилась на 29, русских - на 16 %. Это был невиданный в истории края голод, оставшийся в памяти народа как Большой голод (Зур аслык). Лишь во время голода 1891-1892 гг. произошла убыль населения на 0,5 % процента, а в остальные голодные годы наблюдались лишь понижения прироста населения. За два года исчезло с лица земли 82,9 тыс. крестьянских хозяйств (16,5 % от общего числа), количество рабочих лошадей сократилось на 53 %, коров - на 37,7, овец - на 59,5 %. Посевные площади уменьшились на 917,3 тыс. дес. (на 51,6 %). Последствия этого голода ощущались еще долгие годы.
Сильно пострадала промышленность. К началу 1923 г. удельный вес действующих предприятий фабрично-заводской промышленности составил лишь 39 %, рабочих - 46,4 % от довоенного уровня. Из-за нехватки рабочей силы, сырья и топлива одни предприятия приостановили работу на неопределенное время, другие работали с неполной нагрузкой.
В этих тяжелейших условиях, позже чем в других регионах страны, началось возрождение народного хозяйства республики. Оно проходило на основе новой экономической политики, принятой X съездом РКП(б) в марте 1921 г.

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV - в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX - Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке - грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 - 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ - саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы - дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена - предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть - линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI - VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям - небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников - печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX - XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы - это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния - каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев - родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана - Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого - для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.