Конспект ноод в подготовительной группе. тема "русские богатыри"

Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет "Былинные богатыри - защитники земли русской"

Аннотация:
Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект "Россия - путешествие в прошлое", где охватывается темы истории, традиции и культуры России:
«История возникновения Руси», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Великие князья Руси», «Петр Великий», «Полководцы и герои», «Быт и уклад жизни наших предков», «Народные традиции и промыслы», «Герои Великой отечественной войны»
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.
Представляю вашему вниманию итоговое мероприятие по теме месяца "Былинные богатыри - защитники земли русской".
Возраст детей: 6-7 лет.
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне.
3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.
Предварительная работа.
1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.
5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
6. Книжная выставка:
"Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007
О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.
7. Дидактические игры
Альбом «Былинные богатыри»
Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"
Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»
Презентация - викторина "Богатыри земли русской"
8. Активизация словаря:
Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.
9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.
10. Оформление «Мини-Музея»:
Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
родовое дерево дуб (нарисованное);
панно «Русские богатыри»;
рисунки детей, аппликации.
11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.
Материалы и оборудование : Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

Конспект "Былинные богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель . Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?


Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.


Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Выходит девочка в русском национальном костюме.

Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Дети здороваются.
Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)
Воспитатель: Ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:
Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем
Он украл забаву
Потащил в дубраву
(Змей Горыныч)
-Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?
Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) .
Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…
Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей).
Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?


Дети: Это богатыри…
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.
Беседа о Богатыре – Стихии.
Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?
Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.
Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?
Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.
Воспитатель : Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
Отвечают дети, с заранее выученным текстом
1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
Воспитатель : С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.
Воспитатель : Чему научил Святогор Илью Муромца?
Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.
Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?
Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.
Воспитатель : Куда же исчезли богатыри – великаны?
Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.
Воспитатель : На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.
А сейчас представим, что мы богатыри
Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)
Беседа о Богатыре – Человеке.
Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.
Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?
Дети: Из былин, сказок.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Дети: Сказитель.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.
Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .
3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?
Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»
Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.
Физминутка
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Воспитатель:
-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»


Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..


Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?
Дети:
- А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?


Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.
Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.
Воспитатель : Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?
Дети:
Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».
Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,
И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)
Воспитатель : А какие пословицы говорят о силе и смелости?
Дети:
- Головою думай, а силой борись.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай – а товарища выручай
- Жить - Родине служить.
- Своя земля и в горсти мила.
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.
а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

План конспект в подготовительной группе « Богатыри земли Русской»

Задачи:

- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

- формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».

Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование :

Иллюстрации богатырей, элементы одежды, оружия; изображения соловья разбойника, тугарина змея, змея горыныча, кощея бессмертного; дуба памятника Илье Мурамцу; сказателей; музыкального инструмента- гусли

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель : «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.

А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки….раз, два,три….

Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки..

Воспитатель:

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавне на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения.

Мы тоже знаем стихотворения, кто расскажет?

Чтение стихотворения о богатыре (читает ребенок) Силен, как вольный ветер Могуч, как ураган, Он защищает землю! От злобных басурман! Он силой доброго богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

А как вы думаете. что такое былина?

Кто их рассказывал эти былины?

Под какой музыкальный инструмент?

2. Беседа о богатырях

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель : Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

3.Рассматривание картины Васнецова

Воспитатель :

Давайте внимательно рассмотрим картину.

В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Богатырь справа - самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ )

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Как называется эта картина?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

4. Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети : Святогор, Никита Кожемяка,

Чем отличается Святогор от других богатырей?

С кем он поделился своей силой?

В городе Муроме, есть памятник богатырю- илье мурамцу!

На доске появляется дуб.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети : Дуб.

Воспитатель : Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.

6.Игра «Да- нет »

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

7.Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

- Какие вы знаете пословицы?

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

9. Подведение итогов

Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки,раз, два три…и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.

О ком мы сегодня узнали?

Что нового узнали?

Чтение стихотворения.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую! Не затмить им солнце красное! Век стоит Русь - не шатается. И века простоит не шелохнется! А преданья старины Забывать мы не должны Слава русской стороне! Слава русской старине!

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

детский сад « Солнышко»

Конспект занятия НОД на тему:

« Богатыри зели Русской»

Подготовила:

Логинова А.С.

Шваб Ольга Леовна,

воспитатель первой квалификационной категории;

Яковлева Светлана Геннадьевна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МАДОУ детский сад № 169 города Тюмени

Программное содержание :

Область «Познавательное развитие»: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструированию, закреплять умение детей создавать высотные конструкции;

закреплять представления о строительных деталях, их свойствах; упражнять детей в совместном строительстве;

развивать способность детей к самостоятельному анализу.

Область «Развитие речи»: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Область «Физическое развитие»:

воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий:

совершенствовать качества в разнообразных формах двигательной деятельности;

развивать физические качества детей ловкость, быстроту, силу;

продолжать знакомить детей с разнообразными играми – эстафетами; развивать чувство ответственности за свою команду;

продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

оказывать тренировочный эффект на сердечно – сосудистую и дыхательную системы;

приобщение детей к правилам безопасного поведения для окружающих во время двигательной активности.

Область «Художественно – эстетическое развитие»: развивать у детей эмоциональное восприятие музыки;

согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.

Область «Социально-коммуникативное развитие»: побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Михайло Данилович», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».

Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование :

Проектор со слайдами; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой; камень; желудь, шлем; мягкий конструктор; кегли, мячи, обручи, шнуры, лошади; доска.

Ход занятия:

Дети входят в зал и осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель : «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! А теперь повернитесь к экрану».

На экране появляется 1 слайд - карта России.

Воспитатель:

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель : Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

На экране появляется 2 слайд – картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

– Кто изображен на картине?

– Какой богатырь самый могучий?

– Какой самый мечтательный?

– Кто держит меч?

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

На экране появляется 3 слайд – изображение оружия богатырей. А затем появляется снова 2 слайд.

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняют богатыри?

– Для чего нужен был верный конь?

– Как можно назвать эту картину?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

На экране появляется 4 слайд – д/и «Соедини картинки».

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети : Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна.

На экране появляется несколько слайдов - портреты богатырей; а затем – дуб.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети : Дуб.

Воспитатель : Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий и опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. И я предлагаю вам сейчас провести разминку перед дорогой.

Разминка под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Прямо пойдешь,

На заставу к богатырям попадешь!

Направо пойдешь,

Честь и славу найдешь!

Налево пойдешь,

Коня найдешь!

Воспитатель: Я предлагаю вам пойти прямо на заставу к богатырям.

Игровое упражнение «Построй крепость».

Дети делятся на две команды, строятся перед шнуром и по команде все бегут к мягкому конструктору. Построив, заставу (крепость) дети все вместе возвращаются назад.

Воспитатель : Молодцы, дети. Вы построили крепкие заставы (крепости). Но на нашу землю прилетел Змей Горыныч и нам, предстоит, с ним в бою сразится.

Игровое упражнение «Сруби змею голову».

Перед заставой выставляются кегли по количеству детей в каждой команде. Между кеглями и детьми выкладывается второй шнур, возле него обруч, в котором лежат мячи. Первый ребенок по сигналу бежит к обручу, берет мяч и бросает его, целясь в кеглю. Затем возвращается назад, передает следующему ребенку пас.

Воспитатель: А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей; ведь они не только сильные и отважные, но и умные.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Д/и «Реши кроссворд».


Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей, а отгадки мы впишем в этот кроссворд.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ )

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь мы с вами пойдем налево и найдем коня.

П/и «Смелые наездники».


Команды строятся в колонны за линиями старта. Затем каждой из команд дается игрушка – лошадка на палке разной масти. Расстояние между командами 4 – 5 метров. Посередине между первой и второй линиями старта обозначается линией «место встречи игроков». По сигналу ведущего первые игроки обеих команд начинают движение навстречу друг другу, передвигаясь прямым галопом, зажав «лошадку» между коленей. Около «места встречи игроков» дети меняются игрушками – лошадками и продолжают движение в первоначальном направлении. Добравшись до противоположной линии старта, игроки передают игрушки – лошадки вторым игрокам обеих команд. Следующие игроки выполняют аналогичные действия. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами за противоположными линиями старта.

Воспитатель : Какие у нас быстрые и ловкие всадники. А наши наездники умеют быть внимательными? Сейчас узнаем.

М – п игра «Найди заводилу» .

Фото 4

Дети строятся в круг, считалкой выбирается водящий. На его голову надевается шлем богатыря. Затем дети идут по кругу, «заводила» показывает движения, все за ним повторяют, водящий должен угадать кто «заводила». Угадав, меняется местами с «заводилой», выбирается новый «заводила» и игра продолжается дальше.

Воспитатель : Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, умными. А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину. Мы поздравляем еще раз всех с Днем защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!

Выкатывается желудь.

Воспитател ь: Дети, посмотрите, вы знаете что это? Правильно, это желудь. А он волшебный. Давайте мы его откроем и посмотрим, что же у него внутри - это подарок от нашего дуба; рисунок богатыря - его доспехи вы можете раскрасить.

Дети прощаются и уходят в группу.

Литература : В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005;

Т. А. Шорыгина «Наша Родина - Россия» - М.: Сфера, 2011;

Ю. А. Кириллова «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги». СПб: Детство – Пресс,2012;

О.Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010;

Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2000;

Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории». Смоленск: Русич, 2000.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.



Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.


Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.


Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.


Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.


Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.


ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.


Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»


А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне

Вера Склярова
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской »

Воспитатель : Склярова В. П.

Цель :

* Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях .

Задачи :

*Развивать интерес к истории культуры Родины; воспитывать уважение к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря па теме

*Учить составлять описательный рассказ на заданную тему;

*Развивать внимание, память, сообразительность

*Учить отвечать на поставленные вопросы связанно и последовательно;

*Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего народа;

Интеграция образовательных областей :

Познавательное, развитие речи, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное

Виды деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, двигательная, самообслуживание.

Предварительная работа : чтение былин о богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник» , «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Алёша Попович и Тугарин Змей» , «Никита Кожемяка» , «Исцеление Ильи Муромца» , «На заставе богатырской » , проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу » , изодеятельность «Богатыри » , «Щит и меч» , просмотр мультфильмов по теме.

Ход занятия:

Воспитатель :

Сегодня к нам пришли много гостей, пожелайте им здоровья. А сейчас я вам предлагаю послушать внимательно стихотворение Феодосия Савинова и сказать о чём оно.

«Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье ,

Это русская земля !

Вижу горы – и долины,

Вижу реки и моря -

Это русские картины ,

Это Родина моя!

Воспитатель :

О чём стихотворение? Как называется страна в которой мы живём? (Ответы детей) .

Много чудесных стран на Земле , везде живут люди, но Россия, самая большая, богатая и необыкновенная страна.

Воспитатель :

Дети :

Потому, что здесь много городов, рек и морей.

Воспитатель :

Как ещё, мы можем назвать нашу Родину?

Дети :

Россия, Отчизна, Отечество.

Воспитатель :

Правильно. Произнесите эти слова с любовью и гордостью.

Давайте вспомним пословицы и поговорки про Родину.

Максим Дуров : Родина – мать умей за неё постоять

Алёна : Человек без Родины, что соловей без песни.

Полина Грязнова : За родной край и жизнь отдай.

Тимофей Кобыльский : Родина любимая, что мать родимая.

Настя : Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

Воспитатель :

Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может . Это святое дело защитников нашей земли русской .

Воспитатель :-

Кто охраняет мирный труд людей, нас с вами, нашу страну?

Дети :

Наша Армия.

Воспитатель :

Кто служит в армии?

Дети :

Солдаты, офицеры.

Воспитатель :

Как по-другому можно их назвать?

Дети :

Защитники Отечества.

Воспитатель :

Кто охраняет границы нашей Родины? (моряки, лётчики,танкисты,пограничники)

А сейчас послушайте отрывок из песни и скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину? (Прослушивание отрывка из песни и ответы детей) «Богатырская наша сила »

Воспитатель :

Да, богатыри . Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями . О них слагали былины.

А что такое былина?

Дети :

Правда, о том, что было раньше.

Воспитатель :

Ребята, богатырями называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину

Воспитатель :

А вы хотите стать богатырями ? (ответы детей)

Давайте, удобнее встанем. И представим, что мы богатыри .

Физкультминутка.

Дружно встали 1-2-3

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Ноги шире, руки в бок

Защищать пойдем народ.

Воспитатель : Ой, у нас в группе так много богатырей . А сейчас ребята, давайте обратим внимание на знакомую репродукцию картины. Кто написал эту картину?

Дети : Васнецов.

Воспитатель : Как называется эта картина?

Дети : Три богатыря .

Воспитатель : Кому посвящается эта картина?

Дети : Русским богатырям .

(Рассматривание картины)

Воспитатель : Вам нравится эта картина? Какой пейзаж окружает богатырей ?

Дети : Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Воспитатель : Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети :Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель : Что делают в поле богатыри ?

Дети : Смотрят вдаль. Нет ли там впереди опасности или врагов.

Воспитатель : Кто из богатырей вам больше нравится ?

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. Он хорошо вооружён : с правой руки у него свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке у него щит и длинное копьё.

Воспитатель : Илья Муромец-крестьянский сын. Он могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Мощь, сила, мудрость чувствуется во всём облике. Одет в железную кольчугу, на голове шлем.

Настя Т.:А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой , а хитростью да ловкостью.

Воспитатель : Алёша Попович-сын попа. Он и воин и гусляр. И песни петь умеет и воевать. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли.

Виталик : Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

Воспитатель : Добрыня Никитич-сын рязанского князя. Добрыня известный и любимый в народе воин. Исскусен в боях, плавании и стрельбе из лука. Одет богато и нарядно .

Лера : А мне все богатыри нравятся . Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель : Чем схожи и чем отличаются богатыри ?

Дети : Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.

Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению

Воспитатель :Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри . Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской , мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель : Давайте вспомним с вами стих о богатыре (Полина Г.)

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат ,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

Воспитатель : Всегда наши богатыри вместе , потому что вместе легче врага победить. Так как вы тоже богатыри , вам предстоит преодолеть трудности на пути : пройти через болото, через глубокий ров, чтобы узнать какие герои пришли к нам в гости.

Д /и (из частей собрать картинки богатырей )

Воспитатель : За вашу смелость, ловкость, быстроту, выносливость богатыри приготовили вам подарки, а какие мы узнаем, отгадав загадки :

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель :

Вот вы и получили воинские доспехи, а теперь я вам предлагаю пройти присесть за столы и раскрасить наших богатырей .

Воспитатель : Ребята, понравилось вам занятие ? О ком мы сегодня говорили (ответы детей) . А теперь станьте в круг и, передавая мяч, назовите какими качествами обладает богатырь (смелый, ловкий,выносливый,сильный,отважный. ,храбрый,бесстрашный,решительный,героический)

Выставка работ.