Анализ финансовой отчетности. Методы анализа, используемые аудитором


  • Вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

  • Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

  • Анализ относительных показателей - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

  • Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов , со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

  • Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель.
  • Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.

    Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний. Особенностями внешнего финансового анализа являются:


    • множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия ;

    • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

    • наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

    • ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

    • ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
      максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
    Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности , приобретает характер внешнего анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ не позволяет раскрыть всех секретов успеха хозяйствующего субъекта.

    Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия, по данным публичной финансовой отчетности, составляют:


    • анализ абсолютных показателей доходов;

    • анализ относительных показателей рентабельности;

    • анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

    • анализ эффективности использования заемного капитала ;

    • экономическая диагностика финансового состояния предприятий и рейтинговая оценка эмитентов.
    Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ используют в качестве источника информации. Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.

    Особенностями управленческого анализа являются:


    • ориентация результатов анализа на свое руководство;
      использование всех источников информации для анализа;

    • отсутствие регламентации анализа со стороны;

    • комплектность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия ;

    • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

    • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
    Финансовые результаты деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период; во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений; в-третьих, изучение хотя бы в самом обобщенном виде динамики изменений показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов.

    Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица, в которой используются данные отчетности предприятия из формы №2 «Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности».

    Таблица 1

    Анализ уровня и показателей финансовых результатов деятельности ТОО «КазМунайГаз - Тельф»

    Тыс.тенге

    Показатель


    На 01.01.

    2003 года


    На 01.01.

    2004 года


    Отклонение

    Темпы роста

    Доход от реализации услуг

    (без НДС)

    38,584,626

    45,880,679

    7,296,053


    118.9

    Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)

    25,177,088

    26,823,392

    1,646,304


    Валовой доход

    13,407,538

    19,057,287

    5,649,749

    142.1

    Расходы периода

    8,539,575

    7,296,713

    -1,242,862

    85.4

    Доход (убыток) от основной деятельности

    4,867,963

    11,760,574

    6,892,611

    241.6

    Результат от неосновной деятельности

    899,024

    481,371

    -417,653

    53.5

    Подоходный налог с юридического лица

    - 2,908,308

    - 3,600,874

    -692,566

    123,8

    Доход (убыток) от обычной деятельн. после налогооблажен.

    2,858,679

    8,641,071

    5,782,392

    Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций

    1,705

    1,705


    Корректир. нераспределенного дохода (непокрытого убытка)

    3,058,399

    3,058,399


    Нераспределенный доход (непокрытый убыток)

    2,858,679

    11,697,765

    8,839,086

    Данные таблицы показывают, что в отчетном периоде предприятие достигло высоких результатов. Валовый доход вырос на 42.1% и нераспределенный доход вырос в 4 раза. Положительным фактором роста нераспределенного дохода явилось увеличение валового дохода за счет роста объема реализации и относительного снижения затрат на производство услуг. При росте дохода от реализации на 18.9%, рост себестоимости оказанных услуг составил 6.5% и расходы периода снижены по сравнению с базисным периодом на 14.6%.

    Нераспределенный доход находится под воздействием таких факторов, как изменение: дохода от основной деятельности , дохода от неосновной деятельности, суммы корпоративного подоходного налога, дохода от чрезвычайных ситуаций и прочей деятельности. Как видно из таблицы 1 нераспределенный доход в 2003 году увеличился по сравнению с 2002 годом на 8,839,076 тыс.тенге. На данное увеличение повлияло в основном увеличение дохода от основной деятельности и дохода по внереализационным операциям, и за счет уменьшения дохода от неосновной деятельности в целом результат снизился на 417,653 тыс.тенге.
    В свою очередь на изменение дохода от основной деятельности могут оказывать влияние следующие факторы: объема реализации; снижения себестоимости продукции; отпускных цен на услуги; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

    1. Расчет общего изменения дохода (убытка) (Р) от основной деятельности:

    Р = Р1 - Р0 = 11,760,574 – 4,867,963 = 6,892,611; где

    Р1 - доход (убыток) от основной деятельности отчетного года;

    Р0 - доход (убыток) от основной деятельности базисного года.

    Доход от основной деятельности ТОО «КазМунайГаз - Тельф» в 2003 году в абсолютной величине возрос по сравнению с 2002 годом на 6 892 611 тыс.тенге.

    Важнейшее значение в оценке финансового состояния предприятия имеет исследование данных баланса. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции. Анализ проводится по балансу с помощью одного из следующих способов:

    Производится анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей ;

    Строится уплотненный сравнительный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

    Производится дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

    Анализ непосредственно по балансу - дело довольно трудоемкое и неэффективное, т.к. слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации.

    Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнениями его показателями динамики.

    Аналитический баланс полезен тем, что он сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом.

    Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтально, так и вертикального анализа.

    К ним относятся:


    • общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса минус убытки;

    • стоимость иммобилизованных (т.е. основного капитала) активов или недвижимого имущества, равная итогу раздела 1 активов баланса;

    • стоимость мобильных (оборотного капитала) активов, равная итогу раздела 2 активов баланса;

    • стоимость материальных текущих активов ;

    • величина собственных средств предприятия, равная итогу раздела 1 пассивной части баланса;

    • величина заемных средств, равная сумме итогов 2 и 3 разделов пассивной части баланса;

    • величина собственных средств в обороте, равная разнице между собственным капиталом и долгосрочными активами;

    • рабочий капитал, равный разнице между текущими активами и текущими обязательствами.
    Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного капитала в стоимости имущества, на соотношение темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности. При стабильной финансовой устойчивости у предприятия должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала , а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности должны уравновешивать друг друга. (Приложение 7,8).

    Следующей аналитической процедурой является вертикальный анализ - иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия. (Приложение 7,8,10).
    Таким образом , можно выделить две основные особенности вертикального анализа:


    • переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

    • относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
    Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берутся базисные темпы за ряд лет, что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значение.

    Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют один другой, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.

    Трендовый анализ - часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового менеджмента. Строится график возможного развития организации. Определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя.

    Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельного предприятия расчетным периодом является месяц или квартал. Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и источников финансирования предприятия позволяет сделать ряд важных выводов , необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу.
    Например, уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что могло вызвать неплатежеспособность. Установление факта свертывания хозяйственной деятельности требует проведения тщательного анализа ее причин:

    Отчет о финансовых результатах - одна из основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет, что в общем случае, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    Отчет о финансовых результатах показывает доходы, расходы, финансовый результат организации за период. То есть, если Бухгалтерский баланс показывает финансовое состояние на отчетную дату, то Отчет о финансовых результатах показывает соответствующие показатели за период (например, за 2014 год).

    Перед формированием годовой бухгалтерской отчетности нужно сделать реформацию баланса.

    Обратите внимание на различие между Бухгалтерским балансом и Отчетом о финансовых результатах - в балансе отражаются показатели нарастающим итогом с начала деятельности, а в Отчете о финансовых результатах данные за период. К примеру, в обоих отчетах есть показатель Нераспределенная прибыль (убыток). Но эти суммы, как правило, не совпадают. В бухгалтерском балансе по этой строке указывается нераспределенная прибыль (убыток) на отчетную дату (за весь период деятельности организации), а в Отчете о финансовых результатах аналогичный показатель Чистая прибыль (убыток) за отчетный период (например, календарный год).

    Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

    А) оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ);

    Горизонтальный (временной анализ) - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, определение относительных темпов роста (снижения), оценка этих изменений;

    Б) оценку структуры показателей прибыли и ее изменение в динамике (вертикальный анализ);

    Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Структурный анализ сглаживает влияние инфляции и позволяет проводить межхозяйственные сравнения;

    • В) изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов;
    • Г) выявление степени влияния различных факторов на величину полученной прибыли и причин их изменения.

    Таким образом, основными задачами анализа финансовых результатов являются:

    • 1. Оценка выполнения плана по прибыли в целом по организации и по ее внутренним структурным подразделениям;
    • 2. Определение плановых и фактических темпов роста показателей прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли к уровню предыдущего периода;
    • 3. Анализ факторов, обуславливающих степень выполнения бизнес - плана и показатели динамики прибыли от продаж, бухгалтерской и чистой прибыли;
    • 4. Выявление влияния результатов деятельности отдельных внутренних структурных подразделений на показатели динамики прибыли;
    • 5. Выявление и организация использования внутренних резервов повышения эффективности и производства, подготовка управленческих решений.

    Все факторы, влияющие на величину прибыли можно разделить на две группы:

    • 1. Внешние - факторы, которые возникают, не зависимо от деятельности предприятия:
      • - чрезвычайные события, природные условия, конкуренция, социальные условия, изменения рыночной конъюнктуры;
      • - изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемые сырье и материалы, тарифы на услуги и перевозки, торговые скидки, ставки налогов и сборов, нормы амортизации и т.д.;
      • - нарушение дисциплины поставщиками, подрядчиками, банковскими, финансовыми и другими организациями затрагивающими интересы предприятия;
    • 2. Внутренние - факторы, которые зависят от предприятия, контролируемы им и определяют сущностные результаты работы и факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины.

    Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются: количество проданной продукции, элементы себестоимости, цены и структура продукции.

    Можно сделать вывод, что финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли (убытка). Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. В результате, анализ финансовых показателей, можно определить пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия на основе принятия экономически обоснованных решений.

    1. Горизонтальный (временной) анализ отчетности заключается:

    2. Вертикальный анализ отчетности заключается:

    А) определение структуры итоговых показателей с выявлением каждой позиции отчетности на результат в целом;

    Б) сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов;

    В) в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим годом;

    Г) расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

    3. Трендовый анализ отчетности заключается:

    А) определение структуры итоговых показателей с выявлением каждой позиции отчетности на результат в целом;

    Б) сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и выявление основной тенденции показателя;

    В) в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим годом;

    Г) расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

    4. Факторный анализ отчетности заключается:

    А) сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов;

    Б) в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим годом;

    В) расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей;

    Г) в оценке влияния отдельных позиций на результативный показатель как прямым методом так и обратным методом.

    5. Понятие «финансовая устойчивость» означает:

    А) возможность баланса предприятия долгое время сохранять ликвидность;

    Б) возможность предприятия как можно дольше сохранять высокое финансовое состояние;

    В) возможность активов предприятия быстро мобилизовываться в денежные средства;

    Г) возможность пассивов в короткие сроки быть погашенными.

    6. Финансовая отчетность представляет собой:

    Б) систему данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

    В) систему об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности;

    Г) отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала.

    7. В состав годовой бухгалтерской отчетности входят:

    А) бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках;

    Б) приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о прибылях и убытках;

    В) пояснительная записка, итоговая часть аудиторского заключения;

    Г) все вышеперечисленное.

    8. Данные о поступлении денежных средств от всех видов деятельности содержатся:

    А) в бухгалтерском балансе;

    Б) в отчете о движении денежных средств;

    В) в отчете о прибылях и убытках;

    Г) в отчете об изменении капитала.

    9. Годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность предприятия должны предоставить в соответствующие органы до:

    10. Предприятия с иностранными инвестициями должны предоставить каждому собственнику в порядке, предусмотренном учредительными документами, и органу государственной налоговой инспекции по месту нахождения юридического адреса финансовую отчетность до:

    11. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) содержит:

    А) итоговую часть аудиторского заключения;

    Б) данные о финансовых результатах деятельности предприятия;

    В) данные о текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;

    Г) информацию, которую нецелесообразно включать в формы бухгалтерской (финансовой) отчетности №№1,2,3,4,5.

    12. Нормальная финансовая устойчивость предприятия характеризуется:

    А) не зависит от внешних кредиторов;

    Б) высокий уровень платежеспособности;

    В) нормальная доходность текущей, инвестиционной, финансовой деятельности;

    Г) рациональное использование заемных средств, высокая доходность текущей деятельности.

    13. Какая степень финансовой устойчивости отражается трехмерным комплексным показателем (0,1,1):

    А) неустойчивое финансовое состояние;

    Б) нормальная финансовая устойчивость;

    В) кризисное финансовое состояние;

    Г) абсолютная финансовая устойчивость.

    14. Коэффициент восстановления платежеспособности определяется в расчете на период:

    А) 6 месяцев;

    Б) 3 месяца;

    В) 1 месяц;

    15. Информация о величине просроченной дебиторской задолженности содержится в:

    А) бухгалтерском балансе;

    Б) отчете о прибылях и убытках;

    В) отчете об изменении капитала;
    Г) приложении к бухгалтерскому балансу.

    16. Анализ ликвидности позволяет:

    А) проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам;

    Б) оценить состав источников финансирования;

    В) оценить эффективное вложение средств в данное предприятие;

    Г) провести оценку структуры баланса предприятия.

    17. В результате расчетов получено значение коэффициента абсолютной ликвидности 0,24. Это означает, что:

    А) организация неплатежеспособна, так как может погасить только 24% своих обязательств;

    Б) организация платежеспособна, т.е. в состоянии оплатить свои текущие обязательства;

    В) организация платежеспособна, так как может погасить 76% краткосрочной задолженности за счет денежных средств;

    Г) организация в состоянии погасить 24% своей краткосрочной задолженности за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, которые можно быстро реализовать.

    18. Дайте определение чистой рентабельности продаж:

    А) отношение чистой прибыли к среднему итогу валюты баланса;

    Б) отношение чистой прибыли к выручке от продаж;

    В) отношение чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции;

    Г) отношение чистой прибыли к объему продаж.

    19. Для оценки платежеспособности предприятия используется:

    А) коэффициент рентабельности собственного капитала;

    Б) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

    В) коэффициент абсолютной ликвидности;

    Г) коэффициент рентабельности продаж.

    20. Доходы организации по данным формы № 2 отчетности включают:

    А) стр. (010+060+080+090+120);

    Б) стр. (060+080+090+120+170);

    В) стр. (010+060+080+090+120+170);

    Г) стр. (010+080+120).

    21. Как определяется продолжительность погашения дебиторской задолженности за год:

    А) 360/коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (в оборотах);

    Б) среднегодовые остатки дебиторской задолженности/выручка от продаж;

    В) выручка от продаж/среднегодовые остатки дебиторской задолженности;

    Г) среднегодовые остатки дебиторской задолженности/360.

    22. Какие показатели являются показателями оценки деловой активности предприятия:

    А) обеспеченность собственными оборотными средствами;

    Б) коэффициент автономии;

    В) коэффициент покрытия;

    Г) оборачиваемость оборотных средств.

    23. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает:

    А) какую часть долгосрочных обязательств организация может погасить в ближайшее время;

    Б) какую часть всех обязательств организация может погасить в ближайшее время;

    В) какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить в ближайшее время;

    Г) нет правильного ответа.

    24. Коэффициент текущей ликвидности показывает:

    А) какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить, мобилизовав оборотные активы;

    Б) какую часть всех обязательств организация может погасить, мобилизовав оборотные активы;

    В) какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить, мобилизовав быстрореализуемые активы и абсолютно ликвидные активы;

    Г) нет правильного ответа.

    25. Общая рентабельность капитала определяется:

    А) чистая прибыль/стоимость капитала на начало года;

    Б) чистая прибыль/стоимость капитала на конец года;

    В) чистая прибыль/среднегодовая стоимость капитала;

    Г) прибыль до налогообложения/среднегодовая стоимость капитала.

    26. Показатели оборачиваемости характеризуют:

    А) рыночную устойчивость;

    Б) платежеспособность;

    В) деловую активность;

    Г) все ответы правильные.

    27. Рентабельность активов характеризует:

    А) доходность вложения капитала в имущество предприятия;

    Б) структуру активов;

    В) ликвидность активов;

    Г) платежеспособность предприятия.

    28. Что показывает коэффициент самофинансирования:

    А) эффективность использования собственных средств предприятия;

    Б) эффективность использования собственных средств на техническое развитие предприятия;

    В) использование заемных средств на техническое развитие предприятия;

    Г) нет правильного ответа.

    29. Баланс считается ликвидным, а предприятие платежеспособным, при соблюдении группы неравенств одновременно:

    А) А1≥П1, А2≥П2, А3≤П3, А4≤П4;

    Б) А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4;

    В) А1≥П1, А2≥П2, А3≤П3, А4≤П4;

    Г) А1≤П1, А2≤П2, А3≤П3, А4≤П4.

    30. Определить рентабельность собственного капитала на основании данных. Прибыль до налогообложения равна 2560 тыс.руб., собственный капитал – 3500 тыс.руб.

    31. Неустойчивое финансовое состояние характеризуется:

    32. Коэффициент финансовой независимости характеризует:

    А) долю собственного капитала в валюте баланса;

    Б) долю заемного капитала в валюте баланса;

    В) долю собственного капитала в общей сумме капитала организации;

    Г) долю заемного капитала в общей сумме капитала организации.

    33. Оптимальное значение коэффициента самофинансирования:

    34. Оптимальное значение коэффициент финансовой напряженности;

    А) не более 0.5;

    Б) более 1;

    35. К постоянным пассивам относятся:

    36. Коэффициент оборачиваемости активов показывает:

    А) структуру активов;

    Б) размер активов в валюте баланса;

    В) скорость оборота активов;

    Г) состав активов.

    37. Кредиторская задолженность на начало года равна 123 тыс.руб., на конец – 200 тыс.руб. Средний кредиторская задолженность за год равна:

    А) 323 тыс.руб.;

    Б) 13.46 тыс.руб.;

    В) 77 тыс.руб.;

    Г) 161,5 тыс.руб.

    38. Определить прибыль (убыток) от продаж на основании данных. Выручка-нетто – 900 тыс.руб.; себестоимость проданных товаров – 230 тыс.руб.; коммерческие и управленческие расходы – 120 тыс.руб.

    А) 780 тыс.руб.;

    Б) 670 тыс.руб.;

    В) 550 тыс.руб.;

    Г) 1 120 тыс.руб.

    39. Кризисное финансовое состояние характеризуется:

    А) нормальной платежеспособностью, рациональным использованием заемных средств, высокой доходностью текущей деятельности;

    Б) высоким уровнем платежеспособности, предприятие не зависит от внешних кредиторов;

    В) нарушением нормальной платежеспособности, возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования;

    Г) предприятие полностью неплатежеспособно, находится на грани банкротства.

    40. Источниками финансирования запасов при неустойчивом финансовом состоянии являются:

    42. К долгосрочным пассивам относятся:

    А) кредиторская задолженность;

    Б) краткосрочные кредиты и заемные средства, задолженность участников по выплате доходов;

    В) кредиты и заемные средства из IV раздела, доходы будущих периодов, фонды потребления;

    Г) статьи III раздела пассива баланса «Капитал и резервы».

    43. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает:

    А) структуру оборотных активов;

    Б) размер оборотных активов в валюте баланса;

    В) скорость оборота оборотных активов;

    Г) состав оборотных активов.

    44. Дебиторская задолженность на начало года равна 250 тыс.руб., на конец – 200 тыс.руб. Средний дебиторская задолженность за год равна:

    А) 225 тыс.руб.;

    Б) 50 тыс.руб.;

    В) 18,75 тыс.руб.;

    Г) 450 тыс.руб.

    45. Валовая прибыль рассчитывается как:

    А) произведение количества реализованной продукции и ценой единицы продукции;

    Б) сумма прибыли от реализации и себестоимости продукции;

    В) разница между выручкой от реализации и себестоимостью продукции;

    Г) нет правильного ответа.

    47. Источниками финансирования запасов при нормальной финансовой устойчивости являются:

    А) собственные оборотные средства плюс долгосрочные кредиты и займы плюс краткосрочные кредиты и займы;

    Б) собственные оборотные средства плюс долгосрочные кредиты и займы;

    В) собственные оборотные средства;

    49. Коэффициент самофинансирования показывает:

    А) соотношение между собственными средствами и валютой баланса;

    Б) соотношение между собственными средствами и совокупным капиталом организации;

    В) соотношение между заемными средствами и совокупным капиталом организации;

    Г) соотношение между собственными и заемными средствами.

    50. К медленно реализуемым активам относятся:

    Г) внеоборотные активы.

    51. К краткосрочным пассивам относятся:

    А) кредиторская задолженность;

    Б) краткосрочные кредиты и заемные средства, задолженность участников по выплате доходов;

    В) кредиты и заемные средства из IV раздела, а также доходы будущих периодов, фонды потребления;

    Г) статьи III раздела пассива баланса «Капитал и резервы».

    52. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов показывает:

    А) структуру внеоборотных активов;

    Б) размер внеоборотных активов в валюте баланса;

    В) скорость оборота внеоборотных активов;

    Г) состав внеоборотных активов.

    53. Определить прибыль (убыток) от продаж на основании данных. Выручка-нетто – 1 200 тыс.руб.; себестоимость проданных товаров – 930 тыс.руб.; коммерческие и управленческие расходы – 270 тыс.руб.

    А) 0 тыс.руб.;

    Б) 270 тыс.руб.;

    В) 930 тыс.руб.;

    Г) 1 120 тыс.руб.

    54. Если заемный капитал равен 1534 тыс.руб., а собственный – 3450 тыс.руб., чему равно плечо финансового рычага:

    55. Нормальная финансовая устойчивость характеризуется:

    А) нормальной платежеспособностью, рациональным использованием заемных средств, высокой доходностью текущей деятельности;

    Б) высоким уровнем платежеспособности, предприятие не зависит от внешних кредиторов;

    В) нарушением нормальной платежеспособности, возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования;

    Г) предприятие полностью неплатежеспособно, находится на грани банкротства.

    56. Коэффициент задолженности показывает:

    А) соотношение между заемными и собственными источниками;

    Б) соотношение между собственными источниками и совокупной суммой капитала организации;

    В) соотношение между заемными источниками и совокупной суммой капитала организации;

    Г) нет правильного ответа.

    57. Коэффициент финансовой напряженности показывает:

    А) долю заемных средств в сумме собственного капитала;

    Б) долю собственных и заемных средств в валюте баланса.

    В) долю собственных средств в валюте баланса;

    Г) долю заемных средств в валюте баланса.

    58. К трудно реализуемым активам относятся:

    А) статьи раздела II актива баланса, включая запасы, НДС, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы;

    Б) дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев;

    В) денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

    Г) внеоборотные активы.

    59. К наиболее срочным пассивам относятся:

    А) кредиторская задолженность;

    Б) краткосрочные кредиты и заемные средства, задолженность участников по выплате доходов;

    В) кредиты и заемные средства из IV раздела, а также доходы будущих периодов, фонды потребления и резервы предстоящих расходов и платежей;

    Г) статьи III раздела пассива баланса «Капитал и резервы».


    Похожая информация.


    Виды анализа финансовой отчетности

    Сущность, цели и задачи анализа финансовой

    Отчетности

    В рыночных отношениях центральным элементом системы управления экономикой является качество выработки и принятия управленческих решений по обеспечению рентабельности и финансовой устойчивости хозяйственной деятельности организаций. Качественно выполнить эту работу можно при помощи бухгалтерской информации и финансового анализа как метода оценки и прогнозирования финансового состояния организаций.

    Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах его хозяйственной деятельности.

    Бухгалтерская отчетность является основным источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля и оценки деятельности организации. По данным отчетности, руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями (собственниками), соответствующими структурами управления (финансовые органы, банки) и иными заинтересованными организациями.

    Бухгалтерская финансовая отчетность предоставляет информационную базу для финансового анализа, при помощи которого достигается объективная оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости организаций, их возможное банкротство, эффективность использования финансовых ресурсов, а также улучшение отношений между организациями, внешними финансовыми, кредитными и коммерческими структурами.

    Определение реального финансового положения организаций – сложный трудоемкий процесс, эффективность которого предопределяется надежностью применяемых методов оценки анализа финансовой отчетности.

    Целью анализа финансовой отчетности является своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, определение резервов повышения эффективности финансовой деятельности.

    Для достижения цели ставятся и решаются следующие задачи:

    1. Анализ имущественного положения и структуры капитала.

    2. Исследование финансового состояния организации, в том числе ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, риска банкротства.

    3. Анализ финансовых результатов деятельности организации, в том числе оценка влияния факторов на финансовые результаты деятельности.

    4. Оценка эффективности и интенсивности использования капитала, в том числе оборачиваемости капитала, рентабельности (доходности) капитала.

    5. Оценка правильности использования денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала.

    6. Контроль за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

    Объектом анализа финансовой отчетности является финансовый и имущественный потенциал коммерческой организации, его динамика, изменение составляющих элементов и возможных экономических исследований.

    По мере продвижения современных субъектов хозяйствования к рыночным отношениям необходимость анализа их финансовой отчетности становится все более актуальной.

    Как внутренние, так и внешние пользователи бухгалтерской отчетности добиваются одной общей задачи – провести анализ финансового состояния организации и на его основе достичь поставленных целей для принятия решений по оптимизации своих интересов.

    Необходимость анализа финансовой отчетности для внутренних пользователей состоит в следующем. Руководители получают представление о месте своей организации среди конкурентов, правильности выбранного стратегического курса, о степени эффективности использования ресурсов, что, в свою очередь, поможет в принятии решений вопросов по управлению организацией. Работников интересуют данные о стабильности и прибыльности организации, что в свою очередь позволит оценить способность нанимателя обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства. Акционеры организации по данным анализа отчетности формируют мнение о способности организации выплачивать дивиденды.

    Внешние пользователи заинтересованы в следующем. Кредитные организации и торговые кредиторы заинтересованы в своевременной платежеспособности организации. Покупателей интересует информация о стабильной деятельности организации, как в краткосрочной, так и среднесрочной перспективе. Правительственные органы заинтересованы в результатах деятельности организации в целом, в том числе с целью обеспечения рабочих мест, достойной оплаты труда работников, поступления налоговых платежей. Общественность заинтересована в информации о тенденциях развития организации, ее имущественном положении, что оказывает влияние на региональную экономику и экономику страны в целом.

    В процессе анализа финансовой отчетности изучается состав и содержание финансовой отчетности, формируется умение ее прочтения, оценивается информативность отчетности, проводится всесторонний анализ с целью санации основных статей отчетности и разработки аналитического баланса, результаты анализа отчетности используются в процессе обоснования стратегии развития организации, составлении бизнес-планов и управления производством.

    Виды анализа финансовой отчетности

    Классификация видов экономического анализа имеет важнейшее значение для более глубокого понимания его содержания и задач. При проведении анализа финансовой отчетности используются следующие основные методы исследования финансовых отчетов:

    В зависимости от потребностей управления можно выделить следующие виды анализа:

    По отраслевому признаку:

    Отраслевой, учитывает специфику отдельной отрасли;

    Межотраслевой, является теоретической и методологической базой анализа для всех отраслей экономики.

    По признаку временному:

    Предварительный, проводится до осуществления хозяйственных операций;

    Последующий, используется для контроля выполнения плана и оценки результатов деятельности организации. В свою очередь, последующий анализ классифицируется на оперативный (проводимый сразу после совершенствования хозяйственных операций за короткие промежутки времени (смену, сутки, декаду)) и итоговый (анализ за отчетный период времени (месяц, квартал, год) в целях изучения всесторонней деятельности организации).



    По пространственному признаку:

    Внутрихозяйственный, изучающий деятельность только исследуемой организации и ее подразделений;

    Межхозяйственный, в процессе которого в целях исследования передового опыта, поиска резервов сравниваются результаты деятельности нескольких организаций.

    Внутрихозяйственный анализ, в свою очередь, можно классифицировать на:

    Технико-экономический, где учитываются взаимодействия технических и экономических процессов;

    Финансово-экономический, направленный на изучение финансовых результатов: эффективности использования капитала, увеличение суммы прибыли, рост рентабельности, улучшение платежеспособности;

    Аудиторский (бухгалтерский), проводимый с целью оценки и прогнозирования финансового состояния организаций;

    Социально-экономический, учитывающий взаимосвязь социальных и экономических процессов, их взаимовлияние;

    Экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на уровнях управления организацией, отраслью, регионом;

    Экономико-экологический – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов;

    Маркетинговый, используется в целях разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности: изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, формирования ценовой политики.

    По субъектам пользователя различают анализ:

    Внешний, которому присуща множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности организации, разнообразие целей и интересов субъектов анализа, наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности, ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность организации, максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации;

    Внутренний, ориентированный своему руководству, ему присуще отсутствие регламентации анализа со стороны, более детальный подход к изучению всех сторон деятельности организации, максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

    Разделение экономического анализа обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Оба вида анализа обеспечивают друг друга информацией, но вместе с тем каждый из них имеет свои особенности.

    По охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на:

    Сплошной, изучающий все объекты;

    Выборочный, изучающий отдельные объекты.

    Комплексный, изучающий всестороннюю деятельность организации;

    Тематический, в процессе которого изучаются отдельные стороны, представляющие наибольший интерес.

    Комплексный анализ коммерческой организации, имеющей целью получение прибыли, помимо всего учитывает все факторы получения прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансовой устойчивости. Он особенно необходим при формировании комплексного бизнес-плана, создания новой фирмы или годового и долгосрочного плана действующей фирмы, при подведении итогов выполнения бизнес-планов, комплексной оценке хозяйственной деятельности.

    По методике изучения анализ может быть:

    Горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности в динамике, с показателями плана, показателями конкурирующих организаций и аналогичных отраслей;

    Вертикальный (структурный) – определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

    Трендовый – определение основной тенденции динамики показателя, формирование возможных значений показателей в будущем;

    Факторный – выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель;

    Маржинальный – метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли;

    Функционально-стоимостной – метод выявления резервов, управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

    На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

    В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

    Контрольные вопросы

    1. Приведите описание сущности анализа финансовой отчетности.

    2. Опишите цель и задачи анализа финансовой отчетности.

    3. Приведите характеристику предмета экономического анализа.

    4. Дайте характеристику пользователям результатов анализа финансовой отчетности.

    5. Какие отличительные особенности характеризуют метод экономического анализа?

    6. Какие принципы лежат в основе классификации приемов и способов анализа?

    7. Дайте характеристику видов экономического анализа.

    8. Чем обоснована связь видов экономического анализа?

    Тесты

    1. К основным задачам анализа финансовой отчетности относится:

    а) овладение расчетами обобщающих и частных показателей эффективности хозяйственной деятельности; изучение особенностей формирования величины показателей эффективности производства; познание основных факторов, влияющих на эффективность производства;

    б) оценка имущественного положения организации, финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и интенсивности использования капитала, правильности использования денежных средств;

    в) связь между сопоставляемыми показателями и «факторным полем анализа»;

    г) сопоставимость ассортимента и качества выпускаемой продукции; необходимость обеспечить совпадение планируемого и анализируемого периодов.

    2. По пространственному признаку экономический анализ подразделяется на:

    б) технико-экономический;

    в) финансово-экономический;

    г) маркетинговый.

    3. По охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на:

    а) сплошной и выборочный;

    б) комплексный;

    в) тематический;

    г) внешний и внутренний.

    4. По методике изучения анализ может быть:

    а) внутрихозяйственный и межхозяйственный;

    б) технико-экономический;

    в) горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный, маржинальный, функционально-стоимостный;

    г) внешний и внутренний.

    5. В ходе горизонтального анализа:

    а) изучается передовой опыт и результаты деятельности нескольких организаций;

    б) изучается взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли;

    в) определяется влияние каждой позиции отчетности на результат в целом;

    г) сравниваются результаты хозяйственной деятельности в динамике, с показателями плана, показателями конкурирующих организаций и аналогичных отраслей.

    1. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим временным периодом.

    2. Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на конечный результат.

    3. Сравнительный (пространственный) анализ – это анализ, включающий в себя внутрихозяйственный анализ свободных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей анализируемой фирмы с показателями фирм конкурентов, со среднеотраслевыми и среднехозяйственными данными.

    4. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

    5. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателей в будущем, а соответственно, ведется перспективный прогноз анализа.

    6. Анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет отношения между отдельными позициями отчета или позициям разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

    Анализ финансового состояния преследует несколько целей:

    Идентификацию финансового положения;

    Выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

    Выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;

    Прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

    Финансовый анализ проводят с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей:

    Дескриптивные;

    Предикативные;

    Нормативные.

    Дескриптивные модели – известны так же, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности.

    Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

    Модели нормативного типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов.

    Ведущим элементом анализа финансового состояния, применяемым различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, акционерами, инвесторами, кредиторами и др., является система аналитических коэффициентов.

    Расчет коэффициентов, называемых финансовыми показателями, основан на существовании определенных соотношениях между отдельными статьями отчетности.

    Коэффициенты позволяют:

    Определить круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений;

    Оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и проследить динамику.

    Преимуществом коэффициентов является и то, что они элиминируют искажающее влияние на отчетный материал инфляции, что актуально при анализе в долговременном аспекте.

    Существуют десятки этих показателей, поэтому для удобства их подразделяют на несколько групп. Чаще всего выделяют пять групп показателей по различным направлениям финансового анализа.

    1. Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В результате расчета устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности, рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.

    2. Анализ текущей деятельности. Деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие:

    … → ДС → СС → НП → ГП → СР → ДС → …, (2)

    где: ДС – денежные средства;

    СС – сырье на складе;

    НП – незавершенное производство;

    ГП – готовая продукция;

    СР – средства расчета.

    Эффективность финансово-хозяйственной деятельности оценивается протяженностью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах активов. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности. Поэтому основные показателями этой группы являются показатели эффективности и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов: фонд отдачи, оборачиваемость средств в запасах и расчетах.

    3. Анализ финансовой устойчивости. С помощью этих показателей оценивается состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Анализ основан на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.

    4. Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназначены для оценки эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются от конкретных видов активов, а анализирует капитал в целом. Основными показателям являются рентабельность авансируемого капитала и рентабельность собственного капитала.

    5. Анализ положения и деятельности на рынке капиталов. Этот анализ предусматривает сопоставление пространственно-временных показателей, характеризующих положение капиталов на рынке ценных бумаг: дивидендный доход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется главным образом в компаниях, зарегистрированных на рынке ценных бумаг и реализующих там свои акции. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства и желающие вложить их в ценные бумаги, также должно ориентироваться на показатели данной группы.




    И наоборот). К такому товару относятся бензины марок АИ-92 и АИ-95, удельный вес которых в товарообороте рос наиболее высокими темпами. 3. Разработка предложений по совершенствованию логистической системы в целях повышения финансовых результатов ЗАО «Рос&Нефть» 3.1 Основные пути улучшения финансовых результатов и финансового состояния фирмы Имущественное положение организации в целом...


    Показателей ликвидности, деловой активности. Все эти показатели носят обобщающий рекомендательный характер и каждая организация может самостоятельно определить методику анализа финансовой устойчивости. 1.3 Краткая экономическая характеристика Хойникского райпо Гомельского ОПС Хойникское райпо обслуживает население Хойникского района, который расположен на юго-востоке Гомельской области. Он...




    Системы трудовой мотивации и применяемых методов стимулирования труда. Целью данного дипломного исследования был анализ эффективности инвестиционного проекта строительства объекта гражданского назначения (жилого дома в Краснооктябрьском районе г. Волгограда). Рынок жилья г. Волгограда характеризуется отставанием платежеспособного спроса от предложения, что связано с ростом стоимости...





    Время широкую популярность. Возможно, это связано с повышением финансового благополучия ЗАО «РЖД», а также с появлением возможности «испробовать на себе» новейшие достижения науки в области строительства контактной сети для железной дороги. Таким образом, увеличение спроса такого рода услуги привело к повышению предложения, а, следовательно, к увеличению количества фирм, конкурирующих в этой...