Театр крымова официальный. Крымов Дмитрий Анатольевич: биография, карьера, личная жизнь

Одним из столпов современной отечественной культуры сегодня является, конечно же, режиссер-постановщик Дмитрий Крымов, гений которого в настоящее время признается всем театральным сообществом. Он является членом Союза театральных деятелей России и Союза художников и обладает множеством тематических наград, включая и премии международных фестивалей.

Биография Дмитрия Крымова

10 октября 1954 года в творческой столичной семье (отец – знаменитый режиссер Анатолий Эфрос, а мать – театральный критик и искусствовед Наталья Крымова) появился на свет будущий театральный постановщик. Из-за волны антисемитизма в нашей стране во время рождения и взросления Дмитрия на семейном совете было принято решение, что мальчик возьмет фамилию именно матери. И, как показала сама жизнь, это решение было оправдано.

После окончания общеобразовательного учебного заведения Крымов поступил в Школу-студию МХАТ (постановочный факультет), пойдя по стопам знаменитого родителя. В 1976 году он с дипломом о высшем образовании пошел развивать свою профессиональную карьеру в Театр на Малой Бронной. А его первыми режиссерскими проектами стали постановки «Воспоминание», «Лето и дым», «Живой труп», «Месяц в деревне» и другие.

В период времени, начиная с 1985 года и до начала «девяностых», когда из жизни ушел отец, Дмитрий в основном сотрудничал с Театром на Таганке. Здесь театралы могли насладиться его режиссерским талантом в спектаклях: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп». Однако кроме родных театральных подмостков известный сценарист участвовал в постановках театров, расположенных во многих городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград и другие), а также в Японии и Болгарии. А его коллегами по творческому цеху стали такие знаменитости как Портнова, Товстоногова, Арье и Шапиро.

После смерти отца Дмитрий Крымов принял решение отказаться от работы сценографа и полностью сосредоточился на изобразительном искусстве. Именно живопись и графика сделали его знаменитым во Франции, Англии и Германии, где он выставлялся на тематических выставках. А в Москве его художественное творчество было широко представлено в Русском музее.

А в настоящее время «Третьяковка» и «Пушкинский» музей содержат среди своих экспонатов и полотна Дмитрия Крымова. С 2002 года и по сей день он стал заниматься преподавательской деятельностью в Российской академии театрального искусства. Также под его руководством находятся Лаборатория «Школы драматического искусства» и курс театральных художников.

Интересно, что основной авторской идей любого театрального проекта режиссер считает именно постулат о «непонимании зрителем замысла постановщика». Это позволит театралам размышлять и делать выводы только после долгих умозаключений. То есть, успех современного театра лежит именно в философской и психологической плоскости, которая исключает банальные сюжеты.

Личная жизнь режиссера

В семейной жизни знаменитого режиссера все достаточно стабильно и спокойно. Единственный брак с супругой Инной стал причиной появления на свет сына. Его жена является профессионалом в сфере экономики и психологии и в последние годы очень серьезно помогает мужу в его постановочной деятельности. Интересно, что в 2009 году еврейскими общинами России Дмитрий Крымов был признан «Человеком года», а свой день рождения он уже очень давно не отмечает, предпочитая в это время посетить могилы своих почитаемых родителей, которые смогли дать ему достойное творческое воспитание.

Помреж Маргарита Михайловна на повышенных тонах пытается объяснить всем в труппе, что техники сцены должны к началу спектакля стоять за кулисами, а не сидеть у себя и резаться там неизвестно во что.

Обстановка напряженная. Я думаю, не уйти ли мне с репетиции: неудобно.

Вдруг Крымов говорит:

— Риточка Михайловна, я вас всех очень люблю.

— Все будет хорошо, Риточка Михайловна! — продолжает Крымов. — Я стою здесь, вы стоите там, техники стоят у сцены. Все нормально, все хорошо.

Крымов, поправляя очки, подносит к лицу какую-то картонку с рваным краем. Всматривается. Там у него рисунки по спектаклю. Потом со всей серьезностью обращается к двум уборщицам-таджичкам:

— Половик держит дальнейшую серию действий. Поэтому важно как можно быстрее его убрать. Воспринимайте мои советы не буквально, а как какой-то мой нерв.

Уборщицы важно соглашаются.

Режиссер обязан быть грымзой, диктатором. Орать на всех, пинать декорации, хвататься за сердце. А Крымов — добрый режиссер. Сочетание это довольно странное.

Крымов — это такие спектакли, когда сидишь с улыбкой до ушей или со слезами на глазах и тебе за это не стыдно. На твоих глазах делают что-то из чернил, бумаги и разных штуковин, рисуют, рвут, режут — а потом получается Толстой. Или вообще грузин с усами. Или запеленутый младенец. И чувствуешь чистую радость. А может, счастье.

Тебе рассказывают историю на другом языке. Не на русском — во многих спектаклях слов и вовсе нет. На языке детства. А это язык универсальный.

В спектакле «Корова» (по рассказу Платонова) над головами зрителей несутся маленькие поезда. Действие происходит на железнодорожной станции, где живут мальчик, его мать, отец и корова. Отец ходит на ходулях-табуретках — он большой, таинственный. Он всегда появляется под джаз («Караван» Дюка Эллингтона), и это глубоко личное, крымовское: его отец, режиссер Анатолий Эфрос, был большим знатоком джаза. Мать вешает сушиться белье. А корова… Корова — это вообще девушка в нарядной юбке и на каблучках, правда, с веревкой на шее.

У мальчика свой мир: по развешенным на веревке простыням тарахтят поезда, а в них вещи, которые преподают в школе или о которых мечтается. Рабочий и колхозница, жираф, Эйфелева башня, бюсты Ленина и Пушкина. А потом в этих вагонах, которые проезжают мимо станции, везут людей за решетками.

Теленка отводят на убой, а корова, как Анна Каренина, бросается под паровоз. Паровоз у Крымова настоящий — железный, страшный.

О родословной и холокосте

Спектакль Дмитрия Крымова «Опус № 7» состоит из двух частей, вроде бы никак не связанных. Первый спектакль — о еврейской родословной, о холокосте. Второй — о Шостаковиче и Сталине.

На сцене мелькают портреты обитателей еврейских местечек начала прошлого века. Где-то среди них фото Шагала. Кое-что собрали по архивам еврейских организаций в Мос-кве, кое-что принесли сами актеры — своих родных. На зрителя смотрят водоносы, хлебопеки, торговцы, раввины.

В начале «Опуса № 7» актер выплескивает из ведра на белый картон тушь и степлером прикрепляет к кляксе паклю — получаются пейсы. Прибавляет шляпу — вот и вышел человечек. Живые с мертвыми танцуют «Хава нагилу». Это спектакль о том, что граница миров проницаема и мы, живые, всегда можем услышать голоса мертвых. Если захотим.

— Я прочитал воспоминания, что Ромм, Михоэлс и Алексей Толстой были членами Антифашистского комитета и им показывали хронику злодейств нацистов. И они заболели после этого. Алексей Толстой, возможно, поэтому и умер вскорости: большой был человек и, очевидно, нежный. Раневская вспоминает, что Михоэлс впал в транс. А Ромм сделал фильм, в котором не было и сотой доли того, что им пришлось увидеть.

Спрашиваю: хранили ли его родители, Анатолий Эфрос и Наталья Крымова, свою родословную? Знает ли он сам историю своей семьи — и до какого колена?

— К сожалению, не очень глубоко. По папиной линии моя бабушка была из довольно зажиточной еврейской семьи в Одессе. А дедушка по отцу, наоборот, совершенно пролетариат. Бабушка по маме — писательница, во время Гражданской войны была комиссаром кавалерийского полка. И всю жизнь им оставалась. Она была из Ялты, поехала в Ростов-на-Дону в 18-м году, окунулась в революционную жизнь. У нее первый муж был красный командир, очень известный — Антонов. Семейное предание гласит, что его Махно собственноручно расстрелял из пулемета. Его именем была даже названа улица в Киеве. Когда он погиб, бабушка вышла замуж за другого человека, из НКВД. Прадедушка по маминой линии был сапожник, а по папиной — представитель фирмы «Жилетт», которая бритвы делает. В общем, спектакль про это все.

…Со сцены звучат уже не шумы предместий и не гомон двора, а выстрелы. Актеры достают из сваленной в кучу обуви стоптанные сандалики: возьмут сандалик — скажут имя. Поставят его под стенку — в стене прорежутся смешные детские очочки с одним заклеенным глазом. Сара, Марик, Изя. Дорисовывают черные платьица — получается хор очкариков-сироток. Один из нарисованных еврейских детей подает картонную руку живому.

О Шостаковиче

Огромная шестиметровая дама выводит мальчика, закутанного до глаз в кашне. Одни круглые очочки торчат. Дама ведет мальчика в музыкалку — элегантная, заботливая, но зловещая. Мальчик впервые видит рояль и пробует его оседлать. А потом эта дама в горжетке и вуалетке наденет фуражку с околышем и станет похожа на грузина во френче. И будет гоняться за лучшими своими детьми. Мейерхольдом, Ахматовой, Маяковским.

Шостакович уцелеет. Под звуки Седьмой (Ленинградской) симфонии железные рояли со скрежетом пикируют на зрителя, как истребители. Звучит растерянный голос отрекающегося от своего творчества Шостаковича. Такая эпоха — и, увы, все это и сейчас актуально.

Власть всегда играет с художником, всегда ее объятия могут и согреть, и придушить. Длинную руку, свивающуюся, как змея, суют Шостаковичу — на, поцелуй! И зрителю. Сидишь и думаешь: поцеловал бы тогда — или нет, не сдрейфил бы?

Откуда, спрашиваю, у вас, Дима, взялся Шостакович?

— Папа мой очень любил музыку, и они с Шостаковичем были лично знакомы, он его просто боготворил. И мне давно было ясно, что Шостакович — драматический персонаж. Мы были с папой на премьере «Носа» в Камерном театре, а Шостакович был там с Ириной Антоновной. Я помню каждую секунду: как он кланялся, как его уводили под руку, в какой он был рубашке, в каком галстуке. Как он смущался и как ему было неловко. Ему было страшно неуютно поворачиваться к залу, кланяться. Он очень хотел уйти. У него была какого-то дурацкого цвета рубашка, нейлоновая, странный галстук, все не то чтобы безвкусное, но не вязалось с его музыкой. Он был совершенно безразличен к материальному. Он за границей какому-то композитору говорил: «Вот вам деньги, купите мне то же самое, что себе». Тот изумился: «Может, вам цвет не подойдет?» А он: «Подойдет!» Лишь бы отбояриться.

Об отце

— Папа очень любил «Трио» Шостаковича. Он вообще был меломан, вечером всегда в квартире звучал джаз, французский шансон — Пиаф, Брель, Азнавур. Я полюбил эту музыку. Через какое-то время у меня все это слилось с моим папой. Я больше люблю то, какие воспоминания она у меня рождает. У папы был самодельный проигрыватель с колонками. А потом он из Америки привез дорогой. И я его однажды сжег: включал пылесос, а потом, не переключив напряжение, воткнул в розетку и сжег. Он ужасно расстроился.

— Создание спектакля было для него самым важным, — продолжает Крымов. — Этим он жил — репетициями. У папы в театре ведь были разные периоды. Был пик без-условного счастья в Детском театре. Пик временного, но острого счастья в Ленкоме — и короткий страшный миг неприятностей и изгнания оттуда. Было долгое и счастливое время спектаклей на Бронной. А потом наступило время страшное — предательство учеников и разрушение театра. И Таганка, и… все такое прочее.

Крымов не хочет или, точнее, не может подробно говорить об отце. Слишком личное. «Отец? Слово какое-то непривычное, обычно я всегда говорил “папа”». О трагической судьбе Анатолия Эфроса известно, в общем, все: его спектакль «Три сестры» в Ленкоме был запрещен как крамольный, режиссера сослали в Театр на Малой Бронной, кто-то из учеников пошел за ним, кто-то нет. На Бронной Эфрос поставил несколько своих лучших спектаклей. Но и там — снова конфликт с актерами, собрания труппы против режиссера, предательство учеников… Говорили, что Эфросу ничего не оставалось, кроме как уйти на Таганку, когда Любимова объявили невозвращенцем и пригласили возглавить театр вместо него. Но труппа Таганки восстала. Эфрос умер от сердечного приступа, не дожив до 62 лет.

— Мой папа говорил: надо делать вещи либо совершенные по форме, либо настолько экстремальные, что ошибки прощаются. И добавлял: «Я за второе!» Вот и я тоже. Если долго делать одно и то же, будет получаться совершенно. У Страдивари, оказывается, были неудачные скрипки — я этого не знал.

— А отец находил у себя неудачные спектакли?

— Нет, он ко всем своим спектаклям хорошо относился. И то, что уже сделал, он забывал. До следующей работы. Прошлые спектакли — он их даже не смотрел. А если смот-рел, расстраивался. А я пока смотрю, стараюсь. И если что-то у меня расшаталось, пытаюсь подтянуть. Но у меня их пока не так много, спектаклей. Когда я первый раз работал с отцом, никаких напутствий не было, мы просто делали спектакль. «Отелло». Я не понимал условий новой игры. Мне было шестнадцать. Шестнадцатилетний человек — за исключением, может быть, гениев, которые прозрением видят больше, чем прожили, — не может придумать хороший спектакль. Он может придумать спектакль на своем уровне. На вине же всегда пишется: молодое. Оно вроде и вкусное, просто под другой категорией идет.

— И какой в итоге ваш вариант спектакля отцу подошел?

— Пятьсот первый. Все это длилось пять лет.

Об уходах

— Ваш уход из театра в мастерскую был связан с отцом и с предательством его учеников, с ситуаций на Таганке?

— Нет, с предательствами — нет. Просто папы не стало, и мне… стало скучно. Я резко сменил круг общения. Я дошел до того, что не мог ходить в театры, на премьеры — мне все было неприятно. Может, я про многих слишком много знал через маму и папу. Я как-то не мог, заперся в мастерской. Сейчас это выглядит принципиальным решением. Но тогда просто что-то отмерло. В мастерской было пусто, я там даже никогда не ел. Приходил работать, изматывался и уходил. На следующее утро — то же самое. Я из театральной декорации ушел в живопись, потому что всегда хотел заниматься живописью — раздражало то, что не умею. Точнее, меня заводило то, что я не умею.

— «Не умею» — это как? Холст сопротивлялся, в отличие от декораций?

Крымов смотрит в очки и потом напевно, деликатно, словно поет какую-то грустную лирическую песню, категорически возражает.

— Это зависит от твоей головы, а не от холста. Холст ждет, что ты его сделаешь прекрасным. Так же и в театре. Что такое Чехов сейчас на сцене и что такое сейчас натюрморт с яблоками — это один и тот же вопрос. Или абстракция и пейзаж: что такое река сейчас на картине или что такое голубая полоса и много точек? Это река и мухи летают. Но это уже было! Вот и с Чеховым: я хочу сделать так — а это уже было. Ну и где ты сейчас по отношению к сегодня и к вечности?

Барокко длилось столетия — сейчас вроде все быстро проходит, а на самом деле суть одна. Ты еще можешь делать скрипки, как твой отец, и сына научишь, но надо быстрее озираться по сторонам. Когда меня учили водить машину, мне говорили, что раз в полминуты я должен обегать взглядом все зеркала: левое, центральное и правое. Так и с Чеховым. Что такое сегодня Чехов? Я был театральным художником, а сейчас я своим студентам говорю, что, по-моему, братцы, то, что казалось правильным позавчера, даже Давид Боровский, сегодня изменилось. Нужно нюхать воздух. Нет такого понятия — декорации, это старомодно. Старое, доброе, хорошее — ушло.

Вот я и кончил заниматься живописью, потому что не знал, что сейчас писать и как. Раньше меня возбуждало, что я могу написать портрет знакомого и что-то выразить. Но почему-то это ушло. Я смотрю на картины довольно равнодушно. Все у меня ушло в театр. Тут я как то ли заяц, то ли волк — все время на стреме нахожусь.

В мастерской Крымов просидел 15 лет. Никто к нему не заходил. Но вот однажды просто заглянул друг — актер Валерий Гаркалин.

— Я Валере рассказал, как можно сцену встречи призрака и Гамлета сделать. Он говорит: давай, поставь, а я сыграю. Все выглядело шуткой. Но шутка затянулась, переросла в спектакль. А потом со студентами-художниками мы стали что-то делать, и как-то мне понравилось бегать вместе с ними по лестницам туда-сюда, что-то выдумывать. Почему спектакли про детство? Я же их с очень молодыми ребятами делаю, у них багаж-то — детский.

О том, как что-то делать

Потом мы говорили, можно ли научиться театру и искусству вообще. Я рассказывала, как ходила на лекции Отара Иоселиани и он учил студентов работать над сюжетом. Крымов расхохотался:

— Так это он вам показывал, как сам работает! Пока сам что-то не сделаешь, тебе кажется, что может быть так, как у кого-то. Этот копал так — у него выросла такая брюква. Этот копал так — у него вырос огурец. Лучше не занимайся этим, если можешь. А если не можешь не заниматься — тогда мучайся, придумывай свой путь.

У Крымова с виду несерьезный театр — из подручных материалов. Вещи с блошиных рынков, старые пальто и ботинки, ветошь, бумага, краски. Как назло, когда Крымов придумал масштабный спектакль «Тарарабумбия» к 150-летию Чехова — с движущимся помостом, с большим количеством народа на сцене, — выяснилось, что кризис и одного из самых ярких в России режиссеров поддержать деньгами никто не намерен. Хотя спектакль этот может стать центральным событием Чеховского фестиваля 2010 года. Когда выяснилось, что денег нет, Крымов сказал: «Мы не детская больница, чтобы денег просить. Пойдем опять по барахолкам, выкрутимся». И пошли.

— Как сейчас ставить Чехова, когда он в ушах навяз? Чехов сейчас умер? Нет!!! Конечно нет! Но как именно он жив? Я недавно задумался: почему «Вишневый сад» или «Три сестры» никто в кино не снимает? Там ты смотришь новое, ты не знаешь, чем кончится. А в театре ты смотришь версии. Версию «Гамлета», версию «Трех сестер». И ты, как знаток, пробуешь нюансы. Как гурман, чувствуешь: а, добавили немножко лучка. Но баранина-то не вымерла из-за этого!

О театре художника

— В России театром занимались художники — Бенуа, Добужинский, Коровин. Был Симов, соратник Станиславского — прадедушка этой профессии, Давида Боровского и всех нас заодно. На Западе, насколько я знаю, это профессия утилитарная, обслуживающая. А в России так сложилось, что она была очень самостоятельная и гордая. Я это чувствовал всегда. Но к определению «театр художника» отношусь с улыбкой, хотя физически это так: я художник, а не режиссер. Но так ведь можно сказать: «театр мужчины», «театр седого мужчины», «театр мужчины с двумя руками и десятью пальцами». Вот я — художник, мужчина, седой, с двумя руками и десятью пальцами. И у меня вот такой какой-то театр.

— Считается, что русский театр литературоцентричен, а визуальный театр, театр художника — это, скорее, западная штука…

— Да и на Западе разве миллионы примеров театра художников? Художник — это штучный товар. В этой области величина таланта решает все. Если какой-нибудь дурак начнет заниматься «театром художника», это будет катастрофа. Операцию — что, может сделать любой человек, который вздумает вынуть пулю из своего товарища? И потом, театр требует определенного характера. Все должны понимать, что, если что не так, ты можешь убить.

— И вы можете убить?

— Да, конечно, и все это знают! Убивать, конечно, не нужно. Но иначе ничего не сделаешь.

Фотографии: Павел Смертин для «РР»

Режиссер, художник, сценограф. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

В 1976 г. закончил Школу-Студию МХАТ СССР им. Горького. В том же году начал работать в Театре на Малой Бронной. Среди оформленных им спектаклей постановки А. В. Эфроса: «Отелло» У. Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1977), «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского (1979), «Лето и дым» Т. Уильямса (1980), «Воспоминание» А. Арбузова (1981), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого (1983). В МХАТ им. А. П. Чехова оформил спектакли «Тартюф» Ж. -Б. Мольера, «Живой труп» Л. Толстого, «Попытка полета» Й. Радичкова (1984). В Театре драмы и комедии на Таганке работал над спектаклями «У войны не женское лицо» по С. Алексиевич (1985), «Полтора квадратных метра» по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера (1986).

Оформлял спектакли в таких московских театрах, как ЦДТ, Театр им. К. С. Станиславского, Театр им. Н. В. Гоголя, Театр им. М. Н. Ермоловой, Театр им. Моссовета, Театр им. В. Маяковского и других. Работал в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Таллинна, Нижнего Новгорода, Вятки, Волгограда и других городов СССР, а также за рубежом (Болгария, Япония).

Как художник оформил около 100 спектаклей. Работал с режиссерами В. Портновым, А. Товстоноговым, В. Саркисовым, М. Киселовым, Е. Арье, А. Шапиро, М. Розовским, С. Арцибашевым и другими.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал во многих групповых и персональных выставках как в России, так и за рубежом.

С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в ГИТИСе, где ведет курс театральных художников.

С 2004 по 2018 г. – художественный руководитель Лаборатории в театре «Школа драматического искусства». Поставил в ШДИ спектакли «Недосказки» по мотивам русских народных сказок (2004), «Три сестры» по пьесам В. Шекспира «Король Лир» и «Бесплодные усилия любви» (2005), «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса (2005), «Торги» по мотивам пьес А. П. Чехова (2006), «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова (2006), «Корова» по рассказу А. Платонова (2007), «Opus № 7» (2008), «Смерть жирафа» (2009), «Тарарабумбия» (2010), «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…» по И. Бунину (2011), «Горки-10» (2012), «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь» (2012), «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (2013), «О-й. Поздняя любовь» по А. Н. Островскому (2014), «Русский блюз. Поход за грибами» (2015), «Своими словами. А. Пушкин „Евгений Онегин“» (2015), «Последнее свидание в Венеции» по роману Э. Хемингуэя «За рекой в тени деревьев» (2016), «Своими словами. Н. Гоголь „Мёртвые души“. (История подарка)» (2016), «Безприданница» по А. Н. Островскому (2017), «Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)» по В. Шекспиру (2017).

В рамках проекта «Открытая сцена» поставил спектакль «Сны Екатерины» (2010), в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко – «Х. М. Смешанная техника» (2011), в театре Корьямо (Финляндия) – «В Париже» (2011), в Iseman Theater (США) – «Квадратный корень из Трех сестер» (2016), в Театре наций – «Му-му» (2018).

Спектакли Дмитрия Крымова участвуют в престижных международных фестивалях Австрии, Великобритании, Германии, Грузии, Польши. Лаборатория Дмитрия Крымова активно гастролирует по миру, спектакли с успехом были приняты зрителями в Бразилии, США, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Эстонии и других странах.

Награды:

Международная театральная премия имени К. С. Станиславского, 2006 г.
В номинации «Новация», спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот».

«Гран При» VII Международного фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге, 2006 г.
В номинации «Лучший спектакль», а также - специальный приз критиков, спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот».

Театральная премия газеты «Московский комсомолец», 2007 г.
В номинации «Лучший эксперимент», спектакль «Демон. Вид сверху».

Первая театральная премия «Хрустальная Турандот», 2007 г.
В номинации «Лучшая режиссерская работа», спектакль «Демон. Вид сверху».

«Золотая Трига», главная премия международной выставки сценографии и сценического пространства Пражское Квадриеннале 2007.
За создание национального павильона России «Наш Чехов. Двадцать лет спустя», Мастерская Д. Крымова, ГИТИС.

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2008 г.
В номинации «Эксперимент», спектакль «Демон. Вид сверху».

Премия Федерации еврейских общин России «Человек года», 2009 г.
В номинации «Культурное событие года».

Первая театральная премия «Хрустальная Турандот», 2009 г.
В номинации «Лучшая режиссерская работа», спектакль «Opus № 7».

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2010 г.
В номинации «Эксперимент», спектакль «Opus № 7».

Главная награда Эдинбургского международного фестиваля Bank of Scotland Herald Angel, 2012 г.
За спектакль «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь»

Премия г.Москвы в области литературы и искусства, 2013 г.
В номинации «Театральное искусство» за постановки «Opus № 7», «Горки-10» и «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь».

Избрание почетным членом Российской Академии Художеств, 2014г.

Премия международной выставки сценографии и сценического пространства Пражское Квадриеннале, 2015.
Специальная награда за “лучший общий процесс” за студенческий павильон России «Хотите поговорить с нами на плохом английском об искусстве?» (студенты-сценографы ГИТИС, Мастерская Е. Каменьковича – Д. Крымова).

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2016 г.
В номинации «Драма / Спектакль малой формы», спектакль «О-й. Поздняя любовь».

Театральная премия газеты «Московский комсомолец», 2016 г.
В номинации «Лучший спектакль для детей и подростков», спектакль «Своими словами. А. Пушкин „Евгений Онегин“».

Присуждение звания «Почетный профессор ГИТИСа», 2017 г.

Получив в 1976 году диплом художника-постановщика в Школе-студии МХАТ, Дмитрий Крымов поступил на работу в Театр на Малой Бронной, где в то время работал великий режиссер Анатолий Эфрос, отец Крымова. Фамилия художнику досталась от матери - знаменитого театрального критика Натальи Крымовой. В 1990-е Крымов перестал оформлять спектакли, переключившись на станковую живопись и графику. А с началом нового века Крымов становится педагогом ГИТИСа и одним из самых популярных театральных режиссеров. В его бесконечно обаятельных сюрреалистических иллюзионах, играющихся, как правило, в «Школе драматического искусства», участвуют в основном его воспитанники - молодые театральные художники; иногда и вовсе без слов, как, например, главный хит «Творческой лаборатории Дмитрия Крымова» - «Демон. Вид сверху». Больше всех спектакли «Лаборатории» любят гуманитарии и иностранцы. Первые, потому что в абсурдные красочно-картонные представления Крымова упакованы сотни цитат из мировой классики - от Ван Гога и Сервантеса до Пушкина и Чехова. Вторые, потому что, как правило, не нужен перевод и весело.

Дмитрий Крымов - режиссер, художник, педагог, театральный сценограф и просто невероятно талантливый человек. Он - член Союза художников и Союза театральных деятелей России, его спектакли всегда вызывают резонанс, заставляют зрителя думать. За спиной Крымова великое множество призов Международных театральных фестивалей. Его полотна выставлены в лучших картинных галереях мира. Кто он, чем живет и о чем рассуждает на досуге? Обо всем этом в материалах нашего обзора.

Биография

Дмитрий Анатольевич Крымов родился в октябре 1954 года в Москве. Его отец - известный режиссер-постановщик мама - театральный критик и искусствовед Наталья Крымова. Дмитрию еще в детстве досталась фамилия матери, потому что отец его принадлежал к еврейскому роду, а в советское время это было определенным ярлыком. Анатолию Эфросу приходилось преодолевать многочисленные препятствия в карьере, возникающие на почве его происхождения, и родители решили оградить будущее своего сына от ненужных проблем.

Дмитрий Анатольевич пошел по стопам своих талантливых родителей. Как только он получил аттестат зрелости, тут же поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1976 году после окончания учебы отправился получать первый профессиональный опыт в Свои первые сценографические работы Дмитрий создал к постановкам отца. Среди спектаклей тех лет можно выделить «Живой труп» Толстого, «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова и др.

Театральная деятельность

Начиная с 1985 года Крымов работал над художественными постановками в Театре на Таганке: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра», «Мизантроп» - при его участии свет увидели именно эти спектакли. Дмитрий Крымов работал не только с Театром на Таганке. Сценограф сотрудничал с театрами Риги, Таллинна, Санкт-Петербурга, Волгограда, Нижнего Новгорода. География его творческой деятельности охватывает Болгарию, Японию, страны бывших союзных республик. В послужном списке Крымова-художника-сценографа около ста спектаклей. Дмитрий Анатольевич сотрудничал с такими именитыми режиссерами, как Товстоногов, Портнов, Арье, Шапиро и др.

После распада Советского Союза в стране сложилась непростая ситуация, и Крымов был вынужден оставить работу сценографа. Кроме того, незадолго до событий начала 90-х ушел из жизни отец Дмитрия - Анатолий Эфрос. По словам самого режиссера и сценографа, после смерти родного человека театр стал ему неинтересен. Осознание величия отца в профессии и собственной беспомощности поселились в душе. Тогда мужчине казалось, что он никогда не войдет в эту воду повторно, и в его жизни больше не будет визуального театра. Крымов Дмитрий решил покончить со всем и найти себя в новом деле. Он занялся живописью, графикой, и, стоит заметить, это у него очень хорошо получалось. Картины Дмитрия Анатольевича выставлялись в Русском музее, в музеях стран Западной Европы - Франции, Германии, Англии.

Сегодня полотна художника находятся в Третьяковской галерее и

С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в Российской академии Он руководит курсом театральных художников. Кроме этого, режиссер возглавляет творческую Лабораторию в театре под названием «Школа драматического искусства» в Москве. Совместно с выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов воплощает в жизнь на театральной сцене собственные идеи и мысли, спектакли участвуют в Международных фестивалях по всему миру.

О современном зрителе

Крымов - невероятно интересный собеседник. С ним можно обсуждать разные вопросы, у него на все есть собственное суждение. Современный театр - одна из таких острых тем. Сегодня в мире искусства четко прослеживается противостояние классической школы театра и новаторских подходов в создании спектаклей. По мнению режиссера, эти споры вторичны. Крымов уверенно заявляет, что сегодня главное - это интерес потребителя.

Приходя на спектакль, зритель должен быть ужасно любопытным. Его, с одной стороны, должно интересовать все, что происходит на сцене, с другой - он не должен до конца понимать смысл всего происходящего. Понимание должно постоянно догонять интерес, а в итоге им необходимо сойтись. Конечно, современный зритель - гурман искушенный. Прошли те времена, когда люди смотрели все, что дают. Сегодня все иначе. Поэтому все, что требуется от режиссера - вызвать у зрителя подобное любопытство и заинтересованность, а задача зрителя - отгонять от себя скепсис и стараться «подкармливать» в себе любопытство.

По мнению Дмитрия Анатольевича, чтобы «правильно» смотреть спектакли Лаборатории, необходимо выполнить всего несколько простых вещей: прийти на спектакль, сесть, сложить руки на коленях и смотреть. Причем Крымов Дмитрий не рекомендует надевать пиджаки, короткие платья и туфли на высокой платформе - по его мнению, зрителю будет ужасно некомфортно сидеть на маленьких стульях. Конечно, это юмор, но в нем есть и рациональное зерно.

Русский психологический театр

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с рассуждениями на тему, что есть драматический психологический театр. То тут то там звучат призывы о том, чтобы защищать его (театр) от псевдоноваторства. Эта проблема знакома Крымову, и, по его собственному признанию, сильно его задевает. Мнение режиссера таково: если ты приверженец психологического театра, не призывай никого и ни к чему - просто делай свое дело. Живи так, как сам проповедуешь. Но одновременно с этим давай возможность другому самовыражаться, как ему хочется. Да, это может нравиться или, наоборот, раздражать, однако надо мириться с тем, что это существует. Противиться чему-то новому и нестандартному равносильно противостоянию современному изобразительному искусству. Замечательно, когда у зрителя есть выбор и альтернатива, а искусство, как известно, безгранично.

По словам Крымова, современный режиссер должен быть прежде всего сильной личностью, с собственными мыслями. Конечно, ему просто необходимо уметь разбирать произведение по классической школе. Но это всего лишь скелет, основа для дальнейших индивидуальных построений и фантазий.

Актуальное искусство и работа со студентами

Дмитрий Анатольевич говорит, что неприятно сегодня наблюдать за многими вещами, которые творятся в России. Происходит подмена понятий, невыполнение обязательств, отсутствие реформ. Например, режиссер очень не любит такое популярное сегодня выражение, как «актуальное искусство». Ему непонятно, какой смысл несет в себе эта фраза. Актуальное искусство - это более дешевая разновидность искусства? Как тогда на счет религии? Она тоже может быть низкосортной?

Есть у Крымова и соображения насчет реформ в театральном образовании. Режиссер твердо уверен в том, что оно не может быть нищим. Зарплаты преподавателей вузов - это позор всей системе образования. Чиновникам необходимо усвоить, что преподавание не может базироваться на голом энтузиазме людей, которые просто так будут проводить время со студентами. А для того, чтобы театральная среда давала плоды в качестве талантливых актеров и интересных зрителю постановок, необходимы условия - сегодня их нет, физически.

Своих студентов Дмитрий Крымов обучает по личной методике. Режиссер заявляет, что молодежь возможно научить лишь воспринимать опыт других, но нельзя пройти за них их путь. Ребята должны сами услышать свой внутренний голос, довериться ему и выбрать дорогу. Опыт других лишь свидетельствует о том, что все возможно. Если что-то получилось у другого, получится и у тебя. Необходимо лишь усердно работать.

Дмитрий Анатольевич Крымов: кто он?

Прежде всего он - сын своей Родины, преданный и любящий. На вопросы об эмиграции Крымов решительно заявляет, что не собирается покидать Россию. Причин этому множество: у него студенты, актеры, большое хозяйство. Здесь похоронены его родители, на могилу которых он уже много лет приходит в свой день рождения. Крымов признается, что сегодня территорий, на которых спокойно себя чувствуешь, становится все меньше, но пока можно жить и творить, нет смысла уезжать.

Он не празднует свой день рождения, его постоянно занимает работа. Помимо самого талантливого режиссера, в лаборатории Дмитрия Крымова трудится костяк актеров, из них и состоит «Школа драматического искусства». Среди приглашенных людей, которые формально не входят в лабораторию, но с которыми театр постоянно сотрудничает, такие звезды, как Лия Ахеджакова, Валерий Гаркалин.

Дмитрий Крымов - режисер, который признается, что ему интересно общаться с молодыми и наблюдать, как они добиваются результатов. Он очень требовательный и щепетильный во всем. Дмитрий Анатольевич убежден, что театральный спектакль делает единственный человек — режиссер, а его, в свою очередь, должны окружать нужные люди - те, которые его понимают. Крымов утверждает, что его интересует мнение окружающих, и он открыт к диалогу. Однако разговор должен быть конструктивным, по существу.

Режиссеру важно, чтобы на выходе его работы было три составляющих: собственное удовольствие от процесса, удовлетворение актеров труппы и интерес зрителя. Если эти компоненты сходятся, режиссер получает мощный стимул двигаться вперед. Крымов утверждает, что может быть жестоким, если что-то мешает осуществлению планов. В такой ситуации он всегда выбирает борьбу и проявляет упрямство. В остальных случаях Крымов - мягкий человек, который уважает и любит людей, с которыми работает.