Самые популярные интеллектуальные телеигры 100 к 1. Интеллектуальные программы на российском телевидении

Телекомпания НТВ закрыла "Свою игру" - телевикторину, завоевавшую за 19 лет в эфире статус главной интеллектуальной передачи страны. Пока многочисленные поклонники игры обсуждают, что стало причиной такого решения - низкие рейтинги или происки врагов - "Лента.ру" вспоминает самые интересные телевикторины, по разным причинам исчезнувшие из российского телеэфира.

"Проще простого"

Программа больше всего запомнилась в период с 1994 по 1996 годы, когда ее ведущим был Николай Фоменко. Строилась она по принципу игры в "крестики-нолики": в гигантском квадрате 3 на 3 клетки сидели известные личности, отвечавшие на вопросы. От игрока требовалось согласиться или не согласиться с ответом. Если он выбирал правильно - в квадрате ставился выбранный им знак, если неправильно - знак соперника. Отличительная черта - привязчивая песенка в заставке и невероятное по нынешним меркам обилие спонсоров. Как и многие отечественные телеигры, имела американский прототип - программу Hollywood Squares .

"Золотая лихорадка"

Довольно эксцентричное, даже по меркам российского ТВ конца 90-х, шоу Леонида Ярмольника. Главное в "Золотой лихорадке" было в антураже. Актер в образе дьявола сыпал сакраментальными фразами и перемещался по металлической решетке, отделявшей его от игроков. С игроками взаимодействовал, главным образом, его ассистент - карлик в плаще с капюшоном. В каждой передаче участвовали 30 человек, которые, отвечая на вопросы, отчаянно боролись между собой за унции и килограммы драгоценных металлов. Главный приз суперфинала - пуд золота.

"Слабое звено"

Эту программу некоторое время тоже вел Николай Фоменко, но своей популярностью в России "Слабое звено" во многом обязано первой ведущей - Марии Киселевой. Знаменитая синхронистка очень органично смотрелась в роли бесстрастного наблюдателя за людскими пороками: в каждом из раундов игры один из игроков по коллективному решению остальных объявлялся "слабым звеном" и выбывал из борьбы за главный приз. Телеигру, заставлявшую игроков демонстрировать самые неприятные свои качества, всерьез обвиняли в излишней жестокости, что не помешало ей продержаться в эфире четыре года - с 2001-го по 2005-й.

"Русская рулетка"

Еще одна попытка добавить интеллектуальному шоу страстей и адреналина. В программе Валдиса Пельша игрок за свою ошибку рисковал "провалиться в бездну". В буквальном смысле: каждый из шести участников стоял на люке, которые открывались случайным образом после неверного ответа. Провалиться мог любой игрок - необязательно автор неправильного ответа. В первом раунде открывался только один люк. По мере приближения к финалу их становилось все больше. В последнем туре вероятность упасть в люк была крайне высока; зато на этой стадии вместе с игроком провалиться мог и сам ведущий.

"О, счастливчик!"

Русскоязычная адаптации британской игры "Who Wants to Be a Millionaire?" некоторое время была одной из самых популярных телевикторин на отечественном телевидении. Один игрок должен был ответить на 15 вопросов, чтобы выиграть миллион рублей. Некоторые реалии игры - например, подсказка "Звонок другу" - прочно вошли в язык. Копируя манеру иностранных коллег, ведущий Дмитрий Дибров основательно трепал участникам нервы и только потом объявлял правильный ответ.

"Брейн-ринг"

Спортивный вариант телевикторины "Что? Где? Когда?" и одна из немногих по-настоящему интеллектуальных игр на российском ТВ. Две команды из шести знатоков каждая отвечали на вопросы на скорость. Вопросы, по традиции, задавались не на знание, а на логическое мышление. Наряду с капитаном команды особо ответственную должность занимал игрок, "сидевший на кнопке" - его главной задачей было подать сигнал о готовности ответа раньше другой команды, но не раньше, чем ответ был действительно готов. Программа выходила с 1989 по 2000 год, в 2010 году на короткое время возродилась на канале СТС.

"Своя игра"

И, наконец, "Своя игра" - аналог американской телевикторины "Jeopardy!", продержавшийся в российском телеэфире почти 20 лет. В приведенном ниже видео - кот в мешке, "Эрих Краузе", вопрос-аукцион и великий Онотоле, поверженный спортивным редактором "Ленты.ру" Ярославом Котышовым.

9 выбрали

Что общего между детской юлой, хрустальной совой и субботним вечером? А то, что все это органично вписывается в один ансамбль, за "творчеством" которого любители интеллектуальных задач наблюдают вот уже 38 лет - именно столько исполняется старейшей (и популярнейшей!) из российских интеллектуальных телепередач "Что? Где? Когда?". Аналогичные проекты с завидной частотой появляются в эфире телеканалов, и, как правило, рейтинги у них достаточно высоки.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию ТОП-5 интеллектуальных программ, которым, несмотря на разный формат, призовой фонд, персоналии ведущих, удавалось удерживать большую часть населения страны у телеэкранов, а телезрителям затем козырять "приобретенными" знаниями на дружеских посиделках.

Итак...

Что? Где? Когда?

Мало кто помнит, что изначально у программы были совершенно иные правила. Не было никакой "команды телезрителей", не было вообще никаких команд. Точнее, номинально соревновались две семьи, и играли каждый сам за себя, отвечая на вопросы, придуманные редактором. Юла появилась через год после выхода первой программы и "выбирала" не вопрос, а игрока, который должен был без "минуты на обсуждение" дать ответ на вопрос.

Ведущего, кстати, тоже не было. Со временем правила преобразились. Интеллектуальный клуб перед распадом СССР превратился в Интеллектуальное казино. Затем снова вернулось к клубной системе. За всю историю у игры было всего трое ведущих - Александр Масляков, Владимир Ворошилов и Борис Крюк . У передачи появились хорошие спонсоры, собственный "дом" - "Охотничий домик" в Нескучном саду в Москве. Дресс-код - black-tie . Особенно популярна передача среди русскоязычного населения.

Брэйн-ринг

Многие называют эту программу "Что? Где? Когда?" для молодежи". Хотя сама идея программы появилась в 1980 году - сразу после международных игр "ЧГК". Автором программы был все тот же Владимир Ворошилов . Он же и вел ее на первых порах после первого эфира в 1989-ом. Но сославшись на занятость, уступил эту должность в пользу Бориса Крюка , который в силу обстоятельств не смог появиться на съемках, и вместо него ее постоянным ведущим стал Андрей Козлов .

Правила игры включают массу нюансов, позволяющих оживить процесс и внести в него долю "соревновательного" азарта. Среди участников нередко появляются и завсегдатаи "Что? Где? Когда?"

Умники и умницы

Осенью, а именно 18 сентября 1991 года на канале РТР появилась новая молодежная интеллектуальная викторина, в основе которой лежал принцип школьной олимпиады, - "Умники и умницы". Главная тема - мировая культура и история. Ведущий - писатель, философ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО, Юрий Вяземский .

Программа постепенно, но довольно быстро набирала обороты и завоевывала любовь зрителей и с определенного времени включается в Перечень олимпиад школьников как Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников "Умницы и умники" 1 уровня по профилю "гуманитарные и социальные науки". Главный приз программы предполагает поступление в МГИМО на льготных условиях.

Своя игра

7 апреля 1994 года авторами программ "Сам себе режиссер" и "Устами младенца" зрителям была представлена новая игра-викторина - "Своя игра". Отличительной чертой игры было то, что вопросы задавались в форме утверждения - игрок должен был "уточнить", о чем идет речь. Как нетрудно догадаться, "Своя игра" - российская версия американской телеигры Jeopardy! ("Рискуй!"), которая впервые вышла на экран в 1964 году.

Основные правила викторины практически не изменились за все время ее существования. Даже декорации менялись всего один раз. Программа пользуется невероятной популярностью. Ее версии появлялись в сетке телеэфира в 28 странах, но только в трех из них идет до сих пор. И Россия в их числе.

Слабое звено

В 2000 году в эфире Соединенного Королевства на канале ВВС Two стартовала новая телеигра Weakest Link . А уже в 2001 году 25 сентября на Первом канале. Формат программы оказался довольно необычным - главным принципом была провокация со стороны ведущего, постоянно отпускающего шпильки в адрес каждого игрока. Кроме того, по ходу игры каждый участник должен проголосовать против одного из своих товарищей по команде, указав на его недостатки. При этом каждый из выбывших после имел возможность дать свою оценку оставшимся игрокам.

У программы появились как ярые критики (именно из-за весьма жестоких и обидных комментариев в адрес игроков), так и преданные поклонники (провокация "держит" внимание зрителей в течение всей игры и при этом позволяет показать "истинное лицо" и выплеснуть все свои эмоции по поводу сложившейся ситуации). "Слабое звено" просуществовало на разных телеканалах страны вплоть до 2008 года. Ведущими программы были поочередно Мария Киселева и Николай Фоменко .

Мысли вслух... Не так давно на телеканале Россия К было запущено интеллектуальное реалити-шоу "Полиглот ", которое, на мой взгляд, вполне достойно войти в данный ТОП отдельным пунктом.

А какие интеллектуальные программы нравятся вам?

Леокадия Коршунова , etoya.ru

Интеллектуальные программы на российском телевидении


Введение

1. Российское телевидение на современном этапе. Интеллектуальная направленность современного телевидения

2. Характеристика интеллектуальных программ российского телевидения

2.1 Игры в знание на деньги

2.2 Интеллектуальные ток-шоу

Заключение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее несколько лет на экранах российских каналов все чаще появляются телепрограммы интеллектуального содержания. Данное веяние реализуется как через телеигры, так и через конкурсы, беседы в студии и пр. Это передачи, определяющие себя в качестве «интеллектуальных», относящиеся к «высокой культуре», строящиеся вокруг беседы экспертов, профессионалов. Их цель - научить зрителей думать, передавать знание в его «гуманитарной» версии. Они в большей или меньшей мере воспроизводят конвенции популярных программ, существуют на телевидении, но при этом стремятся транслировать критическое отношение к массовой культуре. Здесь постоянно звучит опасение: «Любите ли вы великую русскую литературу?», «Массовая культура - это просто зло или зло абсолютное?».

По своему устройству это - не визуальные программы: их можно не смотреть, а только слушать или читать в виде книги. В них не используются ресурсы телевидения как медиа, хотя, возможно, именно это могло бы дать какие-то новые ходы для того, чтобы свернуть «разговоры о культуре» с привычной колеи. В программах часто консервируется образ эксперта, носителя знания (иногда путем его симуляции), воспроизводятся представления о роли «интеллигенции», просвещающей «народ»; зрители привычно демонстрируют готовность внимать - на ограниченном пространстве в ограниченное время. Хотя эта позиция не кажется современной, но и она в дефиците на отечественном телевидении. Пока остается открытым вопрос о том, можно ли предложить какие-либо иные решения для «интеллектуальных программ», где были бы задействованы технологии и языки медиа и разрушались бы привычные границы между интеллектуальными стратами в российском обществе.


Приоритетным для современного российского телевидения является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

Люди живут телевидением - оно всесословно, всеобразовательно, всевозрастно, всеконфессионально. Нет никакого другого социального института, включая школу и семью, который мог бы соревноваться с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения. Нам навязывается представление о жизни, которое противоречит реальности. А ученые признают тот факт, что человек больше верит своим представлениям о чем-то, нежели реальным, то есть он верит не в жизнь, а в то, что он о ней думает. Если верить телевидению, то реформы. которые проводились в 90-е годы полностью провалились, приватизация госсобственности это верх несправедливости и коррупции, бизнесмен и преступник это синонимы, и страна Россия - это страна преступников. Телевидение - самое мощное средство психологического воздействия, сильнее любой правоохранительной системы, ФСБ, МВД. А тот кто владеет телевидением и интерпретирует события - тот владеет страной.

Основой структуры Первого канала является информационное вещание, и, прежде всего, информационная программа "Время", которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Её популярности способствует как широта актуально раскрываемых тем, так и появление молодых талантливых репортеров. Сегодня это традиционный вечерний ("девятичасовой") выпуск. "Ночное Время" представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам, а также выпуски авторской программы "Однако".

В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал "Доброе утро".

Особое место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества.

Когда речь идет о просветительской миссии телевидения, то мы видим, как много мы потеряли. Когда-то у нас были великолепные образовательные каналы, учебные и научно-популярные программы. Но после того, как 4 канал передали НТВ, мы из страны, которая в свое время гордилась своим образовательным и учебным телевидением, превратились в страну, в которой нет образовательного вещания. Одним словом, произошла культурная катастрофа, и это одна из самых больших потерь нашего телевидения, которую ничем не восполнить. По роли телевидения в воспитании человека, гражданина, личности, в просвещении мы стали одной из самых отсталых стран. И если сегодня не предпринять срочных мер по восстановлению образовательного вещания с наработанными богатыми традициями, то мы будем терять одно поколение за другим.

Общество должно ставить перед коммерческим телевидение и бизнесом определенные условия. Эфирные частоты - это природные ресурсы, которые принадлежат всем, и использовать их нужно во благо, на развитие граждан, а это не происходит. И телевидение, и общество потеряли инстинкт самосохранения, вобрав в себя все худшее из советского и западного телевидения. Даже американские студенты, стажирующиеся у нас на телевидении, поражены обилием крови и насилия, жестокости на наших экранах. Не случайно, 70% людей, при социологическом опросе, проведенном в 2004 году, высказались за введение цензуры. Не политической, а нравственной, предохраняющей от пагубного воздействия. Во Франции есть наблюдательный совет по телевидению, в который президентом назначается по три человека, которые получают зарплату и не имеют права нигде больше работать, до завершения своих полномочий. Денежные санкции, выставляемые телеканалам за рубежом очень большие, могут даже отобрать лицензию.

Требуется политическая воля, как всего телевизионного руководства, так и всего телевизионного сообщества, чтобы выйти из этого сегодняшнего состояния, в котором мы находимся.

Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию - программы "Как это было", "Документальный детектив", "Независимое расследование".

Несколько иную, но не менее важную задачу решает программа социальной направленности "Жди меня", помогающая в поисках людей, потерявших друг друга порой много лет назад, и создающая через разные, зачастую трагические, человеческие судьбы портрет сегодняшней России.

Одной из важнейших для канала является просветительская функция, ее экранное воплощение реализуется в двух популярных жанрах - познавательном и культурологическом, в основу которых положены как современные материалы, так и исторические события. Неизменным успехом у зрителей Первого канала пользуются научно-популярные программы "Цивилизация", "В мире животных", "Клуб путешественников".

Среди культурологических программ - авторские циклы известного российского искусствоведа Виталия Вульфа (переводчика пьес Т.Уильямса) "Серебряный шар"; циклы исторических программ писателя и драматурга Эдварда Радзинского, удостоенные российской национальной телевизионной премии "Тэфи"; передача "История одного шедевра", посвященная собраниям из крупнейших российских музеев - Третьяковской галереи и Русского музея и другие.

Наиболее популярным и рейтинговым видом вещания является кинопоказ, который занимает на Первом канале 40% вещания и формируется из всех существующих сегодня кинематографических жанров и форм - игровых художественных фильмов, телесериалов, документального и анимационного кино. Кинопоказ Первого канала направлен на удовлетворение интересов не только массовой зрительской аудитории, но и привлекает зрителей с нестандартными эстетическими вкусами. В последнее время на Первом канале наблюдается приоритет отечественных сериалов, которые пользуются огромным успехом: "Спецназ", "Убойная сила", "Граница. Таежный роман", "Остановка по требованию".

Именно на Первом канале были впервые показаны такие отечественные киноленты как "Утомленные солнцем", "Блокпост", трилогия "Любить по-русски", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки". Постоянное присутствие канала на международном теле- и кинорынке позволило заключить контракты с такими компаниями как Warner Brothers, Paramount, MGM/UA, Turner, BBC, Gaumont, UGC и показать российским зрителям фильмы известных западных режиссеров - "Казино" М. Скорсезе, "Леон" Л. Бессона, "Воздушная тюрьма" С.Веста, "Гражданин Кейн" О.Уэлса, "Жизнь прекрасна" Р. Бениньи...

Развлекательный жанр на Первом канале представлен двумя направлениями - музыкальным и игровым. Наиболее популярная музыкальная программа с участием отечественных исполнителей - "Песня года", а также концерты известных исполнителей А. Пугачевой, О. Газманова, В. Леонтьева, группы "Чайф", "Аквариум" и других. Среди заметных музыкальных акций канала - концерты Стинга, Дэвида Боуи, Джо Кокера, Тины Тернер, Майкла Джексона. Игровые передачи Первого канала имеют постоянную большую аудиторию, несмотря на то, что некоторые из них существуют уже много лет. Это - "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", КВН. Новые игры - "Народ против", "Русская рулетка" и "Слабое звено", адресованы телеинтеллектуалам.

Во всем мире Россия продолжает сохранять статус интеллектуальной державы. Косвенно об этом может свидетельствовать обилие интеллектуальных шоу на отечественном телевидении (которые, правда, теряются на фоне массированной атаки развлекательным трешем), которые на протяжении десятилетий не теряют популярности и не сходят с экрана. вспомнила, кто подсадил Россию на иглу интеллектуальных телеигр, как русские сделали лучшую игру про умных джентльменов, которую теперь хотят показывать по всему миру, каким Александр Друзь был в молодости и кто из «Самого умного» оказался действительно самым умным.

Не поделили телевизор

Интеллектуальную войну на телевидении развязал . Бывший театральный художник и режиссер-постановщик, успевший блеснуть во МХАТе, Малом театре, «Современнике» и Театре на Таганке, в середине 1960-х меняет специализацию и в поисках достойного заработка отправляется на ТВ. Для телевидения Ворошилов оказался находкой. Поработав над документальными проектами, он выдумал первую передачу, не похожую ни на один советский телепроект: формально интеллектуальную, а по сути рекламную викторину «Аукцион». Ее участники отвечали на вопросы о различных товарах, а в финале шоу лучший игрок получал этот самый товар в подарок.

Программа закрылась очень быстро и со скандалом. Виной стал телевизор - кому-то из чиновников такой приз показался подозрительным. В результате победитель «Аукциона» остался без награды, а Ворошилов - без работы. Ему запретили появляться в эфире. По другой версии, программу закрыли из-за запрещенной бардовской песни, прозвучавшей в одной из передач.

Однако спустя некоторое время запрет сняли, и Ворошилов приступил к съемкам интеллектуального казино «Что? Где? Когда?», которому суждено было стать знаковым в истории советского, а потом и российского телевидения.

Мало кто помнит, но в 1975 году, когда ЧГК только запустили, программа была совершенно другой. В соревновании принимали участие не «господа» знатоки, а семьи. Но уже через год формат изменили. Программа стала позиционироваться как молодежный телевизионный клуб, в ней принимали участие студенты . Каждый играл сам за себя и должен был отвечать на вопросы мгновенно. О денежной прибыли никто и не помышлял - в 70-80-е годы лучшим игрокам в награду доставались книги.

Оставаясь за кадром, Ворошилов, известный зрителям как «господин ведущий», был главным в своем шоу. Он отбирал участников и имел особое представление об интеллектуалах. Ворошилов терпеть не мог зазнаек и считал, что ЧГК - для тех, чей интеллект является гармоничной составляющей личности. Поэтому зубрилок в казино брали неохотно. Несмотря на парадоксальность этой мысли, Ворошилов полагал, что для игры в «Что? Где? Когда?» не нужно быть семи пядей во лбу - достаточно школьного образования и смекалки.

Зрители долгое время не знали, как выглядит ведущий, слышали лишь его голос за кадром. Не знали и о том, что всеми любимое шоу было именно его детищем. В последние годы «господин ведущий» представал перед публикой, но это было необязательно: даже оставаясь за кадром, он заставлял знатоков трепетать.

Игра глубоко пустила корни на телевидении. Нервическое перебирание версий за игровым столом, потные от напряжения лбы «дам и господ», споры до пены у рта, минута нервотрепки, пререкания с ведущим, ожидание правильного ответа и долгожданное облегчение - вся страна проживала c кругом знатоков минуту обсуждения, зрители по ту сторону экрана на 60 секунд тоже превращались в команду ЧГК, в войска диванных знатоков. Никаких лишних эффектов - только живые человеческие эмоции.

«Что? Где? Когда?» - старейший проект на отечественном ТВ, который продолжает держать в напряжении зрителя по сей день. Из простого телешоу игра стала социальным явлением. Видя живой интерес к ней в обществе, знатоки шагнули в офлайн и создали так называемый спортивный ЧГК: команды соревнуются, отвечая на одни и те же вопросы, а сильнейшие выходят в финал. В ЧГК играют повсеместно: сборные есть в любом уважающем себя вузе, в школах, поклонники игры арендуют помещения и устраивают мозговые штурмы без всякого вознаграждения. Игра потеряла налет элитарности и переросла своего создателя: «Что? Где? Когда?» на экране превратился лишь в телевизионную версию.

Уникальную российскую нетленку пытались адаптировать за рубежом. И если в постсоветских странах проект прижился, то в США его ждала непростая судьба. поверил американскому актеру украинского происхождения Алексу Резнику (сериал «Скорая помощь», фильм «Социальная сеть»), который рекомендовал обратить внимание на уникальную придумку русских. Американцам понравилась идея интеллектуального казино, поэтому телешоу Million Dollar Mind Game (так назывался аналог ЧГК в США) было построено именно вокруг стремления к выигрышу - победитель получал миллион долларов. Версия была далека от оригинальной: гораздо меньше, чем в привычном нам «Что? Где? Когда?», уделялось внимания вопросам, а уникумов вроде Александра Друзя или Ровшана Аскерова не было. Шоу просуществовало год и было закрыто.

Кадр: шоу Million Dollar Mind Game

Молодой Ровшан Аскеров готов поколотить Козлова

В середине 1980-х - начале 1990-х быть умным стало модно. Об этом свидетельствует интеллектуальный бум на телевидении. Во времена, когда взгляд Друзя еще не испепелял безразличием, а кудри Максима Поташева чернели как смоль, ТВ блистало россыпью новых молодых звезд. Среди них - молодой, но уже усатый уроженец Луганска . Он попал на телевидение в 1986 году, и ему там так понравилось, что спустя всего несколько лет игры в «Что? Где? Когда?» он стал одним из самых востребованных ведущих на федеральном телевидении. Его звездный час - программа «Брейн-ринг», сплав суперпопулярной передачи «Музыкальный ринг» и «Что? Где? Когда?», где команды уничтожали друг друга на ринге не кулаками, а силой интеллекта.

Первый выпуск вышел в эфир в мае 1990 года. Нетрудно догадаться, что запускал передачу трендсеттер той эпохи Ворошилов. Вместе с женой Наталией Стеценко он основал одну из первых частных российских телекомпаний «Игра-ТВ». Производитель как с конвейера выпускал в эфир проект за проектом, которые поколение 90-х с вспоминает с теплой ностальгией. Чего стоит смелое шоу «Любовь с первого взгляда», которую вел сын жены Ворошилова , после смерти мэтра принявший на себя роль ведущего ЧГК.

По накалу «Брейн-ринг» не уступал «Что? Где? Когда?» Команды, состоящие в основным из очень молодых людей, буквально жили на ринге, что добавляло игре зрелищности. Не прогадали и с Козловым - до одержимости азартный, он оказался умелым ведущим, способным выдерживать интригу, а в случае необходимости поддать перца.

Иногда джазу задавала старая гвардия. Тогда на сцену выходил Друзь и показывал молодежи, как правильно мыслить, чтобы побеждать.

Спойлер. В начале 1990-х Александр Друзь выглядел ровно так же, как и нынче.

Порой эмоции в «Брейн-ринге» зашкаливали настолько, что казалось - драка неизбежна. По крайней мере, когда в «Брейн-ринге» играл молодой и взрывной Ровшан Аскеров.

Эмоциональность Козлова сыграла с ним злую шутку. По слухам, в 1996 году она сдетонировала с упертостью и нежеланием упускать прибыль основного акционера . У «Игры-ТВ» были отлаженные отношения с ОРТ: за каждый выпуск канал платил аффилированной с ней Международной ассоциации клубов 35 тысяч долларов. К середине 1990-х в структуре телекомпании появилось рекламное подразделение, которое оштрафовало канал на 1,3 миллиона долларов за превышение уровня спонсорской рекламы в шоу. В результате ОРТ перестало платить производителю деньги, за что подало на канал в суд.

Но суд становиться на сторону МАК не собирался, и отношения Козлова с Березовским окончательно испортились. В итоге производители не солоно хлебавши перекочевали на другой канал, тогда только начавший вещание, - «ТВ-Центр». Но в 2000 году новое руководство канала закрыло программу, как говорилось, из-за высокой стоимости ее производства. В 2001 году умер Ворошилов, и перезапуск передачи отложили в долгий ящик.

В 2009 году за него взялся холдинг «СТС Медиа», для которого «Игра-ТВ» уже делала музыкальную программу «Жизнь прекрасна». Однако и на СТС «Брейн-ринг» продержался только три года. В 2013 году шоу внезапно всплыло на канале «Звезда» , но только на два месяца, после чего кануло в небытие. И вот в 2018 году возродить былую легендарную передачу берется . Премьера намечена на начало марта.

Детки в порядке

Однажды недавно начавшему работать на телевидении кандидату наук дали задание придумать передачу для старшеклассников. К тому времени у него уже был опыт запуска программ для подростков: в 1989 году он выпустил в эфир литературную викторину «Образ».

В 2015 году игра «Что? Где? Когда?» — оригинальная, самобытная, популярная, долгожитель телеэфира, рожденная еще во времена застоя, до распада СССР, – отметила свое сорокалетие. Она и сегодня имеет много почитателей, интересна различным слоям телезрителей.

Пожалуй — это один из самых ярких телевизионных проектов, не имеющих аналогов. Проект, который из года в год продолжает набирать свою популярность.

Основатель. Руководитель. Ведущий

Придумал игру Владимир Яковлевич Ворошилов. Он родился 18 декабря 1930 года в Симферополе. В 1943 году семья из эвакуации переехала в Москву. Учился в Московской художественной школе для одаренных детей. Окончил Академию художеств Эстонской ССР (факультет живописи), Школу-студию МХАТа (постановочный факультет), Высшие режиссерские курсы. В 1955-1956 годах был художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, Театра оперетты. Работал режиссером в театре «Современник » и в Театре на Таганке.

Вышло шесть выпусков. Программа была снята с эфира цензурой, а Ворошилов перешел в разряд внештатников и надолго стал персоной нон-грата. Через год после скандального закрытия «Аукциона» на телеэкране появилась новая придуманная им игра – «А ну-ка, парни!»

4 сентября 1975 года официально считается днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день впервые вышла в эфир семейная викторина «Что? Где? Когда?».

В передаче приняли участие две команды – семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями – сначала в гостях у одной семьи, а потом – у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла только одна программа. Это был год поиска формы игры.

1997 год. «Что? Где? Когда?» — победитель конкурса в номинации «Развлекательная программа».

2001 год. «Что? Где? Когда?» — победитель конкурса в номинации «Телевизионная игра». Александр Фукс – победитель конкурса в номинации «Оператор» и Владимир Ворошилов – приз «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».

Астрологи предсказали, что передаче «Что? Где? Когда?» отпущен срок 25 лет… Через 25 лет, 10 марта 2001 года, Владимир Яковлевич Ворошилов ушел из жизни. Юбилейные игры стали его «последней гастролью».

Телевизионная игра «Что? Где? Когда?» всегда была в поиске. Предлагались новые правила, новые взаимоотношения между знатоками и телезрителями, ведущим и знатоками … Поиски формы передачи и элементов игры не прекращались, искались, вырабатывались постепенно. Что-то уходило, а что-то сохранилось и до сих пор.

ПРОДОЛЖАТЕЛИ

Это Крюк Борис Александрович. Он — первый заместитель генерального директора продюсерского центра «Игра ТВ».

Родился 18 августа 1966 года в Москве. В 1989 году окончил МГТУ им.Баумана. По профессии – инженер-конструктор.

В дикторскую передачи «Что? Где? Когда?» впервые попал еще в школьном возрасте. В 12 лет придумал свое первое правило для игры «Что? Где? Когда?» Еще учась в институте, работал на программе в качестве ассистента режиссера, режиссера, автора, музыкального редактора. В течение десяти лет во время каждого прямого эфира игры «Что? Где? Когда?» работал в дикторской рядом с Владимиром Ворошиловым.

В 1989 году после окончания института был официально зачислен в штат Молодежной редакции Центрального телевидения. Позже — в штат телекомпании «Игра» в качестве первого заместителя генерального директора.

Параллельно с передачей «Что? Где? Когда?» работал над другими проектами компании. С 1990 по 1993 год был автором и режиссером-постановщиком программы «Брэйн ринг». С 1990 по 1998 год — ведущим, а с 1993 года — режиссером-постановщиком программы «Любовь с первого взгляда».

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Волчок – обыкновенная детская игрушка, с которой началась серьезная взрослая игра. Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: «Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй – себе. Играл, не выходя из дома, дней десять».

Для игры «Что? Где? Когда?» волчок немного усовершенствовали, вмонтировали стрелку, сделали балансировку, укрепили основание, чтобы не опрокидывался. Несколько волчков на «Красном пролетарии» переделали почти бесплатно – за приглашение на игру.

Интересно, что в самой первой игре волчок выбирал не вопрос телезрителя, а игрока, который должен был отвечать на вопрос. А крутил волчок первый ведущий игры – Александр Масляков. Потом волчок стали крутить знатоки, но детская игрушка не выдерживала взрослой нервозности. Теперь волчок крутит только один человек – распорядитель зала.

Музыкальная пауза .«Сегодня стрелка остановилась впервые на музыкальном ключе. По нашим правилам в этом случае знатоки получают приз без боя, а телезрители – музыкальную паузу. Поднимите скрипичный ключ – Дюк Эллингтон! Выступает Дюк Эллингтон с оркестром!»

24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» впервые появилась музыкальная пауза. Тогда на игровом столе под символом музыкальной паузы – скрипичным ключом лежала «визитная карточка» Дюка Эллингтона, запись которого звучала в передаче.

На протяжении нескольких лет передача «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей.

Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале становятся традиционными.

В музыкальных паузах 1983-1985 гг принимали участие: А.Вески, Н.Караченцов, А.Пугачева, В.Леонтьев, Л.Гурченко, К.Райкин, И.Скляр, Л.Вайкуле, Ю.Антонов, В.Малежик, группа «Веселые ребята» и другие популярные эстрадные исполнители. На юбилейных играх 2000 года Константину Райкину была вручена «Хрустальная сова» за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры «Что? Где? Когда?» (номер с участием К.Райкина был показан 29 декабря 1984 года)

Черный ящик впервые появился в игре «Что? Где? Когда?» 6 декабря 1983 года. Это был самый первый черный ящик на советском телевидении.

Вопрос: «В этом черном ящике – музейный экспонат. Внимание! Говорят, что в 1764 году по приказу императрицы Екатерины отставной секунд-майор Бахметьев в селе Никольском Пензенской губернии основал хрустальный завод. И все было бы хорошо и, может быть, даже отлично, если бы не одно обстоятельство – сын секунд-майора запил. И вот тогда-то разгневанный отец и придумал для сына специальную антиалкогольную рюмку, которая сейчас находится в черном ящике. Что это за рюмка?»

Ответ: «Музейная рюмка: наклоните ее и вам покажется, что в ней плавают три мухи. Может быть, поэтому мы и говорим о тех, кто пьет, — «под мухой». Команда решила, что в черном ящике – рюмка-непроливайка, и самый первый, «исторический» вопрос с черным ящиком знатоки проиграли.

За время игры «Что? Где? Когда?» в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто.

Однажды в черном ящике оказался настоящий авиационный «черный ящик». Весит такой ящик более десяти килограммов. Распорядитель зала вынимает этот ящик за кожаный ремешок, а тот вдруг рвется. Все это происходит в прямом эфире за три дня до Нового года. Ящик падает прямо на зеркальный стол. Зеркало даже не треснуло!

В настоящее время в игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом. Некоторые предметы кладут в черный ящик перед началом игры, но живую змею или горячие пельмени не положишь в ящик заранее. Тогда в распоряжении редакторов есть всего 15-20 секунд, чтобы «укомплектовать» ящик и передать его распорядителю зала. По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры.

7 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище в Москве был установлен памятник Владимиру Ворошилову – куб из черного отполированного гранита. Строгий и загадочный черный ящик стал символом человека-загадки, гениального создателя игры «Что? Где? Когда?»


Фото: budylai.livejournal.com

НАГРАДЫ

  • Знак совы

«Знак Совы» — первая почетная награда клуба «Что? Где? Когда?». Приз вручался в 1981 году лучшему знатоку игры. Первый обладатель «Знака совы» — Александр Бялко. Телезрители и знатоки клуба назвали его лучшим игроком финала 1980 года.

  • Хрустальная сова

Приз «Хрустальная сова» был учрежден в 1984 году.

С 1984 по1990 год приз вручался один раз в год – лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год – в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 года, когда «Хрустальная сова» вручалась лучшему знатоку каждой игры серии. С 2001 года «Хрустальная сова» вручается 4 раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней или зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды – знаток или телезритель.

Две первые «Хрустальные совы» 1984 года были изготовлены на стекольном заводе в г.Гусь-Хрустальном Владимирской области. С 1985 года приз «Хрустальная сова» делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа, художник по стеклу В.В.Драчук).

Первый знаток-обладатель «Хрустальной совы» — Нурали Лапытов.

Приз «Хрустальная сова» на финальной игре 1984 года был вручен также телезрителю Александру Злобину (г.Дубна) за вопрос о Хлестакове, который был признан лучшим вопросом игры.

  • Бриллиантовая сова

Вручается с 2002 года. Главный приз года. Присуждается в финальной игре года лучшему игроку победившей команды.

«Бриллиантовая сова» выполнена из серебра и хрусталя по технологии «Алмазная грань» (ручная работа). В украшении приза использовано 70 рубинов. Вес «Бриллиантовой совы» — более 8 кг.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

За время существования программы «Что? Где? Когда?» игры проходили в различных местах.

  • Улица Герцена, 47

Игры «Что? Где? Когда?» проходили в старинном московском особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47 с 1983 по 1986 год. Именно с улицы Герцена программа впервые вышла в прямом эфире 24 октября 1986 года.

Из воспоминаний художника Татьяны Беляевой: «Мы объездили всю Москву – ничего подходящего. Но однажды Наташа Стеценко, гуляя с подругой, набрела на этот особняк. Странный какой-то домик с витражами. Заглянула в окна – и бросилась за мной. Я приехала и ахнула: здание Х1Х века, русский классицизм. А внутри! Вход вымощен брустчаткой, слева – маленький бар в красных тонах и лестница на второй этаж.На втором этаже – большой зал с рельефными фактурными стенами, в центре потолка – остатки каких-то зеркал. Рядом с залом еще одна комната. Я сразу решила: тут будет дикторская для Ворошилова, отсюда легко выходить на интервью. В этом доме я провела несколько дней, ломала голову – что добавить в интерьер, чтобы он стал игровым. Идею подсказали остатки зеркал на потолке: создать зеркальную стену. Она раздвинет пространство и даст возможность принять участие в игре всему клубу».

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере).

Усадьба князя Никиты Юрьевича Трубецкого появилась первой на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина), на высоком берегу реки Москвы.

Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне. Трубецкой задумал построить здесь «увеселительную» усадьбу, которая была построена между 1739 и 1753 годами по проекту знаменитого архитектора Дмитрия Ухтомского.

Называлась она «Нескучный загородный дом» или «Нескучное». Усадьба Трубецкого напоминала маленький Версаль.

Все пространство сада было разделено зелеными живыми стенами на садовые кабинеты прямоугольной и квадратной формы, в нишах располагались скульптуры. Некоторые аллеи парка были крытыми, сплошь увитыми зеленью. Через весь сад к дому шла центральная аллея, засаженная подстриженными деревьями. Главный дом усадьбы был двухэтажным, барочной формы с фронтоном и скульптурой над кровлей. К дому примыкали четыре флигеля. Усадьба оставалась в первозданном виде до 1791 года. Маленький ОХОТНИЧИЙ ДОМИК – единственная сохранившаяся до нашего времени постройка усадьбы Трубецких.

  • Охотничий домик

С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

Из интервью В.Ворошилова : «В павильоне, где снимается наша передача, когда-то был охотничий домик. Там пили коньячок, чаек, поигрывали в карты. Сама Пиковая дама, прообраз пушкинской графини, туда захаживала. Рядом был висячий мостик, где Тургенев сочинил свою «Первую любовь». Пушкин с Натали здесь часто бывали.Обо всем этом мы узнали много позже. А в тот зимний вечер, когда, прогуливаясь по Нескучному саду, я наткнулся на обветшалый заколоченный домик, там был… негласный туалет. Но дом так торжественно стоял на мысу… Не знаю, что вдруг стукнуло, но я влюбился в это место. Видимо, почувствовал, оно святое».

Из интервью Наталии Стеценко :

«Ворошилов просто ненавидел слово «викторина». Он говорил, что наша передача никакого отношения к этому жанру не имеет. У нас «игра» в чистом виде, потому что все элементы «игры» здесь заложены».

Имеет значение и менталитет. Мы разговаривали как-то с англичанами, которые покупают новые формы программ. Они утверждают, что вряд ли у них была бы популярна наша программа, потому что те люди, которые смотрят ТВ в Англии, они, во-первых не любят умных людей, а, во-вторых, они не любят элитарных людей.

В передаче заложен принцип командности. Распался Советский Союз, мало осталось того, на чём может происходить соединение. И игра «Что? Где? Когда?» — одна из таких форм. Играют в нее во всех странах, бывших республиках Советского Союза. Играет и эмиграция – в Канаде, США, Германии, Израиле, Финляндии. Во многих странах существуют клубы. Нас объединяет культурный слой, образованный советским пространством, он присутствует в передаче «Что? Где? Когда?».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Имя ведущего телепередачи долгое время оставалось загадкой для зрителей. А за Владимиром Ворошиловым надолго закрепилось прозвище «Инкогнито из Останкино». Кто скрывается за грозным голосом, зрители узнали лишь 23 апреля 1980 года, когда эфир закончился словами: «Вел передачу Владимир Ворошилов». После его смерти в 2001 году кресло ведущего занял Борис Крюк. Его имя также долго скрывалось, а голос обрабатывался на компьютере. Но даже теперь, когда эта информация перестала быть тайной, знатоки обращаются к ведущему только так: «Господин ведущий!»

Символом игры является филин по имени Фомка. В 1977 году он даже появился в зале во время игры.

До осени 1991 года знатоки не играли на деньги. В качестве призов в игре использовались книги. Потом интеллектуальный клуб стал называться интеллектуальным казино, а ведущего переименовали в крупье. Девизом передачи стала фраза: «Интеллектуальное казино – единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».


08.11.1985 Участники телевикторины «Что? Где? Когда?» обдумывают ответ. Г. Казаринов/РИА Новости

За время своего существования телевикторина «Что? Где? Когда?» получила семь премий ТЭФИ, включая победу в номинации «Звукорежиссер». Каждое действие игры сопровождается определенной музыкальной композицией. Пока крутится волчок, звучит композиция Геннадия Бондарева «Дикая лошадь», черный ящик выносят под «Ra-Ta-Ta» Криса Ювенса и Кристиана Хайльбурга, а хрустальную сову вручают под аккомпанемент Homage To The Mountain группы Yello.

Ну и самый последний факт, так сказать, «на закуску». Клуб знатоков «Что? Где? Когда?» - наиболее грандиозная задумка, пожалуй, за все время существования телевидения. Это самая долгоживущая программа на TV, которая до сих пор не теряет свою аудиторию.