Жанр пейзаж в музыкальных произведениях. Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

с применением здоровьесберегающих технологий.

Цель : формирование представления учащихся о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства, понятия «музыкального пейзажа».

Задачи:

здоровьесберегающая – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и прослушивая произведения, оказывающие положительное влияние на психику и настроение детей;

образовательная – подвести детей к осознанию понятий «музыкальный пейзаж», «музыкальная картина»;

развивающая - развивать творческие способности каждого ребёнка, его художественную фантазию и воображение;

воспитательная - воспитывать любовь к природе, окружающему миру.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

2. Введение в тему урока.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают в нас чувства, переживания, создают определённое настроение. Природа в искусстве одухотворена. Она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой её видит человек.

Просмотр слайдов – картин природы.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Художник, поэт, композитор в своих произведениях очень часто воспевают красоту природы.

Определение темы урока, целей и задач.

3. Работа по теме урока.

Образы природы издавна привлекали музыкантов. Что дарит нам природа?

Ответы детей.

Правильно. Природа дарит музыке звуки и тембры, которые слышатся в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Прослушивание музыкальных фрагментов. Дети определяют звуки природы.

Постепенно помимо простого подражания звукам природы музыка научилась вызывать у слушателя зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами. Есть даже такое выражение – «музыкальная живопись». Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?

Ответы детей.

Исполнение песни на слова Э. Успенского «Если видишь на картине».

Как вы думаете, в музыке есть ли пейзажи?

Ответы детей.

Молодцы! А теперь давайте попробуем определить, что же такое музыкальный пейзаж.

Проводится игра «Дополни пейзаж».

Давайте теперь соберём все ваши ответы в одно определение и запишем его.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) – тембровыми, ритмическими, ладовыми, динамическими, с помощью которых изображает жизнь.

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей.

Назовите произведения, которые показывают картины природы.

Ответы детей.

Уже известный нам цикл «Времена года» - одно из самых ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы. Расскажите об этом альбоме.

Проверка домашнего задания. Викторина по произведениям из цикла «Времена года».

Если музыка Чайковского выражает общее настроение весенней радости, то в творчестве других композиторов можно встретить более точный пейзажный образ.

Прослушивание вступления к балету И. Стравинского «Весна священная».

Ребята, что вы представили, прослушивая это произведение?

Ответы детей.

Молодцы! В этой картине показано настоящее «действие весеннего произрастания».

Разбор произведения – работа в группах у доски. Ребята составляют на доске картину ранней весны из предложенных фрагментов (капель, деревья, ручьи, подснежники, солнце и т. п.). действие происходит под повторное прослушивание произведения.

А теперь расскажите о своей картине, не забудьте рассказать о настроениях, которые вас посетили при составлении картины.

Дети рассказывают о своих картинах.

Молодцы! А вам нравится весна? (Ответы детей ) Почему? (Ответы детей ) Какие чувства вы испытываете, когда думаете о приближении весны? (Ответы детей )

Исполнение песни «Весна».

Давайте мы теперь с вами поиграем в игру «Капель».

Игра основана на повторении ритмического рисунка, ударяя ладонями по коленкам.

Молодцы! У вас всё чётко получилось! А сейчас давайте вдохнём запах весны.

Проводится дыхательная гимнастика.

Отлично! Теперь можете занять свои места.

Дети садятся на свои места.

Весна всегда дарит нам солнце, тепло и радость. Послушайте новую песню, которая называется «Подарим улыбку» и определите её ритм, темп и настроение.

Учитель исполняет песню, ребята отвечают на вопросы. Разучивание первого куплета песни.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорили о таком прекрасном времени года как весна, а сейчас давайте изобразим весну в цветовой гамме.

Перед детьми карточки с разными цветами, ребята поднимают те цвета, которые посчитают нужными.

Хорошо, а теперь запишите в тетрадь те цвета, которые вы выбрали. Это ваше домашнее задание – используя данную цветовую палитру, нарисуйте к следующему уроку рисунок с изображением весеннего пейзажа. И, конечно, не забудьте о том, что такое музыкальный пейзаж.

4.Итог урока.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Что вспомнили?

Что ещё хотели бы узнать?

Как вы думаете, кто сегодня был активнее, работал лучше всех?

Совместное выставление оценок за урок.

5.Рефлексия.

Ребята, а сейчас покажите с каким настроением вы уйдёте с урока?

Перед детьми рожицы с изображением разной мимики. Дети выбирают ту, которой соответствует их настроение, и вывешивают на доску.

Я желаю вам оставаться добрыми и активными, такими, как на нашем уроке. А теперь постарайтесь интонационно точно повторить следующие музыкальные строки.

Учитель пропевает попевку-прощание. Дети повторяют.

Спасибо за урок!

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.


Искусство рассказывает о красоте Земли.

Пейзаж в музыке, литературе, живописи.

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани

которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления

привычной жизни.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

Пейзаж (франц. paysage - вид, изображение какой-либо местности) - это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Истории развития пейзажа в русской живописи

Венецианов и его ученики первые обратились в своем творчестве к русскому пейзажу.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин. («Зимнее утро»)

Слайд 1 «Зима» Никифор Крылов. (1802-1831)


Свою картину «Зима» Никифор Крылов написал в 1827 году. Это был первый русский зимний пейзаж.

Крылов написал пейзаж, увиденный из окна мастерской, в течение месяца. Взору предстаёт окраина села, жители заняты повседневными делами: на переднем плане женщина с коромыслом несёт полные вёдра воды, навстречу ей мужчина ведёт под уздцы коня, за женщиной с коромыслом изображены две других женщины, остановившихся поговорить. Вдали виднеется лес, а за ним бескрайняя равнина. Кругом белый снег, голые деревья. Автор мастерски запечатлел атмосферу русской зимы. Такой удивительно искренний и простой зимний пейзаж - редкое явление в русской живописи первой половины XIX века. Картина была впервые представлена на выставке в Академии художеств, где хорошо встречена современниками, которые отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи».

Третьяковская галерея.

Пейзажи Григория Сороки – любимого ученика Венецианова пленительны и грустны. И боязно нарушить эту тишину. Словно очнувшись, природа утратит безвозвратную доброту и негу и покой. Григорий Сорокин – крепостной помещика Милюкова. Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых. Крепостной человек тверского помещика Н. П. Милюкова, соседа и доброго знакомого А.Г.Венецианова. Взятый барином к себе в дворню в имение «Островки», Сорока, видимо, и был замечен там художником, и, с разрешения Милюкова, мастер взял его в свое сельцо Сафонково. Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры. А.Г.Венецианов пытался выкупить его из неволи, но не успел из-за трагической смерти. После его смерти, Григорий Васильевич Сорока окончил жизнь самоубийством.

И только почти четверть столетия, спустя, суждено было появится в русском искусстве художнику, о котором мог сказать поэт: «С природой одной он жизнью дышал, у ручья разумел лепетанье, и говор древесных листов понимал и слышал он трав прозябанье…» Саврасов. Он старался отыскать и в самом простом, обыкновенном, те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в русском пейзаже и так неотразимо действуют на душу.


В 1871 году Саврасов создал свой знаменитый шедевр - картину “Грачи прилетели” (Третьяковская галерея, Москва). Он писал ее с натуры в деревне Молвитино Костромской губернии. Художник любил изображать весну, и в этой картине сумел тонко и убедительно показать ее первые признаки: потемневший мартовский снег, талую воду, пропитанный весенней влагой воздух, небо, покрытое темными облаками, птиц, суетящихся над своими гнездами. Каждая деталь пейзажа выражает острое чувство ожидания весны. Вероятно, поэтому картина так полюбилась русскому зрителю, суровой и долгой зимой с нетерпением ожидающему прихода весны и ее первых вестников - грачей.

Картина, показанная на передвижной художественной выставке, привлекла внимание многих. Известный историк искусства Александр Бенуа назвал ее путеводной звездой для целого поколения мастеров пейзажа XIX века. И.Н. Крамской, увидевший полотно на выставке, отозвался о нем так: “Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в ”Грачах“”.

Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…» написан в 1891 году на мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Работа выполнена на холсте маслом. Данное произведение хранится в Киевском музее русского искусства. На полотне мы видим сосну, которая стоит на краю обрыва и в любой момент готова упасть под тяжестью снега, который хлопьями облепил её ветки-руки. Верхушка сосны похожа на голову орла, который вот-вот сорвётся, взмахнёт крыльями и с облегчением освободится от непосильной тяжести. Хмурое темно-синее небо пронизано тревогой. Середина сосны ближе к стволу похожа на скелет, который лишился своей плоти-листвы на время зимы. Данная работа пропитана духом одиночества и холода.

Прочитай стихотворение М.Ю.Лермонтова "На севере диком стоит одиноко"

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.


Вообще, дуб – одно из любимых деревьев художника - пейзажиста, неутомимо изображавшего эти великолепные титаны, сотворенные непредсказуемой природой. На этом полотне дубы у Шишкина - великолепные, широко раскинувшие могучие ветки-лапы герои лесного эпоса. Деревья освещены лучами солнца, которое собирается вскоре покинуть небо. Время суток, изображенное на картине - вечер. Однако Шишкин мастерски подчеркивает необычность игры светила на могучих стволах дубов.

Современники называли Шишкина “патриархом леса”, и эти слова очень точно передавали отношение художника к природе и искусству. Лес, который живописец любил самозабвенно, стал главным героем его картин. Шишкин не просто писал природу: он, как ученый, исследовал ее. Своим ученикам мастер не уставал повторять: “В изучении натуры никогда нельзя ставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо”. Шишкин первым из русских живописцев XIX столетия понял всю важность и значимость натурных этюдов. Он прекрасно знал лес, строение каждого дерева и растения.

«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои, истинно народные пути, к изображению ее задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши могучие, полные неповторимой поэзии леса.» - Так писал Виктор Васнецов пейзажисту Ивану Шишкину.

«Этот мальчик еще покажет себя, никто, да и он сам, в том числе, и не догадываются о возможностях, скрытых в нем.» - Это слова художника Крамского о русском художнике Федоре Васильеве. Васильев прожил всего 23 года, но как много он успел сделать. Его взволнованная кисть, так много поведала людям о величии и таинстве природы.

Картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них - силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг - изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

Дар цветовых ощущений есть такого рода роскошь, которая возвышает человека» - это высказывание ученого Петрашевского в полной мере можно отнести к творчеству Куинджи.

«Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин в 1913 году.

Современник А.Саврасова и И.Шишкина, он привнес в пейзаж волшебство света. Мир природы на его полотнах подобен сказочным чертогам, где человека посещают прекрасные и вечные мечты.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое

небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли.

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, они скромны и точны, подобно Чеховским рассказам. Так мало нот и так много музыки. Великий поэт природы Левитан, до конца почувствовал неизъяснимую прелесть русского пейзажа, и в картинах своих сумел передать любовь к Родине, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.

Настроением радости отмечено и полотно “Свежий ветер. Волга” (1895, Третьяковская галерея, Москва). Вольный ветер покрывает воду легкой рябью, наполняет паруса, гонит по небу легкие облака. С помощью звучных, свежих красок мастер передает ослепительную белизну парохода и чуть позолоченных солнцем облаков, яркую голубизну неба и реки.


В “Тихой обители” художнику удалось свежо и эмоционально показать обобщенный образ природы. Этот же мотив храма, отраженного в спокойной и прозрачной речной воде, Левитан повторил в картине “Вечерний звон” (1892, Третьяковская галерея, Москва).



Левитан признан одним из самых тонких и проникновенных пейзажистов. С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие "пейзажа настроения". Умение объективно передать красоту природы во всем многообразии ее изменчивых проявлений и одновременно через пейзаж выразить состояние человеческой души, ее тончайших переживаний были драгоценными качествами дарования художника. Пронизанная ликующим настроением картина «Золотая осень» – это своеобразный прощальный гимн последнему цветению природы: необыкновенной яркости красок, «горению» золота берез, многоцветию покрова земли. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж отличается сложным цветовым решением, разнообразием живописной поверхности, на которой выделяются фактурные красочные мазки.

Вероятно, именно о картинах “Золотая осень” и “Свежий ветер. Волга” Грабарь писал: “…Они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать”.

Но таких жизнеутверждающих и радостных пейзажей у Левитана немного.

Тихой грустью проникнуто полотно “Весна. Большая вода” (1897, Третьяковская галерея, Москва). Очень гармоничен колорит картины. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Эта эмоциональная и проникновенная картина природы передает всю глубину человеческих чувств и переживаний. О присутствии человека напоминает одинокая лодка у берега и скромные крестьянские домики на горизонте.

Плес - маленький заштатный городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Здесь Левитан впервые нашел те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а, заодно, и имя Плеса. Золотой Плес - один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой... Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан.

Раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.


Картина Левитана Озеро (Русь) (1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) - последняя большая картина художника, над которой он работал долго и вдохновенно. Пожалуй, не для одной из работ он не сделал столько подготовительных этюдов и эскизов. Известно, что в процессе создания Озера художник не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, в места, некогда послужившие натурой для картины Над вечным покоем . Но в сравнении с последней в Озере слышится не траурная, но торжественно-мажорная музыка природы. Озеро производит сильное впечатление своим светлым, праздничным звучанием, «перезвоном», объединяющим высокое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака, и чудное приволье синего озера, у ближнего берега которого зеленеет взволнованный свежим ветром тростник, а на дальних берегах виднеются деревни и возносящие главы к небу белые храмы и колокольни.

Чудный день, пройдут века,

Так же будут в вечном строе

Течь и искрится река,

И поля дышать на зное.

Федор Тютчев

Прочитай слова русского поэта И. Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Как ты понимаешь слова русского поэта И. Бунина?

Высказывание французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Задание: о бъяснить смысл?

Записать в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило тебя своей красотой.

Подбери музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в твоем воображении?

Послушай музыкальные произведения:

С.И.Танеев«Сосна» на сл.Ю.Лермонтова.

«Уж ты поле мое» русская народная песня.

Необходимо проанализировать, сопоставить с литературным текстом и картинами художников.

Литературные страницы

Послушай стихи о природе: Родное. Д.Мережковский

Осенний вечер. Ф.Тютчев.

Прочитай вслух два литературных сочинения, написанные в XX в., найди интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. Рыленков

Неведомому другу

Солнечно – росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

М. Пришвин

Ответь на вопросы;

* Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами?

Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Художественно-творческие задания

Подготовь компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуй свой выбор художественных произведений.

Представь себя звукорежиссером, подберите знакомые тебе музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Послушай музыкальные произведения:

Осень.Г.Свиридов;

Сказание о невидимом граде Китеже. Вступление;

Ответь на вопрос: Какое из этих музыкальных произведений озвучивает стихотворение о природе Ф.Тютчева?

Вспомни уроки музыки. Послушай ещё раз музыку Валерия Гаврилина. Созвучна ли она картинам И.Левитана?

Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики - «Времена года» - цикл концертов итальянского композитора XVIII

в. Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского

композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками - сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

А.Вивальди "Времена года" для струнного оркестра.

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.



Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

П.И.Чайковский "Времена года" - цикл для фортепиано

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов

"Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
В.А.Жуковский

"Подснежник". Апрель Слушать
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

"Белые ночи". Май Слушать
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет

"Баркарола". Июнь Слушать
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев

"Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов

"Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов

"Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин

В русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана

«Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок,

мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист.

И. Левитан

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский

Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

Выполнить задание по выбору

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский цикл фортепианных пьес «Времена года»; А.Вивальди. Концерт для струнных инструментов «Времена года»; (фрагменты).

Цель урока: воспитание чувства любви к окружающей природе.

Задачи урока:

  • повторить понятие "пейзаж";
  • совершенствоватьречевые умения;
  • закрепить представление об описании;
  • подготовиться к описанию музыкального пейзажа;
  • учиться излагать свои наблюдения как в устной, так и в письменной речи;
  • расширить лексический запас слов.

Оборудование: аудиозапись "Времена года. Зима" А. Вивальди; рисунки учащихся; отрывки из текстов; плакаты с понятиями "пейзаж", "сравнение", "эпитет", "метафора" и т.д.; памятка " Работа в малой группе".

Ход урока

Оргмомент. Приветствие.

Добрый день, мои юные друзья!

Слово учителя. В это зимнее морозное утро мы совершим экскурсию в тайны природы, соприкоснемся с миром прекрасного.

На фоне музыки Чайковского ученица читает наизусть стихотворение Н. Рыленкова "Все в тающей дымке".

Беседа с классом: ребята, как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу "мало увидеть,/Здесь нужно всмотреться", "Здесь мало услышать,/Здесь вслушаться нужно"?

(Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным)

Учитель: все краски и звуки как бы приглушены, но в них таится скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое сердце:

Сообщение темы и задачи урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться всматриваться и вслушиваться в природу. Нам предстоит подготовиться к описанию пейзажа, но не просто пейзажа, а музыкального.

Тема сегодняшнего урока так и называется " Описание природы. Музыкальный пейзаж". (Запись темы на доске.)

Актуализация знаний учащихся.

Ребята, обратите внимание на выставку рисунков, выполненных вами. Они наивны, но искренни. На них природа такая, какой вы ее видите.

А здесь (на доске) картины известного художника-пейзажиста Валентина Александровича Серова.

Ребята, а кто такой пейзажист? Найдите лексическое значение в толковом словаре (словари в каждой группе).

Запись в тетрадь: пейзажист- это художник, рисующий пейзажи.

А что же такое пейзаж?

Пейзаж-это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Обратите внимание на правописание это слова. (Объяснение)

Какие виды пейзажей вам знакомы? Посмотрите на репродукции картин, подберите эпитеты и запишите их в тетрадь.

Работа в группах. (Запись: зимний, сельский, городской и т.д.)

Новая тема

Ребята, сейчас мы пройдемся по залам музея с юным искусствоведом (Ф.И) и послушаем о творчестве художника-пейзажиста В.А.Серова (Индивидуальное домашнее задание)

Пейзажный жанр в отечественном искусстве удерживает популярность длительное время. Одним из наиболее ярких проявлений в русском изобразительном искусстве стало творчество художника В. А. Серова.

В.А. Серов родился 7 января 1865 года в Петербурге в семье известного композитора А.Н. Серова. Интерес к рисованию у него проявился очень рано. Еще ребенком он любил изображать животных, а особенно лошадей. В пейзаже "Зима" (1898г.) мотив внезапно появляющейся из-за сарая лошади с санями и седоком выражает естественность непосредственно схваченного момента.

В этюде " Зима в Абрамцево" (1886 г.) он использует чистые светлые краски, синие тени на белом снегу, на фоне которых отчетливо видны коричневые силуэты деревьев и церковка на втором плане.

Работа в группах: каждой группе предложен отрывок из стихотворений А.С. Пушкина:

1 группа-"Зимний вечер"

2 группа - "Бесы"

3 группа - "Зимнее утро"

Задание для групп:

  • найдите в отрывках изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор описывает природу.
  • запишите в тетрадь опорные слова, которые помогут вам в описании музыкального пейзажа

Проверка выполнения задания (каждая группа дает ответ).

Что объединяет эти отрывки? (Время года)

Каким настроением проникнут каждый отрывок? (Природа, которую наблюдает поэт, разнообразн,необычна: это и темная вьюжная ночь, это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога.)

Учитель: все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может и тревоги, тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображёнными в слове, красках, и, конечно же, в мелодии.

Подготовка к слушанию музыки.

Сообщение о композиторе. (Индивидуальное домашнее задание).

Великий итальянский композитор А. Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение " Времена года".

Казалось бы, Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаём в ней нашу северную природу.

А сейчас мы прослушаем один из фрагментов великого композитора и попытаемся словесно нарисовать картину, возникшую в вашем воображении.

Прослушивание записи.

Беседа о музыкальных впечатления,

Что вы представили себе, слушая музыку? (Обсуждение в группах).

1 группа - сказочный лес, ветерок, появилась позёмка и т.д.

2 группа _ незнакомый лес, снег, снежинки и т.д.

3 группа - тропинка в лесу, хрупкие снежинки и т.д.

А какие образы возникли в вашем воображении? (Вьюга, метель, пурга, позёмка).

Задание: запишите эти слова в порядке их последовательности.

Запись на доске: вьюга - снежная буря.

Метель - сильный ветер со снегом.

Позёмка - метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Пурга - сильная вьюга, снежная буря.

Подберите метафоры к данным образам.

Запись в тетрадях: поднялась метель, закрутилась позёмка и т.д.

Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

(Ответы: тревогой, ожиданием, силой, торжеством разбушевавшейся стихии и т.д.).

Отбор языкового материала. Работа в группах.

Звуки: тревожные, неясные и т.д.

Музыка: притягивает, завораживает, нарастает, взрывается и т.д.

Настроение: светлая радость, печаль, восторг и т.д.

Оркестр: громко, во всю мощь и т.д.

Скрипки: трепетно, нежно, запели и т.д.

Написание сочинения-миниатюры.

Обсуждение в группах возможного начала текста.

Чтение сочинений.

1 группа - звучат первые звуки музыки, и я мысленно переношусь в сказочный лес:

2 группа - когда я слышу музыку:

3 группа - зазвучала музыка, и её чарующие звуки перенесли меня в незнакомый лес:

Обобщающее слово учителя.

Ребята, каждый из вас услышал в музыке А.Вивальди что-то своё: одни - несчастную снежинку, другие - мощь разбушевавшейся стихии, третьи - что-то своё. И каждый из вас прав. Ведь живопись, поэзия, музыка - это искусство, которое обращается к самым потаённым уголкам человеческой души. Они восхищаются красотой и величием русской природы.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру.

И в заключение урока давайте ещё раз окунёмся в этот волшебный мир звуков - музыку Антонио Вивальди.