Значение пословицы безделье мать всех пороков. Смысл английской пословицы «Безделье — мать всех пороков

Живи, трудись и будь в миру,

Покуда носит плоть земная,

И удержавшись на плаву,

Жизнь постигай, не уставая.

Сотни лет христианство и другие религиозные конфессии призывают человечество избавляться от семи смертных грехов и их производных. Сколько бы о них ни говорили, кто бы и как бы их ни освещал, лишнего не будет. Эта тема будет всегда актуальной, поскольку проблемы с очищением и совершенствованием человеческой души для ее дальнейшего восхождения будут существовать и даже возрастать в нынешний период Перехода.

Развитие человечества всегда сопровождалось греховностью, это - отражение дуальности полярного противостояния всего, что есть в мире. Это один из действующих космических законов - единства и взаимодействия двух противоположностей. Этот закон лежит в основе эволюционного процесса. Но взаимодействие полярно действующих сил должно быть уравновешено, гармонизировано.

Прогрессивно настроенное человечество стремится придать своему развитию нужное направление, чтобы оно проходило по восходящей кривой. В последние годы достигнуты значительные результаты в изучении греховности на генетическом уровне. Биолог Джон Медина опубликовал книгу "Ген и семь смертных грехов", в которой изложил сенсационные результаты своих исследований. Избавиться от грехов полностью невозможно, так как греховность заложена в генетическом аппарате и участвует в образовании тока в ДНК. Установлено, что греховность - готовность к совершению греха - передается по наследству и способна накапливаться.

Так, если у одного родителя один грех, например, гордыня, а у другого родителя другой грех - лень или гневливость, то их потомок будет обладать совокупностью этих грехов. И так потомок может, наслаивая, набирать полный комплекс грехов. Потому священные писания призывают молиться за усопших, в храмах ежедневно совершаются коллективные моления за них. Это нужно для очищения душ всем живым и усопшим. Ведь прежде чем наработать цивилизацию, в которой мы живем, наши предки немало грешили. Осознав свой грех и искренне желая освободиться от него, мы должны просить Высшие Силы помочь освободиться от душевного хлама своего (это и есть искреннее покаяние), а также просто помочь нашим предкам очиститься и найти путь к Богу, ВРВ (Высшему Разуму Вселенной).

Наши грехи, являясь продолжением грехов наших предков, становятся фундаментом в наращивании грехов нами и нашими потомками - детьми и внуками. Большинство людей придают значение грехам большим, при этом нарабатывая множество мелких, которые в совокупности могут превышать большие грехи, и они как червоточина испепеляют душу. Потому чтобы избавиться от своих пороков - греховных поступков, необходимо ежедневно контролировать себя, оценивая каждое движение своей души на физическом и тонком уровне.

Одна из заповедей Будды - "не пренебрегай!". В совершенствовании души это очень важно. Все, что в жизни встречается и случается, все обстоятельства подготовлены Богом - ВРВ и его доверенными иерархами, все должно служить для роста души. Все это - уроки для человечества. Мы, люди, в большинстве случаев не придаем значения "мелочам" и, пытаясь выставить себя перед кем-то в благопристойном виде, показать свои преимущества (мнимые или истинные) перед кем-то, осуждаем кого-то, подстрекая и другого на это, нехорошо думаем о ком-то, испытываем неприязнь к кому-то, и все это ложится тяжким бременем на нас самих.

От остро и явно протекающей болезни легче избавиться, чем от клинически смертной формы заболевания, так как она вынуждает человека своевременно принимать меры: обратится к врачу и, следовательно, своевременно излечиться. Открыто протекающая болезнь наносит большой вред всем: с одной стороны, дает осложнения заболевшему, с другой стороны способствует распространению среди окружающих людей. Любой порок - от подстрекательства темных сил, которые, зная слабости каждого из нас, провоцируют на неблаговидный поступок, чтобы подпитаться энергиями зла.

Очень полезно для духовного роста использовать наработки святых старцев. Но не все их чтят, и не до всех доходит их глубокий смысл. Так один из православных святых старцев Геннадий (в схиме Григорий 1911-1987 г.г.) говорил: "Каких грехов у нас нет? Только тех, которых не существует. Но какие Господь не прощает? Только нераскаянные. Что тяжелее: мешок песка или камни? Мешок песка. Так и наши грехи. Если они велики, но их не так много, то мы можем хотя бы разглядеть их и принести покаяние. А песчинки - такие как осуждение, пустословие, лень и другие, мы часто и за грехи не считаем, но их целый мешок".

Другой старец, чтобы показать разницу в грехах, серьезность мелких грехов, продемонстрировал на практике искупление грехов. Велел монаху, искренне кающемуся в совершении тяжкого греха, занести тяжелый камень на колокольню, а другому монаху, осудившему первого монаха, предложил поднимать на колокольню мелкие камни, которых было видимо-невидимо, и носить их нужно было по одному. Первый монах хоть и с трудом, но исполнил приказ, а другой небольшую часть камней перенес и обессилел. Зато осознал, как тягостно иметь много мелких грехов. Когда старец видел, что покаяние не искреннее, а кающийся автоматически говорил: "Простите", старец говорил: "Бог простит и прохворостит".

Когда старца спросили, можно ли смотреть телевизор, он сказал: "И пчела, и муха летают по разным местам, но пчела все равно приносит нектар, а муха разносит заразу. Так и человек, если он чист душой, не осквернится от телевизора и будет смотреть только то, что полезно уму и сердцу". Когда старцу сказали, что трудно в неверующей семье вести духовную жизнь, он сказал: "Праведный Лот сумел спастись и в Содоме, а Иуда погиб и в обществе апостолов". Да, информации много о совершенствовании души, и как будто мы ее постигаем, но нужно, чтобы эти знания закреплялись в жизни, в социуме. Если же знания о праведности расходятся с духовной практикой в жизни, то человек уподобляется дорожному указателю, который показывает, куда ехать, а сам стоит на месте.

Сегодня поговорим о лени. Лень - мать всех пороков. Страшная болезнь человеческой цивилизации, она косит ряды больше, чем все болезни, вместе взятые. Ведь ходящий, пьющий и едящий не означает еще, что он - живущий человек. Прозябающие без устремления к духовно-интеллектуальному развитию - рассматриваются в мире тонкоматериальном как несуществующие, так как у них нет будущего, а тем более Вечности. Лень многолика и изворотлива, всегда найдет оправдание. Различают лень на уровне физического тела (человек не желает работать физически) и лень на уровне астроментального плана. Человек не работает астроментально, то есть не формирует свой эмоциональный и ментальный мир.

У человека несколько тел, и со всеми он должен работать. Мир многомерен, и все мерности находятся в одном пространственном объеме. И человек тоже многомерен, и все его мерности находятся в нем и эти же его мерности находятся в разных пространственных мирах, соприкасаясь с ними, пребывая в них. Но воспринимают себя в этих мирах по уровню расширения сознания. Мизерный ум примитивно живущего обывателя, не желающего шевелить мозгами, оставляет его жить только на одном уровневом пространстве, то есть только на физическом плане. Значит он, освободившись от плоти, может потерять все свои достояния, наработанные многими поколениями предков. Отсюда пусть делает выводы ленивая часть человечества, не желающая загромождать себя знаниями о Высшем и тем осложнять свою жизнь, как заявляют многие из них.

Ленивый человек - тунеядец, он поглощает жизненную энергию, занимая место, которое могло быть занято другими, нуждающимися в стажировке на земном плане. Лень хуже зла. Злой человек - источник негативных энергий. Это очень плохо, но куда хуже, если человек инертен, находится в духовной спячке. Он миру не дает ничего. Злой человек хоть подвинет кого-то, заставит шевелить мозгами, искать выход из создавшейся ситуации, и это уже подвижка в общем эволюционном процессе. Основное предназначение человека на Земле - переработка энергий низкочастотных в энергии более высокочастотные, то есть переработка информационно-энергетического духовно-нравственного материала, тем самым обогащая окружающую среду и расширяя свое сознание, которое является составляющей общего Вселенского Сознания.

Лень и уныние идут рядом, так как ленивый человек никогда не будет удовлетворенным. Не совершая значимого труда, никогда не ощутить радостного удовлетворения! Уныние, депрессия создают дополнительное препятствие для духовного развития, а также поддерживают и укрепляют лень. Все вместе приводит человека в недееспособное состояние. А это по существу, живой труп, но поглощающий жизненную космическую энергию. Жизнь так устроена, что в природе все должно быть рационально, целесообразно использовано. То, что не служит миру и его обитателям, подлежит разрушению.

Код самоуничтожения заложен в каждом создании Творца, и он срабатывает автоматически. Да ленивый человек и сам начинает тяготиться своей жизнью и становится находкой для тех, кто стремится увлечь в свои сети слабовольных, открывает путь для ленивого человека, не находящего интереса в жизни, к наркомании, проституции, преступности. Лень - антипод воли. Каждый разумный человек должен уметь мобилизоваться, чтобы умело противостоять лени, унынию, депрессии, не преодолев которые, человек будет топтаться на месте, а еще хуже - скатится в бездну тьмы.

Учителя тонкого мира обращаются к землянам. Дорогие наши подопечные земляне! Пробуждайтесь от духовной спячки и пробуждайте других со спящим сознанием! Люди доброй воли, несите людям Свет! Постарайтесь пробудить тех, кто далек от понимания того, для чего они, здесь на планете Земля взращивались многими поколениями сущих. Все может человек, но Человеком можно назвать не каждое прямо двуногоходящее существо Земли. Многим людям лень приобщаться к истинным знаниям. Засоренность ненужной ложной информацией порождает скептическое отношение к знаниям истинным. Люди легче приобретают знания Тьмы, чем знания Света, потому что они грубо привязаны к материальному бытию, а не к Высшему.

Знания лжи легче применять на практике, не осознав при этом всей глубины червоточины во лжи и грязи. Не истинно то, что используется во лжи и корысти, не истинно то, что во вред любви к человечеству. Ни одно зло не может быть использовано во зло без возврата к своему источнику. Кто бы зло ни совершил, он совершает его, прежде всего, против себя. Много зла совершается под видом благотворительности. Людей необходимо долго и терпеливо обучать, приносить им Свет, Добро, Любовь, которые также сторицей возвращаются к их источнику. Как пробудить от духовной спячки? Заинтересовать, пробудить интерес к знаниям. А познавший Мир через свою Суть человек уже не будет терять зря времени и сможет обуздать лень. Аминь!"

Мария ЧАПОРГИНА, г. Тольятти.

НА ГЛАВНУЮ

Лень – это мать всех пороков, так нас учили с детства. Иногда на каждого, или почти на каждого человека нападает такое состояние, что делать ничего не хочется. Все усугубляется тем, что есть дела, которые нужно делать, а сил встать и заставить себя, нет. В таком случае, человек начинает себя осознавать как лентяя и тряпку, что еще больше ухудшает настроение. А приступить к необходимому занятию становится совершенно невозможно.

Лень идти на работу

Психологи советуют разобраться в себе в таком случае. Если человек проводит в этом состоянии большую часть своей жизни, и у него нет никаких серьезных болезней, то, скорее всего, и разбираться не с чем, так как это стиль жизни. Заставить подняться такого человека могут только безвыходные обстоятельства, например, отгоняльщик мух не явился на работу, а другого взять негде. Тогда придется самому брать в руки газету, если конечно мухи сильно докучают.

У других людей, которые ведут более активный вид жизни, могут быть следующие причины такого поведения как лень:

  1. Недомогание, которое проявляется слабостью, головокружением, усталостью. Это может быть результатом болезней, авитаминоза или просто переутомления или стресса.
  2. Недостаточная мотивация, человек знает, что должен выполнить ту или иную работу, но глубоко в душе (или не очень глубоко) он не видит в ней смысла. Тот же эффект с вознаграждением за труд.
  3. Страх перед работой, когда видимый объем или сложность кажутся невыполнимым.
  4. Непонятность задания. Если человек не очень хорошо понимает предстоящее дело, то он найдет кучу причин, чтобы отложить данное дело.
  5. Антипатия к определенному виду работы, тоже может вызвать острый приступ лени.

Как же не попасть в сладкие сети коварной лени

Иногда необходимо дать себе отдохнуть, и спустя непродолжительный срок, то, что вызывало страх и ужас, быстро сдастся перед активной атакой. Необходимо найти мотивацию. Так если в лесу встретить волка, не будет сомнений, в том, что можно вскарабкаться на самую высокую сосну, вопрос для чего лезть на сосну, долго думать не придется.

Можно переключиться на другой вид деятельности, например, если никак не хочется начинать уборку по дому, можно заняться приготовлением ужина. Единственное, чего не стоит делать, это придумывать несуществующих дел, например, вместо уборки, решить освоить вязание крючком. Только потеряете лишние силы, а к запланированной уборке придется вернуться.

Стоит убрать подальше все, что отвлекает: книги, фильмы, планшет, семечки, вообщем вы меня поняли... Не стоит себя ругать. Если дело не идет, а внутренний дятел стучит «Ужас! Как же стыдно!», лучше от этого не станет. Дятла нужно отпустить и через некоторое время работоспособность восстановится.

мать пороков

Альтернативные описания

Вялость, апатия

Добровольная тюрьма

Дочь богатства и мать бедности

Какой порок отчасти нейтрализует прочие пороки?

Матушка, которая прежде времени родилась

Нежелание трудиться, мать пороков

Один из семи смертных грехов

Один из способов выживания для русского человека

Она родилась раньше нас

Склонность к безделью

Черта характера, состояние человека

Дж. К. Джером писал, что насладиться именно ею по-настоящему может лишь тот, у кого есть куча совершенно неотложных дел

Панацея от всех дел

Если верить русским пословицам, она без соли обедает, до добра не доведет, за пазухой гнездо свила, лежа на печи замерзла

. «труд человека кормит, а... портит» (пословица)

. «... мужика не кормит» (пословица)

Привычка отдыхать перед усталостью

Порок тунеядца

Склонность к тунеядству

Сладкое чувство легкой усталости перед работой

Неохота

. «матушка» бездельника

Обломовский порок

Матушка, которая раньше нас родилась

. «... мужика не кормит»

Празднолюбие

Двигатель прогресса

Диванно-кроватное чувство безделья

. «матушка» всех лежебок

Главная черта лежебоки

Нерадивость

Порок Емели

Нежелание что-либо делать

. «каждый хотел бы знать, как победить..., не вставая с кровати»

. «матушка» любого бездельника

Неохотное настроение

Тяга к безделью

Отвращение от труда (по Далю)

Порок бездельника

Склонность к безделью

Вялость, апатия, отсутствие желания действовать, трудиться

. "... мужика не кормит"

. "... мужика не кормит" (посл.)

. "... мужика не кормит" (пословица)

. "Матушка" бездельника

. "Матушка" всех лежебок

. "Матушка" любого бездельника

. "труд человека кормит, а... портит" (пословица)

Ж. неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству. нареч. свойство или качество это в действии; не хочется, ленюсь. Лень (олицетворение), затвори дверь, замерзнешь! Мне лень, ленюсь, неохота. Лень, лежа на печи, замерзла. Лень одежду бережет, не работая, не обносишься. Коли б не лень, все б мы в бархате ходили! Лень к добру не приставит. Лень себя бережет. Лень прежде нас родилась. Лень без соли хлебает. От лени опузырился (распух). После хлеба, после соли, отдохнуть часок, так завернется сала кусок да лени мешок. Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень. Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать. Лень, отвори дверь, сгоришь! Хоть сгорю, да не отворю. Лень выгоняют из-под колек. Кому не лень, так слушай, как врут. Ленца умалит. ленища увелич. Его ленца берет. Лошадь с ланцой. Ленища их одолела. Лошадка с ленцой хозяина бережет, не надорвется и не введет его в убыток. Ленивый, ленущий сев. предавшийся лени, кому лень работать; неприлежный, праздный; нерадивый; вялый, мешкотный, непроворный. Ленивому всегда праздник. Ленивый что богатый: все гуляет. Кто ленив, тот и сонлив. Ленивый сидя спит, лежа работает. Хорошо ленивого по смерть посылать. Ленивому не болит в хребте. Ленивый к обеду, ретивый к работе, его один ленивый не бьет. Ленивому всегда (завсе) праздник. Ленивого дошлешься, сонливого добудишься, а мертвого не дозовешься (а мертвого никогда). Ленивого дошлюсь, сонливого добужусь, а с дураком ничем не развяжусь (с дураком не совладаю). Ленивый шаг, медленный. Ленивые щи, из свежей цельной капусты. Леность ж. свойство ленивого. Леностный, склонный к лени, от ее происходящий. Леностный человек, жизнь. Ленивость ж. леность, но в отвлеченном знач. неупотреб. Ленивство ср. лень и леность, как постоянное свойство; праздношатательство, обычное тунеядство. Ленный, ленивый, леностный. красный день прясть ленно. См. линять. Леноватый, ленный в меньшей степени. Хорош бы парень, да леноват. Ленность, -ватость, свойство, качество познач. прилаг. Ленность, как шалость, может быть случайная и временная; леноватость, как шаловливость, более постоянна. Ленивец м. -вица ж. лентяй м. -тяйка ж. ленгас арх. ленчуг твер. ленивый человек, праздный, тунеяд, бегающий от дела и труда; вялый, плохой работник. Лентяй да шалапай два родных брата. Ленивец, животное Вradipus, тихоброд, аи. Ленивица вологодск. ленивка перм. широкая доска с полатей на печь; вост. широкая лавка у печи, где лежат хворые; она заменяет голбец; лежанка; сиб. уступ берега, в виде лежанки печной, венец, окружающий низменность. Лено(у)ха об. влад. смол. ленивка, лавка у печи. Ленивища об. лентяй в высшей степени, лентяища. Ленушка ж. твер. пск. печная лежанка, голбец, прилавок у печи, для отдыха. Ленить кого, употреб. с пред. из, об, повадить к лени. Лениться, лениваться, быть ленивым. Холопа послать боюсь, а сам идти ленюсь. Не ленись он, так был бы деловой. Он выленился, отленился и взялся за работу. Доленился донельзя. Что-то я заленился. Изленился совсем. Наленился вдоволь. Обленился он шибко. Поленился немного. Подленивается маленько. Все вы переленились, проленились все лето. Разленился и раскис. Лентяить, бездельничать, шляться, шататься, слоняться без дела. Лентяйство ср. ленивство, обычная праздность

М. урал. рыба, вероятно линь

Она раньше нас родилась

Нерадивость Емели

. «... мужика не кормит» (посл.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Классный час

«Лень-мать всех пороков?»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2012

Цель:

— формировать собственную позицию по отношению к лени и ее проявлениям.

Задачи:

Развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;

Содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с ленью и формирования трудолюбия.

Оборудование:

Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы Приложение 1, фломастеры, толковый словарь под ред. С.И.Ожегова, психологический словарь, философский словарь под ред. Мирошниченко В.Н. и др.

Мастерская может быть организована для учащихся 8-10 классов.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Это ужасно тяжелая работа –

ничего не делать.

Оскар Уайльд

1. Введение в тему

Классный час начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.

Учитель. Лень-это простейшее нежелание что-либо делать. Мы можем находить сотни причин и обстоятельств, мешающих нам что-то делать, но честно должны признать, что причина одна, и она внутри каждого из нас. Мы просто не хотим. А вот почему мы не хотим, чем наше нежелание чревато, как с ним бороться и как воспитывать в себе трудолюбие — в этом мы постараемся разобраться сегодня.

2.«Определимся в понятиях»

Учитель. Внимательно прочитайте название нашего классного часа. В нем дано всем известное определение лени. Согласны ли вы с ним?

Учащиеся. Действительно, лень порождает многие нравственные пороки:

Недисциплинированность, потому что лень соблюдать правила и следовать законам;

Отсутствие целеустремленности, потому что поставленная цель предполагает усилия для ее реализации, а тут-лень;

Нерешительность, потому что принять решение- великий труд, душевный, эмоциональный, волевой;

Безответственность, потому что отвечать за свои и чужие поступки также большой труд.

Учитель. Попробуйте сформулировать свои определения лени.

Учащиеся. Лень-нежелание что-нибудь делать. Лень- отдых от тяжелой или неинтересной работы. Лень -бесполезное прожигание жизни. Лень-следствие отсутствия цели в жизни. Лень -злая фея, разрушающая гармонию человека с собой и с окружающим миром. Лень -душевная болезнь, которую необходимо лечить, причем если самолечение не помогает, нужно обязательно обращаться к специалистам.

Учитель. Теперь, когда мы определились с понятием, обратимся к эпиграфу. Прочитайте внимательно слова известного английского драматурга второй половины 19 века Оскара Уайльда. Согласны ли вы с утверждением великого мыслителя?

Учащиеся. Безусловно, быть ленивым нелегко по многим причинам. Во-первых, тебе приходится терпеть постоянные нарекания со стороны родителей и учителей, во-вторых, ты ничего не добиваешься в жизни и чувствуешь себя некомфортно среди успешных сверстников, в-третьих, тебя не покидает ощущение, что ты в каком-то смысле лишний: все куда-то спешат, что-то делают, а ты в состоянии покоя.

3.«Продолжи предложение»

Учитель. Как видим, быть ленивым ничуть не популярно. Хотя каждый из нас найдет множество объяснений своей лени и подробно расскажет о своем душевном состоянии (мы обычно оправдываемся, интуитивно чувствуя свою вину за безделье). Давайте поговорим о том, какая бывает лень. Итак, посмотрите на доску. На ней начало фразы: ЛЕНЬ БЫВАЕТ…. Продолжите ее, отвечая на вопросы:

(КАКАЯ?), ЭТО (что означает?) ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ (что?) Продолжите фразу и запишите свои варианты концовки.

Обсуждение в группе, затем — в классе:

Лень бывает физическая, это означает, что ты не хочешь прилагать усилия для реализации своих желаний, чувствуешь себя уставшим, хотя еще ничего не далал;

— лень бывает мыслительная, это означает, что ты не пытаешься обдумать каждый свой шаг, спланировать свои действия, предугадать результат и даже часто элементарно не думаешь о том, какой результат хочешь получить, ты чувствуешь, что все равно ничего не получится, поэтому и размышлять не о чем;

Лень бывает эмоциональная, это означает, что тебя уже не радует то, что раньше приводило в восторг и перестает волновать то, что раньше заставляло сердце биться учащенней, ты чувствуешь апатию и нежелание вообще что-то чувствовать;

Лень бывает творческая, это означает, что ты находишься в состоянии ожидания вдохновения, музы, какого-то эмоционального подъема, ты чувствуешь, что когда придет вдохновение, ты горы свернешь, а пока…подожду;

Лень бывает объективная, это означает, что желания и возможности не совпадают, ты не видишь смысла в какой-то деятельности, ты чувствуешь, что просто руки опускаются.

4. «Великие о важном»

Учитель. Что такое лень и какие обличья она принимает, теперь всем понятно. А что вы знаете о трудолюбии? Этот антипод праздности и безделью воспет не одним поколением людей, ведь трудолюбие- единственное условие существования человека на земле. Люди давно поняли, что только трудом изо дня в день, из года в год можно достичь заветной цели, потому что она достигается исключительно личными усилиями каждого и никак иначе.

Прочитайте цитаты, выберите наиболее интересную для вас и выразите свое отношение к ней, обсудив в группах. (Приложение 1.)

Учащиеся выбирают, обсуждают в группах, высказываются.

5. «Пословица недаром молвится»

Учитель. Народная мудрость всегда была сосредоточена прежде всего в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к человеческим порокам, в том числе к безделью и бездельникам. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к лени и трудолюбию свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?

Работа в группах:

Учащиеся. В пословицах и поговорках всегда осуждалась и высмеивалась праздность, ленивые люди вызывали презрение. Труд рассматривался как источник счастья, трудолюбие считалось в народе одним из самых почитаемых человеческих качеств.

1) Я еще в пеленках, а лень моя была уж с теленка.

2) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

3) Что припасешь, то и понесешь (то и пожуешь).

4) Без дела жить — только небо коптить.

5) Даровое — на ветер, трудовое — в сок да в корень.

6) Заработанная копейка дороже краденого червонца.

7) Когда сумеешь взяться за дело — и снег загорится, когда не сумеешь — и масло не вспыхнет.

Кто старается, тот и в камень гвоздь забьёт.

9) Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.

10) Воля и труд чудесные всходы дают.

11) Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

6. «Поможем лентяю»

Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья, давайте поможем тому, кто стал на путь исправления. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил избавиться от порока лени.

Обсуждение в классе:

Я очень люблю трудиться, потому что это придает моей жизни смысл.

Любая работа важна и значима, она приближает меня к моей цели.

Я сознательно и целеустремленно борюсь с ленью и побеждаю ее.

Труд-это добрый волшебник, превращающий посредственность в совершенство.

Труд сделает из меня настоящего мастера, и я прославлю свое доброе имя.

Каждую минуту своей жизни я буду трудиться и добьюсь высоких результатов.

Я наслаждаюсь результатами своего труда и чувствую себя состоявшимся человеком.

7. «Посоветуй другу»

Учитель. Продолжаем работу в группах: придумайте советы, которым, на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие (не менее двух).

Совет первый: чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы - отдыхает мозг, при общей сильной усталости - полный отдых.

Совет второй: любую работу (и основную, и сопутствующую ей), что обеспечивает твою жизнедеятельность, выполняй так тщательно, как это для тебя возможно.

Совет третий: придумай себе систему поощрений, любуйся результатами своего труда и скромно хвали себя за успехи.

Совет четвертый: никогда не позволяй себе считать работу завершенной, если видишь в ней хотя бы мельчайший недостаток, не оставляй работу, не завершив ее.

Совет пятый: никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе быть равнодушным к совершаемой тобой работе.

Совет шестой: представляй результат своего труда и мысленно приближай его, представляй, какое это счастье- добиться поставленной цели честным трудом.

8. «Внимание: схемы!»

Учитель. Каждый из вас знает, как легко и приятно изучать теоретический материал, пользуясь схемой. В ней все указано кратко и ясно, все четко структурировано и систематизировано. Поработайте в группе и придумайте свои схемы, связанные с обсуждаемыми сегодня понятиями. Проинформируйте нас о том, что лень-мать всех пороков, что трудолюбие-источник «счастливой и радостной жизни» (А.П.Чехов). Составленные схемы вывешиваются на доске и защищаются группами. Составленные схемы могут выглядеть так:

Сегодня на классном часу

я узнал…

почувствовал..

Ответы учащихся:

— Я узнал, что лень может породить и другие пороки, которые станут тормозом в моем развитии.

— Я понял, что лень является следствием слабой воли или ее отсутствия, а безвольный человек еще более несчастный, чем просто ленивый.

Я узнала, что лень может быть из-за страха ответственности. Это особенно касается мужчин, которые не хотят связывать себя узами брака.

— Я узнал, что безделье более, чем другие недостатки, осуждается окружающими.

— Я понял, что с таким пороком, как лень, нужно и можно бороться, необходимо только осознать это и совершить волевое усилие.

Я поняла, что ленивый никогда не станет успешным, никогда не достигнет поставленной цели.

— Я почувствовал, что бороться с ленью отнюдь не просто.

— Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.

— Я почувствовала на уроке уважение к себе, ведь я трудолюбива и у меня есть шанс многого достичь в жизни.

Учитель. Избавляйтесь от лени всеми возможными способами. Проявляйте активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Скоро вы почувствуете, что вы полезны обществу, что вы способны на творческое дерзание, организованность и ответственность перед коллективом за свои действия и поведение. Помните, что трудолюбие –источник всех благ, духовных и материальных, только трудясь, вы достигнете всего, о чем сейчас мечтаете или станете мечтать в будущем!

Приложение 1

1…Маленький человек, когда он хочет работать, - непобедимая сила! (Максим Горький)

2….Неусыпный труд препятствия преодолевает… (М.В.Ломоносов)

3….Труд - это отец удовольствия… (Стендаль)

4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (Чехов А.П.)

5. Великая радость - работа. Все счастье земли - за трудом! (Брюсов В.Я.)

6. Истинное сокровище для людей - уменье трудиться. (Эзоп)

7. Когда мы перестаем делать - мы перестаем жить. (Б.Шоу)

8. Кто честным кормится трудом, - Таких зову я знатью! (Р.Бернс)

9. Леность незаметно уничтожает все добродетели. (Ф. Ларошфуко)

10.Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство.(И.Гете)

11. Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. (Цицерон)

Использованная литература

1. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5-9-х классов в вопросах и ответах.- Ростов — на -Дону: Феникс, 2007

3. Мирошниченко В. Н., Остапенко Л. В., Шахова Э. В.Философский словарь.- М.: 2004.

4. Новая философская энциклопедия в 4-х тт.-М.: Мысль, 2000.

Интернет-ресурсы

Афоризмы, цитаты и крылатые слова.

http://aphorism-list.com/t.php?page=vysokomerie

Пословицы и поговорки народов мира.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_pride.html

Ну вот мои несколько советов))

1)Я бы начала сочинение таким образом:тезис

Недавно,на уроке литературы я услышала пословицу «Безделье-мать всех пороков».Мне очень понравилась эта пословица.Я согласна со смыслом этой пословицы,а с другой стороны не совсем.Почему?А вот почему.

Во-первых,(пишешь почему ты согласна,приводишь пример)

во-вторых,(пишешь почему ты не согласна и опять пример)

Таким образом,я показала и доказала свое двоякое отношение к этой пословице.Я считаю, что эта пословица очень поучительна и ее нужно применять в жизни

как-то так,надеюсь,что помогла тебе)))

Начнем с того, что такое порок. В словаре Даля порок – это недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное извращенье, искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.

Если верить христианской религии, то существует семь человеческих пороков, или Главных грехов: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие и лень. Можно ли смело утверждать, что матерью всех этих грехов является безделье?

Безделье – это уже “семя” для прорастания в человеке такого порока, как лень. На мой взгляд, это самый ужасный грех, ведь не зря говорят, ленивый могилы не стоит, лень добра не дает, лень прежде нас родилась. Лень зачастую доводит человека до крайности, оставляет без куска хлеба, это самый коварный порок уже потому, что есть изначально уже в каждом человеке, и с ним, несомненно, надо бороться.

Также безделье запросто может стать матерю другого, не менее ужасного порока – чревоугодия. Чревоугодие или попросту обжорство – это неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Великие слова сказал известный древнегреческий философ Сократ: “Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить”. Значит, мы не должны относиться к еде как к культу или как к единственному источнику удовольствия, пища приносить сытость и здоровье

организму, а не вред телу и душе человека.

Зависть – социально-психологический концепт, охватывающий целый ряд форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Спиноза определил зависть, как “неудовольствие при виде чужого счастья” и “удовольствие в его же несчастье”. Трудно поверить, но она тоже может возникнуть в результате безделья, когда один трудится и получает желаемое, а другой бездельничает и завидует первому.

Таким образом, следует быть внимательнее в жизни, ведь такое, казалось бы, невинное дело, как безделье, может перерасти и страшные пороки.

Сочинение на тему золотые руки

Сочинение по пословице “Безделье – мать всех пороков”

Categories: Сочинения на определенные темы

Смысл этой пословицы должен быть понятен многим, сложного здесь нет ничего. Перефразировать эту пословицу можно так. Ничего не добиться, если всё время топтаться на одном месте. Не делая шаги вперед, не двигаясь и не развиваясь, вы ничего и не добьетесь в жизни или в каком-то исключительном моменте. Не заработав себе на еду, вы становитесь злыми и завистливыми к чужим успехам и удачам. вам захочется завладеть, отобрать у других, но и тут вас ожидает неудача, вами овладеет элементарная лень, лень что-то сделать. Ну а далее появляется ненависть к тем, кто выше и впереди вас. Вас начнет одолевать уныние, вам захочется свести счеты с жизнью. Могут появиться и такие пороки как пьянство, хамство, будете горды перед всеми и в то же время слабыми. Ну и так далее.

Протоиерей Всеволод Чаплин – священник храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, родился в 1968 году. С 1985 года – сотрудник Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1994 году – Московскую Духовную академию. Кандидат богословия. С 1990 года – сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). В 1991 году рукоположен в сан диакона, в 1992 году – в сан священника. В 1999 году возведен в сан протоиерея. В 1991-1997 годах – заведующий сектором общественных связей ОВЦС МП, в 1997-2001 – секретарь ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества, с 2001 года – заместитель Председателя ОВЦС МП. В середине 1990-х годов состоял членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Член центральных комитетов Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и Конференции Европейских Церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

– Отец Всеволод, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к вере и священству. Какова была атмосфера церковной жизни в 80-е годы – в момент Вашего приближения к Православию?

– Я вырос в безрелигиозной семье. Мой покойный отец был профессором, человеком агностических убеждений. Поэтому к вере я пришел своим собственным путем, причем в очень юном возрасте – в тринадцать лет. Совершенно случайно оказавшись в храме, я вдруг понял, что здесь останусь. Именно тогда я четко осознал, что хочу быть христианином и. С тех пор я начал постоянно ходить в храм, и вот уже почти 20 лет, как я исполняю обязанности церковного “бюрократа”. В 1985 году я поступил на работу в Издательский отдел Московского Патриархата при покойном митрополите Питириме, а с 1990 года работаю в Отделе внешних церковных связей. Так что моему приходу к вере не сопутствовала никакая интеллектуальная борьба, хотя, несмотря на юный возраст, это было ответственным и серьезным внутренним решением.

Практически сразу после прихода в Церковь я начал активно общаться с молодыми православными людьми своего поколения, которые тоже пришли к вере в те времена. Это было начало 80-х годов, когда я уже глубоко окунулся в церковную жизнь и знал множество священнослужителей. В эти годы к Церкви приходили многие молодые люди, в основном – из круга интеллигенции. Кем-то двигало чувство протеста, кто-то искал реальность, отличавшуюся от советской действительности, кто-то видел в церковной жизни колорит и экзотику, кто-то делал диссидентскую карьеру, и большинство этих людей потом исчезло. Я с сожалением вынужден признать, что значительная часть того поколения, которое составляло христианскую молодежь в 80-е годы, потом оставила Церковь. Это были талантливые, мыслящие люди, для которых интерес и близость к Православию, как оказалось, были лишь формой социального протеста. Некоторые из них теперь борются с религией, сохраняя верность своему ложному призванию быть вечными диссидентами.

– Отец Всеволод, верующий человек усматривает во всех серьезных жизненных обстоятельствах действие Божией воли. Однако в сознании многих современных христианин наряду с понятиями о Божием промысле и свободе выбора уживаются представления о судьбе, предопределении, а подчас и явные суеверия и предрассудки. Что Вы скажете по этому поводу?

– С христианской точки зрения, судьбы нет. В церковном обиходе мы если и употребляем это понятие, то лишь для обозначения промысла Божиего, говоря, например, о судьбах отечества, о судьбах нашего народа, о судьбах человечества. Но Церкви абсолютно чуждо то понимание судьбы, которое присутствует в современном массовом сознании, – как некое предначертание, которому человек обязан повиноваться. Именно поэтому Церковь противостоит астрологии, попыткам предсказывать будущее, иногда подкрепленным целыми богословскими доктринами, которые говорят об изначальной предопределенности человека ко спасению или вечным мукам вне зависимости от его деяний. Безусловно, Господь ведает всю жизнь человека, в том числе – и ее итог, но при этом ошибочно думать, что существует некая судьба, которую человек не в силах изменить. Зависимость от убежденности в том, что твое будущее раз и навсегда детерминировано и может быть только таким и никаким другим, – это самое настоящее рабство. Ведь очень часто человек становится рабом всякого рода предсказаний, гороскопов, лжепророчеств. Мы должны – вне зависимости от каких бы то ни было представлений о судьбе – всегда творить добро, всегда стремиться быть ближе к Богу и противостоять злу, не оглядываясь на указания гороскопов и астрологических прогнозов. Христианин строит свой жизненный путь в соответствии с евангельским призывом, а не предсказаниями астрологии.

– Часто приходится сталкиваться с тем, что люди отождествляют судьбу с понятием воли Божией, принимая ее за некий сценарий человеческого пути…

– Это не сценарий, а знание Бога о том, как человек осуществит свой свободный выбор. Господь обладает этим знанием, поскольку Он существует вне времени и над временем, Ему известны судьбы не родившихся людей, известен итог человеческой истории. Но это вовсе не означает, что Господь формирует волю человека, задает те или иные его действия и решения. В этом случае человек не был бы свободен, а значит – и не был бы богоподобен. Он не был бы настолько ценным в очах Божиих. Как раз сатанинские силы пытаются детерминировать человека, задать ему мировоззренческий выбор – причем, выбор, далекий от веры и религиозности.

Недавно у нас проходила очень интересная и непростая встреча с представителями различных общественных организаций, которые занимаются вопросами, связанными с опасностью электронного контроля над жизнью человека, включая и сферу мировоззренческого выбора. Эта проблема, которую окарикатурили те, кто борется с шестерками на паспортных виньетках, на самом деле стоит перед современным человечеством очень остро. Существует реальная опасность захвата власти определенными силами с целью сконструировать человека – как духовно, так даже и физически. На фоне выделения все большего и большего количества средств ради обеспечения земного бессмертия возникает множество проектов замены физических органов какими-то техническими устройствами. Дальше может появиться идея поддержания жизни человеческого мозга не в физическом теле, а в какой-то иной, неестественной среде, где он будет омываться искусственной кровью и существовать при помощи тех или иных манипуляторов и программ. Сейчас это кажется научной фантастикой, но существуют миллионы людей, в том числе – влиятельных и богатых, которые стремятся к подобным достижениям в надежде заменить идеал вечной жизни идеалом земного бессмертия.

Кроме того, сегодня разработано и множество способов манипуляции сознанием, в том числе – воздействия на область религиозного, мировоззренческого и политического выбора человека. Мы видим, что эти технологии все больше и больше оказывают влияние на ход современного общественного процесса. Если они будут действовать в полную силу, то вполне возможно предположить, что в скором будущем человек с детства будет обречен на существование в жестких рамках определенной мировоззренческой системы, закрепленной соответствующим законодательством, соблюдение которого будет контролироваться с помощью технических средств. Уже сегодня вполне реальным выглядит такое положение вещей, при котором каждый человек обладает, скажем, неким электронным устройством, позволяющим идентифицировать его личность, устанавливать и отслеживать со спутника его местонахождение, а также тех, кто находится рядом с ним. Процессы, которые мы наблюдаем сегодня, – всеобщая унификация и нивелировка, попытки предопределить выбор человека, поставить его в жесткие рамки, “отштамповать” определенный человеческий тип с заданными качествами – все это свидетельствует о дьявольском плане, призванном уничтожить в человеке его свободную волю.

– В чем, на Ваш взгляд, состоит основная духовная проблема современного человека?

– Их очень много, как много и людей с совершенно разными настроениями и духовными трудностями. Одной из серьезных проблем, с которой мне часто приходится сталкиваться и на исповеди, и в ходе общения с людьми, – это одержимость человека пустыми занятиями. Для кого-то это просмотр сериалов 24 часа в сутки, для кого-то это вовлеченность в культ потребления, вещизма, комфорта, для кого-то это алкоголь, наркотики и азартные игры, получившие сегодня повсеместное распространение и доступные даже школьникам. Такое прожигание жизни, пустое растрачивание сил, в том числе – и на чтение бессмысленных и низкопробных книг, которые пишутся за неделю и читаются за сутки, – все это превращает человека в животное, лишает его смысла жизни, забивает мозги пустой информацией, не оставляя никакого времени для того, чтобы задуматься о своей душе, создавая при этом иллюзию насыщенной и интересной жизни. В свое время было сказано, что праздность – это мать всех пороков. Что же говорить о генерируемой, культивируемой, навязываемой праздности – через телевизор, игровые автоматы, наркокультуру, тупейший “юмор” эстрадных артистов, которые 20 лет повторяют одно и то же…? Это явление настолько сильно разрушает жизнь человека и народа, что нечего удивляться безнравственности, дикости и росту преступности во всем мире. Человек, который всю жизнь проводит в этой отупляющей интеллектуально-культурной атмосфере, парализующей его волю и умение мыслить, становится неспособным ни к какому духовному усилию.

– Как Вам кажется, чем Церковь может привлечь современного человека, развращенного этой навязываемой инфраструктурой развлечений, инертного и отягощенного множеством комплексов?

– Нужно быть проще и прямее. Как говорится в Евангелии, “да будет слово ваше: “да, да”; “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф., 5.37). Мы подчас не осознаем в достаточной степени смысла этих слов, вдаваясь в сложные рассуждения, в то время как наиболее убедительной всегда является прямая простота, которую, конечно, нельзя путать с глупостью. Простота и честность. Это не значит, что Церковь должна подделываться под молодежный язык или язык какой-либо иной возрастной, социальной или национальной группы. Я был и остаюсь сторонником того, чтобы Церковь давала право на жизнь самым разным формам проповеди и общения – будь то рок-концерт, концерт авторской песни, или выставка. В свое время я, например, был одним из организаторов первой выставки авангардной живописи на религиозные темы в Москве в 1989 году, в начале 90-х стал автором предисловия к первой пластинке христианского рока в России. Я убежден, что такие формы участия Церкви в разных сферах общественной и культурной жизни (если за ними стоит искренность и открытость, а не личные амбиции, связанные с культом самореализации или шоу-бизнесом), не противоречат христианскому служению. Однако искренность и попытки мимикрировать, скажем, под молодежную культуру – это разные вещи. Мне смешны, например, многие наши общественные деятели, которые пытаются изображать из себя рэпперов в надежде завоевать популярность среди молодежи.

По моему глубокому убеждению, по-настоящему серьезный, прямой и искренний разговор способен заинтересовать и увлечь любого слушателя. Молодые люди с большим интересом слушают и воспринимают серьезные тексты и глубокие христианские проповеди, если лектор или проповедник открыт и не боится быть самим собой.

Но, в то же время, мне представляется совершенно пагубным и безуспешным путь западного христианства, сделавшим из церкви место, где обязательно должно быть комфортно. Человека усаживают в удобное кресло, угощают чашечкой кофе, сигарой, ставят легкую музыку, спрашивают “чего изволите?”… Обвенчаться мужчине с мужчиной? – Пожалуйста! Послушать священника, который не верит в воскресение Христа? – Пожалуйста! Устроить богослужение для домашнего животного? – Пожалуйста! Самое удивительное, что все это проходит под следующим лозунгом: “Сделайте церковь местом развлечений – и люди к ней потянутся!”. Выяснилось, что нет, и с точностью до “наоборот”! Как раз именно из такой церкви люди и уходят! Если кому-то хочется послушать ни к чему не обязывающую музычку, если кто-то жаждет, чтобы его обхаживали со словами “чего изволите?”, то он куда с большей охотой отправится в ресторан, в клуб, в казино или на дискотеку! В церковь люди идут не за этим. Туда идут, чтобы изменить свою жизнь, начать духовный подвиг, обратиться к Богу с молитвой, осмыслить собственный путь. И если церковь этого не предлагает, то, конечно, из нее люди будут уходить. И не случайно те христианские организации, которые в наибольшей степени заботятся о комфорте прихожан, сейчас сталкиваются с проблемой оскудения паствы.

– Что имеется в виду, когда на богослужении православные христиане обращаются к Богу с молитвой “о воссоединении Святых Божиих Церквей” ?

– Я не специалист по этой богословской проблеме, о которой писал святитель Филарет. Перед нами всегда стоял и будет стоять вопрос о том, какие не православные сообщества можно называть Церквами. По традиции, мы называем так Католическую Церковь, Древние Восточные Церкви, и лишь с большой долей условности мы можем именовать церквами большинство протестантских сообществ, в которых, как правило, нет апостольского преемства, традиционного христианского учения о Таинствах, часто нет богослужения в привычном для нас смысле. Конечно, в дипломатической практике общения с этими организациями мы употребляем их самоназвание, однако Церковь в строгом смысле слова представляет из себя все же нечто другое. Кстати, этот вопрос сегодня детально осмысляет католическое богословие, в частности – известный документ “Dominus Jesus”, под которым я бы на 90 процентов подписался.

Для нас христианское единство возможно только на основе веры и устройства Древней неразделенной Церкви, которые содержатся неповрежденными в Православии. Кто знает, может быть, те или иные группы или сообщества западных христиан будут возвращаться к этой вере, особенно сейчас – в момент острейшей духовной жажды в Европе. Но если говорить о таких церквах, как Англиканская или Лютеранская, то надежды на скорое воссоединение, которое было вполне реальным в начале и в середине ХХ века, сейчас становятся все более далекими от действительности. Эти надежды были связаны именно с перспективами возвращения этих церквей к вере Древней неразделенной Церкви; сегодня же мы наблюдаем противоположную тенденцию. Такие вещи, как женское священство, венчание гомосексуалистов, полный пересмотр христианского учения в угоду общественному мнению, богословская индифферентность, доходящая до оправдания неверия и антихристианских взглядов, – все это свидетельствует о том, что либеральная часть западного христианства все больше и больше уходит от основ христианской веры, а значит – и от возможности воссоединения с Православной Церковью.

Беседовала Александрина Вигилянская