Индейские народы доколумбовой америки. Искусство доколумбовой Америки

Цивилизация доколумбовой Америки инков

Введение

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.

Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке.

Но и судьба этих культур - лишь предисловие к огромной книге, все листы которой, казалось бы, давно вырваны и утеряны. Что было до великих древнеамериканских государств, безжалостно покоренных испанцами? Что за народы населяли Америку до тех же инков или ацтеков?

Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.

Проблема изучения этих древних культур до недавних пор заключалась в "закрытости для глаз и умов ученых всего мира" самой Лат. Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов.

Среди древних цивилизаций Америки можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих великих цивилизаций теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно, что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог.

История цивилизации инков

Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век). Они достигли высокоразвитого социального строя, не овладев даже колесом. Поддерживать целостность географически протяжённого государства помогала высокоразвитая система дорог. Инки проводили сложные хирургические операции, владели искусством мумификации. Строили каменные строения, не используя цемента, при этом их здания выдерживали такие землетрясения, при которых более поздние испанские строения разрушались до фундамента. И, тем не менее, имея мощное централизованное государство, были завоёваны небольшой горсткой испанцев.

История инков начинается с легенды, которая из уст в уста передавалось среди инков – однажды первый инка – Манко Капак и его сестра-жена Мама Окльо, выполняя священную волю своего великого отца Солнца-Инки, вышли из вод заповедного озера Титикака, чтобы создать огромную страну, где будут поклоняться их божественному отцу, который подарил им волшебный жезл, который и должен был отыскать лучшее место для строительства города, который и должен будет стать столицей новой великой империи. Империи Солнца.

Именно так, с легендарного первого инки, сына Солнца и началась династия правителей инков, каждый из которых все расширял пределы империи. Насчитывается двенадцать преемников легендарного первого инки. Их царствие продолжалось почти двести лет, пока на горизонте истории не возник инка Пачакути, по биографии смело можно было писать романы и ставить художественные кинофильмы. Он был младшим сыном наместника - инки города Куско. Именно с ним связано создание новой истории инков – по легенде, Пакачули велел уничтожить все предыдущие «документы», как недостойные великой империи инков. Многие даже его имя – Пакачули – переводят как инкское название «Конец старой и начало новой эпохи», а все, что совершали прежние инки до этого, практически бесследно кануло в Лету, нам остались лишь имена даты и предания, дошедшие через третьи руки. Но, как компенсацию исчезнувшей истории, Пакачули повелел подробно записывать все свои деяния. Так в дальнейшем поступали и все его наследники.

В пересказе его потомков, чья кровь уже смешалась с благородной испанской, давая постепенно начало новой нации, в 1438 году, первом году его правления, империя инков обрела новую столицу и новую историю. У империи даже появилась новая должность официального историка – им обычно становился кто-нибудь из родственников правителя, тщательно, с усердием описывающий его новые походы и победоносные битвы. Именно тогда армия инков стала захватывать берега озера Титикака. Инки завладели многотысячными стадами лам и альпак. Это было не только мясо, а также транспорт и одежда. Неслучайно Пакачули объявил эти стада собственностью правителя. Это было начало злотого века инков.

После его смерти его сменил на престоле его сын – инка Тупак Юпанки, ставший великим полководцем и удачливым императором-завоевателем. Ему на смену пришел племянник – Уайна Капак. Именно эти трое инкских владык и создали великую империю инков, на землях которой жило более десяти миллионов человек. В период своего недолгого расцвета она превосходила воинской мощью прославленную Римскую империю.

Инки были умными правителями, планирующим свои действия на десятилетия вперед. Так захват территорий соседей был по возможности бескровный, без резни и пожарищ. Инки бережливо относились даже к своим будущим потенциальным владениям, предпочитая, в отличие от испанцев, живых сельчан разоренным пустынным землям.

У инков не было денег и поэтому всю заботу о складах с продовольствием и одеждой брало на себя государство, возложив на свои плечи необходимость, вовремя снабдить подданных всем необходимым для жизни во всех укромных уголках этой огромной империи. И это у инков действительно получалось, даже простые жители империи никогда не оставались при неурожаях без еды и одежды. В инкской империи существовали специальные запасы – на случай войны, неурожая, стихийных бедствий и даже для помощи неимущим, престарелым и калекам. В специальных хранилищах лежали запасы маиса, одежды, оружия и многого другого на десятилетия вперед. Запасы, которыми инки так и не успели воспользоваться и которые большей частью достались неблагодарным испанцам. У инков существовало даже подобие будущей науки статистики – все население было поделено на возрастные группы, и была подсчитана нагрузка на каждого, соответствующая его возможностям.

Империя инков сочетала в себе такие, казалось бы, несовместимые вещи как обожествление Великого инки и некоторые правила социализма, в государстве царила железная дисциплина – труд был обязателен, работать должны были все. Даже все посевы и сбор урожая начинался с личного примера великого инки в Куско. Для выполнения тяжелых работ (в шахтах, посадки коки и общественное строительство) и службы в инкской армии назначалась специальная принудительная повинность, называемая мита. Ее несли здоровые мужчины в расцвете сил, и она длилась три месяца в году.

Когда умирал верховный инка, потомок «божественного солнца», то по традиции его тело бальзамировали и мумию оставляли в его дворце. Новый владыка вынужден был строить себе новый дворец, а законной женой верховного инки могла быть только его сестра, а все остальные сотни его женщин были лишь наложницами, из которых самыми прекрасными считались юные красавицы-девственицы – «невесты Солнца». Для их выбора специальный государственный чиновник объезжал даже самые отдаленные места империи, выбирая среди десятилетних самых красивых и наиболее совершенных девушек, которых потом четыре года обучали искусству приготовления пищи, и потом из девушек снова выбирали лучших, которые и становились «невестами солнца». Они должны были хранить свою девственность, которую «имел право нарушить» только сам великий инка.

Беда, уничтожившая империю, пришла изнутри - когда правитель Уайн Капак внезапно умер, то на престол вступил его старший законный сын Уаскар. Но в другом городе жаждал власти его сводный брат Атауальпа, и в борьбе за трон инков погибло более 150 тысяч человек, была уничтожена большая часть родни обоих правителей и убиты лучшие полководцы. А потом последний правитель великой империи инков Атауальпа был захвачен в плен отрядом Франсиско Писсаро. Император великой империи попал в плен к безжалостному человеку, который еще недавно был всеми презираемым неграмотным простым испанским свинопасом. И этот человек сумел обхитрить владыку почти целого континента, заставив его заплатить чудовищный по размерам выкуп, но взяв золото, Писсаро все-таки нарушил свое слово и «осудил» уже ставшего ненужным правителя инков на смерть.

Великолепные, не имеющие подобных по мастерству и дизайну золотые украшения из доставшегося выкупа были пущены в переплавку. Индейцы вновь и вновь поднимались на борьбу с чужаками – но теперь все было бесполезно. Когда одни из них боролись с испанцами, другие племена и города испанцам помогали, рассчитывая с помощью чужого невиданного оружия и наводящих ужас лошадей захватить престол великого инки и уничтожить конкурентов, отомстить за убитых родственников. Сведение счетов между инками зашло слишком далеко – никто не верил никому. Многие вожди инков в борьбе с испанцами оказались способными учениками - стали перенимать их тактику. Так, отбив у испанцев лошадей, индейцы заводили свою кавалерию и даже артиллерию, заставив пленных испанцев стрелять из своих же пушек сородичей. Но это уже не могло помочь – слишком много жадных чужаков оказалась на земле инков. Так за несколько десятилетий великая империя инков стала лишь историей.

Еще до того, когда инки достигли своего могущества, в андском обширном регионе процветало несколько других культур. Первые охотники и рыболовы появились здесь, по крайней мере, 12000 лет назад, а к 3000 г. до н. э. рыбацкие деревушки усыпали все это безводное побережье. В плодородных долинах у подножия Анд и зеленых оазисах в пустыне возникали небольшие сельские общины.

Тысячелетия спустя вглубь территории проникли более крупные социальные группы людей. Преодолев высокие горные пики, они начали селиться на восточных склонах хребта, применяя те же ирригационные методы, которые они разработали на побережье для орошения своих полей и сбора урожая. Вокруг храмовых комплексов возникали населенные пункты, а ремесленники производили все более сложные гончарные изделия и ткани.

Археологи классифицируют изделия андских ремесленников по временному и географическому периоду их распределения. Для этого пользуются термином «горизонты», чтобы идентифицировать основные этапы стилистического единообразия, нарушаемого некоторыми особенностями, с точки зрения эстетики и технологии.

Ранний горизонт: 1400-400 гг. до н.э.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. - 550 г. н.э.

Средний горизонт: 550-900 гг. н.э.

Поздний промежуточный период: 900-1476 гг. н.э.

Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э.

Падение империи Инков

Франциско Писсаро в 1502 году прибыл в Америку в поисках счастья. Семь лет он прослужил в районе Карибского моря, участвуя в военных компаниях против индейцев.

В 1524 году Писсаро вместе с Диего де Альмагро и священником Эрнандо де Люке организовывает экспедицию по неоткрытым территориям Южной Америки. Но её участникам так и не удается найти ничего интересного.

В 1526 году состоялась вторая экспедиция, в ходе которой Писсаро наменял золота у местных жителей. В ходе этой экспедиции испанцами было захвачено трое инков, с целью сделать из них переводчиков. Данная экспедиция оказалась очень тяжелой, на их долю выпали и болезни, и голод.

В 1527 году Писсаро попадает в город инков Тумбес. От местных жителей он узнает о большом количестве золота и серебра украшающие сады и храмы в глубинах их земель. Понимая, что необходимы военные силы для получения этих богатств, Писсаро едет в Испанию и обращается к Карлу V за помощью. Он рассказывает о несметных сокровищах инков, которые можно довольно просто заполучить. Карл V дает Писсаро титул губернатора и капитан губернатора на всех землях, которые он сумеет завоевать и контролировать.

Еще до начала завоевания испанцами инки пострадали от появления европейцев на их континенте. Чёрная оспа косила целые семьи у не имевших к ней иммунитета туземцев.

Примерно в это же время умирает Уайна Капака (Сапа Инка). Высшая государственная должность должна перейти к кому-то из сыновей от главной жены. Выбирался тот из сыновей, кто, по мнению монарха, мог бы лучше справиться с обязанностями. В Куско, столице инков, знать провозглашает новым Сапа Инка - Уаскара, что в переводе означает "сладкий колибри".

Проблема была в том, что последние годы своей жизни предыдущий Сапа Инка провёл в Кито. Вследствие чего большая часть двора проживала в Кито. Город превратился во вторую столицу, разделив вождей племени на две соперничающие группировки. Расквартированная в Кито армия отдавала предпочтение другому сыну Уайны Капака - Атауальпе, что в переводе означает "дикий индюк". Он большую часть жизни провел рядом с отцом на полях сражения. Это был человек острого ума. Позднее испанцы удивлялись скорости, с которой он освоил игру в шахматы. В то же время он был беспощаден, доказательством тому мог служить страх придворных навлечь на себя его гнев.

Атауальпа выказывал лояльность по отношению к новому Сапе Инка. Но отказывался прибыть ко двору брата, возможно опасаясь того, что Уаскар видит в нём опасного соперника. В конце концов, Сапа Инка потребовал присутствия брата рядом с ним при дворе. Отказавшись от приглашения, Атауальпа послал вместо себя послов с дорогими подарками. Уаскар, возможно под действием враждебно настроенных к его брату придворных, подверг пыткам людей брата. Убив их, он направил свою армию в Кито, приказав силой доставить Атауальпу в Куско. Атауальпа призвал верных ему воинов к оружию.

Армии Куско вначале даже сумела взять в плен непокорного брата. Но он сумел сбежать и присоединиться к своим. В битве Атауальпа победил тех, кто пленил его. Уаскар собирает в срочно порядке вторую армию и отправляет на брата. Новобранцы с плохой выучкой не могли сравниться с ветеранами Атауальпы, и были разбиты в двух дневном бою.

В итоге Атауальпа захватывает в плен Уаскара и с триумфом вступает в Куско, после чего была свершена жестокая расправа над жёнами, друзьями и советниками неудачливого брата.

В 1532 году Писсаро с Альмагро вернулись в Тумбес вместе с 160-тью хорошо вооруженными авантюристами. На месте когда-то цветущего города они застали лишь руины. Он сильно пострадал от эпидемии, а потом и от гражданской войны. В течение пяти месяцев Писсаро двигался вдоль побережья, по пути грабя имперские склады.

В итоге Писсаро отправляется ко двору Атауальпы. Девять из его людей, напуганные перспективой оказаться в гористой местности, во владениях инков повернули назад.

Испанцев удивляли дороги инков, мощенные каменными плитами, с высаженными по краям деревьями, создающими тень, а так же каналы, выложенные камнем.

Узнав о передвижении белых людей внутри его страны, Атауальпа приглашает их к себе в гости. Со слов посла он понял, что испанцы выглядят и настроены дружелюбно. Во время встречи с послом Писсаро сделал подарки монарху и много говорил о мире.

Писсаро разместил своих людей на открытом пространстве, на главной площади города Кахамарк. Он отправил Эрнандо де Сото засвидетельствовать своё почтение Атауальпе, с тем, чтобы тот попытался соблазнить его своим предложением, встретиться лично.

Атауальпа упрекнул испанцев за разграбление его складов и за пренебрежительное отношение к некоторым индейцам на побережье. На что испанцы начали восхвалять своё воинское искусство и предложили воспользоваться их услугами. Атауальпа соглашается нанести визит Писсаро в Кахамарке.

Во время этой встречи Эрнандо де Сото, хотел напугать Атауальпу и почти наехал на него на своём коне, остановившись от него в непосредственной близости, так что капли слюны скакуна попали на одежду инка. Но Атауальпа не дрогнул. Позже он приказал казнить тех придворных, кто выказал страх.

Писсаро же следуя примеру Кортеса, который завоевал могущественную империю ацтеков с помощью похищения императора, начал готовить свою засаду.

Ночью Атауальпа послал 5000 воинов, чтобы перекрыть дорогу к северу от Кахамарка. По разработанному им плану, как он позже признался испанцам, он хотел захватить в плен живыми Писсаро и всех его воинов, чтобы принести в жертву богу Солнца - Инти, а лошадей их оставить на развод.

На рассвете Писсаро разместил своих людей в строениях вокруг площади. Ожидание было томительно для испанцев, так как десятикратное численное превосходство инков пугало и подавляло. Позже, как признался один из очевидцев "многие испанцы безотчётно из-за сковавшего их ужаса мочились в штаны".

На закате к площади приблизился императорская процессия. Атауальпу несли 80 слуг на деревянных носилках, инкрустированных золотом и со всех сторон украшенных перьями попугаев. Монарх в одеждах с золотыми нитями и весь в украшения, восседал, держа в руках золотой щит с геральдическим изображением Солнца. Тут же были танцоры и аккомпанирующие им музыканты. Его свита насчитывала более 5000 человек воинов (основные силы, порядка 80000 воинов, были за городом). Все они пришли без оружия.

На площади они увидели лишь одного доминиканского монаха в сутане с крестом в одной и Библией в другой руке. Королевский совет в Испании постановил, что язычникам нужно предоставить возможность принять христианство добровольно, без кровопролития, и конкистадоры решили не нарушать букву закона. Монах объяснил смысл христианской веры правителю инков, а переводчик объяснил ему, что его просят принять религию чужеземцев. "Вы говорите, что ваш Бог принял смерть, - ответил на это Атауальпа, - а мой всё ещё живёт", - подчеркнул он, показав на уползающее за горизонт Солнце.

Атауальпа взял в руки протянутый ему молитвенник. Насколько он понимал, испанцы ценили эту вещь так, как индейцы "уака", талисман в котором обретался дух богов. Но этот предмет казался ему игрушкой по сравнению с их громадным каменным "уака", которому поклонялись инки, поэтому он швырнул его на землю. Как утверждают очевидцы, после этого монах повернулся к Писсаро и сказал ему и его людям: "Можете напасть на них после такого. Я заранее отпускаю вам все ваши грехи".

Писсаро подал сигнал к атаке. Две пушки дали залп по толпе индейцев. Испанские всадники, выехали из зданий в полном вооружении и атаковали безоружных воинов-инков. За ними под звук труб последовали пехотинцы с боевым кличем - "Сантьяго!" (имя святого помогающего, по убеждению испанцев, одержать верх над противником).

Это была жестокая резня безоружных индейцев. Писсаро с трудом вытащил из неё Атауальпу. В течение нескольких часов 6000 воинов инков погибло в Кахамарке и вокруг него, но не один испанец не был убит. В число немногих раненных попал и сам Писсаро, получивший ранение от своего же солдата, когда пытался прорваться к царственному противнику, чтобы захватить того живым.

Многие исследователи пытались понять, почему Атауальпа совершил такую роковую ошибку, выйдя к испанцам с безоружными воинами. Возможно, вождь даже не рассматривал такой вариант хода событий, когда столь малочисленных отряд попытается напасть на его громадную армию. Или же поверил в речи испанцев о мире.

В плену Атауальпе позволили сохранять все королевские привилегии. Все его жёны и слуги находились возле него. К нему являлись вельможи и исполняли его приказания. Менее чем за месяц он научился говорить по-испански и даже немного писать.

Поняв, что белых людей манит золото, он решил откупиться, предложив за свою свободу наполнить комнаты, в которых он находился, золотом, а так же дважды "набить серебром индейскую хижину". Вместо освобождения Атауальпа таким предложением подписал свой смертный приговор. Приказав, сорвать всё золото в Куско, и доставив его испанцам, он лишь разжёг их страсть к драгоценному металлу. В то же время, боясь, что его брат сможет предложить за свою свободу ещё больше золота, он приказал казнить его. Инки не воспринимали золото и серебро как что-то ценное. Для них это был просто красивый металл. Золото они называли "потом Солнца", а серебро "слезами Луны". Для них ценными были ткани, так как на их изготовление уходило много времени.

Испанцы начали подозревать, что Атауальпа готовит заговор против них. Это порождало панически страх в их рядах. Писсаро долгое время противился настрою своих соотечественников. Но в итоге паника сломила и его решительный настрой.

Атауальпа начинал осознавать неминуемость своей гибели. Его религия гарантировала ему вечную жизнь при правильном исполнении обряда.

На заседании совета, возглавляемого самим Писсаро, было решено сжечь Атауальпу. Когда испанцы сообщили вождю о своём решении, он расплакался. Уничтожение тела означало лишение бессмертия.

Монах перед смертью ещё раз попытался обратить язычника в христианскую веру. Понимая, что если он примет христианство, то его не сожгут, а удушат с помощью гарроты (обруч с винтом, для медленного удушения жертвы), он согласился пройти обряд посвящения, предполагая, что тело будет передано народу для мумификации. Но испанцы и здесь обманули его. После того как вождь был задушен, они сожгли его одежды и часть тела на костре. Остальную часть они предали земле.

Писсаро понимал, какие выгоды ему сулит местный правитель под испанским контролем. Он остановил выбор на сыне Уайны Капака - Манко Инке. Когда испанца прибыли в Куско их встречали как доброжелателей, восстановивших законную правящую ветвь инков, хотя все мумии до их появления были надёжно спрятаны.

Конкистадоры не отличались великодушием и всячески унижали Манко, проявляя наплевательское отношение к обычаям инков. Самое худшее произошло, когда Писсаро отправился на океанское побережье, с целью основания новой столицы Лиму. Главными он оставил своих братьев Гонсало и Хуана. Гонсало относился к Манко с нескрываемым презрением. Похитив его любимую жену, он надругался над ней.

Бесчинства, творимые испанцами, привели к тому, что Манко наотрез отказался от сотрудничества и предпринял попытку покинуть Куско. Испанцы вернули его в столицу закованным в цепями. В заключение подвергали разного рода унижениям.

В итоге Манко уговаривает одного из братьев Франциско, Эрнандо, который совсем недавно приехал в Куско из Испании, выпустить его временно из тюрьмы, чтобы он мог помолиться в святилище, за что обещал подарить золотую статую, изображающую его отца. Как только Манко выбрался за пределы Куско, он призвал свой народ к мятежу. Дело кончилось осадой Куско, которая продолжалась почти целый год. Во время этой осады среди индейцев находились предатели как в Куско, так и за его пределами, которые тайно таскали пищу захватчикам. Среди них были даже родственники самого Манко, которые боялись расправы за их прежнюю поддержку европейцев, со стороны нового правителя. Безнадёжность осады стала ясна, когда из Испании прибыло подкрепление. Некоторые сторонники Манко даже откололись от него, поняв, что удачный момент упущен.

После провала осады Куско Манко увёл с собой в густые джунгли 20000 своих соотечественников. Там они за короткий срок возвели новый город Вилькабамбу. Он занимал площадь около двух квадратных миль и насчитывал около трёхсот домов и шестидесяти монументальных сооружений. Здесь были удобные дороги и каналы.

Из этого города инки порой совершали набеги на завоевателей, нападая на сторожевые посты. В 1572 году испанцы решили покончить с этим последним оплотом, как свидетельством прежнего могущества туземцев. Добравшись до Вилькабамбы, они на месте города нашли лишь пустынные развалины. Защитники, перед тем как покинуть город сожгли его. Испанцы продолжили погоню, проникая всё дальше и дальше в джунгли. В итоге ими был захвачен последний вождь инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и отрубили голову на городской площади. Так пресеклась династия правителей инков.

Итогом пятидесятилетнего пребывания испанцев стало сокращение коренного населения - на три четвери. Многие умерли от болезней, завезённых из Старого Света, а многие от каторжного труда.

В Испанию было вывезено огромное количества золота и серебра. Предметы искусства, как правило, переплавлялись перед вывозом. Самые прекрасные изделия доставлялись ко двору Карла V, затем они были выставлены для всеобщего обозрения в Севилье. Когда Карл начал испытывать нехватку в средствах для проведения военных кампаний, было велено переплавить эти выдающиеся произведения инкского искусства.

Заключение

Изучая инков, их культуру, становится понятным и видимым богатство их традиций и монолитность накопленного ими опыта за период своего существования.

И все-таки стоит глубоко задуматься над тем, кто такие инки? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития в те времена. На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих открытиях в области разных наук, там, на Американском континенте, уже существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули через барьер многих научных достижений и развивались гораздо более быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и тот факт, что в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов граничила с необычайной осведомленностью во множестве наук, появление многих из которых в обществе такого типа вообще не укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем, и сейчас нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.

Человека всегда движет чувство недостаточности знаний, и он никогда не остановится в исследовании различных явлений, если осталось хоть одна капля непонятного. Видимо такова природа человеческого разума.

Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или иных явлений древней культуры сама собой порождает все новые и новые исследовательские поиски в сторону предмета изучения, ведь иначе и быть не может.

Древние цивилизации Америки остаются кладовой знаний для всех областей научного мира. Этнографы находят для себя массу мало изученных или не изученных вообще племен и народов, проживающих в труднодоступных районах бассейна реки Амазонка. Историки и археологи посредством археологических находок и других свидетельств открывают для себя и для мира неизвестные эпизоды истории древнего мира Америки. Свидетельством этого может служить факт внимания ученых и паломничества туристов в города Мачу-Пикчу и Куско, древнюю столицу империи инков.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта /archive/history.alltheuniverse/

    Введение - - - - - - - 1

    История цивилизации инков - - - - - - - 2

    1. Ранний горизонт: 1400 - 400 гг. до н.э. - - - - - - - 5

      Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. - 550 г. н.э. - - - - - - - 6

      Средний горизонт: 550 - 900 гг. н.э . - - - - - - - 7

      Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н.э. - - - - - - 8

      Поздний промежуточный период (горные районы): 900 - 1476 гг. н.э. - - - - - 9

      Поздний горизонт: 1476 - 1532 гг. н.э. - - - - - - - 10

      Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э. - - - - - - - 11

    Армия Инков - - - - - - - 12

    Религия - - - - - - - 13

    1. Иерархия духовенства у инков - - - - - - - 13

      Теология, корнями уходящая в естественную историю мира - - - - - - - 15

      Почтение к "живому" камню - - - - - - - 16

      Искусство работы с металлом - - - - - - - 17

    Падение империи Инков - - - - - - - 18

    Заключение - - - - - - - 23

    Список литературы - - - - - - - 24

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

реферат

по предмету «История мировых цивилизаций»

Империя Инков

Подготовила студентка 4 курса

социально – гуманитарного факультета,

специальность «журналистика»

Любовь Безукладникова

инковЛитература

Обширные территории Северной и Южной Америки заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жило в условиях родоплеменного строя, с преобладанием охоты и собирательства, огpаниченного распространения земледелия и скотоводства. В то же время на территории современной Мексики, в районе Андскогo нагорья (современное Перу) уже сложились первые гoсударственные образования (ацтеков и инков), находившиеся на уровне развития, примерно соответствующем Древнему Египту.

Во время испанского завоевания большая часть памятников культуры древних американских цивилизаций подверглась разрушению. Их письменность, как и знающие ее жрецы, были уничтожены инквизицией, Все это оставляет большой простор для догадок и гипотез, хотя данные археологии позволяют заключить, что в Америке цивилизация имеет давнюю историю.

В джунглях Мексики и Центральной Америки археологи нaxoдят заброшенные гoрода, пирамиды, напоминающие дpeвнeегипетские, покинутые задолго до испанского завоевания без всяких видимых причин. Возможно, жители оставляли их из-за изменений климата, эпидемий, набегов враждебных племен.

Одной из первых цивилизаций, о которых имеются достовepные сведения, была цивилизация маш, существовавшая в V - XV вв. на полуострове Юкатан, Майя разработали иероглифическое письмо, собственную, двадцатиричную систему счета. Им принадлежит заслуга создания очень точного календаря, включавшего 365 дней. У майя не было единого гoсударства, их цивилизация состояла из городов, соперничавших друг с другoм. Oсновными занятиями жителей городов были земледелие, ремесло и торговля, Широко использовался труд рабов, обрабатывавших поля жрецов и родоплеменной знати. Однако преобладало общинное землепользование, при котором применялся подсечно-огневой мeтод обработки земли.

Цивилизация майя пала жертвой войн между городами-государствами и нападений враждебных племен. Единственный сохранившийся ко времени испанского завоевания город майя Тах-Ица был захвачен конкистадорами в 1697 г.

Наиболее развитой цивилизацией Юкатана к моменту испанскогo вторжения была ацтекская. Ацтекский союз племен к XV веку завоевал большую часть Центральной Мексики. Ацтеки вели постоянные войны с соседними племенами для захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, получали высокие урожаи. Их строительное искусство, ремесла (ткачество, вышивка, резьба по камню, производство керамики) не уступали европейским. При этом золото, слишком непрочный металл для изготовления оружия и инструментов, ценилось ацтеками ниже меди и серебра.

Особую роль в ацтекском обществе игpали жрецы. Верховный правитель, тлакатлекутль, был одновременно верховным жрецом и военачальником. Там существовало многобожие, религии спасения в Америке не сложились. Практиковались человеческие жертвоприношения, они считались необходимыми, чтобы умилостивить богов.По описаниям испанцев (возможно, предвзятым), особенно ценилось принесение в жертву детей и молодых девушек.


В Южной Америке наиболее развитым было государство инков, занимавшее площадь более 1 млн, км 2 с населением более 6 млн, человек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загaдочных. Там были развиты металлургия, ремесла, использовались ткацкие станки, на которых изготовлялись одежда и ковры. Строились канaлы, дамбы. Выращивались кукуруза и картофель. Эти овощи до открытия Америки были неизвестны европейцам. В то же время тоpговля была не развита, не существовало системы мер. Вполне возможно, что не было и письменности , кроме нерасшифрованного узелкового письма. Инки, как и дрyгnе американские цивилизации, не знали колеса и не использовали вьючных животных. Однако они построили развитую сеть дорог. Слово -инка- обозначает народ, coздавший государство. eгo верховногo правителя и чиновников.

На землях инков найдены гигантские изображения фантастических животных, геометрические фигyры, которые можно наблюдать только с воздуха. Это послужило основой для предположений, что инки обладали навыками воздухоплавания (возможно, сооружали воздушные шары) или же пытались обратиться к неким высшим силам.

Когда первые европейцы попали на Американский континент, они столкнулись с цивилизацией, которая очень сильно отличалась от всего, что им прежде приходилось видеть. Местные жители не имели представления о многих понятиях, давно и прочно укоренившихся в Старом Свете. Народы доколумбовой Америки не использовали колесо, не делали железных орудий и не ездили на лошадях.

Тем удивительнее тот факт, что индейцам, как назвали выходцы из Европы, удалось построить несколько довольно развитых цивилизаций. У них были города, государства, длинные мощеные дороги между населенными пунктами, письменность, астрономия, а также уникальные художественные артефакты.

Цивилизации доколумбовой Америки возникли независимо друг от друга в двух географических регионах - в Мезоамерике и в Андах. Вплоть до испанского завоевания эти районы были центрами интеллектуальной и культурной жизни континента.

Мезоамерика

Эта географическая область охватывает территории центральной и южной Мексики, Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики. Первые люди появились здесь в 12 тысячелетии до нашей эры. Города и государства возникли в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор и до начала испанской колонизации в Мезоамерике возникло несколько развитых культур.

Самой ранней была цивилизация ольмеков, которые жили на побережье Мексиканского залива. Они оказали огромное влияние на традиции всех последующих народов, заселявших этот регион.

Культура ольмеков

Наиболее древнее искусство доколумбовой Америки представлено весьма необычными и загадочными артефактами. Самым известным памятником цивилизации ольмеков являются гигантские головы, изготовленные из базальтовых валунов. Их размеры варьируются от полутора метров до 3,4 метра, а весят они от 25 до 55 тонн. Поскольку у ольмеков не было письменности, предназначение этих голов неизвестно. Большинство ученых склоняются к версии, что это скорее всего портреты древних правителей. На это указывают детали головных уборов, а также тот факт, что лица скульптур не похожи друг на друга.

Еще одно направление ольмекского искусства - нефритовые маски. Они были выполнены с большим мастерством. Уже после исчезновения ольмекской цивилизации эти маски были обнаружены ацтеками, которые собирали и хранили эти их как ценные артефакты. Вообще, культура доколумбовой Америки сформировалась под сильным влиянием этого древнего народа. Рисунки, статуэтки и скульптуры ольмеков обнаруживаются за сотни километров от некогда заселенных ими территорий.

Цивилизация майя

Следующая великая культура Мезоамерики возникла около 2000 года до нашей эры и просуществовала до эпохи европейского колониализма. Это была цивилизация майя, оставившая после себя огромное множество произведений изобразительного искусства и архитектурных памятников. Наивысший подъем культуры майя пришелся на период с 200 по 900 годы нашей эры. В эту эпоху доколумбова Америка переживала расцвет градостроительства.

Фрески, барельефы и скульптуры майя выполнены с большим изяществом. Они довольно точно передают пропорции человеческого тела. У майя была письменность и календарь, они также создали детальную карту звездного неба и умели прогнозировать траекторию движения планет.

Изобразительное искусство майя

Цветные изображения плохо сохраняются во влажном климате. Поэтому до наших дней дошло не так уж много настенных росписей майя. Тем не менее фрагменты таких изображений повсеместно обнаружены в древних городах этого народа. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют, что искусство доколумбовой Америки не уступало лучшим произведениям классических цивилизаций Старого света.

Майя достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, в том числе расписной. Из глины они лепили не только посуду, но и статуэтки, изображавшие богов, правителей, а также сценки из повседневной жизни. Майя делали украшения из драгоценных камней и занимались резьбой по дереву.

Сохранилось множество скульптур и барельефов, в которых отражена история доколумбовой Америки того периода. Художники майя часто оставляли запечатленными в камни важные события общественной жизни. На многих изображениях присутствуют надписи, что очень помогает историкам в трактовке представленных на них сюжетов.

Архитектура майя

Культура Америки во времена майя переживала свой расцвет, что не могло не отразиться и на архитектуре. В городах помимо жилых домов было множество специализированных зданий. Будучи увлеченными астрономами, майя строили обсерватории для наблюдения за небесными объектами. Также у них были площадки для игры в мяч. Их можно считать предшественниками современных футбольных полей. Сами мячи делали из сока каучукового дерева.

Майя воздвигали храмы в виде на вершине которых находилось святилище. Строились также специальные платформы, достигавшие четырех метров в высоту и предназначавшиеся для проведения общественных церемоний и религиозных обрядов.

Теотиуакан

На территории современной Мексики находится заброшенный город древних индейцев с отлично сохранившимися строениями. Нигде архитектура доколумбовой Америки не достигала таких высот (в прямом и переносном смысле), как в Теотиуакане. Здесь расположена Пирамида Солнца - гигантское сооружение высотой 64 метра и с основанием более 200 метров. Раньше на его вершине стоял деревянный храм.

Рядом находится Пирамида Луны. Это второе по величине строение Теотиуакана. Оно было построено уже после и посвящалось великой богине земли и плодородия. Помимо двух больших, в городе есть несколько более мелких четырехъярусных ступенчатых сооружений.

Изображения в Теотиуакане

Почти во всех зданиях в городе есть фрески. Фон в них, как правило, красный. Другие цвета используются для изображения персонажей и прочих деталей рисунка. Сюжеты фресок по большей части символические и религиозные, иллюстрирующие мифы доколумбовой Америки, но встречаются и сцены повседневной деятельности. Также есть изображения правителей и сражающихся воинов. В Теотиуакане много скульптур, в том числе таких, которые являются элементами архитектуры зданий.

Культура тольтеков

Сегодня мало что известно о том, какой была доколумбова Америка в период между закатом цивилизации майя и возникновением ацтеков. Считается, что в это время в Мезоамерике жили тольтеки. Сведения о них современные ученые черпают в основном из ацтекских преданий, в которых реальные факты часто переплетены с вымыслом. Но археологические находки все же позволяют получить некоторые достоверные сведения.

Столицей тольтеков был город Тула, находящийся на территории нынешней Мексики. На его месте сохранились остатки двух пирамид, одна из которых была посвящена богу Кетцалькоатлю (Пернатому змею). На ее вершине стоят четыре массивные фигуры, изображающие тольтекских воинов.

Культура ацтеков

Когда испанцы приплыли в центральную Америку, они встретили там могущественную империю. Это было государство ацтеков. О культуре этого народа мы можем судить не только по архитектурным памятникам. Благодаря испанским хронистам, описавшим увиденную ими цивилизацию, сохранились сведения о поэтическом, музыкальном и театральном искусстве ацтеков.

Поэзия ацтеков

Стихотворное искусство доколумбовой Америки, по всей видимости, имело давние традиции. Во всяком случае, к моменту появления испанцев у ацтеков уже были поэтические конкурсы, проводившиеся при большом скоплении народа. В стихотворениях, как правило, присутствовали метафоры, слова и фразы с двойным смыслом. Существовало несколько литературных жанров: лирическая поэзия, военные баллады, мифологические сказания и т. д.

Изобразительное искусство и архитектура ацтеков

Столицей ацтекской империи был Теночтитлан. В его застройке доминировали архитектурные формы, которые изобрели предшествующие цивилизации доколумбовой Америки. В частности, над городом возвышалась 50-метровая пирамида, напоминающая аналогичные сооружения майя.

Рисунки и барельефы ацтеков изображают как сцены из повседневной жизни, так и разнообразные исторические и культовые события. Есть на них и картины человеческих жертвоприношений, которые проводились во время религиозных празднеств.

Одним из самых необычных и таинственных артефактов ацтеков является Камень Солнца - большая круглая скульптура, диаметром почти 12 метров. В центре ее изображен бог Солнца, окруженный символами четырех прошедших эпох. Вокруг божества начертан календарь. Считается, что служил жертвенным алтарем. В этом артефакте культура доколумбовой Америки раскрывает сразу несколько своих граней - астрономические знания, жестокие ритуалы, художественное мастерство сливаются в единое целое.

Культура инков

Народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня развития не только в центральной части континента. На юге, в Андах, процветала уникальная цивилизация инков. Этот народ географически был оторван от мезоамериканских культур и развивался обособленно.

Инки достигли высокого мастерства во многих видах искусств. Огромный интерес представляют их узоры на тканях, называемые токапу. Их предназначение состояло не только в том, чтобы сделать одежду более нарядной. Каждый из элементов узора был также и символом, обозначающим какое-либо слово. Располагаясь в определенной последовательности, они образовывали фразы и предложения.

Музыка инков

Музыкальное искусство доколумбовой Америки отчасти сохранилось в Андах, где живут потомки инков, до наших дней. Есть также литературные источники времен колонизации. Из них мы знаем, что инки использовали разнообразные духовые и ударные инструменты. Музыка сопровождала религиозные обряды, многие песни были связаны с циклом полевых работ.

Мачу-Пикчу

Инки прославились также уникальным городом, построенным высоко в горах. Его обнаружили в 1911 году уже покинутым, поэтому настоящее его название не известно. Мачу-Пикчу на языке местных индейцев означает "старая вершина". Здания в городе сложены из камня. Блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что мастерство древних строителей удивляет даже современных специалистов.

Культура Северной Америки

Индейцы, обитавшие к северу от нынешней Мексики, не возводили каменных построек, таких как Пирамида Солнца или Мачу-Пикчу. Но художественные достижения народов доколумбовой Америки, живших в раойне и Миссури, также довольно интересны. В этом регионе сохранилось множество древних курганов.

Помимо простых насыпей в виде холма, в долине реки Миссисипи встречаются ступенчатые платформы, а также курганы, в очертаниях которых угадываются фигуры различных животных, в частности змеи и крокодила.

Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

Индейцев остались в прошлом. Но нынешняя культура Америки несет на себе отпечаток древних доколониальных традиций. Так, национальные костюмы коренных народов Чили и Перу очень похожи на одежду инков. В картинах мексиканских художников часто обнаруживаются стилистические приемы, характерные для изобразительного искусства майя. А в книгах колумбийских писателей фантастические события причудливо вплетаются в реалистичный сюжет с привычной для ацтекской поэзии легкостью.

1. Особенности и основные исторические этапы развития доколумбовой Америки.

2. Религиозные представления.

3. Научные знания.

4. Письменность и литература.

5. Архитектура и изобразительное искусство.

1. Особенности и основные исторические этапы развития доколумбовой Америки

Народы доколумбовой Америки находились в географической изоляции в течение нескольких тысячелетий. Вследствие этого, хоть культура и развивалась по общим законам, но для нее было характерно отставание во времени от основных мировых цивилизаций, более медленное развитие. Европейская колонизация фактически разрушила и уничтожила индейские цивилизации и привела к их забвению, что вызвало необходимость заново их открывать.

Происхождение предков латиноамериканцев все еще продолжает оставаться загадкой. В основном современные исследователи считают, что Америка не принадлежала центров антропогенеза, а ее первичное население проникло сюда еще в конце палеолита Северо-Восточной Азии 30-25 тыс. лет назад в результате нескольких волн переселения. Предки американских индейцев заселили огромные пространства и распались на большое количество языковых семей и изолированных групп. В науке много споров вызывает вопрос о возможных связях Америки с другими частями мира в доколумбовий период.

Причинами переселения в Америку могли быть изменения климата, истощение местных жизненных ресурсов, рост численности населения в благоприятные климатические периоды.

В истории культуры доколумбовой Америки выделяют несколько периодов.

Палеоіндіанський период (XXV-VIII тысячелетия до н.э.). характеризуется развитием каменных орудий труда от нуклеусов, скребачок, гостроконечників с односторонней обработкой до обработанных с обеих сторон кремневых клинков с совершенной и тщательной отжимной ретушью, которые имеют продольные узкие желобки вдоль обеих поверхностей. Люди объединены в небольшие кочевые группы с нестационарными (сезонными) стоянками. Занимались собирательством, охотой сначала на мелких, а затем и крупных животных.

С VIII до середины II тысячелетия до н.э. - архаический период. Основу хозяйства, как и ранее, составляли охота и собирательство, однако орудия труда совершенствовались: использовалось шлифовки камня, появились ступы и зернотерки. Зародилось земледелие, хотя основная часть растений оставалась в диком состоянии. Была изобретена ткань, которая изготавливалась из хлопка. Покойников подвергали кремации или мумифицировали. Появился оригинальный способ приготовления горячих блюд: варить еду в корзинах, изготовленных из дерева, коры и шкур. Такой сосуд заполнялся водой, в которую деревянными щипцами опускали заранее раскаленные на огне камни.

Период между II тысячелетием до н.э. и I в. н.э. получил название формативного или протокласичного. Он характеризуется окончательным переходом к оседлого образа жизни, что обусловлено появлением интенсивных форм земледелия. Сооружались оросительные каналы, плотины, дамбы. Осідле жизни привело к изобретению и развитию керамики, а также к формированию искусства скульптуры, появления первых пирамид. Быстро развивались различные ремесла, начался активный процесс классового расслоения, формирование основ научных знаний. Вследствие важных хозяйственных и культурных изменений стала возможной массовая колонизация новых земель, образовались крупные центры общественной жизни.

Последующий, так называемый классический период (I-IX вв. н.э.) характеризовался появлением и развитием ранньокласових государств. Материальную основу обществ составляло интенсивное подсечно-огневое и поливное земледелие, выращивались различные сорта кукурузы, кабаков, тыквы, томаты, хлопчатник, табак и др. В ранньокласових государствах нещадно эксплуатировалась основная масса населения - земледельцы-общинники, государства вели бесконечные войны с целью захвата добычи и рабов. Кроме светской знати необычайной мощью отличались жрецы. Основной политико-административной единицей были города-государства или объединения городов-государств, среди которых выделялись Теотиуакан, Шочікалько, Тахин, Тикаль, Паленке, Копан и др. Этнический состав этих образований практически неизвестен. Значительное распространение набрала деспотическая форма правления и тесно связанное с ней обожествление царя и царской власти. Развивалось ремесленное производство. Индейцам этого периода были известны золото, серебро, медь, которые подвергались сложной технике обработки для изготовления украшений и орудий труда. Большое значение приобрели научные знания. Искусство стало орудием социальной борьбы.

В післякласичний период (X - начало XVI вв.) подавляющее большинство огромных городов-государств прекратили свое существование, формировались новые политические и культурные центры. Образовались царство ацтеков с центром в г. Теночтитлан (современный г. Мехико), рабовладельческая деспотичная государство инков Тауантинсуйу, майя - тольтекська государство со столицей Чичен-Ица, а затем Майяпан как крупнейшие государственные образования. Междоусобные войны привели к образованию ряда мелких городов-государств, враждующих между собой. Стали отчетливо проявляться признаки процесса деградации культуры, который был усилен волной восстаний и эпидемий.

В конце XV - начале XVI в. территория Латинской Америки становится объектом колониальной экспансии ряда европейских государств в результате великих географических открытий. Колониальные захваты сопровождались грабежом, порабощением и истреблением коренного населения, уничтожением его культурных ценностей. Пытаясь укрепить свое господство на захваченных землях, колонизаторы усиленно насаждали свои религии (главным образом католицизм) и языка. Так называемый период конкисты продолжился до конца XVIII - первой четверти XIX века, когда в ходе освободительной борьбы возникли национальные латиноамериканские государства.

В начале XIX в. в Европе под влиянием отчетов, мемуаров и дневников известных мореплавателей и исследователей зародилась індіаністика как комплекс наук, которые изучают историю, литературу, языки, фольклор, искусство, этнические особенности, социально-экономические проблемы индейцев Америки доколумбового периода и современности.

2. Религиозные представления

К моменту открытия Латинской Америки Х.Колумбом существовало множество религиозных культов (за исключением монотеистических), верований и обрядов, сложившихся в различных этно-социальных групп коренного населения. Значительное распространение получил тотемизм, в котором в искаженном виде отображались кровнородинні связи индейской первобытной общины. Как пережиток тотемизма сохранилось почитание древними перуанцами пумы, кондора, ястреба, рыб, осьминога, обезьян, кукурузы, картофеля и т.д.

Специфической особенностью индейской мифологии является наличие множества мифов о старую и новую родину, обусловленных многочисленными миграциями индейских племен и соответствующими процессами этногенеза. Такой ацтецький перевод о выходе ацтеков с мифической родины Астлан. По указанию бога Уицилопочтли, ведомые своими "пророками" ацтеки отправились в длинное путешествие, чтобы найти новую родину в том месте, где встретят орла, сидящего на кактусе и будет пожирать змею. Достигнув через несколько поколений мексиканской долины, они увидели на одном из островов горного озера Тескоко пророковані знамение и основали Теночтитлан, который стал столицей могущественного царства ацтеков. Нередко в мифах поиски новой родины связанные с морским и заокеанским плаванием. В космогонических мифах проводится идея о многократность акта сотворения мира, в примитивной форме содержится концепция о вселенной как о явлении, которое возникает в определенный момент и развивается по определенным законам, которые воспринимаются как воля богов. У многих индейских народов существуют мифы о строении мира. В мифологии древних майя вселенная состоит из 13 небесных и 9 подземных миров. В религиозной космологии наиболее развитых племен возникали понятия, близкие к концепции ада и рая, существовали мифы и пророчества о конечной судьбе человечества, гибель миров, царств и народов.

В мифологии древних мексиканских народов (тольтеков, ацтеков и др.) история делится на эры; каждая из эр заканчивается гибелью Солнца, Земли и человечества. В мифологии ацтеков во время 1-й эры Солнцем был бог Тескатлипока, а Земля была населена гигантами. Эта эра закончилась истреблением гигантов оцелотами. 2-а эра, когда Солнцем был бог Кецалькоатль, завершилась ураганами, которые разрушили мир, а также превращением людей в обезьян. В конце 3-й эры мир и люди были уничтожены гигантским пожаром. Потоп разрушил 4-й мир, превратив людей в рыб. 5-а (современная) эра завершится землетрясением, от которого погибнут Земля, Солнце, люди.

В мифологиях нашли отражение пережитки матриархата, которые проявились в значительном количестве богинь и женщин-прародительниц.

Очень сложный и богатый пантеон классического периода. Сначала это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединились в одну генеалогическую систему. В пантеоне выделяются группы богов плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны и т.д. В конце классического периода у народов Центральной Америки создается комплекс мифов, основанный на представлениях о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств человеческой кровью. Особенно важное значение придавалось "кормлению" богу солнца, чтобы он мог совершать свой ежедневный путь по небу. В 1486 г. в столице ацтеков Теночтитлане был воздвигнут храм (пирамида), на вершине которого в честь бога солнца и войны Уицилопочтли дважды в год совершались массовые человеческие жертвоприношения (как правило в жертву приносили военнопленных). Сцены принесения в жертву пленных изображены в “храме росписей” культового центра майя Бонампака.

Значительное распространение имели магические обряды - как индивидуальные, так и групповые. Усложнение общественных отношений, формирование племенной структуры вело к зарождению культа племенного бога. При образовании союза племен среди богов постепенно выделялся бог того племени, которое занимало доминирующее положение в союзе. Этот процесс возвышения богов усилился с перерастанием союзов племен в государство. Противоречия между отдельными племенами, союзами племен, становление деспотических государств вызывали скрытое и открытое противопоставление культа одних богов культа других. Постепенное укрепление власти деспота порождало сначала слабое, а затем все более заметную тенденцию к монотеизму.

С переходом части индейцев земледелию состояла их вера в богов и духов, которые покровительствуют земледельческим работам.

Появление астральных культов вызывалась стремлением индейцев дать объяснение взаимосвязи периодичности засушливых и дождливых периодов, созревание урожая с расположением небесных светил.

Поражает драматизм, сконцентрированный в пророчестве майя о конкисту, в котором говорится о приходе белых людей с рыжими бородами как посланцев белого бога, детей Солнца. Они придут с Востока, "огонь будет вспыхивать на концах их рук" (огнестрельное оружие), они принесут разврат, будут накапливать много камней и бревен, сажать в тюрьмы, вешать на веревках владык, их учение только о грехе.

Мифологические сюжеты нашли отражение во многих произведениях искусства. Часть мифов была использована европейскими колонизаторами для покорения индейцев.

3.Наукові знания

Становление науки у народов доколумбовой Америки неразрывно связано с историческим процессом их экономического, культурного и общественно-политического развития. Отдельные народы, которые населяли эту территорию, в глубокой древности достигли значительных успехов в развитии ряда отраслей знаний: техника выращивания и селекции многих сельскохозяйственных культур с использованием орошения и природных удобрений, изобретение системы счета и письменности, календаря; строительство крупных культовых и оборонных сооружений, прокладка мощеных дорог, создание ирригационных систем, добыча и выплавка металлов, ювелирное дело, судостроение (пироги, каноэ), изготовление канатных и текстильных волокон, ткачество и другие ремесла.

В процессе многовекового развития доколумбовой Америки индейскими народами были накоплены богатые знания особенно по астрономии и математики, медицины, разнообразные практические сведения по строительной техники, кузнечного дела и сварки металлов, географии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и др. Развитие этих знаний был тесно связан с религиозным культом.

Календарные системы летоисчисления были самыми точными из всех, созданных древними цивилизациями.

Система летосчисления у древних майя основывалась на математических расчетах и астрономических наблюдениях, которые получили воплощение в оригинальном календаре. Календарь майя возник, главным образом, из потребностей сельского хозяйства. Позже он приобрел таинственного мистического характера, превратившись в основу религиозного культа майя. О его точность могут свидетельствовать следующие сведения: продолжительность года, по современным данным, составляет 365,2422 дней; древний юлианский год - 365,2510 дней; современный грегорианский год - 365,2425 дней; год майя - 365,2420 дней. У майя из города Копана синодический месяц - период времени между одинаковыми фазами луны, - составлял 29,53020 дня, а из города Паленке - 29,53086 дня. По современным данным, эта величина составляет 29,53059 дня, т.е. лежит между величинами, определенными из Копана и Паленке. Как видим, древние жители Центральной Америки пользовались календарем, точностью адекватным современному.

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней - виналь; 18 віналей - тун; тун равнялся 360 кінам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялось 5 дней - майєб (неблагоприятные, несчастливые). Считалось, что в эту 5-денку "умирает год", в эти дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

Тун не был последней единицей времени в календаре майя. При увеличении в 20 раз начинали формироваться циклы: 20 тунов - катун; 20 катунов - бактун; 20 бактунов - піктун; 20 піктунів - калабтун; 20 калабтунів - кінчильтун и т.д.

Самый большой цикл - алаутун составлял 23040000000 дней или кінів (солнц). то есть 63 081 429 лет, что составляет около трети галактического года - времени, за который Солнце вращается вокруг центра нашей галактики. Это самый большой период, который зафиксирован в системах отсчета времени нашей цивилизации (человечества). Его происхождение неизвестно.

Все даты имеют единую точку отсчета. Ее мы назвали бы "год Первый", с которого начинается отсчет времени майя. По нашей хронологии, он приходится на 7 сентября 3113 г. до н.э., или же, согласно другой системы корреляции, на 13 октября 3373 г. до н.э. Эти даты близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 г. до н.э.

Майя умело совмещали 2 календари: хааб - солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкін - религиозный, из 260 дней. При таком сочетании цикл состоял из 18890 дней (52 года), лишь по завершении которого название и цифра дня снова совпадали с тем же названием месяца. Это так, если бы 15 ноября непременно приходилось каждый раз на четверг.

Подобный календарь был и у ацтеков. Различные календарные системы существовали и у других народов Древней Америки.

Такое значительное развитие астрономической науки не стал бы возможным без идеально разработанной системы счета. Майя создали 20-тиричну систему счета от 0 до 19, которая позволяла записать бесконечное множество величин и осуществлять сложные подсчеты.

Глубокими были и медицинские знания, особенно в области зуболікування и хирургии, которые во многом превосходили знания европейских врачей той эпохи. С помощью тогдашнего хирургического инструментария проводились сложные операции вплоть до трепанации черепа. Индейская фармакопея использовала хину, кокаин, сок папайи и др.

В государствах майя, ацтеков, инков существовали относительно развитые правовые системы, которые основывались на кодексах законов. Философские представления о мире и месте человека в нем были составной частью духовной культуры. В философских учениях встречается идея о четырех первоэлементы (огонь, вода, земля, ветер) и понятие борьбы как причины космических изменений.

Таким образом, некоторые из народов, населявших Древнюю Америку, достигли значительных успехов в развитии ряда отраслей знания в доколумбовий период.

4. Письменность и литература

Одним из важных результатов процесса культурного развития было формирование различных систем письменности у некоторых народов доколумбовой Америки.

Интересным образцом примитивной "письменности" в области Анд было "узелковое письмо" - кипу, которое представляет собой шворку или палку с привязанными к ним отводными разноцветными (цвета придавалось символическое значение) шнурками, на которых на разном расстоянии друг от друга завязывались узелки. Иногда в узелке закреплялся какой-нибудь предмет (кусочек дерева, камень, зерно и т.д). В Тауантинсуйу было значительное число профессиональных кіпукамайок ("мастеров кипу"). По мнению одних ученых, кипу представляло собой чисто мнемоническое приспособление, по мнению других - своеобразную форму письма. По наиболее спорной концепцией, кипу содержит тексты хроник, законов и политических произведений. Существует предположение, что кипу служило атрибутом погребального ритуала.

Нечто подобное встречаем и в Северной Америке у ирокезов - их “писание”, которое называлось “вампум”, - это лента, или поясок из нитей, на которые нанизаны цветные ракушки, различные по форме и размеру. Случалось, что вампум насчитывал по 6-7 тысяч ракушек. Нанизанные на нити ракушки образовывали замысловатые узоры определенного содержания.

Письменность ацтеков и народов куна представляет собой пиктографическое (малюнкове) письмо с элементами ієрогліфики. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли располагаться и горизонтально, и вертикально. Впервые письменность народов куна открыта и изучена норвежским этнографом Е.Нордельшельдом. Піктографічним письмом записаны легенды, книги рецептов народной медицины.

Система письменности у народов древней Мексики сложилась во II-V вв. н.э. в ольмеке. Она представляет собой сочетание элементов пиктографического и слогового письма. Непременным спутником записи был рисунок. Семантическое значение имели цвет и расположение знаков.

Найдовершенішою системой письменности в древней Америке было иероглифическое письмо майя. В нем употреблялись фонетические знаки (алфавитные и слоговые), идеографические (целые слова) и ключевые (поясняющие значение слов, но такие, которые не читаются). Всего выявлено около 300 знаков. Язык иероглифических текстов значительно отличается от живого языка с произношением, словарем, грамматикой. Иероглифические тексты и надписи майя до сих пор полностью не переведены. Первые попытки расшифровать письменность майя относятся к середине XIX в. В середине 1950-х годов большой вклад в дешифровку письменности майя внес советский ученый Ю.В. Кнорозов, родом с Харьковщины.

С возникновением письменности был тесно связан развитие литературы. Литературное творчество индейцев древней Америки в художественной форме отражала важнейшие черты жизни индейских племен. Древним жанром литературы были трудовые (охотничьи, рыбацкие), обрядовые, а также военные песни, которые включали обращение к богам о помощи в достижении победы, победные песни, плачи по погибшим воинам. Широкое распространение получил жанр сказки - волшебной, бытовой, о животных и т.д. В некоторых индейских народов существовал эпос. К литературным памятникам относятся "Анналы какчікелей", "Родословная владык Тотонікапакана", пророческая книга "Чілам-Болтай", сакральный эпос индейцев киче “Пополь-Вух” ("Книга Советов") и др. Большим вкладом в сокровищницу мировой культуры является драма на языке кечуа "Апу-Ольянтай". Одним из крупнейших поэтов Древней Америки был Несуалькойотль. Лейтмотивом его произведений, которые дошли до нас размышления о неустойчивости человеческого существования, идеи о непрерывности движения и об относительности покоя, утверждение вечности прекрасного. До наших дней дошли также 4 рукописи майя и значительное количество надписей на камнях в руинах городов.

Книги представляли собой полосу бумаги, изготовленную из растительного волокна (часто использовался луб фикуса) и натуральной клейкого вещества. Обе стороны полосы покрывались белым налетом. Иероглифические знаки выводились кисточкой, как чернила использовался сок растений или плодов. Бумажная полоса складывалась гармошкой и обрамлялася обложкой из дерева или кожи.

Большое количество рукописей была уничтожена в эпоху конкисты.

Обучение письменности осуществлялось в специальных школах. У ацтеков было два вида школ: тельпочкаллі и кальмекак. Первые предназначались для простых детей из народа, вторые - для одаренных детей, которые закончили тельпочкаллі, и детей знати. Школы для простых детей готовили прежде всего воинов, поэтому основное внимание здесь уделялось физическому воспитанию и спорту. Школы для знати готовили интеллектуальную и административную верхушку общества (жрецов, астрологов, математиков, писарей, судей), поэтому здесь выкладывались вершины наук - история, философия, право.

Основная часть литературных памятников, что сохранились, и письменных источников индейцев доколумбовой Америки еще ждут своих исследователей и дешифрувальників.

5. Архитектура и изобразительное искусство

Искусство доколумбовой Америки получило наиболее полное выражение в монументальной архитектуре, которая развивалась на территории современной Мексики и в Центральной Америке. Архитектура обеих этих областей имела много общих черт, обусловленных сходством экономических, социальных и религиозных институтов, сходством природных условий.

Архитектура и градостроительство древней Америки характеризуются устойчивостью типов, замедленной эволюцией композиционных, декоративных и технических приемов. Ведущим типом были культовые комплексы, которые включают ступенчатые пирамиды с храмом или алтарем на верхней площадке, храм, дворцовые сооружения для жрецов и знати, дворцы для праздников, "стадионы" для ритуальной спортивной игры, "обсерватории" для астрономических наблюдений, а также разнообразные инженерные и оборонительные сооружения. Здания ставились на искусственных земляных платформах, состояли из сырцового кирпича (адобів), различных видов камня, с использованием примитивного бетона и различной декоративной облицовки. Каменная кладка велась на глиняном растворе или по-сухому, с применением шипов и металлических креплений. Камень обрабатывался каменными или бронзовыми орудиями и транспортировался без помощи колес. Перекрытия в виде фальш-свод (с постепенным напуском рядов каменной кладки) или деревянные обеспечивали создание очень ограниченных внутренних пространств по сравнению с внешней массой сооружения и толщиной стен. Часто здание делилось на два узких помещения продольной стеной, иногда применялись квадратные или круглые столбы и даже атланты - столбы в виде статуй воинов. В композиции использовались простые геометрические формы, статические, симметричные решения. Традиционным было широкое применение орнаментики, скульптуры и живописи. Планирование комплексов и городов имело регулярный характер, ориентировались, конечно, по сторонам света. Крупные города имели мощеные улицы, наружный водопровод, оборонительные сооружения.

На территории Мексики среди древних культур важное значение имела теотіуаканська "культура пирамид". В священном городе Теотиуакане, спланированном с учетом математических и астрономических знаний, находились ступенчатая Пирамида Солнца и Пирамида Луны, Храм Кетцалькоатля", декорированный головами пернатых змей.

Наибольшей популярностью пользуется архитектура майя, которая в классический период создала на территории современных Мексики, Гондураса, Гватемалы величественные ансамбли Паленке, Тикаль, Копан и др. В архитектуре майя особое значение приобретают внутренние пространства, а фасады и внутренние стены украшаются росписями, алебастровыми рельефами и рельефными иероглифическими текстами.

В Южной Америке архитектура развивалась вдоль узкой прибрежной полосы на западе и в районе Центральных Анд. Здесь она отличалась вниманием к утилитарной стороны застройки и распространением инженерных сооружений: мощеных дорог, мостов, крепостей, плотин, водохранилищ, каналов, гаваней, акведуков. Каменная кладка из полигональных (в ранних сооружениях) и горизонтальных блоков гигантской величины, позже из тесаного камня правильной формы была доказана в горных районах до виртуозности; в кладке использовались бронзовые скріплювальні элементы. Широко применялся сырцовый кирпич. Кровля делалась из камыша и соломы. Рельефы и росписи в отделке использовались меньше, чем на территории Мексики. Важнейшие здания украшались фризами из золотых пластин. Архитектура Южной Америки отличалась грандиозностью масштабов, простотой крупных форм и деталей, суровостью вида. Ее основными центрами были Чан-Чан, Пачакамак, Тиауанако, Куско (столица империи инков); важную роль играли города-крепости Парамонга, Мачу-Пикчу, Саксауаман и др.

Поражает своим богатством Кориканча (храм Солнца) - важнейшее святилище инков, которое состояло из ансамбля каменных зданий, окруженных стеной. В главном помещении храма находился алтарь, расположенный против двери так, чтобы золотая фигура божества и золотые пластины на стенах сверкали в лучах утреннего солнца. Рядом с храмом располагались святилища Луны, грома, звезд, радуги-радуги. К нему примыкали помещения для жрецов, слуг и так называемый Золотой сад с золотыми и серебряными изображениями растений, птиц, животных и людей. Искусно строили индейцы и висячие мосты, сплетенные из лиан, которые через столетия натолкнули архитекторов на идею использовать аналогичные металлические конструкции.

Древнее искусство индейцев отражает мир как активное взаимодействие двух начал: жизни и смерти. Искусство расписной и фигурной керамики, глиняной скульптуры, каменных изваяний и наскальных росписей отражало стихию первобытных, сказочно-фантастических образов, которые сливались с религиозной символикой и суровой сути человеческого бытия.

В статуэтках, а также в фигурные и расписных сосудах воспроизводились человеческие типы во всем их многообразии, включая бытовые, комические и патологические мотивы; изображением животных также предоставлялась яркая жизненная выразительность.

Искусство индейских народов развивалось неравномерно. Нередко пришельцы вытесняли носителей более высокой художественной культуры. Так, на территории Мексики древнейшим было искусство ольмеков (I тысячелетие до н.э.), чьи погребальные маски и огромные каменные головы (до 13 тонн) поражают свободой пластики, характерностью передачи этнического типа и человечностью. В течение примерно двух с половиной тысячелетий процветало богатое искусство майя, что создало жизненно выразительные произведения мелкой пластики, поразительный по декоративной фантазией орнамент, развитые и сложные композиции историко-бытового и ритуального значения, в ювелирных по мастерству выполнения каменных рельефах. Искусство ацтеков отличалось керамикой, изделиями из драгоценных камней и металлов, узорним ткачеством, изделиями из перьев, монументальное творчество было проникнуто религиозными идеями.

Важное значение имела музыка - неотъемлемый элемент культовых обрядов и церемоний. В развитых племен существовала дифференциация музыки на "народную" и "придворную", существовали специальные школы подготовки профессиональных музыкантов. Музыкальный инструментарий включал большое количество разнообразных духовых и ударных инструментов, струнных был самый простой монохорд - музыкальный лук.

В обрядах и ритуальных действиях содержались элементы театрализации, были построены большие амфитеатры, созданы произведения драматургии, такие как "Апу-Ольянтай" на языке кечуа, драма "Рабиналь-Ачи”.

К XVI в. народы доколумбовой Америки освоили огромные пространства континента, достигли значительных успехов в интенсивном земледелии, знали много ремесел, владели строительной техникой, достигли успехов в мореходстве, астрономии, медицине, в изобразительном искусстве и литературе. Благодаря индейским народам в практике мирового земледелия вошли кукуруза, картофель, фасоль, помидоры, тыква, какао, ананас, подсолнечник, арахис, ваниль. Ими был открыт каучук. От индейцев Европа получила лекарства от малярии - хину. Значительных успехов достигло древнее искусство народов Америки. Несмотря на значительное отставание культурного процесса во времени от культурного развития народов Евразии, много достижений индейцев существенно повлияли на культуру и искусство последующих поколений.

V. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
8. VI. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ
9. X. КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В XX СТОЛЕТИИ
10. I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
11. III. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII - Xv вв.)



Реферат на тему

Цивилизации Доколумбовой Америки


ПЛАН

1. Первые американские народы

2. Племена Майя – феномен общественного и экономического развития

3. Цивилизация инков

3. Ацтеки на американском континенте

Литература


1. Первые американские народы

В сравнении с давно изучаемыми цивилизациями Древнего Востока, Эллады и Рима история древних культур Америки известна в гораздо меньшей степени. Порой культуры Америки объявляются не развившимися до уровня цивилизации, так как им не были свойственны агротехника искусственного орошения, металлургические технологии, средства сухопутной и морской коммуникации, не были известны колесо и парус, отсутствовала развитая силлабо-тоническая письменность, не сформировалось научное знание.

Действительно, культуры Америки отличались значительным своеобразием, они развивались в иной естественно-географической среде. Главной зерновой культурой был маис, разведение которого не требовало значительных трудовых затрат. На уровне мотыжной технологии обработки земли, почти не претерпевшей изменений на протяжении тысячелетий, достигался урожай сам – 500, немыслимый в Африке или Азии. Голод и недоедание, приводившие к эпидемиям и смертности в Старом Свете, в Америке отсутствовали, преодолевались маисовой жвачкой. Из крупных домашних животных жителям Америки была известна лишь лама, которая не давала молока, не могла использоваться для езды верхом, для транспортировки грузов. Поэтому Америка не знала всаднического войска и соответствующего привилегированного сословия.

Говоря о длительном доминировании каменных орудий труда и войны, о медленном развитии металлургии, так и не достигшей обработки железа, нужно отметить, что в Андах и Кордельерах имелись уникальные месторождения, где металлы находились в расплавленном состоянии, что не требовало изобретения и создания сложных плавильных печей. Ограниченность культурного пространства, отсутствие внутриконтинентальных морей не создали стимула к развитию сухопутных и морских средств коммуникации.

Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская. Ольмеки населяли область Табаско на территории нынешней Мексики. Уже во II тыс. до н.э. они знали развитое земледелие, строили поселения. До совершенства была доведена технология обработки камня. Сохранились ольмекские алтари, вырубленные в скалах; остались гигантские каменные головы «негроидного» типа, оставившие ученых в недоумении; дошла до наших дней ольмекская фресковая живопись. Ольмеки первыми из американских племен стали использовать знаки для записи цифр, создали идеографическое письмо, календарь. Они отличались редкими познаниями в астрономии, гомеопатии. Именно ольмеки открыли игру в мяч, отчасти напоминавшую баскетбол; мяч забрасывался в кольцо, но не руками, а телом – плечами, бедрами, ягодицами; игроки надевали маски и нагрудники. Это была ритуальная игра, связанная с культом плодородия; побежденному отрезалась голова. Ольмеки, в отличие от других племен, использовали накладные бороды, практиковали деформацию черепа, бритье головы, подпиливание зубов. У них был распространен культ ягуара. Во главе общества стояли жрецы-астрологи.

Остается загадкой культура Теотиуакана. Не известна этническая и языковая принадлежность ее создателей. Это огромный для Америки культовый центр, «Город Богов», площадью 30 квадратных километров. В нем возвышались величественные пирамиды Солнца и Луны; великое множество скульптурных изваяний различных богов. Главным богом был Кецалькоатль в образе Пернатого Змея. На вершине храма Солнца находился самый величественный фетиш солнечного светила – круглый монолит весом 25 тонн и диаметром 3,5 метра, который считают календарем. В IV-V в. культура Теотиуакана достигла наибольшего расцвета, а в VII в. «Город Богов» был заброшен, и причины его запустения остаются неизвестными.

2. Племена Майя – феномен общественного и экономического развития

Первой значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя принадлежали к майяской языковой семье, они занимали большую часть территории нынешней Мексики. Уже к VIII в. майя создали сильное централизованное государство. Его столицей был город Майяпан, окруженный мощной стеной, протяженностью 8 километров. В городе находилось 4 тысячи построек, проживало 12 тысяч жителей.

Во главе государства стоял халач-виник («настоящий человек») или ахав («господин»). Его власть была наследственной. Существовал государственный совет – ах куч каб, в который входили жрецы и сановники. Ближайшими помощниками правителя были чилам – прорицатель, которого носили на плечах, и наком – отвечавший за жертвоприношения. Государство делилось на провинции, во главе которых стояли батабы, родственники правителя; они обладали гражданскими, военными и судебными полномочиями. Батабам в провинциях подчинялись «народные дома» (паполна), мастера пения (ах холькооб). Основой власти халач-виника и батабов была многочисленная наемная армия. Воины (хольканы) получали вознаграждение. Главнокомандующий, также носивший титул наком, должен был придерживаться правил строгой аскезы, воздерживаться от интимного общения с женщинами, которое, считалось, ослабляло воинственность.

Майяское право отличалось жестокостью. Большинство преступлений наказывалось смертью. Смертная казнь назначалась за богохульство, оскорбление достоинства правителя; за супружескую неверность налагалась самая жестокая казнь: оскорбителя чести мужа поражали стрелами, раздавливали голову камнем, вытаскивали кишки через пупок; неверную жену также казнили, хотя муж мог ее помиловать, и тогда она подвергалась общественному позору. Изнасилование каралось смертью, если до суда насильник не женился на жертве. За содомию сжигались, что считалось самым тяжким наказанием, лишавшим надежды на обретение вечной жизни. Практиковались бесчестящие наказания. Скажем, сановники и чиновники за должностные преступления подвергались татуировке, которой покрывались обе щеки от подбородка до лба. За воровство обращали в рабство, длительность которого определялась величиной ущерба. Существовал запрет на браки между лицами одного тотема, одной фамилии.

Общество майя было весьма дифференцированным. Высшее положение занимали альмехенооб (“те у кого есть отец и мать”), знать. Вслед за ними стояли ахкинооб (“дети солнца”), жрецы, являвшиеся хранителями знаний, хронологии, календаря, исторической памяти и ритуалов. Основную массу населения составляли ах чембаль виникооб (“низшие”), лемба виникооб (“трудящиеся”), и ялба виникооб, (“простолюдины”); они были лично свободными, пользовались землями, но не могли самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией. Самое низшее положение майяского общества занимали пентакооб, рабы; источниками их пополнения были пленники, должники, преступники. Они же предназначались для многочисленных жертвоприношений по случаю смерти господина, начальника или правителя, а также по различным иным случаям.

Основой экономики являлось земледелие. Единственным орудием обработки земли оставалась мотыга. Была не известна частная собственность. Вся земля считалась принадлежавшей богу Солнца, от имени которого ею распоряжался халач-виник. Не существовало денег, практиковался простой продуктообмен. Весь произведенный продукт хранился в государственных амбарах и выдавался чиновниками по строго установленным стандартам потребления, соответствовавшим положению в обществе. Это дало повод называть майяскую экономику “социалистической”.

Помимо земледелия, у майя развивались ремесло и торговля, центрами которых выступали города, в особенности портовые.

Несмотря на то, что майя научились обрабатывать медь, золото и серебро сравнительно поздно – в VIII-X в., у них была достаточно развита техника. Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п. Майя принадлежит приоритет в создании каменного свода, что позволило им строить величественные, ступенчатые пирамиды. Они оставили тысячи пирамид, сотни культовых центров, обсерватории, площадки для игры в мяч, предшественницы современного футбола, театральные площадки и др. Самым выдающимся памятниками майяской культуры являются Чичен-Ица, Паленка, Майяпан. К X в. майя освоили технологии ковки, литья, сварки, чеканки мягких металлов – меди, золота и серебра. Им была знакома технология золочения. Особую известность получили золотые диски майя, являвшиеся фетишами Солнца.

Майя знали технологию производства бумаги из древесной коры. Они создали иероглифическое письмо, насчитывавшее несколько сотен знаков. Расшифровку майяской иероглифики предложил Ю. Кнорозов, однако до сих пор чтение майяских кодексов представляет большую трудность.

Майя пользовались двадцатиричной системой счета, заимствованной у ольмеков; они знали число «ноль». Майя разработали совершенный календарь, в котором учитывались циклы Солнца, Луны и Венеры. Календарь майя включал в себя 365,2420 суток, что превосходит по точности современный европейский календарь; расхождение с астрономическим годом составляло 1 сутки за 10000 лет. Майя определяли период движения Луны в 29,53086 суток, делая ошибку на 0,00025. Майяские астрономы знали и другие планеты, зодиак, рассчитывали их синодические обороты.

Яркой достопримечательностью майяской культуры является театр. Сохранились театральные площадки, окруженные рядами для зрителей. Такова например, «Платформа Луны». Руководил театром ах-куч-цублаль. Ставились комедии, фарсы; пользовались успехом выступления хоров и иллюзионистов.

Майя являются одним из немногих древних народов Америки, оставившим богатую литературу. Самым выдающимся памятником литературы является «Пополь – Вух». Сохранились «Анналы Какчинелей».