Музыка. Музыкальная культура дошкольника консультация на тему Структура музыкальной культуры

Страница 1

Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры (некоторые исследователи относят последнюю к области духовной культуры).

В богатствах культуры, накопленных человечеством, передается опыт, который каждое последующее поколение должно «освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума».

Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические концепции строятся на формировании личности через культуру - воспитание человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее - воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.В. Кабалевского.

Педагоги Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, О.П. Ригина - пытались раскрыть содержание понятия «музыкальная культура». Школяр - диагностировала наличие музыкальной культуры у детей младшего возраста и подробно описала результаты своей опытной работы.

Изучение литературы показало, что однозначного мнения по поводу определения понятия музыкальной культуры не существует. Каждый педагог имеет свою субъективную точку зрения.

Дм. Кабалевский отождествляет музыкальную культуру с музыкальной грамотностью. В своих трудах он говорит: «Музыкальная культура – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и непрерывно жизнью связанное, это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений». По мнению Д.Б. Кабалевского в основе слушания музыки лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Однако данное понятие не сводится ни к одному из «видов деятельности учащихся». Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по настоящему слышать и размышлять о ней. «Не умеющий слышать музыку никогда не научится по настоящему хорошо ее исполнять».

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства их мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Следовательно, музыкальное искусство, не несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы - не воздействует на духовный мир ребенка. Д.Б. Кабалевский указывает на то, что умение слышать музыку необходимо начинать воспитывать с самого начала школьных занятий. Этому способствует привитие правил поведения способствующих воцарению в классе атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала и появлению навыка внимательного слушания. В несколько ином ключе рассматривает понятие «музыкальная культура» известный педагог, профессор, доктор педагогических наук, член Академии педагогических и социальных наук Ю.Б. Алиев.

Нюансы образования:

Понятие процесса обучения, его цели и функции
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у...

Воспитание мальчиков - неженское занятие
Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем...

Музыкальная культура. Характеристика понятия "музыкальная культура" , структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования.

Это - сложная система, в которую входят:

1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех,

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников.

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

Способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

Особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

Умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

Музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

Музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы(дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьина формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сад проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты(средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка(рис.1).

Рис.1. Структура музыкальной культуры ребенка

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр, наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке (что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё).

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Музыкальная культура общества и школьника

музыкальный культура школьник урок

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. Данный процесс реформирования школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой. При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование развития музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.

Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально - эстетического воспитания школьников, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно - исторических условиях.

Опираясь на многолетний опыт деятельности педагогов, в плане воспитания музыкальной культуры школьников и учитывая перспективы его развития, хочется отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие и сущность школьной музыкально - воспитательной работы, ее психологические аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры детей. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкальной культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов, психологов и педагогов.

Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека - факт очевидный и общепринятый. Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Кагана и многих других.

Психологические аспекты развития и формирования музыкальной культуры у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса.

С позиции системного подхода процесс развития музыкальной культуры во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С. Каган, К.И. Тиященко, Ю.А. Лукин и др. Одни исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры. Другие - как слой, расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным слоем.

Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л.М. Предтеченской и др.

Объект исследования - процесс изучения учебной литературы по теории преподавания музыкальной культуры.

Предмет исследования - развитие музыкальной культуры школьников на уроках музыки.

Цель исследования: определение сущности музыкальной культуры школьников, научное обоснование и разработка технологии ее развития в рамках урока музыки.

Указанные объект, предмет и цель исследования позволили определить основную гипотезу исследования. Развитие музыкальной культуры школьников будет эффективным, если:

1) она является одним из приоритетных направлений процесса обучения в начальной школе;

2) обоснована специфическая природа музыкальной культуры школьника как целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты;

3) разработана методика диагностики уровней развития музыкальной культуры школьника.

Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Выявить сущность и дать определение понятия «культура»;

2. Изучить особенности понятия «музыкальная культура» и определить из чего она складывается;

3. Теоретически обосновать технологию развития музыкальной культуры учеников на уроках музыки.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации в помощь учителю музыки по формированию музыкальной культуры школьников.

Контрольная работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из: введения, трех глав, заключения, библиографии.

1. Понятие «культура» и ее сущность

Приступая к данной работе по теме: «Музыкальная культура общества и школьника», в первую очередь представляется целесообразным определить само понятие «культуры» как общенаучной категории, имеющей длинную историю и отражающую достаточно сложную и неоднозначную реальность.

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и происходит от латинского culture, производимое от слова colere - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием. И действительно, первое значение этого термина - это «возделывание», «обработка», «уход», в первую очередь возделывание земли и уход за ней и за животными, т.е. занятие сельским хозяйством. Позднее в термин «культура» начали вкладывать смысл «воспитание», «обучение», «образование», т.е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек - это воспитанный и образованный человек.

Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «cultura juries» - выработка правил поведения, «cultura lingual» - совершенствование языка и т.д.

Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В XVIII веке перед идеологами Просвещения остро стала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturate - природа.

Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Кроме того, очень важным обстоятельством является и то, что в идеологии Просвещения термин «культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры.

Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.

Приходится констатировать, что развитие культуры всегда было связано с просвещением и воспитанием подрастающего поколения.

В современном понимании данного понятия «…культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия». [Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. - М., 2001 - с. 21] Она включает в себя не только результат духовной деятельности, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т.д.

Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе.

Таким образом, содержание понятия культуры раскрывается через ее многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет знакомится с явлениями культуры, одним из которых является музыка. Однако для более глубокого познания мира культуры необходимо разобраться в том, что составляет специфику или сущность культуры. В современной культурологии сложился ряд подходов к пониманию сущности культуры. Насчитывается более двадцати концепций, среди которых предметно-ценностный, деятельностный, ценностно-смысловой и информационно-знаковый подходы приняты подавляющим количеством исследователей. Стоит отметить, что каждая из концепция культуры по-своему интересна, каждая имеет право на существование. Однако культура, конечно, не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование. Именно поэтому возможно существование различных, иногда противоречащих друг другу концепций культуры, и выделение культурологических аспектов а различных отраслях знания. Именно этим объясняется и терминологическая путаница, и возникновение специальной науки о культуре - культурологии.

Оригинальной позиции придерживался Д.С. Лихачев. Он рассматривал человека и природу как две различные культуры, которые не могут существовать друг без друга. Каждая из них - плод исторического развития, и если природа издавна и повсеместно влияет на человека и культуру, то человек влияет на природу - лишь недавно и не всюду.

Таким образом, обобщая и резюмируя сказанное выше, можно отметить, что разнообразные культуроведческие концепции сходятся в следующем:

* культура отличает человека от других живых существ;

* через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;

* культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.

В этой связи особый интерес представляет музыкальная культура личности как одна из составляющих понятия «художественная культура».

2. Музыкальная культура личности

Очевидно, что понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий: «культура», «художественная культура» и «художественная культура личности».

Современное понятие «художественная культура» включает в себя «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью». [Художественная культура: понятие термина. /Под ред. Л Н. Дороговой. - М., 1978 - с. 67].

Таким образом, художественная культура - совокупность художественных ценностей, а также определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Отметим, что в качестве синонима художественной культуры иногда употребляется понятие «искусство».

Поскольку эти определения стали синонимами, базовыми для десятков других и их производных, необходимо указать, что ключевой особенностью данного подхода является выделение двух граней художественной культуры, а именно - художественной культуры общества, и через эту призму - художественной культуры личности.

Понятие «художественная культура личности» может быть выделено на основании того, что в определениях художественной культуры нередко подчеркиваются такие ее стороны, как «способность понимать искусство и наслаждаться им» Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М., 1991 - с. 41.; активная творческая деятельность людей; процесс создания, восприятия и усвоения художественных ценностей. Именно это и дает основание ученым развести понятия «художественная культура» и «художественная культура личности».

Исходным толчком для такого разделения стало утверждение о преобразовании самой личности под воздействием искусства. Определяя культуру как своего рода духовное оснащение личности, ученые подразумевают под ней некую «проекцию» образов на воспринимающего, предварительно освоенные знания, называя индивидуальной культурой.

Очевидно, нельзя полностью разделить эту точку зрения, поскольку она отражает лишь одну из многочисленных сторон понятия «индивидуальная культура». Культура личности - это не «склад» готовых идей, а реальный инструмент для познания и преобразования мира и самой личности. Несмотря на очевидную односторонность, сама мысль о преобразовании самой личности показалась нам весьма плодотворной и достойной для последующего рассмотрения.

Среди исследователей, отстаивающих позицию дифференциации культуры общества и культуры личности, можно отметить Ю.Б. Алиева, Ц.Г. Арзаканьяна, С.Б. Байрамова, Г.М. Бреслава, А.В. Гордееву, Л.В. Горюнову, Л.Н. Дорогову, Ю.А. Лукина, Л.П. Печко, А.В. Пирадова, Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова и ряд других. При всем различии направлений исследований вышеперечисленных авторов, их роднит одно - анализ функциональных изменений, которые происходят в личности под воздействием художественного (эстетического, духовного).

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки -- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

· индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

· музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своебычный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

· потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;

· эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Теплов писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;

· музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;

· оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества. Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении развития музыкальной культуры школьников относятся:

· уровень развития художественных предпочтений;

· участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

· информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

· музыкальный опыт школьников;

· музыкальная грамотность;

· музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

· уровень общей осведомлённости о музыке;

· наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;

· мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.

Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта: 1) встречи с музыкой на уроке; 2) музыка для домашней фонотеки; 3) музыка для друзей. Предлагается составить программу заключительных уроков четверти, выбрать пластинки для прослушивания дома в кругу семьи, программу вечеринки для друзей.

Дополнительно можно провести беседу:

1. Как ты относишься к музыке?

2. Для чего музыка нужна в жизни?

3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?

4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?

5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?

6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе, кроме урока? Где?

7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?

8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?

9. Какую музыку ты слышал последний раз с родителями? Где?

10. Какие музыкальные передачи тебе понравились за последнее время? Почему?

Также, возможны анкета для родителей и выявление определённых навыков музыкального исполнительства.

Анкета для родителей:

1. Каким, на ваш взгляд должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?

2. Что необходимо для достижения вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?

3. В чем вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Второй компонент - музыкальная грамотность понимается, как:

· способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

· особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;

· умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;

Используется несколько методик для выявления музыкальной грамотности «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку» (определение родственной по содержанию музыки); «Открой себя через музыку».

Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению:

1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?

2. Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?

3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется ввиду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы её выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Методика «Открой себя через музыку». Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания:

· дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога;

· 2-е задание предполагает раскрытие ребёнком музыкального содержания в пластике, в движении;

· третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.

Творческость (креативность) рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле слова - это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

· эмоциональность;

· степень осознанности замысла;

· изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;

· художественность воплощения замысла;

· привлечение имеющегося музыкального опыта.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, наблюдением за детьми в процессе их общения с музыкой (какую роль выбирает ребёнок: композитора, исполнителя, слушателя).

Другая методика «Сочиняю музыку» проводится индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и т.д. Даётся исходная творческая задача, ситуация: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города» и т.п. После выбора ситуации школьник вместе с педагогом размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Можно воплощать свой замысел на фортепиано, других инструментах, голосом, пластикой.

Третья методика «Ребёнок и музыка». Музыка - живое существо. Школьнику предлагается нарисовать ее так, как он чувствует, понимает музыку, когда исполняет или слушает. Не забыть изобразить себя в этом рисунке.

Блок предметов эстетического цикла в начальной школе нацелен на изучение основных законов взаимоотношений человека и окружающего его мира, постижение смысловых значений процесса отражения человеком окружающего его мира в художественно-знаковых формах, призван содействовать освоению ребёнком окружающего его мира, бытия, пространства, социума, выработке ценностных ориентаций через расширение возможностей самовыражения. Данный этап нацелен на целенаправленную подготовку учащихся к осознанному восприятию культуроведческой информации в дальнейшем.

Основными навыками и умениями для данного этапа являются следующие:

· понимание языка искусства, как средства коммуникации между людьми;

· расшифровка и передача информации посредством доступных средств выразительности различных видов искусства (в частности, музыкального);

· перевод информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства в выражение посредством другого вида искусства;

· эстетическое восприятие явления окружающего мира и передача своего восприятия мира через художественный образ.

Особенностью построения содержания эстетических предметов среднего звена должно стать параллельное изучение исторического развития мировой и национальной художественной культуры, что будет содействовать пониманию роли и места национальной культуры в общемировом контексте. Такое построение преподаваемого материала, обеспечивая единство теоретической и практической подготовки учащихся, соответствует не только психологическим особенностям процессов восприятия у детей данного возраста, но и соответствует специфики гуманитарного знания.

Навыки и умения, которые должны демонстрировать учащиеся в результате его изучения могут сводиться примерно к следующему:

ь осознанно воспринимать и характеризовать художественный образ в произведениях изучаемого вида искусства;

ь характеризовать средства выразительности, жанровые критерии, стилевые особенности конкретных музыкальных произведений;

ь понимать и выявлять связи между созданием конкретного художественного произведения и культурой соответствующего общества;

ь понимать и использовать в своём творчестве характерные для народной музыкальной культуры средства выразительности.

3. Развитие музыкальной культуры школьника

Музыка является результатом человеческой деятельности. «Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет», [Науменко Т.И., Алев В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. - М., 2001 - с. 9] - сказал немецкий поэт Л. Тик. Кроме того, культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своей душе, т.е. в собственном физическом и духовном облике.

И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Музыка, особенно для подрастающего человека, является дверью в некую новую реальность, путь в неизвестное; она бывает веселой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.

Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры. Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.

Музыкальная культура - это такой же тонкий организм, как например, экономика. В ней все взаимосвязано. Если расстраивается одно из ее звеньев, - «болеет» вся культура. Так, например, если в городе есть филармония, исполнители, слушатели, но нет афиш - концертная жизнь придет в упадок. Программа формирования музыкальной культуры младших школьников направлена на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства. Методические позиции и принципы, изложенные в статье, подкрепляются конкретными примерами работы с детьми. Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим в главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является «выразительное и говорящее бытие» в единстве образов мира и звука. Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе. Поэтому теоретическим основанием программы мы выдвигаем освоение культурного наследия человечества. Постижение искусства и жизни в соответствии с их личностной значимостью для ребенка.

Программы по изучению музыкальной культуры предусматривают планирование и организацию содержания музыкальных занятий с детьми по двум направлениям. Одно из них рассматривает постижение единства образов мира и звука как постижение единства искусства и жизни. Реализация этого направления строится на основе принципов вариативности смысловых трактовок при воплощении жизненного явления в музыке и множественности эмоциональных контекстов восприятия. В другом направлении через призму ментальности рассматривается обрядовая музыкальная культура родного края и национальная самобытность музыкальных культур других народов и стран. Названному направлению соответствует принцип общности музыкально-культурных традиций.

Заслуживает внимания введение понятия культура музыкального восприятия, которая определяется как особая структурно-функциональная организация комплекса музыкальных способностей человека, обеспечивающая возможность понимать музыку адекватно замыслу композитора. В связи с этим ставится проблема зависимости восприятия от различных социальных и исторических факторов. Автор рассматривает слушание в системе потребностей общества и человека, исходя из положения о том, что субъективный образ музыкального произведения в единстве его содержания и формы определяется не только тем, что оно может дать человеку, но и тем, что он ищет в нем, его установкой. Много новых возможностей и путей развития для музыкальной психологии в целом и для психологии музыкального восприятия открылось в связи с огромными общими успехами советской и зарубежной психологии за последние десятилетия. Цель уроков музыки в школе - воспитание музыкальной культуры учащихся. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое, оно включает:

1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

На уроках музыки учитель знакомит ребят с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей.

Важнейшая задача музыкального воспитания в школе - формирование слушателе музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет. Воспринимая только чисто развлекательную музыку. Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр.

В исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности, расширяющиеся возможности активного восприятия музыки. Таким образом, формирование музыкальной культуры учащихся зависит от решения образовательных и развивающих задач. Б.В. Асафьев, ученый, в те годы целый ряд статей посвятил вопросам музыкального воспитания в школе. Основную задачу предмета музыки в общеобразовательной школе он видел в развитии музыкального восприятия, воспитании музыкальных вкусов учащихся. Однако, по его мнению, урок не должен ограничиваться лишь слушанием музыкальных произведений, для развития восприятия важно и «практическое усвоение музыки». Оно успешно осуществляется в хоровой деятельности, где исполнение песен способствует развитию творческих способностей учащихся. Мы так привыкли в широкой практике обращать внимание на методику и формы обучения - воспитания, то есть в первую очередь на организацию процесса, что, как показывают исследования и беседы с учителями, испытываем большие трудности с определением развитости музыкальной культуры учащихся - результата.

Многих педагогов не устраивает традиционный уровень «знаний», количество усвоенных детьми понятий из области элементарной теории музыки «умений и навыков» - уровень овладения детьми певческих навыков. И выдвинуть такой традиционный показатель музыкальной культуры школьников как развитие основных музыкальных способностей, значение которых для музыкального развития неоспоримо, не может выступать здесь достаточным критерием. В программе ставится задача в самых разнообразных музыкальных «действиях» способствовать развитию музыкального восприятия. К сожалению, и сейчас еще приходится встречаться с отождествлением двух разных понятий: «восприятия музыки» и «слушания музыки».

Многими педагогами, учеными экспериментально установлено, что художественно-эстетическое развитие школьников начинается в детском саду или внешкольных центрах эстетического воспитания, где обучаются и малыши, и школьники - естественно осуществляется преемственность в воспитании и обучении. В них закладывается фундамент систематического образования, гуманистического и целостного воспитания, эстетического отношения к миру и самому себе. Но это глубоко неверно. Восприятие музыки - это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Вспомним высказывание Г.М. Кагана: «В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать - не умеют писать, где не умеют слушать - не умеют играть». Вот почему принципиально важно, что в концепции Д.Б. Кабалевского формирование музыкальной культуры школьников определяется последовательным развитием их музыкального восприятия.

Заключение

В заключение контрольной работы необходимо сделать некоторые выводы, касающиеся развития музыкальной культуры школьников.

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. «Музыка никуда не уходит. Она с нами - старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и все помнит. Слушая ее, мы испытываем чудо подлинных открытий: узнаем, какими были древние замки и как сверкала гладь морей античности, перед нами предстают улочки старой Вены и цветущие яблони парижских предместий. И наша жизнь начинает казаться совсем другой - не той торопливой, полной проблем и тягот, а причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений». [Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 класс. - М., 2001 - с. 154]

Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но по-настоящему любить их, чувствовать близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни национальными границами.

И все же, открывая для себя мир музыки, ученик одновременно узнает и то, что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это вера в то, что музыка - общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать!

Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не дается человеку просто, без усилий. Может быть, только самая простая музыка воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чем-то большем, чем нехитрые мелодии и ритмы. Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыки, музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности. Все это - составляющие музыкально-эстетической культуры, дорога к которой для школьника лежит через эмоциональные переживания, вызванные музыкой.

Учитель музыки может и должен взять на себя миссию доброго наставника и друга школьника в мире музыки, он вполне может сделать мир ребенка гармоничнее и прекраснее. От этого взрослый человек, работающий с детьми, и сам обычно становится лучше, ибо подобное, как известно, воздействует на подобное: зло умножает зло, а красота создает красоту.

В этом - извечная мудрость мира, в котором музыка существует для утверждения светлых, высших начал в человеке. И делает она это по мере сил с тех давних пор, как впервые появилась в нашем мире.

В тайне музыки, как и во множестве других тайн, заключенных в музыке, есть одна мудрость. Она состоит в простой истине, что не все вопросы в жизни предполагают ответ и что есть нечто такое, перед чем человеку надлежит смириться и поклониться. В свете идеи духовного, гуманистического развития личности современного ребенка проблема формирования музыкально-эстетической культуры выглядит, чрезвычайно актуальной. Множество неурядиц, нерешенных проблем, которые потрясают современное общество, не должны лишать подрастающего человека красоты музыки, ее волшебной воздействующей силы.

Очевидно, что проблема поиска путей развития музыкальной культуры общества и школьника еще ждет своих исследователей, которые внесут достойный вклад в ее разрешение.

Список используемой литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. М.: Академя, 2002.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1979. 451 с.

5. Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие /Урал. гос. пед. университет. Екатеринбург, 2002.

6. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001.

7. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., 2001.

8. Спутник учителя музыки /Сост.Челышева Т.В. М., 1993.

9. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. М., ФЛИНТА - НАУКА, 1998.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психолого-педагогические обоснование развития музыкальной культуры подростков. Сущность развития эмоционально-культурного отношения. Адекватность восприятия музыкальных произведений. Программа "Современная музыкальная культура", учебно-тематический план.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2014

    Народная музыкальная культура в системе отечественного образования, анализ деятельности детской музыкальной школы г. Тимашевска в контексте ее традиций. Развитие народной музыкальной культуры на вокальном отделении и при игре на русских инструментах.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры в дошкольном возрасте. Слушание музыки как самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности. Репертуар для слушания музыки в дошкольном образовательном учреждении.

    презентация , добавлен 19.07.2012

    Характеристика видов музыкальной деятельности в научно-методической и музыкально-педагогической литературе. Классификация музыкальной деятельности детей. Собственно музыкальная деятельность на уроках музыки. Комплексная педагогическая модель обучения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    дипломная работа , добавлен 31.10.2013

    Анализ проблемы формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Музыкальная культура детей как психолого-педагогическая проблема. Исследование влияния театрализованной деятельности на формирование музыкальной культуры дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Музыкальная любительская деятельность младших школьников, как средство развития творческих способностей, определение уровня музыкальной культуры подрастающего поколения. Экспериментальная проверка методов формирования творческих способностей школьников.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Праздники в детском саду и их классификация. Факторы удачного проведения праздника в детских садах. Пример сценария Новогоднего праздника в подготовительной группе.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2014

    Эстетический вкус как форма восприятия действительности. Психолого-педагогические особенности процесса формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе. Учебно-воспитательные условия развития музыкальной культуры учащихся.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2015

    Сущность эстетического потенциала детей. Теоретическая разработка и методические позиции реализации полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике. Литература, поэзия и изобразительное искусство на уроках музыкальной литературы.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее - воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.В. Кабалевского.

Педагоги Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, О.П. Ригина - пытались раскрыть содержание понятия «музыкальная культура». Школяр - диагностировала наличие музыкальной куль

туры у детей младшего возраста и подробно описала результаты своей опытной работы.

Изучение литературы показало, что однозначного мнения по поводу определения понятия музыкальной культуры не существует. Каждый педагог имеет свою субъективную точку зрения.

Дм. Кабалевский отождествляет музыкальную культуру с музыкальной грамотностью. В своих трудах он говорит: «Музыкальная культура – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и непрерывно жизнью связанное, это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений». По мнению Д.Б. Кабалевского в основе слушания музыки лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Однако данное понятие не сводится ни к одному из «видов деятельности учащихся». Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по настоящему слышать и размышлять о ней. «Не умеющий слышать музыку никогда не научится по настоящему хорошо ее исполнять».

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства их мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Следовательно, музыкальное искусство, не несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы - не воздействует на духовный мир ребенка. Д.Б. Кабалевский указывает на то, что умение слышать музыку необходимо начинать воспитывать с самого начала школьных занятий. Этому способствует привитие правил поведения способствующих воцарению в классе атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала и появлению навыка внимательного слушания. В несколько ином ключе рассматривает понятие «музыкальная культура» известный педагог, профессор, доктор педагогических наук, член Академии педагогических и социальных наук Ю.Б. Алиев.

Под музыкальной культурой личности ребенка он подразумевает «индивидуальный, социально-художественный опыт личности, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

· музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность);

· музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоциональноценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

По мнению Ю.Б. Алиева, плодотворную программу музыкального воспитания можно трактовать как отражение исходного отношения: комnозитор - исnолнитель - слушатель, а освоение этого отношения можно квалифицировать как процесс практической музыкальной деятельности детей в позиции «комnозитор» (творец импровизации и сочинения), «исnолнитель» (толкователь музыкального текста) и «слушатель» (воспринимающий музыкальное произведение).

Вместе с тем, для того, чтобы продвигаться в развитии личной музыкальной культуры, ребенку необходима еще позиция «критика», который оценивает музыку на основе уровня собственных потребностей, в соответствии с определенной стадией развития художественного вкуса.

Путь становления квалифицированного «слушателя» музыки (а как известно, именно музыкальное восприятие лежит в основе формирования личной музыкальной культуры) достаточно долог. Однако, во многом его успешность зависит от того, как и чему научит ребенка учитель музыки. «Одна из главных задач формирования путем развития личной музыкальной культуры, - по мнению Ю. Алиева,- заключается в том, чтобы поставить ребенка в те позиции, без которых невозможна полноценная музыкальная деятельность, в позиции «слушателя» и «исполнителя».

Деятельность ребенка в позиции « слушатель»

3адача читателя, по М. Бахтину, заключается в том, чтобы понять произведение так, как понимал сам автор. По аналогии с чтением можно утверждать, что «слушатель» также «творит образ», а не воспринимает его готовым с помощью слуха. В той или иной интерпретации музыкального текста мы слышим лишь то, что внес в написанное произведение конкретный исполнитель. Это ориентир, предлагаемый композитором и исполнителем. Он предназначен для слушателя, который воссоздает художественный образ музыкального сочинения, творит его, строит адекватный, но не тождественный авторскому образ. И поэтому можно считать, что ребенок-«слушатель» в процессе музыкального восприятия в определенной мере может считаться даже «соавтором» музыкального произведения. В этом случае представление о музыкальной деятельности детей, как репродуктивной, меняется. И ставится задача не только запоминания музыки, сколько воспитание творческого слушателя, создающего свою «музыкальную картину звучащего мира», способного к самостоятельной оценке произведения.

Известное выражение: «Книга растет вместе с нами» имеет непосредственное отношение и к процессу развития музыкальной культуры. Из музыкального творчества в различные возрастные периоды слушатель может брать для своего духовного развития разное. Но не оспорим тот факт, что «глубина восприятия музыкального произведения зависит прежде всего от активности творческого понятия юного слушателя музыки, совершенства его слушательской «интерпретации» образца музыкального искусства» и является показателем его музыкальной культуры.

Деятельность ребенка в позиции «критик»

Важная задача музыкального воспитания заключается в том, чтобы научить ребенка вырабатывать свою точку зрения в процессе художественно-музыкального «диалога» с автором, согласиться с ним или вступить в спор, услышать мир музыки собственным внутренним слухом, оценивать качество произведения. Вот почему работа слушателя как бы сливается с работой «критика».

На музыкальных занятиях формируется определенный тип слушательской музыкальной деятельности: вслушивание в произведение, его вербальная интерпретация, размышления о прослушанной музыке и прозвучавших по ее поводу мнениях и суждениях. Эта деятельность способствует развитию навыков слушательского анализа и оценивания важных в формировании музыкальной культуры.

«Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» мыслитель и музыковед А.Швейцар

Культура

Культура общества деятельность Культура личности нормы законы правила

Художественная культура -

Художественная культура рассматривается как самый специфический пласт общей культуры, она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной культуры, или художественными ценностями являются произведения искусства

Художественная культура художественная художественная культура культура Общества личности художественная деятельность

Через что можно увидеть художественную культуру?

  1. Шедевры: уникальность, долговечность, коммуникативность
  2. Общественное сознание (эстетическое сознание)
  3. Главный показатель культуры личности:
  4. Эстетическое сознание личности: интеллект, чувства, духовность

Музыкальная культура

  • музыкальная культура виды музыкальной музыкальная культура
  • общества деятельности личности
  • Музык. Сознание музыкально-эстетическое
  • общества(вкусы) сознание личности
  • Музык.произведения
  • (отвечают требованиям
  • шедевра)
  • Социальные институты и
  • учреждения, связанные с
  • хранением, исполнением и т.д

Музыкально-эстетическое сознание личности – внутренний идеальный план музыкальной деятельности, образующий второй, повторяющий по содержанию музыкальной деятельности, но отличающийся по форме компонент музыкальной культуры личности

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, выделяют несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка

Музыкальная культура ребенка Музыкальная деятельность Восприятие Исполнительство Творчество Музыкально - музыки образовательная деятельность Знания, умения и навыки Опыт Исполнительские: Творческие: Общие восприятия пение, ритмика, восприятие, знания игра на муз.инструментах выразительное о музыке, исполнение и т.д культурные навыки

Музыкально-эстетическое сознание Эстетическая Эстетические эмоции Эстетическая потребность, переживания, оценка, вкус установка, чувства интерес к музыке

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения к миру) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение

Структура музыкально-эстетического сознания:

  • Эстетические установки
  • Эстетические потребности
  • Эстетические интересы
  • Эстетические эмоции
  • Эстетические переживания
  • Эстетические чувства
  • Эстетические оценки
  • Эстетические вкусы
  • Эстетические идеалы
  • Эстетические теории

Только для взрослого сознания

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано

  • До 3 лет: формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения
  • С 4 года: интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности
  • С 6 года: способность мотивированной оценки, начало музыкального вкуса

Качество музыкально-эстетического сознания обуславливают:

  • Уровень развития музыкальности индивида
  • Музыкальная эрудиция
  • Знание элементарных средств выразительности и умение их опознавать и интегрировать

Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это сама музыка

Только музыка может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания

Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик

Условия воспитания эстетического отношения детей к музыке:

  • Проблемные ситуации – приобретение музыкального опыта, освоение его творчески, самостоятельно
  • Развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей

Культура Философский Энциклопедический словарь под ред. С.С. Аверинцева, М.: Совецкая энциклопедия – 1989 г. – стр.293. специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии «Культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития в рамках определённых эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (Например, культура класса) или всего общества в целом.

Культура Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.167

исторически определённая ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе». Понятие К. характеризует как уровень развития определённых исторических эпох, общественно – исторических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни. В самом широком смысле термин «К.»охватывает всё то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в более узком – им обозначают только сферу духовной жизни людей.

Личность Философский словарь под ред. И.Т.Фролова, М.:политическая литература – 1987г., стр.238

человеческий индивид в аспекте его, социальных качеств, формирующийся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений

Шедевр Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.399

Совершенное произведение искусства, достигаемое в том случае, когда