Народная элитарная. Элитарная, массовая и народная культуры

Глава III . Культура народная, элитарная и массовая

Субстанциональный – существен-ный, основной (от лат. substantia сущность), функциональный (от лат. function деятельность, отправление), деятельностный.

Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах учебника, культура - это созданная человеком вторая, т. е. искусственная природа (Гегель). Первая, естественная , природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. Сложный, многогранный, многоликий мир культуры – это «возделанная» , «взращенная» среда обитания людей, созданная посредством различных форм и способов их деятельности и насыщенная разнообразными продуктами (результатами) этой деятельности. Каждая культура на планете воплощает в себе специфический набор способов социальной практики, которая всегда соответствует конкретно-историческому типу общества. Культура существует в жизни, в истории, во времени и, следовательно, в развитии только благодаря людям . А это значит, что культура есть характеристика человеческого общества, его людей, прошлого (истории) и настоящего. Изучать любую культуру, рассчитывая на успех, можно лишь в органическом единстве с соответствующим типом общества, жизнью и деятельностью людей.

Субъект

(создатель, носитель, хранитель) культуры и ее структурная дифференциация

Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, культура, с одной стороны, выступает как сложная и взаимосвязанная целостность , а с другой, как совокупность многих культурных элементов, составляющих ее строение (структуру ), функционирующий организм. Всю совокупность элементов культуры принято разделять на два «блока»: субстанциональный и функциональный . Морфологическое изучение этих «блоков» составляющих структуру культуры, по мнению ученых, предполагает несколько взаимосвязанных направлений исследовательской деятельности :

Морфология - (от греч. morphe – форма, logos – понятие, учение) – наука (учение) о закономерностях строения, процессах формообразования явлений, организмов в их развитии.

1) генетическое рождение и становление культурных форм;

2) историческое динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени ;

3) микродинамическое динамика современных культурных форм (в пределах жизни трех поколений);

4) структурно-функциональное принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

5) технологическое распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве .

Субъект (лат. subjectus ­– лежащий визу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект. Объект (лат. objectum предмет) – то, что противостоит субъекту и на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность .

Во-вторых, при изучении феномена культуры, неизбежно встает вопрос о ее субъекте , т. е. о том, кто ее создает, хранит, воспроизводит и передает во времени и пространстве. В-третьих, возникает и проблема объекта – того, что и как, каким образом создается в мире культуры. В культурологии предметы, механизмы, способы их создания, использования, сохранения культурных достижений и опыта принято называть «культурным текстом ».

Культурный текст – это не текст в обычном понимании (т. е. письменный, графический текст). Под культурным текстом понимается: образ жизни, соционормативные, хозяйственно-бытовые, эстетико-художе-ственные и прочие представления, практические навыки, верования, знания и т. д., а также предметная среда (жилище, орудия тру-да, домашняя утварь).

Итак, культура существует и развивается как живой организм, пока активно действует человек. Он – цель и средство, начало и результат ее функционирования. Человек создает, трансформирует, сохраняет, распространяет, потребляет материальные и духовные продукты культуры. Но он создает культуру не в одиночку: человеческая жизнь и деятельность по своей природе коллективны и потому предполагают взаимодействие между участниками (творцами) социального процесса. Начиная с воспроизводства рода и воспитания потомства, включая все формы совместных действий и кончая игрой, человек действует во взаимосвязях с другими людьми. Поэтому главным («генеральным») субъектом (творцом) культуры, как и самой истории и всей общественной жизни, выступает народ, творящий, хранящий, приумножающий все многообразие культурных ценностей. Но народ – это не безликая, застывшая однородная масса, а сложное социальное образование со своей организацией и иерархической структурой (половозрастной, поселенческой, имущественной, социально-профессионально-культурной и т. д.). В нем в ходе исторического процесса формируются различные социальные группы, слои, классы, которые в свою очередь выступают тоже субъектами в создании многообразных культурных феноменов, образующих в конечном итоге сложную целостную систему – культуру.

Структура культуры: субстанциональный и функциональный «блоки»

«Блок» субстанциональный

«Блок» функциональный

Слобода – пригородное селение.

Рассмотрение такого сложного и многообразного явления как культура, требует систематизации, обобщения материала, ее типологизации . Понятие «тип» (от греч. typos – отпечаток, образец для группы явлений) используется для обозначения совокупности явлений, процессов, объединенных на основе общности черт, свойств, признаков (критериев) культурных явлений. Это идеальная, абстрактная категория, но она в обобщенном, схематизированном виде указывает на существенные, повторяющиеся (типические) черты реальных культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Главное условие типологизации – единство критерия. Например, с точки зрения территориальной принадлежности можно выделить городскую, сельскую, слободскую культурную разновидности ; исходя из способа трансляции культурного опыта, навыков, знаний можно говорить о специализированной (профессиональной ) и неспециализированной (непрофессиональной ) культуре и т. д.

С точки зрения носителя – субъекта культуры можно получить разные структурные варианты.

По национально-этнической принадлежности – это:

– этническая,

– национальная,

мировая культура;

по социально-культурному критерию:

– народная,

– элитарная,

– массовая и многие другие варианты культуры.

В современном мире функционируют, параллельно сосуществуют различные типы культуры, имеющие своих носителей-субъектов, свои культурные тексты, отличительные черты. Это делает культуру неоднородной, разнообразной. В ее сложной структуре ученые выделяют и анализируют прежде всего главные типологические разновидности:

– народную культуру,

– элитарную,

– массовую.

Каждая из них характеризуется своими особенностями (культурными текстами, носителями и т. д.) и отличиями. Так, в следующей таблице обозначены различия носителей, в конечном итоге определяющие тот или иной тип культуры, его специфические черты.

Народная культура, ее субъект и

отличительные особенности

Народная культура на протяжении длительной истории человечества была и остается основой, фундаментом всей многообразной социокультурной системы, каждого сообщества на Земле, мировой цивилизации в целом. Народная культура (или традиционная , непрофессиональная , фольклорная ) является исторически первой «базовой » типологической разновидностью культурной деятельности людей. Она создается самим народом и передается из поколения в поколение в процессе совместной жизни и деятельности через традиции, устное предание и воспитание. Народ – ее великий творец, носитель и хранитель: он не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный, неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю культуры ().

Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный. Она включает в свой состав (содержание) самые различные достижения и свершения:

§ народное миросозерцание и миропонимание (идеи, смыслы, представления, знания о природе, о мире в целом, о человеке и т. д.), ценностные ориентации и устремления;

§ уклад и образ жизни, прикладные эмпирические знания и умения в сфере материального производства;



Результат творчества обретает самостоятельное бытие и ориентацию на аудиторию (потребителей), которая разделяет творческие установки авторов и предъявляет особые требования к профессионализации, уровню мастерства, уникального авторского почерка, образного видения в искусстве, оригинальных подходов и решений в науке и технике. Это вызывает необходимость специального обучения в рамках художественно-эстетического, научного, технического, этико-правового, политического и пр. творчества. Авторская самобытность, искусность, талант всегда есть «штучный товар». Авторским становится творчество во всех видах деятельности, включая материальное производство, но в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, музыке и пр., оно особенно значимо.

Эзотерический (esoterikos - внут-ренний) тайный, скрытый.

Элитарная культура в узком смысле иногда понимается как субкультура: принципиально замкнутые области, направления, течения, ориентированные на узкий круг знатоков и сторонников с ярко выраженной ориентацией на эксперимент, новации. Это - результат специализации труда, расслоения общества. В этом случае элитарная культура – «суверенная», подчас противостоящая общенациональной культуре, в определенной мере изолированная от нее. Она проявляет себя в интеллектуальной (научной, философской, религиозной и пр.) и особенно художественной деятельности. Спектр такого рода направлений в искусстве достаточно широк: импрессионизм, абстракционизм , футуризм, кубизм и другие модернистские течения и пр. Она характеризуется относительной закрытостью, эзотеричностью, вырабатывает свои нормы, идеалы, язык, знаковые системы. Несмотря на их сущностные различия, есть основание говорить об общности идейно-эстетических позиций:

§ сложность языка, образность структур, инновационность;

§ индивидуализация и жесткость системы норм, ценностей, принимаемых данным направлением в качестве обязательных для «посвященных»;

§ усложнение социально-культурной, знаково-семантической системы, нарочито субъективный ее характер;

§ смысловая закрытость, обособленность элитарной культуры, ее «сакрализация» (освящение), «эзотеризация».

Внутри такого рода элитарной культуры, особенно ее художественных направлений, обозначилось противопоставление академического традиционализма и авангардизма (авангардизм - собирательное название для тенденций, отрицавших реализм, провозгласивших независимость искусства от действительности, бунт против традиций, разрушение их, неустанный поиск новых идей, технологий, смыслов – в науке, технике, искусстве и пр.).

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет обосновывает целесообразность такого рода течений тем, что искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. Художник «ставит целью дерзко деформировать реальность, разбить ее, разбить человеческий аспект, дегуманизировать ее» . Эти цели в той или иной мере реализуются в рамках модернистских направлений.

Перспективы элитарных направлений могут быть различны.

Ø Во-первых, возможна их демократизация через включение в более широкий социально-культурный контекст. Пример – сближение русской дворянской культуры с народной, давшей миру самобытное национальное искусство XIX века.

Ø Во-вторых, возможно замыкание в узком кругу единомышленников на почве творческих экспериментов, углубления в мир субъективных представлений, интуитивных прозрений и, в итоге, отрешение от жизненных реалий, от человека, например, сюрреализм (сверхреализм), супрематизм и пр.

Элитарная культура противоречива. В ней уживаются поиск нового и установка на сохранение уже известного. Протест против абсурда жизни выливается в противостояние достижениям прошлого, но при этом обогащает образно-содержательную канву, расширяет спектр выразительных средств, идеалов, представлений, идей, теорий.

Элитарная культура входит в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных новаций; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. Но особая роль принадлежит культуротворчеству, функции самореализации, самоактуализации личности; в сфере эстетико-демонстрационной – представление образцов авторского творчества широкой публике. Авторство становится ценностью, и мастер стремится запечатлеть и сохранить собственное имя в своем творении.

Массовая культура, ее субъект и отличительные особенности

Массовая культура – порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи , связанная с формированием массового общества и массового производства и потребления. Не только техника, но экономические (частная собственность ), политические и социокультурные условия буржуазного общества стали почвой для ее формирования в конце XIX-XX вв. Это профессиональная культура, создаваемая профессионалами для масс. Ее понимают как «массовидный» способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид «культурной индустрии», производящий культурную продукцию, часто коммерческую, каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненную ему как своей цели, которая распространяется по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации. Ее появление относят к концу XIX в. в США. Известный американский политолог и общественный деятель З. Бжезинский говорил: если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру.

Предпосылки и условия формирования массовой культуры

Ø Усиление урбанизации, научно-технического прогресса.

Ø Рост населения, концентрация его в относительно ограниченном пространстве - путь к массовизации общества.

Ø Развитие крупного механизированного и автоматизированного, постоянно совершенствующегося производства.

Ø Превращение коллективов работников в безличную, пассивную, управляемую массу.

Ø Появление коммерческого типа «культурной индустрии», ориентированной на получение прибыли, на коммерческий успех.



Миграция населения, стремительное изменение технологий СМИ, их широкое распространение привели к смешиванию культур, ценностей, эталонов и образов жизни. Для приспособления к новой, информационной разновидности культуры вырабатывается особый механизм, формируется способность массового, недифференцированного множества адаптироваться к изменившимся условиям. Этим механизмом стала массовая культура, которая возникает на определенной, достаточно высокой стадии развития общества, в особенности ступени информационной культуры .

Маркузе Г. (1 – нем.-америк. философ, социолог. Сотрудничал с русским центром при Гарвардском университете, занимался антифашистской пропагандой.

В настоящее время субъект массовой культуры утрачивает свою целостность и распадается на несколько составляющих – создателей, хранителей, трансляторов, потребителей.

Среди них:

а) властные структуры общества;

б) коммерческие звенья;

г) шоу-бизнесэлита;

д) сами потребители, которые не только потребляют, но и распространяют масскультуру.

Белл Д. (Bell ) (1919-) – американский социолог, специалист по теории и истории общественной мысли, политических течений.

В условиях усложнения социально-культурной жизни усложняются, дифференцируются все составляющие феномена массовой культуры. Раздробленным становится субъект-носитель масскульта, компоненты его составляющие, артефакты (артефакт - искусственно сделанный ). Создатели-профессионалы противостоят массе потребителей предлагаемой продукции, целенаправленно формируют эту массу, массового человека, массовое сознание . Они знают свое ремесло, цели и требования заказчиков, принимают их условия, ориентируются на них, при этом сами могут исповедовать другие ценности, например, элитарные .

В итоге они создают некие стандарты, образцы персонажей, удачливых в бизнесе, не стесненных моральными нормами при достижении коммерческих, карьерных и пр. целей, беспринципных головорезов, суперменов.

Массы (потребители) как недифференцированное множество не имеют организации, не принимают решений (Д. Белл). Это толпа, которая не рассуждает, а повинуется. Массовый человек, усредненный, обезличенный, не отличается от тысяч и миллионов других, становится потребителем массовой культуры и объектом манипуляции со стороны создателей-профессионалов и заказчиков . Приобретая черты стадности, унифицированности, шаблонности, он утрачивает свою индивидуальность и личную ответственность и погружается в предлагаемую, столь же аморфную, недифференцированную продукцию, усваивая предлагаемые ему эталоны и ценности. Человек становится не целью, а средством (песчинкой) в общей массе потребителей. «Одномерным человеком» называет его Г. Маркузе, считая порождением одномерного общества, следствием чего стало возрастание агрессии, которая отразилась в массовой культуре, где на первый план вышли эстетизация ужасного, страшного, сверхнасилия, порока.

Тексты массовой продукции ориентированы на «человека массы », среднего человека как своего адресата , что ведет к их упрощению, усреднению. Таковы, например, «попсовые» обработки классических музыкальных произведений (например, и др.), или превращение «Макбета» Шекспира в занимательный детектив, а романа Л. Толстого «Анна Каренина» в комикс. При этом происходит размывание личного авторства (деиндивидуализация), примитивизация языка, образного строя.

При усилении специализации знаний, усложнении творческой деятельности, знаковых систем не все достижения, ценности, смыслы, идеи элитарной, да и народной культуры доступны широкой аудитории. Их в упрощенном виде распространяет массовая культура. Тем самым она осуществляет связь между обыденным, повседневным и специализированным сознанием, став одним из средств, которые способствуют передаче идей, значений, необходимых правящей элите.

При этом появляется еще один весьма специфический для массовой культуры элемент – посредник-коммуникатор , использующий мощный арсенал технических средств. Это менеджеры, продюсеры и пр. Без них невозможно создание произведений, организация выставок, шоу, фестивалей, хотя, по словам французского эстетика Ш. Лало, «они лишь продают одних и покупают других, заботясь о непосредственной выгоде » , а также о постоянном стимулировании потребителя. Для этого происходит целенаправленное формирование его вкусов, запросов и создается культ разного рода идолов («звезд» кино, эстрады, спорта и пр.), культ вещей, образцов для подражания, которым поклоняются как богам или полубогам.

Таким образом, массовая культура находит свою нишу, становится одним из механизмов реализации нормативно-регулятивной, ценностно-ориентационной, социализационной функций. Это позволяет массовой культуре занять свою нишу и стать одним из механизмов управления массами, массовым сознанием. Она дает возможность массовому человеку, переводя сложные образцы, нормы на доступный ему язык, адаптироваться и ориентироваться в сложной социокультурной среде, усвоить предлагаемые ему эталоны, идеалы, способы поведения. Здесь на первый план выходит достижение коммерческого успеха, получение прибыли. На это «работает» установка поиска развлечений, создающая иллюзию преодоления чувства одиночества в условиях социально-культурного отчуждения, нацеленность на уход от действительности (эскейпизм ) посредством погружения в призрачный мир безоблачного счастья, материального достатка, разнообразия впечатлений и доступности любых предметов потребления.

Цель в этом случае – потреблять (консьюмеризм), не затрачивая особых интеллектуальных усилии, поэтому предлагаемые человеку образцы просты, даже примитивны, легко воспринимаемы. Так, «массовая культура воспитывает потребителя, убивая гражданина» .

В этом, по всей вероятности, причины хорошей приспособляемости масскульта к быстро меняющимся социокультурным условиям и причины его живучести.

Литература

Ашин теории элиты: критический очерк. М., 1985.

Бердяев России. М.- Харьков. 2000..

Громыко русской деревни. М., 1991

Громыко нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. М., 1986.

Гуревич культуры. М., 1994. Гл. 13.

Давыдов и элита. М., 1966.

Зоркая и тиражированное. М., 1981.

Козлова масс и вкус интеллектуалов // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

, Лазутин устное народное творчество. М., 1977

Костина культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.

Костина. М., 2008.

Кукаркин массовая культура (теории, идеи, разновидности, образы). М., 1985.

Культурология как общая теория культуры. М., 2002.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1998.

Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

Народная культура в современных условиях. М., 2000.

Некрасова искусство как часть культуры. М., 1983

Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.,1997.

Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1981.

Путилов и народная культура. СПб., 1994.

Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. М. 2000.

Сапрыкин культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность. М., 2005.

Шестаков ХХ века. М., 1988.

Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.

Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М., 1993. С. 17, 28.

См.: Морфология культуры // Культурология. Энциклопедия. ХХ век. Т. II. М., 1998. С. 64.

Судьба России. М., 2000. С. 582-583.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1981. С. 222, 233.

Цит. по.: Кукаркин А. В. «Буржуазная массовая культура. М., 1978. С. 70.

Мифология XX века. М., 1988. С. 33.

Формы культуры: элитарная народная массовая.

Три формы: элитарная, народная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.

1) Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу, она придумана для восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Критики, литераторы, художники, театралы, писатели, музыканты. Формула элитной культуры – «искусство ради искусства».

2) Народная культура создается анонимными творцами не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народные культуры по происхождению называют любительскими или коллективными. Они включают: мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор - народное творчество создается различными слоями населения.

З) Массовая культура или общедоступная - время появления середина ХХ века, когда СМI4 стали доступны всем слоям населения. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования. У нее широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро выходят из моды. Поп культура сменовое название массовой культуры, а китч ее разновидность.

Особенности современной молодежной культуры.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества. Поскольку общество распадается на множество групп:

национальных, социальных, профессиональных - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.

Малые культурные миры называются субкультурами - это часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. У каждого поколения, у каждой социальной группы свой культурный мир. У большей части современной молодежи, отдых и досуг - ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд, как важнейшую потребность. От удовлетворенности досуга теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм

Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусства, стилем поведении. Все больше она становится неформальной культурой, носителем которой выступает неформальные подростковые группы.

Контркультура - это субкультура, которая находится в конфликте с доминирующей культурой. Концепция всеобщего отрицания была подхвачена молодежью Запада.

(Р.S. борьба за свободу человеческого существования должна начинаться со всеобщего отрицания всего и вся.) На этой концепции основывалось движение «Новых левых» в 70-е годы - это молодежное движение заставило правительство ряда Западных стран, создать специальные министерства по делам молодежи. Молодежную культуру в 70-х годах на Западе называли культурой протеста. Молодежь выступала против системы ценностей отцов, заявив, что она не хочет преуспевать в будущее, что надо делать любовь, а не деньги. В качестве альтернативы, Западного образа жизни, молодежь создала движение панков, хиппи. Занялась изучением восточных религий, встало в ряды территориальных «красных бригад», стремилась к разрушению рационалистической культуры Запада.

Несмотря на вызывающие «карнавальное» поведение, молодежь ставило на обсуждение важнейшие вопросы бытия: как жить правильно, возможна ли чистая любовь, где все в мире продается, есть ли честность и порядочность, уважение к жизни. Молодежь не редко становилась и становится игрушкой в чужих руках. Ее безжалостно эксплуатирует шоу-бизнес и коммерческий спорт, из нее выкачивают деньги, индустрия досуга и модные магазины, она подвержена СМИ.

Но в целом процесс адаптации молодежи к существующей в обществе культуре, происходит достаточно эффективно и подрастающее поколение пока не нашло путей развития человечества оригинальней тех, по которым прошли и идут их родители.


Тема 3.3 Урок 4 «Духовная жизнь общества»

Вопросы:

1.Цивилизация. Понятие и виды цивилизации. Исторические типы цивилизации

2.Условия современной цивилизации.

3.Две мировые цивилизации: Запад-Восток, Россия в условиях мировой цивилизации.

Вопрос 1 : Цивилизация. Понятие и виды цивилизации. Исторические типы цивилизации

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный):

1. общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

2. историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

3. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);

4. локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Массовая культура (от лат. massa – комок, кусок) - явление культуры XXв., порожденное НТР, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Время ее появления – серединаXXв., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофон) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX - XX веков.

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, при этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Многие творческие организации (кинематограф, дизайн, ТВ) тесно связаны с банковским и промышленным капиталом и сориентированы на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Ярким примером массовой культуры является эстрадная музыка, которая понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная.

Цель массовой культуры - стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя. Массовая культураформирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Она создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

Следовательно, рассчитана массовая культура на массовое потребление и на среднего человека, она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. В социальном плане она формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».

Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Для этого массовая культураиспользует такие развлекательные виды и жанры искусства, как цирк, радио, телевидение; эстрада, шлягер, китч, сленг, фантастика, боевик, детектив, комикс, триллер,вестерн, мелодрама, мюзикл.

Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини. Современная массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Особенности массовой культуры: общедоступность (понятность всем и каждому) культурных ценностей; легкость восприятия; шаблонность созданных социальных стереотипов, тиражируемость, развлекательность и забавность, сентиментальность, упрощенность и примитивность, пропаганда культа успеха, сильной личности, культа жажды обладания вещами, культа посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, механизм ее распространения напрямую связан с рынком, и она преимущественно является приоритетом мегаполиснных форм существования. Основа успеха массовой культуры – это бессознательный интерес людей к насилию и к эротике.

Вместе с этим, если рассматривать массовую культуру как стихийно складывающуюся культуру повседневной жизни,которая создается обычными людьми, то ее положительными моментами являются ориентация на среднюю норму, простая прагматика, обращенность к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

Элитарная (высокая) культура - культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.

Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита - это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» - способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.

По разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.

Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.

Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.

В высокой культуреапробируются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя (до 50 лет, а иногда и более). Определенный срок высокая культура не только не может, но должна оставаться чуждой народу, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. Например, живопись Пикассо, Дали или музыка Шенберга трудна для понимания неподготовленного человека даже сегодня.

Поэтому элитарная культура носит экспериментальный или авангардный характер и, как правило, она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.

С ростом уровня образования населения расширяется и круг потребителей элитарной культуры. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу, поэтому «чистое» искусство должно быть ориентировано на удовлетворение запросов и потребностей элиты, и именно к ней должны обращаться своими произведениями художники, поэты, композиторы. Формула элитарной культуры: «Искусство ради искусства».

Одни и те же виды искусства могут принадлежать как высокой, так и массовой культуре: классическая музыка – высокой, а популярная – массовой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массовой. Органная месса С. Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального рингтона на мобильном телефоне, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведе

ний Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции.

Особенности элитарной культуры: ориентируется на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, отсутствуют социальные стереотипы, глубокая философская сущность и нестандартное содержание, специализированность, изысканность, экспериментальность, авангардизм, сложность культурных ценностей для понимания неподготовленного человека, утонченность, высокая качественность, интеллектуальность.

Вывод.

1. С точки зрения научного анализа не существует более полноценной или менее полноценной культуры, две данные разновидности культуры являются культурой в полном смысле этого слова.

2. Элитарность и массовость – это лишь количественные характеристики, имеющие отношение к числу людей, которые являются потребителями артефактов.

3.Массовая культура соответствует потребностям людей в целом, а потому отражает реальный уровень человечества. Представители элитарной культуры, создавая нечто новое, тем самым поддерживают достаточно высокий уровень общей культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Понятие культуры, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Основные свойства элитарной культуры, ее недостатки.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2013

    Постановка проблемы типологизации культур. Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и роль в обществе. Особенности массовой культуры в России, ее сложный социально-культурный феномен. Субкультура с точки зрения культурологии и ее разновидности.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2011

    Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Формула элитарной культуры - "искусство для искусства", ее создание образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Массовая культура и "усредненный" уровень духовных потребностей: социальные функции, кич и искусство.

    Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

    В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы

    -элитарную

    -народную

    -массовую

    Высокая культура

    Элитарная , или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".

    Народная культура

    Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А.Пугачевой или <Не шуми камыш>, то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздниках или русских причитаниях, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

    Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

    В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами,высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. <Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках> 1)

    По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

    Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной - город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.

    Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

    Массовая культура

    Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

    Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

    Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

    Основные формы культуры