Балет. Что такое Балет? История возникновения классического балета

История балета для детей расскажет как и где появился балет.

Когда появился балет?

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итал. balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.

Балет как вид искусства довольно молодое. Танцу, который украшает нашу жизнь, уже исполнилось 400 лет. Место, где зародился балет – это Северная Италия, а случилось это в эпоху Возрождения. Местные князья любили дворцовые пышные празднества и нанимали танцмейстеров, которые репетировали со знатными людьми движения танцев и отдельных фигур.

Считается, что тем, кто придумал балет был итальянский балетмейстер Бальтазарини ди Бельджойозо . Он поставил первый балетный спектакль-представление под названием «Комедийный балет Королевы», который был поставлен во Франции в 1581 году.

Именно во Франции балет начал развиваться. Во время царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия.

История русского балета кратко

В России впервые был поставлен балетный спектакль под названием «Балет об Орфее и Евридике» 8 февраля 1673 года. Это произошло во дворце царя Алексея Михайловича. Медлительные и церемонные танцы являли собой изящные позы, ходы и поклоны, которые чередовали с речью и пением.

Спустя только четверть века, вместе с реформами Петра I в быт русского народа вошли танец и музыка. В учебных заведениях для дворян оборудовали классы для занятий танцами. При царском дворе стали выступать заграничные оперные артисты, музыканты и балетные труппы.

Первую балетную школу в России открыли в 1731 году. Она называлась шляхетный Сухопутный корпус. Ее считают колыбелью русского балета. В развитие балетной школы огромный вклад внес Жан Батист Ланде, французский танцертмейстер. Он основоположник русского балета. Ланде также открыл первую школу в России по балетному танцу. Сегодня это Академия русского балета им. А.Я.Вагановой.

Дальнейший толчок в развитии балет получил в период правления царицы Елизаветы Петровны. После приглашения в Россию балетмейстера из Франции Дидло, данное искусство достигло особого расцвета – изящные постановки, позы и оформление делали фурор.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить учащихся с основными чертами балета как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие : развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные : воспитать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися , основной вопрос которой: что вы знаете о балете?

Беседа выявляет знания учащихся о балете. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах;
б) в балетном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии.

Дается определение. (Слайды 1, 2)

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя

Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления (особенно в Италии и Франции XVI-XVII веков), в которых танцам было отведено почетное место. (Слайд 3)

Итальянское слово balletto , означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. Произошло это после того как в 1581 году итальянец музыкант Бальтазарини поставил в Париже при дворе Екатерины Медичи красивейшее театральное представление «Комедийный балет королевы». Это пышное театральное действие, включавшее в себя пение, диалоги без музыки и танцы, было попыткой автора возродить античную драму по образцу древнегреческой трагедии, в которой драматическая игра актеров сопровождалась выразительными танцевальными движениями, подчеркивающими значение слов, раскрывая чувства героев спектакля. Так в блестящую эпоху Возрождения (XVI век) стремление воскресить грандиозные зрелища древнегреческого театра привело к рождению нового жанра. Со временем постепенно танцы освободились от диалогов и пения. Появился новый вид самостоятельного театрального представления – балет. (Слайд 4)

Беседа с учащимися о тех, кто создает балет.

3. Объяснение учителя

Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. Поэтому у балетного спектакля четыре создателя: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник. (Слайд 5)

Композитор пишет музыку на основе либретто (краткое изложение содержания). Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу).Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.

Беседа с учащимися о роли костюма и декорации в балетном спектакле, об изменении сценического костюма, связанного с развитием техники танца.
Дается определение декорации. (слайды 6, 7, 8, 9)

4. Беседа о роли музыки , раскрывающей чувства и эмоции действующих лиц, помогающей передать атмосферу происходящего на сцене, о сочетании музыки и танцевальных движений.

Обобщение учителя. Движения балетного танца настолько выразительны, что способны раскрыть самые разнообразные человеческие чувства. «Танец – дитя музыки», – говорят классики хореографии. Музыка в балете не только сопровождает танец, а является источником его образного содержания. «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка», – так писал Жан Жорж Новерр – великий реформатор балета. (Слайд 10)
Балет состоит из танцевальных номеров и пантомимных сцен. Музыка танцев подчинена четким танцевальным ритмам. Наиболее широко в танцевальных номерах используются вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды и национальные танцы (итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка).
Учащимся предлагается прослушать Вальс соль минор из 1 акта балета «Золушка» С.Прокофьева (звезды несут Золушку на бал). За прослушиванием следует обсуждение характера музыки, образного содержания и музыкального языка номера. В процессе обсуждения обращается внимание учащихся на использование композитором лирического жанра вальса для передачи душевного состояния Золушки.
Применяются в балете и ритмы марша.

Прослушивание Марша из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Обсуждение характера музыки и выразительных средств, создающих легкость детских движений.
Беседа с учащимися о том, что такое пантомима, о ее роли в балетном спектакле.

Объяснение учителя.

В пантомиме (по греч. «все воспроизводящий подражанием») танцоры жестами и мимикой передают разговор действующих лиц. Музыка пантомимы более свободна по ритму и создает ощущение выразительных движений. Пантомима связывает один танец с другим, помогая непрерывности развития действия. (Слайды 11,12,13)
Балет открывает возможности для программно-изобразительной музыки, рисующей живописные картины.
Учащимся предлагается прослушать Сцену сражения из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. После прослушивания учащиеся рассказывают о характере музыки и средствах выразительности, позволяющих создать сцену сказочного сражения мышей и солдатиков. При разборе номера обращается внимание на использование в музыке приемов звукоподражания и звукоизобразительности.

5. Беседа о том, кто такие балерины, о трудности освоения танцевальной техники, о том, почему балет называют «танцем на пуантах», о балетных туфлях (пуантах), позволяющих танец балерины сделать легким и воздушным. (Слайды 14,15,16)

Объяснение учителя.

Танец – основа балетного спектакля. Танцы в балете принято делить на классические и характерные. Классический танец отличают позы и жесты взятые от античных танцев. Изображение этих красивых и изящных движений можно увидеть у древнегреческих статуй, на рисунках древнегреческих ваз, на барельефах. (Слайд 17, 18)
Существует два вида классического танца: адажио – медленный, плавный лирический танец и аллегро – быстрый, виртуозный танец. (Слайды 19, 20)
К характерным танцам относятся национальные и народные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. (Слайды 21, 22)
К характерным танцам относятся и яркие образные танцы.
Но в современном балете нет отчетливого разделения на классические и характерные танцы. В новой хореографии характерный танец испытывает влияние классического, а классический стремится быть образным, портретным. Так оба вида танца обогащают друг друга. (Слайд 23)
Танцы в балете бывают сольные (выходы, вариации), ансамблевые (танец двоих – pas de deux , танец троих – pas de trios, танец четырех – pas de quatre) и групповые – массовые (номера исполняет кордебалет). (Слайды 24-29)
Классический балет основан на чередовании танцев и пантомимных сцен. Но особое место в балетном спектакле занимает «действенный танец» (pas d’action), в котором балетный танец объединяется с драматической выразительностью пантомимы, выражая чувства героев и объясняя происходящие события в спектакле.

6. Беседа о строении спектакля (Слайд 30)

Обобщение и объяснение учителя.

Балет, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Открывает спектакль, как правило, увертюра, а музыкальный антракт является вступлением к какому-либо акту (действию) балета. Балетный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. (Слайд 31)
Балет обычно завершается торжественной массовой сценой – апофеозом.
Дается определение. (Слайд 32)
В построении балетов часто используются сплетения ряда танцев – сюиты, которые могут состоять из классических или характерных танцев и заканчиваться кодой. Такие сюиты называются дивертисментом, что по-французски означает «развлечение». Это последовательность развлекательных танцевальных номеров лишь внешне связанных с действием балета (изображение картины бала, маскарада, праздника).
К жанру балета обращались композиторы разных стран. Среди авторов есть имена выдающихся русских музыкантов Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Щедрина, Хачатуряна. Балеты этих композиторов стали замечательными образцами жанра.

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали о балете. Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание . Составить кроссворд о балете, используя новые термины.

Список литературы:

1. Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца: Книга для учащихся». – М.: Просвещение, 1985.
2. «Музыкальные жанры». Общая редакция Поповой Т.В. – Музыка, М. ,1968.
3. Худеков С.Н. «Искусство танца: История. Культура. Ритуал» – М.: Эксмо, 2010.
4. Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах», учебное пособие для детской музыкальной школы, 1-й год обучения – СПб.:«Валери СПД», 1998г.
5. Робин Вильямс. «Дизайн для недизайнеров». – М. : Символ, 2008.

Балет (фр. ballet, от лат. ballo - танцую) - вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

Зарождение балета

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».

Дальнейшее развитие балета

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма.

Современный балетный костюм (костюм феи Драже из спектакля «Щелкунчик»)

Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони.

Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Бетховен в своём балете «Творения Прометея» (1801) предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адана «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856). Балеты Делиба «Коппелия» (1870) и «Сильвия»(1876) считаются первыми симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке (в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др.), как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца.

В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).

История русского балета начинается с 1738 года. Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства - известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего - во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре. В сентябре 1737 он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного. С 1743 бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца. Традиция симфонизации балетной музыки была продолжена Глазуновым в балетах «Раймонда» (1898), «Барышня-служанка»(1900), «Времена года» (1900).

Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века. В своих балетах балетмейстер Большого театра А. А. Горский стремился добиться последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, старался усилить роль кордебалета, как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца. Крупный вклад в русское балетное искусство внёс М. М. Фокин существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки для «Русских сезонов» балетов «Шопениана», «Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь» (1907). В 1911-13 на почве «Русских сезонов» образовалась постоянная труппа «Русский балет Дягилева». После ухода из труппы Фокина её балетмейстером стал Вацлав Нижинский. Самой известной его постановкой стал балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

Танец модерн

Танец модерн - направление в танцевальном искусстве появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов.

От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Это возникшее в начале ХХ века движение (родоначальницей его считается Айседора Дункан), служило истоком многих направлений современного танца и дало импульс реформе самого балета.

Знает даже дату первой французской балетной постановки. 15 октября 1581 года королевское и придворные увидели постановку «Цирцея, или Комедийный балет королевы». Задумка представления принадлежит одному из придворных скрипачей - итальянцу Бальтазарини де Бельджозо.

На заре балета в его основе лежали танцы, принятые при королевском дворе. Примерно через сто лет зарождаются новые жанры: балет- , балет-опера и другие. Музыку для таких спектаклей начинают выделять в особый жанр, а постановку стремятся максимально драматизировать. Спустя еще век балет становится самостоятельным видом искусства. Немалую роль в этом сыграл французский балетмейстер Жан Жорж Новерр, который провел ряд реформ и сделал ставку на раскрытие постановки через выразительные образы.

В особую категорию всегда выделяли балет. Первый в России спектакль был поставлен 8 февраля 1673 года. В тот день царь Алексей Михайлович находился в подмосковном селе Преображенское и желал развлекаться. По преданию, балет ему настолько понравился, что он повелел развивать это направление искусства.

Русский балет как особая часть общего балетного искусства стал формироваться в начале XIX века. Французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло сделал более тесной связь танцевальных па и пантомимы, увеличил значение кордебалета. Именно он делал центром постановки танец. Русский балет не был бы известен во всем мире, если бы не композитор П.И. Чайковский. Именно ему принадлежит , ставшая основой классических «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и других. Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное , выразить драматическими средствами чувства и переживания героев. На сцене персонажи росли, развивались, боролись друг с другом и самими собой, влюблялись, убивали. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю.

Академический балет XIX века был закован в рамки правил, стереотипов и условностей. В начале XX века не только в России, но и других странах мира начались усиленные поиски новых форм. Появился модерн – альтернатива строгим формам, а затем и свободный танец. Считается, что свободный танец придумала Айседора Дункан. Она была убеждена, что танец естественен, является частью каждого человека и отражает язык души. Именно Дункан первая спустилась с балетных пуант, отказалась от неудобных пачек в пользу легких и летящих одеяний. Свободный танец стал мировым движением, которое послужило толчком к очередному эволюционному витку балета.

Е. А. Санковская, кон.19 в. - М. Ф. Кшесинская, О. О. Преображенская и др. Нач. 20 в.ознаменовано реформаторской деятельностью балетмейстеров М. М. Фокина, А.А. Горского. Огромное влияние на мировой балет оказали ""Русские сезоны"" заграницей, организованные С. П. Дягилевым. Во Франции в числе наиболееизвестных балетмейстеров - С. Лифарь, М. Бежар, балерина И. Шовире. ВВеликобритании национальный балет возник благодаря усилиям Н. де Валуа, М.Рамбер, Ф. Аштона, балерины М. Фонтейн. В США, где работали Дж. Баланчин,Дж. Роббинс, на балет оказал влияние американский танец ""модерн"" (М.Грэхем и др.). В Германии балет развивался после 2-й мировой войны(балетмейстеры Дж. Кранко, Дж. Ноймайер). В числе наиболее известныхроссийских мастеров: балетмейстеры К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов, Р.В. Захаров, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Ю. Н. Григорович; артисты Г.С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Т. Семенова, О. В. Лепешинская, В. М.Чабукиани, А. М. Мессерер, К. М. Сергеев, Н. М. Дудинская, В. В. Васильев,Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, М.-Р. Э. Лиепа, Р. Х. Нуреев, М. Н.Барышников и др.

Значение слова Балет по словарю синонимов:
Балет - хореография

Значение слова Балет по словарю Ушакова:
БАЛЕТ , балета, м. (фр. ballet). 1. Театральное представление на определенный сюжет из танцев и пантомим под музыку. Пойти на балет. || Музыкальное произведение, предназначенное для такого представления. Оркестр исполнил вальс из популярного балета. 2. только ед. Искусство театрального танца. Русский балет. Классический балет.

Значение слова Балет по словарю Даля:
Балет
м. зрелище, составленное из плясок и немого действия. Балетный, к такому представлению относящийся; балетчик м. балетчица ж. балетный плясун. Балетмейстер м. сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними.

Определение слова «Балет» по БСЭ:
Балет (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую)
вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах. Термин «Б.» служит преимущественно для обозначения европейского Б., сложившегося на протяжении 16-19 вв., но в 20 в. стал трактоваться расширенно, в частности применительно к восточным танцевальным представлениям.
Европейский Б. возник в эпоху Возрождения. В конце 14 в. наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театрального танца, зародившегося в Италии, а затем и в др. странах, привёл в 15-16 вв. к рождению Б. В 16 в. сценический танец, ранее входивший в представление в качестве интермедий, получил драматургическое оформление, став частью синтетического спектакля. Первые спектакли, связанные единым сюжетом, появились во Франции во 2-й половине 16 в. (например, «Комедийный балет королевы» Б. Бальтазарини, 1581).
В это время танец был ещё неотделим от слова и пения. В представлениях, дававшихся при дворе, выступали придворные. После появления профессиональных танцовщиков началось развитие техники танца. К концу 17 в. были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца.
В 18 в. в Англии, Австрии, а затем во Франции Б. окончательно сформировался как самостоятельное искусство. В Лондоне балетные спектакли на античные сюжеты создавали Дж. Уивер и М. Салле. В Вене балетм. Ф. Хильфердинг и Г. Анджолини обратились к трагедиям классицизма. Французский хореограф Ж. Ж. Новер обобщил и закрепил практику и теорию нового Б. Его спектакли
(«Медея иЯзон» Ж. Ж. Родольфа, 1763; «Горации и Куриации» И. Штарцера, 1775) отличались целостностью и логическим развитием сюжета. Их содержание раскрывалось с помощью музыки и пантомимы. Последователи Новера - балетм. Ж. Доберваль (автор «Тщетной предосторожности», 1789)
и др., сохраняя верность основным принципам Новера, стремились развивать действенность самого танца. В Дании работал балетм. В. Галеотти. Принципы действенного Б. получили развитие в спектаклях итальянского балетм. С. Вигано
(«Творения Прометея» Л. Бетховена, 1801 и 1813; «Отелло», 1818).
В России регулярные балетные спектакли ставились с середины 1730-х гг. Пантомимные Б. классицистского направления насаждали балетм. Хильфердинг, Анджолини. Б., близкие стилю сентиментализма, ставил на рубеже 18 и 19 вв. И. И. Вальберх
(«Новый Вертер» А. Н. Титова, 1799; «Павел и Виргиния», 1810). Национальная тематика и фольклор использовались в танцевальных интермедиях и дивертисментах (особенно в период Отечественной войны 1812).
Достижения Б. как во Франции, так и в России подготовили возникновение романтического Б., черты которого проявились уже в 1820-х гг. в спектаклях Ш. Дидло («Зефир и Флора» К. Кавоса, 1818; «Кавказский пленник, или Тень невесты» К. Кавоса, 1823)
и его последователя А. П. Глушковского («Руслан и Людмила, или Ниспровержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца, 1812). Романтический Б., окончательно сформировавшийся во Франции в 1830-х гг., стал одной из вершин развития хореографического искусства 19 в. В романтических образах отразилось обобщённое идеализированное представление о человеке. В Б. балетм. Ф. Тальони, поставленных для танцовщицы М. Тальони
(«Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, 1832; «Дева Дуная» А. Адана, 1836), возник новый стиль танца (развилась прыжковая техника, появился женский танец на пальцах). Лучшее произведение этого направления - Б. «Жизель» Адана, поставленный Ж. Перро (1841). Видной танцовщицей романтического Б. была Ф. Эльслер. Балеты Перро
(«Эсмеральда» Ч. Пуньи, 1844; «Корсар» Адана, 1858), близкие искусству поэтов-романтиков, связанному с национально-освободительными идеями, воздействовали пафосом, эмоциональной силой. Одним из ответвлений романтического Б. были лирические танцевальные драмы датского балетм. А. Бурнонвиля
(«Неаполь» Х. Паулли, Э. Хельстеда, Н. В. Гаде, Х. К. Люмбье, 1842; «Свадебный поезд в Хардангере» Паулли, 1853).
Во 2-й половине 19 в. с кризисом романтизма балетное искусство в Европе стало терять глубокое человеческое содержание, сближалось с феерией, ревю. Эти черты проявились в творчестве А. Сен-Леона («Пакеретта» П. Петипа сохраняли отчасти сюжетную цельность, характерную для предыдущего периода. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балетного спектакля, где сценарная фабула излагалась в пантомимных сценах, а основная идея произведений рождала обобщённые образы больших танцевальных ансамблей. Танец достиг высокой выразительности и технического совершенства в балетах Петипа, находившего основу в музыке. Поэтому значительным явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр.
Танцевальные ансамбли «Спящей красавицы» П. И. Чайковского (1890), «Раймонды» А. К. Глазунова (1898), поставленные Петипа, «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895) Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа, обобщали мысли, чувства подобно симфонической музыке.
В 20 в. на путь реформ встал М. М. Фокин. Он ввёл Б. в круг идей и образов, характерных для искусства этого времени, в частности для эстетических принципов «Мира искусства». Его Б. «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина (1907),
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Карнавал» на музыку Р. Шумана (1910), «Жар-Птица» и «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1910 и 1911) стилистически и тематически были близки художникам «Мира искусства»,
с которыми сотрудничал М. М. Фокин, перекликались с современной поэзией, исканиями театральной режиссуры. В одноактных балетах Фокина, драматургически завершенных и цельных, на смену каноническим танцевальным композициям (па-де-де, Гран па и др.) пришла новая хореография: динамическая танцвальная пантомима, танец, проникнутый мимической выразительностью. В начале 20 в. попытку реформировать Б. предпринял А. А. Горский, стремившийся к реалистической мотивировке действия
(«Дочь Гудулы» А. Ю. Симона, 1902; «Саламбо» А. Ф. Арендса, 1910).
Борьба академического и нового направлений отразилась на исполнительском искусстве. К академическим формам тяготели М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, Е. В. Гельцер. В экспериментах Фокина участвовали Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, который проявил себя и как балетмейстер, введя в Б. мотивы экспрессионизма
(«Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, 1912; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913). Выдающаяся русская балерина А. П. Павлова выразила идеи своего времени в классических формах Б.
На рубеже 19 и 20 вв. русский Б. определился как один из наиболее развитых видов национальной культуры. К этому времени Б. как самостоятельный и творчески развивающийся вид искусства существовал только в России. Поэтому достижения русских мастеров сказались на развитии мировой хореографии. Под прямым воздействием русского Б. возродился балетный театр в Зап. Европе и Америке. Б. получил распространение и в странах, ранее его не знавших. Та невиданная популярность, которую приобрело в 20 в. танцевальное искусство, имеет основой прежде всего достижения русского Б.
В 1-й четверти 20 в., в особенности после организации «Русских сезонов» за границей (см. С. П. Дягилев), которые начиная с 1909 проводились в Париже и Лондоне, интерес к Б. ещё более возрос. Возникали различные школы
«свободного» танца (иначе «танца модерн», ритмопластического танца), родоначальником которого явилось искусство А. Дункан. Всё большее внимание уделялось и народым танцам. К середине 20 в. в результате всех этих влияний, по-разному сочетавшихся с особенностями национальных традиций, почти в каждой стране сформировалась своя национальная школа Б.
Во Франции до 1929 работала созданная на основе труппы «Русских сезонов» труппа «Русский балет С. П. Дягилева» (балетм. Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская), где фокинские традиции получили дальнейшее развитие, видоизменяясь под влиянием современной французской живописи (П. Пикассо, Ф. Леже и др.) и музыки. В 20-30-е гг. активизировалась деятельность балетной труппы парижского театра
«Гранд-Опера» (балетм. С. Лифарь и др.). С конца 1940-х гг. создаются новые коллективы, возглавляемые Р. Пти, М. Бежаром, Ж. Шарра, активно стремившимися приобщить Б. к темам и образам современности.
Балетное искусство Англии восприняло принципы русского Б., сохраняя традиции английского театра пантомимы. Это нашло выражение в ранних постановках балетм. Н. де Валуа («Иов» Р. Воан-Уильямса, 1931), в трагических пантомимных спектаклях Р. Хелпмена
(«Гамлет» на музыку П. И. Чайковского, 1942), а также в пародийных, фарсовых представлениях, нередко связанных с английской юмористической литературой, сатирической живописью («Фасад» У. Уолтона, балетм. Ф. Аштон, 1931; «Карьера мота» Г. Гордона, балетм. Н. де Валуа, 1935).
В США балетм. Дж. Баланчин создаёт бессюжетные Б., где получили развитие принципы, некогда провозглашенные М. И. Петипа: танцевальные движения здесь воспринимаются как зрительная аналогия музыке. Широко используется «свободный» танец (М. Грэхем. Д. Хамфри и др.). В постановках балетм. А. Тюдора
(«Огненный столп» на музыку А. Шёнберга, 1942), А. де Милль он сочетается с классическим. Особую группу составляют Б. бытового и фольклорного характера («Родео» А. Копленда, балетм. А. де Милль, 1942). В 1930-х гг. возрождается датский Б., хранивший на протяжении почти столетия традиции Бурнонвиля. Началось возрождение Б. в Италии, Австрии, Швеции. После 2-й мировой войны распространился Б. в Югославии, Голландии, ФРГ. Получил развитие Б. в Польше, Венгрии, балетные театры организованы в Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии. Появился Б. в странах, ранее не имевших балетного искусства (Турция, ОАР, Япония, Австралия и др.). В Испании началось возрождение и распространение испанского классического танца (танцовщики Архентина, Антонио). В странах Лат. Америки балетмейстеры пользуются сочетаниями национального и
«свободного» танца (Мексика), «свободного» и классического танца (Чили, Куба).
В странах Азии (Индия, Индонезия, Цейлон, КНДР и др.) возрождаются национальные традиции народного и сценического танца, на основе которого создаются и современные спектакли. Танцевальный фольклор изучается также в странах Африки, где в 50-60-е гг. созданы коллективы, выступающие с народными танцами.
Советский Б. начал складываться сразу после Октябрьской революции. Вбирая в себя достижения прошлого - традиции академического Б. и фокинского направления, советский балетный театр преобразовал и обогатил их. Многонациональный советский Б. однороден по своим художественно-эстетическим принципам, его искусство доступно массам, он утверждает принципы социалистического гуманизма. Общим для всех мастеров Б. является реалистический метод. Но единство идейных и методологических принципов не исключает разнообразия форм.
Советский Б. прошёл несколько этапов развития. 1920-е гг. были отмечены напряжёнными поисками нового, революционного и современного содержания и соответствующих ему новых форм. Балетм. Ф. В. Лопухов утвердил танцевальную аллегорию, танцевальный плакат
(«Красный вихрь» В. М. Дешевова, 1924), танцевальную симфонию («Величие мироздания» на музыку Л. Бетховена, 1923), формы народного театра, действенного, сатирически окрашенного («Пульчинелла» И. Ф. Стравинского, 1926). К. Я. Василенко (1925). Одновременно тщательно сохранялись и лучшие Б. прошлого. Эти два основных направления - сохранение традиций и новаторство - объединились к концу десятилетия. В Б. «Ледяная дева» на музыку Э. Грига (балетм. Ф. В. Лопухов, 1927) были созданы большие танцевальные ансамбли, построенные на классическом танце с элементами акробатики. В
«Красном маке» Р. М. Глиэра (балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров, 1927) выявились поиски психологические правды в обрисовке характера героини, а массовый танец «Яблочко» предвосхитил появление героических плясок, которые стали одним из завоеваний последующего десятилетия. В Б. балетм. В. И. Вайнонена
(«Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, 1932) и В. М. Чабукиани («Сердце гор» А. М. Баланчивадзе, 1938; «Лауренсия» А. А. Крейна, 1939) эта тенденция проявилась наиболее отчётливо. На рубеже 20-30-х гг. возник также новый тип
«героического» артиста балета, энергично, действенно воспринимающего жизнь: М. Т. Семенова, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани.
С середины 30-х до середины 50-х гг. главенствующим жанром советского Б. была многоактная танцевальная драма, черпавшая сюжеты из классической литературы. В эти годы вырабатывались новые принципы драматургии - сценарной, музыкальной, хореографической. Постановщики добивались непрерывного развития действия, достоверности характеров. Балетмейстеры, наиболее успешно работавшие в этом направлении: Р. В. Захаров
(«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1934), Л. М. Мессерер, М. М. Габович.
В 30-х гг. начали возникать балетные театры во многих республиках, даже в тех, народы которых в прошлом не только не знали Б., но подчас не имели и танцев.
Известность получили Б.: на Украине «Лилея» К. Ф. Данькевича, «Лесная песня» М. А. Скорульского (балетм. С. Н. Сергеев, 1946; В. И. Вронский, 1958); в Белоруссии «Соловей» М. Е. Крошнера (балетм. А. Н. Ермолаев, 1939); в Узбекистане
«Семург» Б. В. Бровцына (балетм. И. Юсупов, 1964); в Казахстане «Камбар и Назым» В. В. Великанова (балетм. М. Ф. Моисеев, 1938, Д. Абиров, 1959); в Грузии многочисленные постановки В. М. Чабукиани («Сиыатлэ» Г. В. Киладзе, 1947; «Горда» Д. А. Торадзе, 1949; «Отелло» А. Д. Мачавариани, 1957);
в Азербайджане «Девичья башня» А. Бадалбейли (балетм. С. Н. Кеворков, В. И. Вронский, 1940), «Семь красавиц» К. Караева (балетм. П. А. Гусев, 1952); в Литве
«Эгле - королева ужей» Э. К. Бальсиса (балетм. В. Гривицкас, 1960); в Молдавии «Сломанный меч» Э. Л. Лазарева (балетм. Н. В. Данилова, 1960); в Латвии «Сакта, свободы» А. П. Скултэ (балетм. Е. Я. Чанга, 1950); в Киргизии
«Чолпон» М. Р. Раухвергера (балетм. Л. М. Крамаревский, 1944; Н. С. Тугелов, 1958); в Таджикистане «Лейла и Меджнун» С. А. Баласаняна (балетм. Г. Валамат-заде, 1947); в Армении «Мармар» Э. С. Оганесяна (балетм. И. И. Арбатов, З. М. Мурадян, 1957); в Туркмении
«Алдар-косе» К. А. Корчмарёва (балетм. Н. С. Холфин, 1942; К. Джапаров, 1952); в Эстонии «Калевипоэг» Э. А. Каппа (балетм. Х. Ю. Тохвельман, 1948; И. А. Урбель, 1953); в Башкирии «Журавлиная песня» Л. Б. Степанова (балетм. Н. А. Анисимова, 1944); в Бурятии
«Красавица Ангара» Л. К. Книппера (балетм. М. С. Заславский, 1959); в Татарии «Шурале» Ф. З. Яруллина (балетм. Л. В. ");