Управление рисками в государственном управлении. Ермасова Н.Б

Риск - возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск) они делятся на следующие категории:

1. Природно-естественные риски, т.е. связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.

2. Экологические - риски, связанные с загрязнением окружающей среды

3. Политические связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта. К ним относят:

Невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т. п.;

Введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

Неблагоприятное изменение налогового законодательства;

Запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

4. Транспортные - риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д.

5. Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски делятся:

Имущественные - риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической системы и т. п.

Производственные - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т. п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.


Торговые - риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недопоставки и т. п.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств). Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

Инфляция означает обесценение денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег. Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери. Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риски прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование и т. п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски. К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Риски прямых финансовых потерь включают: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства. Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т. п. Селективные риски (лат. Selektio - выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля. Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

В любом инвестировании капитала всегда присутствует риск. Место риска в инвестировании капитала определяется самим существованием и развитием хозяйственного процесса. Риск является обязательным элементом любой экономики. Проявление риска как неотъемлемой части экономического процесса - объективный экономический закон. Существование данного закона обусловлено элементом конечности любого явления, в том числе и хозяйственного процесса. Каждое явление имеет свой конец. Это только в математике существуют бесконечные величины. В объективных же явлениях все ограничено, все элементы имеют свой дефицит. Ограниченность (конечность) материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов вызывает в реальности их дефицит и способствует появлению риска как элемента хозяйственного процесса. Таким образом, инвестирование капитала и риск всегда взаимосвязаны.

Основные направления реформы государственной службы Российской Федерации .

Под реформой государственной службы (ГС) следует понимать осуществление целенаправленных преобразований, результатом которых является постепенное формирование новой системы ГС либо появление у существующей системы новых качеств, черт или существенных признаков.

Основные направления реформы ГС в РФ:

1. Политическое - взаимосвязь органов ГВ с гражданами, понимание и поддержку ими их действий; если ГС не будет способствовать преодолению власти от народа, не будет обеспечивать должное уважение власти, то окажутся напрасными все усилия по ее созданию.

2. Организационное - совершенствование государственного аппарата посредством его структурной модернизации. Обеспечения гласности и публичности деятельности, строгого соблюдения законности, ограничения бюрократизма, коррупции и других негативных явлений.

3. Инновационное - использования достижений науки и мирового опыта, применение современных информационных средств, ибо в противном случае Российское государство может не дожить до его окончания.

4. Экономическое - обоснование и контроль финансовых и иных материальных затрат на различные уровни и виды ГС РФ, определение численности и нормативов издержек по различным государственным должностям.

5. Нормативное - разработка проектов и практическая реализация нормативных правовых актов и методических материалов, обеспечивающих рациональное функционирование ГС РФ.

6. Кадровое - проведение конкурсных отборов и аттестаций государственных служащих, планирование и осуществление их карьеры.

7. Аналитическое - организация и координация научных исследований в области ГС РФ, формирование и использование информационной сети ГС РФ, разработка и освоение критериев рациональности и эффективности ГС РФ, необходима постепенная постоянная информация о том, что происходит в государственном аппарате, как он функционирует, какое оказывает влияние на жизнедеятельность общества.

Решение - центральное звено любого управления. Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии решений.

По области принятия могут быть выделены геополитиче­ские, внешнеполитические, внутриполитические, экономические, финансовые, технологические, конструкторские, эксплуатационные риск-решения. Эти типы решений находятся в системной связи и могут влиять друг на друга. По месту в процессе управления риском могут быть вы­делены решения:

- риск-целеполагания по выбору целей управления риском. Это решения, которые в наименьшей мере могут быть исследованы и формализованы. Формальные методы синтеза целей не разработаны;

- риск-маркетинга по выбору способов (предупредить, снизить, страховать, поглотить) или инструментов (конструктив­ные, технологические, финансовые и т.п) управления риском.

Эти решения допускают формализацию, в частности, использо­вание функционально-логических методов;

- риск-менеджмента по поддержанию баланса в тре­угольнике «люди - ресурсы - цели» в процессе достижения по­ставленных риск-целей при выбранных на этапе риск-маркетинга инструментах управления риском.

Снижение риска возможно:

1) на этапе планирования операции или проектирования образцов - введением дополнительных элементов и мер;

2) на этапе принятия решений - использованием соответ­ствующих критериев оценки эффективности решения, например, критериев Вальда («рассчитывай на худшее») или Седвиджа («рассчитывай на лучшее») или критерия, при котором показатель риска ограничен по величине (при этом альтернативы, не удо­влетворяющие ограничению на риск, не рассматриваются);

3) на этапе выполнения операции и эксплуатации техни­ческих систем - посредством строгого соблюдения и контроля режимов эксплуатации.

В рамках каждого из направлений принимаемые меры бу­дут иметь различное отношение эффективности (снижения веро­ятности недопустимого ущерба) к затратам на их обеспечение. Эти меры связаны с расходами и требуют их увеличения при росте сложности систем, поэтому в определенных условиях эко­номически может оказаться более целесообразно расходовать денежные средства не на предупреждение или снижение рис­ка, а на возмещение возможного ущерба. В последнем случае используют механизм страхования.

Таким образом, если в процессе подготовки решения бу­дет выяснено, что меры по снижению риска малоэффективны и дороги одновременно, то может оказаться экономически более целесообразно застраховать свои действия. При этом ставится задача не предотвращения, а возмещения ущерба.

В соответствии с подходами в менеджменте можно вы­делить риск-решения традиционного, системного, ситуаци­онного, социально-этичногоменеджмента.

По прогнозной эффективности в управлении рисками можно выделить: ординарные, синергические и асинергические варианты решений и систем.

Ординарные варианты риск-решений - это такие ва­рианты решений, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта при управлении риском соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности.

Синергические варианты риск-решений - это варианты решений, при принятии которых эффективность расходования ресурсов при управлении рисками резко возрастает, то есть эффект носит явно выраженный непропорционально воз­растающий характер.

Синергические решения появляются при разработке но­вых безопасных технологий (в сельском хозяйстве – это новые виды удобрений и пищевых добавок), поиске и устранении или защите наиболее уязвимых мест, конструировании оригинальных уст­ройств и др.

Поскольку синергический эффект в управлении рисками в любом случае в конце концов выражают в денежной форме, то синергический эффект технологий, организации труда и т.п. обнаруживается в финансовой сфере.

Асинергическими называют варианты реше­ний, не позволяющие получить нормативный эффект от инве­стированных в управление рисками средств. В числе наиболее частых причин таких решений можно назвать: запаздывание при исполнении решения, отсутствие необходимых ресурсов, отсутствие организации, мотивации, порождаемых решениями конфликтов и др.

По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение риск-решений выделяют системы, работающие в реальном масштаба времени -такие системы, в которых решения принимаются и реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объек­том, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления, принятии кризисных решений. Такое положение наиболее характерно для растениеводческой отрасли сельского хозяйства, в частности, при принятии решений о начале сева и уборки при наличии соответствующих природных условий и ресурсов.

Представляется возможным выделить из решений в ре­альном масштабе времени «кризисные решения». Известен пе­ревод слова «кризис» как «момент принятия решений».

Кризисным решениемназывается решение, прини­маемое в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний.

Управление рисками занимает особое место в инвестици­онных решениях. Причины, обуславливающие необходимость экономических инвестиций, - это обновление материально-тех­нической базы, наращивание объемов производственной дея­тельности, освоение новых видов деятельности. Для россиийского АПК самым актуальным является обновление и увеличение материально-технической базы. По последним статистическим данным оснащенность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевной площади в России в 12-15 раз ниже, чем в западноевропейских странах. Нагрузка на трактора и прочую технику превышает нормативную. Таким образом, существует еще и риск недостатка технических средств для уборки и обработки почвы.

Для управления рисками в процессе инвестиционной дея­тельности часто используется диверсификация- распределение инвестиций, а следовательно и рисков, между несколькими объ­ектами, для которых характерны различные по своей физической природе и времени проявления риски. Возможны пространствен­ная и временная оптимизация распределения инвестиций.

Пространственная оптимизация распределения ин­вестиций- это такая оптимизация, при которой общая сумма финансовых ресурсов на конкретный период ограничена свер­ху. Имеется несколько взаимно независимых инвестиционных проектов, каждый из которых характеризуется различными по своей природе, интенсивности, времени проявления рисками. Временная оптимизация распределения инвестиций- это такая оптимизация, при которой общая сумма финансовых ресурсов, доступная для финансирования в планируемом году, ограничена сверху. Имеется несколько доступных независимых инвестиционных проектов, которые не могут быть реализованы в планируемом году одновременно. Однако в следующем году оставшиеся проекты либо их части могут быть реализованы. Требуется оптимально распределить проекты по годам с уче­том эффективности инвестиций, располагаемых ресурсов, сред­них по времени рисков.

Принятие решения инвестиционного характера, как и лю­бой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализо­ванных методов.

      Типовые алгоритмы риск-решений.

Если проблема хорошо структурирована на основе пред­метной и статистической информации, то возможно применение запрограммированных решений. Тогда методические особен­ности различных типов менеджмента находят отражение при разработке алгоритмов подготовки и принятия риск-решений.

Разработка специальных алгоритмов принятия риск-реше­ний может обеспечить необходимый уровень качества организа­ционных решений, снизить роль субъективных факторов. Очень важно, что это может ускорить процесс управления рисками.

Вообще говоря, для каждой из типичных для организации риск-проблем может разрабатываться конкретный алгоритм приня­тия решений. Вместе с тем представляется возможной разработка алгоритма принятия риск-решений для различных типов менеджмента.

Алгоритм принятия риск-решений при традиционном менеджменте может включать следующие операции:

Обнаружение риск - проблемы;

Сбор информации об источниках, особенностях вредных факторов, уязвимости объекта риска, порожденных воздействи­ем вредных факторах последствиях и ущербах;

Отображение этой информации в удобном для анализа виде;

Анализ этой информации о рисках, уязвимости объекта, возможной тяжести ущерба;

Определение целей управления при решении риск-про­блемы;

Идентификация риск-проблемы с ранее практически имев­шей место;

Изучение применявшихся при этом приемов управления

рисками и их последствий;

Выбор варианта действий на основании аналогии и здра­вого смысла;

Алгоритм принятия решений при системном риск-менеджменте может включать следующие операции:

Контроль и обнаружение риск- проблемы;

Сбор информации;

Анализ информации о рисках в системе;

Исследование соотношений рисков отдельных элементов

Исследование соотношений рисков различной физической

Исследование соотношений частоты и тяжести рисков от­дельных элементов;

Генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к каждому из рисков каждого элемента системы и прогноз эффективности этих воздействий для более высокого иерархического уровня - уровня системы;

Оценка и верификация вариантов решений;

Алгоритм принятия решений при ситуационном риск-менеджменте может включать следующие операции:

Обнаружение (контроль) риск-проблемы;

Сбор информации о рисках, вредных факторах, уязви­мости в конкретной ситуации;

Отображение информации в удобном для анализа виде;

Анализ информации о рисках ситуации (источники, объ­екты риска; возможные управляющие воздействия; прогноз их

эффективности);

Диагностика проблемы и ранжирование рисков ситуации;

Определение целей управления риском в конкретной си­туации с учетом располагаемых ресурсов;

Разработка критерия оценки эффективности управления рисками в конкретной ситуации;

Верификация и оценка вариантов риск-решений;

Принятие, оформление, доведение до исполнителей, ис­полнение, контроль выполнения решений.

Алгоритм принятия решений при социально-этическом менеджменте Суть этого типа менеджмента в недопущении ката­строфического воздействия на объекты и субъекты менеджмента.

Один из возможных вариантов такого специального алго­ритма принятия риск-решений включает:

Сбор информации относительно: источников риска, их физической природы, частоты, состояния и уязвимости объекта управления, располагаемых управляющих воздействий, пара­метров недопустимых состояний объекта управления;

Анализ этой информации;

Диагностика риск-проблемы;

Определение целей управления при решении проблемы;

Разработка критерия оценки катастрофического (недопус­тимого) состояния;

Разработка критерия оценки эффективности управления рисками;

Генерация перечня возможных управляющих риском воздействий;

Прогноз последствий каждого из управляющих риском воздействий;

Оценка того, являются ли допустимыми последствия при каждом из располагаемых воздействий;

Если последствия управляющего риском воздействия не являются допустимыми, то такое воздействие исключается из множества рассматриваемых;

Если последствия управляющего риском воздействия признаны допустимыми, то оно относится к множеству рас­сматриваемых управляющих воздействий;

Разрабатывается критерий оптимальности принимаемого решения по управлению риском;

Верификация и оценка вариантов решений;

Из множества рассматриваемых решений выбирают наи­лучшее в соответствии с принятым критерием оптимальности;

Оформляют принятое решение;

Доводят принятое решение до исполнителей или соот­ветствующих органов управления;

Исполняют решение;

Контролируют, изменяются ли, и если изменяются, то насколько критически, параметры недопустимых состояний объ­екта управления;

Если имеет место критическое изменение параметров недопустимых состояний объекта, то возвращаются к реализа­ции п.1 настоящего алгоритма.

Поскольку морально-этический (японский) менеджмент при­меняется по отношению к персоналу, то алгоритм принятия риск-решений при таком менеджменте здесь не рассматривается.

Алгоритм принятия решений при стабилизационном риск-менеджментеможет включать следующие операции:

Обнаружение риск-проблемы;

Сбор информации об изменении параметров риска;

Исследование динамики изменения состава и величин параметров риска объекта управления;

Оценка времени, имеющегося в распоряжении, на выпол­нение операций управления риском (то есть времени, в течении которого объект управления еще будет находиться в управляе­мом состоянии с вероятностью не менее заданной);

Распределение времени на операции подготовки, приня­тия и исполнение решений с целью обеспечения риска объек­та управления на приемлемом уровне с вероятностью не ме­нее заданной;

Системный анализ информации о рисках;

Диагностика риск-проблемы;

Определение целей управления риском при решении

проблемы;

Генерация перечня возможных управляющих риском воз­действий;

Прогноз последствий (ухудшение или улучшение риск-ситуации) при их применения;

Определение рациональной интенсивности управляющих риском воздействий, обеспечивающих нужную тенденцию изме­нения риска;

Принятие, оформление, доведение до исполнителей, кон­троль выполнения и времени выполнения решений.

Естественно, что для решения конкретных задач с исполь­зованием того или иного типа менеджмента эти алгоритмы могут изменяться в соответствии со спецификой конкретной задачи.

      Финансовое управление рисками.

Управление финансовым риском занимает в управлении риском особое место. Во-первых, это связано с тем, что лю­бой риск имеет финансовые последствия. Во-вторых, это важ­но потому, что выделение финансовых ресурсов позволяет, а объем располагаемых финансовых ресурсов существенно влияет на выбор метода и эффективность управления риском.

Центральным действующим лицом риск-менеджмента являются субъекты риска. Условимся называть субъектами рискатех, кто принимает риск на себя и управляет изме­нением вероятности реализации риска или размером воз­можного ущерба.

Выделение субъектов риска и формулировка их опреде­лений важны потому, что определяют основные цели и на­правления исследования их деятельности в условиях риска.

Выделяют следующие субъекты риска:

этнос- совокупность людей, объединенных общими свой­ствами, поведением, и ведущая экономическую деятельность на определенной географической территории;

элита этноса- это часть этноса, принимающая от его имени управленческие решения или другим образом влияющая на его поведение;

активная часть этноса- это та часть этноса, которая способна влиять на принимаемые решения и эффективность их реализации в силу участия в работе органов государствен­ного управления, экономической деятельности, участия в обще­ственных организациях;

предприниматель - это член этноса, осуществляющий экономическую деятельность, который вкладывает в собствен­ное дело, управляемое им непосредственно (или с его учас­тием), свой собственный или заемный капитал с учетом ре­зультатов анализа и оценки таких параметров дела, как про­гнозируемые затраты, доход, ликвидность, безопасность;

инвестор вкладывает в чужое дело, влиять на управ­ление которым он не может или не хочет, свой или заемный капитал на продолжительный срок, руководствуясь оценкой таких параметров дела, как прогнозируемые затраты, доход, ликвидность, безопасность,

стратегический инвестор- это инвестор, владелец крупного пакета обыкновенных (голосующих) акций, использую­щий его для участия в управлении эмитентом, для выдвижения своих представителей в совет директоров. Его представители в совете директоров участвуют и отстаивают интересы такого инвестора в стратегическом, перспективном, текущем, опера­тивном управлении эмитентом;

спекулянт - тот участник рыночных отношений, кто на относительно короткий период вкладывает свои или заемные средства в операции купли-продажи (тем самым осуществляя ролевое страхование изменения цены) актива. Спекулянт ана­лизирует операции с оценкой прогнозируемых параметров: за­траты, доход, ликвидность, безопасность. Спекулянт готов идти на определенный повышенный риск ради возможной реальной выгоды. Он использует компенсирующую (вознаграждающую) функцию риска. В результате ряда совершенных за определен­ный период актов купли-продажи спекулянт в основном имеет определенную прибыль;игрок - тот участник рынка, кто идет на риск в условиях заведомо малой вероятности выигрыша в силу психофизических особенностей характера. Суммарным итоговым результатом ряда совершенных игроком за определенный период актов купли-продажи и других рыночных действий обычно является убыток.

Необходимо заметить, что менеджер является наемным работником, который имеет подчиненных и наделен правом при­нимать решения в оговоренной сфере. Менеджер может быть субъектом риска жизни, здоровья, трудоспособности подчинен­ных ему сотрудников и имущественного риска для предприятия.

Субъект риска должен синтезировать возможные вариан­ты действий в рамках, определяемых финансовым и другими отраслями права.

Представляется возможным утверждать, что риск в ме­неджменте имеет три составляющие:

1) объективную составляющую, учитывающую область деятельности, положение ОПС на рынке и т. п.;

2) методическую составляющую риска, определяемую це­лями и технологиями различных типов менеджмента;

3) индивидуальную составляющую, определяемую психо­физическими особенностями конкретного менеджера.

Приступая к реализации любой производственной или коммерческой программы, предприниматель или менеджер должны оценить связанные с этим риски и выбрать соответ­ствующие этим рискам способы действий. Принимая решения, менеджер должен включать в правило выбора наилучшего ва­рианта действий (то есть в критерий) параметр риска.

Ущерб от финансового риска может быть возмещен:

1) страхованием на случай потери прибыли (косвенных убытков);

2) страхованием неплатежа (невозврата кредита);

3)гарантийного страхования.

При этом нужно учитывать, что финансовый риск отож­дествляют с коммерческим. А для страхования коммерческих рисков характерно, что страховой случай (неполучение ожи­даемой прибыли) имеет место по окончанию срока договора страхования.

Хеджирование позволяет произвести оплату риска и убытка по мере реализации товаров или финансовых инстру­ментов по форвардным или фьючерсным контрактам.

Маркетинг финансовых инструментов риск-менедж­ментавключает алгоритм выбора таких инструментов (в том числе страховой услуги и конкретного страховщика) для реше­ния задач обеспечения бесперебойности реализуемого им вос­производственного процесса или его части.

Для того, чтобы выбрать один из альтернативных ин­струментов и вариантов действий может быть предложен следующий алгоритм финансового управления рисками:

1) сформулировать цель действий;

2) синтезировать критерий - правило выбора наилуч­шего варианта действий из ряда возможных;

3) провести анализ внешней среды, в которой прово­дится операция или работает система для выделения возмож­ных источников риска,

4) провести анализ разрабатываемой операции или си­стемы с целью выделения возможных источников риска

5) провести анализ внешней среды, в которой прово­дится операция или работает система с целью выделения объектов, уязвимых по отношению к поражающим факторам, которые могут возникнуть при реализации источников риска;

6) оценить частоту появления источника риска для от­дельных элементов системы и(или) операции. На основе этой информации составить перечень наиболее вероятных страхо­вых случаев (пожар, кража, неурожай, падеж скота и т.д.);

7) разработать прогноз - оценить вероятность страхо­вого случая и средний возможный ущерб при каждом из стра­ховых случаев;

8) оценить финансовые затраты на то, чтобы пред­упредить (исключить возможность реализации или снизить ве­роятность) возможность реализации риска;

9) используя критерий, провести рациональное распреде­ление и(или) оптимизировать распределение финансовых ресурсов между мероприятиями:

По устранению источника риска;

По снижению риска посредством уменьшения интенсив­ности поражающих факторов или уязвимости объектов, которые могут подвергнуться воздействию поражающих факторов;

По компенсации ущерба (последствий) риска (В этом случае заключают договор страхования. При наступлении стра­хового случая и возникновении ущерба его компенсируют за счет сумм, полученных по страховке.);

10) оценить уровень безопасности и достаточность принятых мер. А если будет признана недостаточность мер по предупреждению и снижению рисков, то оценить располагаемые остаточные финансовые ресурсы, которые могут быть направ­лены на страхование;

11) если окажется более целесообразным страхование, то вначале необходимо оценить возможность использования в условиях конкретной операции нефондового страхования.

12) в противном случае (использовать нефондовое стра­хование невозможно) оценить рациональную цену страхо­вой услуги. Для этого страхователь должен сам оценить воз­можный ущерб от реализации источников риска с учетом веро­ятности появления соответствующих страховых случаев.

13) выбрать страховщика- страховую организацию для заключения договора страхования с учетом размера соб­ственного капитала страховщика, деловой репутации, цены услуги, результатов аудита деятельности этой страховой компа­нии за предшествующий период и всей другой доступной ин­формации.

Процессы управления рисками. Управление рисками включает в себя четыре основных процесса: идентификация, анализ, планирование и контроль рисков.

Идентификация рисков - это первая стадия процесса управления ими. На этом шаге выявляются и описываются риски, которые могут возникнуть при реализации проекта, а также взаимосвязи рисков между собой.

Выявленные риски классифицируются по группам (финансовые, технологические, политические, профессиональные, форс-мажор и т.д.). На этапе анализа производится оценка рисков.

Здесь подсчитываются вероятности рисков и ущерба, который они могут нанести, а также определяются границы рисков.

После этого риски группируются по степени важности и выделяются наиболее важные из них, которые будут тщательно отслеживаться на протяжении всего срока ведения проекта. После идентификации и анализа рисков на стадии планирования разрабатываются мероприятия по предотвращению рисков и устранению их последствий, если они все же произойдут. Соответствующие документы включают в себя описание действий по реагированию на возникновение каждой из возможных проблем и перечень лиц, ответственных за осуществление соответствующих действий по их нейтрализации Задачей этапа контроля является мониторинг выявленных рисков и осуществление планово-предупредительных мероприятий.

На основании данных такого мониторинга происходит инициирование ответной реакции на проблемную ситуацию в случае выявления таковой. Правильно организованный контроль выполнения проекта обеспечивает руководство компании качественной и своевременной информацией для принятия решений по предотвращению рисков.

По ходу проекта могут выявляться новые риски или меняться степень их влияния на проект. Именно поэтому управление рисками представляет собой замкнутый цикл, в котором за контролем опять следует стадия идентификации и так вплоть до окончания проекта. 2.2.2. Методы управления рисками Контроль над риском составляет существенную часть успешной торговли. Эффективное управление риском требует не только внимательного наблюдения за размером риска, но также стратегию минимизации убытков.

Для борьбы с рисками применяются известные методы управления. Для уменьшения производственных рисков (например, невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции) разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции.

Для снижения других рисков разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т.е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление. Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками: страхование, хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.

Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др. Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводят страхованию.

По своей природе страхование - форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. Стороной, принимающей финансовые риски в данном случае, выступает страховая компания. Цель страхования субъекта экономики - защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий. Наряду со страхованием применяют также другие методы управления рисками.

Для управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются различные методы хеджирования. Преимущество хеджирования - возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая стоимость. К недостаткам следует отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов.

Это позволяет использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при больших объемах внешнеэкономических операций (на российских предприятиях практически не используется). Отдельная область управления рисками в ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся: - применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара; - использование банковских гарантий (например, авалирование переводных векселей - тратт и др.). Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить.

В значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность и значение государственного кредита для страны

Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и.. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население.. Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Процесс управления риском является сложной и многоуровневой процедурой. Его можно условно разделить на ряд этапов в соответствии с особенностями последовательности действий по управлению риском. Выделение таких этапов является условным, потому что на практике они часто реализуются одновременно, а не последовательно, друг за другом. Схема управления риском представлена на рисунке.


Первый этап - идентификация и анализ риска - включает выявление рисков, изучение их специфики, выделение особенностей их реализации, изучение размера экономического ущерба. Без такого исследования невозможно эффективно и целенаправленно осуществлять процесс управления риском.


Второй этап - анализ альтернативных методов управления риском. Его основная цель - исследование тех инструментов, с помощью которых можно препятствовать реализации риска и воздействию его негативных последствий.


Анализ основных подходов к уменьшению неблагоприятного влияния случайных событий позволяет выделить ряд общих процедур управления рисками.


К числу возможных процедур следует отнести следующие:

  1. уклонение от риска, т.е. набор мероприятий, дающих возможность полностью избежать влияния неблагоприятных событий;
  2. сокращение риска, т.е. действия, способствующие уменьшению неблагоприятных последствий. Данная процедура предполагает, что человек оставляет риски на своей ответственности, поэтому ее иногда называют принятием рисков на себя;
  3. передача риска, т.е. совокупность мер, позволяющих переложить ответственность за снижение риска и ущерба на другого субъекта.

Третий этап - выбор методов управления риском - предназначен для формирования политики в области борьбы с риском и неопределенностью. Необходимость подобной процедуры выбора связана с различной результативностью методов управления риском и разным объемом ресурсов, требуемых для их реализации.


Критерии выбора метода могут быть различными - финансово-экономическими, т.е. решение вопроса с точки зрения затрат и выгоды; техническими, которые отражают технологические возможности снижения риска; социальными, суть которых заключается в сведении риска к уровню, приемлемому для общества.


Четвертый этап - исполнение выбранного метода управления риском. Содержание данного этапа заключается в исполнении принятых на предыдущем этапе решений о реализации тех или иных методов управления риском. Это предполагает, что в рамках этого процесса принимаются и реализуются частные управленческие и технические решения.


Пятый этап - мониторинг результатов и совершенствование системы управления риском - обеспечивает обратную связь в указанной системе. Это очень важный этап, так как именно он обеспечивает гибкость и адаптивность управления риском, а также динамический характер этого процесса.


На данном этапе, прежде всего, происходит обновление и пополнение информации о рисках, что является важным условием анализа рисков на первом этапе. Более полные свежие данные позволяют принимать адекватные и своевременные решения об управлении риском.


На этой основе осуществляется оценка эффективности проведенных мероприятий. Сложность подобной оценки состоит в том, что в течение анализируемого периода риски могут не реализоваться. Поэтому часто приходится сопоставлять реальные затраты на безопасность с гипотетическими потерями.


Целью оценки эффективности проведенных мероприятий является адаптация системы управления риском к изменению условий функционирования окружающей среды и совокупности влияющих на население, окружающую среду и общество рисков. Это происходит за счет замены неэффективных мероприятий более эффективными в рамках выделенного бюджета на программу управления риском, а также путем изменения организации выполнения программы управления риском.

Методы управления риском

К числу наиболее часто встречающихся методов управления риском относятся следующие.

Отказ от риска

Существуют крупные риски, уменьшить которые бывает невозможно. Но даже если они могут быть частично уменьшены, это практически не снижает опасности последствий их реализации. Поэтому наилучшим методом защиты от них может быть попытка вообще избежать всех возможностей их возникновения. Примером применения данного метода управления риском на индивидуальном уровне является сознательный отказ человека от прыжков с парашютом в виду опасности данного занятия.

Снижение частоты ущерба или предотвращение убытка

Суть данного метода - проведение предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятного события.


Примерами конкретных мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения ущерба, могут служить использование телохранителей, обучение водителей с учетом требований безопасности, стандартизация продуктов и услуг, использование в строительстве негорючих материалов, проведение учений, использование плакатов, предупреждающих о химической опасности, проведение вакцинации и т.д.


Применение этого метода оправдано в случаях, когда вероятность реализации риска достаточно велика.

Уменьшение размера убытков

Несмотря на все усилия по снижению рисков, некоторые убытки, как правило, все же имеют место. Для таких рисков и может применяться данный метод. Его суть - проведение превентивных мероприятий, направленных на снижение размера возможного ущерба. Примерами превентивных мероприятий, направленных на снижение размера возможного ущерба, могут служить установление противопожарной или охранной сигнализации, использование негорючих материалов в строительстве и т.п. Применение данного метода оправдано в случаях, когда размер возможного ущерба большой.

Разделение риска (дифференциация и дублирование)

Его сущность - создание такой ситуации, при которой ни один отдельный случай реализации риска не приводит к серии новых убытков.


Практическое использование этого метода управления риском на уровне фирмы возможно в двух формах:


а) дифференциация (отделение) рисков. Такой подход предполагает пространственное разделение источников возникновения убытков или объектов, которым может быть нанесен ущерб.


Примером разделения источников возникновения убытков является выделение разных производственных площадок (продукция выпускается не в одном большом цехе, а в двух, меньших по размеру, расположенных на отдаленных друг от друга площадках), так что авария, произошедшая на одной площадке, не повлияет на возникновение ущерба на другой.


Примером разделения объектов, которым может быть нанесен ущерб, может служить изоляция инфекционных больных с целью воспрепятствовать распространению эпидемии;


б) дублирование наиболее значимых объектов , подверженных риску. Примером такого объекта может быть документация или иная информация, а дублирование как метод управления риском будет представлять собой хранение копий важных документов в особо защищенных местах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое риск? Дайте математическое определение риска.
2. Как классифицируют риски?
3. Перечислите основные количественные показатели риска.
4. Охарактеризуйте методы анализа риска.
5. Опишите развитие концепций безопасности и риска.
6. Опишите процедуру управления риском.

8.2. Процесс управления рисками

Несмотря на наличие большого числа методов воздействия на риски и инструментов, которые при этом можно использовать, принципиально можно выделить четыре основных решения в этой области. В рамках этих решений возможны вариации по выбору инструментов, степени воздействия и пр., но принципиально при анализе рисков менеджер должен осуществить первоначальный выбор именно из этих позиций.

1. Избежание риска – отказ от совершения тех или иных действий, принятия решений, характеризующихся высоким риском.

2. Контроль и предупреждение риска – собственное удержание риска при активном воздействии на него со стороны компании, направленном на снижение вероятности наступления рискового события или снижения потенциального ущерба от наступления рискового события.

3. Сохранение риска – применяется в случаях, когда уровень риска находится на приемлемом для компании уровне, а воздействие на этот риск невозможно или экономически не эффективно.

4. Передача риска – передача риска третьим лицам в случаях, когда воздействие на него со стороны компании невозможно или экономически не оправдано, а уровень риска превышает допустимый для компании. Передача риска осуществляется при помощи страхования, а также финансовых рынков, в случаях хеджирования или путем контрактных оговорок.

В дополнение к методам воздействия на риск в работе анализируются возможные инструменты воздействия на риски, среди которых выделяют:

1) административные решения – подразумевают воздействие компании на риск за счет регулирования бизнес-процессов внутри компании и принятия управленческих решений, которые бы минимизировали риск. Административные решения иначе называют «внутренним контролем»;

2) финансовые решения – решения по передаче риска и финансированию рисков, к которым относятся хеджирование с помощью деривативов, страхование и самострахование.

Со стороны тактического управления успех зависит от инструментария, которым располагает менеджер в конкретной экономической, юридической и организационной среде. Арсенал менеджера может быть представлен следующим перечнем:

1) предотвращение риска;

2) уклонение от риска;

3) воздействие на источник риска;

4) сокращение времени нахождения в опасных зонах;

5) сознательное и неосознанное принятие риска;

6) дублирование операции, объектов или ресурсов;

7) сокращение опасного поведения;

8) сокращение величины потенциальных потерь;

9) технический мониторинг ситуации;

10) сокращение величины фактических потерь;

11) поглощение возможных убытков доходами;

12) распределение риска по разным участникам;

13) разукрупнение риска;

14) распределение рисков во времени;

15) изоляция опасных взаимоусиливающих факторов друг от друга;

16) страховой перенос (трансферт) риска;

17) нестраховой перенос риска;

18) сокращение длительности неопределенности;

19) сокращение вероятности нежелательных событий;

20) финансовые инструменты хеджирования рисков;

21) финансовая инженерия;

22) инновации;

23) упреждающие методы.

К упреждающим методам, в свою очередь, относятся:

– ценовое регулирование;

– управление величиной финансового левериджа;

– ограничение уровня риска;

– оптимизация налогообложения;

– управление величиной операционного левериджа;

– обеспечение возможности получения с контракта по инвестиционной операции дополнительного уровня премии за риск;

– сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами;

– обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций;

– совершенствование управления оборотными средствами субъекта экономики;

– информационно-прогнозное обеспечение инвестиционного управления (менеджмента);

– регулирование учетной и дивидендной политики;

– планирование оптимально эффективной инвестиционной стратегии и политики экономической системы;

– контроль над степенью риска и коррекция решений по управлению рискам (мониторинг риска).

Арсенал менеджера следует дополнить комплексным использованием или частичным сочетанием методов, механизмов и инструментов управления рисками инвестиционной деятельности.

Взаимозависимость экономической системы позволяет вовлечь других агентов в процесс управления риском, в частности, передавая им риск еще до наступления события. Передача риска является самым надежным способом управления риском с точки зрения как субъекта экономики, так и всей экономики в целом и представляет собой метод нейтрализации потерь активов через передачу риска партнерам по отдельным хозяйственным операциям путем заключения контрактов.

Предотвращение рисков состоит в заблаговременном изучении каждого конкретного вида риска и принятии мер к тому, чтобы не допустить развития событий, ведущих к реализации угрозы и возникновению потерь. Особую важность имеет предотвращение рисков в процессе выдачи кредитов, и оно выражается в предварительной экспертизе документов, представленных предприятиями для получения кредитов.

Уклонение от риска состоит в том, чтобы не «посещать» зоны или не заниматься деятельностью, где данный вид риска действует в таких масштабах, с которыми данный субъект инвестиционной деятельности не способен эффективно справиться. Данный метод является наиболее простым и радикальным. Он заключается в разработке мероприятий, полностью исключающих конкретный вид риска. Уклонение рассчитано на отказ от определенных ожиданий, рискованных процессов и перекладывание риска на других лиц. На практике оно чаще всего реализуется в форме отказа субъекта экономики от реализации инновационного (венчурного) проекта, совершения инвестиционных операций, связанных с высоким риском, предпочтения в пользу менее рискованных или почти безрисковых проектов или минимизации рисков (консервативное управление актива ми и пассивами). Сюда относятся:

– отказ от осуществления инвестиционных операций, уровень риска по которым чрезмерно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер;

– отказ от использования в высоких объемах заемного капитала. Снижение доли заемных финансовых средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных рисков – потери финансовой устойчивости субъектом экономики. Вместе с тем такое избежание риска влечет за собой снижение эффекта финансового левериджа, т.е. возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал;

– отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах (например, товарно-материальных запасах). Повышение уровня ликвидности таких активов позволяет избежать риска неплатежеспособности субъекта экономики в будущем периоде. Однако подобное избежание риска лишает субъекта экономики дополнительных доходов от расширения объемов продажи новых продукции и услуг в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера страховых запасов сырья, материалов, готовой продукции;

– отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает потери от инфляционного риска, а также риска упущенной выгоды;

– отказ от ненадежных партнеров.

Воздействие на источник риска заключается в попытках изменить поведение источника риска так, чтобы уменьшить угрозу, исходящую от него. Сокращение времени нахождения в опасных зонах может достигаться, например, установлением ограничений, контролем доступа, ускорением инвестиционных сделок.

Принятие риска – это понимание и оценка риска с вытекающими последствиями в случае непринятия мер по защите от него с одновременным отказом от управления риском. Многие регулярные мелкие риски организации сознательно принимают на себя, периодически списывая потери. Такая политика возможна только в отношении рисков, защита от которых стоит дороже предсказуемых потерь. Под такие риски в бюджеты закладываются нормальные резервы на потери. Дублирование операции, объектов или ресурсов повышает их надежность.

Сокращение опасного поведения как инструмент управления рисками заключается в ограждении опасных зон, установлении взаимного контроля за поведением сотрудников, дополнительном обучении и инструктировании персонала, установлении штрафов и повышенных ставок страхования для лиц и подразделений, повторно допускающих перерасходы и прочие потери.

Сокращение величины потенциальных потерь состоит в том, чтобы устанавливать абсолютные лимиты на инвестиционные ресурсы, находящиеся в зонах повышенного риска (например, ограничение на вложение капитала в определенных отраслях или регионах), стремясь постепенно сокращать эти лимиты до минимально достаточных для бесперебойной эффективной работы инвестора.

Система согласований и разрешений в процессе принятия решений, в частности, направлена на то, чтобы каждый профессионал оценил риск со своей точки зрения и сообразно с лимитами финансовой ответственности. В общем случае лимиты устанавливаются исходя из того уровня потерь, который согласен понести инвестор в связи с реализацией рисков, и рассчитываются как отношение объема допустимых потерь и вероятности реализации риска.

Технический мониторинг ситуации способствует оценке и быстрому реагированию на такие технические риски, как изменение технологии, ухудшение качества и производительности производства, связанного с проектом, специфические риски технологии, закладываемой в инвестиционный проект, ошибки в проектно-сметной документации.

Воздействовать на риск инвестиционной деятельности возможно путем сокращения величины фактических потерь, т.е. подготовки к деятельности в случаях, когда опасность уже материализовалась. Обычно потери происходят не одномоментно, а нарастают в течение некоторого периода времени. Если коммерческая организация правильно реагирует на первые симптомы развития нежелательного процесса, влекущего за собой потери, то эти потери будут меньше, чем в случае задержек или неправильных действий. Идеология ситуационного управления, штатных и нештатных схем управления вполне пригодна для разработки правил поведения в неблагоприятных ситуациях.

Принцип снижения рисков инвестиционной деятельности посредством поглощения возможных убытков доходами инвесторы применяют в условиях высоких рисков. Он заключается в том, что каждому проекту в одной сфере или отрасли обязательно должен сопутствовать другой проект в другой отрасли или сфере. При этом рост и спад этих отраслей и сфер должны совпадать во времени. Это не значит, что спады всегда будут погашать доходы, средняя доходность в развивающейся экономике будет расти. Но защищенность инвестора при этом значительно возрастает .

Другой метод заключается в распределении рисков между несколькими участниками, переходе к совместному финансированию проектов. Этот подход получил большое развитие за рубежом в последние годы, когда было создано много компаний и альянсов инвесторов, принесших им в сфере рискованных инвестиций крупные доходы. Действия инвесторов в условиях риска будут более эффективны и принесут им успех, если это действия крупных альянсов инвесторов. Распределение риска по разным агентам выражается в процедурном разбиении опасной работы по разным исполнителям, каждый из которых имеет свои рисковые характеристики. В результате некоторые из этих агентов смогут уклониться от своей доли риска, а потери сократятся. Снижение степени риска путем его распределения между участниками (партнерами) или передачи части риска (по отдельным финансовым и иным операциям) участникам (партнерам) инновационного (венчурного) проекта может быть достигнуто посредством заключения многостороннего договора или множества двухсторонних контрактов, регламентирующих ответственность в случае неудачи проекта (индексирование стоимости продукции и услуг; различные формы страхования; залог имущества; система взаимных штрафных санкций; предоставление собственных и получение от контрагентов определенных гарантий, связанных с нейтрализацией негативных финансовых последствий при наступлении рискового события). Например, путем распределения риска между участниками инновационного (венчурного) проекта субъект экономики может осуществить трансферт подрядчикам части рисков, связанных с невыполнением календарного плана строительно-монтажных работ, низким качеством работ, хищением переданных им строительных материалов и некоторых других. Для субъекта экономики, осуществляющего трансферт таких рисков, их управление заключается в переделке работ за счет подрядчика, выплате им сумм неустоек и штрафов и в других формах возмещения понесенных потерь.

В современной практике риск-менеджмента получили широкое распространение следующие основные направления распределения рисков (трансферта части рисков партнерам).

1. Распределение между предприятием и поставщиками сырья, материалов и комплектующих риска (прежде всего, финансового), связанного с потерей (порчей) имущества (активов) в процессе их транспортирования и осуществления погрузо-разгрузочных работ. Формы такого распределения рисков регулируются соответствующими международными правилами «ИНКОТЕРМС-90».

2. Распределение риска между участниками лизинговой операции. Так, при оперативном лизинге субъект экономики передаст арендодателю риск морального устаревания используемого (лизингуемого) актива, риск потери им технической производительности (при соблюдении установленных правил эксплуатации) и ряд других видов рисков, предусматриваемых соответствующими специальными оговорками в заключаемом контракте.

3. Распределение риска (прежде всего, кредитного) между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции, который передастся соответствующему финансовому институту – коммерческому банку или факторинговой компании. Эта форма распределения риска носит для субъекта экономики платный характер, однако позволяет в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия.

4. Качественное распределение (передача части) риска. Подразумевает принятие решения участниками инновационного (венчурного) проекта с учетом организационно-технического потенциала субъекта экономической (предпринимательской) деятельности и форм его присутствия на рынке по расширению (сужению) числа потенциальных инвесторов (участников инновационного проекта). Объединяя усилия в решении проблемы снижения рисков, несколько субъектов экономики могут разделить между собой как возможную прибыль, так и убытки. Как правило, поиски партнеров проводятся среди тех субъектов экономики, которые располагают дополнительными финансовыми ресурсами, а также информацией о состоянии и особенностях рынка. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы. Степень распределения рисков, а следовательно, и уровень снижения их негативных финансовых последствий для субъекта экономики является предметом контрактных переговоров с партнерами, отражаемых согласованными с ними условиями соответствующих контрактов.

Разукрупнение риска снижает однократную величину риска и достигается, например, выдачей револьверных кредитов.

Распределение рисков во времени связано с тем, что не следует проводить несколько опасных мероприятий в одно и то же время, иначе совокупность нескольких несокрушительных опасностей может превысить финансовую критическую массу допустимых потерь и уничтожить субъект инвестиционной деятельности.

Изоляция опасных взаимоусиливающих факторов друг от друга является продолжением двух предыдущих способов. Дело в том, что некоторые события, происходящие одновременно, имеют свойство усиливать друг друга. Например, снижение репутации инвестора-реципиента может привести к снижению доходов и ухудшению сервиса, что, в свою очередь, еще больше ухудшит репутацию инвестора-реципиента. Возможность таких «порочных» кругов следует считать особо опасным фактором. При разработке программ управления рисками необходимо закладывать возможности разрыва таких кругов в случае непредвиденных обстоятельств и изоляции взаимоинициирующих и взаимоусиливающих нежелательных процессов как в пространстве, так и во времени, а также и по другим существенным организационным параметрам.

Страховой трансферт риска состоит в том, что риск-возмещение переносится на профессионального контрагента-страховщика, с которым заключается договор страхования.

Нестраховой трансферт риска отличается от страхового тем, что риски по сделке принимает на себя не профессиональный страховщик, а один из партнеров. Условия переноса риска определяются оговорками к договору.

Сокращение вероятности наступления нежелательных событий уменьшает не величину возможных потерь, а их среднее значение на период времени, потому что сокращается их частота. Это важно, так как позволяет организации сократить соответствующие резервы и перевести средства в более прибыльные активы. Сокращение длительности неопределенности предполагает сокращение времени и нахождения в зоне действия риска, и актуальности риска. Иначе говоря, это уменьшение времени взаимодействия с риском .

Покупка финансовых инструментов хеджирования рисков предусматривает операции с ценными бумагами, которые растут или падают в цене в противоположных направлениях. Это отдельный и весьма специфический вопрос, хотя значение и возможности его возрастают по мере развития фондового рынка. В странах с развитой рыночной экономикой и соответственно развитым рынком ценных бумаг многообразные способы хеджирования имеют чрезвычайно большое значение.

В завершение анализа методов воздействия на риски приведем таблицу типовых решений по воздействию на отдельные группы рисков (табл. 8.1).

Завершающим этапом процесса управления рисками является построение системы мониторинга эффективности управления и корректировка политики и процедур по результатам мониторинга.


Таблица 8.1 Типовые решения по воздействию на различные категории рисков


Целями мониторинга являются:

– контроль за исполнением принятого решения о воздействии на риск;

– контроль за изменением оценки риска и корректировка методов воздействия на риск;

– контроль за изменением внешней среды;

– контроль за эффективностью процесса воздействия на риск (оценка снижения риска и эффективности его финансирования) и корректировка применяемых процедур и инструментов;

– выявление новых рисков.

Немаловажным фактором эффективности деятельности риск-менеджера является уверенность в том, что получаемые аналитические результаты являются максимально точными. Правильность любого расчета риска зависит от принятых в модели предположений и допущений. Возможность системы риск-менеджмента определять отличные от нормальных модели поведения факторов риска и приводить их в соответствие с имеющимися историческими данными позволяет значительно повысить уверенность в точности аналитических результатов. Лучшим вариантом будет система, которая сама подберет и оптимизирует наиболее адекватную модель для конкретного временного ряда. Таким образом, можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1) службу риск-менеджмента желательно создавать в таком составе: информационно-аналитический отдел, включающий в себя подотдел оценки риска, подотдел перспективного развития; отдел планирования и управления рисками с подотделами превентивных мероприятий, самострахования, страхования; отдел контроля и мониторинга с подотделами контроля и мониторинга интегрального и остаточного рисков организации;

2) службу риск-менеджмента необходимо подчинять непосредственно первому руководителю организации;

3) служба управления рисками (служба риск-менеджмента) должна дополняться при дивизиональной и адаптивных организационных структурах группами риск-менеджеров – кураторов подразделений и группами методического обеспечения, которые производят необходимые расчеты или детальные исследования. Такая структура становится эффективнее потому, что внешние связи (служба управления рисками – подразделение организации) заменяются на фактически внутренние (непосредственное общение работников организации).