Белорусская культура. Культура Беларуси: история и развитие Белоруссия население и культура

Говорить об истории и развитии культуры Беларуси - то же самое, что пытаться рассказать длинную и увлекательную историю. На самом деле это государство появилось достаточно давно, первые упоминания о нем появляются еще в 862 году, когда существовал город Полоцк, считающийся древнейшим населенным пунктом. Культура Беларуси развивалась на протяжении многих веков и переплеталась с самыми разными событиями того времени. Возможно, именно поэтому она такая яркая и разнообразная.

Возникновение культуры

Если говорить о том, как появлялась культура республики Беларусь, и о том, что на нее особенно повлияло, то сложно будет не отметить такие направления, как Возрождение, Реформация и Просвещение. Период Ренессанса для Беларуси отметился таким ярким представителем этого времени, как Франциск Скорина. Он не только был известным печатником и гуманистом, но и старался максимально донести до общества ценности духовности, а также пытался как можно более подробно раскрыть такие понятия, как "общество" и "человек". Именно он создал первую в Беларуси типографию.

Культура Беларуси 18 века запомнилась периодом Просвещения, когда элита европейских стран готовилась к наступлению «царства разума». В этот период активно развивается белорусская литература, несмотря на то, что вовсю идут страшные разорительные войны. По мнению историков, наиболее продуктивный период для развития культуры Беларуси пришелся на 17 век, когда у населения максимально вырос уровень индивидуального самосознания.

За всю историю своего существования нынешние земли Беларуси успели побывать в составе самых разных княжеств и владений. На сегодняшний день эта страна является отдельным и при этом вполне самодостаточным государством. Но когда-то, как и многие другие страны, Беларусь считалась частью БССР и СССР. В этот период развитие культуры в Беларуси было особенно ярким и необычным. По мнению экспертов, ярче всего культура этого государства проявилась во время Февральской революции в 1917 году. Также специалисты отмечают, что этот отрезок времени можно смело назвать периодом белорусизации.

Еще во времена немецкой оккупации активные деятели в этой стране смогли не только восстановить «Белорусское издательство», но и начать выпуск газеты «Гомон». Одновременно с этим активисты добились открытия 200 белорусских школ, что еще раз подтверждает стремление народа к развитию и самосовершенствованию. Впрочем, историки полагают, что в этот период государственность стремилась скрепить народ при помощи Создавались самые разнообразные партии и выдвигались наиболее активные деятели. Особенно себя смогли проявить такие яркие представители советской современности, как М. Голодед и А. Червяков.

Современная культура

Во время советского периода культура Беларуси смогла добиться многого. Например, возвысились языковые ценности, самобытность, а также белорусский этнос. Но все это достаточно быстро пало под давлением сталинской политики. Взгляды большевиков практически полностью оставили тот процесс национализации, который только начал свое благополучное восстановление на этих территориях. Этот период времени запомнился Беларуси как времена, в которые был один правящий и неделимый народ. Поэтому говорить о развитии культуры в этой стране достаточно сложно.

Впрочем, к 1991 году ситуация полностью переменилась, смена власти и порядков взяли свое, и Беларусь вновь принялась восстанавливать свои традиции и национальность. Была принята государственная программа по развитию белорусского языка, а также возродился Белорусский фонд культуры. Процесс восстановления серьезно отразился на всех направлениях, но особенно заметен он в литературных произведениях того времени. Сегодня Беларусь отличается от других стран не только своей самобытностью, но и разнообразием стилей, форм и направлений в своей культуре.

Национальные костюмы

Неудивительно, что историки, изучая особенности культуры Беларуси, особенно отмечают уникальность Действительно, практически вся идейность этого народа собрана в простом, казалось бы, одеянии. Но на самом деле в красочных вышиванках и просторных нарядах кроется нечто большее, чем просто одежда. Беларуси, как уже отмечалось, переплетается и другими странами. Так, яркие вышивки на простых рубашках и клешеных юбках представительниц прекрасного пола, которые было принято носить в давние времена, часто встречаются и у других народов. При этом белорусы всегда с трепетом относились к тому, что изображено на ткани. Каждый орнамент оберегал или помогал в определенном смысле обладателю одежды. Поэтому женщины всегда старались максимально украсить не только свои наряды, но и создать некий оберег на одежде мужского пола. Нередко можно встретить национальный костюм Беларуси, где присутствуют яркие головные уборы.

Музыка

Вовсе не удивительно, что сегодня практически все Дни культуры Беларуси проходят ярко и массово. В городах звучит национальная музыка, а на улицах можно увидеть самые разнообразные белорусские костюмы. Если говорить о том, какую музыку любят представители этого народа, то однозначно можно выделить обрядные песни.

Еще со времен берет свое начало развитие музыки в этой стране. Основные инструменты, которые можно по праву назвать национальными, - это белорусская цимбала и дуда.

В древние времена народы этого государства исполняли чаще всего обрядные песни: колядки, свадебные мотивы, жатвенные песни или масленичные куплеты. Удивительные мелодии необычных белорусских инструментов могут влюбить в себя с первого звука, а заводные мотивы и простота исполнения заставляют навсегда полюбить музыку этой страны. Впрочем, тексты песен также отличаются своей двусмысленностью. Порой в самых простых куплетах кроется глубокий смысл, который передает определенную информацию, незаметную для посторонних. Ежегодно в этой стране открывается огромное количество песенных фестивалей, на которых можно не только посмотреть красочное шоу, но и заслушаться национальной музыкой!

Театр

Те, кто хоть раз побывал в белорусском театре, навсегда запомнят это событие, ведь указанное направление искусства в государстве особенно отличается от того, что можно увидеть в других странах. Культура Беларуси всегда выделялась своей яркостью и необычностью, но театр - и вовсе нечто особенное и неповторимое, что можно встретить исключительно у этого народа. Как известно, профессиональный театр в стране берет свое начало еще со времен древних народных обрядов. Возможно, именно поэтому он не похож ни на один другой театр в мире.

В древние времена на территории Беларуси часто встречались и бродячие музыканты, и придворные труппы, и, конечно же, любительские коллективы. Не секрет, что белорусы - творческий народ, который всегда стремится к саморазвитию. На сегодняшний день в стране функционирует около 28 государственных театров, которые работают с самыми разными направлениями. Кроме драматического и музыкального в Беларуси можно встретить и кукольный театр, который отличается своей яркостью и необычными постановками. Но самым известным в этой стране считается Большой театр оперы и балета Беларуси, вот где нужно побывать хотя бы один раз в жизни!

Литература и художественное искусство

Наука и культура Беларуси всегда отличалась от подобных направлений в других государствах. Литературу и вовсе можно назвать отдельным направлением, ведь всемирно известные авторы чрезвычайно красочно описывали события в своих произведениях. В целом на счету у Беларуси огромное количество знаменитых имен, которые и сегодня вызывают интерес у современного читателя. Например, фамилии Котляров, Рагуцкий, Аношкин и многие другие покорили сердца настоящих любителей ярких произведений. Также в Беларуси имеется огромное количество научных деятелей, которые внесли свою лепту в развитие мировой науки.

Художественными талантами этот народ также не обделен. На счету белорусского государства немало художников, которые смогли прославиться, благодаря своим работам, на весь мир. Чаще всего они изображали национальные пейзажи и красоты родного края, но нередко среди известных художников можно встретить и талантливейших портретистов.

Кухня и национальные блюда страны

История культуры Беларуси просто не могла обойтись и без Те, кто хоть раз пробовал вкуснейший свекольник, никогда не забудут его вкус. Многие считают, что основное блюдо белорусской кухни - драники, но это вовсе не так. Конечно, в давние времена кухня народа отличалась своей простой и доступностью, а для приготовления блюд использовали в основном картофель, который можно было легко выращивать. Но уже сегодня историки выяснили, что в первую очередь народ Беларуси предпочитал питаться первыми блюдами. С другой стороны, нет ничего удивительного в том, что на столах древних белорусов нередко появлялись и мясные лакомства. Например, верашчака, разнообразные колбасы и мясо, приготовленное по особым рецептам с добавлением трав и пряностей. Но больше всего славятся белорусские напитки и сладости. Например, сбитень, кулага, похлебка из пива и крамбамбули. Существует даже рецепт специального белорусского закисного хлеба, который отличатся не только высокими вкусовыми качествами, но и полезными свойствами.

Национальные особенности

Среди национальных особенностей народа Беларуси определенно можно выделить стремление к сохранению государственности и к развитию. Во все времена народ этой страны стремился сберечь самое главное - свою уникальность и самобытность.

Несмотря на то, что на территории этой страны часто проходили войны и революции, людям удалось сохранить не только величайшие памятники культуры Беларуси, но и в целом сберечь историю своего народа. Историки отмечают, что национальную идею просто так придумать нельзя, и для того, чтобы выразить ее, народам приходится столетиями не только развивать свою культуру, но и делать все возможное для того, чтобы сохранить свои корни. Беларусь - это яркий пример государства, которому удалось, несмотря на множество трудностей, сохранить самое главное.

Будущее белорусской культуры

Как известно, белорусы - это очень гостеприимный и добродушный народ. По характеру и они очень похожи на своих братьев славян. Не секрет, что сегодня практически все государства стремятся не только сохранить свою культуру, но и активно помогают ей восстановиться. Культура Беларуси хранилась веками, и сегодня для страны самое главное - продолжать так же активно оберегать и любить свою историю.

Впрочем, прогнозы для культуры Беларуси самые светлые, ведь и по сей день на территории государства творят новые художники, писатели и научные деятели, которые мгновенно завоевывают своими работами аудиторию. По-прежнему театры, музеи и галереи полны народа, а это значит, что сами люди стремятся к развитию и чтят историю своего края.

Культуру любой страны можно рассматривать не только как показатель самосознания и духовного развития людей. Она является еще и сильнейшим инструментом идеологического влияния.

Культура Беларуси прошла сложный и противоречивый путь от своего возникновения до нынешнего развития. Это был путь от практически сплошной неграмотности до великих научных открытий и создания шедевров литературы и искусства мирового уровня.

Эпоха Средневековья

Культура Беларуси получила мощный стимул для своего развития после появления на территории страны христианства. Случилось это в середине 9-го в. Новая религия в корне изменила мировоззрение народа. Христианство способствовало возникновению государственности в виде Туровского и Полоцкого княжеств.

В этот период на территории нынешней Беларуси появилось большое количество новых ремесел и искусств. Начали строиться замки, города, храмы. Церкви и монастыри стали своеобразными культурными центрами, при которых велись летописи, открывались школы. Здесь же переписывались книги.

В 11-м в. в Полоцке возвели Софийский собор. Инициатором его постройки был князь Всеслав Чародей. По своему внутреннему убранству собор был схож с тем, который находился в Константинополе.

Начало 12-го в. ознаменовалось строительством Борисоглебского монастыря. Это сооружение находилось под Полоцком, в Бельчицах. Монастырь стал первым в своем роде на всей территории, которую заселяли восточные славяне. Для украшения этого храма впервые была использована керамическая плитка и фрески.

Культура Беларуси получала все большее и большее развитие. Так, в 1161 г. был возведен Спасо-Преображенский собор. Для него по заказу, сделанному Ефросиньей Полоцкой, был изготовлен непревзойденный предмет прикладного искусства. Мастер-ювелир Лазарь из Полоцка создал уникальный крест, обложенный пластинами из золота и серебра и украшенный изображениями святых в виде миниатюрной многоцветной эмали. Уже в одном Полоцке насчитывается 10 храмовых сооружений, возведенных в 12-м в.

Литературное наследие

История культуры Беларуси знает множество личностей, сыгравших большую роль в развитии духовной жизни страны. Одним из таких выдающихся деятелей является Кирилл Туровский (род. примерно в 1130 г., но не позднее 1182 г.). Это был блестящий литератор, высокообразованный человек и известный религиозный деятель. До наших дней сохранилось три его поучения, тридцать молитв, два канона и восемь «Слов». За выдающееся владение ораторским искусством современники звали его Златоустом.

Национальная культура Беларуси не может быть описана без упоминания о Ефросинье Полоцкой. Это внучка князя Всеслава Чародея. Она занималась переписыванием книг, а позже, после пострига в монахини, создавала собственные писания и летописи. Далее она стала игуменьей в полоцком монастыре Св. Спаса. По ее инициативе был построен мужской монастырь. Уже будучи в преклонном возрасте, Ефросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим. Там она и скончалась.

Неоценимый вклад в развитие культуры Беларуси внес живший в 12-м в. Климент Смолятич. Этот выдающийся деятель создал большое количество литературно-церковных произведений. К сожалению, они не сохранились до нашего времени.

Развитие ремесел

Широкое распространение на территории Беларуси получило декоративно-прикладное искусство. Оно развивалось под влиянием византийских традиций. Однако ремесленники страны вносили в него местные черты. В 11-12-м вв. в Беларуси было около шестидесяти различных видов ремесел. Среди них - ювелирное, гончарное, литейное дело, а также художественные работы по дереву.

Высокое мастерство ремесленников тех лет подтверждают находки археологов. Так, в Гродно и Волковыске ученые обнаружили фигурки из камня и кости, а также каменные иконки, украшением которых является тончайшая резьба.

Формирование письменности

Первые летописи, язык которых нес в себе характерные черты старобелорусского, стали создаваться с первой половины 13-го в. Среди таких памятников письменности можно назвать договорную грамоту смоленского князя Мстислава и грамоту полоцкого князя Изяслава. Начиная с 14-го в. старобелорусский язык стал государственным. На нем велась вся канцелярия и делопроизводство в Великом княжестве Литовском. На этом языке проводили свои заседания сеймы. На нем писались законы.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие культуры Беларуси в 9-15-м вв. происходило одновременно со становлением государственности. Оно выражалось в распространении образования, просвещения и книжности. В этот же период произошло формирование основных особенностей старобелорусского языка, и появились выдающиеся деятели просвещения. Свое развитие получила и архитектура.

Можно смело говорить о том, что народная культура Беларуси Средневековья явилась фундаментом для дальнейшего становления духовности народа.

Развитие культуры Беларуси в 16-18-м вв.

В этот период в мире были особенно сильны идеи европейского Возрождения, Просвещения и Реформации. Именно они, а также социально-политические и экономические условия того периода наложили свой отпечаток на развитие культуры Беларуси.

В эту эпоху на территории страны продолжили свое успешное развитие литература и образование, наука и искусство.

Белорусский первопечатник

Неоценимый вклад в развитие книжности, литературы и национального языка внес Франциск Скорина. Этот гуманист, просветитель и первопечатник жил в первой половине 16-го в. Благодаря такому выдающемуся человеку старобелорусский язык претерпел реформирование и стал богаче.

В 1517 г. Франциск Скорина издал книгу «Псалтырь». Ее текст был написан на церковнославянском языке с учетом старобелорусской редакции. С 1522 по 1525 г. первопечатник издал такие книги, как «Апостол» и «Малая подорожная книжица». Таким образом, Скорина может считаться предвестником Просвещения и Возрождения в Литовском княжестве.

Реформа школьного образования

В середине 18-го в. в Речи Посполитой происходили большие перемены в экономической сфере. Это и привело к необходимости реформирования школьного образования.

Первый значительный шаг был сделан в 1740 г. Именно в это время один из активных деятелей Просвещения Станислав Канарский произвел реорганизацию обучения, проводимого в школах при монашеском ордене пиаров. Благодаря этому великому человеку сюда стали принимать учеников из семей разных сословий. Посещали школы даже крестьянские дети. Такое обучение длилось шесть лет и являлось совершенно бесплатным.

Более глубокая реформа образования была проведена в 1770-е годы. Ее предложил известный деятель культуры И. Хрептович. Под его руководством было создано первое в Европе Министерство народного образования. Называлось оно Государственная Образовательная комиссия. Это учреждение занималось организацией проверок светских учителей и открыло по всей территории Беларуси 20 подокружных и окружных школ. В 1617 г. Радзивиллами в Слуцке был открыт первый на всех восточнославянских землях лицей.

Развитие науки

Расширение деятельности системы образования способствовало увеличению числа умелых мастеров. В те времена создавалось большое количество самых различных механизмов и приборов. Одним из самых выдающихся представителей науки 17-го в. является Казимир Семенович. Он стал разработчиком и создателем модели многоступенчатой ракеты. Кроме того, Семенович изобрел множество приспособлений в области артиллерии и проторакетной техники, в том числе и стабилизатор «Дельта».

Известным деятелем исторической науки является Альберт Коялович. Среди его работ особое место занимает первое напечатанное исследование Великого княжества Литовского «Исследование Литвы».

Развитие искусства

Системное обновление культуры Беларуси стало основой для возникновения новых видов профессиональной и самодеятельной драматургии. Первым школьным театром, появившимся на территории страны, стал кружок, созданный в 1585 г. при Полоцком иезуитском коллегиуме. В 1788 г. в этом же городе было построено первое здание для постановки спектаклей. В 18-м в. на территории Беларуси действовало двадцать два школьных и двадцать шесть музыкально-драматических театров. С середины 18-го в. в стране был создан и начал активно развиваться профессиональный балет.

Успешная деятельность театров сопровождалась значительным подъемом музыкального искусства. В 18-м в. на территории Беларуси были широко распространены крепостные оркестры, а также капеллы, которых к концу восемнадцатого столетия насчитывалось порядка 30.

Центром музыкального искусства считался город Несвиж. Именно здесь еще с 15-го в. работала музыкальная школа. В ней крепостных мальчиков учили играть на валторне, флейте и скрипке.

Многие деятели культуры Беларуси того периода внесли большой вклад в музыкальное искусство других государств. Например, благодаря творчеству педагога и композитора И. Козловского был открыт новый этап доглинковского периода. В Москве проходили успешные концерты белорусского певца Ивана Коленды.

Развитие культуры страны в 19-20-м вв.

Этот период характерен многими историческими событиями. Это Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, многочисленные восстания, произошедшие в 1794, 1830 и 1863 гг., революции 1905 и 1917 гг., проводимая политика полонизации, а затем и русификации. Тем не менее, несмотря на все глобальные изменения в общественной жизни народа, культура Беларуси неуклонно продолжала свое развитие.

Становление искусства

События политической и социальной жизни страны нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества. Продолжала развиваться и белорусская литература. В ее становление неоценимый вклад внесли Я. Борщевский, А. Рипинский, Я. Чечот и многие другие. Среди выдающихся памятников литературы, созданных в первой половине 19-го в., выделяются анонимные поэмы «Тарас на Парнасе» и «Энеида навыворот».

Первым классиком литературы Беларуси считается Вицент Дунин-Мартинкевич. Его лучшее произведение, созданное в начале 60-х годов, - «Пинская шляхта».

Белорусская литература занимала ведущее место в культуре страны и в начале 20-го в. Это было время, когда проявился талант З. Бядули, Я. Купалы, М. Горецкого, Я. Коласа, Э. Пашкевича (Тетки) и других.

В первой половине 19-го в. в культуре Беларуси значительное место занимали театры. Причем развивалось не только профессиональное, но и любительское искусство. Свое новое развитие театральная жизнь получила в начале 20-го в. Белорусскому зрителю предоставлялась возможность знакомства с театральными постановками братских славянских государств.

В первой половине 19-го в. начали собирать, а после публиковать белорусские народные песни. Велись попытки их концертных и композиционных обработок.

Подъем культуры наблюдался и в области архитектурных решений. Центры белорусских городов застраивались домами государственного и специального назначения. Среди подобных сооружений того времени можно выделить собор Петра и Павла, а также дворец-усадьбу Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.

На развитие живописи значительное влияние оказывала Виленская специализированная школа. В ней работало отделение изобразительного искусства. Всего за четверть века школой было подготовлено более 250 граверов, художников и скульпторов.

Значительная страница в истории культуры страны занята печатью. До революции 1905 г. в западных губерниях издавалось пятнадцать правительственных газет. После 1910 г. появились первые издательства, такие как «Наша хата», «Наша нива» и другие.

С 1920-х годов в стране началось большое национально-культурное строительство. После окончания Гражданской войны в Беларуси возобновили свою работу театры, высшие учебные заведения и многие издательства. Русский, белорусский и польский языки были объявлены государственными.

Становление советской культуры сопровождалось ликвидацией малограмотности и безграмотности населения. Для этого открывались многочисленные школы. Массовую неграмотность удалось победить уже к 1939 г. В 1923 г. в стране было введено обязательное школьное обучение.

Ускоренная индустриализация требовала высококвалифицированных кадров. Именно поэтому было принято решение об открытии целого ряда высших учебных заведений. К 1941 г. их насчитывалось уже 25.

Первые годы после Октябрьской революции стали особенно плодотворными для белорусской литературы. В 1923 г. свет увидела эпохальная поэма Я. Коласа «Новая зямля», а в 1925 г. - «Сымон-музыка». В послевоенный период литература страны продолжала развиваться. На ее небосклоне появились новые таланты, такие как И. Мележ, Я. Брыль, В. Быков, И. Шамякин, Р. Бородулин, В. Короткевич. Важное место в их творчестве занимала тема войны.

В советский период продолжило свое развитие театрально-музыкальное искусство, и широко шагнул в массы кинематограф.

Современная культура

В последние годы все основные составляющие национальной самобытности динамично развиваются и получают поддержку со стороны государства. В День культуры Беларуси, который приходится на второе воскресенье октября, проходит много музыкальных и кинематографических фестивалей, выставок и прочих мероприятий. Впрочем, можно сказать о том, что активность культурной жизни страны не угасает в течение всего года.

Министерство культуры Беларуси в своей системе насчитывает более 7 тысяч различных организаций. Это театры и музеи, клубные организации и кинотеатры, библиотеки и цирки. В стране работает три специализированных учреждения высшего образования, среди которых - Институт культуры Беларуси. Государство поддерживает работу детских школ искусств, концертных организаций и образовательных учреждений среднего звена.

В последние годы принят ряд важных законов. Они призваны регламентировать взаимоотношения государства и культуры. Одним из них является «Кодекс о культуре». Беларусь также систематизировала нормы, которые регулируют деятельность этой сферы жизни общества.

Каждый год в стране проводится порядка 60 республиканских, региональных и международных фестивалей. Самым крупным из них является «Славянский базар» в Витебске.

Днем культуры Беларуси можно считать и 17 декабря. В эту дату отмечается День белорусского кино. Это направление искусства не только продолжает традиции предшествующих поколений, но и постоянно ищет новые пути развития. В стране осуществлялись многие совместные проекты. Так, на киностудии «Беларусфильм» снимали свои фильмы Александр Сокуров, Никита Михалков и многие другие известные режиссеры.

«МИНЕСТЕРСТВО СПОРТА и ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ. БЕЛАРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ »

Выполнила: студентка 1 курса 112 группы

Факультета СИиЕ

Ефимова Анастасия

Минск 2012

Традиции белорусской культуры

Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.

Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место - это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09.00 до 18.00.

В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит. Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.

Культура

Вся Беларусь

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что, когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре. Теперь уже не существует сомнений в том, что в эпоху язычества у нас имелась письменность, появление которой ранее ошибочно связывалось только с принятием христианства.

Письменность распространялась вначале среди зажиточных, привилегированных слоев населения. Очень рано наряду с догматической литературой появилась и светская. Местом написания и переписки книг служили христианские монастыри. Этому святому делу немало лет своей жизни отдала Ефросиния Полоцкая. Кроме нее на ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского.

Близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения благоприятствовали тому, что и в этот край пришли прогрессивные идеи Возрождения (Ренессанса) и Реформации. В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первенство принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине. Находясь в 1517-1519 гг. в Праге, он перевел и издал 23 книги Библии, в тексте которых широко использовались слова и обороты старобелорусского языка. До того времени Библия увидела свет только на немецком (1445) и чешском (1448) языках. Тогдашняя Европа хорошо знала коллег и последователей Ф.Скорины - Николая Гусовского, автора латиноязычной поэмы "Песня про зубра" (1523, Краков), Сымона Будного, перу которого принадлежит немало произведений, написанных не только на старобелорусском, но на польском и латинском языках.

Разрешив свободное поселение татар и евреев на территории Великого княжества Литовского, его власти не препятствовали их культурному развитию, в т.ч. возведению различного рода архитектурных объектов культового и светского назначения. Сооруженная в Сморгонском районе в деревне Давбучишки мечеть (первое упоминание в литовской метрике в 1558 г.) относится к одним из самых древних в Европе.

В условиях разрушительных войн белорусскому народу удалось создать десятки первоклассных архитектурных сооружений, в которых органически сочетались собственные и заимствованные стили. Господствующим художественным стилем в архитектуре Беларуси стало барокко. В этом стиле были сооружены такие замечательные архитектурные объекты, как дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей - в Щорсах, Радивиллов - в Несвиже, Николаевская церковь и костёл кармелитов - в Могилеве, фарные костёлы - в Несвиже и Гродно, собор Петра и Павла - в Витебске. В строительстве в Несвиже костёла иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового комплекса участвовал приглашенный для этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком известный итальянский архитектор Джеванни Бернардони.

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация. Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский.

После восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке (1867 г.). Однако в развитие белорусской народной культуры значительный вклад внесли многие ученые, литераторы, в том числе Винцент Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича. Популяризации и пропаганде белорусской культуры способствовало издание газеты "Наша нива".

Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы, когда в республике проводилась политика белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, Институт белорусской культуры. На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, Г.Буравкин, А.Вертинский, В.Зуёнок, И.Науменко, Б.Саченко, И.Чигринов, И.Шамякин. В изобразительном искусстве работали самобытные мастера: художник М.Савицкий, скульпторы З.Азгур, С.Селиханов. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Политика гласности содействовала высвобождению белорусской культуры из-под идеологического диктата, возрождению духовных традиций белорусского народа. Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. закону о языках в Белорусской ССР. Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.

Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа».

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».

Исторический путь становления и развития белорусской культуры

Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её существование оказывалось под серьезным вопросом. К счастью, в самые трагические для белорусской культуры времена у неё всегда находились надежные защитники, и процесс духовного распада останавливался, начиналось её возрождение и восхождение новым высотам, что мы и наблюдаем в настоящее время.

Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. Многие белорусские мыслители в равной степени принадлежат культурам соседних, братских народов. Это - С.Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Канисский и др.

К сожалению, на протяжении длительного периода недооценивались культурные связи белорусского народа с передовыми странами Западной и Центральной Европы (Италией, Францией, Чехией и др.). Наиболее значительными они были в эпоху Возрождения, достаточно ярко проявились и в эпоху Просвещения. Этим объясняется тот факт, что в белорусской культуре, начиная с 10 века, постоянно соперничали два направления - западное и восточное.

В 10 веке славяне принимают христианство и вместе с ним перенимают много характерных черт экономической и духовной жизни Византийской и Римской империй. При этом, западные славяне берут за образец латинскую культуру, а восточные ориентируются на византийские каноны. Беларусь же оказывается между ними, что в значительной степени сказывается на её культуре. “Проблема выбора между Западом и Востоком и искреннее неприятие ни одного, ни другого являются основными признаками истории белорусского народа. Пример ф.Скорины, о котором до сих пор неизвестно, кем же он был, - либо католиком, либо православным, а возможно, и тем, и другим одновременно, запечатлевает это феномен белорусского духа и индивидуальности в душе нашего первого интеллигента. Эту черту белорусская интеллигенция сохранила и до сей поры, чему есть известные причины”.1

Границы двух культурных типов в разные времена меняли свои очертания: в восточнославянской культуре ассимилировались западноевропейские особенности, и наоборот. В итоге, культура белорусских земель формировалась в условиях взаимодействия многообразных объективных и субъективных факторов, оказывавших неоднозначное влияние на культуру народа, живущего на белорусских землях. Тем не менее, не глядя на все сложности, история свидетельствует о том, что в целом шел процесс поступательного развития во всех сферах созидательной деятельности человека.

За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий, от народных промыслов и бытовой культуры до величественных храмов, дворцов, современных архитектурных ансамблей. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке.

Белорусское искусство и литература

Отличительной чертой белорусского профессионального искусства и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета разных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем сохраняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они “живут” в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя, наряду с профессиональным искусством, любительское творчество.

Белорусский фольклор высоко оценили в мире - Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы.. К тому же, Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50-ти фестивалей.

Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для её саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для её реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт.

Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.

Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из соломки. Подобного нет нигде в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству, которая принесла успех белорусским мастерам, состоявшись в 1977 году. Конференция была организована Международной организацией по народному творчеству, в которую входит Беларусь, под эгидой ЮНЕСКО.

Изделия из соломки - традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины. лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.

Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.

Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.)

Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. В народном быте, таким образом, рушники выполняли не, столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось нахудожественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой.

Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства.

В конце 19- нач.20 века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в в нем отразились историко-культурные связи белорусов с их соседями – украинцами, русскими. Поляками, литовцами, латышами.

Белорусский народый костюм обязательно украшался вышивкой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эстетической функцией вышивка играла роль национального символа (например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.).

Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда. согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверьи отразилось целостность мировосприятия, представления о том. Что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования.

С давних времен к традиционным народным промыслам на беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.

При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивается с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.

Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не “господствовала” так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников Росси и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений белорусских мастеров гончарного дела.

Значительное распространение на Беларуси получио художечственная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой 17 – 18 вв.) . В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия.

Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву на Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был доступен менее. Чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий.

Художественная роспись – это достаточно широко распространенное на Беларуси явление художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, перемещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковров – озеро или река с лилиями, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш – редкий образец соединения изобразительного характера с декоративным исполнением.

Таким образом, на Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бережного отношения к ним со стороны государства и народа, живущего на белорусской земле. Сегодня в республике при поддержке государства создан Центр белорусского народного творчества “Скарбница”(Сокровищница). Цель его создания – повышение профессионального уровня изделий предприятий художествнных промыслов Беларуси. В Центр пришли выпускники Академии искусств, Белорусского государственного университета культуры - мастера по керамике, текстилю, резьбе по дереву, обработке металла, художники и искусствоведы. .

В настоящее время разработана и действует Государственная программа поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на 2000-2005 гг. Одно из направлений этой программы – интересный культурологический проект “Траецкі кірмаш” - направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему, творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей республике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разрабатывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов., Тем самым, культура Беларуси в своём развитии идет в русле тех процессов, которые характерны для мировой культуры, тем не менее сохраняя свою самобытность и неповторимость.

Молдова или Молдавия? Эти грамматические дилеммы озадачивают многих граждан и рождают острые споры, которые очень часто перетекают в политическую плоскость. В этой статье мы рассмотрим один из подобных примеров: Республика Белоруссия или Беларусь - как правильно писать и говорить?

Государство из 8 букв

Страна, о которой пойдет речь в данной статье, расположена в Восточной Европе, в умеренных широтах. Это одна из бывших республик СССР. В целом "ноги" проблемы, как писать и говорить правильно - Республика Беларусь или Белоруссия, "растут" именно из советского прошлого государства.

Этот наболевший вопрос регулярно всплывает на различных форумах и в соцсетях. Причем дискуссии по этому поводу очень часто ведутся не между филологами или лингвистами, а между "пророссийскими" и "прозападниками", плавно превращаясь в дешевое политиканство.

На самом же деле, ответ на вопрос республика Беларусь или Белоруссия?" спрятан не так уж и глубоко, как это может казаться. Попробуем на него ответить в этой статье.

Курьез с Дмитрием Медведевым

В 2009 году, на встрече с журналистами, Дмитрию Медведеву (тогда он был президентом РФ) порекомендовали правильно называть соседнюю страну. Дословно это прозвучало так: "8 букв, четвертая - а, в конце - мягкий знак". Замечание, хоть и носило шуточный характер, однако глава государства пообещал навести порядок и поставить жирную точку в вопросе: "Республика Беларусь или Белоруссия?"

Вскоре в Минск пожаловал министр юстиции России, дабы обсудить все нюансы проблемы с руководством страны. Он также пообещал, что во все правительственные кабинеты и другие важные инстанции РФ будут разосланы специальные письма с подробными разъяснениями.

Тем не менее большинство журналистов в России восприняли подобные рекомендации как "наезд" на прессу. Именно поэтому, в 90% российских СМИ соседнее государство продолжает именоваться "Белоруссией". Что уж тут говорить, если даже в "Википедии", которая априори должна быть объективным и грамотным ресурсом, эта страна подписана именно так.

Республика Беларусь или Белоруссия - как же все-таки правильно?

Совсем недавно компания "Яндекс" обратилась с таким же вопросом в Институт русского языка имени Запрос был сформулирован так: "Республика пишется название этой страны, согласно нормам современного русского языка?"

Научные сотрудники института прислали подробный и обоснованный ответ.

В нем говорилось о том, что оба варианта имеют право на существование. Однако стоит различать бытовой уровень общения (разговорную речь) и официальный. Республика Беларусь - это официальное название молодого государства, которое появилось на карте Европы в 1991 году. Именно оно было зафиксировано во всех соответствующих официальных документах, в том числе и на русском языке. Исходя из этого, на официальном уровне следует употреблять исключительно этот термин. Речь идет о телевидении, печатных изданиях, официальных документах, публичных выступлениях, интернет-ресурсах и т. п.

Кроме этого, существует так называемый "Общероссийский классификатор стран мира", который был утвержден еще в 2001 году. Последние изменения в этот документ вносились в январе 2014 года. В нем в алфавитном порядке представлены все государства мира, а также указаны их правильные названия. И в этом классификаторе также довольно четко и однозначно написано: "Республика Беларусь". То же самое касается и еще одной бывшей страны соцлагеря - Республики Молдовы (правильно писать именно так, а не Молдавия, как ошибочно говорят многие).

Республика Белоруссия или Беларусь: корни проблемы

Почему вообще возникла эта проблема? И откуда растут её "ноги"?

Дело в том, что страна с названием Белоруссия официально существовала в недалеком прошлом. Вернее, это была республика в составе великой державы - Белорусская Советская Социалистическая республика (или БССР). Именно в те времена уходят корни данной лингвистической проблемы.

Особенно остро и болезненно воспринимают этот вопрос ученые и филологи из Беларуси. И они очень надеются, что в ближайшем будущем их страну на постсоветском пространстве будут называть правильно.

Национальная культура белорусов уходит своими корнями в глубокую древность. В ней заключены колоссальные духовные богатства, отражающие нравственное, эстетическое, интеллектуальное бытие белорусского народа.

За многовековую историю белорусским народом сформировано богатое и самобытное культурное наследие. Беларусь владеет значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, искусства, музейными коллекциями. Сохранившиеся до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Наиболее значимые материальные ценности включены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Архитектура

Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них – Полоцк (862 год) и Витебск (974 год). В X-XII веках сформировались основы градостроительства, развивалась монументальная архитектура (Полоцкий Софийский собор, Полоцкая Спасо-Евфросиньевская церковь, Витебская Благовещенская, Гродненская Борисоглебская (Каложская) церкви).

В XIII веке на территории Беларуси наибольшее распространение получило оборонное зодчество. В разное время на белорусских землях существовало не менее 150 замков. Восстановленные и отреставрированные Каменецкая вежа, дворцовый комплекс в городском поселке Ружаны Пружанского района, Старый замок в Гродно, замок в Лиде, замковый комплекс в городском поселке Мир Кореличского района, замок в городском поселке Любча Новогрудского района, дворцово-парковый ансамбль в Несвиже многое могут рассказать о белорусской истории.

Для архитектуры Беларуси характерна тесная взаимосвязь с западноевропейским и восточноевропейским искусством. Основные направления - романский стиль, готика, ренессанс, барокко (Несвижский костел Божьего Тела, Глубокский костел и монастырь кармелитов), классицизм (Гродненский Королевский дворец, Гомельский дворец Румянцевых-Паскевичей).

Сегодня памятники древней архитектуры сохраняются и экспонируются в археологическом музее «Берестье» (Брест), народного зодчества – в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта (под Минском).

В годы Великой Отечественной войны значительная часть архитектурных сооружений была разрушена, только в Минске уничтожено около 80 процентов зданий. С 1944 года были проведены большие работы по восстановлению городов и сел. Выросли новые города - Новополоцк, Светлогорск, Солигорск.

В послевоенный период созданы мемориальные комплексы Брестская крепость-герой, Курган Славы Советской Армии - освободительницы Беларуси близ Минска, «Хатынь» и другие.

Одним из ярких примеров современной белорусской архитектуры является здание Национальной библиотеки Беларуси - «алмаз», аналогов которому в мире нет.

Изобразительное искусство


В художественных музеях Беларуси можно увидеть произведения искусства различных эпох. Самая большая коллекция живописи и скульптуры находится в Национальном художественном музее Беларуси.

На протяжении веков в Беларуси развивались монументальная живопись (фрески Софийского собора, Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей в Полоцке, Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно), книжная миниатюра. Шедевром древнебелорусского эмальерного искусства стал крест, сделанный в 1161 году ювелиром Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. В XV веке зародилась светская живопись, около XVI - белорусская иконописная школа. С распространением книгопечатания стала развиваться книжная ксилография.

Из ткаческих мануфактур XVII-XVIII веков большую известность приобрели Кореличская, где изготавливали отличавшиеся высоким художественным уровнем шпалеры, и Слуцкая, прославившаяся своими ткаными из шелковых, золотых и серебряных нитей поясами.

В конце XVIII-XIX веках белорусская живопись развивалась в русле романтизма и классицизма, позднее - реализма. К этому периоду относятся работы Я.Дамеля, Я.Суходольского, А.Ромера, И.Хруцкого, К.Бахматовича, В.Ваньковича, С.Зарянко, И.Олешкевича, Н.Орды, А.Бартельса и других.

Культурное поле ХХ века включает в себя такие имена, как М.Шагал, К.Малевич, Ю.Пэн. Художники М.Филиппович, Р.Семашкевич, В.Бялыницкий-Бируля, В.Цвирко, Г.Ващенко, В.Громыко, М.Данциг, П.Маслеников, М.Савицкий, скульптуры А.Бразер, А.Грубе, М.Керзин, 3.Азгур, П.Белоусов, А.Бембель, А.Глебов, С.Селиханов и многие другие внесли большой вклад в развитие белорусского искусства.

В декоративно-прикладном искусстве ведущие позиции занял гобелен. «Гобелен века» работы А.Кищенко официально признан самым большим гобеленом в мире и занесен в книгу рекордов Гиннесса.

Современному изобразительному искусству Беларуси свойственно разнообразие. Утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика, расширяется жанрово-видовой спектр. В ХХI веке художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохранила цельность, продолжила освоение прогрессивных элементов мировой культуры.

Кино


17 декабря 1924 года было создано Белгоскино. С этого дня ведет отсчет своей истории национальный кинематограф. Первым белорусским художественным фильмом была историко-революционная картина «Лесная быль». Поставил ее по повести Михася Чарота «Свинопас» в 1926 году режиссер Юрий Тарич. Его считают основателем белорусской кинематографии. Ученики Тарича – Владимир Корш-Саблин и Иван Пырьев – стали знаменитыми кинематографистами.

В 1930 году началось производство звуковых фильмов. В 1939 году студия получила собственную производственную базу в Минске.

В довоенное время с большим успехом прошли снятые на белорусской киностудии кинокомедии «Поручик Киже», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», «Моя любовь», экранизация рассказов А.Чехова «Медведь», «Человек в футляре».

В 1954 году на киностудии снят первый цветной художественный фильм - «Дети партизана», в 1970 - первый широкоформатный «Крушение империи». Своего расцвета национальный кинематограф достиг в 1950-70-е годы. Именно в это время были созданы фильмы, вошедшие в золотой фонд белорусского кино: «Константин Заслонов», «Красные листья», «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца», «Москва – Генуя», «Я родом из детства», «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Город мастеров» и другие. Тогда были сняты фильмы для детей и юношества, ставшие классикой: «Бронзовая птица», «Последнее лето детства», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Удивительные приключения Дениса Кораблева».

Широкое признание у зрительской аудитории получили белорусские телесериалы «Руины стреляют…», «Долгие версты войны», «Государственная граница», «Отцы и дети».

Плодотворно развивалось и документальное кино, которое создавалось в творческом объединении «Летопись».

Современные мастера с успехом продолжают творческую эстафету предыдущих поколений. Только за последние годы призами и наградами различных фестивалей отмечены созданные в Беларуси фильмы «Анастасия Слуцкая», «Поводырь», «Дунечка», «В августе 44-го», «Брестская крепость», «В тумане». В русле общемировой практики на «Беларусьфильме» все чаще осуществляются творческие проекты по совместному созданию фильмов с кинематографистами России, Германии, Израиля.

Литература


Основных своих успехов белорусская литература достигла в XX веке, но без подвижнической деятельности писателей предшествующих столетий эти свершения были бы более скромными.

Истоки белорусской литературы лежат в устно-поэтическом творчестве и фольклоре. Литература зародилась с приходом письменности в Х веке. Крупнейшим центром распространения письменности был Полоцк, где в XII-XIII веках появилось местное летописание. В Турове жил и творил мастер ораторской прозы Кирилл Туровский. В XIV–XV веках белорусский язык получил статус государственного в Великом княжестве Литовском, на нем были написаны Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. XVI век ознаменован деятельностью белорусского гуманиста-просветителя, основателя восточнославянского книгопечатания, писателя и переводчика Франциска Скорины. Первую ренессансную поэму на латинском языке о родной земле «Песня о зубре» написал М.Гусовский. Публицист и переводчик С.Будный издал в Несвиже «Катехизис» - первую книгу на старобелорусском языке на территории современной Беларуси. Защитник родного слова В.Тяпинский первый перевел на белорусский язык Евангелие. Свой вклад в развитие белорусской книжной поэзии в XVII веке внес Симеон Полоцкий.

Становление новой белорусской литературы пришлось на вторую половину XVIII-XIX века. В XIX веке белорусскую землю прославляли поэт А.Мицкевич, драматург В.Дунин-Марцинкевич. Эпоха реализма связана с расцветом творчества Ф.Богушевича, А.Гуриновича и Я.Лучины.

Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные газеты на белорусском языке "Наша доля" и "Наша ніва", вокруг которых объединились самые известные авторы того времени: Я.Купала, Я.Колас, Э.Пашкевич, М.Богданович, З.Бядуля, М.Горецкий, Ядвигин Ш. и другие.

Белорусская литература ХХ века представлена выдающимися именами народных поэтов Я.Купалы, Я.Коласа, Р.Бородулина, П.Бровки, Н.Гилевича, А.Кулешова, П.Панченко, М.Танка, народных писателей В.Быкова, Я.Брыля, К.Крапивы, М.Лынькова, А.Макаенка, И.Мележа, И.Науменко,И.Чигринова, И.Шамякина. Их произведения, а также многих других поэтов, писателей, драматургов за относительно короткий период поставили белорусскую литературу в один ряд с передовыми литературами мира.

В 2015 году была учреждена Национальная литературная премия . Учредители литературного конкурса - министерства информации, культуры и образования Республики Беларусь, Союз писателей Беларуси.

Оргкомитет конкурса состоит из представителей трех министерств: информации, образования, культуры, - а также Союза писателей Беларуси, Издательского дома «Звязда» и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Произведения отбираются экспертной комиссией и жюри конкурса. Торжественная церемония награждения лауреатов проводится во время празднования Дня белорусской письменности.

Музыка

Музыкальное искусство Беларуси берет свое начало в народной музыке восточных славян. Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла инструментальная музыка. Среди любимых народных инструментов - дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка, цимбалы.

В Беларуси большое развитие получила церковная богослужебная музыка. Музыкальными памятниками XV-XVII веков являются сборники вокально-инструментальных произведений "Полоцкая тетрадь" и "Куранты".

В XVIII веке центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов - Я.Голланд, Э.Ванжура, М.Радзивилл.

В современной Беларуси большой популярностью пользуется творчество ведущих музыкальных коллективов страны: Президентского оркестра Республики Беларусь, Государственного академического симфонического оркестра, Государственной академической хоровой капеллы им. Г.Ширмы.

Артисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Белорусского государственного академического музыкального театра, Белорусской государственной филармонии покоряют зрителей самобытным талантом и высочайшим исполнительским мастерством.

Белорусское музыкальное искусство прославили выдающиеся композиторы С.Монюшко, Г.Вагнер, В.Мулявин, И.Лученок, Э.Ханок, Д.Смольский, О.Елисеенков и другие.

Значительную работу по развитию музыкальной культуры проводит Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки под руководством Михаила Финберга. Организация фестивалей камерной музыки в малых городах Беларуси является одним из важнейших направлений деятельности оркестра.

Визитной карточкой Беларуси можно по праву считать вокальную группу «Чистый голос», вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» и «Сябры».

Ежегодно в Беларуси проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей, среди них "Белорусская музыкальная осень", "Минская весна", "Славянский базар в Витебске", "Музы Несвижа".

Белорусские исполнители регулярно участвуют в престижных международных конкурсах.

Современное белорусское музыкальное искусство стремится сохранять богатые национальные традиции.

Театр


Белорусское сценическое искусство зародилось из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов и актеров-скоморохов. В XVI веке возник кукольный театр - батлейка, который давал представления на ярмарках и площадях в городах и местечках. В XVI – XVIII веках начали распространяться школьные театры, в XVIII веке - придворные и городские театры. Некоторые из них со временем преобразовались в профессиональные труппы.

Основоположником национального театра называют белорусского драматурга XVIII века В.Дунина-Марцинкевича.

Возрождение белорусского сценического искусства происходило в начале XX века. Фундамент закладывали драматурги К.Каганец, Я.Купала, Я.Колас, К.Буйло, Ф.Олехнович, Л.Радевич и другие. Театральную работу вели И.Буйницкий, А.Бурбис, Ф.Жданович.

В 1920 году Ф.Жданович организовал Белорусский государственный театр (БГТ-1; ныне Национальный академический театр имени Я.Купалы). В 1926 году начал работу в Витебске БГТ-2 (ныне Национальный академический драматический театр имени Я.Коласа).

Для жителей и гостей республики работает 29 профессиональных театров, из которых 20 - драматических и музыкальных, 8 - детских и юного зрителя, 1 - оперы и балета. В их репертуаре произведения белорусских авторов, постановки русской, советской и зарубежной классики. Четыре театра в Беларуси имеют статус «национальный»: это драматические театры Я.Купалы, М.Горького (Минск), Я.Коласа (Витебск) и театр оперы и балета.

Среди мастеров сцены, плодотворно работавших и работающих в белорусских театрах, - Г.Макарова, С.Станюта, 3.Стомма, Г.Овсянников, Л.Давидович, 3.Белохвостик, А.Климова, Р.Янковский, Г.Гарбук, М.Захаревич, В.Тарасов, А.Милованов, В.Манаев, А.Помазан, режиссеры В.Раевский, Б.Луценко, Н.Пинигин, В.Мазынский, В.Маслюк, сценографы Б.Герлован, Д.Мохов, 3.Марголин и многие другие.

В Беларуси регулярно проводятся фестивали, конкурсы, смотры сценического искусства, среди них «Славянские театральные встречи» в Гомеле, «Белая вежа» в Бресте, «Панорама» в Минске, «М.@рт.контакт» в Могилеве. В 2011 году была впервые установлена Национальная театральная премия Беларуси.