Русская народная игрушка матрешка: история, виды матрешек, польза, игры с матрешками для детей. Русская матрёшка: народный промысел

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она — не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов — памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она — и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные «болванки» — «белье» — в арт-салоне или у самого мастера-токаря. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус — матрёшек, изображающих политиков, матрешка с портретами известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом ее культуры, как дымковские игрушки, жостовские подносы… Матрёшки бывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга — крошечных стеклянных расписных матрёшек, соединённых одной ниточкой, можно повесить на ёлку; брелоки, кулоны и подвески с фигурками «неделимых» матрёшек мы во множестве видим на лотках в Сергиевом Посаде — столице русской игрушки…

Первая матрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье — появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо — и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной — внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка — спеленатый младенец.

Но откуда взялось это имя — матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater — мать), а третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри… В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога — и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства. Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки «рассказывали» целые истории. В 1900 году русские матрёшки «дошли» до Парижа — они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду «научились» ходить: ноги такой матрёшки, «обутые» в лапти, подвижны, — и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название «матрёшки-ходилки». Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной — с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек — тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую! Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи — лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь — теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом — сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать — перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек — и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и «накладок».

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки — и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже — незначительно — с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка — это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками — основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки — сделанные в городе Семёнове Нижегородской области — легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей «вместительностью» — традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове — это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая «северная» в России — вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России — и в мире! — музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор — Лариса Соловьёва — посвятила изучению матрёшек не один год. Она — автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области — он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи — те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее — метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая — размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров «Ambiente-2005» в Германию, в город Франкфурт-на-Майне. В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре.

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

« ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИГРУШКИ»

Работу выполнил

Воспитанник 2 взвода

Урюпинской кадетской школы

Тимофеев Марк

Руководитель: воспитатель

1 квалификационной категории

Зубцова Валентина Николаевна

Урюпинск 2017 год

Введение 3 стр.

Актуальность 3 стр.

Цель 4 стр.

Задачи 4 стр.

Гипотеза 4 стр.

Методы исследования 4 стр.

Предмет исследования 4 стр.

Объект исследования 4 стр.

Теоретическая часть 5 – 9 стр.

Практическая часть 10 стр.

Результаты 11 стр.

Выводы 11 стр.

Использованная литература 12 стр.

Приложения

Введение.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка? Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно. Матрёшка символизирует материнство, семейное единство, доброту, уважение к старшему поколению, чего в наше современное время стало так не хватать.

Актуальность темы.

Мир игрушки удивительно многообразный. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами.

Матрёшка не просто игрушка, но и художественное изделие. И мы задумались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества. И мы решили больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.

Цель работы: история появления матрешки и изготовление авторской матрёшки.

Задачи:

Изучить историю появления матрешки.

Выяснить происхождение названия «матрёшка».

Узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России.

Выявить виды матрёшек.

Проследить технологию создания матрешки.

Определить, в чем же секрет её успеха и долголетия.

Гипотеза

Несмотря на иностранное происхождение, Матрёшка является русской национальной игрушкой, символом России известным во всем мире.

Методы исследования:

Словесный

Наглядный

Практический

Частично-поисковый

Предмет исследования: декоративно - прикладное искусство России.

Объект исследования: матрёшка.

Теоретическая часть.

История появления матрёшки. Происхождение матрёшки.

Начиная работу, в первую очередь надо было узнать: что же такое «матрешка»? В словаре Ожегова дано значение этого слова, как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера

Хотя матрёшка и завоевала репутацию символа нашей страны, её корни не русские. История матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось? Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья, искусства. В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японцы утверждают, что первым на острове Хонсю, такую игрушку выточил безызвестный русский монах. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин, расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а в центре спеленатый младенец.

Почему этой деревянной игрушке дали такое необычное имя? Мнений на этот счет много. Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название. Возможно увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так имя и закрепилось за игрушкой.

Сегодня мы не воспринимаем название матрёшки, как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным – названием.

Виды матрёшек.

Первые русские матрёшки были созданы в городе Сергиев Посад, как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки, практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Ныне, это Загорская матрешка, ее расписывают по белому дереву, гуашевыми красками, используя красные, зеленые, синие цвета. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Хотя сам город, знаменит в основном хохломской росписью.

Полховские матрешки. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Основной элемент - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

Вятские матрешки. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

У крутцкой матрешки тоже роспись по – своему: рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уже и названия не подберёшь – сказочные.

Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где заработала бронзовую медаль и признание мира. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Мериновская матрешки. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на ярмарке матрешку. Матрешка понравилась всему семейству. Он выточил сам похожую форму и вместе с дочерями расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на изготовление матрешки. Изготовление матрешки и по сей день остается основным ремеслом для мериновских мастеров.

Современная авторская матрешка. Как и сто лет назад, теперь в Сергиевом Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником, профессионалом или любителем. Современные художники–матрёшечники, прежде всего, обратились к традициям первых русских матрёшек.

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.

Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три – семь - десять - пятнадцать мест. Кстати, матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. Нынешняя техника позволяет делать 20-50-местные матрешки. В 1970 году Евгений Безруков, семеновский мастер изготовил рукотворное чудо – 72-местную матрешку! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали ее на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А в фондах Исторического музея есть экземпляр 100-местной матрешки.

Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

Разделив матрешек по месту их изготовления, мы увидели, что можно найти много общего и среди этих разных групп. Вот новые группы:

    Матрешки, «одетые» в национальные костюмы.

    Исторические матрешки.

    Матрешки - литературные произведения и их героев.

    Семейная матрешка.

Технология изготовления матрешки мастерами.

Надо отметить, что русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. У каждого мастера есть свои секреты.

Первый этап – выбор дерева. И быть оно должно ровным, без сучков. Как правило, это липа, береза, осина. Срок сушки примерно два года.

Второй этап – заготовка. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Она может быть совсем маленькой – с рисовое зерно. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Сначала вытачивает мастер голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Третий этап – шлифовка и грунтовка. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника.

Четвертый этап – роспись. Начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись:

    перед росписью деревянную поверхность матрёшек покрывают картофельным клейстером;

    сначала карандашом наносится основа рисунка;

    потом намечаются контуры рта, глаз, щёк;

    затем матрёшке рисуют одежду.

Среди росписей различают:

Гжельскую

Городецкую

Хохломскую,

Дымковскую.

С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

Матрёшки всегда радует нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Практическая часть.

Изготовления матрешки своими руками

Матрешку можно изготовить и самим. Для этого нужна фантазия, творчество. Ее можно нарисовать, вылепить из пластилина, сделать из солёного теста.

Матрёшки из солёного теста.

Тесто:

1 стакан соли;

1 стакан муки;

вода.

Замешиваем тесто и делаем из него заготовки для матрёшек.

Сушим в тёплом месте одну неделю, затем приступаем к росписи.

Расписываем матрёшек по своему замыслу (авторские).

Матрёшек можно нарисовать на бумаге:

Прежде чем расписывать поделки, пробуем фантазировать на бумаге.

Матрёшек можно сделать из пластилина:

1.В качестве основы взяли разные бутылочки от витаминов.

2.Сгладили пластилином формы головы и шеи.

3. Сделали лицо из белого пластилина и основу сарафана красного и синего цвета.

4.Затем делаем тонкие пластины из пластилина разного цвета, накладываем друг на друга и сворачиваем рулетиком.

5. Разрезаем рулетики на тоненькие поперечные пластинки и украшаем наши матрёшки.

6. В зависимости от цвета и формы получаются разные цветы.

Как и раньше, матрёшка очень популярна среди детей, 47 человек из 50 считают её символом России.

Дома матрёшку имеют не многие, всего 17 человек из 50 опрошенных, за то 30человек из 33 хотели бы приобрести матрёшку. Это говорит о том, что матрёшка остаётся дорогой и очень желанной игрушкой.

Результаты:

    русская матрёшка во все времена символизировала плодородие, материнство, пожелание счастья и благополучия;

    эту игрушку мастерят во многих уголках нашей страны, название ее зависит от места ее изготовления и вида росписи;

    в своем облике она отражает историю русского народа, его традиции;

    как и раньше, матрёшка остаётся достаточно дорогим сувениром, не каждый в состоянии её приобрести;

    матрешку можно смастерить своими руками;

Вывод.

В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране. Мы подтвердили нашу гипотезу, о том, что матрешка, несмотря на свое иностранное происхождение, является русской национальной игрушкой, символом России известном во всем мире.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

1. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.

2. Блинов Г.М. Чудо -кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

5. Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.

6. Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

7. Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1980.

8. Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

9. https://yandex.ru/images/search?img_url=https

10. http://art-assorty.ru/1386-russkaya-matreshka.html

11. http://mylitta.ru/713-history-russian-dolls.html

12. http://fishki.net/1264148-russkaja-matryoshka.html

13. https://www.vipdoll.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE2/


Когда иностранцев спрашивают о первых ассоциациях с Россией, то они обычно вспоминают о шапках-ушанках, медведях с балалайками, разгуливающих по городским улицам, и матрешках . Если первое со временем изжило себя, то матрешки продолжают находиться в тренде и по сей день. Позитивный и оригинальный сувенир является настоящим отображением русского духа и охотно раскупается не только туристами, но и любителями ярких фигурок.




Несмотря на то, что матрешка считается исконно русской и древней игрушкой, ее возраст составляет немногим более 100 лет. Да и прообразом матрешки называют фигурки буддийского мудреца Фукурумы, привезенные в конце 19 века семьей Мамонтовых в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание».



Автором первых матрешек стал токарь по дереву Василий Звездочкин , а их росписью занимался художник Сергей Малютин . Фигурок было всего восемь. У самой крупной в руках был петух, а наименьшая матрешка выглядела как завернутый в пеленку младенец.
Историки приходят к мнению, что название «матрешка» происходит от популярного в те времена русского имени Матрена, которое ассоциировалось с многодетной дородной женщиной.



Когда спрос на подобные игрушки стал увеличиваться, появились и разные стили росписи кукол (Семеновская, Ивановская, Сергиевская). Матрешка стала настоящим трендом. В современной России матрешек расписывают не только, как традиционных розовощеких девушек в платках. Популярны модели политиков или спортсменов.
Есть среди матрешек и свои рекордсмены. Самая большая состоит из 72 фигурок, а самая маленькая матрешка из слоновой кости имеет размер 1,1 миллиметр.