Государство как основной институт политической системы общества: признаки, структура, функции. Центральным институтом политической системы является

Системы является государство. Причем это рассказывается в безапелляционном тоне, и многие не задумываются, почему же всё именно так. Так давайте же рассмотрим, почему рассматривается государство как основной институт политической системы.

Общая информация

Государство является историческим явлением. им не обладало. Тогда же не было и никакой Такое положение дел сформировалось из-за того, что в этом не было нужды. Все возникающие противоречия решались, как правило, авторитетом, общественным мнением и грубой силой. Но, по мере развития общества, нужно было создавать определённый механизм, который смог бы адекватно и однозначно решать споры и вести общие дела. Осуществление этого функционала без наличия соответствующих органов управления было невозможно. Вот на этом этапе и было установлено, что основной институт политической системы - это государство. Конечно, сейчас это выглядит понятно, а тогда данное понимание только формировалось. Как же происходил этот процесс?

Развитие понимания ситуации

Сейчас уверено говорят, что основным институтом является государство. Но как к этому выводу пришло человечество? Первоначально происходили процессы структуры. Они значительным образом ускорились, когда появилось Возникали новые, ранее не существовавшие социальные группы (позже названные слоями и классами). Каждая из них имела свои специфические потребности и интересы. Выделилась частная собственность. Появилась надобность в том, чтобы был создан эффективный механизм взаимоотношений между разными общественными группами, а также сформировались принципы защиты и сохранения частной и коллективной собственности у своих владельцев. Эти обстоятельства (а также ряд других) и привели к тому, что возникла такая регулирующая и охранительная структура общества.

Вот почему государство является основным институтом политической системы, объединяющим общество. Существует целый ряд аспектов и нюансов, с оговоркой на которые необходимо делать подобные заявления. В чем же они заключаются?

Разбираемся в нюансах

Почему же статус основного института в политической системе закрепился за государством, а не за церковью, политической партией или общественными организациями? Ведь религии существовали ещё во времена первобытного строя. Это можно пояснить рядом причин.

Самая первая - это то, что общество делегирует определённому государству основные властные полномочия и функцию. Так, у него есть главные рычаги (политические, экономические, военные) влияния на общество. Государство является обладателем всей полноты власти на какой-то определённой территории. Также ему принадлежит исключительное право на издание законов и иных нормативных актов, что обязательны для выполнения всем населением. Кроме этого, только государство имеет право на применение силы. Видите, как много у него возможностей? Поэтому и считается, что основным институтом политической системы является именно государство. То есть это не субъективное мнение отдельного человека, а умозаключение многих людей, которое базируется на реальных фактах. Ведь, например, церковники могут подговорить отдельных людей что-то сделать, но действовать с подобным успехом в рамках всего государства - это свыше их возможностей. Нет, конечно, можно вспомнить и о городе-государстве Ватикане, но оно существует исключительно потому, что его разрешила Италия.

Функции

Чем же занимается государство? Какую роль оно исполняет в современном обществе? Для этого существует разделение на виды государственных функций:

  1. Внутренние. Сюда относят экономическую, социальную, культурно-образовательную и правовую функции. Следует отметить, что в различной литературе кроме перечисленных можно встретить ещё ряд других. Как пример можно привести защиту конституционного строя, экологическую функцию и так далее.
  2. Внешние. Сюда относят защиту общества от внешних врагов и построение цивилизованных отношений с иными государствами.

Функции выполняются посредством системы органов. Она ещё называется Для большей специализации и эффективности деятельности работает система разделения власти. Наиболее популярной является выделение законодательной, исполнительной, а также судебной ветвей. Хотя некоторые люди говорят об ещё одной составляющей - средствах массовой информации. Юридически это неверно. Про их властные функции можно говорить только в переносном смысле. Они непосредственно не входят во властную структуру. Они не могут принимать решения, законы и постановления, которые будут обязательны для всех граждан. Но СМИ могут иметь сильное психологическое и моральное воздействие на общество и сознание людей.

Процесс эволюции

Мы знаем, что основным институтом политической системы является государство. Но оно же не появилось в современном виде сразу, а развивалось постепенно. Но интерес для нас представляет не только и не столько прошлое, сколько будущее. Можно встретить измышления о том, что со временем государство «отомрёт» за ненадобностью. Несмотря на то что про такие прогнозы выносятся из столетия в столетие, пока до этого момента человечество ещё не дошло. Попытки организовать что-то подобное (марксизм и СССР) не увенчались успехом. Наоборот, сейчас можно говорить только о том, что осуществляется всё большая дифференциация (расслоение) общества, растёт количество задач, к которым привлекается государство и так далее. Также возникают различные проблемы, которые требуют решения. Поэтому и сейчас основным институтом политической системы является государство.

Заключение

Следует отметить, что нет единогласного мнения о роли государства в процессе развития общества. Также сложно достичь и единой точки зрения о том, когда же конкретно впервые оно стало основным политическим институтом. В качестве аргументации различные исследователи приводят самую разнообразную информацию, начиная от простых и небольших государств древности, заканчивая уже сформировавшимся в Средневековье положением - разделением на страны.

Государство - центральный институт власти, политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное, непосредственное осуществление политики.

Государство включает в себя систему политического управления - правительство, которое в свою очередь состоит из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от возможных злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.

Современное государство выступает одновременно как арена политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного проявления государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает в себе все богатство и разнообразие упорядоченных, скрепленных одной целью представлений о наилучших способах социально-политического управления.

Основные признаки государства можно определить следующим образом-

1. Власть отделена от гражданского общества, существует профессиональный слой управленцев - бюрократия.

2. Государство обладает суверенитетом, т.е. является единственным и универсальным носителем власти на определенной территории.

3. Государство обладает монополией на применение силы во всех формах.

4 Государство обладает исключительным правом на издание законов, обязательных для всех проживающих на его территории

Государство выполняет разнообразные функции, касающиеся в настоящее время многих сфер общественной жизни. Современное государство - это уже не «ночной сторож» собственности, но зачастую крупнейший собственник и экономический регулятор, действующий посредством налоговой, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики. Оно выполняет социальные функции, субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую политику. Современное государство формирует новый тип социально-ориентированной власти, движется в направлении так называемого «социального государства»

Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан в самых разнообразных сферах социальной жизни. Одной из новых его функций, появившихся в последние десятилетия, стала функция обеспечения экологической безопасности. Она реализуется через систему экологического законодательства.

Государство представляет народ на международной арене, являясь субъектом международных отношений. Оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну и заключает мир.

Выполнение внутренних и внешних функций государства обеспечивается системой органов и учреждений, которые получили название «механизм государства». Центральным элементом механизма государства выступает государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам компетенцию, организуется особым, сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. В современной политологии выделяют четыре разновидности государственных органов:

1) органы законодательной власти;

2)органы исполнительной власти;

3) судебные органы;

4) контрольно-надзорные органы.

A)* государство

89. Концепция правового государства была сформулирована сторонниками идей A)* либерализма

91. Образцом конституций считается A)* конституция США

По форме власти конституционной монархией является

A)* Великобритания

93 .Если наряду с монархом в государстве существует парламент, то такое государство по форме власти является конституционной монархией

А)* у монарха

Конституционная монархия впервые была установлена в результате

А)* английской буржуазной революции

95. Признаком правового государства является разделение власти на 3 вет

96. Правом на легитимное насилие в деле осуществления своих решений, обладает только А)* государство

Характерной чертой тоталитарных государств является

A)* однопартийность

Основоположниками теории тоталитарного государства являются

A)* Платон, Аристотель

99. Действующая Конституция РК была принята A)* в 1995 г.

100. По форме правления Республика Казахстан A)* президентская респ

Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает

А)* институт гражданства или подданство

102. Для унитарного государства характерно A)* наличие единственного субъекта власти

Главным критерием деления государств на унитарные и федеральные является

A)* количество субъектов власти

104. Самая нестабильная форма государственного объединения, легко переходящая в другие формы A)* конфедерация

105. Политический институт, призванный регулировать, контролировать деятельность и поведение граждан A)* государство

106. Найдите соответствие Верный ответ: 1 D, 2 А, 3 F, 4 E, 5 В, 6 С

Найдите соответствие

Верный ответ: 1В, 2А, 3D, 4C

Политический институт, выполняющий исполнительские функции

A)* правительство

109. Отсутствует единый бюрократический аппарат, если форма государства A)* конфедерация

A)* делегирование полномочий обществом государству

Централизованный контроль за экономикой характерен для

A)* тоталитарного режима

Парламент Республики Казахстан

A)* является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции



В парламентской модели главные функции парламента состоят

А)* в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске

Наиболее распространенным видом политическо-территориальной организации или формой государственного устройства, является

А)* унитарное государство

Внутренние границы федерации могут быть изменены

А)* только с согласия ее субъектов

116. Внешнеполитические функции в федеративном государстве осуществляют А)* союзные государственные органы

117. Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются А)* партии

Политические партии в современном понимании возникли

А)* во второй половине ХIХ века

119. Партия – это A)* политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти

120. Массовые политические партии возникают А) с введением всеобщего избирательного права

122. Политические партии непосредственно выполняют функцию реализации власти А)* в тоталитарных системах

A)* электорат

Однопартийные системы характерны для

Многопартийность является характерной чертой

A) демократического режима

126. 2-х партийная система исторически сложилась A)* в США

По участию в политической власти партии делятся на

A)* правящие и оппозиционные

Многопартийность - характерная черта

A)* демократического политического режима

129. Идеология – это A)* более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества либо его части

Политический институт, призванный обобщать, обосновывать и защищать интересы определенных социальных групп



A)* политическая партия

Лекция № 1,2

Государство как центральный институт политической системы

«Происхождение, сущность и основные признаки

государства как «особой организации силы»

Среди всего многообразия структурирующих политическую систему институтов и учреждений решающую роль играет государство как «особая организация силы», которая в наиболее концентрированной и обобществ­ленной форме воплощает в себе политико-властные начала в жизнедеятель­ности любого социума. То организационно-управленческое ядро в лице ие­рархии полномочных органов власти, как в центре, так и на местах, что обеспечивает совместную жизнь людей как дифференцированного множества (в границах определенной территории). И опосредует движение основно­го противоречия этой жизни, а именно: противоречия между общественным характером человеческой деятельности и индивидуальной формой ее осуще­ствления. Между потребностями людей в свободе и невозможностью реали­зации этой свободы в условиях анархии . Если бы не возник этот олицетво­ряемый государством инструмент обеспечения целостности и урегулированности человеческого общежития, то люди (и классы) просто-напросто унич­тожили бы друг друга в ожесточенной борьбе, в обусловливаемой «грехов­ностью» человека как биологического существа «войне всех против всех».

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) по этому поводу говорится, что «необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последст­вий грехопадения и из согласия действий по ограничению греха в мире с Его волей». Усматривая нравственный смысл существования государства в ог­раничении зла и поддержке добра, «церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».

Теории происхождения государства.

Существует множество различных теорий и концепций о происхождении и сущности государства, его функциональном предназначении. Среди них наиболее распространенными являются:

Теократическая теория как порождение эпохи безраздельного господства католической церкви. В ее основе - идея о том, что возникновение Государства явилось результатом договора человека с Богом. И санк­ционированного им перехода от прямого богоправления к мирскому правлению, устроению мирских дел с опорой на земного правителя,

верного заповедям Божиим и творению добрых дел. Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной власти, апостол Па­вел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» Посему про­тивящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое...»

Ту же мысль выражал и апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий».

В целом апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к церкви. Хорошо известно, что в апостольский век Цер­ковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государствен­ной римской. Это, однако, не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.

Поучения, построенные на постулате «вся власть от Бога», постоянно присутствуют в рассуждениях богословов и проповедников Иоанна Златоус­та (345-407), Аврелия Августина Блаженного (354-430), Фомы Аквинского () и др., имея в качестве конечной цели обоснование необходимо­сти подчинить государство церкви, светских правителей свящего служителям. Так, Ф. Аквинский считал, что все виды власти, в том числе монархиче­ская, которой отдавалось предпочтение, от Бога. Но при этом ставил цер­ковную власть выше светской, настаивая на том, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть «от Христа». Однако в средние века между властью церковной и властью политической в целом сохранялось равновесие: каждая в своей сфере главенствовала, но первую почитали все же больше.

Теократическая теория происхождения государства построена на ре­альных исторических фактах: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет , а решениям государства - обязательность. Современный католицизм и православие также предполагают божественный генезис идеи государства и принципов власти, но при этом, как записано в уже упоми­навшихся Основах социальной концепции РПЦ, «христиане должны укло­няться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания», В равной мере, по учению Церкви, это относится и к самой власти - она «также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей ». В ходе английской буржуазной революции широкое распространение получили две противоположные теории; с одной стороны, идея патриар­ хального возникновения и существа государства и выводившегося отсю­да тезиса о божественной природе монархической власти (Клавдий Самазий и Роберт Фильмер). С другой - теория договорного происхождения госу­ дарственной власти.

Так, что касается Р. Фильмера, то свои взгляды на государство он из­ложил в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля». В нем он трактовал становление государства как процесс механического соединения родов в племена, племен в более крупные образования вплоть до государст­ва, которое предстает как развитая форма патриархальной власти, осуществ­ляемой от имени всех и к общей пользе. При этом монархическая власть представляется как власть, унаследованная королем непосредственно от прародителя (патриарха, отца) рода человеческого - Адама и не подчинена земным законам. Государь не назначается, не избирается и не смещается подданными, его власть над народом уподобляется естественной власти отца над сыном и носит патерналистский, опекунский характер. Строится на на­чалах добродетели.

Теория договорного происхождения государства (теория общест­венного договора или социального контракта) связана с именами Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и др. Они счи­тали, что государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения между людьми, находящимися до договора в первобытно-природном, абсолютно свободном состоянии. Их поведение обусловлива­лось инстинктами, неконтролируемыми желаниями и потребностями. Что бы обезопасить себя, люди утверждают государство, добровольно передавая ему часть данных природой, прав, получив взамен мирт порядок, возмож­ность действовать в рамках установленных юридических законов. Как отме­чал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждому челове­ку нужно поступаться частью своей естественной независимости и поко­риться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

Приверженцы теории договорного происхождения государства ин­терпретировали ее по-разному. Так, если у Д. Локка народ вручает власть суверену, становясь его подданным, и обязуется выполнять его волю, то у Ж.-Ж. Руссо каждый подчиняется всем и, значит, никому в отдельности. Че­ловек приобретает гражданскую свободу и право собственности на личное имущество. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы.

Во второй половине ЖХ века, благодаря известным открытиям в об­ласти биологии и зоологии, стала популярной органическая теория фор­ мирования государства, которую развивали О. Конт и Г. Спенсер. Так, про­водя аналогию между социальным организмом и организмом живым, Г. Спенсер утверждал, что человеческое общество подобно биологическому телу имеет свою эпидерму (защитный кожный покров)- армию, сосудистую систему - средства коммуникации, систему питания - товарообмен, нервную систему - организаторов производства (капиталистов), опорно-двигательный аппарат - правительство. Правда, Г. Спесер не полностью отождествлял социальный и биологический организмы. Основное различие между ними он усматривал в том, что люди не утрачивают своей индивидуальности, влива­ясь в целостную систему, т. е. в общество, в то время как клетки и органы животного такой индивидуальностью не обладают. По Г. Спенсеру, законы эволюции одинаково действуют как в растительном и животном мире, так и в социальной среде.

Социологическая концепция государства и права (теория насилия) польско-австрийского философа-позитивиста Я. Гумпловича объясняет при­чину их возникновения в порабощении одних племен другими, в результате чего появляются властвующие и подвластные, правящие и управляемые, победители и побежденные. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое пре­восходство силы, насилие, завоевание - вот, по словам, Л. Гумпловича, «ро­дители и повивальная бабка государства». Ф. Ницше также считал, что госу­дарство является средством зарождения и продолжения этого насильствен­ного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привиле­гированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Марксистская теория генезиса государства выводит этот институт по преимуществу из частной собственности , которая всегда и повсюду по­рождала классы и эксплуатацию одних классов другими, что, в свою оче­редь, вело к возникновению государство. Государство возникло там и то­гда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические классы - таков основной постулат марксизма в вопросе о возникнове­ние государства. Государство есть продукт непримиримости классовых интересов. Есть орудие господства одного класса над другим, орудие подав­ления одного класса другим. «Государство, - писал Ф. Энгельс, - есть госу­дарство самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господ­ствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления угнетенного класса». В таком же ключе трактует государство и, для которого «государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

Однако только в Древней Греции из классовых антагонизмов внутри родового строя шло становление государств-полисов. Тогда как в Древнем Риме государство возникает в результате борьбы между бесправным при­шлым населением (плебсом) и старой родовой аристократией (патрициями), а у германских племен - «как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий».

В постулирование частной собственности как первопричины возник­новения государства не вписывается и учение К. Маркса об азиатском спосо­бе производства, при котором существовало государство, но частная собст­венность на средства производства отсутствовала. Необходимость создания и поддержания ирригационных сооружений для блага земледелия и сохра­нения среды обитания - это то обстоятельство, которое в решающей степени обусловливало доклассовое возникновение государства в рамках этого спо­соба производства. В этом процессе доклассового возникновения государства сущест­венную роль играла также необходимость принудительного запрещения ин­цеста (кровосмешения) и межплеменного обмена женщинами во имя сохра­нения и воспроизводства рода.

Приведенные теории нельзя оценивать однозначно - каждая исходит из суммы имевшихся в тот момент знаний и по-своему раскрывает ту или иную сторону (или проявление) исторического процесса происхождения и развития государства - процесса, который в целом носил объективный ха­рактер, будучи институциональным выражением общественной потребности людей в упорядочении совместной жизни и централизации

Сущность и основные признаки государства.

Что собой представляет государство как сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом и для общества? Как подчеркива­ет польский социолог А. Боднар, понятие «государство» воспринимается по-разному. Во-первых, как организация крупной социальной группы. В этом случае оно равнозначно понятию «страна», «нация», «общество», «оте­чество» (американское государство, американская нация, американский на­род и т. д.). Во вторых, как аналог исполнительной власти и в первую оче­редь правительства. Чаще всего такое восприятие государства характерно для уровня повседневной. жизни. И, наконец, в-третьих, как разветвленная система государственных органов и правовых норм , призванных обеспе­чить рационально-правовым образом организованную среду обитания со­циума.

Это последнее наиболее адекватно сущности государства как полити­ческого института (универсальной организации), которому присущ ряд при­знаков, выделяющих его среди других социально-политических институтов и организаций. Среди этих признаков решающее значение имеет «монопо­ лия на принуждение и насилие».

Государство, как утверждал М. Вебер, невозможно определить в социологических терминах его целей или из содержания его деятельности, поскольку нет такой задачи, которая была бы исключительно достоянием государства. Поэтому четко очерченный признак государства, отличающего его от всех других общественных институтов и организаций, следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, по его мнению, и является насилие. «Государство, - писал М. Вебер, - есть человеческое сооб­щество, которое внутри определенной области... претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи харак­терно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей сто­роны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство». Исходя из этого постулата, М, Вебер рассматривает государство «как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, что бы оно существовало, люди находящиеся под господ­ством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто те­перь господствует». В таком же ключе трактует государство видный представитель запад­ной либеральной традиции - австрийский экономист Людвиг фон Мизес: «Государство существенным образом есть аппарат исполнения принужде­ния, его самая важная черта - принуждать угрозами силой или убеждением к порядку, отличного от того, что нам нравилось бы делать».

Как «структуру господства, которая постоянно возобновляется в ре­зультате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря правительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области» определяет государство философский словарь, изданный в ФРГ.

Было бы, конечно, неверным сводить сущность государства всецело к отношениям господства и подчинения. Однако с точки зрения власти и вла­стных структур, как справедливо замечает отечественный политолог, именно эти отношения отличают политическое от всех других сфер общественной жизни. Ибо «государство (особенно современное госу­дарство, в котором как в едином организме сочетается множество разнооб­разных конфликтующих, зачастую несовместимых интересов, устремлений, установок и т. д.) не в состоянии обеспечить выполнение своей главной зада­чи - реализацию общей воли своих подданных - одними уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю».

В этом свете государство предстает как политическая организа­ ция, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающи­ ми в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохра­нении, прежде всего, порядка. При этом современное демократическое государство в своей деятельности напрямую связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним. В результате чего используемое этим государством насилие, которое применяется только и исключительно в качестве крайнего средства обеспечения общественной безопасности и по­рядка, носит легитимный характер - в том смысле, что оно предусмотрено и регламентируется законом.

Современное государство имеет ряд характерных черт и признаков, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются ими в качестве критериев признания отдельных государств субъектами меж­дународных отношений, обладающими определенными правами и обязанно­стями.

ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ - Государство поддерживает порядок, не­обходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения. Формы и способы этого принуждения, равно как и их объем и характер, зависят прежде всего от социальной сути существую­щего политического режима, а также от содержания и направленности норм государственного права. Например, в процессе проведения выборов, рефе­рендумов, плебисцитов характерно проявление принуждения в идеологиче­ской форме. Взаимоотношения между правительством и местными органами управления (муниципалитетами, мэриями и т. д.) основывается на принужде­нии административном и финансовом. Для этой цели государство обладает специальными отрядами вооруженных людей (армия, полиция и т. д.) и раз­личными карательными учреждениями (суд, прокуратура, тюрьма и т. д.).Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношения с другими правительствами во внешнеполитических делах. Являясь неотчу­ждаемой прерогативой государственной власти, суверенитет государства не может быть передан, разделен или ограничен. При этом государство должно строго соблюдать и проводить свое законодательство в соответствии со взя­тыми на себя международными обязательствами по отношению к другим государствам и ООН.

ВСЕОБЩНОСТЬ - Государство выступает от имени всего общества и осуществляет верховную власть на подвластной ему территории, т. е. тер­ритории, на которую распространяется его суверенитет. Это означает, что все находящиеся на этой территории граждане, равно как и лица без граж­данства, лица с двойным (множественным) гражданством, а также ино­странцы, с неизбежностью подпадают под юрисдикцию государства - вне зависимости о того, желают они этого или нет. При этом все они уплачивают на содержание государства не добровольные (как, скажем, в политических партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых они мо­гут лишь покинув его пределы. Но даже отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, люди далеко не всегда освобождаются от прежнего государства - если, к примеру, у них там остается недвижимая собствен­ность, то эта зависимость от прежнего государства сохраняется.

В такой же зависимости от государства находятся и все юридические лица
, в том числе общественные объединения и политические партии, не­ взирая на то, разделяют они его цели или борются против него (т. е. их дея­тельность регулируется законами, принятыми государственными органами). И выйти из-под опеки власти они могут лишь прекратив свое существова­ние. Поэтому далеко не случайно в глазах «простого человека» государство приобретает «сверхъестественый» облик, которым он подсознательно наде­ляет власть предержащих (правительство, президента, премьер-министра, монарха, диктатора и т. д.).

ТЕРРИТОРИЯ - В качестве физической, материальной1 основы госу­дарства и его основополагающего признака, территорию характеризуют та­кие понятия, как:

«неразделенность» (даже в условиях существования частной собст­венности на землю принадлежность земли частным собственникам не означает деления между ними территории);

«неприкосновенность» (что означает незыблимость границ и непод­чинение власти другого государства);

«исключительность» (на территории государства господствует власть только этого государства);

«неотчуждаемость» (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

И хотя в современных условиях в рамках развития интеграционных процессов (как основной формы глобализации), а также образования межго­сударственных объединений и блоков, господство многих государств1на" своей территории становится все более ограниченным, тем не менее госу­дарственно-территориальное деление не отмирает. Территория по-прежнему остается одним из основных структурирующим элементом государственно­сти. Не случайно в современном мире не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или же за сохранение территориального единства.

НАСЕЛЕНИЕ - Как составной элемент государства население пред­ставляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории дан­ного государства и подчиняющееся его власти. При этом население может быть как мононациональным (и тогда государство трактуется как юридиче­ская персонификация его образующей нации), так и полинациональным, состоящим из различных племен, народностей и даже наций (и тогда госу­дарство выступает уже в другом обличьи - как юридическая персонификация не нации, а народа как общности, которая строится не по признаку этниче­ской принадлежности, а по критерию хозяйственной и гражданской общно­сти). Именно таковыми являются Россия, США, Швейцария и некоторые другие страны, сформировавшиеся как полиэтнические государства.

Такая «деэтнизированная» («денационализированная ») трактовка на­рода как социальной основы государства точнее отражает политические ре­альности современного мира, учитывая заметный рост полиэтничности мно­гих государств, ранее сформировавшихся как мононациональные (Германии, Франции и т. д.), связанный с массовой миграцией в эти государства со сто­роны слаборазвитых стран. В этих условиях любые преимущества «титуль­ной нации», не говоря уже о попытках их юридического закрепления в стра­нах, где эти нации составляют меньшинство населения, могут служить (и чаще всего действительно служат) первопричиной роста межнической на­пряженности, что представляет собой серьезную угрозу социальной ста­бильности и целостности государства - вплоть до того, что не исключает возможность его «балканизации» (т. е. распада по югославскому «сцена­рию»).

С понятием населения как неизменным атрибутом любого государст­ва тесно связано понятие гражданства. Под гражданством понимают пра­вовую принадлежность лица к данному государству со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями не только на территории своего государ­ства, но и за его пределами. В монархических государствах употребляется другой термин - «подданство». Во Всеобщей декларации прав человека от 01.01.01 г. сказано: «Никто не может быть произвольно лишен сво­его гражданства или права изменить свое гражданство».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - наличие специальных органов управления , играющих роль промежуточных звеньев между правителями и управляемыми. Появление мощного бюрократического аппарата М. Вебер трактует как становление современного государства, которое «техничекси полностью зависит от своей бюрократической основы. Чем больше оно раз­растается, тем больше увеличивается эта зависимость». Превращение госу­дарства в особый, самостоятельный институт привело к созданию «класса чиновников», оплачиваемого из казны, т. е. за счет налогоплательщиков. В результате чиновники отождествляются со своими функциями, что в поли­тическом плане снимает вопрос об их социальном происхождении. В демократических государствах бюрократия хотя и не подменяет политических деятелей, но оказывает иногда существенное влияние на при­нятие решений в национальном масштабе. Тем более, что в отличие от выс­ших органов государственной власти, которые находятся в прямой зависи­мости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламент те, положение этой категории характеризуется большой устойчивостью и стабильностью. Являясь инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия государственных чиновников и служащих про­должает делать свое дело независимо от того, что происходит на вершине властной пирамиды (т. е, продолжает функционировать не взирая на прави­тельственные кризисы, роспуск парламента, досрочные выборы и т. д.). И если политическая элита - это переменная составляющая государст­венной власти, то бюрократия - та ее часть, которая олицетворяет со­ бой незыблемость и «вечность» этого института.

Три ветви государственной власти.

В структурно-институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В отличие от тоталитарной системы в лице СССР, при которой государственная власть была структурирована по принципу «работающей корпорации», т. е. Советы народных депутатов были одновременно и законодательными и исполни­тельными органами власти, при демократии такое сращивание не допусти­мо. Здесь основной принцип организации и функционирования государст­венной власти - это принцип «разделения властей», в соответствии с ко­торым каждая ветвь власти - суть автономна и независима от другой, т. е. у каждой четко очерченный конституцией и другими нормативными актами объем полномочий и прерогатив, выход за рамки которых противоправен. И правовой принцип демократии - «разрешено все, что не запрещено» - рас­пространяется только на уровень рядовых граждан, тогда как по отношению к государственным органам и чиновничеству действует другой принцип: «разрешено только то, что разрешено, все остальное запрещено». Несоблю­дение этого принципа и отсутствие пределов чиновничьего усмотрения при принятии решений ведут к административно-бюрократическому произволу, всемогуществу и вседозволенности власти.

В знаменитом труде «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье в 1748 г. пи­сал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удер­живать в своих руках власть до последней возможности... Для того, чтобы предотвратить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вы­текает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются В одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть, не отделена от законодательной и исполни­тельной. И наступит конец всему если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Законодательная власть на макросистемном уровне представле­ на парламентом - высшим правотворческим органом страны. Сущност­ными чертами этой власти являются:

Представительный характер в том смысле, что парламентская власть рождается в ходе всеобщих демократических выборов как результат свободного волеизъявления народа. Парламент - орган, олицетво­ряющий народный суверенитет. И в этом качестве выразителя народ­ ной воли и в интересах выполнения связанных с этим обстоятельст­вом функций обладает легитимирующей (узаконивающей) властью;

В системе разделения властей парламентская власть ограничена и обособлена от других подсистем власти. В то же время она постоянно взаимодействует с ними и обладает определенным верховенством по отношению к власти исполнительной - наделена определенными («учредительными» и надзорно-контролирующими) полномочиями, связанными с процессами формирования и функционирования этой власти;

Парламентаризм как специфическая структура власти органически связан с партийной системой и формируется на многопартийной ос­нове. Парламентская деятельность является продолжением партийной деятельности - борьбы между политическими партиями за власть и влияние, - организационной формой которой выступает деятельность сформированных на партийной основе парламентских фракций;

Власть парламента является конституционной, нормативно гаранти­рованной властью - характер и широта полномочий парламента оп­ределяется числом и характером функций, которыми он наделяется в соответствии с основным законом страны (т. е. конституцией).

Функции парламента

ü Функция власти

ü Функция законодательства

ü Функция легитимности

ü Функция представительства политических интересов

ü Функция обеспечения политической гласности

ü Функция политического контроля и привлечения к ответственности политиков

Функция власти - как орган, олицетворяющий собой народный су­веренитет, парламент принимает политические решения, связанные с выра­боткой основных направлениий развития общества, определения структуры и содержания его политической системы, равно как и отдельных ее составляющих подсистем, на основе выбора альтернатив экономического и соци­ально-политического развития. Эти альтернативы формируются пропаган­дирующимися среди избирателей программами парламентских партий. Из­биратели, в соответствии с личностными представлениями о совпадении тех или иных программ с их интересами, отдают им свои голоса на парламент­ских выборах. Оказанная таким образом электоральная поддержка партиям, измеряемая долей их участия в парламенте, отражает волю избирателей и легитимирует стратегию и программу партий, которые победили на выбо­рах.

После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партий реализуется в парламентских решениях, которые принимаются с соблюдением соответствующих (законодательно предусмотренных) процедур. Последние призваны сочетать правовую, про­фессиональную рациональность и разумность принимаемых решений с тре­бованиями парламентской демократии.

Законотворческая, или правотворечская функция - основной це­лью парламентской деятельности является создание правовых норм; регули­рующих поведение граждан и организаций, их взаимодействие друг с дру­гом. Нормотворчество в руках парламента - это тот инструмент, посредст­вом которого он осуществляет функцию управления обществом. И является в этой области высшей инстанцией, обладающей «монополией легитимного принуждения (насилия)».

(В то же время законодательные права парламента не безграничны. Современная политическая практика выработала устойчивые формы их ог­раничения, к которым в первую очередь относится прямое наделение прави­тельства правом издавать нормативные акты, обладающие силой закона. В некоторых государствах это право закреплено конституционно (например, в Германии, Италии, Франции), в других - существует на основе традиции, вопреки конституции (США, Японии).

В ряде стран существует также фактическое или конституционное ог­раничение круга вопросов, по которым может законодательствовать парла­мент. В этом случае многие вопросы определяются и решаются исполни­тельной властью (например, в Великобритании, Фин­ляндии).

Имеет место и практика применения «законов-рамок», законов-принципов, когда парламент принимает закон в общем виде, а правительство его развивает, наполняет конкретным содержанием.

Функция обеспечения политической гласности - требует от пар­тий, правительства и депутатов открытой политической полемики. Парла­мент является своего рода ареной (трибуной), где различные парламентские фракции, независимые депутаты, правительство не только заявляют о своих позициях, но и аргументируют, отстаивают их.

Ограничение парламентской гласности (проведение закрытых заседа­ний и парламентских слушаний) строго оговорено определенными условия­ми и юридически закреплено.

Функция политического контроля и ответственности - в рамках современной системы разделения властей парламент обладает значительны­ми правами, которые в определенных случаях являются:

Исключительными (привлечение к ответу президента посредством процедуры импичмена);

Особыми (выражение вотума недоверия или отказ в доверии правительству);

Специальными (лишение депутатов права на парламентский иммуни­тет (т. е. неприкосновенность), отстранение от обязанностей).

Вторая составляющая государственную власть ветвь - исполнитель­ная власть - представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государствен­ных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные ин­станции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба го­сударственной безопасности и т. д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые зако­нодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.

Третья ветвь государственной власти - судебная власть - представ­лена системой судебных органов и институтом независимых и подчи­няющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую закон­ность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов и вся­кого рода коллизий , возникающих в различных сферах общественной жиз­недеятельности. Демократические принципы, в соответствии с которыми строит свою деятельность суд, включают в качестве базовых: независи­мость, коллегиальность, гласность, презумцию невиновности, состязатель­ность, равенство сторон, право обжаловать принятые решения и др.

Функции государства.

Государство отличается от всех других субъектов политической сис­темы рядом жизненно важных для общества функций, придающих ему ха­рактер универсального института - гаранта сохранения целостности и урегулированности среды обитания социума. Вне зависимости от типа в функ­ции государства входят:

ü защита государственного (конституционного) строя и его основопо­лагающих ценностей и принципов, достижение на этой основе обще­ственного консенсуса, консолидации вокруг общих целей и перспек­тив развития

ü обеспечение социальной стабильности в общества и предотвращение(устранение) взрывоопасных конфликтов, чреватых ростом социаль­ной напряженности, спародическими вспышками насилия и междо­усобицами

ü ведение общей для страны внутренней политики, дифференцирован­ной по таким направлениям, как социальная, экономическая, финан­совая, военная, культурная и т. д.

ü обеспечение национальной безопасности и защита интересов страны на международной арене, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества, двусторонних и многосторонних связей с другими государствами, участие в решении глобальных проблем и т. д. (внеш­неполитические функции).

На внутристрановом уровне эти функции конкретизируются как функции:

Экономическая - выражается в организации, координации, регули­ровании экономических процессов с помощью налогов и кредитной полити­ки, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная - проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в жилье, работе, под­держания здоровья, образовании. Обеспечение социальной безопасности незащищенных групп населения (адресная помощь престарелым, инвалидам, безработным и т. д.). Страхование жизни, здоровья, собственности.

Организаторская - заключается в упорядочении всей властной дея­тельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и эффективном использовании управленческого аппарата , осуществлении контроля за исполнением законов, согласования и координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Правовая - включает обеспечение законности и правопорядка, уста­новление правовых норм, регулирующих общественные отношения и пове­дение граждан, а также организацию и функционирование самого государ­ства и его отдельных институтов.

Политическая - состоит в обеспечении политической устойчивости и стабильности, осуществлении властных полномочий с использованием рационально-правовых технологий и методик, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества, внесение необходимых корректив в соответствии с динамикой социальных запросов и ожиданий граждан, а также изменениями в международном плане

Образовательная - реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации и гуманизации всей системы образования, его не­прерывности, предоставления людям равных возможностей доступа к выс­шему и послевузовскому образованию и т. д.

Культурно-воспитательная - направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формировании высокой духов­ности, гражданственности. Поддержание и развитие таких «отраслей» куль­туры, как литература, искусство, театр, кино, музыка, средства массовой информации , фундаментальная и прикладная наука и пр.

Экологическая - связана с установлением государством правового режима природопользования , обязательствами перед гражданами по обеспе­чению нормальной среды обитания.

Осуществляя эти функции, государство чаще всего играет роль вер­ ховного социального арбитра, которая органически вытекает из асиммет­ричной структуры общества и общей заинтересованности граждан и различ­ных групп в том, что бы иметь такого арбитра - стоящего над общественны­ми разногласиями и обладающего правом распределять (или наблюдать с правом вмешательства) общественные ценности (материальные блага, обра­зование, здравоохранение и т. д.) с целью обеспечения всеобщего блага и социальной справедливости, «защиты слабого от произвола сильного».

Для того, чтобы смягчить непропорциональность распределения со­циальных благ и ресурсов, государство законодательным путем предусмат­ривает определенные ограничения для одних и гарантии для других, как об­щего, так и частного характера (например, пособия по безработице или за­прещение чиновникам в своей функциональной деятельности подчиняться партийным директивам), но абсолютных гарантий корректности (беспри­страстности) государственного арбитража нет и при ограниченных ресурсах общества (а они всегда ограничены, дефицитарны), при разной силе заинте­ресованных групп (а они всегда неодинаковы) быть не может.

«Неограниченный характер свободы частного предпринимательства, пишет в этой связи Р. Даль, - порождает экономическое неравенство, что, в свою очередь, создает угрозу для политической демократии, смысл которой прежде всего в равных возможностях людей и представляющих их интересы групп, объединений оказывать влияние на политические решения. Государ­ство не является объективным «арбитром» - «заинтересованные группы» не располагают равными или уравновешивающими друг друга в конечном ис­ходе политическими ресурсами. Государственные структуры не являются нейтральным «арбитром» по отношению ко всем «интересам»: организации бизнеса обладают непропорциональной долей ресурсов, имеют гораздо большие возможности для воздействия на законодательные органы . Это, естественно, входит в противоречие с природой демократии».

И тем не менее социальный арбитраж государства в большем или меньшем масштабе все же осуществляется, чему служит и деятельность осо­бых органов, призванных следить за соблюдением правовых норм (консти­туционный суд, специальные арбитражные, общие суды и другие органы).

В случаях особой остроты борьбы противоборствующих сил соци­альный арбитраж государства может приобретать специфические формы: введение чрезвычайного положения, роспуск рестабилизирующих общест­венный порядок организаций и объединений, запрещение печатных изданий, митингов, демонстраций и т. д. Если эти действия совершаются на основе закона и при строгом соблюдении последнего, они не выходят за рамки осуществления той «ипостаси» государства, которую называют социальным арбитражем.

В наиболее концентрированном виде социальный арбитраж государ­ства выражают такие понятие как:

- правовое государство, суть которого выражается в безусловном господстве закона как основного регулятора жизни социума. При этом не только социальные группы и отдельная личность, но и само государство, всего органы уважают право и находятся в одинаковом положении по отноше­нию к нему

- социальное государство, суть которого выражается в проведении правительством сильной социальной политики с целью обеспечения всем своим гражданам достойного уровня социальной защищенности и безопасности, а также создания относительно равных для всех условий жизненного
старта.

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.

Функции Государства:

1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;

2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;

3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;

4.Регулирование общественных отношений на основе прав;

5.Координация интересов на основе компромисса;

6.Контроль с целью повышения эффективности управления;

7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. Государство возникает из определенных социальных по­требностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Другой не менее важной функцией государства является по­давление сопротивления угнетенных классов, установление отно­шений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осу­ществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.