Транспортная логистика. Анализ эффективности транспортно-логистической системы компании

Бизнес-план транспортной
компании- 2

Данный документ содержит описание проекта организации транспортной компании на базе инкаминговой компании. Создаваемая организация призвана удовлетворить потребности в транспорте и уменьшить затраты на проведение трансферов и экскурсий.

Описание среды деятельности

Принимающая компания занимается обслуживанием туристов на курорте Sharm El Sheikh, Египет. Предоставляются услуги по экскурсионному и трансферному обслуживанию туристов. Каждая подобная услуга, будь то трансфер или экскурсия, включает в себя несколько составляющих, одной из которых обязательно является транспорт. В текущее время компания удовлетворяет свои транспортные потребности, заказывая транспорт у сторонних компаний. На фоне низкой стоимости топлива в Египте, цена автобуса, заказанного у субпартнера, представляется достаточно высокой. В целях уменьшения затрат и повышения качества предоставляемого сервиса предлагается создать собственный транспортный парк.

Классификация транспорта

В регионе Sharm El Shekh используются следующие виды транспорта:
Большой пассажирский автобус (Big Bus), 45-55 посадочных мест
Средний пассажирский автобус (Coaster), 22-27 посадочных мест
Малый пассажирский автобус (Minibus), 12-16 посадочных мест
Джип, 6 посадочных мест, используется для организации экскурсий, включающих в себя передвижение по пересеченной местности.

Особенности организации транспортных перевозок

Климатическая обстановка в Египте благоприятствует деятельности транспортных компаний. Традиционно низкая влажность, круглогодичная плюсовая температура позволяет в течении весьма длительного промежутка времени сохранять хорошее техническое состояние транспортных средств. Туристический сезон в Шарм Эль Шейхе длится круглый год, что исключает простой транспорта, как, например, бывает в Турции в зимний период. Другой особенностью работы транспортных компаний на территории Египта являются проблемы с пунктуальностью, связанные, частично, с особенностями менталитета сотрудников.

Бизнес-идея

Предполагает приобретение в лизинг следующего транспортного парка:
2 больших автобуса, стоимостью
2 средних автобуса (Coaster)
3 миниавтобуса
2 джипа Штат компании предлагается доукомплектовать водителями (всего 9) и техником по обслуживанию транспортного парка, дополнительно обеспечить этих сотрудников питанием и размещением в Шарм Эль Шейхе. Собственный транспорт будет использоваться при проведении экскурсий и трансферов. Преимущества использования собственного транспорта.
1. В первую очередь, за счет использования собственного транспорта предполагается существенно уменьшить затраты на предоставление экскурсионно-трансферного обслуживания туристов.
2. С другой стороны, наличие собственного транспорта позволит повысить качество обслуживания туристов за счет:
a. Решения проблем с поиском транспорта в период высокого сезона, когда наблюдается дефицит транспортных средств на фоне больших туристических потоков.
b. Повышения пунктуальности, поскольку используются собственные водители.
c. Визуально, за счет содержания транспортного парка в хорошем состоянии. Изложив все предпосылки к воплощению бизнес-идеи в жизнь, можно приступить к детальному анализу ситуации. Выбор транспорта С технической точки зрения были рассмотрены автобусы производства MAN, Mitsubishi, Toyota и Mercedes. Наиболее подходящими к условиям работы в Египте были признаны:

Большой автобус MAN, 50 мест
Средний автобус Toyota Coaster, 27 мест
Минибас Toyota, 16 мест
Джип (???), 6 мест. Большие автобусы предлагается покупать в лизинг, весь остальной транспорт - с полной предварительной оплатой.

Финансовый анализ

Анализ опирается на статистические данные, собранные в течении 2006 года. Предполагается, что количество туристов, в будущие периоды не уменьшится по сравнению с сезоном 2006. Ряд обстоятельств позволяет весьма определенно на это надеяться. За период 2006 года была собрана статистика транспортных затрат на каждый трансфер или экскурсию, реально состоявшуюся в этот промежуток. Была разработана модель, которая позволяет прогнозировать транспортные затраты при использовании собственных автобусов в случае, если транспортные потоки будут аналогичны имевшим место в сезон 2006го года. Мы представили, как сложилась бы финансовая ситуация, если бы вместо заказанных у стороннего партнера автобусов в составе предоставляемых туристам услуг использовались собственные транспортные средства. Предполагается, что собственный транспорт осуществляет самые дорогие в рамках одного дня трансферы. Количество услуг, заменяемых с "заказных" на собственные соответствует имеющемуся в парке количеству автобусов соответствующего типа. Период анализа в рамках модели равна одному году.

Исходные данные

Все транспортные средства используют дизельное топливо, предполагаемая стоимость которого в Египте составляет 0,13 $ за литр. Цены на транспорт в Египте обыкновенно выражаются в местной валюте, египетских фунтах, LE. Расчет переведен в доллары по предполагаемому курсу 5,7 фунта за доллар.

Определение требуемого количества транспорта

Задача определения количественного состава собственного транспортного парка состоит в выборе оптимального соотношения приносимой прибыли и количества автобусо-дней простоя. Для решения этой задачи использовалась созданная нами модель, результаты расчета по которой приводятся ниже

Обратим внимание на то, что доход, приносимый транспортными средствами, с увеличением их количества растет все меньше, в то время как прирост количества дней простоя - увеличивается. Это определяется количеством автобусов, реально необходимых в течение каждого дня на протяжении периода моделирования. Анализируя данные из приведенной выше таблицы, приходим к выводу, что оптимальным количеством больших автобусов будет два, поскольку в случае наличия трех автобусов общее время простоя приближается к году, а в случае одного - занятость практически полная - более 80% всего времени. Таким же образом определяем требуемое количество транспорта других типов:

Расчет затрат на содержание транспорта

Все затраты по содержанию и использованию собственного транспорта можно разделить на постоянные и переменные. Переменные затраты, в отличие от постоянных, зависят от количества выездов и покрытого за время этих выездов расстояния. К постоянным затратам отнесем:
Зарплату водителей
Плату за размещение водителей
Плату за питание водителей
Зарплату технического персонала - одного механика и одного электрика.
Плату за техническое обслуживание транспортного парка. Размещение автобусов в Шарм Эль Шейхе бесплатно. Переменные затраты включают в себя:
Стоимость топлива
Расходные материалы, запчасти. Рассчитаем постоянные затраты на содержание транспортного парка, в египетских фунтах, в месяц:

Транспорт Кол-во Зарплата Размещение Питание Итого
Big bus 2 600 1000 900 2500
Midi Bus 2 400 1000 600 2000
Mini Bus 3 600 1500 900 3000
Jeep 2 400 1000 600 2000

Общие затраты на содержание водителей составят 9500 LE, или 1670$ в месяц. Техническое обеспечение автобусов и уборка будут стоить 4000 LE, или 700$ в месяц. Таким образом, постоянные затраты на содержание автобусного парка составят 2300$ в месяц, или 28 440 $ в год. Данные таблицы взяты на основе информации, полученной у транспортных компаний, действующих на территории Шарм Эль Шеха. Переменные затраты, как мы указали выше, сводятся к затратам на топливо. На основе статистической модели, построенной нами на данных 2006го года, мы получили годичный расход топлива для каждого из типов автобусов. Количество собственных автобусов в модели соответствует планируемому объему собственного транспортного парка.

Учитывая стоимость топлива, общие затраты на бензин составят 26 050 $ за год, при условии сохранения существующих объемов обслуживаемых туристов. Таким образом, общие затраты на содержание автобусного парка составят, приблизительно, 54 500 $ в год.

Прогноз получаемой прибыли

Расчет прибыли при использовании собственных автобусов также опирается на статистические данные 2006 года. Прибылью от использования считается сумма денег, которые были бы заплачены субпартнеру за аренду автобуса в случае, когда для проведения экскурсии использовался собственный транспорт. В таблице ниже приведен результат расчета:

В дни, когда автобусы не задействованы в собственных нуждах, предлагается сдавать их в аренду другим компаниям. Положим, что транспортное средство может быть сдано в аренду в 50% дней, в течении которых оно свободно. Для того, чтобы определить количество свободных автобусо-дней, в течение которых транспорт может быть сдан в аренду, мы также использовали модель на основе статистики за 2006й год:

11 700 Всего 29810

При расчете дневного дохода, приносимого транспортным средством, стоимость бензина учитывается в составе расходов. Таким образом, общий годовой доход от использования транспорта составит 189 360$ в год.

Расчет экономической привлекательности проекта

На основании вышеприведенного расчета прибыли и дохода, получим сумму годового дохода, равную, приблизительно, 163 300 $ в год. Предполагается считать, что темп начисления амортизации на приобретенную технику совпадает с суммой сэкономленных за счет использования собственного транспорта средств. Общая стоимость парка транспортных средств - 675 000 $, соответственно расчету, срок окупаемости проекта составит 4 года и два месяца. В условиях благоприятного климата в Египте, срок службы должен быть не менее семи лет для "легкого" транспорта и не менее десяти лет для больших автобусов MAN. Таким образом, после того, как проект окупит вложенные в него средства, можно рассчитывать на прибыль в размере не менее 163 000 $ в год. Учитывая предполагаемый рост цен на транспорт в Шарм Эль Шейхе прибыль должна оказаться даже больше.

Заключение

Данный проект с объемом первоначальных вложений 675-680 тысяч долларов и сроком окупаемости в 4 года и два месяца кажется привлекательным. Возможность дополнительно повысить качество обслуживания туристов за счет использования собственного транспорта также кажется немаловажным фактором в пользу проекта. Привлекательна также возможность быстро высвободить средства путем продажи приобретенного транспорта, если появится такая необходимость.
В целом, проект представляется выгодным с точки зрения вложения денег.

Анализ окупаемости программы

Если ранее «продукцией» автомобильного транспорта считалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объемы перевозок, грузооборот и т.д., то теперь на первое место становится «услуга», которая как и любой товар, имеет свое качество.

К услугам автомобильного качества относится:

Перевозка грузов.

Погрузочно-разгрузочные услуги (погрузочно-разгрузочные, перегрузочные складские операции).

Услуги по хранению грузов.

Услуги по подготовке грузов к перевозке.

Предоставление транспортных средств в аренду.

Транспортно-экспедиционные услуги.

Другие дополнительные услуги.

Перевозка груза является основным видом услуг. Как правило, она сопровождается предоставлением других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.д.).

Уровень качества транспортных услуг - относительная характеристика качества предоставляемых транспортных услуг, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой транспортной услуги с базовыми значениями соответствующих показателей .

Уровень качества на предприятии «TSLogistic» высок. Поэтому в фирме можно выделить четыре уровня качества.

I уровень - «соответствие стандарту», т. е. статьям Федеральных законов (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, О железнодорожном транспорте, Правила перевозок и другие нормативные документы);

II уровень - «соответствие возможностям», т. е. соответствие транспортных услуг не только требованиям стандартов, но и техническим и технологическим возможностям железных дорог;

III уровень - «соответствие требованиям рынка», т. е. удовлетворение требований клиентуры о высоком качестве и низкой цене транспортной услуги;

IV уровень - «соответствие латентным потребностям» в железнодорожных перевозках.

Непременно, организация может учесть и расценивать эффективность применения рабочего времени служащих с повременной(окладной)системой оплаты труда. Но в предоставленном случае стиль станет идти не об увеличении прибыли, а об оценке эффективности и запасах производительности труда конкретных тружеников. Непосредственный связи с прибылью тут недостает. Стремясь предвидеть вероятные отрицания, буду рад поучаствовать в очных и заочных дискуссиях сообразно данному вопросу.

Большая часть статей в профильных журналах на тему «Издержки на качество» - пересказ имеющихся ГОСТ Р. Немало интереса уделяется классификации издержек на качество, в вред самой идее. Даже наличествующая нормативная основа не столько проясняет ситуацию, насколько напротив, затрудняет сознание идеи. Приведем график затрат для предприятия «TSLogistic».

Рис.3.1

Главный фактор таковой ситуации в том, что очень не достаточно экономистов занимается этим вопросом. Затратами на свойство занимаются в главном спецы, связанные с системой качества. Наиболее такого, экономисты на почти всех предприятиях не заинтересованы в исследовании и использовании предоставленного прибора. Считается, что данная активность служит доборной перегрузкой.

Для оценки эффективности действий, разрешено использовать один увлекательный показатель - финансовая добавленная цену(EVA). Как раз этот показатель лучше, чем модель издержек на процесс, идет для экономической оценки действий и реализации процессного управления. Наиболее тщательно эту тему стараюсь открыть в отдельной статье. Модель - это комплект обычных видов и частей что или. Это отлично для осмысливания идей. Но для практичного внедрения, прямое соблюдение моделям издержек на свойство не целенаправлено. Все зависит от конкретной организации и вида бизнеса.

Издержки на свойство - аппарат управленческого учета. Потому, главные не сами модели, а сознание сути прибора «Издержки на качество». Сущность - в выявлении и понижении утрат, а еще оценке запасов. Вот для чего нужны издержки на свойство.

Ясно, что по ходу внедрения, цели могут поменяться. В этом нет ничего ужасного, основное, чтоб это было осмысленным решением.

Для создания модели издержек на свойство конкретной организации, нужно в первую очередность найти цели разработки и внедрения, а еще виды/объекты утрат. Для большинства производственных компаний подходят категории: продукция, покупатель, оснащение .

Фирма «TSLogistic» владеет системой менеджмента качества, поэтому ситуация с определением утрат и организацией их учета упрощается. Так под утратами разрешено воспринимать несоответствия. Запросы к учету указанных несоответствий обязаны существовать определены в соответственных документах. Взаимосвязи элементов затрат на качество и требований СМК на предприятии «TSLogistic» представлен в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Взаимосвязь элементов затрат на качество на предприятии «TSLogistic»

Для разработки и внедрения систем учета издержек на качество можно рекомендовать следующий распорядок, который представлен на рисунку 3.2.

Рисунок 3.2. Схема разработки и внедрения затрат на качество

Следующий шаг - оценка первичного учета утрат и соотносимых издержек на предостережение и контроль. При неимении учета нужных частей издержек на качество таковой учет нужно осуществить. Под организацией учета разрешено воспринимать определение ответственности, форм записей, сроков, периодичности и т. д.

Принципиально при оценке первичного учета, направить интерес на учет не лишь самих несоответствий (утрат), однако и их обстоятельств. Дальше разрешено упражнять методику расчета издержек на свойство.

При разработке способа стоит направить интерес на соотношение способа и целей внедрения прибора «Издержки на качество». Для расчета прямых ущербов разрешено применять имеющийся на большинстве компаний подъезд к учету прямых издержек. При расчете упущенной прибыли разрешено применять показатель маржинальный заработок, или его аналоги.

Для описания требований к разработке и исполнению мероприятий по понижению утрат, разрешено применять ссылки на функцию по корректирующим и предостерегающим деяниям.

Для демонстрации и доказательства подходов и выводов предоставленной статьи, приведу некие образцы отчетов сообразно затратам на свойство, приобретенных в ходе консультаций. Заглавие фирмы и иная информация сообразно понятным факторам не указывается.

Отчет по затратам на качество на предприятии «TSLogistic» представлен на рисунку 3.3.


Рисунок 3.3. Отчет по затратам на качество на предприятии «TSLogistic» (тыс. руб.)

Необходимо направить интерес на соответствие последующих категорий издержек:

* затрат на ППР оснащения и утраты по простоям оснащения;

* затраты на контроль и издержки по браку продукции и понижению сортности;

* затраты на маркетинг и упущенная польза.

Организация «TSLogistic» столкнулись со многими системными проблемами, препятствующими их эффективной деятельности. Усиливается неопределенность внешней среды, ее влияние на функционирование хозяйствующих субъектов, и, следовательно, возрастает вероятность риска и потерь. Математический аппарат оценки рисков широко исследован. Однако процессы, происходящие в настоящее время в российской экономике, появление новых рисков, требования повышения надежности функционирования предприятия, предопределяют необходимость изменения форм и методов анализа и управления рисками.

Решение данной проблемы возможно только на основе исследования рискообразующих факторов, способов их воздействия на деятельность предприятия, а также разработки методов оценки потерь, что и определяет актуальность диссертационной работы. Многообразие рисков и их учет на транспорте становится одним из ключевых вопросов развития транспортной системы, поскольку затрагивает интересы отрасли и позволяет системно оценить уровень риска отдельных хозяйствующих субъектов. Это дает возможность выработать и реализовать необходимые меры, направленные на минимизацию негативного воздействия риска на всех участников транспортного процесса .

График ожидаемых доходов составляется на основании условий оплаты за реализованную продукцию согласно договору с покупателем,а также на основании данных о дебеторской задолженности.

График ожидаемых доходов фирмы «TSLogistic» представлен в таблице 3.4.

Таблица 3.4

График ожидаемых денежных поступлений за проданную продукцию, руб.

Некие типичные трудности, появляющиеся при разработке систем учета издержек на качество:

* система разрабатывается без роли финансово-экономических служб.

* система не учитывает главные внутренние и наружные утраты.

* Отсутствуют классификаторы обстоятельств брака. Без классификатора обстоятельств информация не достаточно пригодна для практической работы.

* Способ расчета издержек на свойство не связан с целями внедрения. Способ обязана быть изобретена в согласовании с целями внедрения системы учета издержек на свойство и обязана быть ясна всем работникам компании, использующим отчеты по затратам на свойство.

Концепция ожидаемого заработка - способ поддержания ликвидности банка методом планирования недискреционного перевоплощения активов с целью сравнения операционных поступлений по договорным потребностям скамейка с операционными платежами по его обещаниям.

Стоимость базовых активов, при которой определенная опционная стратегия не приносит ни прибыли, ни ущербов. Чтоб обрести выручку, компания, бизнесмен обязаны создавать численность продукта, обладать размер деловитости, превышающие величину, подобающую точке безубыточности. Если же объем ниже соответственно данной точке, активность делается бесприбыльной.

При объеме изготовления, превышающем этот степень, фирма приобретает выручка. Употребляется при оценке рисков, в финансовом менеджменте, стоимостном разборе.

На рисунку 3.7 изображены точки окупаемости фирмы.


Рис. 3.7.

Фактические сроки окупаемости не должны превышать нормативные. Нормативные сроки окупаемости и ответствующие нормативы общей (абсолютной) эффективности капитальных вложений.

Информация, приобретенная о издержках на качество может работать хорошей основой для ответа на стратегически принципиальные для управляющих вопросов в области свойства и на предоставленном шаге в особенности принципиально избрать более приемлемый способ разбора и оценки издержек на качество. Отбор такого либо другого способа зависит, во-1-х, как верно и уважительно установлены цели, во-2-х, в зависимости от вида информации, которую нужно заполучить, в-3-х, как действительно приобретение предоставленной информации.

При проведении разбора и оценки издержек на качество главными целями являются:

* выявление и критика размеров нужных инвестиций, а еще снабжение и усовершенствование свойства;

* обеспечение требуемого свойства издаваемой продукции при минимизации общих издержек на её создание и эксплуатацию;

* выявление взаимосвязей издержек на свойство и итогов хозяйственной деятельности компании;

* определение критических областей производственной деловитости, требующих принятия мер совершенствованию организации действий.

Говоря об разборе и оценке издержек на качество, нужно вести разграничительную черту меж 2-мя главными определениями: анализ издержек на качество и критика издержек на свойство. Анализ издержек на качество-это активность сообразно исследованию издержек на свойство, признанная доказывать с научных позиций решения и деяния компаний в области свойства и содействовать выбору наилучших вариантов действий. Оценкой издержек на свойство следует полагать активность, связанную с определением взаимосвязи и воздействия издержек на свойство на экономические характеристики деловитости компании.

Прежде чем осуществить какие-либо вложения, инвесторы в обязательном порядке стараются узнать, когда инвестиции начнут приносить прибыль.

Для этого используется такой финансовый коэффициент как срок окупаемости.

Понятие

В зависимости от целей финансовых вложений можно выделить несколько основных понятий срока окупаемости .

Для инвестиций

Срок окупаемости – это промежуток времени, по прошествии которого сумма вложенных средств сравняется с суммой полученных доходов. Иными словами в этом случае коэффициент показывает, какое время потребуется для того, чтобы вернуть вложенные деньги и начать получать прибыль.

Нередко показатель используется для того, чтобы выбрать один из альтернативных проектов для инвестиций. Для инвестора более предпочтительным будет тот проект, значение коэффициента у которого меньше. Это связано с тем, что он быстрее станет доходным.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Для капитальных вложений

Данный показатель позволяет оценить эффективность реконструкции, модернизации производства. В этом случае этот показатель отражает период, в течение которого возникающие в результате экономия и дополнительная прибыль превысят сумму, затраченную на капитальные вложения.

Нередко подобные расчеты используются для оценки эффективности и целесообразности капиталовложений. Если значение коэффициента будет слишком большим, возможно, придется отказаться от подобных вложений.

Оборудования

Срок окупаемости оборудования позволяет рассчитать, за какое время средства, вложенные в данный производственный агрегат, будут возвращены за счет прибыли, полученной при его использовании.

Методы расчета

В зависимости от того, учитывается при расчете срока окупаемости изменение стоимости денежных средств с течением времени или нет, традиционно выделяют 2 способа расчета этого коэффициента:

  1. простой;
  2. динамичный (или дисконтированный).

Простой способ расчета представляет собой один из самых старых. Он позволяет рассчитать период, который пройдет с момента вложения средств до момента их окупаемости.

Используя в процессе финансового анализа этот показатель, важно понимать, что он будет достаточно информативен только при соблюдении следующих условий :

  • в случае сравнения нескольких альтернативных проектов они должны иметь равный срок жизни;
  • вложения осуществляются единовременно в начале проекта;
  • доход от инвестированных средств поступает примерно равными частями.

Популярность такой методики расчета обусловлена ее простотой, а также полной ясностью для понимания.

Кроме того простой срок окупаемости довольно информативен в качестве показателя рискованности вложения средств . То есть большее его значение позволяет судить о рискованности проекта. При этом меньшее значение означает, что сразу после начала его реализации инвестор будет получать стабильно большие поступления, что позволяет на должном уровне поддержать уровень компании.

Однако помимо указанных достоинств, простой метод расчета имеет ряд недостатков . Это связано с тем, что в этом случае не учитываются следующие важные факторы:

  • ценность денежных средств значительно изменяется с течением времени;
  • после достижения окупаемости проекта он может продолжать приносить прибыль.

Именно поэтому используется расчет динамического показателя.

Динамическим или дисконтированным сроком окупаемости проекта называют длительность периода, который проходит от начала вложений до времени его окупаемости с учетом дисконтирования. Под ним понимают наступление такого момента, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и в дальнейшем таковой остается.

Важно знать, что динамический срок окупаемости будет всегда больше, чем статический. Это объясняется тем, что в этом случае учитывается изменение стоимость денежных средств с течением времени.

Далее рассмотрим формулы, применяющиеся при расчете срока окупаемости двумя способами. Однако важно помнить, что при нерегулярности денежного потока или различных по размеру суммах поступлениях удобнее всего пользоваться расчетами с применением таблиц и графиков.

Способ расчета простого срока окупаемости

При расчете используется формула вида:

Пример 1

Предположим, что некий проект требует вложений в размере 150 000 рублей. Ожидается, что ежегодные поступления от его реализации составят 50 000 рублей. Необходимо рассчитать срок окупаемости.

Подставим имеющиеся у нас данные в формулу:

РР = 150 000 / 50 000 = 3 года

Таким образом, ожидается, что вложенные средства окупятся в течение трех лет.

Предложенная выше формула не учитывает, что в процессе реализации проекта может возникать не только приток средств, но и их отток. В этом случае полезно воспользоваться модифицированной формулой:

РР = К0 / ПЧсг, где

ПЧсг — , получаемая в среднем за год. Она рассчитывается как разность между средними доходами и расходами.

Пример 2

В нашем примере дополнительно введем условие, что в процессе реализации проекта существуют ежегодные издержки в размере 20 000 рублей.

Тогда расчет изменится следующим образом:

РР = 150 000 / (50 000 – 20 000) = 5 лет

Как видим, срок окупаемости при учете издержек оказался больше.

Подобные формулы расчета приемлемы в случаях, когда поступления по годам одинаковы. На практике это встречается редко. Гораздо чаще сумма притока изменяется от периода к периоду.

В этом случае расчет срока окупаемости осуществляется несколько иначе. Можно выделить несколько шагов этого процесса:

  1. находится целое количество лет, за которые сумма поступлений максимально приблизится к сумме инвестиций;
  2. находят сумму вложений, которые еще непокрыты притоками;
  3. считая, что вложения в течение года идут равномерно, находят количество месяцев, необходимых для достижения полной окупаемости проекта.

Пример 3

Сумма инвестиций в проект составляет 150 000 рублей. В течение первого года ожидается получение дохода в размере 30 000 рублей, второго – 50 000, третьего – 40 000, четвертого – 60 000.

Таким образом, за первые три года сумма дохода составит:

30 000 + 50 000 + 40 000 = 120 000

За 4 года:

30 000 + 50 000 + 40 000 + 60 000 = 180 000

То есть, срок окупаемости больше трех лет, но меньше четырех.

Найдем дробную часть. Для этого рассчитаем непокрытый остаток после третьего года:

150 000 – 120 000 = 30 000

30 000 / 60 000 = 0,5 года

Получаем, что окупаемость инвестиций составляет 3,5 года.

Расчет динамического срока окупаемости

В отличие от простого, этот показатель учитывает изменение стоимости денежных средств с течением времени. Для этого вводится понятие ставки дисконтирования.

Формула приобретает следующий вид:

Пример

В предыдущем примере введем еще одно условие: годовая ставка дисконтирования – 1%.

Рассчитаем дисконтированные поступления за каждый год:

30 000 / (1 + 0,01) = 29 702,97 рублей

50 000 / (1 + 0,01)2 = 49 014,80 рублей

40 000 / (1 + 0,01)3 = 38 823,61 рублей

60 000 / (1 + 0,01)4 = 57 658,82 рублей

Получаем, что за первые 3 года поступления составят:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 = 117 541,38 рублей

За 4 года:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 + 57 658,82 = 175 200,20 рублей

Как и при простой окупаемости, проект окупается более чем за 3 года, но менее чем за 4. Рассчитаем дробную часть.

После третьего года непокрытый остаток составит:

150 000 – 117 541,38 = 32 458,62

То есть до полного срока окупаемости не хватает:

32 458,62 / 57 658,82 = 0,56 года

Таким образом, окупаемость инвестиций составит 3,56 года. В нашем примере это не намного больше, чем при простом способе окупаемости. Однако ставка дисконтирования нами была принята слишком маленькая: всего 1%. На практике она составляет около 10%.

Срок окупаемости является важным финансовым показателем. Он помогает инвестору оценить насколько целесообразны вложения в тот или иной проект.

Следующая видео лекция посвящена основам финансового планирования, инвестиционному плану и сроку окупаемости:

Чтобы понять, что из себя представляет срок окупаемости, нужно представлять для каких сфер предпринимательской деятельности подходит это определение.

Для инвестирования

В данном контексте срок окупаемости представляет собой отрезок времени, после которого доход от проекта становится равен сумме вложенных денег. То есть коэффициент срока окупаемости при инвестировании в какое-либо дело будет показывать, сколько нужно будет времени, чтобы вернуть вложенный капитал.

Часто этот показатель является критерием выбора для человека, который планирует инвестировать в какое-либо предприятие. Соответственно, чем меньше показатель, тем привлекательнее дело. А в случае, когда коэффициент излишне большой, то первая мысль будет в пользу выбора другого дела.

Для капитальных вложений

Здесь речь идёт о возможности провести модернизацию или реконструкцию производственных процессов. При капитальных вложениях важность приобретает период времени, за который полученная от модернизации экономия или доп.прибыль станет равна сумме потраченных на эту модернизацию средств.

Соответственно на коэффициент срока окупаемости смотрят, когда хотят понять, есть ли смысл тратить средства на модернизацию.

Для оборудования

Коэффициент покажет, за какой промежуток времени окупит себя тот или иной прибор, станок, механизм (и так далее), на который тратятся деньги. Соответственно окупаемость оборудования выражается в доходе, который получает фирма за счёт этого оборудования.

Как производить расчёт срока окупаемости. Виды расчётов

Стандартно выделяется два варианта расчёта срока окупаемости. Критерием разделения будет учёт изменения ценности затраченных денежных средств. То есть, происходит учёт или во внимание он не берётся.

  1. Простой
  2. Динамичный (дисконтированный)

Простой способ расчёта

Применялся изначально (хотя и сейчас часто встречается). Но получить нужную информацию с помощью этого метода можно только при нескольких факторах:

  • Если анализируется несколько проектов, то берутся проекты только с одинаковым сроком жизни.
  • Если средства будут вкладываться только один раз в самом начале.
  • Если прибыль от вложенного будет поступать примерно одинаковыми частями.

Только так с помощью простого способа расчёта можно получить адекватный результат по времени, которое потребуется для «возврата» своих денег.

Ответ на главный вопрос - почему этот метод не теряет популярности - в его простоте и прозрачности. Да и если вам нужно поверхностно оценить риски вложений при сравнении нескольких проектов, он также будет приемлемым. Чем больше показатель - тем рискованнее вложение. Чем показатель при простом расчёте меньше, тем выгоднее инвестору вкладывать средства, ведь он может рассчитывать на возврат инвестиций заведомо большими частями и более короткие сроки. А это позволит поддерживать уровень ликвидности фирмы.

Но у простого способа есть и однозначные недостатки . Ведь он не учитывает крайне важные процессы:

  • Ценность денежных средств, которая постоянно меняется.
  • Прибыль от проекта, которая будет идти компании после прохождения отметки окупаемости.
  • Поэтому зачастую используется более сложный метод расчёта.

Динамичный или дисконтированный метод

Как следует из названия, этот метод определяет время от вложения до возврата средств с учётом дисконтирования. Речь о таком моменте времени, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и такой и остаётся дальше.

Вследствие того, что динамичный коэффициент подразумевает учёт изменения стоимости финансов, он заведомо будет больше коэффициента при расчёте простым способом. Это важно понимать.

Удобство этого способа частично зависит от того, постоянны ли финансовые поступления. Если суммы различны по размеру, а денежный поток не постоянен, то лучше применять расчёт с активным использованием таблиц и графиков.

Как рассчитать простым способом

Формула, к которой прибегают для расчёта простым способом вычисления коэффициента срока окупаемости выглядит так:

СРОК ОКУПАЕМОСТИ = РАЗМЕР ВЛОЖЕНИЙ / ЧИСТАЯ ГОДОВАЯ ПРИБЫЛЬ

РР = К0 / ПЧсг

Принимаем во внимание, что РР - срок окупаемости выраженный в годах.

К0 - сумма вложенных средств.

ПЧсг - Чистая прибыль в среднем за год.

Пример.

Вам предлагают инвестировать в проект сумму в размере 150 тысяч рублей. И говорят, что проект будет приносить в среднем 50 тысяч рублей в год чистой прибыли.

Путём простейших вычислений получаем срок окупаемости равный трём годам (мы поделили 150 000 на 50 000).

Но такой пример выдаёт информацию, не принимая во внимание, что проект может не только давать доход в течение этих трёх лет, но и требовать дополнительных вложений. Поэтому лучше пользовать второй формулой, где нам нужно получить значение ПЧсг. А рассчитать его можно вычтя из среднего дохода средний расход за год. Разберём это на втором примере.

Пример 2:

К уже имеющимся условиям прибавим следующий факт. Во время осуществления проекта, каждый год будет тратиться порядка 20 тысяч рублей на всевозможные издержки. То есть мы уже можем получить значение ПЧсг - вычтя из 50 тысяч рублей (чистой прибыли за год) 20 тысяч рублей (расход за год).

А значит, формула у нас будет выглядеть следующим образом:

РР (срок окупаемости) = 150 000 (вложения) / 30 (среднегодовая чистая прибыль). Итог - 5 лет.

Пример показателен. Ведь стоило нам учесть среднегодовые издержки, как мы увидели, что срок окупаемости увеличился аж на два года (а это гораздо ближе к реальности).

Такой расчёт актуален, если вы имеет одинаковые поступления за все периоды. Но в жизни почти всегда сумма доходов меняется от одного года к другому. И чтобы учесть и этот факт, нужно выполнить несколько шагов:

Находим целое количество лет, которое понадобится для того, чтобы итоговый доход был максимально близок к сумме затраченных на проект средств (инвестированных).

Находим сумму вложений, которые так и остались непокрытыми прибылью (при этом принимается за факт, что в течение года доходы поступают равномерно).

Находим количество месяцев, которое потребуется для прихода к полноценной окупаемости.

Пример 3.

Условия похожи. В проект нужно вложить 150 тысяч рублей. Планируется, что в течение первого года доход будет 30 тысяч рублей. В течение второго - 50 тысяч. В течение третьего - 40 тысяч рублей. А в четвёртом - 60 тысяч.

Вычисляем доход за три года - 30+50+40 = 120 тысяч рублей.

За 4 года сумму прибыли станет 180 тысяч рублей.

А учитывая, что вложили мы 150 тысяч, то видно, что срок окупаемости наступит где-то между третьим и четвёртым годом действия проекта. Но нам нужны подробности.

Поэтому приступаем ко второму этапу. Нам нужно найти ту часть вложенных средств, которая осталась после третьего года не покрытой:

150 000 (вложения) - 120 000 (доход за 3 года) = 30 000 рублей.

Приступаем к третьему этапу. Нам потребуется найти дробную часть для четвёртого года. Покрыть остаётся 30 тысяч, а доход за этот год будет 60 тысяч. Значит мы 30 000 делим на 60 000 и получаем 0,5 (в годах).

Получатся, что с учётом неравномерного притока денег по периодам (но равномерного - по месяцам внутри периода), наши вложенные 150 тысяч рублей окупятся за три с половиной года (3 + 0,5 = 3,5).

Формула расчёта при динамическом способе

Как мы уже писали, этот способ сложнее, потому что учитывает ещё и тот факт, что денежные средства в течение времени окупаемости меняются по стоимости.

Для того чтобы этот фактор был учтён вводят дополнительное значение - ставку дисконтирования.

Возьмём условия, где:

Kd - коэффициент дисконта

d - процентная ставка

Тогда kd = 1/(1+d)^nd

Дисконтированный срок = СУММА чистый денежный поток / (1+d) ^ nd

Чтобы разобраться в этой формуле, которая на порядок сложнее предыдущих, разберём ещё пример. Условия для примера будут те же самые, чтобы было понятнее. А ставка дисконтирования составит 10% (в реальности она примерно такая и есть).

Рассчитываем в первую очередь коэффициент дисконта, то есть дисконтированные поступления за каждый год.

  • 1 год: 30 000 / (1+0,1) ^ 1 = 27 272,72 рублей.
  • 2 год: 50 000 / (1+0,1) ^ 2= 41 322,31 рублей.
  • 3 год: 40 000 / (1+0,1) ^ 3 = 30 052,39 рублей.
  • 4 год: 60 000 / (1+0,1) ^ 4 = 40 980,80 рублей.

Складываем результаты. И получается, что за первые три года прибыль составит 139 628,22 рубля.

Мы видим, что даже этой суммы недостаточно, чтобы покрыть наши вложения. То есть с учётом изменения стоимости денег, даже за 4 года мы этот проект не отобьём. Но давайте доведём расчёт до конца. По пятому году существования проекта у нас не было прибыли с проекта, поэтому обозначим её, к примеру, равной четвёртому - 60 000 рублей.

  • 5 год: 60 000 / (1+0,1) ^ 5 = 37 255,27 рублей.

Если сложить с нашим бывшим результатом, то получим сумму за пять лет равную 176 883,49. Эта сумма уже превышает вложенные нами на старте инвестиции. Значит, срок окупаемости будет располагаться между четвёртым и пятым годами существования проекта.

Приступаем к вычислению конкретного срока, узнаём дробную часть. Из суммы вложенного вычитаем сумму за 4 целых года: 150 000 - 139 628,22 = 10 371,78 рубля.

Полученный результат делим на дисконтированные поступления за 5-ый год:

13 371,78 / 37 255,27 = 0,27

Значит, до полного срока окупаемости нам не достаёт 0,27 от пятого года. А весь срок окупаемости при динамическом способе расчёта будет составлять 4,27 года.

Как и было заявлено выше - срок окупаемости при дисконтированном способе в большую сторону отличается от того же расчёта, но простым способом. Но при этом он правдивее отражает реальный результат, который вы получите при обозначенных цифрах и условиях.

Итог

Срок окупаемости - один из важнейших показателей для предпринимателя, который планирует инвестировать собственные средства и выбирает из ряда возможных проектов. При этом, каким именно способом производить вычисления - решать самому инвестору. В этой статье мы разобрали два основных решения и посмотрели на примерах, как будут меняться цифры в одной и той же ситуации, но с разным уровнем показателей.

Является одним из важных показателей при его оценке. Период окупаемости для инвесторов является основополагающим. Он в целом характеризует насколько ликвиден и доходен проект. Для правильного определения оптимальности вложений, важно понимать каким образом получается и рассчитывается показатель.

Смысл расчета

Один из самых важных показателей при определении эффективности вложений - срок окупаемости. Формула его показывает за какой отрезок времени доход от проекта покроет все единовременные затраты на него. Метод дает возможность рассчитать время возврата средств, которое затем инвестор соотносит со своим экономически выгодным и приемлемым сроком.

Экономический анализ предполагает использование различных методов при расчете упомянутых показателей. Его используют, если осуществляется сравнительный анализ для определения самого выгодного проекта. Важно при этом, что он не применяется как основной и единственный параметр, а рассчитывается и анализируется в комплексе с остальными, показывающими эффективность того или иного варианта инвестиций.

Расчет срока возврата средств как основной показатель можно применить, если предприятие нацелено на быструю отдачу от вложений. Например, при выборе способов оздоровления компании.

При прочих равных условиях принимается к реализации тот проект, у которого самый маленький срок возврата.

Окупаемость вложений - формула, демонстрирующая число периодов (лет или месяцев), за которое инвестор вернет свои вложения в полном объеме. Иначе говоря, возврата средств. При этом следует помнить, что названный период должен быть короче отрезка времени, на протяжении которого осуществляется пользование внешними займами.

Что необходимо для расчета

Период окупаемости (формула его использования) предполагает знание таких показателей:

  • издержки по проекту - сюда включены все инвестиции, осуществленные с его начала;
  • чистый доход в год - это выручка от реализации проекта, полученная за год, но за вычетом всех издержек, включая налоги;
  • амортизация за период (год) - размер денежных средств, которые были потрачены на совершенствование проекта и способов его реализации (модернизация и ремонт оборудования, совершенствование техники и т.п.);
  • длительность затрат (имеются ввиду инвестиционные).

А для расчета дисконтированного срока возврата вложений, важно принять во внимание:

  • приход всех средств, сделанных за рассматриваемый период времени;
  • норма дисконта;
  • срок, на который дисконтировать;
  • первоначальный размер инвестиций.

Формула расчета окупаемости

Определение периода возврата вложений происходит с учетом характера поступления по проекту. Если подразумевается, что денежные потоки поступают равномерно на протяжении всего времени работы проекта, период окупаемости, формула которого представлена ниже, можно рассчитать так:

Где Т - срок возврата инвестиций;

И - вложения;

Д - полная сумма прибыли.

При этом полная сумма дохода складывается из и амортизации.

Понять, насколько целесообразен рассматриваемый проект при использовании данной методики, поможет то, что получаемая величина срока возврата инвестируемых средств должна быть ниже той, которая была задана инвестором.

В реальных условиях работы проекта, инвестор отказывается от него, если период возврата вложений выше заданной им лимитной величины. Либо он изыскивает методы по снижению периода окупаемости.

Например, инвестор вкладывает в проект 100 тыс. руб. Доход от реализации проекта:

  • в первый месяц составил 25 тыс. руб.;
  • во второй месяц - 35 тыс. руб.;
  • в третий месяц - 45 тыс. руб.

В первые два месяца проект не окупился, так как 25+35 = 60 тыс. руб., что ниже суммы вложений. Таким образом, можно понять, что проект окупился за три месяца, так как 60+45 = 105 тыс. руб.

Преимущества метода

Достоинствами описанного выше метода выступают:

  1. Простота расчета.
  2. Наглядность.
  3. Возможность провести классификацию инвестиций с учетом заданной инвестором величины.

В целом по этому показателю возможно вычислить и риск инвестиций, так как существует обратная зависимость: если срок окупаемости, формула которого указана выше, снижается, уменьшаются и риски проекта. И наоборот, с ростом срока ожидания окупаемости инвестиций, увеличивается и риск - инвестиции могут стать невозвратными.

Недостатки метода

Если же говорить о недостатках метода, то среди выделяют: неточность расчета, ввиду того что при его вычислении не принимается во внимание временной фактор.

По факту, выручка, которая будет получена за границей срока возврата, никаким образом не влияет на его срок.

Чтобы грамотно осуществить расчет показателя, важно под инвестициями подразумевать издержки на формирование, реконструкцию, улучшение основных средств предприятия. Вследствие этого эффект от них не может наступить сиюминутно.

Инвестор, когда вкладывает деньги в совершенствование какого-либо направления, обязан понимать тот факт, что лишь спустя какое-то время он получит неотрицательную величину денежного потока капитала. Из-за этого важно использование в расчетах динамических методов, которые дисконтируют потоки, приводя цену денег к одному моменту во времени.

Необходимость в подобных сложных расчетах вызвана тем, что цена денег на дату начала инвестиций не совпадает со стоимостью денег в конце реализации проекта.

Дисконтированный метод расчета

Срок окупаемости, формула которого представлена ниже, предполагает принятие в расчет временного фактора. Это расчет NPV - чистой приведенной стоимости. Расчет осуществляется по формуле:

где Т - период возврата средств;

IC - инвестиции в проект;

FV - планируемый доход по проекту.

Здесь учитывается и поэтому планируемый доход дисконтирован при помощи ставки дисконта. Эта ставка включает в себя риски по проекту. Среди них можно выделить основные:

  • риски инфляции;
  • риски неполучения прибыли.

Все они определяются в процентах и суммируются. Ставка дисконта при этом определяется так: + все риски по проекту.

Если поток денег неодинаковый

Если поступления от реализации проекта каждый год разные, окупаемость затрат, формула которой рассматривается в настоящей статье, определяется в несколько шагов.

  1. Сперва, необходимо определить число периодов (причем, оно должно быть целым), когда сумма прибыли нарастающим итогом станет приближенной к сумме вложений.
  2. Затем необходимо определить остаток: из суммы вложений вычитаем размер накопленной величины поступлений по проекту.
  3. После этого величина непокрытого остатка делится на величину денежных притоков следующего отрезка времени. Главный экономический показатель в этом случае - ставка дисконтирования, которая определяется в долях единицы либо в процентах в год.

Выводы

Срок окупаемости, формула которого была рассмотрена выше, показывает за какой отрезок времени произойдет полный возврат вложений и наступит момент, когда проект начнет давать доход. Выбирается тот вариант вложений, у которого период возврата самый маленький.

Для расчета используют несколько методов, которые имеют свои особенности. Самый простой - это деление суммы затрат на величину годовой выручки, которую приносит профинансированный проект.