Эпоха русского Просвещения и литература XVIII века. Английская литература эпохи просвещения

Это время распространения вольнодумства и веры в безграничные возможности человека. Кто же они, великие просветители Европы.

Особенности эпохи

Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание.

XVIII век - эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Таблица, в которой указаны имена, годы жизни и самые знаменитые произведения этих авторов, представлена ниже.

Основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии. Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы.

Самыми влиятельными фигурами в мировой культуре являлись и поэты. Среди них и вышеупомянутый Вольтер, и другие великие просветители Европы. Краткое содержание биографий некоторых из них изложено в статье.

В России главным реформатором системы образования был Ломоносов. Он был и ученым, и теоретиком литературы, и автором поэтических произведений. Но как звали тех, о ком идет речь в этой статье? Кто они, великие просветители Европы?

Таблица

Вольтер

Писатель был сыном чиновника. Окончил иезуитский колледж, изучал юриспруденцию, но впоследствии, как известно, предпочел литературу. Вольтер был человеком протеста. Он не мог примириться с властью и католической церковью, поэтому часто покидал на несколько лет Францию. Впрочем, и в других европейских государствах он создавал сатирические произведения, направленные на критику местного общественного уклада.

В юности французский писатель проникся философией Эпикура. Даже ранние произведения Вольтера содержат выпады против церкви и абсолютизма. Его позднее творчество отличается многообразием жанров. Среди произведений, созданных Вольтером, стоит отметить философские рассказы, публицистические статьи и исторически сочинения. Французский писатель оказал значительное влияние на развитие мировой культуры. Его творчество вдохновляло русских авторов. В восемнадцатом веке появился даже термин «вольтерьянство», подразумевающий иронию, ниспровержение авторитетов.

Некоторые произведения Вольтер изначально публиковал анонимно. Например, «Орлеанскую девственницу». Поэма повествует о героине французского народа Жанне д’Арк. Причем в столь сатирическом ракурсе, что церковь занесла ее в список запрещенных книг.

Жан-Жак Руссо

Этот философ представлял собой яркую фигуру французского сентиментализма. В детстве он учился в женевском протестантском пансионате, затем поступил в ученики к нотариусу. В шестнадцать лет Руссо покинул родной город. За свою жизнь он пробовал себя во многих профессиях, нередко испытывал нужду. В 1750 году Руссо написал трактат, с которого и началось его литературное творчество. Последующие сочинения полностью отвечали революционному духу, царившему в культурном мире, и позволили отнести автора в ряд великих людей, известных в истории как великие просветители Европы.

Дени Дидро

Один из основателей идеи передового мышления не верил в духовное начало жизни. Дидро полагал, что человек является тем, что из него делает общество, как, впрочем, и другие великие просветители Европы. Дидро писал в жанре прозы и драматургии. Его перу принадлежит ряд философских трактатов.

Родители желали, чтобы он стал священником, но после окончания иезуитского колледжа, Дени поступил на факультет искусств. Дидро долгое время зарабатывал переводами. Французский писатель более тринадцати лет работал над созданием «Энциклопедии», сотрудничая с другими просветителями.

Роль в истории

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе, и о себе. Эти философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. Мысли, которые сейчас кажутся очевидными, до семнадцатого века воспринимались как дерзкие и безумные идеи, точнее, могли бы восприниматься. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. В Средневековье с церковью шутки были плохи. Любое вольнодумство представляло собой верный способ попасть в руки инквизиции. В девятнадцатом веке некоторые авторы (например, Шарль де Костер) стали отражать в своих произведениях ужасы мрачного времени.

Провозглашенные просветителями ценности стали по праву считаться демократическими. Они вызвали широкий отклик в народных массах. Творчество Вольтера, Руссо и Дидро вдохновило множество молодых авторов Франции, Германии, России.

XVIII век — век окончательного падения феодализма в Западной Европе, формирования великих европейских колониальных держав, сложения мирового рынка. На авансцену исторического процесса вышли Англия, самая передовая страна победившей буржуазной революции, и Франция, которая готовилась к эпохальной революции 1789-1793 годов; в католических — Испании и Италии — феодальные пережитки были еще достаточно стойки, а Германия с ее феодальной раздробленностью и крепостным правом была самой отсталой из стран Запада, только к концу XVIII века оправившейся от последствий Тридцатилетней войны.

В культуру XVIII век вошел под названием "век Просвещения", или "век Разума". "Просвещение" — такое же обозначение культурной эпохи, как "античность", "средневековье" или "Возрождение", то есть у этого термина самый широкий смысл. Просвещение создало свою особую картину мира, особую идеологию, на основе которой возник новый этап в искусствах.

XVIII век — ключевой период Нового времени, когда рухнуло традиционалистское сознание. Современное сознание начинается, по словам М. Вебера, с разделения самодостаточного смысла, который содержался в религии и метафизике, на три автономных сферы: науку, мораль, искусство. Они выделились, когда рухнуло единое мировоззрение, предлагавшееся религией и метафизикой. Проблематика, унаследованная от этих старых подходов к миру, начала выстраиваться на основе новых критериев: истины, права, подлинности или красоты. Каждой сфере культуры отныне соответствовала определенная профессия, и все возникавшие в ней проблемы отдавались на рассмотрение специалистам. Так возник зазор между культурой специалистов и культурным уровнем широкой публики. Ю. Хабермас так характеризует место XVIII века в истории культуры: "В восемнадцатом веке философы-просветители сформулировали проект модернизации путем развития объективной науки, всеобщей морали и закона, автономного искусства. Каждая из этих сфер должна была развиваться согласно собственным внутренним законам. Одновременно этот проект был призван высвободить познавательный потенциал каждой из этих сфер. Просветители собирались применить достижения специализации в культуре на пользу повседневности, иными словами, для более рационального устройства повседневной жизни общества.

Просветители со складом ума, подобным Кондорсе, все еще питали иллюзии относительно того, что искусства и науки не только помогут обрести власть над силами природы, но дадут людям понимание мира и места личности в нем, будут способствовать моральному прогрессу, справедливости государственных учреждений, а также счастью человека вообще. Двадцатый век покончил с этим оптимизмом".

Просвещение стремилось осветить новым, критическим светом все доселе существовавшие взгляды и теории и особенно радикально было настроено в сферах религии, философии и социальной мысли. Именно в XVIII веке разум одержал победу над верой и превратился из адвоката религии, как это было еще у Р. Декарта, в ее обвинителя. Разъяснительно-обвиняющая функция разума создает тот специфический смысл понятия Просвещения, которым пользовались в XVIII веке.

Хотя на уровне массового сознания религиозные предрассудки и обряды сохраняли свою традиционную роль, философы XVIII века вели последовательное разоблачение религиозных суеверий с позиций разума. Атеизм был в моде среди очень небольшой части интеллектуальной элиты, но даже те, кто не разделял крайностей атеизма, сходились во мнении, что последовательное мышление не найдет в мире никаких следов присутствия Бога, ничего, кроме природы. Просвещение наследует рационализм Декарта, но отвергает идею Бога. Христианское понимание человека, еще преобладавшее в XVII веке, сменилось пониманием натуралистическим.

Еще сильнее, чем в XVII веке, проступила зависимость человека от социума. Возникла концепция воспитания, согласно которой личность — отражение состояния общества, следовательно, оздоровление общества повлечет за собой совершенствование человека. В человеке основоположники Просвещения видели существо от природы доброе, наделенное врожденными неотчуждаемыми правами на свободу, равенство, счастье, а разум находит путь к осуществлению этих стремлений. Эта идея права человека на счастье на земле, а не в загробном мире, отличает гедонистический, склонный к наслаждениям XVIII век от XVII века с его христианским суровым ригоризмом.

Поэтому из философии и литературы Просвещения изгнано все мистическое, сверхчувственное, иррациональное, поэтому их отличают материалистический, сугубо рационалистический подход к миру и человеку. Но ведь свобода личности и духовная жизнь осуществляются во многом, как нам сегодня представляется, в сфере подсознания, и недооценка этой сферы чревата серьезными искажениями в представлениях о человеке. Все-таки человек не есть "разумное общественное животное", он не объясним исключительно логикой и здравым смыслом; в человеке всегда есть непредсказуемость, несводимость к самым исчерпывающим объяснениям, и это-то и прекрасно, это — основа непохожести людей друг на друга, которую надо ценить и уважать. Просветители же полагали, что в людях куда больше общего, чем различного, и если людям объяснить их заблуждения и показать дорогу ко всеобщему счастью, они, как существа разумные, сразу на эту дорогу встанут. Это утопическое, иллюзорное представление о человеке было исправлено самой историей уже в ходе Французской революции, которая начиналась под лозунгами свободы, равенства, братства, а обернулась разгулом кровавого террора и наполеоновскими войнами, потрясшими всю Европу. Поэтому справедливы слова С. Л. Франка, говорящего о XVIII веке как о веке кризиса автономной личностно-духовной культуры, "когда Ренессанс и Реформация на Западе сменились уже плоским атеистическим просветительством и когда уже вплотную надвинулся грандиозный крах этого движения в лице великой французской революции".

В эпоху Просвещения политико-юридические представления оказались ядром понятия человеческой сущности, и эта специфика просветительской мысли привела к обоснованию в XVIII веке как воплощения этих идей социальных институтов буржуазной демократии, которые призваны были гарантировать невозможность узурпации власти одним лицом или группой лиц.

В последнее время традиционная картина Просвещения как века торжества Разума претерпевает изменения. Новейшие историки подчеркивают важность чувства, чувствительности в философии Просвещения, особенно на позднем его этапе. Английский философ Д. Юм утверждал: "Разум есть раб чувства, и может только служить и повиноваться чувствам". В искусстве позднего Просвещения — сентиментализме — эмоции важнее, чем интеллект, сердце важнее, чем голова; впервые люди стали ощущать чужую боль, как свою. Жалость, сочувствие, отвращение к жестокости стали мерилом гуманности, слезы стали знаком нежного сердца. Эти умонастроения вызвали к жизни сентиментальный роман С. Ричардсона, Л. Стерна, молодого И. В. Гете.

Мышление современного человека пронизано категориями, коренящимися в Просвещении (вера во всемогущество научного прогресса, заместившая веру в Бога, вера в справедливость буржуазно-демократических институтов власти, в общественную значимость искусства). Эти положения выражали исторический оптимизм, энергию молодого тогда класса буржуазии и могут относиться ко всей истории буржуазного периода: идеология Просвещения по сей день воплощена на практике в общественном устройстве западных демократий.

Мы еще слишком близко стоим к этой эпохе, и оценки места и роли Просвещения еще будут уточняться в развернувшихся ныне спорах, но для понимания искусства Просвещения важно еще раз подчеркнуть две вещи: облегченное, чересчур узкое представление о человеке как о сумме внешних воздействий со стороны природы и общества и утопичность надежд на то, что разъяснение человеку его истинных интересов приведет к быстрой реформе общества на основе совершенствования отдельной личности.

Прямолинейное понимание преобразующего воздействия искусства на жизнь привело к доминированию в литературе Просвещения воспитательного начала, к развитию политико-философской литературы, драматургии. У просветителей философия потеснила искусство, и художественная литература XVIII века отличается не просто повышенным рационализмом, но зачастую используется как прямой рупор идейно-философских воззрений автора. От проблемы "человек и мир", свойственной Ренессансу, искусство Нового времени — и особенно это характерно для XVIII века — переходит к проблеме "человек и общество".

Кратко:

Просвещение - идеологическое течение в искусстве XVIII в., оно носило антифеодальный характер и было связано с развитием буржуазных социально-экономических отношений.

Просветителями называли тех, кто выступал за распространение научных, знаний среди народа. Главную цель своего творчества они видели в воспитании общества, в совершенствовании нравов, современное состояние которых казалось им неразумным и неестественным. Идеалом просветителей стал так называемый «естественный человек», т.е. тот, кто свободен от сословных предрассудков и пороков. Деятели просвещения считали, что общество должно развиваться путем постепенного и последовательного совершенствования человеческого разума, поэтому и саму эпоху часто называли «веком разума». Причину людских и социальных бедствий они усматривали в невежестве, религиозном фанатизме и мракобесии. Многие из них были материалистами и атеистами.

Произведения просветителей философичны и иногда более напоминают трактаты. К уже существовавшим в литературе жанровым формам они добавили реалистический просветительский роман, философскую повесть, морально-политическую драму, мещанскую драму, гротескно-комедийный памфлет. В качестве положительного героя в произведениях искусства просвещения выступал простолюдин, трудолюбивый, честный, здравомыслящий. А вот представители привилегированных сословий изображались нелицеприятно (как Скотинин и Простаковы в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»). Среди деятелей европейского просвещения были Д. Дефо, Д. Свифт, С. Ричардсон, Д. Дидро, М.Ф. Вольтер, Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, Ф. Шиллер и др. В отечественной литературе просвещение представлено просветительским классицизмом (басни И. Крылова, оды М. Ломоносова, лирика Г. Державина, пьесы Д. Фонвизина), просветительским реализмом («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева), сентиментализмом - «Бедная Лиза» Н. Карамзина.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Эпоху Возрождения в XVII веке сменила эпоха Просвещения, унаследовавшая идеи гуманизма и дополнившая их идеями рационализма. Особенность развития западноевропейской литературы XVIII века состоит в том, что в это время завершается переход от литературы Средних веков, который активно осуществлялся в эпоху Возрождения. Писатели XVIII века продолжают развивать идеи о важности личности человека, ценности человеческой жизни и значении деятельности человека для общества.

Характер литературы этого периода определяли два ключевых фактора в общественной жизни — религия и наука. Во-первых, литература испытывала последствия религиозного и общественно-политического движения, охватившего всю Европу, — Реформации католической церкви и возникших на её основе вероучений, таких как лютеранство, кальвинизм, англиканство и других. Во-вторых, эти процессы сопровождались острым вниманием в современном обществе к разуму, который провозглашался по общественному статусу равным вере. Таким образом, в Европе как естественное следствие эпохи Возрождения и Реформации началась эпоха Просвещения.

Таковы были религиозные, культурные и общественно-политические истоки, определившие содержание европейской литературы XVIII века. В английской литературе созидательные возможности человека, его разум и веру показал в своём романе «Робинзон Крузо» (1719) писатель Даниэль Дефо. А основы критического отношения к обществу заложил писатель-сатирик Джонатан Свифт в философском романе-фантазии «Путешествие Гулливера» (1726).

Центром Просвещения в XVIII веке в Европе была Франция, именно здесь наблюдалось самое мощное движение писателей-просветителей. Широко известно выражение «французские энциклопедисты», то есть деятели искусства и литературы, стремившиеся к всесторонним знаниям. Лидером французского Просвещения был писатель, философ, общественный деятель Вольтер. Однако литература как процесс была шире идей Просвещения, понимаемых как рационализм, установка на «сухой», практический разум. Самый яркий писатель XVIII века во Франции — Жан-Жак Руссо — противопоставлял рациональному взгляду на мир естественность и чувство, призывал вернуться к нравам того времени, когда человек ещё не был испорчен цивилизацией. Учение Руссо получило название «руссоизм», в нём наметились истоки нового литературного течения — сентиментализм. К руссоистским идеям обращалась вся Европа, в том числе русские писатели и поэты, особенно Жуковский и молодой Пушкин.

В последней трети XVIII века ведущую роль в европейской литературе играет немецкая литература, формировавшаяся в середине 1770-х годов под воздействием идей движения «Буря и натиск». Эти идеи получили выражение в творчестве Гёте и Шиллера, которые сумели объединить в своих произведениях просветительские идеи, лучшие достижения классицизма, мягкость, благородство в чувствах сентиментализма, порывистость личности раннего романтизма, а также черты реализма будущей литературы XIX века.

Барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм

Театры, концерты, выставки

Ранее театры основном были придворными; театры, открытые для широкой публики, действовали только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они открывались даже в небольших городах Европы. Комедии Жана-Батиста Поклена (Мольера) были наиболее известными и относились везде.

Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.

Доступным для широкой публики стал живопись. Проводились выставки картин, затем обсуждались в салонах и прессе. Картины Никола Пуссена, Жака-Луи Давида пользовались наибольшей популярностью.

Во второй половине XVIII в. в большинстве европейских стран - Италии, Испании, германских государствах, Польши и др. - Доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко . А вот во Франции утверждался новый стиль - классицизм . Искусство классицизма ориентировалось на античные образцы. Драматурги писали пьесы на сюжеты из греческой и римской мифологии и истории. Художники изображали на своих полотнах древних богов и героев. Архитекторы последовали треугольные фронтоны и колоннады античных храмов. В отличие от мастеров барокко писатели и художники классицизма в своем творчестве сознательно стремились подражать установленные нормы прекрасного. Классицисты разработали целую теорию, каким должен быть произведение искусства, как надо писать стихи, пьесы, рисовать картины. Классицисты считали, что произведение искусства должно быть величественным, ясным, строгим, понятным, соответствовать установленным правилам. Никаких крайностей, непродуманного, ложного, несуществующего.

Появившись в Франции, классицизм распространился и на другие страны Европы.

Пьесы, написанные в этом стиле, имели логичный и понятный сюжет и язык. В основе пьесы всегда была некая идея, которая на протяжении пьесы раскрывалась и освичувалася всех сторон. События, изображены в пьесе, всегда происходили в одном месте, в один день. Никаких второстепенных сюжетных линий не допускалось.

В литературе и искусстве классицизма существовала иерархия жанров. Трагедия стояла выше комедии. Герои трагедий могли разговаривать только поднятой языке.

Учредителем французской классической трагедии был Пьер Корнель (1606-1684). Он писал пьесы и труды по истории искусств. Судьба героев его пьес была тесно связана с политической борьбой. Сюжет разворачивался на фоне исторических событий. Своими пьесами Корнель пытался доказать необходимость укрепления абсолютной монархии. А вот Жан Расин (1639-1699) свои пьесы посвящал миру человеческих чувств. Хотя комедия в классицизме, как мы только отметили, считалась низшим жанром, выдающийся комедиограф Жан-Батист Поклен (Мольер; 1622-1673) своими произведениями сумел доказать обратное. Его комедии остаются популярными и сейчас.


Художник Никола Пуссен (1594-1665) считал, что сюжет художественного произведения должен быть благородным, величественным и возвышенным, а композиция - логичной и простой.

Всемирно прославленным образцом искусства классицизма стала резиденция французских королей в Версале. Над ее созданием работали лучшие архитекторы, художники, садоводы.

В первой половине XVIII в. распространился новый стиль - рококо (Декоративные мотивы в виде раковины). Этот стиль особенно проявился в декоративно-прикладном искусстве. Ему свойственны интим и комфорт. Мастера рококо создавали изящные вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство украшений, необычность и изысканность форм. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские павильоны в парках.

Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль назвали неоклассицизмом , То есть новым классицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками римских городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия.

Строгость застройки римских городов натолкнула архитекторов XVIII в. на мысль, что города следует строить по простым и разумным планом. Примером такой архитектуры является ансамбль площади Людовика XV (теперь это площадь Согласия) в Париже.

Художники-неоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания.

Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие хитоны.

Все крупные просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение.

Даниэль Дефо (1661-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Пьер-Огюстен Бомарше (1732-1799), Фридрих Шиллер (1759-1805), Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832) ... Через их творчество можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе - От появления нового положительного героя, который действует согласно своим умом (Робинзон Крузо из романа Дефо), до Фауста Гете.

Дефо утверждал в литературе нового положительного героя, трудолюбием и умом достиг всего. Другой английский писатель Дж. Свифт в романе "Путешествие Гулливера" пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои Бомарше и Шиллера - простые люди, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливом строя.

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII - начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука - эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие - это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер , Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Вольтер (1694-1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это - ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше , автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер-водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)


Французский философ-просветитель - иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным . Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок - "Салоны". А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге .

Монтескьё (1689-1755)


Полное имя-Шарль-Луи де Секонда , барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо , доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе , предпринятые Монтескьё в 1728-1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.