Реформы и реформаторы в России: результаты и судьбы. Это отступление перед западом

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 опивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.


Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся отграничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получила больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.


Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

Объявленная правительством РФ пенсионная реформа неминуемо приведёт к политическому кризису и, как следствие, к разрушению России, как государства.

Одним из признаков государства является государственная власть, которая распространяется на всю территорию государства, располагает специальными механизмами управления и аппаратом принуждения.

Весомой частью механизма легитимации власти является доверие. Именно доверие обеспечивает социальную базу поддержки властных институтов и проводимого этими институтами политического и экономического курса. Выборы в государственные органы власти можно рассматривать, как механизм обмена социальной поддержки избирателей на перспективные, обещанные, решения органов власти. Отсюда и такой понятие, как кредит доверия.

В предложенном россиянам демократическом идеале именно на доверии должны были бы строиться взаимоотношения органов власти и большинства общества. И как раз с доверием у российской власти последние тридцать лет большие проблемы.

Один из явных признаков падения доверия в обществе к власти – это нежелание пользоваться своим правом голоса на выборах. В реалиях современной России нежелание принимать участие в выборах в большинстве случаев носит протестный характер. Причины такого протеста – это разочарованность гражданина даже не в конкретной партии, а в политическом режиме. Когда не нравится партия, то голосуют за другую партию. А игнорирование выборов – это сигнал для власти, что общество, как минимум, не верит существующей политической системе, всем партиям и всем государственным институтам. Это «чёрная метка для власти».

Нужно сказать, что последние три десятка лет власть с маниакальным упорством испытывает доверие общества, достаточно регулярно нанося по этому социальному феномену ощутимые удары. Тут можно вспомнить и поведение российских элит с их уже привычным, регулярным и неподсудным мошенничеством.

В конце 90-х годов власть с большим трудом заманивала на избирательные участки 25 % избирателей. Кризис доверия тогда коснулся не только политиков и представителей разномастного бизнеса. Подавляющее большинство россиян не доверяло армии, а у правоохранительных органов был практически нулевой рейтинг доверия. Люди даже врачам не хотели верить – возник просто рай для всевозможных целителей и экстрасенсов.

Ситуация в современной России до недавнего времени была совершенно иной. Несколько лет, особенно после Крыма, буквально по каплям, восстанавливалось доверие к власти. При этом сам феномен доверия можно назвать уникальным – невысокий уровень доверия к правительству и чиновничеству в целом, скорее негативное отношение к представителям Единой России и рекордный уровень доверия к президенту и отдельным персонам во власти, которые рассматриваются обществом, как пропрезидентские.

Последние выборы президента показали, что Путин получил беспрецедентный кредит общественного доверия, как инструмент для реализации назревших в обществе преобразований. И президент обещал. Помните, «восстановим страну», «мы все Россия».

А неоправдавшиеся надежды при таком огромном кредите ожидания – это гарантированный фундамент грядущих социальных потрясений.

О каких реформах можно говорить в обществе, которое не доверяет власти? И какая вменяемая власть, которая действительно желает проводить реформы, начинает эти преобразования с разрушения механизма общественного доверия? На каком ещё фундаменте можно будет объединить людей для их взаимодействия при реализации планов реформирования? Силой?

Понятно, что власть без доверия населения недолговечна. Особенно если в стране непростая экономическая ситуация. Доверие – это не кошелёк-самотряс из народной сказки с неисчерпаемым ресурсом. Чтобы из кошелька под названием «доверие» что-то получить, нужно сначала в этот генератор что-то положить. При этом положить намного раньше, чем возникнет желание потрясти.

А теперь давайте поговорим о пенсионной реформе. Что так возмутило народ? Даже не сама «пенсионная реформа», хотя сложно назвать реформой банальный грабёж, а то, как это было сделано и преподнесено обществу. Власть продемонстрировала, ярко и безальтернативно, что народ – это быдло. Быдло, с которым никто разговаривать не будет и с интересами которого власть считаться не намерена.

В день открытия ЧМ по футболу (быдло за футбольными баталиями не заметит), внезапно и безапелляционно.

Все последующие монологи про дискуссии и обсуждения, учёт мнений на местах и поиск путей в палатах были уже лишними. Все эти жизнерадостные бабушки, которые полностью поддерживают и одобряют, грустные единороссы, которые не хотят, но «иного пути нет», многословные эксперты, которые с энтузиазмом несли чушь про количество работающих и пенсионеров.

Посконные попытки манипулирования обществом. Грубо и пошло. С явной демонстрацией наплевательского отношения к слушателям.

Какие реформы? Что и как вы собираетесь реформировать? Что получит общество в итоге ваших реформ?

Ещё вчера представители власти хором рассказывали про успехи российской экономики, темпы опережающего роста, а теперь те же люди говорят о надвигающемся бюджетном кризисе, от которого можно спасти страну исключительно путём ограбления именно потенциальных пенсионеров. Если Родина в опасности, то почему за её спасение должны заплатить исключительно эти граждане? Может для спасения страны их лучше вообще расстрелять? А потом утилизировать всех, кто к пенсионному рубежу подходит.

Для реформ нужны деньги? Власть оптимизировала расходы, навела порядок в финансовых делах государства, пересмотрела заработные платы депутатов и членов правительства, вернула деньги из-за океана, навела порядок в Пенсионном фонде. Мобилизация всего общества и, в том числе, расходов на пенсионное обеспечение? Это было бы понятно. И это было бы обществом, в целом, принято.

Правительство за ограбление, депутаты Единой России считают, что иного пути нет, Совет Федерации в целом одобряет… И договариваться с обществом эти господа не будут. Если бы американцы хотели дискредитировать, то ничего лучше и придумать было бы нельзя.

Есть общество и есть власть. Отдельно от этого общества. Два обособленных анклава. С совершенно разными ценностями. Власть хочет денег любой ценой, а у общества огромный многолетний запрос на справедливость. И власть продемонстрировала, куда народные массы со своим запросом могут двигаться. Элите нужны деньги и она эти деньги возьмёт.

Вмешательство в конфликт Путина уже не имеет смысла. Своей молчаливой позицией президент показал, что он на стороне денег, а не справедливости. Выданный ему кредит доверия теперь будет таять, как сосулька весной. А поскольку именно гарант конституции был основным аккумулятором доверия к власти, то теперь у власти рейтинги доверия будут как в соседней Украине.

Будут ли массовые протесты и митинги? Маловероятно. Будет протест ногами – игнорирование выборов и властных инициатив, нарастание массы критических настроений.

И наличие внешней угрозы власть уже не спасёт. Без доверия не может быть консолидации. А предателей на Руси не любят даже больше, чем врагов. А власть с момента объявления о пенсионной реформе, повышении налогов – это уже предатели. Все, без исключения.

Самое страшное, что у этого государства нет механизмов, которые бы могли этот конфликт сгладить. Даже если бы представители власти и пожелали пойти на переговоры с обществом, на какие-то уступки. Кто может выступить посредником? Зюганов с КПРФ, Навальный со своими отмороженными школьниками?

Россия держалась под санкционным давлением, народ с пониманием относился к снижающемуся уровню жизни, к проблемам в экономике по одной единственной причине – была вера, что если не всё правительство, то Путин с командой работают на благо страны.

И какую бы теперь реформу не предложил Путин и правительство – успеха не будет. Впрочем, и реформы не будет. Большинство населения теперь это прекрасно понимает. От этих господ можно ожидать только дальнейшего ограбления народа и набивания собственных карманов.

Власти дорого обойдутся эти пенсионные деньги. А хуже всего то, что с деградацией этой вороватой власти будет деградировать и это государство. Вплоть до саморазрушения.

09 Июл 2018 Метки: , 1604

Поделитесь записью

Обсуждение: 5 комментариев

    Замечательная статья! Как-будто мой мозг автор «просканировал» и все мои мысли, думы, возмущения по поводу пенсионной реформы так чётко доходчиво изложил в статье.
    Очень пугает его пророчество, что данная реформа — один из этапов разрушения государства. Вот этого бы не хотелось. Россия должна быть сильной процветающей благополучной безопасной для своего населения страной.
    Ну почему арабы смогли для своего населения сделать в пустыне оазис, а у нашей части элиты получается только свои карманы набивать и при этом совесть у них «чиста и прозрачна, что её не видать?!
    Я еще раз повторюсь: я против повышения пенсионного возраста!!!

    Ответить

    Не ту страну назвали Гондурасом, не ту.

    Ответить

  1. Вот кому наше доблестное правительство РФ хочет «втюхарить» несчастных 55- и 60-летних работников?! (PS.: Ведь к себе в Правительство и в Кремль не возьмут.)
    Большинство работодателей не хотят таких возрастных работничков.
    Есть, конечно, уникальные люди, работающие до самой смерти, но большинство, если нас заставят работать, будут не в восторге. Вот придем мы на работу, поработаем часа 2, а потом надо отдохнуть, может быть даже и подремать, так сказать «сиеста», сил-то не хватает на 8-часовой день. Работодатель будет в бешенстве: «Где выполнение финансового плана?!» А мы такие глазками хлоп-хлоп: «Какой-такой финансовый план, хорошо, хоть помним где работаем и притащились на службу!»
    Да и рабочие места занимаем, на которых могли бы более эффективно работать граждане помоложе.
    Таким образом, пенсионная реформа, ну, очень-очень «сырая-пресырая», хоть выжимай!

    Ответить

    1. Юмор — это хорошо. Тут ведь дело даже не в желании пожилого человека уйти в «сиесту». Кто-то будет спорить, что с возрастом у человека меньше сил и возможностей? А сколько осталось здоровья? И представьте себе, что полупенсионера с работа увезла скорая. Даже не профтравма, а стало человеку плохо. Это гарантированная проблема с Трудинспекцией. А если человек, не дай Бог, на работе умрет (бывает так, что скорая не торопится)? Скорую обвинят или этому предприятию трендец? Просто я больше двадцати лет руководил предприятием. И у меня работали люди предпенсионного возраста. Разный был народ, были и специалисты. Но, это пожилые люди. Без вариантов. И если они действительно работают, то за 8 часов устают так, что это по лицу человека видно. Даже барышни из бухгалтерии. Только сегодня в России 2 миллиона молодых людей, которые уже не учатся и ещё не работают. Больше 30 миллионов в «серой зоне», т.е. перебиваются случайным заработком. А количество рабочих мест ежемесячно только сокращается.

      Ответить

Мы часто слышим о том, что в той или иной из сфер общества необходима реформа. Это слово стало уже привычным, а, следовательно, неконкретным. Когда мы слышим очередной раз о реформировании, особенно не вникаем в смысл. Ну решили там что-то поменять, что с того? А стоит ли вникать в таковые политические заявления? Давайте разберемся.

Определение

В словарях термин разъяснен достаточно однозначно.

Реформа - это изменения, в частности, политические. То есть государство решает, что в какой-то из областей его работы происходит застой или даже регресс. Необходимо внести коррективы в политические методы. Делается подобное при помощи реформы. Алгоритм известен. Необходимо исследовать, как имеющиеся методы, в том числе и законодательные, влияют на процесс. Далее требуется проанализировать их работу, выявить недостатки. Следующий шаг - изучение опыта стран, достигших в данной области больших результатов. Одновременно мудрые умы пытаются изобрести собственные рецепты. Последний этап - внедрение. Конечно, на деле все значительно сложнее. Однако суть этапов остается той же. Реформа - это постепенное изменение, достигающееся нереволюционными методами.

Отличительные особенности

Перемены в обществе и политике достигаются различными путями. Это известно всем. Можно сломать все и построить на этом месте новое. Революция называется. Конечно, дело прогрессивное. Однако весьма кровавое и болезненное.

Демократическому обществу такие методы не подходят ввиду больших рисков для граждан. Более мягкий способ внести изменения - реформа. Это путь постепенного перехода от старого к новому. При этом некоторое время работает (живет) и то, и другое. Например, реформа ЖКХ. Всем известно, что данная отрасль народного хозяйства всегда была убыточной. Она финансово строится на сборах средств с населения. Их явно недостаточно для эффективного управления жилым фондом. Но уже придуманы более прогрессивные методы. Однако ввести их в управление единомоментно затруднительно. Необходимо время, чтобы собрать достаточно средств на капитальный ремонт, другие работы. Поэтому реформа ЖКХ проводится постепенно и последовательно. Старые методы работают, в то же время уже включаются новые.

Реформы России

Новейшая история РФ - это перечень постепенных и неотвратимых перемен, постоянно внедряемых в общество. Дело в том, что после развала СССР политическая система стала другой. Государство стремится к эффективности, следовательно, к снижению своих затрат. Для того чтобы не допустить социального взрыва ввиду снижения уровня обеспеченности нуждающихся, приходится изыскивать иные, ранее неизвестные источники финансирования программ.

В принципе, процесс реформирования идет уже более двадцати лет. Необходимо было перестроить экономическую модель, социальную и гуманитарную сферы и многое другое. Те, кто помнит СССР, понимают, какая огромная работа была проделана. Даже то, что на виду у всех, производит впечатление. Имеется в виду политическая система. От почти тоталитарной однопартийности перешли к демократическому обществу. Граждане получили такие действенные права, о которых ранее не мечтали. Любой свободно высказывает свою точку зрения, может найти дело по душе.

Социальная сфера

Чаще всего реформируется именно эта область общественной жизни. Это вполне обоснованно, ведь демократическое государство имеет целью заботу о своих гражданах. К примеру, возьмем людей преклонного возраста. Для того чтобы они не чувствовали себя заброшенными, а еще важнее, нищими, проводится пенсионная реформа. Суть проблемы для многих стран одинакова. Продолжительность жизни растет, а рождаемость, наоборот, падает. Получается, что пенсионная нагрузка на работающих повышается. Реформированием пытаются найти путь к стабильности в данной сфере. То есть практически нащупать такие методы, которые позволят обеспечивать пенсионеров, в то же время не загоняя работодателей в серые схемы. Ведь не секрет, что предприниматели стараются снизить налоговое бремя. А пенсионные взносы при стареющем обществе приходится постоянно увеличивать. Чаще всего реформы имеют целью получение лояльности граждан. Они называются социально направленными. С другой стороны, преобразования не всегда имеют все признаки реформы. Как правило, они проводятся в форме трансформаций. А это уже несколько иной метод перемен. Это не отказ от старого, а всего лишь его модификация. Реформы же предполагают объемные перемены, полнейшее замещение старой политики новой.

Власть выступает и заказчиком, и исполнителем, и оценщиком реформ в стране. Поэтому реформаторы не покушаются на основные неформальные принципы, которые определяют характер управления страной

В 2015 году Россия попала в идеальный шторм: геополитические проблемы наслаивались на экономические. Спад цен на нефть совпал с войной санкций и международной изоляцией, а подешевевший рубль так и не помог развитию импортозамещения в большинстве отраслей. С какими ключевыми вызовами столкнулась страна и надолго ли у нее хватит запаса прочности?

Пять принципов власти

2015 год в России начался скандалом из-за отмены электричек в ряде регионов страны, а заканчивается скандалами вокруг связей генерального прокурора с криминальными группами, а также проблем с запуском системы «Платон». Все эти эпизоды представляют собой элементы механизма управления страной, который точнее всего характеризуется формулой «недостойное правление» (авторский перевод английского термина bad governance).

«Недостойное правление» применительно к России и ряду других постсоветских государств означает, что качество государственного управления в них несоизмеримо хуже, чем можно было бы ожидать, исходя из объективного уровня социально-экономического развития. Пороки этого механизма управления являются не просто неблаговидными «делишками» отдельных высокопоставленных фигур, но неотъемлемыми и закономерными проявлениями сложившегося в сегодняшней России политико-экономического порядка, который определяет характер управления страной. Он основан на следующих принципах:

  • присвоение ренты — главная цель и основное содержание управления государством на всех уровнях;
  • механизм власти и управления тяготеет к иерархии («вертикаль власти») с единым монопольным центром принятия значимых решений;
  • автономия экономических и политических игроков внутри страны по отношению к данному центру носит условный характер и может быть произвольно изменена;
  • формальные правила игры, задающие рамки деятельности органов власти и управления, представляют собой побочный продукт распределения ресурсов внутри «вертикали власти»;
  • аппарат управления в рамках «вертикали власти» разделен на соперничающие за доступ к ренте организованные структуры и неформальные клики.

Век «карманов эффективности» оказывается недолог: патронат со стороны политических лидеров не вечен, а возможность длительного масштабного их финансирования ограничена. Выполнив изначальную задачу и добившись первых результатов, «карманы эффективности» с трудом переживают рутинизацию, которая часто сопровождается потерей их исключительного статуса. Кроме того, «карманы эффективности» хороши именно в силу своей компактности. Но они начинают стремительно расти в размерах, поскольку слишком большие организации не могут закрыть или уничтожить извне. При этом возрастают и риски их внутреннего перерождения, поскольку модель управления ими может стать уменьшенной копией того самого неформального «ядра», негативные эффекты которого как раз они призваны ограничить.

Ни «заимствование», ни «выращивание» институтов сами по себе не решают проблем. Реформы оказываются принесены в жертву текущим задачам поддержания политико-экономического порядка, пагубное влияние которого может воспроизводиться еще долгое время, превращая недостойное правление в России в своего рода «порочный круг». Скорее всего, за выход из этого «порочного круга» и демонтаж нынешнего политико-экономического порядка гражданам России придется заплатить весьма высокую цену.

Владимир Гельман профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки

Предлагаем ознакомиться с 10 реформами в истории России, информация о которых дана на сайте журнала "Огонек".

1. Реформы Ивана Грозного
Началом реформ Ивана IV считается созыв первого Земского собора в 1549 году с участием бояр, дворян и высшего духовенства. Собор принял решение о составлении нового Судебника, в котором, в частности, появилось наказание за взятки. В 1550 году царь создал первое регулярное стрелецкое войско, а 1555 году провел реформу местного самоуправления, создав в уездах выборные органы управления. В 1560-х годах период реформ сменился опричниной, итогом которой стало падение мощи армии, кризис экономики и усиление власти царя.

2. Принятие Соборного уложения
В 1649 году во время правления царя Алексея Михайловича Романова на Земском соборе в Москве было принято Соборное уложение, регулировавшее практически все правовые вопросы. Документ состоял из 25 глав, обобщивших нормы государственного, административного, гражданского и уголовного права. Уложение окончательно оформило крепостное право, определило режим въезда и выезда из страны, а также впервые отделило государственные преступления от уголовных. Документ оставался легитимным вплоть до принятия в 1832 году Свода законов Российской империи.

3. Монетная реформа Алексея Романова
В 1654 году по указу государя Алексея Михайловича Романова в стране началась чеканка серебряных монет, прозванных в народе "ефимками". На одной их стороне впервые появилась надпись "рубль" и двуглавый орел, на другой - царь на коне. Попытка введения в обращение необеспеченных денег привела к инфляции, нарастанию внутренней напряженности и окончилась народными волнениями. Через год выпуск первых рублей был прекращен и возобновился только в 1704 году при Петре I.

4. Реформы Петра I
С конца XVII века по воле Петра I Россия на три десятилетия погрузилась в реформы, затронувшие многие сферы ее жизни и повлиявшие на будущее страны. Важнейшие из них - превращение России в империю, изменение системы летоисчисления, появление светских учебных заведений, упразднение патриаршества и ликвидация автономии церкви, создание регулярной армии и флота, принятие Табели о рангах, разделившей службу на гражданскую и военную, открытие Академии наук и другие.

5. Губернская реформа Екатерины II
В 1775 году императрица Екатерина II провела реформу местного управления, приблизившую административно-территориальное деление страны к современному. Вместо 23 губерний и 66 провинций в России появилось 50 губерний, каждая делилась на 10-12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Законность в регионе поддерживал губернский прокурор, а надзирали за губерниями генерал-губернаторы, напоминающие по функциям нынешних полпредов президента в федеральных округах.

6. Министерская реформа Александра I
8 сентября 1802 года Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств", заложивший основы новой системы государственного управления в России. Документ преобразовал прежние коллегии в восемь министерств - иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. В манифесте также говорилось о создании комитета, "составленного единственно" из министров. До 1906 года Комитет министров оставался высшим органом исполнительной власти страны.

7. Реформы Александра II
В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, давший крестьянам свободу и право распоряжаться своим имуществом. В 1864 году прошли еще две ключевые реформы - земская, в результате которой выборными органами местного самоуправления стали земства, и реформа судебных учреждений, вводившая всесословные суды, суды присяжных и адвокатуру. В 1874 году Александр II провел еще одну важнейшую реформу - военную. В стране появилась всеобщая воинская повинность, а срок службы сократился с 25 до 5-7 лет.

8. Первые декреты советской власти
В ноябре 1917 года взявшие власть большевики издали ряд документов, самыми известными из которых долгое время оставались декларативные декреты о мире и о земле. Зато Декрет об отмене сословий и гражданских чинов, Декрет об отделении церкви от государства и национализация банков и крупных предприятий действительно кардинально изменили жизнь в стране. Среди других декретов того времени, повлиявших на жизнь, можно называть переход с григорианского календаря на юлианский и реформу орфографии.

9. Индустриализация и коллективизация
В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение об объединении единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. К осени 1932 года в них состояли 62,4 процента, а к 1937 году - уже 93 процента хозяйств, и колхозы стали одной из основ советской экономики. Одновременно в конце 1920-х власти взяли курс на индустриализацию - развитие тяжелой и оборонной промышленности и преодоление технической отсталости. Итогом реформ стали как экономический рост, так и закрепление административно-командной модели управления.

10. Реформы команды Егора Гайдара
В 1991-1992 годах правительство России приняло ряд разработанных командой Егора Гайдара кардинальных мер для перехода от социалистической к капиталистической экономике. Главными из них стали либерализация цен, свобода внешней торговли и ваучерная приватизация. Одновременно с исчезновением торгового дефицита произошел резкий скачок цен, приведший к быстрому падению уровня жизни населения. Немалую критику заслужила и поспешная приватизация, прозванная в народе "прихватизацией" из-за несправедливых условий ее проведения. -о-