Методы обучения на рабочем месте. Развитие человеческого потенциала и обучение на рабочем месте как ксо приоритет

Обучение на рабочем месте, как правило, подразумевает наблюдение за опытным начальником или коллегой, когда они выполняют определенную работу или решают какую-либо задачу. После этого работник пытается выполнить работу самостоятельно. Такие отношения "тренер - обучаемый" продолжаются на основе "наблюдай и делай" до тех пор, пока работник не будет способен хорошо работать самостоятельно.

Преимущества обучения на рабочем месте:

* оно дешево, хотя учтите "стоимость" отвлечения инструктора от других задач;

* легко удовлетворить потребности обучаемого - инструктор может подстраиваться под ученика;

* работник получает опыт "из рук в руки".

Однако этот метод обучения имеет недостатки:

* вы или ваши коллеги могут не обладать достаточным опытом в обучении, особенно если оно предназначено для того, чтобы держать работников в курсе новых разработок или технологии;

* ваше обучающее оборудование и возможности могут не соответствовать задаче обучения;

* вы или ваши коллеги могут иметь недостаточно свободного времени, чтобы обучать персонал лично;

* работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточного авторитета и ответственности;

* работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги. Необязательно проводить обучение под вашим наблюдением или в вашем собственном офисе. Существует много различных курсов, организуемых вузами или организациями, занимающимися бизнесом в области подготовки персонала.

Обучение вне рабочего места.

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению. Используемые методы обучения.

Пассивный метод обучения. Проблемы: усталость слушателей, отсутствие обратной связи

Программированные курсы обучения: более активный метод обучения с привлечением теоретических знаний

Конференции и семинары: активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает поведение в различных ситуациях (конференция по решению проблем)

Метод обучения или повышения квалификации руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели группы). Соединение теоретических знаний и практических навыков; причем такие способности, как видение проблемы, обработка информации, конструктивно-критическое мышление, творчество, в процессах принятия решений развиваются и значительно улучшаются

Ролевое обучение:обучение манере вести себя в конфликтных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны представлять определенные точки зрения

Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих па конкурирующих рынках. Слушатели распределяют между собой роли членов правления конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью заданных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких этапов производства важных отраслей (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.). Проблематичным остается часто сильно упрощенное изображение реальности.

Общее управление.

Молодые специалисты занимаются принятием реальных решений по проблемам управления организации. Разработанные в рабочих группах предложения решений передаются в управление (правление) организации. Правление рассматривает предложение, принимает по этому предложению решение и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложения

В последнее время активно используется метод рабочих групп, которые во время регулярных встреч (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и возможности ее улучшения. Речь идет о японской концепции кружка качества, который между тем обосновался в США и Европе, а также о германской концепции "вместо учебы". Обе концепции имеют ряд аналогичных особенностей: группы хотят управлять самостоятельно, производственная иерархия в работе группы не имеет никакого значения; результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели: кружок качества тенденциозно старается подчеркнуть цель подготовки квалифицированных кадров, ориентированную на результат, т.е. экономическую эффективность, в то время как группа "вместо учебы" на передний план выставляет элементы подготовки квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. на выработку манеры поведения, подготовку к учебе.

Есть организации типа "открытый колледж" или "открытый университет", которые предлагают курсы по широкому спектру тем, посвященных бизнесу. Обычно присылается пакет книг и аудио- или видеокассет. Они часто подкрепляются теле- и радиопередачами.

Обучение вне рабочего места имеет следующие преимущества:

* занятия проводятся опытными экспертами;

* используются современное оборудование и информация;

* работники получают заряд свежих идей и информации.

Однако этот тип обучения имеет ограничения:

* курсы обычно дороги, особенно когда вы добавляете стоимость расходов на проезд, суммы, выплачиваемые за обед, стоимость потерянной продукции;

* чаще изучается теория, нежели практика, и ее может быть сложно применить в обычной работе;

* имеющиеся курсы могут не соответствовать вашим требованиям; ваш бизнес может пострадать, если ключевые работники будут отсутствовать на работе.

Преимущества заочного обучения:

* это удобно - работники могут обучаться вечером или в выходные;

* работники могут учиться со своей собственной "скоростью";

* профессиональное обучение, осуществляемое экспертами;

* новые идеи и мнения могут принести пользу в организации бизнеса.

Недостатки заключаются в следующем:

* это может быть дорого, хотя и не так, как некоторые виды внерабочего обучения;

* курсы могут быть оторванными от практики вашего бизнеса и перенасыщены теорией;

* работники могут быть не настроены проходить обучение в свое свободное время;

* нет непосредственной обратной связи с учителем.

Управление процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей.

Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей подразделений и самих работников путем проведения опросов руководителей и специалистов (отдел профессиональной подготовки рассылает анкету с просьбой указать в ней потребности в профессиональном обучении), анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников.

Иногда утверждают, что профессиональное обучение ориентируется прежде всего на задачи сегодняшнего дня, так как оно характеризует процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний персоналу организации, а развитие - на будущие потребности организации. Однако с ускорением изменений во внешней для организаций среде и в самих организациях это различие становится все более условным. Формально профессиональное развитие шире, чем профессиональное обучение, и часто включает в себя последнее, однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не столь важным, поскольку и профессиональное обучение, и развитие служат одной цели - подготовке персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач.

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Поэтому возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации. Выигрывает от внутриорганизационного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.

Для определения потребностей профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности организации в развитии своего персонала. Этими факторами являются:

* динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство);

* развитие техники и технологии, влекущее за собой появление новой продукции, услуг и методов производства;

* изменение стратегии развития организации;

* создание новой организационной структуры;

* освоение новых видов деятельности.

Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития. В ходе аттестации сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального развития. Результатом этого обсуждения становится план индивидуального развития, который передается в службу управления персоналом. Специалисты по профессиональному развитию оценивают план с точки зрения его реалистичности, выполнимости, соответствия потребностям организации и ее финансовым возможностям и вносят в него необходимые коррективы. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития персонала организации. Эта программа определяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет.

В условиях частых изменений рыночной ситуации и с учетом регулярного появления технических и технологических новшеств требуется новый подход к проблеме подготовки и повышения квалификации кадров.

Суть этого нового подхода заключается в том, что подготовка и повышение квалификации должны представлять собой замкнутый, ориентированный на проблемы организации и конечные результаты цикл развития персонала.

При реализации данного подхода необходимо учитывать следующие обстоятельства:

* преимущество в области профподготовки должно быть отдано учебным программам широкого профиля, поскольку они лучше всего отвечают требованиям быстро изменяющихся технологий и в сочетании со специальными знаниями способствуют приспособлению работника к рабочему месту;

* данные программы должны реализовываться на регулярной основе со 100%-ным охватом соответствующих категорий персонала;

* участвовать в каждой из программ подготовки и повышения квалификации кадров должно не менее 30 % персонала каждой конкретной категории. При меньшем уровне вовлеченности работники, прошедшие подготовку и переподготовку, не смогут оказать воздействие на характер, стиль и содержание работы своих коллег.

При реализации учебных программ необходимо различать собственно производственное обучение (training) и усовершенствование, или развитие рабочей силы (development). Работники приобретают знания и навыки, необходимые для лучшего выполнения своих производственных функций и конкретных трудовых операций.

Формирование программ обучения относится к стратегии, помогающей организации сохранить достигнутый статус-кво.

Основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, заключаются в следующем:

1. Полная и достоверная информированность работников организации о возможных формах обучения, о связи этого обучения с их профессиональным статусом, материальным обеспечением. Таким образом может быть достигнута мотивация дополнительного обучения.

2. Климат в организации, благоприятствующий стремлению работников к обучению. Это подразумевает поощрение учащихся, хорошие условия для занятий, своевременную оценку результатов обучения.

3. Рациональное сочетание теоретического и практического обучения.

Развитие рабочей силы представляет собой долгосрочную, ориентированную на будущее политику, основанную на долгосрочных инвестициях в человеческий фактор. Задачей такой политики является не просто подготовка квалифицированных специалистов, но и формирование стратегически мыслящих кадров с широким кругозором, умеющих видеть перспективы развития.

Соответственно различаются и подходы к организации этих видов учебы. Программное обучение развивается преимущественно децентрализованно. На уровне отдельных производственных подразделений осуществляется выбор учебных программ; их финансирование и организация, обучение, как правило, идут без отрыва от производства. В противоположность этому реализация стратегической кадровой политики фирмы осуществляется и финансируется на уровне корпорации, где централизованно определяется, кого из сотрудников целесообразно обучать внутрифирменно, но с отрывом от производства, кого командировать для прохождения университетского курса, как увязать повышение и приобретение новой квалификации сотрудников с их продвижением по службе и пр.

Программа обучения персонала может включать три подраздела и должна быть увязана со стратегией корпорации.

1-е направление представляет собой так называемое необходимое обучение и содержит тот минимум информации, который требуется работнику, чтобы сохранить свое конкретное рабочее место.

2-е направление - сфокусированное обучение - носит стратегический характер и рассчитано лишь на определенный контингент, с творческим потенциалом которого фирма связывает свои надежды на будущее развитие.

3-е направление образует "программу развития", по которой занимаются желающие развить свои способности, усовершенствовать мастерство.

Однако знания и навыки, получаемые при этом обучении, не являются необходимыми сегодня для выполнения их производственных обязанностей. Эти программы носят скорее резервный характер, повышая общий квалификационный и образовательный уровень кадров, а также выполняют сугубо социальную роль, создавая условия для развития и самовыражения работников.

Координацию действий всех подразделений организации осуществляет Центр обучения и производственной подготовки.

Помимо изменения содержания и целевой ориентации учебных программ происходит изменение самой "технологии" обучения. Повышается интенсивность учебного процесса, прежде всего благодаря внедрению компьютерной видео- и телевизионной техники. Обучение с использованием компьютеров и видеосистем с обратной связью (интерактивных) позволяет сокращать время обучения вдвое. С их помощью ложно смоделировать управление атомной электростанцией, ведение танкового боя, указание первой медицинской помощи и т.д.

Наиболее интенсивно обучение проходит в тех отраслях, где осуществляются активная разработка и внедрение новых видов продукции и технологий (производство электронно-вычислительной аппаратуры, химическая, аэрокосмическая промышленность и т.д.). Вместе с тем нередко даже сами крупные организации прибегают к объединению усилий. Одна из наиболее интересных инициатив по повышению квалификации и переподготовке кадров была предпринята тремя ведущими автомобилестроительными корпорациями США, создавшими совместно с профсоюзом автомобилестроителей "фонд 10 центов в час". Первоначально этот фонд был учрежден по договоренности с профсоюзом компанией Форд, через два года присоединилась "Дженерал моторз", еще через два года - "Крайслер". Оговоренный вначале взнос "Форда" составлял 10 центов на каждую почасовую ставку рабочего. Со вступлением "Дженерал моторз" взнос увеличился до 25 центов за час. в настоящее время он равняется в среднем 22,5 цента за час. Собранные таким образом средства пошли на учреждение центров по подготовке и развитию кадров. Программы рассчитаны преимущественно на 8 недель обучения: дважды в неделю по 1,5 часа в день. Особенностью данной инициативы является также отказ от стремления к узкой специализации знаний и рабочих навыков.

Более мелкие фирмы и предприятия решают задачу приобретения квалифицированных работников следующими путями:

* через традиционное ученичество непосредственно па рабочем месте, используя принцип наставничества и основной методический принцип: "Смотри, как это делает Нелли";

* через приобретение готовых обученных кадров (однако следует сразу отметить, что и в этом возможности мелких предприятий также несопоставимы с лидерами, ведущими "охоту за головами");

* через контракты по подготовке кадров в учебных центрах крупных корпораций и иных частных и государственных курсах, школах и т.д.;

* через создание совместных объединений по профессиональному обучению кадров.

Принимая во внимание экономические и социальные интересы, цели работников, руководство организации ни на минуту не должно забывать о конечной цели самой организации. Поэтому все большее значение придается оценке результатов обучения с чисто экономической точки зрения, определению влияния фактора обучения на производительность и прибыльность, конкурентоспособность и экономический рост. В настоящее время еще далеко не все фирмы осуществляют регулярный и систематический учет и контроль эффективности обучения. Тем не менее объективная необходимость в такой оценке проявляется все более настоятельно и лежит в основе развития относительно новой специфической области бухгалтерского учета - счетов человеческих ресурсов.

Среди разнообразия подходов к этой проблеме выделяются два основных подхода, соответствующие двум вышерассмотренным типам философии экономического роста и двум кадровым стратегиям, -

* "покупка кадров" и

* "формирование кадров".

Первая концепция опирается на тезис, что человеческие ресурсы - фактор затрат, напрямую связанный с процессом производства продукта. Ценность человеческих ресурсов равна поэтому результатам влияния на производительность их фактического функционального поведения. Повышение квалификации или знаний, требуемое для улучшения производства, также характеризует затраты, прямо связанные с текущими издержками производства продукта. С этой точки зрения оценка эффективности обучения сводится к измерению роста производительности труда и выпуска продукции, т.е. измеряются практически только ближайшие результаты.

Принципиально иной характер носит вторая концепция, трактующая человеческие ресурсы как активы корпорации, капитализированные вложения. Сторонники данной концепции проводят параллель между стоимостью человеческих ресурсов и капитальными затратами, воплощенными в строениях, оборудовании и т.д.: ценность, или полезность, человеческих ресурсов может возрастать (в результате обучения, приобретения опыта) или убывать со временем и обладает способностью к амортизации точно так же, как долгосрочные инвестиции. Расходы на обучение расцениваются поэтому не как издержки, а как инвестиции, обеспечивающие будущее корпорации, ее долговременный рост. С этих позиций если происходит увольнение работников, высока текучесть кадров, то налицо потери для фирмы, не успевшей до конца использовать человеческие ресурсы, потерявшей вложенный в эти ресурсы капитал. С другой стороны, поддержание стабильного кадрового состава снижает риск долгосрочного инвестирования в производственное обучение.

Наиболее ярко такая политика проявляется в практике пожизненного найма, типичной для японских корпораций. В Японии любят брать на работу выпускников школ или высших учебных заведений, а не лиц, работавших ранее в других фирмах. Пожизненный наём дополняется системой старшинства, поскольку возраст работников и их трудовой стаж работы в данной организации расцениваются как заслуга и основание для продвижения по службе и повышения заработной платы. Другими словами, работники вознаграждаются за лояльность. Если организация приглашает руководящие кадры со стороны, а не продвигает собственных сотрудников, то тем самым она отрицательно влияет на моральный климат в трудовом коллективе и снижает лояльность работников по отношению к фирме. Поэтому организации, разделяющие данную концепцию, применяют параллельно с организацией производственного обучения широкий арсенал средств по повышению удовлетворенности работников, развитию у них чувства лояльности к фирме, повышению мотивации труда и др.

Профессиональное обучение повышает человеческий капитал, полученный либо через формальное обучение (образование), либо через практический опыт. Поэтому следует рассматривать затраты на обучение как одну из форм инвестиций. От расширения инвестиций в человеческий капитал выигрывают как сами организации, так и обучаемые работники. Наблюдатели выигрывают, получая персонал высокого качества, а работники выигрывают не только от перспективы служебного продвижения и от повышения заработной платы, но и от расширения возможностей на рынке труда, которое обеспечивается образованием.

Подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки в перспективе ниже издержек на повышение производительности труда за счет профессиональной подготовки или за счет устраненных издержек, возникающих при ошибочном найме рабочей силы.

Кроме того, с экономической точки зрения необходимо принять решение о том, следует ли узко специализировать подготовку квалифицированных кадров или ориентировать ее на широкий диапазон. Если содержание подготовки квалифицированных кадров будет ограничено актуально необходимой, очень суженной областью использования умения (как правило - рабочее место), то это хотя и является рентабельным на ближайшее время, однако сопряжено с опасностью, что не восстановится или потеряется умение приспособиться к изменению требований, предъявляемых к работе. Более того, необходимо стимулировать те способности, которые позволяют обнаруживать комплексную взаимозависимость, самостоятельно работать, улучшить сотрудничество, повысить ответственность.

Для принятия решения о вложении средств в повышение квалификации сотрудников важно оценить, насколько эти вложения будут эффективными. Эффективность вложений в человеческий капитал, в том числе в повышение квалификации или в образование работников, можно рассматривать аналогично эффективности инвестиций в новые технологии, оборудование, ценные бумаги и т.п. При этом необходимо учитывать, что такие вложения могут совершать как отдельные лица, так и организации, а также государство. В любом случае следует сопоставлять сумму затрат на образование и возможные выгоды от того, кто выступает в качестве "инвестора".

Если рассматривать затраты отдельного человека, то они могут складываться из следующих составляющих:

* прямые затраты на образование;

* затраты упущенных возможностей за время образования;

* затраты упущенных возможностей в связи с вероятной сменой профессии, места работы.

Выгодами же здесь могут быть: ожидаемое повышение заработной платы после получения образования и, кроме того, изменение социального статуса, продвижение по служебной лестнице, что также в определенной мере способствует улучшению личного благосостояния.

Важно учитывать распределение выгод (благ) по времени от получения образования, ведь эффект может длиться всю трудовую жизнь с момента применения новых знаний в работе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04

Эффективность деятельности их организации во многом зависит от человеческого фактора, а точнее сказать от уровня профессиональной подготовки сотрудников. При этом, нужно также учитывать быструю смену обстоятельств.

В наше время успеха добиваются те компании, руководители которых понимают, что эффективность деятельности их организации во многом зависит от человеческого фактора, а точнее сказать от уровня профессиональной подготовки сотрудников. При этом, нужно также учитывать быструю смену технологий и глубокую реструктуризацию экономики, что диктует необходимость постоянно повышать свою профессиональную квалификации. В условиях жёсткой конкуренции на рынке прогрессивные менеджеры заботятся о профессиональном развитии своих подчинённых , которое включает в себя приобретение сотрудниками новых компетенций, знаний, умений и навыков.

Систематическое пополнение своих профессиональных знаний позволяет человеку сохранить качество и уровень своих профессиональных навыков на конкурентоспособном уровне. Иначе говоря, недостаточно один раз в жизни получить образование и остановиться на этом уровне. Современные рыночные условия этого не потерпят.

Для решения задачи профессионального развития сотрудников различных организаций агентство по подбору персонала "Фаворит" имеет в своём арсенале ряд методик, которые включают в себя профессиональное обучение, тренинги, развитие карьеры, образование.

Все методы обучения можно разделить на две большие группы: обучение на рабочем месте и обучение вне рабочего места.

Обучение на рабочем месте требует меньших финансовых затрат, что особенно актуально в условиях экономического кризиса, а также имеет наибольшую практическую направленность, так как непосредственно связано с профессиональными обязанностями работника. Получаемые знания сразу же закрепляются на практике. В данном виде обучения участвуют три человека: сотрудник, его руководитель и менеджер по управлению человеческими ресурсами (HR-менеджер), причём на первых двух в данном случае возлагается наибольшая ответственность. HR-менеджерам в данном процессе отводится консультативная и методологическая роль.

Обучение на рабочем месте включает в себя ряд методик:

1. Баддинг (от англ. budding - перспективный) - также называется неформальное наставничество, которое происходит при включении обучаемого в процесс деятельности другого человека. При этом происходит взаимное обучение. Здесь нет «старших» и «младших». Все участники полностью равноправны. Советы и рекомендации и передаются в двустороннем порядке.

2. Шэдуинг (от англ. shadowing - затенение) - наблюдение за процессом труда. Это позволяет выявить слабые стороны в профессиональной подготовке работника и направить процесс обучения на их устранение.

3. Секондмент (от англ. secondment - командирование) - включает в себя временный перевод сотрудника в другое подразделение данной компании или стажировку в совершенно другой компании. Другое название этого метода - ротация.

4. Наставничество - заключается в целенаправленной передаче профессионального опыта. Является наиболее старым методом передачи опыта, но темнее менее не потерял свою актуальность.

5. Коучинг (от англ. coaching - кураторство) - во многом схож с наставничеством. Однако отличается тем, что обучаемому сотруднику не предлагают уже готовые шаблоны решения тех или иных производственных ситуаций, а стимулируют на самостоятельный поиск решения проблемы с помощью коуча (куратора).

6. Тьюторство (от англ. tutor - опекун, репетитор) - один из видов наставничества , при котором, в процессе дискуссии, решаются вопросы о переносе полученных знаний в повседневную практику обучаемого.

7. Инструктаж - может проводиться как опытным сотрудником, так и специально подготовленным инструктором. Данный метод заключается в разъяснение и демонстрацию приёмов работы непосредственно на рабочем месте.

Методы обучения вне рабочего места позволяют отвлечься от насущных проблем на производстве и расширить свой профессиональный кругозор. Данные методы отличаются своей широтой охвата информации и позволяют получить самые передовые знания в своей области.

Классическим методом обучения вне рабочего места является лекция. Она позволяет донести до обучаемых сотрудников большой объём информации в ограниченный по времени срок. Этот метод наилучшим образом даёт возможность узнать работникам о новых тенденциях развития их отрасли, получить информацию об внедряемых передовых технологий. Недостатком данного метода является то, что обучаемые сотрудники являются пассивными участниками происходящего. В процессе лекции из-за отсутствия обратной связи трудно определить степень усвояемости материала.

Эту слабую сторону лекций призван исправить такой метод обучения, как рассмотрение практических ситуаций (кейсов). Данная методика впервые была опробована ещё в Гарвардской школе бизнеса на юридическом факультете в 1869 году, и по сей день она широко применяется в процессе профессионального развития. Этот метод заключается в индивидуальном анализе с последующим разбором в группе гипотетических или реальных ситуаций, суть которых может быть представлена в виде описания, видеофильма и т.д. При рассмотрении практических ситуаций обучающиеся сотрудники играют активную роль, а тренер выполняет консультативную функцию.

Деловые игры является ещё одним методом повышения квалификации вне рабочего места. При этом обыгрываются ситуации максимально приближённые к реальной профессиональной деятельности. Поэтому практические выводы этих игр могут непосредственно помочь повысить профессиональную эффективность персонала.

Видеотренинг представляет собой анализ видеозаписи практических упражнений. Участники процесса обучения могут со стороны взглянуть на свои действия и поведение. Это помогает скорректировать индивидуальный стиль делового поведения.

Самостоятельное обучение не требует ни специальных материальных затрат, ни привлечения инструкторов. Сотрудники сами решают, когда и в каком объёме осваивать новую информацию. Этот метод требует определённого уровня самодисциплины. Менеджеры компании могут помочь своим подчинённым в данном методе обучения путём предоставления им специальных вспомогательных средств в виде аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.

В целом процентное применение методов повышения профессиональных навыков, как в России, так и за рубежом имеет структуру «70-20-10». Это означает, что 70% времени тратится на решение реальных задач на рабочем месте; 20% времени уходит на обучение на рабочем месте в форме наставничества, коучинга, тьюторства и т. д.; 10% - обучение вне рабочего места.

Обучение на рабочем месте при всей его положительной роли имеет ряд недостатков: сложность рационального объяснения опыта и умений наставника, быстрое старение знаний, полученных на рабочем месте, кроме того, не всегда обучение отвечает задачам обучаемого. Существует возможность несовместимости (психологической или другой) между инструктором и обучаемым, высокая вероятность небрежного выполнения им своих обязанностей по обучению. Это требует тщательного подбора инструкторов, которые должны быть достаточно близки обучаемым по личностным характеристикам и социальному положению.

В целом при наличии достаточного запаса теоретических знаний у обучаемого (полученных на курсах, в учебном центре или образовательном учреждении) обучение на рабочем месте более предпочтительно, чем обучение с отрывом от производства. Оно менее затратно, позволяет человеку сразу же войти в работу в процессе ее выполнения, имеет существенную практическую направленность. Общеизвестно, что работник, сразу же вовлеченный в процесс, будет работать более продуктивно.

Особенностью инструктажа, как формы обучения на рабочем месте, является то, что опытный сотрудник демонстрирует и разъясняет обучаемому порядок действий для выполнения той или иной работы. Инструктаж непродолжителен и должен быть направлен на изучение какого-то конкретного действия или операции, которая выполняется (или будет выполняться) обучаемым. Инструктажи проводятся перед началом работы и непосредственно в ходе работы. Сотрудник также имеет возможность самостоятельно в затруднительных ситуациях обратиться к прописанной инструкции.

Этапами инструктажа являются:

  • 1) определение цели;
  • 2) выбор места проведения;
  • 3) проверка имеющихся знаний;
  • 4) пробуждение интереса к работе;
  • 5) объяснение способов ее выполнения в целом и в деталях, выделение ключевых моментов, выдача четких указаний и рекомендаций;
  • 6) проверка усвоения информации и корректировка ошибок;
  • 7) контроль над выполнением заданий.

Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности. В качестве примера приведем интервью официанта отеля Ritz-Carlton Николая М. о начале своей карьеры: «В течение двух дней я проходил инструктаж, а потом еще столько же времени наблюдал за работой С. Поснера, одного из самых опытных официантов Ritz-Carlton. И вот теперь я должен был сам, под его наблюдением, доставить ужин в номер» .

Сторителлинг (от англ, story telling , дословно - рассказывание историй) заключается «в том, чтобы с помощью мифов и историй из жизни организаций обучать молодых сотрудников правилам работы в компании. Данный метод начинает работать уже в процессе подбора персонала на вакантные должности. В зависимости оттого, насколько подходит тот или иной кандидат, интервьюер рассказывает о компании, таким образом подготавливая к ее традициям, философии, корпоративной культуре. При его применении не следует переусердствовать с позитивом, чтобы не было сильного расхождения с той информацией, которую сотрудник получит от коллектива в будущем.

Перед выходом на работу сотрудник также знакомится со всеми необходимыми ему локальными нормативными актами: правилами внутреннего трудового распорядка, политикой в области управления персоналом, другими.

При выходе на работу непосредственный руководитель помогает новому сотруднику быстрее познакомиться с коллегами, организационной структурой компании (куда с каким вопросом можно обратиться), планом вхождения в должность (контрольные сроки), должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами, необходимыми для работы, стандартами и философией компании. Непосредственный руководитель курирует деятельность вновь принятого сотрудника в период испытательного срока, помогая ему, контролируя и формируя его лояльность к компании» .

Для иллюстрации данного положения в качестве примера приведем легенду отеля Ritz-Carlton «Жизнеописание тринадцатого Цезаря» (приложение 4), которая в повествовательно-исторической форме знакомит вновь принятых сотрудников с деятельностью основателя системы отелей Ritz-Carlton Цезаря Ритца. Без давления и нажима молодым сотрудникам преподносится система ценностей, позитивная работа в которой приведет их к успеху.

Метод «тень» (shadowing) предполагает, что к сотруднику организации прикрепляют кандидата на вакантное место. Руководитель организации делает его «тенью» на один-два дня с целью оценить, сохранится ли мотивация этого человека или нет. По исследованиям, проведенным в США, после использования такого метода 50% кандидатов на вакантные места отказываются от своей мечты. Организации широко используют метод «тени» для сокращения затрат на подбор персонала, на постоянную замену людей, которые уходят из-за того, что их ожидания на новой должности не оправдались. Данный метод - один из самых просто реализуемых и незатратных.

С точки зрения британской компании PricewaterhouseCoopers, когда к вам прикрепляют «тень», которая наблюдает за вами целый день, с тайм-менеджментом, умением расставлять приоритеты и принимать решения у вас точно будет все в порядке. В западных компаниях люди часто сами проявляют инициативу, чтобы к ним приставили «тень», поскольку это их мотивирует и организует, позволяет почувствовать свой авторитет и продемонстрировать профессионализм .

В работе Д. Элаш и Дж. Лонг приведен следующий пример. Менеджер по продажам была принята на работу в североамериканское подразделение японской корпорации. До перехода она трудилась в фирме, являющейся основным клиентом этой компании. Цель такой рокировки заключалась в том, чтобы корпорация смогла на максимальном уровне удовлетворять запросы своего клиента, используя более полную информацию - о его потребностях, ценностях, стандартах работы и т.д., которую предоставила новый менеджер.

Чтобы не возникло конфликта интересов между давно работающими сотрудниками и новичком, а также в целях более быстрой адаптации была разработана программа «тень», состоящая из двух этапов. Первый заключался в изучении новым специалистом корпоративной культуры. Задачей второго этапа было построение и развитие рабочих отношений новичка с его внутренними клиентами.

Первый этап продлился шесть недель. Менеджер стала «тенью» вице-президента по продажам. Каждую неделю они обсуждали «открытия», касающиеся организационной культуры, сделанные сотрудницей. Вице-президент выступал в роли коуча, давал возможность менеджеру стать наблюдателем в новой среде. Он задавал вопросы, а не преподносил готовые ответы. Его подопечная исполняла роль «антрополога», изучая новую для нее среду.

На втором этапе новый менеджер пообщалась с каждым членом команды и постаралась выяснить:

  • каких действий от нее ожидают;
  • какой вклад она может внести в успех команды;
  • какова цепь взаимоотношений в команде.

Проработав все указанные вопросы, менеджер подготовила презентацию своего плана действий по интеграции в команду. Впоследствии ее члены периодически собирались, чтобы обсудить ход реализации намеченного плана и действия нового менеджера.

Ротация - это перевод персонала на определенное время в другую структуру для изучения и овладения необходимыми знаниями и навыками. Сотрудник временно переводится на новую должность или работу для формирования дополнительных профессиональных компетенций и повышения опыта работы (от нескольких дней до нескольких месяцев). При этом ротация не имеет ничего общего с командировками или со стажировками.

Ротация может быть:

  • краткосрочной (около 100 часов рабочего времени);
  • длительной (до года).

В Европе и США достаточно часто используют данный метод, в России его популяризация пока ограничивается редкими обсуждениями в узких кругах.

Метод ротации целесообразно применять в отношении сотрудников, нуждающихся в многосторонней квалификации, для выполнения работы на различных должностях и в разных подразделениях. Топ-менеджмент на Западе часто ротируется в государственные структуры осваивать навыки планирования и разработки крупных проектов (М.И. Магура, М.Б. Курбатова).

Участие в процедуре ротации положительно влияет на персонал, позволяет специалистам проявить свои сильные и слабые стороны, преодолеть стресс, избежать застоя, способствует укреплению связей внутри компании, помогает лучше понять проблемы других подразделений. Например, опыт компании Hewlett-Packard показывает, что управляемая и даже форсируемая ротация, как ни парадоксально, в конечном счете приводит к большей кадровой стабильности, чем отказ от политики кадровой ротации. «Там, где обновление непрерывно, люди переходят с места на место, но большая часть этих перемен осуществляется за счет собственных людских ресурсов, и социальная безопасность для большинства из тех, кто переходит на новое место, сохраняется. Там же, где обновление начинается в связи с кризисом, массовая смена руководства становится, по-видимому, неизбежной», - объясняет суть этого явления Р. Уотермен. Поэтому не только Hewlett-Packard , но и многие другие ведущие компании мира, такие, как IBM, Citicorp, Morgan, Olivetti , постоянно перемещают своих менеджеров внутри организации.

Преимущества ротации для сотрудника:

  • возможность личного развития, лучше узнает свою организацию и работу ее соответствующих отделов и служб;
  • разнообразный опыт работы в проектах;
  • адаптивность к изменениям, работая в разных организационных средах, психологически подготавливается к возможной смене рабочего места;
  • навыки внутриорганизационного взаимодействия и опыт решения нестандартных для себя задач.

«Отдающая» сторона от применения ротации получает:

  • сотрудников с улучшенными навыками;
  • командную работу и кросс-функциональное взаимодействие;
  • высокую мотивацию персонала;
  • хорошую сеть контактов;
  • репутацию хорошего работодателя.

«Принимающая» сторона от применения ротации получает - бесплатные ресурсы для своих проектов и сотрудника, которому можно поручить практически любую работу.

Но ротация связана с временным снижением производительности и требует высоких издержек, не позволяет полностью включаться во все операции, распыляет знания и навыки, не исключает возможности случайно «забыть» человека в чужом коллективе.

Что касается вопроса «Кто платит?», то, как правило, - «отдающая» сторона. Таким образом, секондмент (от англ, secondment - командирование) - один из самых незатратных методов обучения, потому что, отправляя сотрудника на тренинг, компания оплачивает ему рабочий день плюс сам тренинг, а при секондменте он получает только свою заработную плату. Иногда компании договариваются, что эта плата делится между «отдающей» и «принимающей» сторонами, в редких случаях зарплату сотруднику выплачивает «принимающая» сторона.

Организация ротации регламентируется положением о ротации персонала, пример которого представлен в приложении 5.

Для отдельных организаций наиболее частая форма обучения персонала - внутрикорпоративные тренинги. Тренинги на рабочем месте, как правило, ведут руководители отделов. Их содержание - обучение навыкам работы, например в гостинице старшая горничная обучает горничных порядку и правилам уборки номера, подготовки номера ко сну и пр.

Внутрикорпоративные тренинги делятся на:

  • общие - разрабатываются на основе общих требований к эффективному сотруднику организации;
  • специальные - ориентированы на конкретные группы персонала, разрабатываются и проводятся для обучения осуществлению какого-либо специального процесса;
  • дополнительные - проводятся при появлении в организации новых задач. Такое обучение может носить индивидуальный характер. Обучение четко планируется и проводится по определенной программе, разработанной для данной профессиональной категории.

В гостиницах крупных сетевых компаний тренинг-менеджером разрабатывается ежемесячный календарь курсов обучения. В нем содержится подробная информация о времени проведения и содержании каждого тренинга. Календарь на будущий месяц, как правило, предоставляется руководителям всех структурных подразделений приблизительно двадцатого числа предшествующего месяца, вывешивается на доски объявлений в рабочих зонах гостиницы и на корпоративных сайтах. Каждый месяц руководители подразделений направляют своих сотрудников на обучение, в зависимости от потребностей .

Например, сотрудникам отеля «Арарат Парк Хаятт Москва» предлагается «Тренинг для вашего будущего» - это постоянно совершенствуемая модульная программа обучения, призванная помочь профессиональному росту сотрудников. Эти программы используются Хаятт Интернешнл Хотелс с целью достижения высоких стандартов обслуживания гостей.

В программу входят «следующие модули :

  • ориентация персонала;
  • Хаятт об обучении навыкам работы;
  • Хаятт о групповом обучении;
  • навыки лидерства;
  • превосходный сервис;
  • производительность труда людей и прибыль;
  • интегрированный маркетинг и коммуникации;
  • навыки коммуникации;
  • навыки подготовки и проведения презентации;
  • охрана труда и техника безопасности;
  • навыки обработки телефонных звонков;
  • финансы для нефинансовых менеджеров».

Проводятся комплексы тренингов для руководящего состава. В ряде организаций некоторые курсы обучения представляются в форме печатного учебного пособия, содержащего в том числе теоретические и практические задания. Такие программы самообразования могут быть разработаны с учетом индивидуальных потребностей, сильных и слабых сторон сотрудника, темпов его обучаемости и ежедневной загрузки на работе. Контроль за подобной формой обучения возложен на руководителей соответствующих отделов.

Так, для развития руководящего состава отеля Арарат Парк Хаятт Москва предлагается комплекс программ по развитию менеджмента НуаПгаск. «Цель этих программ - совершенствование управленческих качеств руководящих кадров посредством выполнения ряда программ по развитию менеджмента. В рамках программ предоставляются ценные учебные материалы.

Существующие программы по развитию менеджмента НуаПгаск :

  • развитие менеджмента в области питания и напитков;
  • развитие менеджмента в области продаж и маркетинга;
  • развитие менеджмента в области гостиничных номеров. Представленные в формате компакт-диска программы обучения

являются программами для самообразования, которые могут быть разработаны с учетом индивидуальных потребностей того или иного руководителя, темпов его обучаемости и ежедневной загрузки на работе. Эти программы можно освоить полностью или частично в зависимости от изначальных целей обучения. Слушателю предлагается серия практических и теоретических заданий, которые предстоит изучить и выполнить под контролем руководителя соответствующего отдела. Оценка результатов обучения проводится совместно слушателем и руководителем соответствующего отдела после завершения каждого раздела .

Линейные менеджеры, как правило, являются тренерами-настав-никами, что отражено в их должностных инструкциях. Например, в компании Vrigley данная деятельность тренера-наставника дополнительно не оплачивается, но активно пропагандируется как элемент корпоративной культуры. На начальном этапе внедрения программы и обязанностей тренера-наставника лучшего менеджера за успехи в работе наградили путешествием по его предпочтению. Идея приза и награждения широко рекламировалась в компании. Руководитель проекта внедрения обучения линейными менеджерами отмечает, что менеджеры получают удовольствие от такой работы и проведения тренингов и активно обучают своих стажеров.

Одним из видов внутрикорпоративных тренингов являются адаптационные тренинги, способствующие приспособлению вновь принятых сотрудников к трудовой среде и трудовому коллективу. Программа подобного тренинга для сотрудников банка «ВТБ 24» представлена в приложении 6.

Кросс-тренинг - метод знакомства и обучения с работой другого подразделения компании. Работник, принятый на работу, проходит тренинг, например, в другом подразделении компании (наблюдает за работой и помогает сотрудникам). Кросс-тренинг может длиться от нескольких часов до полного рабочего дня. По результатам прохождения кросс-тренинга сотрудник должен ответить на вопросы. Кросс-тренинги целесообразно проводить для всех сотрудников компании. Такая форма обучения повышает мотивацию сотрудников к обучению и развитию, создает условия для взаимозаменяемости, положительно влияет на взаимопонимание между сотрудниками разных подразделений.

Организация кросс-тренинга для сотрудников крупной сети ресторанов Москвы, методика оценки эффективности прохождения ими тренинга и пример стандартной программы кросс-тренинга представлены в приложении 7.

В целях обучения руководителей на рабочем месте для работы в новой должности часто используется стажировка в форме ассистирования, дублирования, объединенного руководства, что дает частичное предварительное обучение и опыт. В частности, метод «спаривание», или «близнецы» предполагает, что старый и новый руководители на протяжении некоторого времени (от нескольких дней до нескольких месяцев) работают вместе. Это потенциально конфликтно, и поэтому не всегда эффективно. Целесообразнее партнерство в форме опеки и наставничества, но на более высоком уровне, чем для рядовых работников.

Например, в компании Ford Motor данная форма обучения применяется для руководителей структурных подразделений. В рамках стратегического подхода в компании действует программа Executive Partnering. Она заключается в том, что перспективные молодые менеджеры в течение восьми недель повсюду сопровождают топ-менеджеров, к которым прикреплены. Они присутствуют на всех переговорах, участвуют в совещаниях, выезжают на объекты. При этом молодые менеджеры знакомятся со всем спектром деловых задач, с которыми сталкиваются каждый день руководители: взаимодействие с разными людьми, проблемы размещения ресурсов и др.

Стажер обязан:

  • 1. Качественно и в срок выполнять положенную работу.
  • 2. Изучать и применять на практике должностные инструкции заместителя или руководителя и нести ответственность за результаты работы, за свой участок.
  • 3. Выполнять задания руководителей стажировки.
  • 4. Вести работу по выявлению и использованию резервов, внедрению рациональных методов работы.
  • 5. Своевременно проходить теоретическое обучение.
  • 6. Составлять отчеты о работе после каждого этапа стажировки.
  • 7. Соблюдать правила внутреннего распорядка, техники безопасности, дисциплины, обязанности по отношению к фирме.
  • 8. Разрабатывать предложения.

Обязанности руководителя стажировки:

  • 1. Знакомить стажера с должностными обязанностями и документами.
  • 2. Разрабатывать индивидуальные правила стажировки.
  • 3. Выдавать конкретные производственные задания с определенными сроками исполнения.
  • 4. Содействовать формированию у стажера прогрессивного стиля и методов руководства.
  • 5. Изучать профессиональные и личностные качества стажера.

Оценивать результаты обучения можно на основе тестов, наблюдения за поведением сотрудников, их реакцией в ходе обучения, анкетирования. Оценки могут быть как разовыми, так и регулярными, а их критерии должны быть определены и доведены до них перед началом программы. Полезны, как показывает практика, и повторные оценки.

  • Полевая М.В. Качественный персонал - не роскошь. Проблемы подготовки специалистов для столичной индустрии туризма // Управление персоналом. 2010. №4. С. 42-45.
  • Сайт гостиницы «Арарат Парк Хаятт Москва». [Электронный ресурс] // и ЙЬ: http://moscow.park.hyatt.com/ru/hotel/our-hotel.html
  • Сайт гостиницы «Арарат Парк Хаятт Москва» [Электронный ресурс] // и ЯЬ: http://moscow.park.hyatt.com/ru/hotel/our-hotel.html
  • Метод обучения Характерные особенности метода
    1. Направленное приобретение опыта Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения
    2.Производственный инструктаж Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой
    3.Смена рабочего места(ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
    4.Использование работников в качестве ассис-тентов. стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности
    5.Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

    Компании используют данный метод для обучения по следующим причинам: есть возможность учесть корпоративную специфику; экономятся значительные средства; сохраняются корпоративные тайны.

    При этом метод имеет следующие ограничения:

    Отсутствие источников развития систем обучения внутри компании;

    Невозможность генерировать и продвигать новые продукты без интеллектуальных вливаний извне;

    Рутинизация работы сотрудников по обучению персонала вследствие тиражирования одних и тех же учебных моделей;

    Ограниченность аудитории, которая может обучаться посредством внутренних ресурсов.

    При достаточном запасе теоретических знаний вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем вне рабочего места, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного отбора инструкторов, их близости к обучаемым по социальному положению и личным качествам. Таким образом основными методами профессионального обучения персонала на рабочем месте являются:

    «Инструктаж - разъяснение и демонстрация приёмов работы опытным сотрудником или специально подготовленным инструктором непосредственно на рабочем месте. По времени инструктаж непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности. Широко используется на всех уровнях современной организации»6.



    Ротация - метод подготовки кадров в организации, который предполагает последовательную работу сотрудника на разных должностях как в своем, так и в других подразделениях с целью приобретения новых навыков. Ротация применяется тогда, когда сотруднику необходима многосторонняя квалификация, «многоплоскостной» взгляд на проблемы организации. Кроме сугубо обучающего эффекта, ротация оказывает положительное воздействие на сотрудников, помогает преодолевать стресс, вызванный однообразными производственными функциями, расширять социальные контакты. Вместе с достоинствами у этого метода есть и недостаток: высокие издержки, связанные с временным снижением производительности из-за перемещения сотрудника по должностям.

    «Ученичество и наставничество - метод передачи знаний и навыков от опытного и компетентного сотрудника менее опытному и компетентному в процессе их общения. Метод широко распространен там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов: в медицине, сфере услуг, управлении. Ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь. Они могут занимать должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в возможности получить совет более опытного человека, постоянно следящего за их профессиональным развитием. Метод требует больших затрат времени, взаимного доверия, особой подготовки и склада характера наставника, которым практически невозможно стать по указанию сверху»7.

      Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.

      • Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.

        Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.

        Наставничество является традиционным методом обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

      Методы обучения вне рабочего места дают учащемся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.

      • Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

        Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определенной мере преодолеть этот недостаток. Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.

        Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они обновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.

        Видеотренинг - это активная форма обучения с использованием видеозаписи практических упражнений. Видеоанализ позволяет участникам увидеть себя со стороны, скорректировать индивидуальный стиль делового поведения.

        Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средст - аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.

    Разработка и реализация системы обучения персонала состоит из следующих шагов:

      Определить: потребности персонала в обучении, уровень профессионального и личностного развития сотрудников, целесообразность обучения тех или иных сотрудников.

      Разработать: систему обучающих мероприятий, включающих контроль за усвоением знаний и формированием навыков, систему поддержки результатов обучения.

      Включить систему обучения в систему стимулирования/мотивирования персонала.

      Организовать обучающие мероприятия (лекции, семинары, тренинги, рабочие группы и т.д.), адаптированные к потребностям и особенностям вашей компании.

    1. Получить "обратную связь" по результатам обучения.