О профессии композитор для детей. Великие композиторы-классики: список лучших

Детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством.

Детская музыка окружает юное поколение повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте. Однако, то, что дети будут слушать в том возрасте, когда сами смогут выбирать, зависит во многом от родителей, поэтому не лишним будет прививать эстетическую культуру, начиная с дошкольного возраста – на этом акцент ставят и педагоги, и психологи. Кроме того, исследователями уже давно доказано, что классическая музыка плодотворно влияет на творческие и умственные способности ребёнка.

В наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению, становлению личности, выбору профессии и др.

Детская музыка, предназначена для слушания и исполнения детьми. Лучшие ее образы характеризуются конкретностью, живым поэтичным содержанием, образностью, простотой и четкостью формы.

В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира.

Произведения пишутся в соответствии с их исполнительскими возможностями. В вокальных произведениях учитываются диапазон голоса, особенности звукоизвлечения и дикции детей определённого возраста, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах - степень технической трудности. Круг музыкальных произведений, доступных восприятию детей и исполняемых в детской аудитории. Детские песни существуют в народном творчестве (хороводные песни, считалки, прибаутки).

Самостоятельный раздел музыкального творчества составляют произведения на сюжеты из детской жизни, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами и не предназначенные специально для детской аудитории. К классическим образцам такого рода музыки принадлежат балет П. И. Чайковского "Щелкунчик", названный Б. В. Асафьевым "гениальной симфонией детства", цикл романсов "Детская" М. П. Мусоргского, в котором композитор с поразительной силой проник в мир детской психологии, "Детские сцены" для фортепиано Р. Шумана, оркестровая сюита "Игра детей" Ж. Бизе. Неразрывно связана с поэтическими детскими образами колыбельная песня, нашедшая разнообразное претворение, как в народной музыке, так и в песенном, инструментальном и оперном творчестве композиторов.

Детская музыка получила широкое распространение в творчестве советских композиторов. Среди крупных произведений для детей - симфоническая сказка "Петя и волк" С. С. Прокофьева. Многие произведения советских композиторов написаны на сюжеты сказок: оперы "Маша и Медведь" и "Морозко" М. И. Красева, "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половинкина и др. Балеты: "Аистёнок" Д. Л. Клебанова, "Доктор Айболит" И. В. Морозова (по К. И. Чуковскому) и др. Много песен и инструментальных произведений написано советскими композиторами для детского радиовещания, к спектаклям детских драматических театров, детским фильмам. В 1965 основан Московский детский музыкальный театр - единственный в мире. Большую работу ведёт Международное общество музыкального воспитания.

2. 2 Отечественные и зарубежные композиторы – авторы детской музыки

Многие из композиторов писали детскую музыку. В числе наиболее известных как композиторы зарубежные, так и отечественные:

1. И. С. Бах

2. Р. Шуман

3. И. Брамс

4. П. И. Чайковский

5. А. К. Лядов

6. А. К Дебюсси

7. Б. Барток

8. С. С. Прокофьев

9. Д. Д. Шостакович

10. Б. Бриттен

11. В. Свиридов

12. Е. Крылатов

Бах Иоганн Себастьян (1685-1750) – немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-1744), Месса си-минор (ок. 1747-1749), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.

Детская музыка также коснулась и Баха. Представим себе такую картину. В напудренном парике, окруженный детьми сидит за клавесином человек. Он сочиняет, дети слушают с интересом. Это их отец – величайших композитор И. С. Бах. Рядом с ними Анна Магдалена – мама, певица. Для нее Бах создает несложные пьесы, которые затем войдут в две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». По этим тетрадям учатся играть дети Баха, а потом они откроют путь в музыку всем детям мира. Также И. С. Бах писал музыку своим детям. И четверо сыновей даже стали композиторами:

Вильгельм Фридеман (1710-1784), «галльский» Бах, композитор и органист, импровизатор.

Карл Филипп Эмануэль (1714-1788), «берлинский» или «гамбургский» Бах, композитор и клавесинист; его творчество, родственное литературному движению «Буря и натиск», оказало влияние на композиторов венской классической школы.

Иоганн Кристиан (1735-1782), «миланский» или «лондонский» Бах, композитор и клавесинист, представитель галантного стиля, оказал влияние на творчество юного Вольфганга Амадея Моцарта.

Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795), «бюккебургский» Бах, композитор, клавесинист, капельмейстер.

Шуман Роберт (1810-1856) – немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

Значительную часть своего творчества посвятил детям Р. Шуман. Его пьесы «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Марш солдатиков» вошли в «Альбом для юношества». Каждая пьеса – законченная миниатюрная картинка. Многие песни Шумана очень легки в исполнении. «Детские сцены» - более сложные произведения, но и они раскрывают мир детских забав, радостей огорчений, рисуют картинки окружающей среды.

Брамс Иоганнес (1833-1897) – немецкий композитор. С 1862 жил в Вене. Выступал как пианист и дирижер. Симфонизм Брамса отличает органическое сочетание венско-классических традиций и романтической образности. 4 симфонии, увертюры, концерты для инструментов с оркестром, «Немецкий реквием» (1868), камерно-инструментальные ансамбли, сочинения для фортепиано («Венгерские танцы», 4 тетради, 1869-1880).

Детскую музыку писал даже И. Брамс. У него было много хоров, вокальных ансамблей, а также детских песен.

П. И. Чайковский (1840-1893) – русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург.

Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.

Детская тема проходит сквозной линией через все творчество Чайковского. Об этом свидетельствует даже простое перечисление произведений, которые условно можно разбить на две группы.

Первая – детский педагогический репертуар (Детский альбом, 12 пьес трудности, «Хор насекомых и цветов»).

Вторая – произведения, которые могут быть адресованы детскому восприятию; в них, как правило, использованы сказочные образы и сюжеты (Детские песни, балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица»).

Обращением к образам давно ушедшего прошлого являются, по сути, и «Детские песни» Чайковского, овеянные меланхолическим, тоскливым чувством.

Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и люби детей. На протяжении многих лет он жил в большой дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Петр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно.

О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к фон Мекк – почитательнице и другу композитора: « Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них».

Сочиняя «Детский альбом», композитор заботился не только о музицировании в семье Давыдовых. Он осуществлял свой давний замысел – «содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень не богата. «Детский альбом» был написан летом 1878 года. В этом сборнике, состоящем из 24 небольших пьес – фортепианных миниатюр, - вся жизнь ребенка. Многие пьесы сборника можно условно объединить в маленькие сюиты. Так, например, ряд пьес посвящен истории о куклах, другие рисуют картины русской жизни, а еще несколько пьесок повествуют о чужих странах.

Детская тема неотделима от материнской любви. Не случайно образ детства – дитя, спокойно дремлющее в колыбели, над которой склонилась мать. Мир детства как идеал добра конфликтно сопоставляется Чайковским с миром реального зла. Поражает обилие колыбельных песен в творчестве Чайковского, пристрастие композитора к претворению этого жанра не только в вокальной, но и в инструментальной музыке.

Лядов Анатолий Константинович (1855-1914) – русский композитор, дирижер. Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки русских народных песен.

Жизнь и творчество А. К. Лядова связаны с Петербургом, с русской музыкой.

Родная стихия А. Лядова – русская песня, русская сказочность. Наиболее полно и совершенно талант композитора-миниатюриста выразился в красочных оркестровых сочинениях для детей Баба-Яга, Кикимора. Русские сказки всегда восхищали А. Лядова своей загадочностью, причудливой фантастикой. Они будили его воображение, превращаясь в красочные музыкальные образы, которые он передавал в своей музыке детям.

Дебюсси Клод (1862-1918) – французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма. Его сочинениям присущи поэтичность, изящество мелодии, изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества - программная инструментальная музыка: «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса, женского хора и оркестра «Дева-избранница» (1888), фортепианные произведения.

Фортепианная сюита «Детский уголок» посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир г. 1918 глазами ребенка в привычных ему образах – строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона – заставляет Дебюсси широко использовать, как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.

Барток Бела (1881-1945) – венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя и учительницы.

В 1899-1903 учился в Будапештской музыкальной академии имени Листа.

Дети всего мира играют музыку венгерского композитора Белы Бартока «десять легких пьес», «Детям», «15 венгерских крестьянских песен», «Румынские рождественские песни», «Микрокосмос». «Свежесть и необычайность музыкального языка Бартока, связаны в первую очередь с народным венгерским искусством. Он первым из композиторов открыл венгерский фольклор и заставил весь мир удивляться его яркости и своеобразию», - писал композитор Э. Денисов. Самым значительным детским циклом Бартока является «Микрокосмос». Называя этот цикл «Маленькой вселенной», он хотел подчеркнуть универсальную направленность сборника.

Продолжая традицию, многие отечественные композиторы создают яркую, интересную детскую музыку.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953) – русский советский композитор, пианист и дирижер, народный артист России (1947), Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века, его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных трагедийных страницах его музыки, где тучи сгущаются порой, чуть ли не до сплошной черноты, - мы всегда чувствуем, что где-то там, за этими тучами продолжает светить солнце, и оно обязательно снова засияет над нами, обязательно восторжествует над любой непогодой. Искусство нашего века - неспокойное искусство. На нем сказались волнения и тревоги современного мира. Мы явственно ощущаем на нем следы военных бурь, принесших человечеству бесконечно много страданий и горя.

С. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детям. Еще в юные годы он сочинил музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий Утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этими русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятам во всем мире симфоническая сказка «Петя и Волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) – русский советский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Международная премия Мира (1954), премия имени Сибелиуса, почетный член академий и доктор университетов многих стран мира.

В ряде фортепианных пьес для детей Д. Шостакович открывает свою музыкально - образную сферу. В этом плане интересны пьесы для начинающих музыкантов из «Детской тетради» ор. 69 и «Танцев кукол». Эти детские пьесы удивляют поразительной естественностью, оптимизмом. Простота и доходчивость образов, легкость исполнения дают полное основание к включению этих сборников в детский репертуар. Названия пьес «Детской тетради» (1944–1945) Д. Шостаковича, их разноплановость образной сферы и музыкальная программность говорят сами за себя. Например, «Грустная сказка» и жизнерадостная, яркая «Веселая сказка»; «Медведь» - пьеса, в которой часто повторяющимися ходами на широкие интервалы показан образ неуклюжего медвежонка; механическая, построенная на однообразии мелодии «Заводная кукла»; трепетный «Вальс»; бодрый активный «Марш». Все эти пьесы воплощают конкретный художественный образ, что очень важно для самых начинающих свое обучение в детских музыкальных школах юных музыкантов.

Бриттен Бенджамин (1913-1976) – английский композитор, пианист, дирижер. Возродил английский музыкальный театр. Сочетал национальные музыкальные традиции 16-17 вв. с современными музыкальными средствами. Оперы «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960), камерные оперы, в т. ч. «Поворот винта» (1954); вокально-симфонические сочинения «Баллада о героях», «Военный реквием» (1961), «Кантата милосердия» (1963) и др.

Детской музыкой много занимался композитор Б. Бриттен. Им создан сборник многих школьных песен. Песни из этого сборника популярны среди английских школьников. Для исполнения детьми в сопровождении арфы написан цикл «Обрядовые рождественские песни». Лучшие из песен – «Морозная зима», «О, мой милый». Известность получил «Путеводитель» по оркестру Бриттена – своеобразное произведение, знакомящее слушателя с современным симфоническим оркестром.

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1998) – российский композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980). Государственная премия Российской Федерации (1994).

«Альбом пьес для детей» Свиридова привлекает ясностью, простотой музыкального языка, искренностью чувств, ярким национальным колоритом. Композитор продолжил традиции, идущие от «Детского альбома» Чайковского. 17 пьес «Альбома» Свиридова представляют собой вереницу миниатюр разного характера: лирических, сказочных, танцевальных, маршевых. Среди них есть пьесы-пейзажи, игровые сценки.

Крылатов Евгений Павлович (1934) – российский композитор. Окончил Московскую консерваторию (1959). С 1967 года работал в кино, автор музыки к игровым и анимационным фильмам («Достояние республики», 1971; «Ох уж эта Настя», 1971; «И это все о нем», 1977).

Особое место в творчестве Крылатова занимает музыка для детей. Это – и балет «Цветик-семицветик», и музыка к спектаклям МТЮЗЕ, и к радиопостановкам, и, наконец, песни.

Уже не одно поколение детей растет на замечательных песнях композитора Крылатова – таких, как: «Колыбельная медведицы», «Лесной олень», «Ласточка», «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Три белых коня» и других замечательных песнях. Практически, нет ни одного хорового коллектива, ансамбля, в репертуаре которого не было бы произведений Крылатого.

2. 3 Социологический опрос

Социологический опрос проводился в детской музыкальной школе г. Норильска, р-н Кайеркан. Было опрошено 34 человека, средний возраст которых составил 23 года. Среди опрошенных были, как ученики разных отделений музыкальной школы, так и преподаватели.

На вопрос: «Как вы думаете, кто из перечисленных композиторов наиболее известен, как автор детской музыки?» более всего проголосовало за Чайковского – 20. 6 %, Баха – 14. 7 % и Крылатова и Прокофьева – по 11. 8 %. В среднюю категорию попали Шуман и Дебюсси – по 8. 8 %, Шостакович и Брамс – по 6 %. Меньше всего голосов оказалось у Лядова и Бриттена – по 3 % и Свиридова – 0 % .

Результаты опроса свидетельствуют о том, что действительно наиболее известными композиторами, писавшими детскую музыку, являются П. И. Чайковский, И. С. Бах, так как у них на самом деле очень много детских произведений различных жанров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По литературным источникам выявлены композиторы разных эпох, которые сочиняли музыку для детей. Ее в наше время исполняют не только профессиональные музыканты, но и дети (песни, инструментальные пьесы). Многие композиторы писали детскую музыку по разным причинам: одни – для того, чтобы обучать собственных детей, другие – просто из-за любви к ним.

Отечественные композиторы XX века продолжают традиции своих предшественников и создают яркую, интересную инструментальную детскую музыку. Именно на эту эпоху пришелся расцвет музыки, потому что ранее она была доступна только в обеспеченных семьях. Также композиторы, не упрощая своего музыкального языка, сочиняли ее так, чтобы дети могли справиться с техническими трудностями.

В работе показаны особенности детской музыки и раскрыто её значение в жизни каждого композитора.

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова - как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности - ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так - великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.


Зарубежные композиторы 20 века. Список

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

Однако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.

  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) - композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и "продвинутость". Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это "В (музыка написана для флейт и фонограммы), "Сиамский концерт" (предназначенный для двух фортепиано), "Сублимации" (для симфонического оркестра), "27 разрушений" (для ударных инструментов) и многие другие.

(р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) - композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется "Безответный звонок", написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений - это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: "Мама", "Признание", "Ветер странствий", "Вдохновение", "Бал в замке принца", "Прелюдия", "Марш", "Вальс", "Колыбельная". Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием "Радуйся солнцу" и "Детский альбом" для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: "Дюймовочка", "Деревянные башмаки", "Вариации мужичок с гармошкой", "Емеля на печке едет", "Грустная принцесса", "Девичий хоровод".

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как "Красная шапочка", "Про Федота-стрельца", "Дети капитана Гранта", "По щучьему веленью", "Пластилиновая ворона" и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей - В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать "Голубой вагон", "Хрюшку", "Чунга-Чангу", "Антошку" и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

Отправляемся в Германию , которая подарила миру столько замечательных музыкантов. Чтобы познакомиться с ними, нам предстоит отправиться более чем на 300 лет назад. Здесь нас ждет встреча с Георгом Фридрихом Генделем. Совсем недалеко от местечка, где родился Гендель, появился на свет другой великий композитор - Иоганн Себастьян Бах.

Бах появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. В некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Долее отправляемся в Бонн. Здесь ребят ждет Людвиг ван Бетховен. Вот дом в котором жил композитор, вот комната в которой он родился. А вот Рыночная площадь. Примерно такой ее видел Бетховен. Все это можно увидеть . Так же как сам Бетховен когда-то, отправляемся в гости к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки.

Мы едем в Австрию . Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, вся жизнь композитора проходит перед нами. Здесь можно увидеть дом в котором родился Гайдн. здесь мы попадаем на интересный концерт. Когда музыкантов и публики немного и все вроде как давно знакомы, получается домашний концерт. Затем можно заглянуть в Дом-музей Гайдна в пригороде Вены.

Из Вены мы отправляемся в знаменитый Зальцбург. Чем знаменит так город? Тем, что именно здесь родился Фольфганг Амадей Моцарт. Мы попадаем в столицу маленького княжества. Вот улочка старого Зальцбурга. Здесь наверно гулял Моцарт. Вот дом, где родился Моцарт. Вся жизнь великого композитора перед нами. Прочитайте Рассказы старого сверчка - Солнечный зайчик Моцарта, лучше о Моцарте не расскажешь.

Велика сила музыки. Разные музыкальные стили по-разному влияют на нас. Музыка Моцарта обладает уникальным свойством лечить. Как и что выяснили ученые о музыке, которая способна лечить. Какую музыку рекомендуется слушать детям. Все это можно найти здесь.

А мы отправляемся дальше в нашем путешествии нас ждет... опять Германия , город Цвиккау. Именно здесь родился немецкий композитор и пианист Роберт Шуман. Здесь мы увидим Дом Шумана. Узнаем много интересного из биографии композитора. Увидим Памятник Р. Шуману в Цвиккау, посетим могилу Роберта и Клары Шуман.

Продолжаем путешествие. Нам предстоит попасть в Австро-Венгрию , там нас ждет Ференц Лист, затем наш путь лежит в Польшу . Там мы встретимся с великим польским композитором Фридериком Шопеном. Подобно музыке Глинки, произведения Шопена насквозь пронизаны славянскими интонациями. Сама музыка зовет нас обратно на Родину.Мы отправляемся в Россию

Здесь нас ждут М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский - Корсаков.

Для того, чтобы наше интересное путешествие продолжалось, информация будет постоянно обновляться.

“Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека”. (А.Блок)

Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они - лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят.

Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение, вот уже на протяжении пяти лет мы с детьми проводим мероприятия под названием “Новые имена”. Ю.Весняк, Ю. Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын, И. Парфенов - они живут и сочиняют в настоящее время. Эти композиторы и их произведения стали героями тематические ежегодных вечеров, на которых учащиеся готовят информацию и с удовольствием играют пьесы, сочиненные авторами. Можно с уверенностью сказать: успех каждого такого мероприятия - потрясающий. Дети не только с большим удовольствием ищут информацию о композиторах, разучивают современную музыку, но подбирают к произведениям стихи, рисуют музыку, так как они её чувствуют. А выступления на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей с произведениями композитора-героя очередного мероприятия, помогает учащимся в овладении концертным мастерством. Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. “Шествие котят, которые слопали сметану”, “Дюймовочка”, “Гавот Чебурашки и Буратино”, “Бал в замке принца”, “Кот Василий”… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.

Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Опыт прошедших пяти лет показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом. “Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием”.

Развитие интереса к современной музыке на примере творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина.

Уметь определять и анализировать произведения современных композиторов;

Научить детей понимать музыкальный язык конкретного композитора через музыку, поэзию, живопись;

Пробуждать и развивать у детей художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, помочь ощутить себя художником и музыкантом через открытие звуков, формы, цвета;

Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии путем выразительного исполнения пьес;

Стремления к разностороннему развитию личности.

Композитор Юрий Савалов

Ведущий : Савалова Юрия Владимировича к великому сожалению нет в живых. Он был талантливым композитором и аранжировщиком, замечательным педагогом и просто очень хорошим и добрым человеком. Его ученики вспоминают о нем с большой теплотой и считают его самым лучшим учителем. Вот что пишет о композиторе его дочь Екатерина: “Он очень любил своих учеников, гордился их успехами, достижениями. Особенно увлеченно руководил оркестром в детской музыкальной школе. Надеюсь, что произведения, написанные им для учащихся, помогут полюбить сложный, но прекрасный мир музыки”. Юрий Владимирович играл на духовых и клавишных инструментах, руководил хором и школьным оркестром, сочинял музыку для разных инструментов. Мы познакомимся с произведениями для фортепиано

Пьес будет девять. Но будем не только слушать эти произведения, но и попробуем их нарисовать. Выберете наиболее для вас приемлемую пьесу и творите! Соединяйте музыку и краски! Музыкальное настроение пьесы можно передавать и с помощью цветовых пятен, точек, линий и т.д.

Послушайте название пьес: “Колыбельная”, “Мама”, “Вальс”, “Признание”, “Марш”, “Вдохновение”, “Ветер странствий”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”.

Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие.На нашем пути встретятся прекрасные и удивительные пьесы Юрия Савалова.

Вот видим уютный домик вдалеке. Какой красивый и милый! Давайте заглянем в него. Прислушайтесь: в доме укладывают малыша и для него звучит колыбельная.

“Наступила ночка, спи, моя ты дочка
Спи, моя красотка, лучшая заботка.
Кругленькие щечки и веснушки точки.
Маленькие ушки, ушки - непослушки.
Мы тебя все любим. Нежим и голубим
Вырастешь большая, спи моя родная!
Спят в лесу все звери,
Детки спят в постели.
Спят цветы в горшочке
Затихает ночка. Спи моя дочурка,
Дремлет кошка Мурка
Мы с тобой зевнули,
И, как все, уснули.

Звучит пьеса Ю. Савалова “Колыбельная”.

Кто же может петь такую замечательную колыбельную?. Ну, конечно же - Мама, Мамочка, Матушка.

Всю любовь не выразить словами
Пожеланий всех не перечесть
Мы хотим сказать любимой маме,
Хорошо, что ты на свете есть.
Будь всегда ты с нами дорогая,
Всей душой заботясь и любя.
Просим об одном тебя родная,
Будь здорова, береги себя…

Звучит пьеса Ю. Савалова “Мама”.

А сейчас нам пора войти в сказочный лес. Ах, как красиво в чудесном царстве природы. Человек должен понимать язык цветов, язык зверей, лишь тогда на земле будет вечная красота.

Прекрасный вальс танцуют с ветром дети,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это
Давайте же любить ее всегда.

Ю. Савалов “Вальс”.

Послушаем очень необычную пьесу Юрия Савалова “Признание”. Это может быть признание в любви, или признания себя как человека, как композитора, как маэстро, а может признанием чего-то очень важного в жизни человека.

“Маэстро”

В прекрасном фраке с галунами
Надушенный встал маэстро,
Он рассыпал перед нами
Звуки легкие оркестра.
Как виденья, как гиганты
И метались в гулком зале,
И роняли бриллианты.

Ю. Савалов “Признание”.

Продолжаем путешествие и веселым маршем идем дальше.

Идет – гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые
Подымет пыль цветочную
Как облако: все зелено
И воздух и вода!
Идет-гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.

Ю. Савалов “Марш”

А что такое вдохновение? Как нарисовать вдохновение? Какие краски взять для вдохновения? “Вдохновение” – так называется следующая пьеса Ю. Савалова.

Послушайте Пастернака:

Во всем мне хочется дойти до самой сути
В работе. В поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины.
Все время схватывая нить судеб, событий
Жить, думать, чувствовать, любить
Свершать открытья.

Ю. Савалов “Вдохновенье”.

А что если нам пуститься путешествовать вместе с ветром странствий. Так называется следующая пьеса Ю. Савалова.

Н.Гумилев

Уедем, бросим край докучный
И каменные города
Где вам и холодно и скучно,
И даже страшно иногда.

Ю. Савалов “Ветер странствий”.

Куда же это нас ветер странствий занес? Вы не поверите: на бал в замок принца.

Ю. Савалов “Бал в замке принца”.

Вот и подходит к концу наше с вами путешествие по стране Музыки и Красок. Теперь вы знаете, что музыку можно не только слушать, но и рисовать. Для вас звучит “Прелюдия”Ю. Савалова, а вы заканчиваете свои работы.

Ю. Савалов “Прелюдия”.

Выставка рисунков.

Рассказ учащихся о своих рисунках и музыкальных образах в них.

Ведущая: Ребята, мы сегодня познакомились с творчеством композитора Юрия Савалова!

Играйте его пьесы, рисуйте его музыку, расскажите о ней другим!

Всего доброго!

Примечание: в тексте использованы рисунки учащихся по мотивам прослушанных произведений.

Композитор

Владимир Коровицын

Ведущий: Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1), выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.

Сегодня нам предоставляется возможность познакомиться с музыкой Владимира Коровицына, будем играть и немного расскажем о его произведениях.

1. Сборник детских песен "Радуйся солнцу".

2. Фортепианный цикл “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы”.

3. "Две пьесы для скрипки и фортепиано".

4. "Пьесы для флейты и фортепиано".

5. "Романсы на стихи поэтов "серебряного века".

6. В юбилей Великого Новгорода Санкт-Петербургское издание “Композитор” опубликовало концерт для фортепиано с оркестром. Сочинение новгородского автора является первым сочинением подобного рода, написанным в Великом Новгороде. Оно носит название “Concerto grosso” и имеет на титульном листе посвящение 1150-летию города.

7. Сборник пьес для фортепиано "Детский альбом". Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: "Русская тетрадь", "Джазовая коллекция", "Обаяние ушедших эпох". Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.

Полька “Деревянные башмаки” - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.

Название пьесы “Дюймовочка” говорит сама за себя. Подвижный темп, штрих стаккато передает музыкальный портрет сказочной героини.

“Емеля на печке едет” - задорная мелодия, стилизованная под народную плясовую.

“Вариации мужичок с гармошкой” - русская плясовая песня. Все вариации выдержаны в танцевальном стиле.

Следующая пьеса “Грустная принцесса”. Все девочки в детстве мечтают стать принцессами и поэтому с удовольствием будут играть эту пьесу.

“Девичий хоровод” - очень выразительная мелодия, напевная, широкая.

Есть в сборнике 4 пьесы из цикла “Джазовая коллекция”. Пьесы этого цикла имеют капризный, синкопированный ритмический рисунок и современные гармонии. Три пьесы из этого цикла разучили дети, занимающиеся на синтезаторе. Первая пьеса называется “Кот Василий” . Вторая пьеса называется “Два клоуна” - яркая концертная пьеса. Третья пьеса “Хорошее настроение”.

8. Сборник “Исполнение желаний”. Вот что пишет сам автор об этом сборнике.Пьесы, составившие сборник, предназначены для средних и старших классов ДМШ. Здесь есть и крупная форма (“Баллада”, “Адажио”), и этюды, и дуэты, о дефиците которых в учебной практике я знаю не понаслышке и, конечно, пьесы (“Пять пасторалей”).

Очень хотелось бы надеется, что это мелодически привлекательная, образно яркая, достаточно разнообразная по фактуре музыка найдет своих почитателей и будет востребована в педагогической и концертной практике.

Мы из этого сборника взяли две пьесы: “Поэтическое настроение” и “Адажио” (крупная форма).

Наш концерт подошел к концу. Мы познакомили вас с произведениями композитора Владимира Коровицына.

Думаем, что еще не раз эти и другие пьесы композитора будут звучать со сцены нашей школы. А закончить хочется словами Владимира Коровицына: “Музыкальное образование - это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”

Полный текст сценария по творчеству Владимира Коровицына можно посмотреть на сайте www.divdmsh.narod.ru, а презентацию к тематическому вечеру можно посмотреть здесь

Композитор Юрий Савельев

Рязанский композитор Юрий Савельев родился на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, долго жил на Урале, а также в Сибири, Поволжье, на Севере и Юге России. Несмотря на то, что около 30 лет он живёт в Москве, сердце его, как он сам говорит, принадлежит Рязани. Здесь его корни (родители – родом из Рязани), здесь он учился в старших классах средней школы, окончил Рязанский медицинский институт; здесь живут его многочисленные родственники, друзья по школе, институту, соратники по искусству.

Произведения Ю.Савельева неизменно включались для печати в коллективные сборники творческого объединения композиторов и поэтов-песенников Подмосковья. В издательства Москвы и Рязани издано пять сборников композитора. С участием композитора в разное время проходили концерты в Российском Доме композиторов в Москве, в Музыкальной академии им. Гнесиных, в городах Подмосковья.

Вечер в музыкальной школе, посвященный творчеству композитора Ю.Савельева проведен с использованием произведений, включенных в сборник “ На крыльях весны”. Со сценарием вечера можно ознакомиться на сайте www.divdmsh.narod.ru.

В огромном красочном мире музыки есть особенная область - музыка, написанная специально для исполнения или слушания детьми. Сочиняя песню или симфонию, оперу или балет, композитор стремится к тому, чтобы они были доступны для восприятия юным слушателям, не слишком трудны для исполнения юными певцами, танцорами, музыкантами. Учитывает он и интересы детей разного возраста. Композиторы всего мира посвятили многие свои сочинения детям.

Нотные издания для детей выпущенные издательством «Музыка».

Сцена из балета «Чиполлино» К. С. Хачатуряна. Государственный Кремлёвский дворец. Москва.

Сцена из балета «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина. Большой театр. Москва.

Д. Б. Кабалевский с участниками детского хора.

Представим себе такую картину. В напудренном парике, окруженный детьми сидит за клавесином человек. Он сочиняет, дети слушают, слушают внимательно, с интересом. Это их отец - величайший композитор И. С. Бах. Рядом с ним Анна Магдалена - мама, певица. Она тоже хочет научиться играть, и Бах создает для нее несложные пьесы, которые затем войдут в две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». По этим тетрадям учатся дети Баха, а потом они откроют путь в музыку детям всего мира. Юные пианисты с самого раннего детства играют «Волынку», полонезы, менуэты, марши.

Вот другая тетрадь, на обложке рукой Баха написано: «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха». Здесь композитор записал для сына музыку различных авторов, упражнения, ключи. В эту тетрадь включены сочинения самого Баха - «Инвенции», сначала двух‑, а в конце трехголосные.

«Детскую симфонию» (1794 г.) сочинил Й. Гайдн. Ему принадлежат серьезные симфонии, оперы, камерные сочинения, но композитор любил и умел шутить. То он изобразит танец неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (симфонии «Медведь», «Курица»). «Детскую симфонию» могут исполнять сами дети на фортепьяно, струнных и восьми игрушечных инструментах: дудочках, свистелках, трещотках и других, которые подражают соловью, кукушке, перепелке.

Французский композитор Ф. Куперен, писавший свои произведения для клавесина, тоже любил шутку в музыке, многие его сочинения носят юмористические названия: «Мрачная», «Единственная», «Кокетливая». Иногда он называл пьесы именами своих родных и друзей. Члены его семьи составляли отличный музыкальный ансамбль, в котором с любовью исполняли сочинения «великого Куперена», как его звали современники.

Полны творческой фантазии, изящны некоторые сонаты для фортепьяно, рондо, вариации, написанные В. А. Моцартом для своих учениц. Две сонаты Л. Бетховена - 19‑я и 20‑я - созданы на совершенно ином уровне трудности, чем остальные. Если все сонаты Бетховена требуют от исполнителя высочайшего мастерства, углубленности, сосредоточенности, то эти сонаты как бы рассчитаны на юных музыкантов, они не сложны по фактуре, ярко очерчены по форме, лаконичны. Любимую песню детей «Сурок» (из музыки к пьесе И. В. Гёте «Ярмарочный праздник») Бетховен не предназначал специально для юных исполнителей. Но ее трогательная мелодия, согретая теплом и сочувствием к маленькому верному и доброму другу мальчика-шарманщика - сурку, полюбилась детям разных стран.

Значительную часть своего творчества посвятил детям Р. Шуман. Его пьесы «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Марш солдатиков» вошли в «Альбом для юношества». Каждая пьеса - законченная миниатюрная картинка. Песни «Миньона», «Вечерняя звезда», «Совенок» из «Альбома песен для юношества» ласковы, доступны для исполнения, легки. В чем‑то они перекликаются с песнями «Мой Лизочек», «Травка зеленеет», «Уж тает снег» П. И. Чайковского. «Детские сцены» Шумана - более сложные произведения, но и они раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картинки окружающей жизни.

Французский композитор Ж. Бизе написал 12 пьес «Игры детей» для двух фортепьяно. Пять из этих пьес композитор объединил в «Маленькую сюиту» для симфонического оркестра («Труба и барабан», «Колыбельная», «Волчок», «Маленький муж. Маленькая жена», «Бал»). А хор мальчиков из его оперы «Кармен» детские хоровые коллективы поют и сейчас, так же как хор детей из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского.

Много оригинальных, обаятельных произведений создали для детей русские композиторы. Веселые вариации с шутливым названием «Та‑ти, та‑ти» композиторы «Могучей кучки» сочинили специально для маленькой воспитанницы А. П. Бородина Тани. Сейчас их нередко исполняют юные пианисты в сопровождении симфонического оркестра. В вокальном цикле М. П. Мусоргского «Детская» (на слова композитора) воплотились воспоминания далекого деревенского детства («С няней») и чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. То забавные и озорные («В углу», «Жук», «Кот Матрос», «Поехал на палочке»), то мечтательные и трогательные («С куклой», «На сон грядущий»), пьесы цикла раскрывают перед нами первые проявления пытливого сознания ребенка, его впечатлительность, лукавый детский юмор. В «Картинках с выставки» композитор рассказывает об играх детей, рисует сказочные образы - гнома, Бабы‑Яги.

С особенной нежностью и глубиной отразил мир ребенка Чайковский. Для своего любимого племянника Володи он сочинял веселые пьесы, которые затем вошли в «Детский альбом» (24 пьесы для фортепьяно). Здесь и сценки из детской жизни («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», трилогия: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), и картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»), и мелодии разных народов («Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Русская песня»). «16 песен для детей» Чайковский написал на стихи А. Н. Плещеева, К. С. Аксакова и других поэтов. «Мой Лизочек», «Мой садик», «Кукушка» пришлись по душе и юным исполнителям, и юным слушателям. Молодые музыканты включили в своей репертуар 12 пьес, составляющих цикл «Времена года».

Балеты Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», симфонические сказки А. К. Лядова «Волшебное озеро», «Баба‑Яга», «Кикимора» раскрывают близкие детям с раннего детства образы сказочных персонажей. Музыка делает их еще более зримыми, выразительными. Среди немногочисленных вокальных произведений Лядова выделяются «Детские песни» на тексты русских народных прибауток.

Оперное наследство оставил детям Ц. А. Кюи. «Кот в сапогах», «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Иванушка-дурачок» («Иван-богатырь») олицетворяют серьезное отношение композитора к сказке. Яркая мелодичность, контрастные характеристики героев делают эти оперы доступными для исполнения и самим детям. Несколько тетрадей его песен и хоров стали классикой песенно-хорового творчества для детей.

И в XX в. композиторы разных стран обращаются к детской музыке. Французский композитор К. Дебюсси, восхищенный «Детской» Мусоргского, посвятил своей любимой дочери цикл фортепьянных пьес «Детский уголок». Особенно известны пьесы «Серенада кукле», «Снег танцует», «Кукольный кэк‑уок». Полон фантазии, веселой выдумки и его балет для детей «Ящик с игрушками».

З. Кодай, выдающийся венгерский композитор, создал свою систему музыкального воспитания. Его хоры, песни поют дети всего мира. 85 пьес для фортепьяно, 5 мелодий для голоса и фортепьяно «Маленькому словаку», 27 двух‑ и трехголосных произведений для детского хора а капелла в 8 тетрадях и многие другие произведения оставил детям другой венгерский композитор - Б. Барток.

Английский композитор Б. Бриттен создал сборник школьных песен «В пятницу после обеда». Юношеству он посвятил любопытный «Путеводитель» по оркестру. Это симфоническое сочинение часто используют для постановки балета, во время исполнения артист рассказывает об инструментах, звучащих в данную минуту. В опере Бриттена «Давайте ставить оперу» - 12 ролей: 6 детских и столько же взрослых. В действие вовлекается весь зал: маленькие зрители репетируют и поют «Песню для публики».

Но, пожалуй, ни в одной стране мира музыка для детей не занимает такого огромного и значительного места, как у нас в стране. Нет ни одного композитора, который не подарил бы детям часть своего сердца, страницы своей музыки.

Богатейшее наследие оставил детям, и маленьким и большим, С. С. Прокофьев. Еще в 1914 г. по сказке Х. К. Андерсена он написал для голоса с фортепьяно «Гадкого утенка». Песни «Болтунья», «Поросята», «Сладкая песенка», созданные им во 2‑й половине 30‑х гг., сразу стали популярны. Все пьесы из «Детской музыки» знакомы обучающимся игре на фортепьяно. Симфоническая сказка «Петя и волк» стала, по существу, удивительным справочником для знакомства детей с различными музыкальными инструментами. В шуточном рассказе о смелом пионере Пете все действующие лица имеют яркие музыкальные характеристики, свои инструментальные лейтмотивы. В содружестве с С. Я. Маршаком Прокофьев создал два замечательных произведения: сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» для большого симфонического оркестра, взрослого и детского хора, чтецов, солистов-певцов.

Велико значение деятельности Д. Д. Шостаковича в области музыкального воспитания. В конце войны он стал ответственным редактором «Детского музыкального радиожурнала», в котором участвовали выдающиеся композиторы, исполнители, музыканты. В первом выпуске он сыграл свои фортепьянные пьесы для детей «Танцы кукол». Песня «Родина слышит, Родила знает» стала любимой песней Ю. А. Гагарина. Юным музыкантам адресованы «Детская тетрадь», концертино для двух фортепьяно.

Щедро дарил свой талант детям А. И. Хачатурян. В фортепьянных пьесах, посвященных своим детям и племяннице, он обрисовывает их характеры, склонности, шалости. Фортепьянные пьесы «Барсик на качелях», «Две смешные тетеньки поссорились», «Сегодня запрещено гулять» Хачатуряна из тетрадей «Детского альбома» давно уже стали классикой, и без них невозможно обучение музыке. Песня Хачатуряна «О чем мечтают дети» - звонкий, зажигательный вальс, песни «Нам сегодня весело», «Вальс дружбы», «Песня о герое» написаны композитором в разные годы. Последнее хоровое произведение для школьников - «Звезды» на стихи поэта-героя Мусы Джалиля.

Особое место в советской музыке для детей принадлежит Д. Б. Кабалевскому. Его первые песни - «Про Петю», «Первое мая», «Птичий дом», написанные еще в 30‑е гг., звучат и поныне. Вскоре после войны появилась одна из самых популярных пионерских песен - «Наш край». Позднее композитор положил ее в основу своего 3‑го концерта для фортепьяно с оркестром, посвященного юным музыкантам. Прелюдии и фуги для фортепьяно, множество небольших пьес, кантаты «Песня утра, весны и мира», «О родной земле» - трудно перечислить все, что написал Кабалевский для детей. Песни Кабалевского хорошо знают и у нас в стране, и за рубежом. Перечислим лишь некоторые из них: «Счастье», «Школьные годы», «Пионерское звено», «Спокойной ночи», «Артековский вальс», «Звездочка». Одни песни написаны по «заказу» «Артека» («Есть местечко в Крыму», «Лагерь дружбы»), другие - по просьбе малышей, третьи - адресованы старшим школьникам. Композитор всегда в гуще детской музыкальной жизни. Он начал проводить юношеский цикл «Ровесники», написал удивительную музыку к радиопередаче «Дон Кихот», пошел рядовым учителем в общеобразовательную школу преподавать музыку по разработанной им программе, стал основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе».

Студентом Московской консерватории появился в Московском театре для детей (ныне Центральный детский театр) Т. Н. Хренников. Был создан спектакль «Мик» с его музыкой. Балет Хренникова «Наш двор» в Большом театре идет в исполнении детей, учеников хореографического училища, опера «Мальчик-великан» - в Московском Детском музыкальном театре.

Оперой «Морозко» М. И. Красева открылся в Москве Детский музыкальный театр. Балеты «Доктор Айболит» И. В. Морозова, «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа, «Берег надежды» А. П. Петрова, опера-балет М. Р. Раухвергера «Снежная королева», балет И. А. Саца и Раухвергера «Синяя птица», оперы «Мойдодыр» Ю. А. Левитина, «Непрошеные гости» А. И. Букия, «Гуси-лебеди» Ю. Л. Вейсберг идут на больших и малых сценах страны. Оперы, доступные для исполнения самими детьми, написали И. В. Якушенко, Р. Г. Бойко, В. П. Герчик.

Радио, кино и телевидение распахнули двери перед огромным песенным потоком, который проник в школы, в детские сады, в хоровые коллективы. Песни И. О. Дунаевского вошли в жизнь из кинофильма «Дети капитана Гранта» - «Легко на сердце», «Песня о веселом ветре», из кинофильма «Концерт Бетховена» - «Эх, хорошо».

Киномузыка, музыка к мультфильмам звучит повседневно. Песни из «Бременских музыкантов» Г. И. Гладкова, «Погоня» из «Неуловимых мстителей» Я. А. Френкеля, «Песенка дежурной» и «Первоклассница» из кинофильма «Первоклассница» Кабалевского, «Улыбка» В. Я. Шаинского из мультфильма «Крошка енот» - все это музыка характерная, яркая.

Песни для детей А. И. Островского, А. Г. Новикова, З. А. Левиной, А. П. Долуханяна, Е. Э. Жарковского, В. И. Мурадели, С. С. Туликова, З. Л. Компанейца составили много страниц в песенной антологии. Вокальную эстафету подхватили композиторы нового следующего поколения - А. Н. Пахмутова, Ю. М. Чичков, В. Я. Шаинский, Л. В. Афанасьев, А. Г. Флярковский, П. К. Аедоницкий, Е. Н. Птичкин, Е. П. Крылатов, А. Л. Рыбников.

Для школьников младшего возраста созданы музыкальные сказки, маленькие оперы, песни. Их авторы А. Н. Александров, М. И. Красев, А. Д. Филиппенко, М. В. Иорданский, Е. Н. Тиличеева, Т. А. Попатенко, В. Л. Витлин, Ю. М. Слонов, А. Н. Островский.

Не забыли композиторы и самых маленьких. Александров, Раухвергер сочиняли для них пьесы для фортепьяно, песни-прибаутки. Слушая эту музыку в исполнении взрослых, малыши посильно включаются в её мелодию, ритм, характер, начинают приобщаться к миру прекрасного.

«Взвейтесь кострами» С. Ф. Кайдан-Дешкина на стихи А. А. Жарова - первая пионерская песня, созданная по заданию ЦК комсомола еще в 1922 г. Многие жизненные вехи отражены в песнях пионеров (см. Пионерская песня). Свои песни получил многочисленный отряд октябрят. Они с увлечением пели песни Д. Л. Львова-Компанейца, О. К. Зульфугарова, М. Ш. Давиташвили, А. Малдыбаева, К. Молдобасанова, А. Я. Жилинского, Б. Д. Дварионаса, Э. М. Тамберга, В. П. Баркаускаса и других мастеров многочисленного отряда советских композиторов. Для школьной молодежи песни-романсы, песни-раздумья, героические, лирические, шуточные создали: Я. А. Френкель, Л. А. Лядова, Э. С. Колмановский, З. М. Ткач, И. М. Лученок, К. В. Молчанов, Афанасьев, Аедоницкий.

Велика роль музыки в жизни человека. Музыка для детей приобщает юных слушателей, музыкантов, певцов к миру прекрасного, расширяет их кругозор, делает их жизнь интереснее и полнокровнее.