Егэ по обществознанию тема искусство. Искусство и духовная жизнь

Издавна человек занимается творчеством. Живопись, музыка, театр и другие виды искусства развивались на протяжении долгого времени. Узнаем причины его появления, назначение и особенности в современном обществе.

Понятие искусства

Под искусством понимают деятельность человека, направленную на отображение действительности через образы. Ему свойственны наглядность и особые способы отражения действительности, например, цвет, слово или звук.

Функции искусства

Значимость искусства для человека определяет наличие у него ряда функций.
К ним относятся:

  • эстетическая (человек получает удовольствие, занимаясь искусством);
  • познавательная (произведения искусства могут дать ценную информацию о характере создателя, исторической эпохе);
  • коммуникативная (общение в процессе создания произведений между создателями или между создателем и зрителями);
  • ценностно-ориентирующая (произведения искусства – ценны для общества, они могут оказывать влияние на взгляды человека, формировать духовную культуру);
  • воспитательная (человек, создавая свои или наблюдая произведения других людей, формирует свое мировоззрение, знакомится с исторической эпохой).

Разновидности искусства

Человек создал различные виды искусства, жанры творчества. Для того чтобы наглядно их представить создаются различные классификации:

  • по материалу (звук, краски, глина);
  • по направлениям (реальные – музыка, архитектура, живопись, идеальные – поэзия, литература);
  • по группам людей, на которые распространяется (элитарное, народное, массовое).

Элитарное искусство создается и существует для небольших групп людей. Оно отличается сложностью форм. Народное искусство выражается в простых, понятных для большинства людей формах, часто не имеет автора, выражает особенности культуры народа. Массовое искусство появилось в период индустриального развития общества. Оно создавалось не народом, а для него. Его целью было снятие усталости, напряжения. Его особенностями являются незамысловатость, простота и распространение на большие группы людей.

Особенности современного искусства

В современном обществе искусство выражается в самых разных формах и не подчиняется каким-либо строгим законам.

Примерами видов современного искусства являются рисование картин на грязных стеклах машин, стенах зданий, асфальте. Такие рисунки отличаются особой образностью, яркостью, реалистичностью.

  • зарождение современного искусства относится ко второй половине 20 века;
  • большое влияние на него оказало быстрое развитие техники (фотография, интернет).

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 9-10 классов, мы узнали, что искусство всегда играло большую роль в обществе. Оно имеет свои особенности, разновидности и функции. В современном обществе искусство не утратило своего значения, напротив, оно приобрело новые интересные формы, с помощью которых художники, скульпторы, музыканты отражают свое отношение к окружающей их действительности.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошло в области ремесла Это можно отчетливо проследить на примере гон-чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты - меандры - представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одина ковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живописцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - изображение окружающих человека вещей;

в) пейзаж - изображение естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр - изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр - изображение животных;

е) исторический жанр - изображение исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура - вид изобразительного искусства произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин-струментальной.

7. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

9. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

12. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос-становлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра-во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.


| |

Лекция:


Понятие и признаки искусства


Искусство – это ещё один социальный институт духовной сферы общества, удовлетворяющий духовные потребности людей в красоте. В его основе лежит неповторимое эстетическое чувство человека, которое возвышает его над природой. Искусство играет важную роль в жизни человека и общества. Оно помогает постичь суть красоты и гармонии. Что же такое искусство? Сформулируем определение:

Искусство – особая форма сознания и деятельности, отражающая окружающую действительность в художественных образах.

Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:

  • Образность восприятия – искусство является способом чувственного познания. Как создаются произведения искусства? Окружающая нас действительность в сознании творца воспринимается в виде художественных образов, которые он материализует, переносит на холст, бумагу, звук и пр.
  • Эстетические цели – искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное.
  • Субъективность – творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающих.
  • Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи - цвет, музыки - звук.


Функции искусства


Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их.
  • Познавательная – получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции : актриса Фаина Раневская рассказывала, как прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история» она «поняла всё о человеческом одиночестве».
  • Эстетическая – удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции : Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.
  • Гедонистическая – искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции : каждый вечер Аля слушает и наслаждается Лунной сонатой Бетховена.
  • Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции : прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.
  • Коммуникативная – искусство создает пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции : на выставке – инсталляции Юрий нашёл единомышленников.
  • Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции : в романе «20000 лье под водой» (1870 г.) Жюль Верн описал подводную лодку "Наутилус", двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки.

Виды искусств


Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы:
  1. Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература, ораторское искусство.
  2. Пространственные, временные и пространственно - временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем (архитектура, скульптура, фото - искусство, живопись). Временные же не меняются со временем (литература, музыка). Пространственно - временные объединяют черты первых двух групп (театр, кино, хореография).
  3. Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим пространственные.

Связь искусства с другими институтами духовной сферы

Искусство тесно связано с другими институтами духовной сферы. Как и религия оно познаёт мир образно, опираясь на чувства и эмоции. Оба института ориентированы на нравственность, духовное самосовершенствование. Искусство и религия обращают человека не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему, поэтому они невозможны без фантазии и воображения. Различие состоит в том, что религия основана на вере в сверхъестественное, а искусство ориентировано на эстетику. Искусство, как и наука познает мир, но кардинально разными способами и методами. Если искусство объясняет мир образно, то наука делает это категориально, с помощью понятий, теорий и законов. Произведению искусства свойственна завершенность, тогда как любое исследование науки имеет своих предшественников и последователей. Искусство создаётся "раз и навсегда", тогда как наука никогда не будет "закрытой книгой", в которую больше нечего писать. Искусство субъективно, наука объективна.


В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода творчества. Государство оказывает поддержку искусству. Одним из способов такой поддержки является проведение Министерством культуры РФ конкурса на присуждение грантов для реализации творческих проектов в различных видах искусства.

Искусство - центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

-биологизаторская - происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

-игровая - причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

-магическая - искусство - форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

-трудовая – искусство - результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность - художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: ис­кусство - подражание природе; «природа - лучший мастер форм». Искусство - творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Форма бытия искусства - художественное произведе­ние, имеющее видовую и жанровую определенность и осу­ществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную кон­цепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов , каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой:

Архитектура (зодчество);

Живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр);

Скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная);

Декоративно-приклад­ное искусство;

Литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой:

1) является образным и наглядным;

2) использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности и средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.);

3) играет большую роль в процессе познания.

4) познание методами искусства основано на фантазии и воображении познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообраз­ных функций, по поводу содержания которых между сторон­никами различных теорий ведутся споры.

Функции искусства

Темы для самостоятельного изучения

Философское учение о мире

1. Метафизика и онтология. Место онтологии в структуре философского знания.

2. Проблема бытия в истории философии.

3. Основные формы и диалектика бытия.

Философское учение о материи

1. Формирование понятия материи в истории философии.

2. Современная наука о строении материи, свойствах пространства и времени.

3. Материя и движение.

Философия и общество

1. Современное философское понимание общества.

2. Основные подсистемы общества.

3. Этапы развития общества и методология анализа исторического развития.

Авраменко Ю.Ю., МБОУ г.Мценска «Средняя школа №2»

Урок обществознания в 10 классе по теме: «Искусство и духовная жизнь».

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Основная цель урока – подготовка учащихся к ЕГЭ. Изучение нового материала происходит через выполнение заданий, встречающихся в контрольно-измерительных материалах по обществознанию.

Целеполагание : после урока учащиеся смогут:

    назвать определение искусства;

    определить особенности, виды и направления искусства;

Содержательные компоненты : Искусство, его формы и направления.

Ресурсы: учебник «Обществознание (базовый уровень) 10 класс», под редакцией Боголюбова Л.Н., справочная литература (Толковый словарь под ред. Н.И.Ожегова, учебник «Обществознание 9 класс», под редакцией Кравченко А.И., «Справочник по истории Отечества» под редакцией Яковера Л.Б.), материалы Интернет по современным направлениям искусства, дидактический материал, электронная презентация «Искусство и духовная культура».

1 этап. Мотивация

Сегодняшний урок я хочу начать с христианской притчи:

В лавке у Бога.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

- Господи! Это Ты? - воскликнула она с радостью.

- Да, это Я, - ответил Бог.

- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.

- У меня можно купить всё, - прозвучал ответ.

- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
- И это все?! - воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
- Да, это всё, - ответил Бог. - Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Вопросы:

Какой переносный смысл у этой притчи?

Как вы можете отнести ее к себе?

Ответы детей.

Действительно, у вас впереди большое будущее, еще не использованные возможности, право выбора. Но вы должны помнить, что многое зависит в вашей жизни от успешной сдачи ЕГЭ. Большинство из вас назвало предметом по выбору обществознание. Я думаю, что готовиться нужно заранее. Итак, начнем.

Тема нашего урока:

«Искусство и духовная жизнь». Запишите в своих тетрадях.

2 этап. Целеполагание:

После урока вы сможете:

    назвать характеристики искусства (определение, виды, особенности).

    привести примеры современных направлений в изобразительном искусстве;

    обсудить проблемы, связанные с современными направлениями в искусстве и сформулировать свое мнение по этому поводу.

3 этап. Исследование нового материала.

План нашего урока:

    Что такое искусство.

    Особенности искусства.

    Виды искусства.

    Современные направления в изобразительном искусстве.

3.1. Что такое искусство.

Работа с определением.

Искусство –

Из истории.

Отражение действительности в художественных образах.

Кравченко. Обществознание, 9 класс, стр. 163.

Художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Обществознание, 10 класс, стр. 113.

Это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве.

Задание: Составьте два предложения со словом искусство (задание С5).

Например:

Искусство отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами.

Вы хорошо справились заданиями. Определений у понятия искусства много. На примере одного вида искусства – фотографии, разберем определение, представленное в ответе последним: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве. Вы видите фотографию солдата. Давайте подумаем и ответим на вопрос: что хотел передать автор данной фотографии? (Он хотел показать войну в образе солдата).

Войну вымышленную или нет? Свой ответ аргументируйте. (Военные действия представлены реальные. Это, скорее всего, военная операция по ликвидации боевиков в горах. Солдат показан крупным планом. Он очень устал, что видно по выражению его лица, поникшей фигуре и висящим, как плети, рукам).

Какой вывод можно сделать о войне, глядя на данную фотографию? (Война – это трудное, грязное дело, тяжелая работа для тела и души).

Вы четко определили замысел автора фотографии и сделали верный вывод. У войны, как сказал поэт, не женское лицо. Но давайте вернемся опять к определению, зачитанному из учебника: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве, и, вновь обращаясь к данной фотографии, постараемся подтвердить данное определение, проанализировав авторскую работу.

(После заслушивания мнений учащихся, учитель обобщает сказанное).

На данной фотографии представлена конкретная реальность: военная операция по ликвидации боевиков в горах. Чтобы донести до нас всю тяжесть и несправедливость войны, автор использовал определенные средства и законы искусства. На фотографии уставший солдат после военных действий показан крупным планом. Он выражает образ всей войны. Мы видим сосредоточенное лицо молодого крепкого парня, видим его душевное опустошение, возможно от тяжелого боя или потери друга. Видим, какие лишения и трудности приносит война: и физические и духовные. Везде грязь, тона в основном коричневые и серо-зеленые. В грязи: и руки, и оружие, и вся одежда солдата, но это не имеет никакого значения для него, ведь у войны свои законы и правила.

Автор в своей работе использует особые средства для передачи замысла, с которыми вы знакомились на уроках изобразительного искусства – композицию, ракурс, усиление определенного цвета, крупный план только одной фигуры, без лишней детализации. Все это вместе воздействует на наши чувства, заставляет сопереживать солдату, задуматься о войне, ненавидеть ее, зримо представить все тяготы и испытания военной операции.

Итак, ребята, дополняя друг друга, мы интересно «прочитали» данное произведение искусства. В своем рассказе, не замечая того, назвали многие особенности искусства.

3.2. Особенности искусства

Задание: используя навыки беглого чтения найдите (стр. 114 – 117) особенности искусства и их характеристику с целью составления схемы.

Вывод: Особенности искусства: чувственное восприятие, субъективизм искусства, образность, законченность авторского произведения, индивидуальное его восприятие.

3.3. Виды искусства.

Представьте, что вы – участник школьной научной конференции. Вам поручено выступить по теме: «Искусство и его виды». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Примерный ответ.

План по теме: «Искусство, его виды и направления».

    Что такое искусство?

определение с точки зрения истории;

определение с точки зрения лингвистики;

определение с точки зрения обществознания.

    Основные виды искусства и принципы их классификации.

по средствам и способам создания художественного образа;

по динамичности;

по способам художественного самовыражения;

по инструменту потребления.

    Направления искусства.

– романтизм;

– экспрессинизм;

– авангардизм;

– модернизм и др.

3.4. Современные направления в изобразительном искусстве.

У известного историка и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева есть статья «Письма о добром и прекрасном», в которой говорится о том, искусство играет большую роль в жизни человека, участвуя в формировании его нравственности. Для понимания произведений искусства, необходима эстетическая культура, которую развивать надо постоянно, в течение всей жизни. Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека, то есть отображает действительность, реальность, и делает жизнь более человечной. Искусство связано с понятием добра. Оно так же, как и добро, несет в жизнь все самое хорошее: радость, пользу, тепло. Человек, понимающий искусство, обладает широким мировоззрением, он много знает и понимает, с ним интересно и приятно общаться.

Я сейчас предлагаю вам тоже в какой-то степени «прикоснуться к добру». Ваши одноклассники подготовили сообщения о современных видах искусства. Предоставим им слово. (Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном/ Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .)

Выступления учащихся

Граффити (graffiti – в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare – царапать). Так обозначаются произведения субкультуры, представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. Отсюда другое название – «пульверизаторное искусство» – Spray art . Его происхождение связывают с массовым появлением граффити в 70-е годы на вагонах нью-йоркского метро, а затем и на стенах общественных зданий, магазинных жалюзи. Первыми авторами граффити были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы. Поэтому в первых граффити появились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства. А самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. К началу 80-х годов сформировалось целое направление почти профессиональных мастеров. Стали известны их настоящие имена, до этого скрытые под псевдонимами (Crash , Nok 167, Futura 2000, Lee , Seen , Dase ). Некоторые из них перенесли свою технику на холст и стали выставляться в галереях Нью-Йорка. Многокилометровый выставочный зал граффити представляла собой Берлинская стена со стороны Западного Берлина. После ее разрушения 137 сохраненных остатков стены теперь расписаны с обеих сторон. Граффити – это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные изображения и надписи, имеющие специфическую стилистику, определяющуюся техникой (аэрозольный баллончик с краской) изображения: спонтанность, скорость, невозможность исправлений, определенный цветовой строй. Тематика изображений бывает социально-заостренной, но чаще повседневной. Нередко авторы Граффити просто стремятся проявить свое «Я», показать техническое умение изображать. Сюжеты поэтому разные, но, как правило, из сферы массовой культуры. Исходя из этимологии термина, к жанру граффити можно отнести и распространенные во всем мире надписи и примитивные рисунки, как правило, нецензурно эротического содержания в общественных туалетах старого образца. Они являются своего рода «кардиограммой» бессознательного самой низовой части общества и, естественно, не могут быть исключены из современной пост культуры.

Нет-арт (Net Art – от анг. Net – сеть, art – искусство). Новейший вид искусства, развивающийся в компьютерных сетях, в частности в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, Ольга Лялина, Алексей Шульгин считают, что суть Нет-арта сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта, не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают, по крайней мере три этапа развития Нет-арт, возникшего в 80-90 г.г. ХХ века. Первый, когда начинающие художники сети создали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных возможностей сети. Появилась первая сетевая литература. Компьютерные игры также представляют собой один из аспектов Нет-арта. Главной особенностью Нет-арта на сегодня, как и пост-культуры в целом, является принципиальное отсутствие четкого разграничения искусства и неискусства. Основными характеристиками его являются неутилитарность, прямой контакт между художником и реципиентом, интерактивность, свобода бытия в киберпространстве, коммуникационность. Учитывая всеобщую компьютеризацию, представляется, что Нет-арт имеет большое будущее.

4 этап. Практикум

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность .

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Назовите три особенности искусства и проиллюстрируйте примером одну из них.

3. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

Характерные черты

Сферы культуры

А) стремление к достоверности

1) наука

Б) обоснованность предположений

2) искусство

В) субъективность

Г) чувственное отражение реальности

Запишите полученную последовательность в таблицу.

А

5 этап. Домашнее задание.

§ 11, документ на стр. 123-124, вопросы и задания к документу.

6 этап. Рефлексия. Заполнение анкет

    Понравился ли вам урок? (нужное зачеркните)

Да. Нет.

    Какое из заданий показалось вам легким?

    Какое из заданий у вас вызвало затруднение?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

    Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном/ Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .

    Сборник «Лучший опыт – в практику школ», Областной институт усовершенствования учителей, 2009.

    Кравченко А.И. Обществознание, Русское слово, М., 2008.

    Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя/ [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Боголюбова Л.Н.– М.: Просвещение, 2006.

Ресурсы Интернет

    http://wtf.most.ua