Распределение сотрудников ооо «Аврора» по возрасту. Анализ по стажу работы на данном предприятии

Персонал Компании достаточно молодой, сотрудники до 40 лет составляют около 70 % от общего числа и только чуть более 30 % сотрудников в возрасте более 40 лет.

Таблица 2.11 - Структура персонала по возрасту

более 50 лет

Как видно их таблицы большая часть персонала ООО «Компьютерный мир» это мужчины, от 30 до 50 лет. Как показывают данные таблицы 2.10 и 2.11 за исследуемый период состав персонала по полу и возрасту практически не изменился.

Качественный состав персонала ООО «Компьютерный мир» характеризуется общеобразовательным и профессионально-квалификационным уровнями.

Согласно данным таблицы 2.12 образовательный уровень работников предприятия достаточно высок - 33,3 % имеют высшее образование, а 33,3 % - средне-техническое (колледж, техникум).

Причем у 33 % сотрудников - техническое образование, 19,6 % - финансово-экономическое, 17,6 % - гуманитарное, и 7,8 % - иной профиль образования.

Таблица 2.12 - Образовательный уровень работников ООО «Компьютерный мир» в 2010 г.

Образовательный уровень

Число работников, чел.

Удельный вес в общем числе, %

Высшее образование

Незаконченное высшее

Средне-техническое

Средне-специальное

Стаж работы в торговых предприятиях имеют 74,2 % сотрудников, 19,8 % - в промышленных предприятиях, 6 % - в других учреждениях.

Сотрудники ООО «Компьютерный мир» имеют высокий образовательный уровень и опыт работы. И, при этом, они достаточно молоды, чтобы развиваться дальше и активно работать.

В заключение определим, насколько эффективна существующая система управления предприятием.

Общая сумма затрат на управление в 2009 г. по сравнению с 2007 г. снизилась с 42565 до 40886,04 тыс. руб. Численность работников управления за анализируемый период не изменилась и составила 13 чел. При этом на 1 работника управления приходится 10771,85 тыс. руб. реализованной продукции, 419,00 тыс. руб. балансовой прибыли.

Рационализация системы управления ООО Копейка-Поволжье
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется особенностью функционирования отрасли продажи продуктов питания в экономической и социальной сферах страны, которая про...

Реализация стратегии Совершенствуй то, что производишь в ОАО НК Лукойл
Планирование стратегии развития организации дает возможность определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

К урсовая работа

на тему:

«Анализ п ерсонала предприятия ООО " Тако-Т рейд инг " за 200 8 -2 00 9 гг . »

Введение

предприятие персонал структура стаж

Главным законодательным документом, который имеет в своем составе статьи, посвященные труду, является Конституция Российской Федерации. Основным сборником законодательных актов является Трудовой Кодекс Российской Федерации, он регулирует трудовые отношения всех работников.

Законы и иные нормативные правовые акты о труде, действующие в Российской Федерации, распространяются на иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время деятельность предприятия в кадровых вопросах базируется на следующих нормативных документах: Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; законы РФ и другие нормативные документы.

Объектом данного исследования является предприятие, работающее в сфере услуг общественного питания. Основным источником реальных доходов является заработная плата. Согласно Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера №116 от 24.11. 2000 г. в состав фонда заработной платы в статистике труда включаются начисленные предприятиями, учреждениями, организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.

Для того предприятие процветало, необходима не только материально-техническая база и прогрессивные технологии в области обслуживания, но также его высокий профессионализм. Необходимо не просто руководить персоналом, но и уделять внимание непосредственно его обучению, совершенствованию навыков, знаний.

На современном этапе рыночных отношений существует множество проблем, связанных с начислением заработной платы. Основная проблема заключается в том, что минимальная заработная плата не соответствует величине прожиточного минимума. Минимальный размер, применяемый исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности - 850 рублей в месяц (в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 №91-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2004 №198-ФЗ, Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ).

Величина прожиточного минимума на первый квартал 2009 года во Владимирской области: в расчете на душу населения - 4899 рубля; для трудоспособного населения - 5275 рубля; для пенсионеров - 4090 рубля; для детей - 4653 рублей (Постановление Губернатора Владимирской области от 30 апреля 2009 г. №344 «Об утверждении величины прожиточного минимума на территории Владимирской области за I квартал 2009 года»). Минимальная заработная плата также не соответствует размеру потребительской корзины, которая включает в себя продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Все это приводит к очень низкой платежеспособности населения России. По данным Госкомстата средняя начисленная заработная плата в России в ноябре 2009 г. составила 19174 рублей, и по сравнению с ноябрем 2008 г. выросла на 8,4%.

По данным Министерства Финансов в «тени» сейчас находятся 35% заработной платы.

Задолженность заработной платы - одна из самых важных проблем на сегодняшний день. Из числа всех граждан, которым должны, 60-ти% задолжали за работу за 3 месяца (и менее), 20% - за работу от трех до шести месяцев, и еще 20% не выплатили задолженность за 1,5 года и более (по данным ФОМ).

1. Анализ организационной структуры управления предпр и ятия

1.1 Описание организации

Общество имеет фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Тако-Трейдинг».

Сокращенное фирменное наименование: ООО «Тако-Трейдинг».

Я рассматриваю лишь одно структурное подразделение, а именно кафе «Гранд».

Целью предприятия является объединение финансовых и трудовых ресурсов акционеров для наиболее полного использования возможностей в области предоставления услуг питания, торговли, услуги иных видов хозяйственной деятельности, а также извлечение прибыли.

Кафе «Гранд» представляет собой двухэтажное здание. Оно рассчитано на 35 человек. Здесь высокий уровень обслуживания: внимательное отношение персонала, быстрое обслуживание, а также не высокие цены.

Основные показатели деятельности предприятия

Были рассчитаны коэффициенты управляемости по различным уровням упра в ления:
К 1 =1/4 (уровень директор)
К 2 =1/2 (уровень зам. директора)
К 2 =1/1 (уровень менеджер)
К 3 =1/5 (уровень зав. производством)
К 4 =1/2 (уровень обслуживающий персонал)
К 4 =1/4 (уровень шеф-повар)
К 4 =1/2 (уровень служба снабжения)
Столь высокое значение К 3 на уровне заведующего производством объясняется спецификой работ, выполняемых организацией. Если исключить его из рассмотрения, то средний коэффициент управляемости по предприятию составит примерно 1/3-1/4. То есть существующую организационную структуру можно считать оптимальной.

Во главе предприятия стоит генеральный директор. Он выполняет две главные задачи: во-первых, он управляет предприятием, чтобы полностью удовлетворять все пожелания посетителей и тем самым привлечь его повторно; во-вторых, обеспечивает прибыльность посетить данного кафе.

Генеральный директор осуществляет ежедневное оперативное руководство персоналом кафе, контролирует работу подчиненных и решает все возникающие проблемы.

Важными задачами генерального директора также являются разработка системы поощрений и взысканий для персонала и контроль за ее соблюдением.

На предприятии работу с кадровым составом непосредственно осуществляют начальник отдела кадров, главный бухгалтер. Главными задачами бухгалтера на данном предприятии является ведение налоговой отчетности и начисление заработной платы работникам.

Таким образом, объект исследования данной работы - ООО «Тако-Трейдинг» - является эффективно функционирующим предприятием с широки спектром выполняемых работ, растущими объёмами производства и оптимальной организационной структурой. Однако для более детального анализа предприятия в рамках данной работы необходимо провести анализ персонала предприятия.

2. Анализ персонала предприятия

2.1 Структура персонала

Таблица 1. Структура персонала ООО «Тако-трейдинг»

Размещено на http://www.allbest.ru/

Структура персонала предприятия

На протяжении всего исследуемого периода в структуре персонала преобладают рабочие (63,4%). Второй по величине группой в структуре персонал являются служащие (36,6%). В структуре персонала отсутствуют ИТР и МОП. Численность персонала за 2008-2009 гг. не изменились.

2.2 Квалификационная структура рабочих, служащих, МОП

Данные для анализа квалификационной структуры персонала представлены в табл. 2. Также данная структура отражает средний возраст персонала предприятия, уровень образования и средний стаж работников.

Таблица 2. Квалификационная структура персонал ООО «Тако-Трейдинг» в 2009 году

Занимаемая должность

Образо вание

Констатинова А.И.

Директор

Аминов А.В.

Зам. директора

Клементьева С.В.

Гл. бухгалтер

Стенова А.И.

Зам.гл. бухгалтера

Шашкова Т.А.

Бухгалтер

Меньшина С.В.

Инспектор отдела кадров

Комисарова И.Е.

Администратор

Сергеева И.А.

Администратор

Юсова Г.В.

Менеджер

Овчинников Д.А.

Агент по закупкам

Гурова Л.А.

Зав.производством

Фролова С.В.

Честнова Э.А.

Конина Е.А.

Шевелев Е.М.

Помощник повара

Сокурова О.А.

Помощник повара

Дронова А.Н.

Продавец

Меньшина Н.А.

Продавец

Петров А.П.

Шашлычник

Панкратова О.В.

Евдокименкова Е.

Колодяжная А.М.

Скворцова О.И.

Официант

ООО «Тако-Трейдинг» существует с 1996 года, основная часть руководящих работников трудится на предприятии с самого его основания. Средний возраст работников 34 года. Средний стаж общий - 13 года, на фирме - 6 лет. Образование руководящих работников высшее, рабочих и руководителей низшего уровня - среднеспециальное, среднетехническое, среднее.

В рамках анализа персонала по стажу работы необходимо провести анализ по общему стажу и анализ по стажу работы на предприятии.

Исходные данные приведены в таблице 2, результаты анализа - в таблицах 3 и 4, а также на рис. 3 и 4.

2.3 Анализ возрастной структуры работников предприятия

Таблица3. Анализ возрастной структуры

%

%

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 3 - Возрастная структура работников предприятия

Вывод: наибольшее количество работников - 34% - приходится на категории «от 21 до 30» и «от 41 до 50 лет». Примерно равны категории «до 20 лет» и «от 31 до 40 лет», составляющие соответственно 13% и 16%. Это работники, находящиеся в самом трудоспособном возрасте, а также более чутко реагирующие на изменения внешней среды и более легко к ним адаптирующиеся. Самая малочисленная категория «свыше 50 лет» 3%.

Произошедшие изменения в возрастной структуре связаны с переходом 2 работника в более старшую возрастную категорию. То есть наблюдается постепенное старение кадров.

2.4 Анализ структуры персонала по стаж а работы

Данные представленные в табл. 4 отражают общий стаж работников «Тако-Трейдинг», что позволяет проследить каков средний стаж персонала.

Таблица 4. Анализ персонала по общему стажу

%

30

Как показал проведённый анализ около 39,5% персонала ООО «Тако-Трейдинг» имеют общий трудовой стаж до 10 лет. Это можно объяснить тем, что на фирме работают относительно молодые специалисты.

Примерно равные группы «от 11 до 15 лет» и «от 16 до 20 лет - 17%, 20% соответственно. Наименьшее количество работников - 3 человека (10%) имеют стаж свыше 25 лет.

Произошедшие изменения объясняются переходом 5 работников из одной категории в другую.

Однако, для предприятия более важно, какой стаж имеют работники на фирме, так как это позволит судить о сплочённости коллектива, а также о том, насколько работники разбираются в тонкостях функционирования данного конкретного предприятия. Результаты анализа работников по стажу на предприятии представлены в табл. 5.

Таблица 5. Анализ персонала по стажу работы на фирме

Рис. 4 - Анализ персонала по стажу работы на фирме

Самой многочисленной группой является группа работников со стажем работы на предприятии от 1 до 3 лет, что составляет 37%. Значительную часть занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет - 24%.

Средний стаж работников на предприятии составляет 5,6 года. По приведённым данным можно сделать вывод о низкой текучести кадров и достаточно стабильной численности работников предприятия.

2.5 Анализ персо нала по образовательному уровню

Таблица 6. Анализ персонала по образовательному уровню

Таким образом, в целом образовательный уровень по предприятию можно считать достаточно высоким, поскольку 34% персонала (руководители высшего и среднего звена) имеют высшее образование, среднетехническое и средне-специальное образование имеют по 23% работников, и 20% работников имеют среднее образование.

Проведённый анализ показал, что на предприятии работают высококвалифицированные работники, так как 34% из них имеют высшее и 46% специальное образование.

Многие работники трудятся на предприятии более 5 лет, а руководители с самого основания предприятия, т.е. 12 лет. Значит, можно говорить о сформировавшемся коллективе.

Средний возраст работников 33 года, однако, 34% работников относятся к возрастной категории «от 41 до 50 лет», и столько же к категории «от 21 до 30 лет». Такое равномерное распределение кадров по возрасту, говорит о том, что люди, имеющие значительный опыт работы за плечами способны в большей мере передать его молодым работникам.

3. Анализ оплаты труда

3.1 Формирование фонда оплаты труда

Таблица 7. Штатное расписание предприятия ООО «Тако-Трейдинг» на 2009 г.

Должность

Кол-во штатных единиц

Заработная плата

Дополнительные выплаты

Месячный фонд

Примечания

Надбавки

Директор

Зам. директора

Гл. бухгалтер

Заместитель гл. бухгалтера

Бухгалтер

Инспектор отдела кадров

Администратор

Менеджер

Агент по закупкам

Заведующий производством

Помощник повара

Продавец

Шашлычник

Официант

Мойщик посуды

Электрик

Охранник

Премии в организации выплачиваются в размере 50% от оклада, а надбавки в следствии работы в ночное время с 22.00 до 02.00.

Состав фонда оплаты труда регламентируется Инструкцией Госкомстата РФ №116 от 24 ноября 2000 года «О составе средств фонда заработной платы и выплат социального характера».

3.2 Структура ФОТ за анализируемый период

За исследуемый период ФЗП предприятия увеличился на 15% и составил в 2009 году 248870 тыс. рублей, это было вызвано повышением заработной платы в целом по предприятию. Данные о размере и составе ФОТ представлены в таблице 7.

Таблица 9. Структура ФОТ ООО «Тако-Трейдинг»

За исследуемый период основной ФОТ увеличился на 15%, дополнительный так же увеличился на 15%.

В основном ФОТ наибольшую долю составляет заработная плата рабочих: так в 2008 и 2009 годах она составила 62%. Заработная плата служащих составляет 38% ФОТ.

За рассматриваемый период в структуре ФЗП изменений не произошло, следовательно, она является постоянной. Доля основной заработной платы составляет 57%, премии - 29%, надбавки - 14%.

Структура ФОТ представлена на рис. 7.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 7 - Структура ФОТ

3.3 Оплата труда служащих, рабочих, ИТР и МОП

В Обществе для оплаты труда работников применяется повременно-премиальная система оплаты труда. В её основе - оклад, который устанавливается в соответствии с должностью и квалификацией работника. С 1 января 2009 года оклад работника не может быть ниже МРОТ, который составляет 4330 рублей.

Перечень доплат и надбавок, применяемых на предприятии:

ь за совмещение профессий - 30%;

ь за работу сверхурочно - выплаты производятся в порядке установленным действующим трудовым законодательством;

ь за работу в выходные и праздничные дни - выплаты производятся в порядке установленным действующим трудовым законодательством;

ь за работу в ночное время - 25%.

Система премирования:

Премирование работников производится ежемесячно в размере не выше 100% основного должностного оклада и ежеквартального не более 50% основного должностного оклада.

4. Налогообложение предприятия

4.1 Налогообложение ФОТ

С основного ФОТ предприятия взимается Единый социальный налог (ЕСН). Ставка налога - 26%. Структура распределения уплачиваемого налога по внебюджетным фондам представлены в таблице 8.

Таблица 9. Налогообложение ФОТ организации

За исследуемый период основной ФОТ увеличился на 15%, а ставки ЕСН не изменились, поэтому и отчисления по ЕСН возросли на 15%. Большая часть ЕСН - 20% - направляется в пенсионный фонд.

4.2 Налогообложение заработной платы работников

С заработной платы работников взимается налог на доходы с физических лиц по ставке 13%. Сумма налога считается с начала года с нарастающим итогом. На каждого работника ведется налоговая карточка по форме 1-НДФЛ.

Но следует учесть, что при определении размера налоговой базы налогоплательщику предоставляются следующие стандартные налоговые вычеты:

1) в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода - налогоплательщикам, перечисленным в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ (лицам, получившим или перенёсшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС; инвалидам ВОВ; инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп в следствие ранения или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении других обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных к пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих, и др.);

2) в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода - налогоплательщикам, перечисленным в подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ (Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, а также лицам, награждённым Орденом Славы трёх стемней, и др.);

3) в размере 600 рублей на каждого ребёнка за каждый месяц налогового периода - налогоплательщикам, являющимися родителями, опекунами или попечителями, на обеспечении которых находится ребёнок. Вычеты действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40000 рублей. Начиная с месяца, в котором данный доход превысил 40000 рублей, налоговый вычет не применяется. Налоговый вычет расходов на содержание ребёнка (детей) производится из доходов родителей, опекунов или попечителей на каждого ребёнка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением в брак.

Указанный вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям на основании их письменного заявления, подтверждающих право на данный вычет.

4) в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода - налогоплательщикам, которые не отнесены к льготным категориям. Данный вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет,

превысил 20000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000, налоговый вычет не применяется;

Стандартные налоговые предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Проведя анализ организационной структуры предприятия, и сопоставив его с финансовым состоянием можно предположить некоторые моменты, которые могли бы положительно сказаться на работе предприятия.

Можно увидеть что наибольшая текучесть кадров в организации наблюдается среди официантов. Их в организации 3, и эта текучесть связанна с тяжелым графиком работы. Для изменения этой ситуации возможно следовало бы нанять дополнительного официанта, чтобы разгрузить работу других. Есть так же вариант того, чтобы пользоваться услугами еще одного официанта в выходные и праздничные дни. Это помогло бы исправить ситуацию с частым увольнением официантов, и дальнейшим поиском и обучением замены.

Еще один пункт который мог бы благоприятно сказаться в перспективе на финансовом состоянии организации это появление дополнительных должностей, отсутствующих на данный момент связанных с музыкальным сопровождением в кафе.

Опыт введения в организацию должностей ди-джея либо исполнителя живой музыки по началу могли бы доставить некие убытки, но в последствии эти затраты скорее всего окупятся за счет привлечения новых клиентов, и возрастанию интереса к предприятию старых. Здесь так же возможно в целях экономии использовать данный персонал в выходные дни и праздничные.

Таким образом, можно составить новое штатное расписание для организации.

Должность

Штатных единиц

Заработная

Дополнительные выплаты

Месячный фонд

Примечания

Надбавки

Директор

Зам. директора

Гл. бухгалтер

Заместитель

гл. бухгалтера

Бухгалтер

Инспектор

отдела кадров

Администратор

Менеджер

Агент по закупкам

Заведующий

производством

Помощник повара

Продавец

Шашлычник

Официант

Мойщик посуды

Электрик

Охранник

Таким образом в основной ФОТ вносятся дополнительные расходы и он будет составлять 258870, и дополнительный, который будет составлять 87260.

В остальном же структура предприятия которая существует уже более 10 лет оправдала себя и каждый сотрудник в ней занимает свое место.

Заключение

В результате проведённого анализа были получены следующие выводы:

Предприятие ООО «Тако-Трейдинг» является эффективно функционирующим предприятием.

За исследуемый период объёмы работ увеличились на 41,6% и составили в 2008 г. - 21 210 тыс. руб.

Средняя заработная плата по предприятию составила в 2009 году 3500 руб., по отношению к 2008 году уровень заработной платы увеличился на 2,5%. Выработка за тот же период увеличилась на 13,4%. Таким образом, повышение заработной платы является экономически обоснованным.

Существующую организационную структуру можно считать опт и мальной, так как средний коэффициент управляемости по предприятию составит пр и мерно 1/3. Однако, предприятию можно рекомендовать ввести должность юрисконсульта, поскольку в связи с тем, что в настоящее время деятельность предприятия ведётся на договорной основе и успешное функционирование предприятия н а прямую зависит от качества составления договора.

Среднесписочная численность работников в 200 9 году - 30 человек. В 2008 году в связи с увеличением объёмов работ был произведён дополнительный набор работников и в 2009 году численность работников предприятия достигла 30 человек. Увольнений за рассматриваемый период не производилось.
Организация существует с 1996 года, основная часть руководящих работников трудится на предприятии с самого его основания. Средний возраст работников 33 года. Средний стаж общий - 12 года, на фирме - 6 лет. Образование руководящих работников высшее, рабочих и руководителей низшего уровня - средне-специальное и среднее.
На протяжении всего исследуемого периода в структуре персонала преобладают служащие (36,6%). Второй по величине группой в структуре персонал являются рабочие (63,4%).
Наибольшее количество работников - 34% - приходится на категории «от 21 до 30» и «от 41 до 50 лет».

Произошедшие изменения в возрастной структуре связаны с переходом 2 работника в более старшую возрастную категорию. То есть наблюдается постепенное старение кадров. Таким образом, можно сказать, что почти половина работающих на предприятии имеет большой опыт работы.

Согласно полученным данным, 36% персонала кафе имеют общий трудовой стаж более от 6 до 10 лет.

Произошедшие изменения объясняются переходом работника из одной категории в другую.

Руководители высшего уровня - ген. директор, зам. директора, гл. бухгалтер - работают на фирме 12 лет, то есть с самого её основания. Вместе с тем, есть группа работников, пришедших на предприятие сравнительно недавно: так, 37% работников трудятся на фирме от 1 года до 3 лет, 12% - от 3 до 5 лет. Таким образом, можно говорить о сложившемся опытном коллективе работников предприятия.

Образовательный уровень по предприятию можно считать достаточно высоким, поскольку 34% персонала (руководители высшего и среднего звена) имеют высшее образование, и средне-специальное образование имеют по 46% работников, и только 20% имеют среднее образование.

Формирование фонда оплаты труда на предприятии осуществляется на основании Инструкции Госкомстата РФ №116 от 24 ноября 2000 года «О составе средств фонда заработной платы и выплат социального характера». За исследуемый период ФЗП предприятия увеличился на 14% и составил в 2009 году 269 тысяч рублей, что было вызвано повышением заработной платы в целом по предприятию, а также увеличением численности работников предприятия.

В основном ФОТ наибольшую долю составляет зарплата рабочих: так, в 2008 году её доля 76,1%, в 2009 году - 80%. Зарплата ИТР составляет 13% ФОТ, зарплата МОП - 2,3%.

На предприятии для оплаты труда работников применяется повременно-премиальная система оплаты труда. За рассматриваемый период в заработной плате выросла доля основной зарплаты с 67,7% до 70%, в результате чего снизилась доля дополнительной заработной платы: премий - с 40% до 37,8%, надбавок - с 5,7% до 10,6%. Поскольку изменения незначительны, то структуру заработной платы можно считать постоянной.

Поскольку основной ФЗП за исследуемый период увеличился на 34%, а ставки ЕСН не изменились, то и отчисления по ЕСН возросли на 34%. Большая часть ЕСН - 53,8% - направляется в пенсионный фонд. В 2005 году отчисления ЕСН составили 7,54 тыс. рублей. Это значит, что на предприятии зарплата платится официально, а не «чёрным налом», что выгодно работникам, так у них в пенсионном фонде идёт накопление пенсии.

Социальные аспекты труда на предприятии присутствуют, но за рассматриваемый период выплат социального характера не производилось. Перечень таких выплат не велик, что объясняется тем, что предприятие - частное, а также высоким уровнем зарплат.

Таким образом, ООО «Тако-Трейдинг» - успешно развивающееся предприятие с благоприятными условиями труда.

Список литературы

1) Гурьянов С.Х., Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду. - М., 1992 г.

2) Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 464 с.

3) Инструкция Госкомстата РФ №116 от 24 ноября 2000 года «О составе средств фонда заработной платы и выплат социального характера».

4) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - Н23 М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 656 с.

6) Расчеты по оплате труда под ред. И.Э. Гущиной. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003 г.

7) Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. - М., 1996 г.

8) Трудовой кодекс Российской федерации от 31.12.2001 №197 ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001).

9) Федеральный закон от 24.06.2008 №91-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

10) Федеральный закон от 16.07.1999 №165 - ФЗ (ред. от 05.03.2004) «об основах обязательного социального страхования».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация и функции структур управления. Принципы их проектирования. Характеристика предприятия ООО "Треал Трейдинг". Анализ персонала, структуры и функций управления. Совершенствование структуры управления. Экономическая эффективность предложений.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2008

    Характеристика деятельности автотранспортного предприятия. Методы мотивации и стимулирования персонала. Построение и анализ организационной структуры предприятия. Проектирование организации труда структурного подразделения. Оценка запроектированных работ.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2014

    Теоретические понятия структур управления. Принципы проектирования структур управления. Анализ структуры управления предприятия. Анализ персонала. Анализ структуры и функций управления. Предложения по совершенствованию структуры управления.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2004

    Роль структуры управления в эффективной работе предприятия. Понятие и принципы построения организационных структур. Анализ производственной структуры на примере предприятия, его описание. Пути совершенствования организационной структуры предприятия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2009

    Сущность, значение организационной структуры предприятия. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности. Совершенствование организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Сущность и понятие организационной структуры. Анализ внешней и внутренней среды, основных показателей деятельности на примере МУП "ИМКХ". Пути повышения экономической эффективности организации на основе совершенствования структуры управления предприятия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Принципы и задачи управления. Виды структур управления, их преимущества и недостатки. Анализ состояния предприятия и его структуры управления на примере ЗАО "Сельские зори". Совершенствование организационной структуры и структуры управления предприятия.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2014

    Понятие организационной структуры управления, ее классификация и разновидности, технология разработки на современном этапе и предъявляемые требования. Анализ и предложения по разработке организационной структуры управления исследуемого предприятия.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    Сущность, значение, структура, показатели использования персонала предприятия. Анализ использования персонала в хозяйственно-экономической деятельности предприятия ОАО "Минский комбинат силикатных изделий", разработка путей его совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2013

    Схема организационной структуры управления ООО "Артан", определение ее типа. Основные подразделения и типы организационной связи. Предложения по рационализации управленческой деятельности и оптимизации организационной структуры управления предприятия.

Анализ качественного состава работников

В настоящее время промышленность ощущает потребность в специалистах нового уровня, не только владеющих самыми современными технологиями и умеющими обращаться с микропроцессорной техникой, но и обладающих широким кругозором в области экономики рынка, умением работать творчески. В связи с этим важное значение в анализе имеет изучение качественного состава работников: по стажу, квалификации (разрядам), образованию, половозрастной структуре. Анализ качественного состава кадров проводится в той степени и с той детализацией, которая определяется целями анализа. Исследование рабочих кадров по возрастной и квалификационной структуре проводится с учетом стажа работы на предприятии. Связь этих трех факторов между собой, а также с другими (например деление работников по полу) позволяет получать детальные данные, необходимые для управления использованием рабочей силы и осуществления кадровой политики, а также для анализа условий труда и жизни работников.

Традиционно в анализе качественного состава изучается динамика и структура численности персонала по всем качественным характеристикам отдельно по рабочим и специалистам. В анализе возрастной и квалификационной структуры рассчитываются показатели среднего возраста, стажа и разряда.

Средний тарифный разряд (стаж, возраст) рабочих исчисляется по формуле среднеарифметической взвешенной из тарифных разрядов (стажа, возраста), взвешенных по числу рабочих, имеющих соответствующие разряды (стаж):

где Ч pi – число рабочих по i- тому разряду;

ti i- тый тарифный разряд рабочих.

По результатам анализа следует сделать вывод о том, по каким группам работников фактический уровень квалификации не соответствует установленному для планирования повышения квалификации, формирования заработной платы и пр.

Рассмотрим пример анализа качественного состава рабочих и специалистов.

1) Характеристика кадров по квалификации .

Таблица 6.2 Профессионально-квалификационный состав рабочих

Год Численность Средний разряд рабочих Всего по разрядам I II III IV V VI Предыдущий год 4,52 Отчетный год 4,54

Средний разряд работ, предусмотренный производственной программой, на данном предприятии составляет 4,9, в то же время фактический тарифный разряд рабочих как в отчетном, так и в предыдущем годах ниже данного уровня. Таким образом, предприятию следует уделить внимание повышению квалификационного уровня рабочих, т.к. несоответствие уровня работ и рабочих может привести к авариям, браку в работе, низкой производительности труда и др.

2) Половозрастная структура кадров.

Таблица 6.3 Анализ служащих по возрасту

Год До 20 лет 20-30 30-40 40-50 50-60 Старше 60 Всего Ср.возраст, лет Базисный год - - 38,59 Удельный вес, % - - 25,6 25,0 37,4 12,0 - Предыдущий год 38,71 Удельный вес, % 0,0 0,0 25,9 24,8 35,8 13,5 - Отчетный год 38,54 Удельный вес, % 0,4 0,4 27,2 23,6 35,5 12,9 -

Средний возраст служащих, рассчитанный по формуле (6.2), составляет примерно 39 лет. Как показал анализ, этот показатель не изменялся на протяжении 3-х лет. Наибольшая доля численности приходится на возрастные группы 50-60 и 40-50 лет.

Аналогичный расчет по функциональной группе руководителей (рисунок 6.1) свидетельствует о том, что средний возраст руководителей предприятия с каждым годом возрастает и составляет 45 лет.

На рисунке 6.2 представлена диаграмма, характеризующая состав руководителей по образованию, из которой видно, что наибольшая часть руководителей имеет высшее образование. Однако в условиях высоких технологий и внедрения прогрессивных методов управления руководители должны постоянно повышать свою квалификацию, что должно быть учтено в планировании обучения кадров.


Рис. 6.1. Возрастной состав руководителей Рис. 6.2. Состав руководителей по образованию

Таблица 6.4 Анализ работников по полу

Год Списочная численность, чел Количество женщин Удельный вес, % Абсолютное изменение, чел Темп роста, % к пред. г. к баз. г. к пред. г. к баз. г. Базисный год 23,20 - - - - Предыдущий год 21,31 102,72 102,72 Отчетный год 22,30 112,42 115,48

В структуре персонала численность мужчин превышает количество женщин примерно в 3,5 раза (доля женщин в среднем составляет 22%), что объясняется спецификой производства работ в трубопроводном транспорте. В то же время количество женщин с каждым годом возрастает: в отчетном году численность женщин на предприятии составляло 552 чел., что на 12,42% больше, чем в предыдущем году, и на 15,48% больше, чем в базисном.

3) Анализ кадров по стажу.

Оценку кадрового состава можно проводить по количеству лет, отработанных на данном предприятии или по числу лет общего стажа.

Таблица 6.5 Анализ состава работников по стажу на предприятии

Стаж До 5 лет 6-10 лет 11-20 лет > 20 лет Средний стаж Базисный год 8,60 Предыдущий год 7,39 Отчетный год 6,74

С каждым годом растет число сотрудников, имеющих стаж работы на предприятии менее 5 лет, что может негативно отразиться на производительности труда и эффективности работы предприятия в целом. В результате средний стаж работы снизился на 21,6%.

Таблица 6.6 Динамика приема молодых специалистов

Год Принято молодых специалистов Абсолютное изменение, чел. Темп роста, % Всего с высшим проф. образованием со средним проф. образованием чел. % чел. % к пред. к баз. к пред. к баз. Базисный год 92,59 7,41 Предыдущий год 94,87 5,13 144,44 144,44 Отчетный год 91,43 8,57 -4 89,74 129,63

Из таблицы 6.6 видно, что в отчетном году приток молодых специалистов незначительно снизился по сравнению с предыдущим годом на 10,26% (4 чел.) и возрос на 29,63% (8 чел.) по сравнению с базисным годом. Из 35 принятых человек 32 имеют высшее профессиональное образование, что на 5 человек меньше, чем в предыдущем году, и на 10 человек больше, чем в базисном.

4) Анализ работников по уровню образования .

Таблица 6.7 Характеристика кадров по уровню образования

Показатели Предыдущий год Уд.вес, % Отчетный год Уд.вес, % Изменение Темп роста, % Списочная численность, всего 107,4 Работники с высшим проф. образованием 26,48 28,32 114,9 Работники со средним профессиональным образованием 26,43 26,18 106,4 Работники, обучающиеся в учеб. заведениях 6,90 7,56 117,6 -руководители 0,87 0,69 -3 -специалисты 1,87 1,58 -4 90,70 -служащие 0,61 0,57 - - -рабочие 3,56 4,73 142,6

Из таблицы видно, что общая численность персонала с высшим и средним профессиональным образованием возросла на 11% (130 чел.), в первую очередь, за счет увеличения количества работников с высшим образованием на 14,92% (91 чел.), а также работников, имеющих среднее профессиональное образование на 6,4% (39 чел.). Кроме того, возросло количество работников, обучающихся вновь и продолжающих повышать свой профессиональный уровень в учебных заведениях.

Анализ качественного состава необходимо проводить во взаимосвязи с изучением динамики и выполнения плана повышения квалификации.

Таблица 6.8 Динамика обучения кадров

Год Работники, прошедшие обучение и повысившие свою квалификацию, в т.ч. специалисты рабочие Кол-во, чел Абс. изменение, ч. Темп роста, % Кол-во, чел Абс. изменение, ч. Темп роста, % к пред. г. к баз. г. к пред. г. к баз. г. к пред. г. к баз. г. к пред. г. к баз. г. Базисный год - - - - - - - - Предыдущий год -25 -25 94,23 94,23 -23 -23 93,65 93,65 Отчетный год 122,55 115,47 -10 -33 97,05 90,88

В отчетном году наблюдается рост численности руководителей, специалистов и служащих, обучающихся и повышающих квалификацию в различных учебных центрах, – на 23%, что свидетельствует о постоянном росте профессиональной подготовки. В то же время в отношении обучения рабочих произошел незначительный спад: в отчетном году обучено 329 чел., что на 9,12% меньше, чем в предыдущем году. Это связано с интенсивным обучением данной категории сотрудников в предыдущие годы.

Рис. 6.3. Динамика обучения кадров Рис. 6.4. Динамика затрат на обучение кадров

Как видно из рисунка 6.4, наблюдается постепенный рост затрат на обучение как специалистов, так и рабочих. Причем количество обученных рабочих в среднем за три года практически не менялось и составляло 331 чел., в то время как количество специалистов, повысивших свою квалификацию, в отчетном году значительно возросло. В результате затраты на обучение одного рабочего в отчетном году возросли на 40% и составили в среднем 9500 руб., а на одного специалиста – на 8% (6000 руб.).

6.3. Анализ движения кадров

Движение работников предприятия характеризуется изменением списочной численности работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам. В численность принятых работников включаются лица, зачисленные в отчетном периоде на предприятие приказом (распоряжением) о приеме на работу. В численность выбывших работников включаются все работники, оставившие работу на предприятии независимо от оснований (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации; соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод работника с его согласия на другое предприятие; увольнение в связи с наступлением пенсионного возраста и др.). В число принятых и выбывших работников списочного состава не включаются: работники, привлеченные на работу по специальным договорам; внешние совместители и другие.

Движение рабочей силы характеризуется следующими коэффициентами:

4 коэффициент приема кадров – отношение количества работников, принятых на работу за анализируемый период, к среднесписочной численности за тот же период;

4 коэффициент выбытия кадров – отношение количества работников, уволенных по всем причинам за анализируемый период, к среднесписочной численности за тот же период;

4 коэффициент текучести кадров – отношение численности уволенных (выбывших) работников по причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью (по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины и др.), к среднесписочной численности за тот же период;

4 коэффициент постоянства кадров – отношение количества работников, проработавших весь год на предприятии, к среднесписочной численности;

4 коэффициент стабильности кадров – отношение работников, проработавших на данном предприятии более 3-х лет, к среднесписочной численности.

В анализе движения кадров необходимо изучить динамику показателей в целом по предприятию и по рабочим, указать основные причины увольнений. Анализ движения кадров следует проводить во взаимосвязи с уровнем социального обеспечения работников, условиями труда и др.

Таблица 6.9 Анализ движения кадров

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение 1. Состояло по списку на начало года, чел. 2. Принято в течение года – всего, чел. -46 3. Выбыло в течение года – всего, чел. в т.ч. в связи с сокращением численности персонала по собственному желанию за нарушение трудовой дисциплины по другим причинам из них: на пенсию в связи с переводом на др. пред. - - -74 - -37 -4 -33 -3 -23 4. Состояло на конец года, чел. 5. Коэффициент оборота по приему, % всего рабочих 7,4 5,2 9,1 7,9 1,7 2,7 6. Коэффициент оборота по выбытию, % всего рабочих 5,7 4,4 4,2 -6,6 -1,5 7. Коэффициент общего оборота, % всего рабочих 5,3 7,9 6,5 -3,1 1,2 8. Коэффициент текучести, % всего рабочих 7,2 4,8 3,6 2,8 -3,6 -2 9. Численность работников, проработавших весь год, чел. 10. Численность работников, проработавших более 3-х лет, чел. 11. Коэффициент постоянства, % всего рабочих 82,9 63,5 92,2 78,3 9,3 14,8 12. Коэффициент стабильности, % всего рабочих 60,8 71,1 58,4 -2,9 -2,4

Анализируя показатели движения кадров можно сделать вывод что численность работников в отчетном году увеличилась на 86 чел. Выбытие работников снизилось на 74 чел., при этом было принято на 46 чел. меньше. Основной причиной выбытия как в предыдущем, так и в отчетном году являлось увольнение по собственному желанию – около 60%. Основными причинами увольнения по собственному желанию явились: неудовлетворенность решением жилищных вопросов, заработной платы, неудовлетворенность профессией и др. Следует отметить, что коэффициент оборота по приему возрос на 1,7%, в то же время коэффициент оборота по выбытию снизился на 6,6%, а коэффициент текучести кадров – на 3,6%. Это говорит о повышении постоянства кадров, что характеризует рост производительности труда и закрепление квалифицированных кадров.

6.4. Анализ использования рабочего времени

Важнейшей задачей использования фонда рабочего времени является формирование стабильных трудовых коллективов, укрепление трудовой дисциплины, устранение потерь рабочего времени, связанного с нарушением организации и технологии производства.

Полноту использования персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени (ФРВ). Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию.

Контроль за использованием рабочего времени начинается с данных табельного учета, анализа баланса использования рабочего времени одного рабочего, изучения использования рабочего времени по рабочим местам и участкам производства.

Анализируя использование рабочего времени, необходимо изучить структуру фонда рабочего времени. Взаимосвязь структурных групп рабочего времени отражена на рисунке 6.5.

Рис. 6.5 Схема формирования фонда рабочего времени

В анализе использования рабочего времени рассчитываются следующие коэффициенты:

1) коэффициент использования календарного фонда рабочего времени:

2) коэффициент использования максимально возможного фонда рабочего времени:

Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня. Эту зависимость можно представить следующим образом:

ФРВ = ЧР * Д * П, (6.5)

где ЧР – численность рабочих;

Д – количество отработанных дней одним рабочим за год;

П – средняя продолжительность рабочего дня.

Рассмотрим пример факторного анализа исходя из данных таблицы 6.10.

Таблица 6.10 Показатели использования рабочего времени

Показатели Значение показателя Изменение Предыдущий год Отчетный год Среднегодовая численность рабочих (ЧР), чел. -226 Отработано дней одним рабочим за год (Д), дн. +8 Отработано часов одним рабочим за год (Ч), ч. 1694,8 +17,8 Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч. 7,8 7,6 -0,2 Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел-ч. 17003928,4 -200414,6

Расчеты показывают, что на анализируемом предприятии ФРВ в отчетном году сократился на 200414,6 чел.-ч., или на 11,6%, в т.ч. за счет изменения:

Численности рабочих:

∆ФРВ чр = (ЧР 1 – ЧР 0) * Д 0 * П 0 = (10033 – 10259) * 215 * 7,8 = -379 002,0 чел.-ч;

Количества отработанных дней одним рабочим:

∆ФРВ д = ЧР 1 * (Д 1 – Д 0) * П 0 = 10033 * (223 – 215) * 7,8 = +626 059,2 чел.-ч;

Продолжительности рабочего дня:

∆ФРВ п = ЧР 1 * Д 1 * (П 1 – П 0) = 10033 * 223 * (7,6 – 7,8) = -447 471,8 чел.-ч.

Как видно из проведенных расчетов, на анализируемом предприятии не в полном объеме используется рабочее время. За счет сокращения численности рабочих на 226 человек ФРВ снизился на 379 002,0 чел.-ч. Также произошли изменения в использовании рабочего времени: в результате перевода некоторых работников на сокращенную рабочую неделю сократилась средняя продолжительность рабочего дня на 0,2 ч, что привело к общим потерям рабочего времени на 447 471,8 чел.-ч. однако это было компенсировано увеличением количества дней, отработанных дней одним рабочим, что позволило снизить потери рабочего времени на 626 059,2 чел.-ч.

Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени необходимо сопоставить данные баланса рабочего времени отчетного и предшествующего периодов (таблица 6.11).

Рис. 6.6. Динамика неявок на работу

Таблица 6.11 Анализ использования фонда рабочего времени

Наименование На одного рабочего Изменение Предыдущий год Отчетный год На одного рабочего На всех рабочих Календарное количество дней -1 -10033 В том числе: праздничные и выходные дни – – Номинальный фонд рабочего времени, дни -1 -10033 Невыходы на работу, дни -9 -90297 В том числе: - ежегодные отпуска -4 -40132 - отпуска по учебе -5 -50165 - отпуска по беременности и родам +2 +20066 - дополнительные отпуска с разрешения администрации – – - болезни -2 -20066 - прогулы – +1 +10033 - простои – -1 -10033 Явочный фонд рабочего времени, дни +8 +80264 Средняя продолжительность рабочего дня – – Бюджет рабочего времени +64 +642112 Предпраздничные сокращенные дни, ч – – Льготное время для подростков, ч – – – – Перерывы в работе кормящих матерей, ч – – – – Внутрисменные простои, ч – +20 +200660 Полезный фонд рабочего времени, ч +44 +441452 Сверхурочно отработанное время, ч +2 +20066 Непроизводительные затраты рабочего времени, ч -8 -80264

Потери рабочего времени могут быть вызваны объективными и субъективными причинами, а именно: дополнительными отпусками с разрешения администрации; заболеваниями работников с временной потерей трудоспособности; прогулами; простоями, из-за неисправности оборудования, машин, механизмов, из-за отсутствия работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и др.

Анализируя данные таблицы 6.11, следует отметить, что на данном предприятии сократились невыходы на работу в среднем на 9 дней на каждого человека в основном за счет сокращения ежегодных и учебных отпусков на 40132 чел.-ч и на 50165 чел.-ч соответственно, а также в результате снижения невыходов по болезни и простоев. Данное обстоятельство можно охарактеризовать как улучшение использования рабочего времени, однако необходимо обратить внимание на рост прогулов, которые являются резервами использования рабочего времени.

Роль систематики в познании организации

Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других сферах.

Роль руководителя в системе управления

Развитие отношений субъектов рыночной экономики требует современных подходов и форм к управлению персоналом. Термин управления персоналом возник в теории управления как дань важности выбора кадровой политики в случаях решений вопросов касаемо стратегии развития компании.

Разработка стратегии развития предприятия

Актуальность разработки стратегических планов развития для торгово-развлекательного комплекса «Континент» заключается в увеличении рентабельности, привлечении новых клиентов и повышению экономических показателей.

Разработка стратегии и структуры компании

В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции.

Разработка информационной системы офиса

Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Им приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает их постоянно держать под контролем различные аспекты финансово — хозяйственной деятельности.

Социально — экономический анализ персонала ОАО «Хабаровскнефтепродукта»

Половозрастная структура персонала организации — это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту представлена на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2 — Структура персонала ОАО «Хабаровскнефтепродукт» по полу

Анализ показал, что в ОАО «Хабаровскнефтепродукт» основную массу работников составляют женщины — 73,8 %, а мужчины — 26,2 %. Это объясняется тем, что в основном все профессии распределены по учёту и реализации нефтепродуктов и не требуют физического труда.

Структура персонала по возрасту представлена на рисунке 2.3. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала.

Рисунок 2.3 — Структура персонала ОАО «Хабаровскнефтепродукт» по возрасту

Преобладающим возрастом является возраст от 36-45 лет, это составляет 45,1%; затем возраст от 26-35 лет — 28%; 12,5% — молодёжь от 18 до 25 лет; 11% — люди от 46-55 лет; и 3,4% люди старше 56 лет.

Структура персонала по стажу представлена на рисунке 2.4. Стаж работы характеризует стабильность трудового коллектива.

Рисунок 2.4 Структура персонала ОАО «Хабаровскнефтепродукт» по стажу

Анализ кадрового состава по количеству проработанных лет показал, что большинство работников — это лица, которые проработали от 1-5 лет (34%); 21,3% — от 6-10 лет; 15,7% — от 11-15 лет; 25,5% — менее одного года; 2,3 % — от 16-20 лет; и 1,2% — более 20 лет.

Структура персонала по уровню образования представлена на рисунке 2.5:

Рисунок 2.5 — Структура персонала по образованию

По уровню образования преобладает средне-специальное — 58,8%; 17,6% — среднее образование; 21,8% — высшее образование; и 1,8% — неоконченное высшее. Высшее образование имеют все руководители, специалисты, служащие.

Данные по движению структуры кадров приведем в таблице 2.5:

Таблица 2.5 — Анализ движения структуры кадров

www.managfine.ru

Анализ качественного состава персонала организации

Анализ качественного состава персонала является необходимым для выявления резервов повышения эффективности деятельности предприятия, а сравнение его показателей с показателями аналогичных предприятий используется для совершенствования структуры персонала. Уровень качественного состава управленческого персонала определяет уровень эффективности функционирования предприятия в том, что от личных свойств работников, их общеобразовательного и квалификационного уровня зависит качество управленческих решений и результаты их реализации. От качественного состава оперативного и вспомогательного персонала зависит качество торгового обслуживания.

Анализ качественного состава персонала торгового предприятия предполагает изучение работников по полу, возрасту, образованию, квалификации, стажу работы и другим признакам.

Важными показателями качественного состава персонала являются:

1. Укомплектование предприятия необходимым количеством персонала определенных профессий, специальностей, квалификации:

o уровень общего и специального образования;

o средний возраст работников;

o стаж работы по данной специальности (на должности) и стаж работы на данном предприятии;

o численность работников, овладевших совместимые профессии, и социальная активность работников.

2. Соотношение численности мужчин и женщин на различных должностях и в профессиональных группах.

3. Качество расстановки кадров по должностям и специальностям.

4. Степень соответствия работника требованиям рабочего места.

5. Продолжительность использования работника на одной должности. Основным аналитическим способом определения качественного состава

персонала предприятия является баланс сравнительных данных, сравнение штатной потребности работников для выполнения производственной программы по численности, профессиям, квалификации, образованию и их наличием.

Такие данные, как совмещение профессий, средний возраст, относительная численность мужчин и женщин, в подразделениях сравниваются со средними показателями по предприятию, об’ единению.

Квалификационный состав рабочих подразделений можно анализировать их среднему разряду по формуле:

где г — номер разряда;

] т — численность рабочих каждого разряда;

Следует сравнивать средний тарифный разряд рабочих со средним разрядом работ по предприятию и подразделениям.

Данные о средний тарифный разряд рабочих содержатся в статистической отчетности предприятия о составе рабочих по профессиям и разрядам.

В современных условиях квалификация рабочих формируется благодаря трем показателям: специальная подготовка, общее образование и производственный опыт. Различное сочетание этих компонентов делает рабочего способным к выполнению работ того или иного разряда.

Квалификационный состав специалистов определяется показателем? (уровень квалификации), т.е. отношением фактической численности специалистов с высшим (к ф) и средним образованием (к ф) к их общей потребности по штатному расписанию (К возраст с):

Кроме того, определяется соответствие специальностей экономистов, инженеров, техников за дипломом с их потребностью по штатному расписанию.

Важным показателем качественного состава персонала на предприятии является наличие работников, совмещающих профессии: это одна из рациональных форм разделения труда и ее влияния на рабочие кадры. Показатель качества расстановки персонала по должностям рассчитывается сложением количества специалистов с высшим образованием и средним специальным образованием, занимающих руководящие и инженерно-технические должности, и распределением этой суммы на общее количество должностей, требующих замещения специалистами:

где Я п — качество расстановки специалистов по должностям; К в ф — количество специалистов с высшим образованием; К с ф — количество специалистов со средним специальным образованием;

ЗК пл — общее количество должностей, требующих высшего образования; ЗК пс — общее количество должностей, требующих среднего специального образования.

Текучесть — это результат увольнении одних работников и приеме на работу в организацию.

Текучесть может дорого обходиться работодателю. Издержки на текучесть включают:

o расходы на социальную безопасность и помощь по безработице;

o выплату промежуточных отпусков, пособий;

o простоя машин и оборудования;

o затраты на отбор персонала;

o административные расходы;

o снижение производительности, поскольку необходимо время для адаптации новых работников, достижения ими уровня производительности уволенных работников.

Работники освобождаются тогда, когда их потребности не удовлетворяются на этом месте и возможно на другом месте будут более благоприятные условия труда.

Некоторые виды текучести полезны для организации, когда увольнение данного работника не будет иметь негативных последствий.

Самовольный невыход на работу вызывает ряд проблем. Расходы предприятия вызывают выплаты, которые осуществляются независимо от наличия или отсутствия работника. Кроме того, надо оплачивать понадурочну труд работника, который выполняет работу отсутствующего работника, а это обходится дороже. Здесь также может простаивать дорогостоящее оборудование, машины и механизмы.

Расчет самовольного невыхода на работу осуществляется по формуле:

Время (количество рабочих дней) потраченных за отсутствие на работе за определенный период

среднее количество в определенном периоде работников X количество рабочих дней

общее количество пропущенных часов

общее количество рабочих часов по графику

С текучестью и самовольным невыходом на работу связаны такие формы оценок, как недовольство и жалобы.

Недовольство — выражение (в письменной или устной форме неудовлетворенности или критика работника и менеджера.

Жалоба — это недовольство, поданное в письменной форме руководству или представителю профсоюза.

Конечно это не все виды жалоб и недовольства, связанные с проблемой управления персоналом. Они могут быть относительно оборудования, механизмов и т.п., рост количества жалоб может быть поводом неудовлетворенности, что приводит к текучести персонала.

1. Производственный персонал (рабочие)

1.1 Основные рабочие

1.2 Вспомогательные рабочие

2. Административный персонал (служащие)

2.3 Прочие служащие

3. Общая численность персонала

По результатам расчетов необходимо: охарактеризовать изменения в общей численности персонала, отметив наличие общей тенденции, сопоставить динамику различных категорий персонала, охарактеризовать структуру персонала и ее изменения, обратить внимание на пропорции в структуре персонала (производственный и административный).

Важным этапом анализа трудовых ресурсов является изучения качественной структуры персонала предприятия. При этом под качественной структурой понимают распределение работников по полу и возрасту, уровню образования, стажу работы на предприятии и других признакам. Данные о распределении работников по качественным характеристикам могут быть представлены в таблицах 6-8. Следует охарактеризовать качественную структуру в динамике и использовать информацию за 2-3 года.

Таблица 6 – Оценка структуры работников по полу и возрасту

Распределение по возрасту

Распределение по полу

При оценке распределения работников по возрасту необходимо обратить внимание на долю различных возрастных категорий и сформулировать соответствующие выводы. Так, значительный удельный вес работников в возрасте от 20 до 30 лет предполагает высокий потенциал персонала в повышении уровня квалификации и профессиональной подготовки. Большой удельный вес возрастных категорий от 20 до 40 лет в целом свидетельствует о высокой трудовой активности персонала, так как именно на эти годы приходится пик трудовой активности человека. При характеристике распределения работников по полу следует отметить удельный вес мужчин и женщин и охарактеризовать происходящие изменения.

Для оценки структуры персонала по уровню образования выделяют категории работников со средним образованием, средним специальным (профессиональным), высшим профессиональным образованием.

Таблица 7 – Оценка структуры работников по полу и возрасту

по уровню образования

Среднее специальное (профессиональное) образование

Высшее профессиональное образование

По данным таблицы характеризуется структура персонала по уровню образования в целом (доля работников с различным уровнем общей и профессиональной подготовки), оценивается ее динамика. Сопоставляются темпы роста численности работников различных категорий. Большой удельный вес работников с более высоким уровнем образования, безусловно, характеризует структуру персонала положительно. Можно, кроме того, выяснить состав работников по специальностям и профессиям и указать, какие специальности и профессии преобладают (по рабочим и служащим).

В дополнение следует провести анализ работы предприятия по подготовке кадров. Для этого может быть рассмотрена информация:

О наличии на предприятии структурного подразделения, в функции которого входит работа по подготовке персонала (отдел или бюро подготовки кадров), направления работы данного подразделения;

О количестве работников, проходящих профессиональную подготовку и переподготовку (в том числе – по категориям работников), периодичности обучения;

О формах обучения (с отрывом и без отрыва от производства; в средних специальных и высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, участие в работе семинаров и т.п.), о составе специальностей, по которым проходит подготовка;

О величине затрат предприятия на подготовку кадров (всего и на одного работника в среднем в год).

Такая информация позволит оценить заинтересованность руководства предприятия в повышении уровня образования и квалификации работников, может выявить связь в активности предприятия по подготовке кадров и динамике качественной структуры персонала по уровню образования.

Немаловажное значение имеет распределение работников по стажу, поскольку показатель продолжительности работы на предприятии характеризует стабильность персонала, оценивает долю опытных работников, и до некоторой степени – удовлетворенность условиями труда.

По результатам расчетов необходимо сделать вывод о структуре персонала по продолжительности работы на предприятии, охарактеризовать ее динамику.

Таблица 8 – Оценка структуры персонала по продолжительности работы

Распределение по стажу работы на предприятии

Анализ персонала по возрасту полу стажу

Анализ персонала по возрасту

Возрастная структура работников представлена в таблице 3.

Анализ возрастной структуры

Данные таблицы 3 графически представлены на рис.3

Наибольшее количество работников — 38% — приходится на категорию «свыше 50 лет». Эти сотрудники имеют высшее, среднетехническое, средне-специальное, среднее образование, так как давно закончили учебные заведения некоторые проходят повышение квалификации, в совершенстве владеют компьютером и компьютерными программами. На втором месте идет категория «от 30 до 40 лет» — она составляет 29%. Эти работники имеют значительный опыт работы, а также более чутко реагирующие на изменения внешней среды и более легко к ним адаптирующиеся.

На третьем уровне «от 40 до 50 лет», что составляет 21%. На четвертом уровне «от 20 до 30 лет» -8%. И на последнем уровне категория «до 20 лет»-4%, это самая малочисленная категория.

Анализ персонала по общему стажу

В рамках анализа персонала по стажу работы необходимо провести анализ по общему стажу и анализ по стажу работы на предприятии.

Исходные данные приведены в таблице 2, результаты анализа — в таблицах 4 и 5, а также на рис. 4 и 5.

Анализ персонала по возрасту полу стажу

Изменения 2013г к 2012г

Средний медицинский персонал

Из таблицы 16 — видно, что большую часть персонала больницы составляет средний медицинский персонал 39,8% (это медицинские сестры, фельдшера скорой медицинской помощи, акушерки).

На втором месте «прочие» 29,3% (это административно – хозяйственная часть, водители, повара, операторы ЭВМ, статисты). И на последнем месте младший медицинский персонал 8,9% -это санитарки, сестра хозяйка, дезинфекторы.

Анализ персонала по полу

Анализ персонала по полу имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по сферам приложения труда работников и определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в организации

Проанализируем структуру персонала в МБУЗ Пушкинской районной больнице «им проф. Розанова В. Н.» за 2012- 2013 гг. по полу (см. таблицу -17).

Таблица 17 – Анализ персонала по полу

всего персонала, в том числе:

В анализируемой организации в основном работают женщины 80,2%. Это характерно с родом деятельности организации. Мужчины 19,8% в основном работают на должности врачей и в обслуживающем персонале (см. таблицу – 17)

Анализ персонала по образованию

Уровень образования персонала организации – важнейшая его качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределения персонала по группам в зависимости от полученного образования.

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и умений, навыков и способов, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Структура персонала МБУЗ Пушкинской районной больницы «проф. Розанова В. Н.» по уровню образования представлена в таблице (см. таблицу – 18).

Таблица 18 – Анализ персонала МБУЗ «Пушкинской районной больницы» по образованию

неполным высшим образованием

со средне-специальным образованием

со средним образованием

В анализируемом периоде 2012-2013гг., наблюдаем незначительные изменения в уровне образования персонала.

Из таблицы видим, что в 2012 и 2013 годах основная масса сотрудников имеет средне специальное образование – 42,1 % (это медицинские сестры и фельдшера). Высшее образование, они составляют 32,6 %, сюда входит весь врачебный персонал, руководители и специалисты, которые в свою очередь должны иметь высокий уровень подготовки и квалификации.

Эти показатели по сравнению с 2012 годом увеличились в общей численности персонала.

Небольшой процент имеют сотрудники с неполным высшим образованием 1,2% . Остальной состав сотрудников имеет среднее образование 24,1% (см. таблицу 18)

Сведения о повышении квалификации медицинского персонала

Министерство Здравоохранения Московской области особое внимание уделяет вопросам совершенствования профессиональных знаний и навыков имеющихся медицинских кадров как одному из способов повышения из заинтересованности в сохранении рабочего места.

После дипломная подготовка тесно связана с сертификацией и аттестацией медицинских кадров.

На протяжении последних лет постоянно нарастает объем работы по аттестации медицинских кадров. В значительной мере это связано с введением новых условий оплаты труда работников здравоохранения согласно приказа Мин здрава РФ, увязавшего уровень заработной платы с наличием квалификационной категории (см. таблицу – 19)

Таблица 19 – Сведения о повышении квалификации медицинского персонала.

  • Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего документов: 233329 На казахском языке: 116993 На русском языке: 115930 На английском языке: 406 Дата обновления: 08.06.2018 […]
  • Как правильно: женщина - гражданин или гражданка России? 23 декабря 2013 17:08 Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к сложным вопросам письменной официально-деловой речи. При заполнении анкет и других официальных документов заявитель нередко сталкивается с […]
  • Юридическая консультация по вопросам ЖКХ Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, которые обеспечивают функциональность инфраструктуры различных зданий, путём предоставления услуг создающих или поддерживающих комфорт и удобство проживания граждан. В этот комплекс входят: фирмы по […]
  • Отзыв апелляционной жалобы в рк Главная страница » Образцы процессуальных документов ОБРАЗЦЫ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. 1.1. Исковое заявление в районный суд (взыскание по долговой расписке). 1.2. Решение районного суда. 2. ОТЗЫВ НА ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. 2.1. Отзыв на исковое заявление в […]
  • Консультация юриста онлайн Быстрый ответ - на срочный вопрос, ответ в течение часа 100% гарантия консультации юриста Круглосуточная онлайн консультация 24/7 Понятные ответы на вопросы любой сложности Всегда на связи адвокаты юристы онлайн прямо сейчас Реальная консультация от живых юристов Ответ сразу […]
  • Новое в блогах Как вернуть деньги за неправильно начисленные налоги До конца этой недели россияне получат очередные «письма счастья» - на этот раз от налоговой инспекции. В конвертах - уведомления с просьбой исполнить финансовый долг перед государством. Но как быть, если вы не согласны с налоговиками? ТРОЙНОЕ […]
  • Как можно написать и грамотно оформить жалобу на управляющую компанию в жилищную инспекцию? Жилищная инспекция – это первая инстанция, в которую обращается недовольный жилец после того, как управляющая компания не исполнила его требования, изложенные в претензии. Некоторые потребители коммунальных услуг и вовсе […]
  • Проверка сметной документации в Твери Проверка сметной документации под ключ На любые работы в сжатые сроки Проверка сметной документации – это анализ сметы, направленный на определение правильности ее составления, грамотности применения действующих нормативов и точности используемых при этом данных. Главная цель […]

Группы сотрудников по возрасту, лет

Численность сотрудников на начало года, чел.

Абс.изменение

Темп роста, %

Анализ табл.12 позволяет сделать выводы о том, что к началу 2012 году по отношению к началу 2011 году произошли следующие изменения в структуре персонала ООО «Аврора» по возрастному признаку: людей в возрасте от 20 до 30 лет увеличилось на 2 человека, в возрасте от 30 до 40 – в штат был принят ещё один человек. По остальным возрастным категориям все осталось без изменений.

Таблица13

Распределение сотрудников ООО «Аврора» по трудовому стажу

Группы сотрудников по стажу, лет

Численность рабочих на начало года, чел.

Абсолютное изменение, чел.

От 10 до 15

От 15 до 20

Анализ данных из табл.13, позволяет сделать следующие выводы:

В организации ООО «Аврора» работают в основном сотрудники со стажем, об этом говорит показатель удельного веса, который на начало 2011 года по двум группам сотрудников (5-10 и 10-15 лет стажа) составлял 62,9% от общего числа сотрудников, на начало 2012 года удельный вес сотрудников по этим же двум группам составил 68,8%;

К концу 2011 года из 4 сотрудников, имеющих стаж работы от 15 до 20 лет осталось работать два сотрудника, остальные вышли на пенсию.

Трудовые отношения с работниками оформляются пакетом докумен­тов, в который входят заявление о приеме на работу, приказ о приеме на работу, трудовой договор, должностные инструкции. При приеме на работу в аппарат управления от кандидатов также приветствуется резюме, отзывы и рекомендации с предыдущего места работы.

В процессе отбора кандидатов работники отдела кадров останав­ливают свой выбор на наиболее квалифицированных и опытных специалистах. Однако трудно рассчитывать, что новички сразу поймут, например, организационную структуру предприятия или быстро освоят какое-то специальное оборудование. Да и работа­ющим сотрудникам тоже необходимо обновлять свои знания по различным аспектам бизнеса в привязке к выполняемой ими работе. Отсюда возникает потребность в обучении кадров. Однако процессу обучения на предприятии практически не уделяют внимания, просто прикрепляют новичка к одному из работников, который показывает и объясняет его обязанности.

Учитывая увеличивающуюся численность персонала ООО «Аврора», в подчинении директора по общим вопросам через год придется создать Отдел по управлению персоналом. Его организационно-штатная структура будет выглядеть следующим образом (рис.9).

Менеджер -методист

Рис.9 Оргструктура созданного отдела по управлению персоналом ООО «Аврора»

Предложения для ООО «Аврора» в области управления персоналом представлен в табл.14

Таблица 14

Предложения для ООО «Аврора» в области управления персоналом

Мероприятия

Ответственный

Примечания

Разработка и дальнейшее совершенствование системы подбора кадров

Осуществлен переход к стандартизованной системе подбора персонала, которая оптимально впишется в существующую корпоративную культуру необходимыми организации компетенциями

Разработка системы адаптации кадров

Начальник отдела по управлению персоналом

Май 2013 г. – декабрь 2013 г.

Получена система последовательного ознакомления с организацией: ее миссией, философией, правилами и принципами. Разработана система обучения функционированию сотрудников в ООО «Аврора».

Вывод: в связи с расширением организации в 2012г. предстоит создать кадровую службу: Отдел по управлению персоналом. Сотрудникам этого отдела предстоит заниматься вопросами подбора и адаптации персонала, а также совместно с отделом планирования контроля и учета разрабатывать систему мотивации труда в организации.