Системы является государство. Причем это рассказывается в безапелляционном тоне, и многие не задумываются, почему же всё именно так. Так давайте же рассмотрим, почему рассматривается государство как основной институт политической системы.
Общая информация
Государство является историческим явлением. им не обладало. Тогда же не было и никакой Такое положение дел сформировалось из-за того, что в этом не было нужды. Все возникающие противоречия решались, как правило, авторитетом, общественным мнением и грубой силой. Но, по мере развития общества, нужно было создавать определённый механизм, который смог бы адекватно и однозначно решать споры и вести общие дела. Осуществление этого функционала без наличия соответствующих органов управления было невозможно. Вот на этом этапе и было установлено, что основной институт политической системы - это государство. Конечно, сейчас это выглядит понятно, а тогда данное понимание только формировалось. Как же происходил этот процесс?
Развитие понимания ситуации
Сейчас уверено говорят, что основным институтом является государство. Но как к этому выводу пришло человечество? Первоначально происходили процессы структуры. Они значительным образом ускорились, когда появилось Возникали новые, ранее не существовавшие социальные группы (позже названные слоями и классами). Каждая из них имела свои специфические потребности и интересы. Выделилась частная собственность. Появилась надобность в том, чтобы был создан эффективный механизм взаимоотношений между разными общественными группами, а также сформировались принципы защиты и сохранения частной и коллективной собственности у своих владельцев. Эти обстоятельства (а также ряд других) и привели к тому, что возникла такая регулирующая и охранительная структура общества.
Вот почему государство является основным институтом политической системы, объединяющим общество. Существует целый ряд аспектов и нюансов, с оговоркой на которые необходимо делать подобные заявления. В чем же они заключаются?
Разбираемся в нюансах
Почему же статус основного института в политической системе закрепился за государством, а не за церковью, политической партией или общественными организациями? Ведь религии существовали ещё во времена первобытного строя. Это можно пояснить рядом причин.
Самая первая - это то, что общество делегирует определённому государству основные властные полномочия и функцию. Так, у него есть главные рычаги (политические, экономические, военные) влияния на общество. Государство является обладателем всей полноты власти на какой-то определённой территории. Также ему принадлежит исключительное право на издание законов и иных нормативных актов, что обязательны для выполнения всем населением. Кроме этого, только государство имеет право на применение силы. Видите, как много у него возможностей? Поэтому и считается, что основным институтом политической системы является именно государство. То есть это не субъективное мнение отдельного человека, а умозаключение многих людей, которое базируется на реальных фактах. Ведь, например, церковники могут подговорить отдельных людей что-то сделать, но действовать с подобным успехом в рамках всего государства - это свыше их возможностей. Нет, конечно, можно вспомнить и о городе-государстве Ватикане, но оно существует исключительно потому, что его разрешила Италия.
Функции
Чем же занимается государство? Какую роль оно исполняет в современном обществе? Для этого существует разделение на виды государственных функций:
- Внутренние. Сюда относят экономическую, социальную, культурно-образовательную и правовую функции. Следует отметить, что в различной литературе кроме перечисленных можно встретить ещё ряд других. Как пример можно привести защиту конституционного строя, экологическую функцию и так далее.
- Внешние. Сюда относят защиту общества от внешних врагов и построение цивилизованных отношений с иными государствами.
Функции выполняются посредством системы органов. Она ещё называется Для большей специализации и эффективности деятельности работает система разделения власти. Наиболее популярной является выделение законодательной, исполнительной, а также судебной ветвей. Хотя некоторые люди говорят об ещё одной составляющей - средствах массовой информации. Юридически это неверно. Про их властные функции можно говорить только в переносном смысле. Они непосредственно не входят во властную структуру. Они не могут принимать решения, законы и постановления, которые будут обязательны для всех граждан. Но СМИ могут иметь сильное психологическое и моральное воздействие на общество и сознание людей.
Процесс эволюции
Мы знаем, что основным институтом политической системы является государство. Но оно же не появилось в современном виде сразу, а развивалось постепенно. Но интерес для нас представляет не только и не столько прошлое, сколько будущее. Можно встретить измышления о том, что со временем государство «отомрёт» за ненадобностью. Несмотря на то что про такие прогнозы выносятся из столетия в столетие, пока до этого момента человечество ещё не дошло. Попытки организовать что-то подобное (марксизм и СССР) не увенчались успехом. Наоборот, сейчас можно говорить только о том, что осуществляется всё большая дифференциация (расслоение) общества, растёт количество задач, к которым привлекается государство и так далее. Также возникают различные проблемы, которые требуют решения. Поэтому и сейчас основным институтом политической системы является государство.
Заключение
Следует отметить, что нет единогласного мнения о роли государства в процессе развития общества. Также сложно достичь и единой точки зрения о том, когда же конкретно впервые оно стало основным политическим институтом. В качестве аргументации различные исследователи приводят самую разнообразную информацию, начиная от простых и небольших государств древности, заканчивая уже сформировавшимся в Средневековье положением - разделением на страны.
Государство - центральный институт власти, политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное, непосредственное осуществление политики.
Государство включает в себя систему политического управления - правительство, которое в свою очередь состоит из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от возможных злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.
Современное государство выступает одновременно как арена политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного проявления государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает в себе все богатство и разнообразие упорядоченных, скрепленных одной целью представлений о наилучших способах социально-политического управления.
Основные признаки государства можно определить следующим образом-
1. Власть отделена от гражданского общества, существует профессиональный слой управленцев - бюрократия.
2. Государство обладает суверенитетом, т.е. является единственным и универсальным носителем власти на определенной территории.
3. Государство обладает монополией на применение силы во всех формах.
4 Государство обладает исключительным правом на издание законов, обязательных для всех проживающих на его территории
Государство выполняет разнообразные функции, касающиеся в настоящее время многих сфер общественной жизни. Современное государство - это уже не «ночной сторож» собственности, но зачастую крупнейший собственник и экономический регулятор, действующий посредством налоговой, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики. Оно выполняет социальные функции, субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую политику. Современное государство формирует новый тип социально-ориентированной власти, движется в направлении так называемого «социального государства»
Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан в самых разнообразных сферах социальной жизни. Одной из новых его функций, появившихся в последние десятилетия, стала функция обеспечения экологической безопасности. Она реализуется через систему экологического законодательства.
Государство представляет народ на международной арене, являясь субъектом международных отношений. Оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную торговлю, устанавливает дипломатические отношения, ведет войну и заключает мир.
Выполнение внутренних и внешних функций государства обеспечивается системой органов и учреждений, которые получили название «механизм государства». Центральным элементом механизма государства выступает государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам компетенцию, организуется особым, сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. В современной политологии выделяют четыре разновидности государственных органов:
1) органы законодательной власти;
2)органы исполнительной власти;
3) судебные органы;
4) контрольно-надзорные органы.
A)* государство
89. Концепция правового государства была сформулирована сторонниками идей A)* либерализма
91. Образцом конституций считается A)* конституция США
По форме власти конституционной монархией является
A)* Великобритания
93 .Если наряду с монархом в государстве существует парламент, то такое государство по форме власти является конституционной монархией
А)* у монарха
Конституционная монархия впервые была установлена в результате
А)* английской буржуазной революции
95. Признаком правового государства является разделение власти на 3 вет
96. Правом на легитимное насилие в деле осуществления своих решений, обладает только А)* государство
Характерной чертой тоталитарных государств является
A)* однопартийность
Основоположниками теории тоталитарного государства являются
A)* Платон, Аристотель
99. Действующая Конституция РК была принята A)* в 1995 г.
100. По форме правления Республика Казахстан A)* президентская респ
Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает
А)* институт гражданства или подданство
102. Для унитарного государства характерно A)* наличие единственного субъекта власти
Главным критерием деления государств на унитарные и федеральные является
A)* количество субъектов власти
104. Самая нестабильная форма государственного объединения, легко переходящая в другие формы A)* конфедерация
105. Политический институт, призванный регулировать, контролировать деятельность и поведение граждан A)* государство
106. Найдите соответствие Верный ответ: 1 D, 2 А, 3 F, 4 E, 5 В, 6 С
Найдите соответствие
Верный ответ: 1В, 2А, 3D, 4C
Политический институт, выполняющий исполнительские функции
A)* правительство
109. Отсутствует единый бюрократический аппарат, если форма государства A)* конфедерация
A)* делегирование полномочий обществом государству
Централизованный контроль за экономикой характерен для
A)* тоталитарного режима
Парламент Республики Казахстан
A)* является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции
В парламентской модели главные функции парламента состоят
А)* в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске
Наиболее распространенным видом политическо-территориальной организации или формой государственного устройства, является
А)* унитарное государство
Внутренние границы федерации могут быть изменены
А)* только с согласия ее субъектов
116. Внешнеполитические функции в федеративном государстве осуществляют А)* союзные государственные органы
117. Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются А)* партии
Политические партии в современном понимании возникли
А)* во второй половине ХIХ века
119. Партия – это A)* политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти
120. Массовые политические партии возникают А) с введением всеобщего избирательного права
122. Политические партии непосредственно выполняют функцию реализации власти А)* в тоталитарных системах
A)* электорат
Однопартийные системы характерны для
Многопартийность является характерной чертой
A) демократического режима
126. 2-х партийная система исторически сложилась A)* в США
По участию в политической власти партии делятся на
A)* правящие и оппозиционные
Многопартийность - характерная черта
A)* демократического политического режима
129. Идеология – это A)* более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества либо его части
Политический институт, призванный обобщать, обосновывать и защищать интересы определенных социальных групп
A)* политическая партия
Лекция № 1,2
Государство как центральный институт политической системы
«Происхождение, сущность и основные признаки
государства как «особой организации силы»
Среди всего многообразия структурирующих политическую систему институтов и учреждений решающую роль играет государство как «особая организация силы», которая в наиболее концентрированной и обобществленной форме воплощает в себе политико-властные начала в жизнедеятельности любого социума. То организационно-управленческое ядро в лице иерархии полномочных органов власти, как в центре, так и на местах, что обеспечивает совместную жизнь людей как дифференцированного множества (в границах определенной территории). И опосредует движение основного противоречия этой жизни, а именно: противоречия между общественным характером человеческой деятельности и индивидуальной формой ее осуществления. Между потребностями людей в свободе и невозможностью реализации этой свободы в условиях анархии . Если бы не возник этот олицетворяемый государством инструмент обеспечения целостности и урегулированности человеческого общежития, то люди (и классы) просто-напросто уничтожили бы друг друга в ожесточенной борьбе, в обусловливаемой «греховностью» человека как биологического существа «войне всех против всех».
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) по этому поводу говорится, что «необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и из согласия действий по ограничению греха в мире с Его волей». Усматривая нравственный смысл существования государства в ограничении зла и поддержке добра, «церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».
Теории происхождения государства.
Существует множество различных теорий и концепций о происхождении и сущности государства, его функциональном предназначении. Среди них наиболее распространенными являются:
Теократическая теория как порождение эпохи безраздельного господства католической церкви. В ее основе - идея о том, что возникновение Государства явилось результатом договора человека с Богом. И санкционированного им перехода от прямого богоправления к мирскому правлению, устроению мирских дел с опорой на земного правителя,
верного заповедям Божиим и творению добрых дел. Раскрывая учение Христово о правильном отношении к государственной власти, апостол Павел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое...»
Ту же мысль выражал и апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий».
В целом апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к церкви. Хорошо известно, что в апостольский век Церковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государственной римской. Это, однако, не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть.
Поучения, построенные на постулате «вся власть от Бога», постоянно присутствуют в рассуждениях богословов и проповедников Иоанна Златоуста (345-407), Аврелия Августина Блаженного (354-430), Фомы Аквинского () и др., имея в качестве конечной цели обоснование необходимости подчинить государство церкви, светских правителей свящего служителям. Так, Ф. Аквинский считал, что все виды власти, в том числе монархическая, которой отдавалось предпочтение, от Бога. Но при этом ставил церковную власть выше светской, настаивая на том, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть «от Христа». Однако в средние века между властью церковной и властью политической в целом сохранялось равновесие: каждая в своей сфере главенствовала, но первую почитали все же больше.
Теократическая теория происхождения государства построена на реальных исторических фактах: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет , а решениям государства - обязательность. Современный католицизм и православие также предполагают божественный генезис идеи государства и принципов власти, но при этом, как записано в уже упоминавшихся Основах социальной концепции РПЦ, «христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания», В равной мере, по учению Церкви, это относится и к самой власти - она «также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей ». В ходе английской буржуазной революции широкое распространение получили две противоположные теории; с одной стороны, идея патриар хального возникновения и существа государства и выводившегося отсюда тезиса о божественной природе монархической власти (Клавдий Самазий и Роберт Фильмер). С другой - теория договорного происхождения госу дарственной власти.
Так, что касается Р. Фильмера, то свои взгляды на государство он изложил в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля». В нем он трактовал становление государства как процесс механического соединения родов в племена, племен в более крупные образования вплоть до государства, которое предстает как развитая форма патриархальной власти, осуществляемой от имени всех и к общей пользе. При этом монархическая власть представляется как власть, унаследованная королем непосредственно от прародителя (патриарха, отца) рода человеческого - Адама и не подчинена земным законам. Государь не назначается, не избирается и не смещается подданными, его власть над народом уподобляется естественной власти отца над сыном и носит патерналистский, опекунский характер. Строится на началах добродетели.
Теория договорного происхождения государства (теория общественного договора или социального контракта) связана с именами Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и др. Они считали, что государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения между людьми, находящимися до договора в первобытно-природном, абсолютно свободном состоянии. Их поведение обусловливалось инстинктами, неконтролируемыми желаниями и потребностями. Что бы обезопасить себя, люди утверждают государство, добровольно передавая ему часть данных природой, прав, получив взамен мирт порядок, возможность действовать в рамках установленных юридических законов. Как отмечал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».
Приверженцы теории договорного происхождения государства интерпретировали ее по-разному. Так, если у Д. Локка народ вручает власть суверену, становясь его подданным, и обязуется выполнять его волю, то у Ж.-Ж. Руссо каждый подчиняется всем и, значит, никому в отдельности. Человек приобретает гражданскую свободу и право собственности на личное имущество. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы.
Во второй половине ЖХ века, благодаря известным открытиям в области биологии и зоологии, стала популярной органическая теория фор мирования государства, которую развивали О. Конт и Г. Спенсер. Так, проводя аналогию между социальным организмом и организмом живым, Г. Спенсер утверждал, что человеческое общество подобно биологическому телу имеет свою эпидерму (защитный кожный покров)- армию, сосудистую систему - средства коммуникации, систему питания - товарообмен, нервную систему - организаторов производства (капиталистов), опорно-двигательный аппарат - правительство. Правда, Г. Спесер не полностью отождествлял социальный и биологический организмы. Основное различие между ними он усматривал в том, что люди не утрачивают своей индивидуальности, вливаясь в целостную систему, т. е. в общество, в то время как клетки и органы животного такой индивидуальностью не обладают. По Г. Спенсеру, законы эволюции одинаково действуют как в растительном и животном мире, так и в социальной среде.
Социологическая концепция государства и права (теория насилия) польско-австрийского философа-позитивиста Я. Гумпловича объясняет причину их возникновения в порабощении одних племен другими, в результате чего появляются властвующие и подвластные, правящие и управляемые, победители и побежденные. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие, завоевание - вот, по словам, Л. Гумпловича, «родители и повивальная бабка государства». Ф. Ницше также считал, что государство является средством зарождения и продолжения этого насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.
Марксистская теория генезиса государства выводит этот институт по преимуществу из частной собственности , которая всегда и повсюду порождала классы и эксплуатацию одних классов другими, что, в свою очередь, вело к возникновению государство. Государство возникло там и тогда, где и когда произошло разделение общества на антагонистические классы - таков основной постулат марксизма в вопросе о возникновение государства. Государство есть продукт непримиримости классовых интересов. Есть орудие господства одного класса над другим, орудие подавления одного класса другим. «Государство, - писал Ф. Энгельс, - есть государство самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления угнетенного класса». В таком же ключе трактует государство и, для которого «государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».
Однако только в Древней Греции из классовых антагонизмов внутри родового строя шло становление государств-полисов. Тогда как в Древнем Риме государство возникает в результате борьбы между бесправным пришлым населением (плебсом) и старой родовой аристократией (патрициями), а у германских племен - «как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий».
В постулирование частной собственности как первопричины возникновения государства не вписывается и учение К. Маркса об азиатском способе производства, при котором существовало государство, но частная собственность на средства производства отсутствовала. Необходимость создания и поддержания ирригационных сооружений для блага земледелия и сохранения среды обитания - это то обстоятельство, которое в решающей степени обусловливало доклассовое возникновение государства в рамках этого способа производства. В этом процессе доклассового возникновения государства существенную роль играла также необходимость принудительного запрещения инцеста (кровосмешения) и межплеменного обмена женщинами во имя сохранения и воспроизводства рода.
Приведенные теории нельзя оценивать однозначно - каждая исходит из суммы имевшихся в тот момент знаний и по-своему раскрывает ту или иную сторону (или проявление) исторического процесса происхождения и развития государства - процесса, который в целом носил объективный характер, будучи институциональным выражением общественной потребности людей в упорядочении совместной жизни и централизации
Сущность и основные признаки государства.
Что собой представляет государство как сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом и для общества? Как подчеркивает польский социолог А. Боднар, понятие «государство» воспринимается по-разному. Во-первых, как организация крупной социальной группы. В этом случае оно равнозначно понятию «страна», «нация», «общество», «отечество» (американское государство, американская нация, американский народ и т. д.). Во вторых, как аналог исполнительной власти и в первую очередь правительства. Чаще всего такое восприятие государства характерно для уровня повседневной. жизни. И, наконец, в-третьих, как разветвленная система государственных органов и правовых норм , призванных обеспечить рационально-правовым образом организованную среду обитания социума.
Это последнее наиболее адекватно сущности государства как политического института (универсальной организации), которому присущ ряд признаков, выделяющих его среди других социально-политических институтов и организаций. Среди этих признаков решающее значение имеет «монопо лия на принуждение и насилие».
Государство, как утверждал М. Вебер, невозможно определить в социологических терминах его целей или из содержания его деятельности, поскольку нет такой задачи, которая была бы исключительно достоянием государства. Поэтому четко очерченный признак государства, отличающего его от всех других общественных институтов и организаций, следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, по его мнению, и является насилие. «Государство, - писал М. Вебер, - есть человеческое сообщество, которое внутри определенной области... претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником «права» на насилие считается государство». Исходя из этого постулата, М, Вебер рассматривает государство «как отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, что бы оно существовало, люди находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует». В таком же ключе трактует государство видный представитель западной либеральной традиции - австрийский экономист Людвиг фон Мизес: «Государство существенным образом есть аппарат исполнения принуждения, его самая важная черта - принуждать угрозами силой или убеждением к порядку, отличного от того, что нам нравилось бы делать».
Как «структуру господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря правительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области» определяет государство философский словарь, изданный в ФРГ.
Было бы, конечно, неверным сводить сущность государства всецело к отношениям господства и подчинения. Однако с точки зрения власти и властных структур, как справедливо замечает отечественный политолог, именно эти отношения отличают политическое от всех других сфер общественной жизни. Ибо «государство (особенно современное государство, в котором как в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых интересов, устремлений, установок и т. д.) не в состоянии обеспечить выполнение своей главной задачи - реализацию общей воли своих подданных - одними уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю».
В этом свете государство предстает как политическая организа ция, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающи ми в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка. При этом современное демократическое государство в своей деятельности напрямую связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним. В результате чего используемое этим государством насилие, которое применяется только и исключительно в качестве крайнего средства обеспечения общественной безопасности и порядка, носит легитимный характер - в том смысле, что оно предусмотрено и регламентируется законом.
Современное государство имеет ряд характерных черт и признаков, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются ими в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями.
ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ - Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения. Формы и способы этого принуждения, равно как и их объем и характер, зависят прежде всего от социальной сути существующего политического режима, а также от содержания и направленности норм государственного права. Например, в процессе проведения выборов, референдумов, плебисцитов характерно проявление принуждения в идеологической форме. Взаимоотношения между правительством и местными органами управления (муниципалитетами, мэриями и т. д.) основывается на принуждении административном и финансовом. Для этой цели государство обладает специальными отрядами вооруженных людей (армия, полиция и т. д.) и различными карательными учреждениями (суд, прокуратура, тюрьма и т. д.).Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношения с другими правительствами во внешнеполитических делах. Являясь неотчуждаемой прерогативой государственной власти, суверенитет государства не может быть передан, разделен или ограничен. При этом государство должно строго соблюдать и проводить свое законодательство в соответствии со взятыми на себя международными обязательствами по отношению к другим государствам и ООН.
ВСЕОБЩНОСТЬ - Государство выступает от имени всего общества и осуществляет верховную власть на подвластной ему территории, т. е. территории, на которую распространяется его суверенитет. Это означает, что все находящиеся на этой территории граждане, равно как и лица без гражданства, лица с двойным (множественным) гражданством, а также иностранцы, с неизбежностью подпадают под юрисдикцию государства - вне зависимости о того, желают они этого или нет. При этом все они уплачивают на содержание государства не добровольные (как, скажем, в политических партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых они могут лишь покинув его пределы. Но даже отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, люди далеко не всегда освобождаются от прежнего государства - если, к примеру, у них там остается недвижимая собственность, то эта зависимость от прежнего государства сохраняется.
В такой же зависимости от государства находятся и все юридические лица
, в том числе общественные объединения и политические партии, не взирая на то, разделяют они его цели или борются против него (т. е. их деятельность регулируется законами, принятыми государственными органами). И выйти из-под опеки власти они могут лишь прекратив свое существование. Поэтому далеко не случайно в глазах «простого человека» государство приобретает «сверхъестественый» облик, которым он подсознательно наделяет власть предержащих (правительство, президента, премьер-министра, монарха, диктатора и т. д.).
ТЕРРИТОРИЯ - В качестве физической, материальной1 основы государства и его основополагающего признака, территорию характеризуют такие понятия, как:
«неразделенность» (даже в условиях существования частной собственности на землю принадлежность земли частным собственникам не означает деления между ними территории);
«неприкосновенность» (что означает незыблимость границ и неподчинение власти другого государства);
«исключительность» (на территории государства господствует власть только этого государства);
«неотчуждаемость» (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
И хотя в современных условиях в рамках развития интеграционных процессов (как основной формы глобализации), а также образования межгосударственных объединений и блоков, господство многих государств1на" своей территории становится все более ограниченным, тем не менее государственно-территориальное деление не отмирает. Территория по-прежнему остается одним из основных структурирующим элементом государственности. Не случайно в современном мире не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или же за сохранение территориального единства.
НАСЕЛЕНИЕ - Как составной элемент государства население представляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. При этом население может быть как мононациональным (и тогда государство трактуется как юридическая персонификация его образующей нации), так и полинациональным, состоящим из различных племен, народностей и даже наций (и тогда государство выступает уже в другом обличьи - как юридическая персонификация не нации, а народа как общности, которая строится не по признаку этнической принадлежности, а по критерию хозяйственной и гражданской общности). Именно таковыми являются Россия, США, Швейцария и некоторые другие страны, сформировавшиеся как полиэтнические государства.
Такая «деэтнизированная» («денационализированная ») трактовка народа как социальной основы государства точнее отражает политические реальности современного мира, учитывая заметный рост полиэтничности многих государств, ранее сформировавшихся как мононациональные (Германии, Франции и т. д.), связанный с массовой миграцией в эти государства со стороны слаборазвитых стран. В этих условиях любые преимущества «титульной нации», не говоря уже о попытках их юридического закрепления в странах, где эти нации составляют меньшинство населения, могут служить (и чаще всего действительно служат) первопричиной роста межнической напряженности, что представляет собой серьезную угрозу социальной стабильности и целостности государства - вплоть до того, что не исключает возможность его «балканизации» (т. е. распада по югославскому «сценарию»).
С понятием населения как неизменным атрибутом любого государства тесно связано понятие гражданства. Под гражданством понимают правовую принадлежность лица к данному государству со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями не только на территории своего государства, но и за его пределами. В монархических государствах употребляется другой термин - «подданство». Во Всеобщей декларации прав человека от 01.01.01 г. сказано: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - наличие специальных органов управления , играющих роль промежуточных звеньев между правителями и управляемыми. Появление мощного бюрократического аппарата М. Вебер трактует как становление современного государства, которое «техничекси полностью зависит от своей бюрократической основы. Чем больше оно разрастается, тем больше увеличивается эта зависимость». Превращение государства в особый, самостоятельный институт привело к созданию «класса чиновников», оплачиваемого из казны, т. е. за счет налогоплательщиков. В результате чиновники отождествляются со своими функциями, что в политическом плане снимает вопрос об их социальном происхождении. В демократических государствах бюрократия хотя и не подменяет политических деятелей, но оказывает иногда существенное влияние на принятие решений в национальном масштабе. Тем более, что в отличие от высших органов государственной власти, которые находятся в прямой зависимости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламент те, положение этой категории характеризуется большой устойчивостью и стабильностью. Являясь инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия государственных чиновников и служащих продолжает делать свое дело независимо от того, что происходит на вершине властной пирамиды (т. е, продолжает функционировать не взирая на правительственные кризисы, роспуск парламента, досрочные выборы и т. д.). И если политическая элита - это переменная составляющая государственной власти, то бюрократия - та ее часть, которая олицетворяет со бой незыблемость и «вечность» этого института.
Три ветви государственной власти.
В структурно-институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В отличие от тоталитарной системы в лице СССР, при которой государственная власть была структурирована по принципу «работающей корпорации», т. е. Советы народных депутатов были одновременно и законодательными и исполнительными органами власти, при демократии такое сращивание не допустимо. Здесь основной принцип организации и функционирования государственной власти - это принцип «разделения властей», в соответствии с которым каждая ветвь власти - суть автономна и независима от другой, т. е. у каждой четко очерченный конституцией и другими нормативными актами объем полномочий и прерогатив, выход за рамки которых противоправен. И правовой принцип демократии - «разрешено все, что не запрещено» - распространяется только на уровень рядовых граждан, тогда как по отношению к государственным органам и чиновничеству действует другой принцип: «разрешено только то, что разрешено, все остальное запрещено». Несоблюдение этого принципа и отсутствие пределов чиновничьего усмотрения при принятии решений ведут к административно-бюрократическому произволу, всемогуществу и вседозволенности власти.
В знаменитом труде «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье в 1748 г. писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности... Для того, чтобы предотвратить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются В одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть, не отделена от законодательной и исполнительной. И наступит конец всему если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».
Законодательная власть на макросистемном уровне представле
на парламентом - высшим правотворческим органом страны.
Сущностными чертами этой власти являются:
Представительный характер в том смысле, что парламентская власть рождается в ходе всеобщих демократических выборов как результат свободного волеизъявления народа. Парламент - орган, олицетворяющий народный суверенитет. И в этом качестве выразителя народ ной воли и в интересах выполнения связанных с этим обстоятельством функций обладает легитимирующей (узаконивающей) властью;
В системе разделения властей парламентская власть ограничена и обособлена от других подсистем власти. В то же время она постоянно взаимодействует с ними и обладает определенным верховенством по отношению к власти исполнительной - наделена определенными («учредительными» и надзорно-контролирующими) полномочиями, связанными с процессами формирования и функционирования этой власти;
Парламентаризм как специфическая структура власти органически связан с партийной системой и формируется на многопартийной основе. Парламентская деятельность является продолжением партийной деятельности - борьбы между политическими партиями за власть и влияние, - организационной формой которой выступает деятельность сформированных на партийной основе парламентских фракций;
Власть парламента является конституционной, нормативно гарантированной властью - характер и широта полномочий парламента определяется числом и характером функций, которыми он наделяется в соответствии с основным законом страны (т. е. конституцией).
Функции парламента
ü Функция власти
ü Функция законодательства
ü Функция легитимности
ü Функция представительства политических интересов
ü Функция обеспечения политической гласности
ü Функция политического контроля и привлечения к ответственности политиков
Функция власти - как орган, олицетворяющий собой народный суверенитет, парламент принимает политические решения, связанные с выработкой основных направлениий развития общества, определения структуры и содержания его политической системы, равно как и отдельных ее составляющих подсистем, на основе выбора альтернатив экономического и социально-политического развития. Эти альтернативы формируются пропагандирующимися среди избирателей программами парламентских партий. Избиратели, в соответствии с личностными представлениями о совпадении тех или иных программ с их интересами, отдают им свои голоса на парламентских выборах. Оказанная таким образом электоральная поддержка партиям, измеряемая долей их участия в парламенте, отражает волю избирателей и легитимирует стратегию и программу партий, которые победили на выборах.
После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партий реализуется в парламентских решениях, которые принимаются с соблюдением соответствующих (законодательно предусмотренных) процедур. Последние призваны сочетать правовую, профессиональную рациональность и разумность принимаемых решений с требованиями парламентской демократии.
Законотворческая, или правотворечская функция - основной целью парламентской деятельности является создание правовых норм; регулирующих поведение граждан и организаций, их взаимодействие друг с другом. Нормотворчество в руках парламента - это тот инструмент, посредством которого он осуществляет функцию управления обществом. И является в этой области высшей инстанцией, обладающей «монополией легитимного принуждения (насилия)».
(В то же время законодательные права парламента не безграничны. Современная политическая практика выработала устойчивые формы их ограничения, к которым в первую очередь относится прямое наделение правительства правом издавать нормативные акты, обладающие силой закона. В некоторых государствах это право закреплено конституционно (например, в Германии, Италии, Франции), в других - существует на основе традиции, вопреки конституции (США, Японии).
В ряде стран существует также фактическое или конституционное ограничение круга вопросов, по которым может законодательствовать парламент. В этом случае многие вопросы определяются и решаются исполнительной властью (например, в Великобритании, Финляндии).
Имеет место и практика применения «законов-рамок», законов-принципов, когда парламент принимает закон в общем виде, а правительство его развивает, наполняет конкретным содержанием.
Функция обеспечения политической гласности - требует от партий, правительства и депутатов открытой политической полемики. Парламент является своего рода ареной (трибуной), где различные парламентские фракции, независимые депутаты, правительство не только заявляют о своих позициях, но и аргументируют, отстаивают их.
Ограничение парламентской гласности (проведение закрытых заседаний и парламентских слушаний) строго оговорено определенными условиями и юридически закреплено.
Функция политического контроля и ответственности - в рамках современной системы разделения властей парламент обладает значительными правами, которые в определенных случаях являются:
Исключительными (привлечение к ответу президента посредством процедуры импичмена);
Особыми (выражение вотума недоверия или отказ в доверии правительству);
Специальными (лишение депутатов права на парламентский иммунитет (т. е. неприкосновенность), отстранение от обязанностей).
Вторая составляющая государственную власть ветвь - исполнительная власть - представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государственных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные инстанции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба государственной безопасности и т. д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые законодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.
Третья ветвь государственной власти - судебная власть - представлена системой судебных органов и институтом независимых и подчиняющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую законность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов и всякого рода коллизий , возникающих в различных сферах общественной жизнедеятельности. Демократические принципы, в соответствии с которыми строит свою деятельность суд, включают в качестве базовых: независимость, коллегиальность, гласность, презумцию невиновности, состязательность, равенство сторон, право обжаловать принятые решения и др.
Функции государства.
Государство отличается от всех других субъектов политической системы рядом жизненно важных для общества функций, придающих ему характер универсального института - гаранта сохранения целостности и урегулированности среды обитания социума. Вне зависимости от типа в функции государства входят:
ü защита государственного (конституционного) строя и его основополагающих ценностей и принципов, достижение на этой основе общественного консенсуса, консолидации вокруг общих целей и перспектив развития
ü обеспечение социальной стабильности в общества и предотвращение(устранение) взрывоопасных конфликтов, чреватых ростом социальной напряженности, спародическими вспышками насилия и междоусобицами
ü ведение общей для страны внутренней политики, дифференцированной по таким направлениям, как социальная, экономическая, финансовая, военная, культурная и т. д.
ü обеспечение национальной безопасности и защита интересов страны на международной арене, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества, двусторонних и многосторонних связей с другими государствами, участие в решении глобальных проблем и т. д. (внешнеполитические функции).
На внутристрановом уровне эти функции конкретизируются как функции:
Экономическая - выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налогов и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.
Социальная - проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в жилье, работе, поддержания здоровья, образовании. Обеспечение социальной безопасности незащищенных групп населения (адресная помощь престарелым, инвалидам, безработным и т. д.). Страхование жизни, здоровья, собственности.
Организаторская - заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и эффективном использовании управленческого аппарата , осуществлении контроля за исполнением законов, согласования и координации деятельности различных субъектов политической системы и др.
Правовая - включает обеспечение законности и правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, а также организацию и функционирование самого государства и его отдельных институтов.
Политическая - состоит в обеспечении политической устойчивости и стабильности, осуществлении властных полномочий с использованием рационально-правовых технологий и методик, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества, внесение необходимых корректив в соответствии с динамикой социальных запросов и ожиданий граждан, а также изменениями в международном плане
Образовательная - реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации и гуманизации всей системы образования, его непрерывности, предоставления людям равных возможностей доступа к высшему и послевузовскому образованию и т. д.
Культурно-воспитательная - направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формировании высокой духовности, гражданственности. Поддержание и развитие таких «отраслей» культуры, как литература, искусство, театр, кино, музыка, средства массовой информации , фундаментальная и прикладная наука и пр.
Экологическая - связана с установлением государством правового режима природопользования , обязательствами перед гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
Осуществляя эти функции, государство чаще всего играет роль вер ховного социального арбитра, которая органически вытекает из асимметричной структуры общества и общей заинтересованности граждан и различных групп в том, что бы иметь такого арбитра - стоящего над общественными разногласиями и обладающего правом распределять (или наблюдать с правом вмешательства) общественные ценности (материальные блага, образование, здравоохранение и т. д.) с целью обеспечения всеобщего блага и социальной справедливости, «защиты слабого от произвола сильного».
Для того, чтобы смягчить непропорциональность распределения социальных благ и ресурсов, государство законодательным путем предусматривает определенные ограничения для одних и гарантии для других, как общего, так и частного характера (например, пособия по безработице или запрещение чиновникам в своей функциональной деятельности подчиняться партийным директивам), но абсолютных гарантий корректности (беспристрастности) государственного арбитража нет и при ограниченных ресурсах общества (а они всегда ограничены, дефицитарны), при разной силе заинтересованных групп (а они всегда неодинаковы) быть не может.
«Неограниченный характер свободы частного предпринимательства, пишет в этой связи Р. Даль, - порождает экономическое неравенство, что, в свою очередь, создает угрозу для политической демократии, смысл которой прежде всего в равных возможностях людей и представляющих их интересы групп, объединений оказывать влияние на политические решения. Государство не является объективным «арбитром» - «заинтересованные группы» не располагают равными или уравновешивающими друг друга в конечном исходе политическими ресурсами. Государственные структуры не являются нейтральным «арбитром» по отношению ко всем «интересам»: организации бизнеса обладают непропорциональной долей ресурсов, имеют гораздо большие возможности для воздействия на законодательные органы . Это, естественно, входит в противоречие с природой демократии».
И тем не менее социальный арбитраж государства в большем или меньшем масштабе все же осуществляется, чему служит и деятельность особых органов, призванных следить за соблюдением правовых норм (конституционный суд, специальные арбитражные, общие суды и другие органы).
В случаях особой остроты борьбы противоборствующих сил социальный арбитраж государства может приобретать специфические формы: введение чрезвычайного положения, роспуск рестабилизирующих общественный порядок организаций и объединений, запрещение печатных изданий, митингов, демонстраций и т. д. Если эти действия совершаются на основе закона и при строгом соблюдении последнего, они не выходят за рамки осуществления той «ипостаси» государства, которую называют социальным арбитражем.
В наиболее концентрированном виде социальный арбитраж государства выражают такие понятие как:
- правовое государство, суть которого выражается в безусловном господстве закона как основного регулятора жизни социума. При этом не только социальные группы и отдельная личность, но и само государство, всего органы уважают право и находятся в одинаковом положении по отношению к нему
- социальное государство,
суть которого выражается в проведении правительством сильной социальной политики с целью обеспечения всем своим гражданам достойного уровня социальной защищенности и безопасности, а также создания относительно равных для всех условий жизненного
старта.
Функции социальных институтов:
1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);
2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);
3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);
4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);
Условия успешного функционирования социальных институтов:
1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,
2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,
3) деперсонализация действий,
4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.
Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.
Функции Государства:
1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;
2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;
3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;
4.Регулирование общественных отношений на основе прав;
5.Координация интересов на основе компромисса;
6.Контроль с целью повышения эффективности управления;
7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.
Наиболее крупным социальным институтом является государство. Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.
В государстве уже четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.
Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников.
Другой не менее важной функцией государства является подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.