Время эпохи возрождения в европе. Культура эпохи Возрождения в Европе (XVI-XVII)

Эпоха Возрождения (Ренесанс)
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Общая характеристика эпохи Возрождения
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Искусство эпохи Возрождения.
При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера, непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда, напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра, Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

Renaissance , итал. Rinascimento ) - эпоха в истории культуры Европы , пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени . Примерные хронологические рамки эпохи - XIV -XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари . В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле . В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века .

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях : мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности , видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с по года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп , а также в Испании , Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с по 1580 год . В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла : в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение» .

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Человек эпохи Возрождения

Наука

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации .

Философия

Философы эпохи Возрождения

Литература

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо , «Дон Кихоте» Сервантеса , и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле .

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в цуй

К принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы .

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию . Над созданием зданий там трудились великие архитекторы - Филиппо Брунеллески , Леон Баттиста Альберти , Донато Браманте , Джорджо Вазари и многие другие.

Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova » («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах - английской (XV в.), нидерландской (XV-XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал , возникший в Италии (Л. Маренцио , Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре , Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви - в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов - виолы , бытовавшей в аристократической среде, и

Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии , участие византийских греков в нём было ничтожным.

Эпоха Возрождения. Видеофильм

Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо , настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

Эпоха Возрождения в Западной Европе

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры — расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке древности

Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения.

Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.

Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания «божественный». Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто «Микеланджело Буонаротти.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) — жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

Общей чертой — стремление к правдивому отражению реальности.

1. Эпоха Возрождения и ее социально-экономические предпосылки
Возрождение: в переводе с итальянского языка Rinascimento или с французского языка Renaissance.

В истории культуры Возрождения можно выделить три этапа:

1. Раннее Возрождение — XV в.

2. Высокое Возрождение — первая треть XVI в.

3. Позднее Возрождение — середина и конец XVI в.

Возрождение начинается с критики прежней средневековой культуры, как варварской. Возрождение постепенно начинает критиковать всю предшествующую ему культуру как «тёмную», упадническую

Второй этап характеризуется появлением великих деятелей культуры, «титанов» Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи и др. И действительно, кто бы из наших современников мог, как Леонардо да Винчи, быть инженером-изобретателем, писателем, художником, скульптором, анатомом, архитектором, фортификатором? И в каждом виде деятельности Леонардо оставляет величайшие творения своего гения: подводный аппарат, чертежи вертолёта, анатомические атласы, скульптуры, картины, дневники. Но время, когда человек мог творить свободно в силу своего таланта, призвания, быстро заканчивается.

Наступает трагический период в истории Возрождения: вновь утверждается диктат церкви, горят сжигаемые книги, свирепствует инквизиция, Художники предпочитают творить формы ради форм, избегая социальной, идеологической тематики, восстанавливая пошатнувшуюся было догму, авторитет, традицию. Возрожденческие начала в культуре замирают, но жизнь не стоит на месте. Берёт верх другая тенденция, которая и определяет лицо новой культурной эпохи — Абсолютизма и Просвещения.

Характерные черты и особенности культуры Возрождения.

Обычно, характеризуя культуру Возрождения, выделяют ещё следующие черты: гуманизм, культ Античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному, плотскому началу, героизация личности. Другие исследователи добавляют ещё ряд характерных признаков: художественный реализм, зарождение науки, увлечение магией, развитие гротеска и т. п.

Достижения и ценности культуры Возрождения.

Пристальный интерес, который проявляет Возрождение к прошлому, к античности, привёл к тому, что ценностью стали сами памятники культуры. Именно возрождение открывает коллекционирование, собирательство, сохранение памятников культуры, особенно художественной.

Но в культуре Возрождения центр восприятия мира сместился. Теперь человек — исходный пункт. А значит, и его иллюзии, заблуждения — реальность, данность. Значит, надо изображать мир таким, каким он кажется человеку. Возникает привычная для нас «естественная» «прямая» перспектива, «перспективная» живопись. Итальянский художник XV в. Пьеро делла Франческа в «Трактате о живописной перспективе» писал: «Живопись — не что иное, как показывание поверхностей и тел, сокращённых или увеличенных на пограничной плоскости так, чтобы действительные вещи, видимые глазом под различными углами, представлялись на названной границе как бы настоящими, а так как у каждой величины всегда одна часть ближе к глазу, чем другая, а более близкая всегда представляется глазу на намеченных границах под большим углом, чем более отдаленная и так как интеллект сам по себе не может судить об их размерах, то есть о том, какая из них ближе, а какая дальше, то поэтому я утверждаю, что необходима перспектива». Культура Возрождения, таким образом, возвращает ценность чувственному познанию человека, ставит в центр мира человека, а не идею, Бога, как Средневековье.

Символизм Средневековья уступает своё место открытой трактовке образов: Дева Мария — это и богоматерь, и просто земная мать, кормящая дитя. Хотя двойственность сохраняется, но на первый план выходит светский смысл её существования, человеческий, а не сакральный. Зритель видит земную женщину, а не божественный персонаж. Хотя символизм сохраняется в цветах, одеяние девы Марии по канону раскрашено в красное с голубым. Возрастает цветовая гамма: в Средневековье присутствовали и доминировали сдержанные, тёмные краски — бардовые, пурпурные, коричневые. У Джотто — краски яркие, сочные, чистые. Появляется индивидуализация. В средневековой живописи главное — изобразить божественную суть персонажей, а она у всех — едина. Отсюда — типичность, похожесть образов друг на друга. У Джотто каждая фигура наделяется своим характером, она уникальна, не похожа на другую. Происходит «снижение» библейского содержания, чудесные явления низводятся до обыденности, до бытовых подробностей, до дома, хозяйства. Так, ангел является в обычную комнату. В Средневековье детали пейзажа, фигуры человека зависят не от перспективы — дальше или ближе к нам они располагаются, не от физического пространства, а от сакрального, божественного веса фигур. У Джотто это ещё сохраняется — больший размер придается более значимым фигурам, и это сближает его со Средневековьем.

Возрожденческая культура богата именами, особенно известны имена художников Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520) , Леонардо да Винчи (1452-1519), Тициана Вецеллио (1488-1576), Эль Греко (1541-1614) и др. Художники стремятся к обобщению идейного содержания, синтезу, их воплощению в образах. При этом их отличает желание выделить основное, главное в образе, а не детали, частности. В центре стоит образ человека — героя, а не божественной догмы, принявшей человеческий облик. Идеализированный человек всё чаще трактуется как гражданин, титан, герой, то есть как современный, культурный человек. У нас нет возможности рассматривать особенности деятельности художников Возрождения, но сказать несколько слов о творчестве Леонардо да Винчи просто необходимо. Наибольшую известность получили такие его картины, как «Благовещение», «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа), «Поклонение волхвов», «Мадонна в гроте». До Леонардо да Винчи художники обычно изображали большие группы людей, при этом выделялись лица первого и второго плана. На картине «Мадонна в гроте» впервые изображено четыре персонажа: Мадонна, ангел, маленький Христос и Иоанн Креститель. Но зато каждая фигура — обобщённый символ. «Возрождение» знало два типа изображения. Это были либо статичный образ торжественного предстояния, либо рассказ, повествование на какую-либо тему. В «Мадонне…» нет ни того, ни другого: это и не рассказ, и не предстояние, это сама жизнь, её частичка, и здесь всё естественно. Обычно художники изображали фигуры на фоне пейзажа, перед природой. У Леонардо — они в природе, природа окружает персонажи, они живут в природе. Да Винчи отходит от приёмов освещения, лепки образов с помощью света. У него нет резкой границы света и тени, граница как бы размыта. Это его знаменитая, неповторимая «сфумато», дымка.

Когда в 1579 г. Джордано Бруно, спасаясь от инквизиции, прибыл в Женеву, он встретил здесь такой же гнёт, как и у себя на родине, в Италии. Бруно был обвинён кальвинистами в том, что пытался оспорить доктора богословия Делафе, друга диктатора Теодора Безе, наследовавшего пост Жана Кальвина. Дж. Бруно был отлучён от церкви. Под угрозой костра его заставили принести покаяние. В соседнем Брауншвейге (Германия) его также отлучили от церкви. При этом не учитывали, что он не был ни кальвинистом, ни лютеранином. После долгих странствий по Европе Дж. Бруно попал в лапы инквизиции и 17 февраля 1600 г. был сожжён на костре на площади Цветов в Риме. Так заканчивалось Возрождение. Но и новая, наступающая эпоха продолжала заполнять самые мрачные страницы истории: в 1633 г. был осуждён Галилео Галилей. В обвинении инквизиции говорилось: «Считать Землю не центром Вселенной и не неподвижною есть мнение нелепое, философски ложное и, с богословской точки зрения, также противное духу времени».

Таковы особенности эпохи, которую принято называть «Возрождением».

Интересна и музыка времен Северного Возрождения.К XVI в. существовал богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крестьянская война и Реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки. Но в первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное, - а иначе как участвовать в многоголосом хоре?

Возрождение - это время переосмысления наследия античности, возрождения ее идей. Но неверно считать это время повторением, подражанием ушедшей культуре. Идеи, рожденные средневековьем, в эпоху Возрождения во многом повлияли на специфику мироощущения человека этого времени.

Основными принципами мироощущения человека эпохи Возрождения можно считать следующие положения:

Мир земной - это иерархия творений Бога, где наивысшим совершенством обладает только сам человек; теоцентризм миропонимания сменяется антропоцентризмом;

Появляется четкое осознание проблем жизни;

Время и пространство оцениваются уже рамками реального существования, четко определяются формами деятельности человека. Пространство становится видимым. Время - как настоящее и быстро текущее. Ренессансный тип личности отличается титанизмом (он совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсальностью (реализует свои способности в самых разнообразных областях);,

Способность творить становится высшим проявлением человеческой божественности, а художник становится самой уважаемой личностью в обществе;

Искусство и природа становятся равнозначными понятиями;

Красота мира разделяется на красоту природную, естественную и красоту искусственную, рукотворную; красота человека - на духовную и физическую.

Возрождение - это рождение идей гуманизма, прославляющих творческий потенциал человека. Гуманизм ярко проявился в искусстве. Гуманисты разрабатывали (скорее практически, нежели теоретически) тот компонент эстетики, который сегодня мы называем прикладным. Природа рассматривается как высшая форма красоты. Искусство - это одна из форм творчества, осуществляемого по законам красоты природы. Если средневековая эстетика считает искусство приложением к материи уж


готовой формы, заранее имеющейся в душе художника и заложенной туда Богом, то в Возрождение впервые возникает мысль о том, что художник сам творит и создает эту форму. Поэтому искусство не есть простое подражание природе. Оно есть совершенно новое явление, являющееся актом творческого деяния человека, проявляющего через искусство свою волю и индивидуальность.

Искусство рассматривается как один из каналов познания человеком окружающего мира. Искусство активно взаимодействует с наукой. Великие титаны Возрождения занимаются не только художественным творчеством, но и делают научные и технические открытия. Достаточно назвать имя Леонардо да Винчи.

Искусство стало не только самостоятельным, но и начало проявлять свое морфологическое строение: четко начинает проявляться специфика отдельных видов искусства. Творец становится профессионалом своего дела, в котором начинает особенно ценится мастерство и индивидуальность.


Таким образом, искусство приобретает все более светский характер, отличающийся демократичностью и стремлением к реализму в отражении мира. Возникает понятие «свободных занятий», к которым относят философию, историю, красноречие, музыку и поэзию. Авторитет художника в обществе начинает расти. Затраченный труд и необходимые профессиональные знания становятся критерием искусства. Самыми ценимыми становятся литература и изобразительное искусство.

В эту эпоху возникла новая - современная литература. Слово понимается как высшее проявление Красоты, работа над образностью слова -как высшее человеческое предназначение. Литература Возрождения наполнена жизнеутверждающим характером, восхищением красотой мира, человека и его свершений. Главной ее темой становится тема любви.

Архитектура Возрождения искала возможность создания идеала образа жизни через создание новых архитектурных проектов. Идеал жизни был реализован во Флоренции XV века - «идеальном» городе, смоделированном воображением и руками великих творцов. «Идеальный» город родился благодаря открытию перспективы, очерченной Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также в силу осуществленного единства пространственно-пластического и общественно-политического видения мира. Впервые появилось человеческое пространство, противопоставленное природному пространству. Архитектура города рассматривается как синтез города вообще: предметного мира города, быта отдельных горожан, его общественной жизни с играми, зрелищами и театром.

Одна из задач изобразительного искусства - важность соблюдения канона прекрасного, найденного еще древними, но так, чтобы не пострадали реалистичность и жизненность изображения. Мастерство изображе-

ния становится профессией. Развиваются художественные школы. Для изобразительного искусства Возрождения характерно:

Смена тематики - объектом повышенного внимания становится человек;

Смена приемов изображения - прямая перспектива, точность передачи строения человеческого тела;

Вытеснение чистого цвета сложными, составными цветами;

Основным средством выразительности становится не свет, а тень, что способствует развитию графических искусств в изобразительном искусстве;

Особый интерес к пейзажу;

Преобладание станковой живописи и появление светской живописи (портрета);

Развитие техники масляной живописи;

Интерес к гравюре.

В скульптуре происходит возвращение интереса к обнаженному телу. Скульптор Донателло первым (после средневековья) представил в скульптуре обнаженное тело, создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Обнаженное тело скульптур Ренессанса наполнено экспрессией, движением, чувственностью, эротикой. Позы стали динамичными, мышцы напряженнее, эмоции открытыми. Тело, также как и в античность, рассматривается как отражение души. Но акцент в изображении человеческого тела уже иной: его необходимо рассматривать как проявление особых состояний души. Поэтому скульпторы так пристально изучают тело человека в разных психологических ситуациях. Глядя на скульптурные изображения человека Возрождения, мы можем видеть прежде всего его душу, состояние, эмоции, проявленные в позе, напряженных мышцах, выражении лица.

Становление театра Возрождения связано с именами Уильяма Шекспира и Лопе де Бега. Основными театральными жанрами этого времени являются трагедия и комедия, мистерия, миракль, фарс и соти (разновидности комедий). Содержание становится более светским. Действие происходит где угодно (на земле, на небесах, в преисподней) и охватывает события, которые продолжаются годы и месяцы. При этом еще нет целостности сюжета и выделенное™ типов характеров. Античные сюжеты чаще разыгрываются в школьных постановках и преследуют скорее образовательно-воспитательные цели. Зрелища театральных представлений были достаточно скучны в отношении развития сюжета, но развлекали зрителей танцевальными интермедиями, оформлением и костюмами. Театр Ренессанса стал правдоподобным, реалистичным, приобрел черты сценического действия, которое наблюдает зритель как бы со стороны.


Музыка впервые проявляет себя как светское искусство, основанное на мирском начале и существующее без дополнительной опеки других видов искусства или религии. Умение петь и играть на музыкальном инструменте становится непременным качеством культурного человека.

В музыке появляются совершенно новые жанры: опера и инструментальное направление. В особом почете находилась импровизация. Популярными становятся и новые музыкальные инструменты: клавикорд, лютня, скрипка. Орган считался инструментом, наиболее пригодным для воспроизведения образов «высокого» искусства. Именно в органном искусстве зародился так называемый монументальный стиль - параллель барокко в живописи и архитектуре, который начал формироваться в XVI веке. В XVI веке в Испании появляются первые трактаты о музыкальном искусстве.

Возрождение в искусстве подготовило оформление новых художественных стилей: барокко, классицизма, рококо.