Сообщение о композиторе л в бетховене. В неакадемической музыке

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Биография о жизни Людвига ван Бетховена

    ✪ Beethoven - Für Elise - Piano & Orchestra

    ✪ Ludwig van Beethoven: Late sonatas by Alexandre Tharaud

    ✪ Бетховен. Соната № 8 («Патетическая») до минор. Александр Лубянцев

    ✪ Daniil Trifonov - Beethoven - Piano Sonata No 32 in C minor, Op 111

    Субтитры

Биография

Происхождение

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне.

Его отец, Иоганн Бетховен (1740-1792), был певцом, тенором в придворной капелле . Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце . Они поженились в 1767 году. Дед, Людвиг Бетховен (1712-1773), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом , а затем - капельмейстером .

Ранние годы

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке . В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе , другой - на скрипке.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе . Он стал настоящим учителем Бетховена . Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром » Баха и произведениями Генделя , а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха , Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь , изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался :

«Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».

Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх , английский драматург Шекспир , немецкие поэты Гёте и Шиллер .

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок ».

Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру . В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника - Антонио Сальери .

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза . Его игра поразила слушателей.

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль , далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14 . Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»). Сонату № 14 поэт Л. Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил : «Таким свиньям я играть не буду! ». И никакие извинения и уговоры не помогли.

В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского . Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо : «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же - только один!»

Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат :

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея », Первая и Вторая симфонии .

В 1796 году Бетховен начинает терять слух . У него развивается тиннитус - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах . По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте . Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству :

В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической .

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи .

Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался властями предержащими, их законами и постановлениями» .

Поздние годы (1802-1815)

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон презрел идеалы Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерения посвятить свою Третью симфонию ему : «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном ». На титульном листе рукописи «Патетической» можно видеть зачеркнутое автором посвящение. Тогда же Бетховен назвал свою Третью симфонию «Героической».

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского , лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио ». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году , когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине .

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами : «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

Последние годы (1815-1827)

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора .

В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения : «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!»

Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини , просматривает сборник песен Шуберта , знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок » и «Эврианта ». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года , на 57-м году жизни. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини . На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером :

Причины смерти

Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей.

В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис . Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио . Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл . Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему :

Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлечённый, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты» .

В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни . Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо .

Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ , в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память» . Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя.

Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий , которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова , впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов , профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар .

В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный, одарённый, может быть, гениальный ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист . Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе.

Не Рис, не Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно.

Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря этим усилиям памятник композитору был поставлен .

Ученики

  • Рудольф Иоганн Иосиф Райнер фон Габсбург-Лотарингский

Образ в культуре

В литературе

Бетховен стал прототипом главного героя - композитора Жана Кристофа - в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана . Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе .

Жизненному и творческому пути Бетховена посвящена повесть чешского писателя Антонина Згоржа «Один против судьбы». В книгу вошли письма Бетховена, написанные им в разные годы жизни.

В кинематографе

  • В фильме «Героическая симфония» Бетховена сыграл Ян Харт .
  • В советско-германском фильме «Бетховен. Дни жизни» Бетховена сыграл Донатас Банионис .
  • В фильме «Переписывая Бетховена » рассказывается о последнем годе жизни композитора (в главной роли Эд Харрис).
  • Двухсерийный художественный фильм «Жизнь Бетховена» (СССР, 1978, режиссёр Б. Галантер) основан на сохранившихся воспоминаниях о композиторе его близких друзей.
  • Фильм «Лекция 21» (англ.) русск. (Италия, 2008), дебют в кино итальянского писателя и музыковеда Алессандро Барикко , посвящён «Девятой симфонии».
  • В фильме Бернарда Роуза (англ.) русск. «Бессмертная возлюбленная » роль Бетховена исполнил Гэри Олдман .

В неакадемической музыке

  • Американский музыкант Чак Берри в 1956 году написал песню Roll Over Beethoven , вошедшую в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone .
  • Раздвоение личности » группы «Сплин ».
  • В 2000 году коллектив неоклассического метала Trans-Siberian Orchestra выпустил рок-оперу «Beethoven’s Last Night », посвящённую последней ночи композитора.
  • Композитору посвящена песня «Бетховен» из альбома «Чужестранец » группы «Пикник »

Произведения

Музыкальные фрагменты

Симфония № 5 до минор, часть 1 - Allegro con brio
Помощь по воспроизведению
Бетховен Людвиг Ван - Соната 8 для ф-но Патетическая в до миноре, Op. 13 - 2. Adagio cantabile
Помощь по воспроизведению

Память

По всему миру в честь Бетховена установлено множество памятников. Первый памятник Бетховену был открыт на родине композитора, в Бонне, 12 августа 1845 года по случаю 75-й годовщины со дня рождения. В 1880 году появился памятник и в Вене - городе, тесно связанном с творчеством музыканта. Автор книги «Образы Бетховена» искусствовед Зильке Беттерман (Silke Bettermann ) отмечает, что ему удалось насчитать около ста монументов в 54 городах на всех пяти континентах .

Людвиг ван Бетховен - выходец из музыкальной семьи. В детстве будущего композитора приобщали к игре на музыкальных инструментах, таких как орган, клавесин, скрипка, флейта.

Композитор Кристиан Готлоб Нефе является первым учителем Бетховена. В 12- летнем возрасте Бетховен становится помощником органиста при дворе. Помимо занятий музыки Людвиг занимался изучением языков, чтением таких авторов как Гомер, Плутарх, Шекспир, параллельно пытаясь сочинять музыку.

Бетховен рано лишается матери и берет на себя все расходы семьи.

После переезда в Вену Бетховен берет уроки музыки у таких композиторов как Гайдн, Альбрехтсбергер, Сальери. Гайдн отмечает мрачную манеру исполнения будущего гения музыки, но несмотря на это виртуозную.

В Вене появились известные творения композитора: Лунная соната, и Патетическая соната,

Бетховен теряет слух по причине болезни среднего уха и поселяется в городе Гейлигенштадт. Наступает пик популярности композитора. Мучительный недуг только помогает работать Бетховену с ещё большим энтузиазмом над своими сочинениями.

Людвиг ван Бетховен уходит из жизни от болезни печени в 1827 году. На похороны композитора пришло свыше 20-ти тысяч поклонников творчества композитора.

Людвиг ван Бетховен. Подробная биография

Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 года в Бонне. Мальчику было суждено появиться на свет в музыкальной семье. Его отец был тенором, а дед руководителем хоровой капеллы. Иоганн Бетховен возлагал на сына большие надежды и хотел развить в нем выдающиеся музыкальные способности. Методы воспитания были весьма жестокими, и Людвигу приходилось заниматься ночи напролет. Несмотря на то что в короткие сроки Иоганну не удалось сделать из сына второго Моцарта, одаренного мальчика заметил композитор Кристиан Нефе, который внес большой вклад как в его музыкальное, так и в личностное развитие. Из-за тяжелого финансового положения, Бетховен очень рано стал работать. В 13 лет он был принят помощником органиста, а позднее стал концертмейстером в Национальном театре Бонна.

Поворотным моментом в биографии Людвига стала его поездка в Вену в 1787 году, где ему удалось встретиться с Моцартом. «Однажды о нем заговорит весь мир!», - таким было резюме великого композитора после прослушивания импровизаций Бетховена. Юноша мечтал продолжить обучение у своего кумира, но из-за тяжелой болезни матери был вынужден вернуться в Бонн. С тех пор ему пришлось взять опеку над младшими братьями, а вопрос нехватки денег встал еще острее. В этот период Людвиг находит поддержку в семье аристократов Бройнингов. Круг его знакомств расширяется, юноша оказывается в университетской среде. Он активно работает над музыкальными произведениями крупной формы, такими как сонаты и кантаты, а также пишет песни для любительского исполнения, среди которых «Сурок», «Свободный человек», «Жертвенная песня».

В 1792 году Бетховен переезжает жить в Вену. Там он берет уроки у Й.Гайдана, а позднее переходит к А. Сальери. Тогда же он становится известен как пианист-виртуоз. Среди поклонников Людвига появляется множество влиятельных людей, однако композитор запомнился современникам как человек гордый и независимый. Он говорил: «Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе». В «венский» период 1792 - 1802 гг. Бетховеном были написаны 3 концерта и несколько десятков сонат для фортепиано, произведения для скрипки и виолончели, оратория «Христос на Масличной горе» и увертюра к балету «Творения Прометея». Тогда же была создана Соната №8 или «Патетическая», а также Соната №14, более известная как «Лунная». Первая часть произведения, которое Бетховен посвятил своей возлюбленной, бравшей у него уроки музыки, получило название «Лунная соната» от критика Л. Рельштаба уже после смерти композитора.

Начало XIX века Бетховен встречает симфониями. В 1800 году он окончил работу над Первой симфонией, а в 1802 году была написана Вторая. Тогда же наступает тяжелейший период в жизни композитора. Признаки развивающейся глухоты усиливаются и приводят Людвига в состояние глубочайшего душевного кризиса. В 1802 году Бетховен пишет «Гейлигенштадтское завещание», в котором обращается к людям и делится своими переживаниями. Несмотря ни на что композитор в очередной раз сумел найти выход из тяжелейшей ситуации, научился творить со своим тяжелым недугом, хотя подчеркивал, что был очень близок к самоубийству.

Период 1802-1812 гг. – время расцвета в карьере Бетховена. Победа над собой и события Французской революции находят отражение в Третьей симфонии, названной «Героической», Симфонии №5, и «Аппассионате». Светом и гармонией наполнены Четвертая и «Пасторальная» симфонии. К Венскому конгрессу композитором были написаны кантаты «Битва при Виттории» и «Счастливое мгновение», принесшие ему ошеломительный успех.

Бетховен был новатором и искателем. В 1814 году впервые увидела свет его первая и единственная опера «Фиделио», а год спустя он создал первый вокальный цикл под названием «К далекой возлюбленной». А судьба тем временем продолжает бросать ему вызовы. После смерти брата Людвиг забирает к себе на воспитание племянника. Юноша оказался азартным игроком и даже предпринял попытку суицида. Переживания за племянника серьезно подорвали здоровье Людвига.

Тем временем усиливалась глухота композитора. Для повседневного общения Людвиг завел «разговорные тетради», а для создания музыки ему приходилось улавливать вибрацию инструмента с помощью деревянной палочки:один кончик Бетховен держал в зубах, а другой прикладывал к инструменту. Судьба испытывала гения и забирала у него самое дорогое – возможность творить. Но Бетховен вновь побеждает обстоятельства и открывает новый этап в своем творчестве, который стал эпилогом. В период с 1817 по 1826 год композитор пишет фуги, 5 сонат и столько же квартетов. В 1823 году Бетховен завершил работу над «Торжественной мессой», к которой относился с особым трепетом. Прозвучавшая в 1824 году Симфония №9 вызвала настоящий восторг у слушателей. Зал стоя приветствовал композитора, но он маэстро смог лишь увидеть овации, когда одна из певиц повернула его к сцене.

В 1826 году Людвиг ван Бетховен заболел пневмонией. Состояние осложнялось болями в желудке и другими сопутствующими заболеваниями, с которыми ему так и не удалось справиться. Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 года. Считается, что смерть композитора наступила в результате отравления препаратом, содержащим свинец. Проститься с гением пришли более 20 тыс. человек.

Людвиг ван Бетховен писал свои самые знаменитые произведения в наиболее сложные периоды жизни. Ученые установили, что ритм произведения композитора – это частота его сердечных сокращений. Великий гений отдал свое сердце и жизнь музыке, чтобы она смогла проникнуть в наши сердца.

Вариант 3

Наверное, нет ни одного человека в мире, который бы не слышал имя величайшего во все времена композитора, последнего из представителей «венской классической школы», Людвига ван Бетховена.

Бетховен – один из самых талантливейших деятелей в истории музыки. Он писал музыку на всех жанрах, в том числе оперные произведения и хоровые сочинения. Симфонии Бетховена пользуются популярностью до сих пор: многие музыканты записывают кавер версии в различных стилях. Необходимо познакомиться с биографией композитора.

Детство.

Точно не известно, когда Людвиг появился на свет. Скорее это случилось 16 декабря 1770 года, так как точно известно, его крестины выпали на 17 декабря того же года. Отец Людвига хотел сделать из сына талантливым музыкантом. Первым серьезным учителем маленького Бетховина стал Кристиан Готлоб Неф, который сразу увидел в мальчике музыкальный талант и стал знакомить его с произведениями Моцарта, Баха и Генделя. В 12 лет Бетховен стал автором своего первого произведения, вариаций на тему марша Дресслера.

Будучи семнадцатилетним юношей, Людвиг впервые посетил Вену, где импровизация была прослушана Моцартом и оценена им по достоинству. В том же возрасте Бетховен теряют мать, она умирает. Людвигу пришлось взять главенство семьи и ответственность за младших братьев на себя.

Расцвет карьеры.

В 1789 году Бетховен решает ехать в Вену и учиться у Гайдна. Вскоре благодаря произведениям Людвига, композитор получает первую славу. Он пишет Лунную и Патетическую сонаты, а затем Первую и Вторую симфонии и «Творение Прометея». К сожалению, великого композитора одолевает болезнь уха. Но даже с полной глухотой Бетховен продолжать сочинять.

Последние годы.

В начале 19 века Бетховен писал с особым энтузиазмом. В 1802-1812 года были созданы Девятая симфония и Торжественная месса. В те годы Бетховен пользовался популярностью и всеобщим признанием, однако вследствие попечительства за племянника, которое взял на себя композитор, он незамедлительно состарился. Весной 1827 года Людвиг скончался от болезни печени.

Несмотря на то, что композитор прожил относительно не долго, он признан величайшим музыкантом всех времен. Память о нем жива и сейчас и будет жить всегда.

  • Ершов Петр Павлович

    Известный писатель Петр Ершов родился в 1815 году 22 февраля. Он родился в семействе чиновника в поселке Безруково. Свое детство писатель провел в поселке Березово. Семья часто переезжала из – за должности отца Ершова

  • Крохотный мальчонка со всклокоченными всегда волосами и грустными тревожными глазами, родившийся в музыкальном семействе, даже представить не мог, что пройдет совсем немного времени и о нем заговорит весь мир. Более того, даже спустя несколько веков его творчество не забыли, а произведения помнят и ценят во всех странах. Людвиг ван Бетховен был необычным человеком, наверное, потому и судьба его сложилась не так, как было принято по тем временам. Он умудрился сделать строгую классическую музыку понятной и доступной для широких масс. Романтизм его произведений зашкаливает, трогает самые потаенные глубины человеческой души.

    Принудительная музыка Бетховена: биография композитора «из-под палки»

    Вопреки расхожим заблуждениям, в детстве будущий выдающийся музыкант, композитор и органист не страдал от расстройства слуха. Заболевание возникло позже. Он очень рано научился играть на клавесине – отцу не давала покоя слава гениального Моцарта. Он желал сделать из своего сына знаменитость. В семь лет крохотный худенький мальчик с копной непокорных волос уже самостоятельно выступал на сцене, причем к тому времени освоил скрипку и орган. Кто такой Бетховен, тогда знали только в его родном городке, но вскоре о нем заговорит мир.

    Несмотря на то, что больших материальных трудностей семейство не испытывало, мальчику пришлось работать с ранних лет. Уже к двенадцати годам он трудился на должности концертмейстера придворного театра и герцогского органиста. Приблизительно в то же время юный композитор Бетховен издал свое первое самостоятельное произведение – вариации на тему марша Дресслера. Это сделало его известным в родном городе, но до настоящей славы было еще далеко.

    Кратко о композиторе Бетховене

    Относиться к музыке этого сочинителя можно по-разному: кому-то она нравится, приносит удовлетворение и радость, а кому-то – только раздражение или скуку. Однако значимость ее от этого совершенно не меняется. Гайдн считал, что Бетховен пишет странные и даже мрачные произведения. Виртуозную игру этого человека редко кто мог повторить на практике. Слушатели, которым посчастливилось побывать у него на концерте, отмечали необычную манеру исполнения и сильнейшие эмоции, которые нельзя было не испытать, пока его пальцы легко касались клавиш.

    Многие считали его грубым, самовлюбленным и даже пренебрежительным по отношению к окружающим, но это было только первое впечатление. Именно так ранимая душа композитора пыталась уберечься от опасностей окружающего мира. С друзьями и в домашнем кругу он становился открытым, дружелюбным и добрым, всегда готовым прийти на помощь. Невероятные произведения творца – Лунная и Патетическая сонаты, Христос на Масличной горе, Первая и вторая симфонии, Творение Прометея – и в двадцатом веке любят и ценят потомки.

    В тридцатилетнем возрасте у него начались проблемы со слухом, но и это не смогло сломить этот железный характер и несокрушимую волю. Из-за упрямого и крутого нрава, а также острого языка у него были постоянные проблемы с властями, но даже короли не смели тронуть музыканта Бетховена. Им не позволяла величина его таланта, непревзойденный гений которого порой толкал его на опрометчивые поступки.

    Первые годы Людвига

    Зачастую знаменитые люди имеют смутное или неизвестное происхождение, что затрудняет понимание сложившихся черт характера, побуждений и поступков. Прежде чем разбираться с жизнью и судьбой музыканта, следует сказать несколько слов о его предках. Дедушка композитора родом был из небольшого, но живописного городка Мехелена, который раскинулся на холмах Южных Нидерландов. Он обладал невероятно низким и «густым» басом, а также великолепным музыкальным слухом, потому его взяли в придворные музыканты. Долгие годы он пел для прусского короля хоралы, сонаты и фантазии, а потом удостоился чести стать руководителем певческого коллектива.

    Отец будущего гения, Иоганн, появился на свет в середине восемнадцатого века, а точнее – в 1740 году там же, где родился Бетховен несколько лет спустя. Семейство никогда ни в чем не нуждалось – дед зарабатывал довольно хорошо. Сам малыш Йоган от природы имел чистый и красивый тенор, а также папашу капельмейстера, что позволило без труда устроиться в тот же небольшой музыкальный ансамбль (капеллу) при дворе. Женился он в 67-м году на дочке главного придворного кашевара герцогского замка в Кобленце, Марии-Магдалине, в девичестве Кеверих. 17 декабря 1770 года в фамильном доме в городке Бонн она произвела на свет младенца, назвать которого решено было Людвигом.

    Парнишка рос смышленым, но ему часто попадало за проказы и проделки. Правда, особо шалить было некогда – впечатленный славой мальчика-музыканта Моцарта, отец решил сделать из своего сына нечто подобное. С четырех лет он стал обучать кроху игре на клавесине и скрипке. Все это легко давалось мальцу, но «обезьянку за роялем» из него сделать так и не удалось. В возрасте восьми лет он уже давал свой дебютный концерт в Кёльне. «Папашка» тем временем стал выпивать, водить домой приятелей и даже не брезговал поднять Людвига с постели, чтобы порадовать собутыльников игрой на клавикорде, установленном в одной из комнат.

    Юность смелого музыканта

    Трудное детство оставило неизгладимый след на характере и образе жизни Бетховена. К девяти годам, разобравшись, что заработать на «феноменальном» мальчике не получиться, папаша перепоручил его своим приятелям. Они учили его играть на скрипке и органе, но лучшие годы его детства наступили, когда в Бонн прибыл известный композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе в 80-м году. Он мгновенно распознал у юноши настоящее дарование, потому взял в ученики, познакомил с творениями Генделя, Баха, Гайдна и Моцарта, которые настолько сильно впечатлили парня, что он даже потерял сон.

    В одиннадцать лет Людвига устроили придворным органистом, а в двенадцать уже было опубликовано его первое сочинение. Он посещал школу, но, когда умер дед, материальное состояние резко пошло вниз, и пришлось бросить учебу. Однако к тому времени смышлёный мальчишка уже освоил французский, итальянский и латынь, а также запоями читал книги. Он зачитывался Гомером и Плутархом, Шиллером, Гёте и Шекспиром, хотя назвать их интересными для мальчишки достаточно трудно.

    Как раз тогда он стал активно писать музыку, но старался не афишировать свои работы, которые в будущем неоднократно станет переделывать и улучшать. Из его детского творчества, которое сохранилось в необработанном виде, можно назвать три сонаты и парочка простеньких песенок. Когда композитору исполнилось шестнадцать, кто такой Бетховен, не знал еще никто. В семьдесят восьмом он впервые посетил Вену, а услышавший неординарную манеру игры юноши Моцарт, поразился и сказал, что его ожидает великое будущее. Там же он впервые узнал о произошедшей во Франции революции. Это событие так вдохновило Людвига, что он даже написал «Песню свободного человека».

    Становление таланта: чем известен Бетховен

    Жарким летом восемьдесят седьмого года, как раз тогда, когда будущий гений собирался ехать брать уроки у Моцарта, заболела его матушка, а вскоре и скончалась. К тому времени отец уже ни на что не годился, работал лишь формально, и получал жалкие гроши жалования. Смерть супруги была для него последним, сокрушительным ударом. Все заботы о благосостоянии семьи (у него были младшие братья), легли на плечи Людвига. Он устроился в ансамбль (оркестр) на должность альтиста. Тут играли сочинения самых известных, ставили наиболее прославленные оперы, потому он ощущал себя «на своем месте».

    Приблизительно в 1789 году, направляясь из Англии, в родном городке композитора, останавливается сам великий Гайдн, творчество которого молодой человек чрезвычайно уважал. Не упуская случая, Людвиг отправился прямиком к нему и, услышав лестные оценки своего труда, решил последовать за ним в Вену. Прославленный маэстро соглашается работать с подающим надежды юным музыкантом. Однако уехать из Бонна удалось только в девяносто втором году, так как на нем «висела» вся семья.

    Разбираясь, на чем играл Бетховен, где он это делал, и кто давал ему уроки, не стоит забывать о Гайдне. Позже сам композитор сказал, что эти занятия ничего не дали ему как ученику, и только раздражали его наставника. Мэтр так и не смог полностью привыкнуть и разобраться в странной, порой чрезмерно мрачной, музыке своего подопечного. Это казалось непопулярным и даже диким. Он написал ему однажды, что что тот слишком угрюм, а это не может не отражаться на его музыке.

    Прошло немного времени, и Гайдн решил возвращаться в Лондон, а своего ученика «сбросил» на прославленного органиста Иоганна Георга Альбрехтсбергера. Но тот вскоре тоже самоустранился, понимая, что ничему не сможет научить талантливого молодого человека. Тогда Людвиг решил сам подобрать себе преподавателя и отправился к Антонио Сальери, который имел великолепную репутацию.

    Особенности творчества гения Бетховена

    Как только он перебрался в Вену, слава о нем разнеслась по всему городу. Он слыл великолепным пианистом, способным на невероятные вещи. Однако по внешнему виду сложно было определить в нем виртуоза – неопрятное и невыглаженное платье, всегда полубезумные глаза, мрачный взгляд и всклокоченные волосы, торчащие в разные стороны. При этом самомнения у него было вполне достаточно. Людвиг мог спокойно встать и уйти, если в зале кто-то начинал лишь слегка шушукаться. Была даже полулегендарная история о меценате и графе Карле Алоисе Лихновском, которому композитор написал, что аристократов существует тысячи, а Бетховен всего один. Музыка его и правда отличалась от всего, что делали раньше.

    • В первые венские годы Бетховен без страха сочетал крайние регистры, пользовался педалью, и повсеместно внедрял массивные аккордовые созвучия. Именно на этом этапе он фактически создал обновленный и оригинальный фортепианный стиль, каковым мы его знаем в наши дни. Тогда была написана знаменитая Лунная соната (No 14), а также предшествующие ей. За первый десяток лет тут было написано несколько десятков сонат для клавикорда, фортепиано, скрипки, пару крупных концертов, многочисленные квартеты, сложные оратории и даже балеты.
    • К 76-му году композитора постигает катастрофа – у него развивается воспалительный процесс в среднем ухе (тиннитус), из-за чего он начинает стремительно глохнуть. Но мужчина продолжает упорно работать, переселившись по рекомендации врачей в более тихий и спокойный городок Хайлигенштадт. Тут он приступает к написанию Героической третьей симфонии, которую собирался посвятить Наполеону. Однако, когда тот объявил себя императором, Бетховен резко в нем разочаровался.
    • Третьим этапом в творчестве гениального композитора можно назвать поздние и последние годы, когда он занялся написанием своей единственной и неповторимой оперы, названной «Фиделио». Однако успех к этому произведению пришел гораздо позже, когда Людвиг уже не сможет ее услышать.

    В 1814 году последнее крупное сочинение творца было поставлено в Вене, затем в Праге и только после этого добралось до Берлина, где за дирижерским пультом стоял сам прославленный Карл Мария фон Вебер.

    Педагогическая деятельность и поклонники творчества

    Если кратко, жизнь Бетховена была насыщена событиями, несмотря на то, что не продлилась долго. Еще проживая в Бонне, он уже начал давать уроки, чтобы прокормить семью. Именно там он впервые встретил Стефана Брейнинга, который до конца дней останется его верным другом и помощником. Одна из наиболее прославленных пианисток в Германии того времени, загадочная Доротея Эртман, тоже брала уроки у великого маэстро, когда он был почти еще мальчишкой. В конце 1801 года учеником Людвига стал Фердинанд Рис, который устраивал наставнику постоянные «встряски», но все равно оставался трогательно любимым.

    В то же время, что и Рис, в доме Бетховена появился еще один ученик – девятилетний мальчишка Карл, сынок знаменитого Венцеля Черни, который впервые увидев будущего учителя, принял его за Робинзона Крузо. Он занимался у мэтра на протяжении пяти лет, а потом (единственный из всех!) даже получил сертификат – бумагу о завершении обучения за личной подписью композитора. Обладал он не только неординарным талантом, но и отличной памятью, что позволяло держать в голове колоссальное количество нот и партитур.

    В двадцать втором к Черни пришел мужчина и привел своего сына, который плохо представлял себе правила игры на фортепиано, да и на любых иных инструментах. Однако тот сразу же увидел дарование юноши, и уже через полтора года был организован первый его концерт, на котором был и Бетховен. После завершения он подошел и поцеловал юного Ференца Листа, а это был именно он, в макушку, чего никогда не позволял себе с другими. Именно этот молодой человек унаследовал оригинальную бетховенскую манеру исполнения. Позже он на собственные деньги, полученные от концертов, выстроит в Бонне своему великому вдохновителю красивый памятник.

    Личная жизнь влюбленного в музыку

    Пребывая в Вене, композитор зачастую останавливался в доме Брунсвиков. Там он познакомился с прелестной юной девушкой, родственницей хозяев по имени Джульетта Гвиччарди. В 1801 году он провел в этом доме целое лето, увлеченный нежной и трепетной красоткой с ангельским голоском (сопрано). Он посвятил ей свою гениальную Лунную сонату и даже решил было жениться. Однако девушка в мужчинах разбиралась плохо, и как оказалось, в музыке еще хуже. Потому выбрала предложение графа и композитора Венцеля Роберта фон Галленберга, которого впоследствии часто обвиняли в кошмарном плагиате. Зато он был светским человеком, всегда с иголочки одетым, статным, красивым и галантным, в отличие от «мужлана» Людвига.

    Но композитора Бетховена не сломила эта неудача, тем более, что он никогда не страдал от заниженной самооценки, а талант, дарованный провидением, считал принадлежащим ему по заслугам и заработанным трудом. Кузина прекрасной Джульетты — Терезия Брунсвик — скрасила его последующие годы. Сперва он вообще не замечал девушку, потом отношения их стали теплее, но предложения так и не последовало. Многие считают, что аристократическое происхождение графини и баронессы никак не допускало подобного брака. Отношения меж ними навсегда остались дружескими, почти родственными.

    После такой встряски Людвиг увлекся юной сестрицей Терезии – Жозефиной. Меж ними разгорелись нешуточные страсти, но родители девушки сказали твердое нет. Некоторые историки связывают рождение ею в 1813 году младенца (девочки Миноны) вне брака напрямую имеющим отношение к композитору, но достоверных сведений об этом нет. Дитя умерло в младенческом возрасте. Чуть позже в жизни Бетховена появилась Беттина фон Арним, в девичестве Брентано. Женщина была замужем и придерживалась крайне пуританских взглядов, потому влюбленность композитора можно трактовать как чувства платонического характера. Он так никогда не женился и не оставил потомства.

    Огромная утрата для всего мира: в память о великом музыканте

    В середине двадцатых годов девятнадцатого века у композитора неожиданно скончался брат, и он взял заботы о племяннике на себя. Мужчина поместил его в лучшее учебное заведение Вены, желая, чтобы тот стал ученым, артистом или экспертом. Но того интересовали только деньги, карты, бильярд и женщины с плохой репутацией. Однажды он даже пытался пустить себе пулю в лоб, да и то неудачно. Все это отражалось на Бетховене, состояние здоровья которого неожиданно значительно ухудшилось.

    Скончался Людвиг ван Бетховен на пятьдесят седьмом году жизни 26 марта 1827 года от странной болезни печени (цироз?). Многие эксперты считают, что с двадцатилетнего возраста он уже страдал от этого недуга и виной всему отравление свинцом. Вероятно, утрата слуха – тоже один из симптомов. Современные ученые проверяли волосы и ногти мэтра и убедились: норма превышена более, чем в сотню раз. Возможно, композитор любил пить из свинцовой кружки, да и сами трубы водопровода делали тогда из этого металла. По иной версии, лечащий врач прикладывал мазь, содержащую вещество, к проколам, что делал в брюшине для выведения жидкости.

    Многие деятели искусства впоследствии неоднократно обращались к образу Бетховена. Ромен Роллан в своем сочинении «Жан Кристоф» вывел главным персонажем именно образ знаменитого композитора. За него и получил в пятнадцатом году Нобелевскую премию. Поэма Пенчо Славейков и роман Антонины Згоржи тоже повествует именно о великом мастере “слуховых оттенков”. Есть множество художественных и документальных кинолент, повествующих историю жизни композитора. Американский музыкант Чак Берри посвятил ему песню, которая вошла в пять сотен лучших хитов человечества по версии журнала Rolling Stone.

    Людвиг ван Бетховен вынужденно бросил учебу в школе в одиннадцатилетнем возрасте. Потому он так и не успел научиться умножать. Когда ему нужно было это сделать, он пользовался сложением, а когда ему указывали на это, сердился и даже обижался.

    В связи с тем, что после тридцати лет прославленный мэтр оглох, он продолжал писать музыку «по памяти» и так же ее «слушать».

    Самым ужасным кошмаром для Людвига с раннего детства было расчесывание волос. Процесс казался ему чрезвычайно болезненным, потому и в зрелости он этого очень не любил, старался делать пореже.

    Слабость здоровья у Бетховена была с ранних лет. Он умудрился переболеть всеми детскими болезнями, а ко всему еще оспой и тифом. В зрелом возрасте он тяжело переносил ревматические боли, страдал от анорексии, так как не мог есть.

    Композитор имел собственную точку зрения на политику, государства и правителей. Он никогда не стеснялся высказывать свои «социалистические» идеи. Вероятно, из-за его большого таланта крамольные речи оставались безнаказанными.

    Музыка Бетховена известна всем любителям классики. Его имя считается культовым для тех, кто мечтает стать настоящим музыкантом. Как жил и творил один из самых популярных композиторов?

    Бетховен: детство и юность маленького гения

    Точное число рождения Людвига ван Бетховена доподлинно не известно. Год его рождения – 1770. Днем крещения называют 17 декабря. Людвиг появился на свет в немецком городе Бонне.

    Семья Бетховена имела непосредственное отношение к музыке. Отец мальчика был известным тенором. А его мама Мария-Магдалина Кеверих являлась дочерью шеф-повара.

    Амбициозный Иоганн Бетховен, будучи строгим отцом, желал сделать из Людвига великого композитора. Он мечтал, чтобы его сын стал вторым Моцартом. Прилагал к достижению цели немалые усилия.

    Сначала он сам обучал мальчика игре на разных инструментах. Затем передал обучение ребенка своим коллегам. С детства Людвиг осваивал два сложных инструмента: орган и скрипку.

    Когда юному Бетховену только исполнилось 10 лет, в его город прибыл органист Кристиан Нефе. Именно он стал подлинным наставникам мальчика, так как увидел в нем огромные способности к музыке.

    Бетховена обучали классической музыке на основе произведений Баха и Моцарта. В 12 лет талантливый ребенок начал свою карьеру помощника органиста. Когда в семье произошла трагедия, и умер дедушка Людвига, финансы достопочтенного семейства сильно сократились. Несмотря на то, что молодой Бетховен так и не доучился в школе, он успел освоить латынь, итальянский и французский языки. Всю жизнь Бетховен много читал, был любопытен, смышлен и эрудирован. Он с легкостью понимал любые ученые трактаты.

    Юношеские работы будущего композитора впоследствии были им переработаны. До наших дней в неизменном виде дошла соната «Сурок».

    В 1787 году сам Моцарт устроил мальчику прослушивание. Великий современник Бетховена остался доволен его игрой. Он высоко оценил импровизацию юноши.

    Людвиг хотел учиться у самого Моцарта, но судьба распорядилась иначе. В этот год умерла мать Бетховена. Ему пришлось вернуться в родной город, чтобы позаботиться о братьях. Для того чтобы заработать, он устроился в местный оркестр на должность альтиста.

    В 1789 году Людвиг вновь начинает посещать занятия в университете. Вспыхнувшая во французском государстве революция вдохновляет его на создание «Песни свободного человека».

    Осенью 1792 года в родном для Бетховена Бонне проездом оказывается еще один кумир Бетховена композитор Гайдн. Тогда молодой юноша решает отправиться в Вену вслед за ним, чтобы продолжить свои занятия музыкой.

    Зрелые годы Бетховена

    Сотрудничество Гайдна и Бетховена в Вене трудно назвать плодотворным. Состоявшийся наставник считал творения своего ученика прекрасными, но слишком мрачными. Позже Гайдн уехал в Англию. Затем Людвиг ван Бетховен сам нашел себе нового учителя. Им оказался Антонио Сальери.

    Благодаря виртуозной игре Бетховена был создан фортепьянный стиль игры, где крайние регистры, громкие аккорды и использование педали на инструменте стали нормой.

    Такая манера игры полностью отражена в популярной «Лунной сонате» композитора. Кроме новаторства в музыке, стиль жизни и особенности характера Бетховена также заслуживали немалого внимания. За своей одеждой и внешним видом композитор практически не смотрел. Если в зале во время его выступления кто-то смел разговаривать, Бетховен отказывался играть и уходил восвояси.

    С друзьями и родственниками Людвиг ван Бетховен мог быть резок, но никогда не отказывал им в необходимой помощи близким. За первое десятилетие, что молодой композитор проработал в Вене, он успел написать 20 сонат для классического фортепиано, 3 полноценных фортепианных концерта, множество сонат для других инструментов, одну ораторию на религиозную тему, а также полноценный балет.

    Трагедия Бетховена и его поздние годы

    Роковой 1796 год для Бетховена становится самым сложным в жизни. У знаменитого композитора начинается потеря слуха. Врачи диагностируют у него хроническое воспаление внутреннего ушного канала.

    Людвиг ван Бетховен сильно страдал от своего заболевания. Помимо боли, его преследовал звон в ушах. По советам врачей он отправляется жить в небольшой и тихий город Хайлигенштадт. Но ситуация с его болезнью не меняется в лучшую сторону.

    С годами Бетховен все сильнее презирал власть императоров и принцев. Он считал, что равные права людей – вот идеальное благо. По этой причине Бетховен раздумал посвящать одно из своих произведений Наполеону, назвав Третью симфонию просто «Героической».

    В период потери слуха композитор замыкается в себе, но продолжает работать. Он пишет оперу «Фиделио». Затем создает цикл музыкальных работ под названием «К далекой возлюбленной».

    Прогрессирующая глухота не стала преградой к искренней заинтересованности Бетховена тем, что происходит в мире. После поражения и ссылки Наполеона на австрийских землях был введен строгий полицейский режим, но Бетховен, как и прежде, продолжал критиковать правительство. Возможно, он догадывался, что его не посмеют тронуть и бросить в тюрьму, ведь его слава стала действительно грандиозной.

    О личной жизни Людвига ван Бетховена известно немного. Ходили слухи, что он хотел жениться на одной из своих учениц графине Джульетте Гвиччарди. Некоторое время девушка отвечала композитору взаимностью, но потом предпочла другого. Следующая его ученица Тереза Брунсвик была преданным другом Бетховена до самой смерти, но истинный контекст их отношений окутан тайной и доподлинно неизвестен.

    Когда у композитора умер младший брат, он взял опеку над его сыном. Бетховен старался привить юноше любовь к искусству и наукам, но парень был игроком и гулякой. Однажды проигравшись, он попытался покончить с собой. Это очень расстроило Бетховена. На нервной почве у него развилась болезнь печени.

    В 1827 году великий композитор скончался. Похоронная процессия включала более 20 тысяч человек. Известному музыканту было всего 57 лет, когда он ушел из жизни и был захоронен на венском кладбище.

    Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в семье придворного музыканта. Тайны сопровождали музыкального классика всю жизнь - от рождения до гробовой доски - и даже в наши дни остаются неразрешенные загадки, связанные с именем великого композитора.

    А был ли мальчик?

    Само рождение немецкого гения окутано тайной. Он был крещен 17 декабря. Датой его рождения в прошлом считалось 16 декабря, так как по католической традиции младенцев крестили на следующий день после появления на свет. Его семья также праздновала день рождения мальчика 16-го. Однако, нет никаких письменных доказательств, что он родился именно в этот день.

    Еще один миф из "раннего Бетховена": считалось, что мать Людвига была больна туберкулезом, а отец - сифилисом. Первый их ребенок родился слепым, второй умер во время родов, третий был глухонемой, а четвертый болел туберкулезом.

    О заболеваниях в семье Бетховен доподлинно ничего не известно. Уровень развития медицины в то время был низким, дети действительно часто погибали при рождении или в первые годы жизни. К тому же существуют свидетельства того, что отец семейства был алкоголиком. Это увеличило риск смертности среди новорожденных: из семи детей четверо умерли в младенческом возрасте.

    Фламандские корни

    Хотя будущий классик венской школы родился в Бонне, в его фамилии присутствует приставка "ван". Это легко объясняется: семья ван Бетховен происходит из Фландрии. Дед-капельмейстер, в честь которого музыкант получил имя, был родом из Мехелена - города в Бельгии, между Брюсселем и Антверпеном. Отсюда и приставка перед фамилией.

    В маленьком курфюршестве семейство хранит воспоминания о Мехельне, Лувене и Антверпене. Говорят, что "ван Бетховен" означает "грядка с красной свеклой".

    Дедушка Людвиг - был человеком добропорядочным, всеми уважаемым. На портрете, который Бетховен хранил у себя в Вене, дед изображен в берете, в шубе, отороченной мехом, и весь его фламандский облик полон достоинства. Бетховен относился к нему с большим почтением.

    По стопам Моцарта

    Бетховен родился в то время, когда не утихли еще разговоры о гениальном таланте Моцарта. Отец Людвига, всю жизнь посвятивший музыке, загорелся идей сделать из своего сына второго чудо-ребенка.

    Мальчик по 8 часов, а то и более, занимался на клавесине под чутким взором амбициозного отца. Традиционно считается, что Бетховен-старший был весьма суров по отношению к отпрыску, который "за инструментом частенько бывал в слезах". Однако, исследователи полагают, что для этого нет надежных документальных оснований, и что "спекуляции и мифотворчество сделали свое дело".

    Как бы то ни было, хотя гением Людвиг и не стал, ежедневная муштра помогла развить природный талант мальчика и сделать из него впоследствии величайшего музыканта, виртуозно сочинявшего во всех существовавших в то время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

    Свой первый концерт он дал в Кельне в возрасте восьми лет, в 12 лет свободно играл на клавесине, скрипке, органе.

    Диагноз: безмолвие

    Бетховен начал терять слух около 1796 года.

    Он страдал тяжелой формой расстройства слуха: "звон" в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, а на более поздней стадии заболевания он избегал и разговоров.

    Причина глухоты Бетховена неизвестна. Высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, системная красная волчанка. По одной из версий - даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть, сказалась на здоровье композитора.

    Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он вынужден был обернуться, чтобы увидеть, как аплодируют восторженные поклонники.

    В последние годы жизни Бетховен с настойчивостью фанатика продолжал писать музыку, но вынужден был совсем отказаться от выступлений. Прогрессирующая глухота доставляла ему истинное страдание. Говорят, Бетховен уничтожил свое фортепиано, когда, тщетно пытаясь услышать издаваемые инструментом звуки, с невероятной силой бил по клавишам.

    Одним из результатов глухоты стал уникальный исторический материал: тетради, которые Бетховен использовал для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений.

    Отравление свинцом

    Композитор скончался в возрасте 56 лет в 1827 году.

    Как свидетельствуют факты биографии Бетховена, приблизительно с 20 лет его мучили брюшные боли, с возрастом становившиеся все тяжелее.

    Американские ученые, исследовав волосы и фрагменты черепа Бетховена, пришли к выводу, что немецкий композитор мог скончаться от длительного отравления свинцом: содержание этого металла в останках было выше нормы в 100 раз. Как именно свинец попал в организм Бетховена, неизвестно. По одной из версий, великого композитора от заболеваний желудка лечили мазью, содержащей свинец в большом количестве. По другой версии, свинец мог попадать в организм Бетховена и с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды.

    Утраченная музыка

    В 2011 году британские СМИ сообщили, что в Манчестере впервые прозвучит утраченная музыка Бетховена: по черновым отрывкам специалистам удалось восстановить вторую, медленную, часть произведения, написанного композитором в 1799 году.

    Бетховен работал над опусом для струнного квартета, однако через год, будучи перфекционистом, разочаровался в сочинении, забросил черновики и начал писать новую версию. Полностью ноты не сохранились, однако профессору Манчестерского университета удалось восстановить недостающие части.

    По его мнению, в черновиках присутствуют все 74 такта, однако не везде были прописаны партии для всех инструментов квартета. Поэтому часть пробелов он заполнил самостоятельно.