Выдающиеся художники и режиссеры крыма. Картины лучших современных художников из крыма

Крым по природе и красоте своей во
все времена притягивал к себе людей
искусства. Это были и художники и
поэты, режиссеры, актеры,
музыканты. Все ехали в Крым на
отдых и за вдохновением. Пейзажи
полуострова восхищали их всех.
Сегодняшний пост о художниках, чья
живопись так или иначе связана с
этим удивительным местом.
Искусство полуострова
формировалось под воздействием
многих культур, но в тоже время
автономно и немного замкнуто.
Скифы, тавры, киммерийцы,
генуэзцы, татары, армяне, славяне –
все населявшие Крым народы
приносили с собой лучшее и
вплетали его в общий ковер
декоративно-прикладного искусства,
архитектуры, а позднее и искусства
изобразительного

Художественная лихорадка охватила Крым в конце XIX века и продолжилась
в XX. Большая часть преподавателей Императорской Академии Художеств и
Московского института Живописи, Ваяния и Зодчества работали в Крыму. В
музея Москвы и Петербурга, а позднее и в Крымских музеях, собраны этюды,
натюрморты, пейзажные и стаффажные картины, этнографические рисунки
лучших представителей отечественного изобразительного искусства:
Ф.Васильева, И.Крачковского, А.Мещерского, А.Боголюбова, И.Левитана,
А.Куинджи, И.Шишкина, К.Коровина, В.Серова, В.Сурикова, В.Поленова,
П.Кончаловского и других.

Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823)
В конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник
Михаил Матвеевич Иванов. В январе 1780 года его, тогда уже академика живописи,
командировали к наместнику южных губерний России, князю Потемкину, для
изображения «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель», а
также тех местностей, за которые Россия еще боролась. Иванов был зачислен в штаб
Потемкина и даже получил чин премьер-майора. В 1783 году Иванов рисовал виды
Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и
его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).
Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского
побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные
штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся
стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни.
Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим
весь свой неординарный талант маринистической живописи. За свою долгую
жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч
произведений.

Карло Боссоли (1815-1884)
Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для
художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более
яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде
прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815-1884). Его творчество,
пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами
известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной
преданиями земли Тавриды.

Богаевский Константин Фёдорович (1871-1943) - живописец и график, известен как
мастер «фантастического пейзажа». Родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии.
Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а
история древней Киммерии. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается
в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи, которому тоже не подражает.

Волошин (Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), поэт,
критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Начинает учиться в
московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. В 1927 г.
проходит выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной
Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним
выходом Волошина на общественную сцену.

Куприн Александр Васильевич (1880-1960)
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье
преподавателя уездного училища. Учился в Воронежских вечерних классах рисования.
Затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910). Тема
крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна А.В. (1880-1960).
Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая,
горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора».

Василий Иванович Суриков(1848-1916).
Родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему
первые уроки живописи. Для получения полноценного художественного образования
Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию
художеств. Благословенный Крым стал для Василия Ивановича божественным
открытием, неугасимым восторгом и... "лебединой песней". Её он запечатлел красками
радости и оставил потомкам. Открыл он древнюю землю Тавриды в 1907 году.

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939).
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 г. Четырнадцати лет
он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи.
Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф.

Василий Дмитриевич
Поленов (1844-1927).
Родился в 1844 году 1 июня в
Санкт Петербурге. Это русский
художник, мастер исторической,
пейзажной и жанровой
живописи, педагог.
В сентябре 1887 года
В.Д.Поленов писал жене из
Ялты: «Чем больше я хожу по
окрестностям Ялты, тем все
больше оцениваю наброски
Левитана. Ни Айвазовский, ни
Лагорио, ни Шишкин, ни
Мясоедов не дали таких
правдивых и характерных
изображений Крыма, как
Левитан».
«Рыцарем красоты» называли
Поленова В.Д. современники.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Родился 30 августа 1860 года в
небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Весной 1886 года Левитан отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое
здоровье. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае.
Знойная крымская природа поразила Левитана, он восторженно писал другу
Антону Чехову из Ялты: «Как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую
зелень, голубое небо, да ещё какое небо! Вот где вечная красота!»

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933)
Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра.
Родился в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Живописи учился у
В.М.Васнецова - старшего брата.
В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по
России. Он побывал на Украине и в Крыму.

Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Родился в семье композитора и пианистки. Портретист. Учился у И.Е. Репина,
затем поступил в Академию художеств.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы
собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».

Шадрин Александр Петрович.
Шадрин Александр Петрович родился 19 апреля 1942 года в селе Караидель,
Башкортостан, Россия.
По окончании средней школы в Красноярске учился в художественной школе
им. В. Сурикова, где получил первые серьезные навыки в рисунке и живописи.
Служба во флоте в 1961-1965 годах привела его в Севастополь, с которым
художник связал свою дальнейшую судьбу.

Прекрасные крымские пейзажи во все времена привлекали внимание живописцев. Бесконечное небо, величественные скалы, серебристые морские волны словно были созданы для того, чтобы художники оживляли их на своих полотнах

Самые известные картины, посвященные Крыму, относятся к 19-20 векам. Тогда в своем творчестве красоту и самобытный характер этого уголка России воспела целая плеяда великих мастеров. Главным из них, безусловно, стал И.К. Айвазовский, жизнь которого неразрывно была связана с Феодосией.

Центральное место в творчестве художника занимает крымское море. На картинах известного художника И.К. Айвазовского оно то умиротворенное и спокойное («Вечер в Крыму. Ялта», «Восход солнца в Феодосии», «Гурзуф», «Закат солнца у крымских берегов»), то мятежное и грозное («Море. Коктебель», «Старая Феодосия», «Девятый вал», «Буря на море ночью», «Спасающиеся от кораблекрушения», «Буря у мыса Айя»). Более половины полотен посвящено бушующей стихии и почти всегда – стойкому, борющемуся с ней человеку.

На созданных в Крыму картинах А.И. Куинджи воздух обретает «цветность»: настолько живописны творения мастера. Особенно полюбился художнику мыс Кекенеиз, Узун-Таш – здесь написаны его основные работы. В них форма и цвет гармонично взаимосвязаны и неотделимы от линий и красок, что открывает совершенно новый взгляд на крымские пейзажи. «Берег моря. Крым», «Кипарисы на берегу моря. Крым», «Лодка в море. Крым», «Дали. Крым» - на всех полотнах край предстает свежим, легким, воздушным, чарующим.

Совершенно особенным предстает Крым на картинах Георгия Лемана. Романтическое и безмятежное состояние природы, воздушные и нежные краски, светлое и лиричное настроение – полотна художника полны гармонии, они дышат тишиной и покоем. Это легкий, почти невесомый Крым, который пронизан мягким светом и как будто парит между небом и морем.


Георгий Леман "Солнечный Гурзуф" 1991
масло, холст

Подернутое дымкой небо, горы и скалы, лазурное море, зеленеющие деревья – день выдался солнечным и ясным. Гурзуф постепенно оживает: жителей нигде не видно, но по глади моря уже мчится легкий и проворный катер.
Художник смог передать ощущение присутствия. Запах моря и ласковый бриз, тепло солнечных лучей становятся реальными, словно зритель находится на берегу и в любую минуту может ступить в неспешные волны.
Пейзаж гармоничен и самодостаточен. Он лишен острых углов, режущих глаз линий или кричащих цветов. Море, горы и небо перетекают друг в друга, составляя единое целое и полностью захватывая внимание зрителя. Любоваться полотном можно долго: оно успокаивает и навевает мысли о безмятежном отдыхе, летних безоблачных днях и живописных уголках природы. Мягкие голубые, розовые и зеленые оттенки создают атмосферу покоя и умиротворения.

Несколько раз на полуостров приезжал И.И. Левитан. Итогом этих поездок стала серия этюдов, которая в свойственном художнику стиле передает своеобразие неповторимых местных пейзажей. В Крым И.И. Левитан буквально влюбился, не уставая гулять по улочкам Ялты, забираться в горы и писать, писать, писать. Так родились его известные картины «В крымских горах», «Крымский пейзаж», «У берега моря. Крым», «Улица в Ялте» и другие.

Яркостью красок и праздничностью покорил Крым и другого знаменитого живописца – К.А. Коровина. В Гурзуфе в начале 20 века была построена его дача-мастерская, ставшая впоследствии Домом творчества. Вдохновленный, художник переносил на полотна окружающее великолепие природы: потоки воздуха и света, цветущую зелень, залитые солнцем горы. Сочные краски, легкие и точные мазки запечатлели Крым на таких картинах, как «Крым. Гурзуф», «Ялта ночью», «Пристань в Гурзуфе», «Балкон в Крыму».

Свои работы Крыму посвящали и другие русские художники: К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, Ф.А. Васильев, А.В. Куприн, М.П. Латри, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов. Каждый из них находил в местных пейзажах неповторимую красоту, которой хочется восхищаться и любоваться вновь и вновь.


Георгий Леман "Ненастный день в Гурзуфе" 1991
масло, холст

В 1991 году художником была написана еще одна картина, посвященная Крыму, - «Ненастный день в Гурзуфе». Она полностью выполнена в серо-голубых и синих тонах и производит легкое, воздушное впечатление.

Во время непогоды Гурзуф особенно красив и величественен. Темнеющее, нависающее над волнами небо и непокорное, бушующее море у линии горизонта становятся практически неразделимы. Композиционным центром картины является грозная гора: неподвижная и неподвластная буре.

Ничто не отвлекает внимания зрителя от лаконичного и строгого пейзажа. Он лишен изображения предметов, человеческих фигур и животных. Остаются лишь вечные небо, море и горы, прекрасные в разгуле природной стихии.

Крым по природе и красоте своей во все времена притягивал к себе людей искусства. Это были и художники и поэты, режиссеры, актеры, музыканты. Все ехали в Крым на отдых и за вдохновением. Пейзажи полуострова восхищали их всех. Сегодняшний пост о художниках, чья живопись так или иначе связана с этим удивительным местом.

Фридрих Гросс . Имя, которое незаслуженно старались забыть. Теперь же работы потомственного немецкого художника родившегося в Симферополе можно увидеть в Крымском республиканском краеведческом музее. Работ дошедших до нашего времени осталось мало.
Фридрих решил объездить весь Крым в поисках живописных и малодоступных мест. В одной из газет, через какое-то время писали: «Живя среди роскошной природы, он рано почувствовал влечение к живописи и страстно предался этому благородному искусству. Четыре лета сряду провел он на Южном берегу Крыма… Перенося на бумагу все, что поражало его взоры, и собрав, таким образом, богатую коллекцию живописнейших видов Крыма». По слухам его поддерживал покровитель искусств того времени граф Воронцов.

«Вид в Крыму на речке Кача», 1854 г. холст, масло; 39×48; правый нижний угол «Н. Чернецовъ 1854» Работа экспонировалась на выставке «Русское и украинское искусство ХІХ — ХХ веков из частных коллекций», проходившей в Киевском музее русского искусства, и опубликована в одноименном каталоге выставки. Киев, 2003 г

Чуть ранее, когда Крым только присоединился к России. На полуостров стали приезжать такие художники как Иванов М. М. (1748-1823), Алексеев Ф. Я. (1753-1824). Так же у всеми известного графа Воронцова служил художник Чернецов Н.Г., который нарисовал более сотни графических работ, на которых с документальной точностью изобразил города, поселки и другие важные архитектурные сооружения.
Так же к числу первых можно отнести украинского художника Орловского В. Д. (1824-1914). Его работы я встречала в залах Воронцовского дворца), Мещерского А. И. (1834-1902), Крачковского И. Е. (1854-1914) и Боткина М. П. (1839-1914) .

Итальянец Карло Боссоли (1815-1884). Его акварели и гуаши позволяют увидеть Крым глазами современников художника, представить себя на месте первооткрывателя старой Тавриды.
Путешественник по духу и художник по профессии, Карло еще при жизни получает громкую славу не без помощи графа Воронцова.
Художник проживал в Одессе и Крыму, а всего в России он провел 23 года, но поддавшись на уговоры пристарелой матери уезжает на родину.

Наверное самым известным художником Крыма является Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Художник любил свою родную землю. Он объездил его весь. Написал множество картин. Больше всего любил море, именно его он изображал чаще всего.
В своих многочисленных произведениях он воспевал как красоту Крыма, так и его героическую историю. Батальные картины художника, такие как «Чесменский бой», «Синопский бой», «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» и другие теперь известны по всему миру. Художник также побывал в осажденном Севастополе(1854-1855) послечего написал картины «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя», «Адмирал Нахимов на бастионе Малахова кургана, где был поражен неприятельской пулей», «Место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов».
Ныне картины художника можно увидеть в Феодосии в картинной галерее им. Айвазовского.

У известного русского художника-пейзажиста Куинджи Архипа Ивановича (1842-1910) была дача в Крыму под Кикенеизом(сейчас поселок Оползневое). Он часто приезжал на свою дачу, где создавал свои работы. Он старался передать в них настроение моря, считая, что это самая трудная задача для живописца. У Архипа Ивановича был не менее талантливый ученик — Константин Богаевский.

Уроженец Феодосии(1872-1943). Его первые начинания в живописи одобрял сам Айвазовский и в последствии направил его на обучение к художнику Фесслеру А. И. .
Для меня Богаевский — это великий мастер, который превзошел многих художников в мастерстве изображения пейзажей горного Крыма. Он обожал пейзажи. Извилистые речки, горы, водопады, все это он передавал в своих картинах. В некоторых своих произведениях он обращается к прошлому крыма, пишет развалины древних городов, памятники. На картине «Тавроски-фия» наиболее полно и интересно передано представление художника об историческом крымском пейзаже. в 1933 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Волошин Максимильан Александрович (1877-1932) долгое время превращал пейзажи Коктебеля в произведения искусства. Художник пишет одно и тоже место в Крыму, каждый раз находя что-то новое. Это редкое явление в русском искусстве.
Создавая свои прекрасные, пронизанные теплом акварели Максимилиан часто подписывает их стихотворными строчками, углубляя понимание пейзажа. Картины Волошина можно увидеть в Феодосийском музее им. Айвазовского, где так же представлены работы художников Фесслера А. И. Латри М.П., Лагорио Л.ф., Магде-сиана Э.Я., Крайнева В. В. , Барсамова Н. С. и других .

На полуострове также некоторое время жил Васильев Федор Александрович (1850-1873) в городе Ялта. Он не сразу привык к ярким краскам Крыма, у него это происходило постепенно. Последним пейзажем Васильева была картина «В крымских горах».

Всего два раза в Крым приезжал Левитан Исаак Ильич (1860-1900). В эти поездки он создал серию этюдов, которые передают настроение и своеобразие крымского пейзажа.

Коровина Константина Алексеевича (1861-1939) Крым ослепил яркостью своих цветов и праздничных красок. Художник пишет пейзажи Севастополя, Гурзуфа, Ялты и др.
В 1910 году в Гурзуфе он построил дачу-мастерскую , а в 1947 году она стала Домом творчества им. Коровина, куда ездили отдыхать и работать союзные художники.

Тема крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна Александра Васильевича (1880-1960). Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая, горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора».

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) создал огромное полотно(115×4 м) панорамы, посвященной первой обороне Севастополя. Это полотно показывает одной из событий 349 обороны, отражение штурма 6 июня 1855 года. Художник написал множество этюдов, а само полотно писал в Мюнхене.
Во время ВОВ часть полотна была уничтожена и ее восстанавливали 17 советских художников под руководством Яковлева В. Н. , а в последствии Соколовым-Скалк П.П.

В 1959 году в Севастополе состоялось открытие Диарамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». Полотно было нарисовано художниками-баталистами Марченко Г. И., Мальцев П. Т. , Присекин Н. С. . Некоторые участники штурма были нарисованы с соблюдением портретного сходства.

Выдающийся мастер батальной живописи Самокиш Николай Семенович (1860-1944) был учеником Франца Рубо. Проживал сначала в Евпатории, а затем и в Симферополе.
«Переход Красной Армии через Сиваш»(1935 г.) — это лучшее произведение художника воссоздает революционный порыв солдат нашей армии, их массовый героизм.
В Симферополе Самокиш создал студию и руководил ее работой. Его именем названо Симферопольское художественное училище.

Перед началом войны в Севастополе Александрович Дейнека (1899—1969) создал многочисленные зарисовкаи, аквареляи, и свою известную картину «Будущие летчики».

Работы всех этих мастеров оставили нам частичку прошлого, чтобы мы знали каким был Крым до нас…

Начну с того, что скажу пару слов о себе и о представляемых мною художниках, картины которых достойны украсить самые изысканные интерьеры.
Озолочу дизайнеров, которые помогут найти покупателей на картины
Также, я ищу партнёра-спонсора для проведения масштабной выставки крымчан.
Итак!
В течении последних четырех лет я профессионально занимаюсь продвижением нескольких лучших современных художников из Крыма в Москве.

За это время с моим участием проведено около 15-ти значимых выставок на лучших из доступных мне площадях:

Центральном доме художника (около 10-ти выставок).

Российско-немецком доме при поддержке посольства Германии и Международного союза немецкой культуры.

Аукционном доме Совком.

Также, написаны статьи значимыми искусствоведами, проведены аукционы, созданы сайты.

В Москве у меня имеется около двухсот хорошо оформленных работ (картин, рисунков и фотографий), количество, достаточное для проведения любых выставочных мероприятий. В последнее время я также сотрудничаю с фондом В.Н.Наугольного – архитектора и уникального фотографа, делавшего свои панорамные фотографии с мотодельтаплана, воздушного шара и самолёта.

Выставка художников из Крыма, проведённая в настоящий момент послужит прекрасным информационным поводом для СМИ, а также составит значимую составляющую в формировании имиджа компании, под эгидой которой будет проведена.

Немного слов о нескольких из представляемых мною художников.

1. Гуго Вильгельмович Шауфлер родился в 1928 г. Марксштадт (республика немцев Поволжья).

Доцент, затем - профессор, завкафедрой архитектуры УПИ. В Москве защитил кандидатскую диссертацию, затем - докторскую (в Германии), был награжден медалью "За доблестный труд", Гуго Шауфлер стал первым лауреатом премии имени академика Петера Палласа – за вклад в развитие немецкой культуры в Крыму.

Гуго Вильгельмович, является членом Союза архитекторов России, членом Союза художников Крыма и Украины, членом Академии российских немцев Крыма, доктором архитектуры, лауреатом премий Совета Министров СССР.

На его счету 40 реализованных проектов на Урале, в Западной Сибири, в Крыму, более 100 научных работ в области архитектуры.За долгую творческую жизнь Гуго Вильгельмовичем был проведено более 40 (!) персональных художественных выставок в Германии, России, Крыму и Болгарии. Мною были проведены выставки Г.Шауфлера в Российско-немецком доме и ЦДХ.

2. Артём Пучков - лучший ученик Г.Шауфлера, живёт и работает в Севастополе. В 1988 году закончил Крымское художественное училище им.Самокиша,занимался в художественной студии Г.В.Шауфлера, член Всемирного географического общества. Творческие поездки в Индию, Пакистан, Тибет-Гималаи, Израиль. Единственный из современных художников совершивший путешествие по Тибету, пройдя Тибет тропами Рериха. Сейчас Артём вернулся из творческой поездки в Израиль и мы занимаемся подготовкой его новой выставки. Мною также было проведено несколько выставок А.Пучкова в ЦДХ, аукционном доме Совком и других менее значимых площадках. Сайт: http://art-crimea.ru/index.php?m=h&lang=ru&tpc=1&tc=1

3. Юрий Лаптев Родился в Петропавловске в 1962, Закончил крымское художественное училище им. Самокиша - 1986, с детства живёт в Крыму, Симферополе. Работы художника находятся в частных коллекциях по всему миру. Мною было проведено несколько выставок В ЦДХ с участием работ Ю.Лаптева, одна из них персональная.

4. Ирина Зайцева, интереснейшая, самобытная художница, работы которой, находятся в коллекциях во многих странах мира. Живёт и работает в Симферополе. Мною проводилось несколько выставок И.Зайцевой в ЦДХ, в том числе, одна из них персональная. Сайт: http://art-crimea.ru/index.php?m=h&lang=ru&tpc=3&tc=1

На моём сайте, также, имеются видеоотчёты о некоторых проведённых мною выставках: http://art-crimea.ru/index.php?m=via&lang=ru

Также, я проводил выставки некоторых других крымских художников и у меня в наличии имеются их работы, здесь я указал лишь нескольких авторов. Возможно, выставку можно будет приурочить к проведению каких-либо мероприятий связанных с Крымом.

Посмотрело: 22347

0

Крым по природе и красоте своей во все времена притягивал к себе людей искусства. Это были и художники и поэты, режиссеры, актеры, музыканты. Все ехали в Крым на отдых и за вдохновением. Пейзажи полуострова восхищали их всех. Сегодняшний пост о художниках, чья живопись так или иначе связана с этим удивительным местом.
Искусство полуострова формировалось под воздействием многих культур, но в тоже время автономно и немного замкнуто. Скифы, тавры, киммерийцы, генуэзцы, татары, армяне, славяне – все населявшие Крым народы приносили с собой лучшее и вплетали его в общий ковер декоративно-прикладного искусства, архитектуры, а позднее и искусства изобразительного.

Художественная лихорадка охватила Крым в конце XIX века и продолжилась в XX. Большая часть преподавателей Императорской Академии Художеств и Московского института Живописи, Ваяния и Зодчества работали в Крыму. В музея Москвы и Петербурга, а позднее и в Крымских музеях, собраны этюды, натюрморты, пейзажные и стаффажные картины, этнографические рисунки лучших представителей отечественного изобразительного искусства: Ф.Васильева, И.Крачковского, А.Мещерского, А.Боголюбова, И.Левитана, А.Куинджи, И.Шишкина, К.Коровина, В.Серова, В.Сурикова, В.Поленова, П.Кончаловского и других.

После событий гражданской войны Крым и подавно превращается в «Башню из слоновой кости» для художников, поэтов, философов. В Коктебеле, Ялте, Судаке, Феодосии и Евпатории находят приют многие из тех, кто ищет спасения от «волн войн и революций» (М.Волошин). Прежде всего, это сам Максимилиан Волошин, а вместе с ним – Остроумова, Кузьмин, ….. Анненков,. Связали свою судьбу с Крымом К. Богаевский, Н.Самокиш, Н.Барсамов, В.Яновский, Е.Нагаевская, Куприн. Приезжают работать И.Грабарь, И.Чекмазов, В.Фаворская, Фальк – всех невозможно перечислить. И всем творческим людям Крым давал приют, кров, вдохновение.

Крым является удивительным природным и культурным феноменом, который оказывает на события и человеческие судьбы сильное непосредственное воздействие. Гете называет это «Гением Места», наши современники говорят об энергии Крыма и его особенном культурно-информационном поле. Независимо от определений несомненным является тот факт, что Крым остается главным действующим лицом исторических и культурных событий, а их творцы и создатели просто получают право выступить на данной сцене.

Так и современная крымская живопись – ей позволено увековечить красоту данного природного феномена. Как говорят крымчане: « Жизнь у нас одна и прожить ее надо в Крыму!». Видимо, соглашаясь с ними более 60 лет сюда съезжаются лучшие живописцы и графики из всех городов Советского Союза, а теперь России и Украины. Каждый из них стремиться запечатлеть крымские ландшафты, море, цветы и фрукты, создать свой собственный гимн Божественной Красоте!
Е.О.Самойлова

Михаил Матвеевич Иванов. (1748-1823)
В конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник Михаил Матвеевич Иванов. В январе 1780 года его, тогда уже академика живописи, командировали к наместнику южных губерний России, князю Потемкину, для изображения «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель», а также тех местностей, за которые Россия еще боролась. Иванов был зачислен в штаб Потемкина и даже получил чин премьер-майора. В 1783 году Иванов рисовал виды Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.


М.М.Иванов. Балаклава.

Альбомы Михаила Матвеевича Иванова представляют редкий пример разнообразного графического наследия, вместившего в себя многолетний труд русского художника ХVШ столетия. Они помогают понять его творческие идеи и проследить этапы работы над созданием живописных станковых акварелей.

Иван Константинович Айвазовский. (1817-1900).
Особое внимание нужно уделить маринисту Ивану Айвазовскому.
Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни. Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим весь свой неординарный талант маринистической живописи. За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч произведений, слава и признание пришли к нему еще в молодости, его имя гремело на весь мир и вошло в историю мировой живописи. Море на его картинах фотографически реалистично, но он не писал его с натуры. Невозможно остановить движение волны, чтобы запечатлеть его кистью. Для этого нужно чувствовать море, понимать и предугадывать движения его вод, а это он умел. Айвазовского научило само море, еще в детстве, в родном Крыму.

Все знают Айвазовского как мариниста, но у него есть и картины на исторические сюжеты, жанровые сцены, на темы античной мифологии, виды городов, религиозные и аллегорические полотна, а также портреты. Вот лишь несколько из них: «Приезд Екатерины II в Феодосию», «Встреча Венеры на Олимпе», «Переход евреев через Черное море», «Цыганский табор», «Закат в степи», «В горах Кавказа», «Хождение по водам», «Свадьба на Украине».

Результаты крымской поездки были более чем удачными и увенчались долгожданной и заслуженной командировкой в Италию, в Рим – эту Мекку художественной жизни всей Европы. Там работала и большая группа русских живописцев, скульпторов, архитекторов, литераторов (и самостоятельных, и пенсионеров, как Айвазовский): Брюллов, Кипренский, С.Щедрин, А.Иванов, Иордан, Гоголь и многие другие. Айвазовский работает очень усердно и скоро становится в Риме одним из самых известных и модных художников. На него буквально сыплются заказы, о нем пишут восторженно все газеты: «…никто так не пишет здесь воду и морские виды». Множество художников, гораздо старше его, стали подражать ему в манере письма и после него в каждой лавочке уже красовались виды моря «а ля Айвазовский». Рим, Неаполь, Венеция, Амстердам, Лондон и даже самодовольный Париж восхищались его картинами, в которых так живо был передан солнечный или лунный свет, что люди, не искушенные в живописи, даже подозревали художника в «фокусничестве» (а нет ли у вас за картиной лампы или свечи?). Сам великий маринист Тернер, совершенно покоренный искусством Айвазовского, посвятил стихи юному художнику из России.
Да, недаром живое мастерство его лучших картин не превзошел еще никто и по сей день!

В своей же мастерской Иван Константинович неустанно занимался с молодыми художниками: годы работы ушли на создание особой школы крымского пейзажа. Там приобщались к живописи будущие известные художники: Лагорио, Фесслер, Куинджи, Магдесиян, Латри, Волошин, Богаевский. И сегодня в Феодосийской картинной галерее вас встретят работы самого великого художника - морениста.

Карло Боссоли. (1815-1884)
Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815-1884). Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды
.

Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции «изобразительной журналистики», Карло Боссоли еще при жизни познает громкую славу. Человеческая и творческая судьба его во многом определилась благодаря деятельному участию М.С.Воронцова, а также жизни художника в Одессе и Крыму. Это своего рода этапы становления мастера. Последовательно связанные между собою, они сформировали круг интересов художника, предвосхитили его творческие устремле¬ния и потому заслуживают внимания.

Богаевский Константин Фёдорович. (1871-1943)
Другой знаменитый феодосийский художник Богаевский К. Ф. почти три года, в 1925-1927 годов, выполнял заказ Крымского комитета по охране памятников искусства - им создана большая серия акварелей и рисунков, изображающих Старый Крым и его исторические памятники.

Богаевский Константин Фёдорович (1871-1943) - живописец и график, известен как мастер «фантастического пейзажа». Родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии. Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а история древней Киммерии. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи, которому тоже не подражает. Любопытный факт: Богаевскому во время занятий никак не давались рисунки натурщиков. Куинджи освобождал ученика от этих занятий, во время которых тот играл на гитаре.

После окончания академии Богаевский побывал в Италии, Франции, Германии, Австрии, но убедился, что творить сможет лишь в Крыму. Возвратившись в Феодосию, он вскоре подружился со своим единомышленником М.Волошиным. Его оригинальные пейзажи пользовались неизменным успехом, а меценат Н. П. Рябушинский даже перестроил зал под декоративные панно Богаевского. В советское время он принимает активное участие в создании музея И.К.Айвазовского, затем музея древностей. Для этого музея Богаевский зарисовывал исторические памятники Бахчисарая, Судака, Алупки, Старого Крыма, Феодосии. В 1923 году он выпустил альбом автолитографий «Пейзажи Киммерии». Погиб Богаевский на улице Феодосии в 1943 году при бомбежке города во время войны.

Волошин Максимилиан Александрович. (1877 - 1932)
Напарником Богаевского в этой творческой старокрымской командировке был Максимилиан Волошин, чья многогранная деятельность заслуживает восхищениям художник, поэт, переводчик, литературный критик, философ, общественный деятель. Их многолетней творческое сотрудничество позволило открыть для многих суровую, местами фантастическую, красоту юго-восточного Крыма, в том числи и Старого Крыма. Не зря их обоих называют певцами Киммерии.

Волошин (настоящая фамилия - Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), поэт, критик, эссеист, художник.
Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве.
Начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. С 1890 начинает писать стихи, переводит Г.Гейне.
В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству.
В 1924 г. с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии - Дом творчества Литфонда СССР). Смотрителем была назначена некая Беляцкая Л.Ю., которая по слухам являлась его фавориткой.

В 1927 г. проходит выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним выходом Волошина на общественную сцену.
Много работает как художник, участвуя в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем ему помогала его вторая жена М.Заболоцкая.

Дом-музей Максимилиана Волошина - единственный в мире, переживший войны и сохранивший тайну и обаяние эпохи Серебряного века. Благодаря Волошину Коктебель превратился в место, где побывал почти весь свет русской интеллигенции начала ХХ века. Хозяин был очень гостеприимен и в доме устроил бесплатный Дом отдыха для писателей, художников и ученых. Время, наполненное впечатлениями киммерийской природы, серьезными научными и культурными дискуссиями, юмористическими розыгрышами и общением с М. Волошиным вдохновляло гостей.
Крым также посетили и запечатлели в своих картинах художники К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Бенуа и многие другие.

Михаил Семенович Воронцов. (1782-1856)
Эпоха Михаила Семеновича Воронцова - это поистине история в мемориальном пространстве. Как утверждали современники, «с него начинается та блистательная страница Юга России, которой может гордиться наше Отечество». Эпоха князя Воронцова, в 1823 году вошедшего в должность Генерал-губернатора Новороссии, полномочного наместника императора в Бессарабии (а с 1844 года и на Кавказе), знаменует подлинное экономическое и духовное освоение этих земель. Политик, администратор, талантливый предприниматель, общественный деятель, обладающий широкими либеральными воззрениями, он был одним из наиболее культурных людей своего времени. Сочетанием романтизма с трезвым и даже утилитарным взглядом на вещи, составляющим чисто родовую черту Воронцовых, он сумел достичь высот в свете и при дворе, скопить значи¬тельные земельные капиталы и при том прославиться как щедрый покровитель науки и культуры.

За время правления М.С.Воронцова весь Новороссийский край, Крым, отчасти Бессарабия и труднодоступный Кавказ исследованы, описаны, иллюстрированы гораздо точнее и подробнее многих частей России. М.С.Воронцов лично содействовал экспедициям, изыскивал средства, предоставлял ученым свои библиотеки и даже фамильный архив. В результате появились ценные издания о природе, истории, экономике, географии края. В разное время при «безотказном содействии просвещенного правителя» путешествовали по Крыму и Кавказу академик П.Кеппен, К.Монтандон, Т.Ванцетти, археолог Н.Мурзакевич, историк и лингвист А.Фиркович, художники Г.Чернецов, К.Боссоли...

Куприн Александр Васильевич. (1880-1960)
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904–1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 посетил Италию и Францию.

Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».
В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А.В. Куприна было бы во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком.
Тема крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна Александра Васильевича (1880-1960). Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая, горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора».

Василий Иванович Суриков. (1848-1916).
Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему первые уроки живописи. Уже в 1862 году начинающий художник создает свое первое произведение – «Плоты на Енисее». Для получения полноценного художественного образования Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию художеств. Обучение талантливого юноши оплачивает меценат, заинтересовавшийся его работами.
Уже в это время проявляется особенная любовь художника к композиции, Суриков работает в основном над сюжетами из древней истории («Пир Валтасара», «Апостол Павел») По окончании Академии Суриков перебирается в Москву.
Благословенный Крым стал для Василия Ивановича божественным открытием, неугасимым восторгом и... "лебединой песней". Её он запечатлел красками радости и оставил потомкам. Открыл он древнюю землю Тавриды в 1907 году. И оказался пленён - вольным, необъятным морем, его басовито-шумным говорком, седыми горами с загадочными вершинами. А древние поселения и народ тех мест не прошли мимо приметливого взгляда художника. Да и он в тех ласковых краях был не разомлевшим праздным курортником, а тружеником кисти и мольберта. Иначе человек сибирских кровей, неуёмной натуры не мог.

Судьба Василию Ивановичу четырежды подарила Крым (1907, 1908, 1913, 1915 гг.). Поездки исчислялись месяцами. О первой узнаём из рассказа внучки Натальи Кончаловской: "Крым показался Сурикову ослепительным, он наслаждался купанием, солнцем, дальними прогулками в горы и написал множество акварелей в Гурзуфе и Симеизе".
Сегодня известны "Прибой", "Симеиз", "Крымский пейзаж", "Гурзуф", "Ай-Петри из Симеиза", "Море" и два портрета Е. Н. Сабашниковой, владелицы симеизского пансионата "Панеа".

Художника очаровал Южный берег Крыма, и по его акварельным работам мы наблюдаем географию его маршрутов. Кроме Сименза, Фороса, Алупки была Ялта и, конечно, Гурзуф, который Александр Грин назвал "Зависть богов".
Полотнам Сурикова уготовлена жизнь вечная. О крымском периоде жизни художника известно немного. Недосказанное поведают его картины.

Константин Алексеевич Коровин. (1861-1939).
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 года (старый стиль) в состоятельной купеческой семье. Четырнадцати лет он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где уже учится живописи его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась. "Мне пришлось сильно нуждаться, - вспоминал Константин Коровин о годах учебы, - уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб".
После двух лет обучения, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи. Его преподавателем стал Саврасов, уделявший большое внимание этюдам с натуры и учивший своих воспитанников видеть красоту русской природы.


Константин Коровин. . Севастополь вечером. . 1915

Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф, где и построил в один из редких для него периодов финансового благополучия дачу по собственному проекту.
Ученик Саврасова и Поленова, «виртуозный декоратор», как отзывался о нем Дягилев, и художник при Императорских театрах, создавший потрясающие декорации к знаменитым балетным и оперным постановкам, знаток северной природы, со временем Коровин превращает цвет в основное выразительное средство. Коровин находит гармонию красоты в красках Франции, Испании и Крыма, который пленил художника. Пленил настолько, что Коровин построил дачу в Гурзуфе, превратившуюся в мастерскую. С 1914 по 1917 Коровин жил на своей даче постоянно. Гостями у него здесь были Шаляпин, Горький, Суриков, Репин, Куприн. В своих воспоминаниях о даче художник особенно выделяет розы и море, синие Черное море.

Василий Дмитриевич Поленов. (1844-1927).
Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году 1 июня в благородной многодетной семье дворян, проживавшей в столице в Санкт Петербурге. Это русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
В 1882 году Поленов возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. Учащиеся души в нем не чаяли. «Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение». Двенадцать лет жизни отдал Поленов воспитанию молодых художников. Среди его ставших впоследствии знаменитыми учеников отметим К. Коровина (к нему Поленов относился наиболее нежно), И. Левитана, М. Нестерова, А. Головина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Малютина.


Поленов Василий Дмитриевич, "В Крыму". 1887 г.

В сентябре 1887 года В.Д.Поленов писал жене из Ялты: «Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, тем все больше оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан».
«Рыцарем красоты» называли Поленова В.Д. современники. Это определение превосходно выражает суть и цель его стремлений, всей его деятельности, оставившей заметный след в истории отечественного искусства на рубеже XIX и XX веков.
Работы В. Д. Поленова хранятся во всех крупнейших музе­ях России; наиболее предпочтительно на этом фоне (как то­го и следовало ожидать) смотрятся московская Третьяков­ская галерея и петербургский Русский музей, гордящиеся несколькими десятками произведений художника.

Исаак Ильич Левитан. (1860-1900)
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. Детство будущего художника было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем. В возрасте двенадцати лет Левитан поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. С первых лет обучения юноша привлек внимание преподавателей школы, среди которых были известные русские художники Саврасов и Поленов, своим исключительным талантом.
В 1879 году Левитана высылают из Москвы: согласно новому указу евреям запрещено проживать в столице. Некоторое время он вместе с родственниками живет на даче в Салтыковке. При этом художник продолжает упорно работать и каждый день ездить в Москву. Вскоре на юное дарование обращает внимание П.М. Третьяков. Он приобретает картину «Осенний день. Сокольники».

Первая поездка на юг для бедного художника стала возможной благодаря гонорару, полученному за создание театральных декораций. Весной 1886 года Левитан отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое здоровье: у него было слабое сердце. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае. Знойная крымская природа поразила Левитана, он восторженно писал другу Антону Чехову из Ялты: «Как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую зелень, голубое небо, да ещё какое небо! Вчера вечером я забрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, - я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полнейшее ничтожество! Да что значат слова, - это надо самому видеть, чтобы понять!»


Левитан Исаак Ильич - Берег моря (Крым). . 1886

Своим творчеством художник оказал огромное влияние не только на русское, но и европейское искусство ХХ века. Став практически основателем жанра пейзажа настроения, мастер обогатил отечественную культуру, а его духовный авторитет сыграл огромное значение в судьбе русской пейзажной живописи.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. (1856 - 1933)
Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра.
Родился в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Живописи учился у В.М.Васнецова - старшего брата.
Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др. Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников.


Васнецов Аполлинарий Михайлович Крым. Байдарские ворота. 1890

В 1870-е годы, подражая народникам, стал сельским учителем. С 1880 по 1887 годы жил в Петербурге, работал в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», был членом «Товарищества Передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Васнецов много путешествовал, важное место в его искусстве занимают пейзажи Урала и Сибири, выполненные в стиле северного модерна («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895). В начале 1900 годов он - уже известный художник.


Васнецов Аполлинарий Михайлович Крымский вид. 1893

В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по России. Он побывал на Украине и в Крыму. Своим поездкам художник придавал большое значение. В его автобиографии читаем: "Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей".

В семье Васнецова хранится "карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов - Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т. д., где он писал этюды и рисовал.
В 1890-х и 1924 годах Васнецов посещал Крым, где написал несколько интересных работ.

С 1901 по 1918 год А.М.Васнецов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана.
Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек - эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна ("Тайга на Урале. Синяя гора", 1891; "Кама", 1895; "Северный край. Сибирская река", 1899).
Вошел в историю прежде всего своими историко-архитектурными картинами.

Серов Валентин Александрович. (1865-1911)
Родился в семье композитора и пианистки. Портретист. Учился у И.Е. Репина, затем поступил в Академию художеств. Посещал Германию, Голландию, Италию, где изучал Европейскую живопись. Был членом Товарищества Передвижников, однако после его раскола вступил в объединение «Мир искусства». Член Совета Третьяковской Галереи. Преподавал в МУЖВЗ.


Серов Валентин Александрович Ифигения в Тавриде 1893,

В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Валентин Серов. Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком.
1887 год прославил Серова. Он нарисовал знаменитую «Девочку с персиками» (портрет юной Веры Саввишны Мамонтовой).
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов.

Шадрин Александр Петрович.
Шадрин Александр Петрович родился 19 апреля 1942 года в селе Караидель, Башкортостан, Россия.
По окончании средней школы в Красноярске учился в художественной школе им. В. Сурикова, где получил первые серьезные навыки в рисунке и живописи.
Служба во флоте в 1961-1965 годах привела его в Севастополь, с которым художник связал свою дальнейшую судьбу.
В 1970 году окончил Орловский педагогический институт художественно-графический факультет, руководитель народный художник РФ профессор А.И.Курнаков.
Много лет отдал работе по реставрации предметного плана панорамы «Оборона Севастополя 1854-55гг.», где работал под руководством старейшего художника В.И.Гранди-Гадицкого, который привил любовь к работе с натуры, ее изучению в духе художников русского импрессионизма. Работая на пленере с Народным художником Украины П.К.Столяренко и Заслуженным художникам Украины А.Е. Зорко, развил и обогатил свою художественную палитру.
Участник многих областных, республиканских и международных выставок. Картины художника хранятся в семи художественных музеях Украины и России, а также - в частных коллекциях Германии, США, Англии, Франции, Италии и др.
Член Национального союза художников Украины с 1992г.
Заслуженный художник Автономной республики Крым с 2003г.


Шадрин А П Алупкинский парк

Архип Иванович Куинджи.
Удивление вызывает уже такая деталь, что не установлена точная дата рождения Куинджи. Биография начинается с колебаний – то ли 1841-й, то ли 1842 год. Это не принципиально, но странно. Таким же необычным образом отразится перевод его фамилии, которая означала золотых дел мастер, на всей его деятельности как живописца. Архип рано осиротел. Его воспитывали бедные родственники. Учась без прилежания, он непрерывно рисовал на всех обрывках бумаги, которые только попадались под руку. ......


Ай-Петри.
Русский живописец Архип Иванович Куинджи - это романтик среди художников-реалистов. Он великолепно передавал колорит картины, необычные моменты освещения, создавая эффект свечения красок. Современники не понимали такого отношения к живописи, и часто его упрекали за неоправданную феерию ярких красок.

Позже Архип Куинджи служил у хлеботорговца-итальянца Аморетти. Должность его имела название «комнатный мальчик», то есть слуга. Рисование же длилось. Один из гостей хозяина советовал Архипу Куинджи поехать в Феодосию, к известному художнику И. Айвазовскому, и даже дал ему рекомендательного письма. В 1855 г., в разгар Крымской войны, Архип Куинджи пешком отправляется в Крым. Айвазовского в то время в Феодосии не было, поэтому устроиться Куинджи помог молодой художник Адольф Феслер, ученик мариниста

Куинджи очень любил удивительную природу Крыма, и часто изображал её в своих картинах и этюдах.


«Кипарисы на берегу моря. Крым».
1887.

Чернецов Никанор Григорьевич.
Художник Чернецов Никанор Григорьевич - академик пейзажной живописи, родился в 1804 году, умер 11 января 1879 г., брат Григория Григорьевича Чернецова; уступал ему в способностях и брал, главным образом, прилежанием и усидчивостью. Он родился в г. Лухе, Костромской губернии; Общество Поощрения Художников воспитывало его на свой счет в Академии Художеств, где он обучался в классе М. Воробьева. В 1827 году он удостоился получения серебряной медали 1-го достоинства за пейзажную живопись; в том же году за вид галереи в Императорском Эрмитаже получил вторую золотую медаль и звание художника XIV клаcса.


Южный берег Крыма. Вид на Ливадию сверху, 1873 год, холст, масло, 45,5 х 97 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Вид у подножия Аю-Даг, 1836 год, холст, масло, 87 х 127 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Путешествовал по Кавказу (1829 – 1831) и Крыму (1833 – 1836). Крымская серия зарисовок и акварелей Н. Чернецова – первая в русском искусстве по численности и разнообразию. С 1837 работал вместе с братом над панорамой берегов Волги, объединив классические панорамные построения с документальной точностью деталей. Братья Чернецовы внесли большой вклад в развитие русского пейзажа, в первую очередь национальной тематикой.


Татарский дворик в Крыму, 1839 год, холст, масло, 47 х 71,5 см, Саратовский государ

Изменил: Nadezda по причине: Добавление новости.