Почему на иконе пятидесятницы апостолов 12. Православный календарь

В России наиболее древние и почитаемые иконы Сошествия Святого Духа находятся в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры (адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад), а также в известных российских музеях. Например:
  • Благовещенский cобор Московского Кремля.
    Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь.
  • Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
    Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4.
  • Преображенская церковь острова Кижи.
    Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.
Всего в России существует более 150 православных храмов, посвященных иконе Сошествия Святого Духа либо с приделами, освященными в честь нее. Приведем сведения о некоторых из них.

Москва. Зачатьевсикй монастырь. XIX в

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре
Церковь Сошествия Святого Духа, расположенная на территории женского Зачатьевского монастыря, заложена была в 1844 году по проекту известного архитектора М.Д. Быковского и освящена святителем Филаретом в 1850 году. В годы советской власти, в 1925 году, ее закрыли и перестроили под хозяйственные нужды. В конце XX века храм был вновь передан Русской Православной Церкви, и после долгой реставрации в нем возобновилась церковная жизнь. Первая служба прошла в 2001 году под Духов день – престольный праздник храма. Каменный иконостас храма исполнен в греческой традиции: византийский крест, растительный орнамент, каменные фигуры голубей, удерживающих лампады. Роспись храма также соответствует стилю храмов на Святой земле. Все эти черты убранства храма были выбраны в память о главной монастырской святыне – «Милостивой» иконе Божией Матери – списка с древнего образа Киккской иконы Пресвятой Богородицы, хранящегося с XI века на острове Кипр в Киккском монастыре. К святыням храма Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре относят старинное распятие с ликом Спасителя и частицей животворящего древа Креста Господня, а также ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских и Киево-Печерских старцев.
Адрес: Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 13. Тел.: 8 (495) 695-16-91.
Проезд: ст. метро «Кропоткинская».

Церковь Сошествия Духа Святого.
Москва. Лазаревское кладбище. XVIII в
Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище Строительство велось с Этот храм расположен в Марьиной Роще, где по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1750 году здесь было открыто Лазаревское кладбище. Тогда оно находилось за городской чертой. Название его связано с возведением на его территории храма В честь воскрешения праведного Лазаря. В 1782 году вместо обветшалого деревянного храма решено было возвести каменный. Над его проектом работали архитекторы В.И. Баженов и Е.С. Назаров. Храм был построен по типу «корабля»: в его центре возвышалась ротонда с двумя колоколенками, а окна были стилизованы под иллюминаторы. После окончания строительства, в 1787 году, центральный придел храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, второй придел – во имя святого апостола Луки, третий – во имя праведного Лазаря, в память о первом храме. После революции 1917 года, несмотря на распространяющиеся по стране разрушения православных храмов, в церкви Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище продолжали идти богослужения. И только в 1932 году неожиданно нагрянувшая милиция объявила настоятелю о закрытии храма и изъятии церковного имущества. Позже здание церкви передали под общежитие для рабочих. Лазаревское кладбище, которое стало местом упокоения многих известных людей, русской интеллигенции, прославленного духовенства, хранящее около 50 тысяч захоронений, в 1936 году было уничтожено, а на его месте советские чиновники распорядились устроить парк развлечений. Есть документы, подтверждающие, что храм Сошествия Святого Духа тоже был приговорен к разрушению, но неведомым Божьим Промыслом уцелел. Неизвестные добрые люди из Главнауки признали храм памятником архитектуры первой категории и тем самым спасли его. В 1991 году церковь была возвращена верующим, хотя некоторое время в части храма все еще размещались мастерские Театра оперетты. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, богослужения ведутся регулярно. Святыни храма: чтимый образ Спасителя, найденный на месте сталинских лагерей, явленная Владимирская икона Божией Матери, четыре мощевика, два креста-мощевика и иконы с 450 частицами святых мощей.

Церковь Сошествия Духа Святого
на Даниловском кладбище. Москва.
Адрес: Москва, ул. Советской армии, д. 12, стр. 1 и 2. Тел.: 8 (495) 689-24-75.
Проезд: ст. метро «Марьина Роща», далее 5 мин пешком: перейти по пешеходному переходу через Сущевский вал, в парке «Фестивальный» большой сине-белый храм;
ст. метро «Рижская», трол. № 18, 42 или авт. № 84 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»; либо пешком от метро 15 минут;
ст. метро «Динамо», трол. № 42 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»;
ст. метро «Белорусская», трол. № 18 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»;
ст. метро «Цветной бульвар», трол. № 13 до ост. «Лазаревский переулок».

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище
История этого храма необычна. В 1770 году над Москвой нависла большая беда – эпидемия чумы. Она распространялась с такой быстротой, что через несколько месяцев от болезни стали умирать по тысяче человек в день. Население охватила паника. Императрица Екатерина II послала в Москву графа Григория Орлова, повелев ему предпринять неотложные меры, чтобы остановить это бедствие. И первым делом граф решил устроить новые кладбища для горожан подальше от Москвы. Одно из них – Даниловское – было устроено на территории древнего Данилова монастыря. Для нужд кладбища вскоре был выстроен деревянный храм В честь святых мучеников Херсонесских. Когда храм стал совсем ветхим, на средства богатых московских купцов был возведен каменный храм. Он был создан по проекту известного в Москве архитектора Ф.М. Шестакова и освящен в 1832 году. Храм имеет два престола: главный был назван в честь Сошествия Святого Духа, а другой – во имя святых мучеников Херсонесских. Церковь была искусно украшена фресками на библейские сюжеты. И поныне этот храм впечатляет богатством внутреннего убранства и сохранностью старинного декора. К счастью, он не был закрыт в советское время, как другие московские храмы, и сохранил свое первоначальное великолепие. В храме находится немало чтимых икон: Иверской Божией Матери и Скоропослушницы, иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, Блаженной Матроны Московской и преподобного Аристоклия Афонского. Здесь также хранится ковчег со святыми мощами многих угодников Божиих.
Адрес: Москва, Рощинский пр., д. 30, стр. 1. Старый адрес: Духовской пер., д. 1/14.


Московская область. Церковь Сошествия Святого Духа в Первомайском
Этот храм был построен на месте древнего Никольского монастыря, который упоминается в летописях в XIV веке, во времена правления Ивана Калиты. В 1709 году, в честь победы Петра I в Полтавской битве, вместо деревянного храма была возведена каменная церковь Сошествия Духа Святого. Ее архитектура близка к стилю барокко. Колокольня построена в середине XIX века. В 1930-е годы храм был затворен и разорен. Когда, в 1991 году, церковь вернули верующим, она находилась в полуразрушенном состоянии, пришлось немало потрудиться для ее восстановления. Сейчас это полноценный действующий храм. Под его покровительством в поселке Первомайское работают православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и детский садик.
Адрес: Москва, Троицкий округ, пос. Первомайское.

Московская область. Сергиев Посад. Церковь Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой лавры
Троице-Сергиева лавра, основанная в 1337 году преподобным Сергием Радонежским, прославлена на всю Россию как крупнейший центр духовного просвещения. Под ее куполами подвизались многие подвижники земли Русской: преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет. Ее монахами впоследствии были основаны десятки русских монастырей и скитов. Ее храмы, возведенные в разные века и в разных стилях, образуют единый ансамбль, поражающий своей торжественностью и мощью. Храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь) гармонично вписывается в архитектурную палитру монастыря, замыкая его Соборную площадь с юго-востока. Он был выстроен в 1476 году. Псковские мастера, работающие над строительством храма, внесли в его форму необычный для московской архитектуры XV века элемент – подкупольную звонницу. На нее был водружен особый, как его называли в те времена, «всполошной колокол», который в нужное время возвещал об опасности приближения врагов. Иконостас храма был подготовлен из розового дерева, а иконы создавались лучшими мастерами лавры. В церкви покоятся святые мощи преподобного Максима Грека и преподобного Антония Радонежского. В годы советской власти Троице-Сергиева лавра была закрыта и отдана под Историко-художественный музей. После Великой Отечественной войны начался период возрождения знаменитой обители. С того времени и поныне она играет значительную роль в жизни Русской Православной Церкви, принимая каждый день сотни паломников со всех концов страны.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

В Москве также есть несколько храмов с приделами, посвященными Сошествию Духа Святого. Например:
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря. XVII в.
    Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1, стр. 30.
  • Церковь Николая Чудотворца в Толмачах. XVII в.
    Адрес: Москва, Малый Толмачевский пер., д. 9.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского монастыря. XVI в.
    Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 20, стр. 14.
Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище
Эта небольшая церковь Святителя Николая Чудотворца была возведена на средства купца Г.Г. Никонова в 1812–1814 годах. По традиции, связанной с покровительством святителя Николая морякам и корабелам, рядом с ней было устроено кладбище для них. В треугольных фронтонах и достаточно плоском куполе храма воплотились типичные черты архитектуры классицизма. В 1884 году к церкви был пристроен придел во имя Святого Духа. После революции Никольская церковь не закрывалась. И в настоящее время в ней хранится несколько почитаемых икон из закрытых в советские времена ближайших храмов. Это образы Праведного Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и Скоропослушницы, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В настоящее время церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище – одна из самых посещаемых в городе.
Адрес: Санкт-Петербург, просп. Металлистов, д. 5.


Саратов. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа
Храм Сошествия Святого Духа был выстроен в городе Саратове в 1844 году на месте молитвенного дома. В 1855 году известный саратовский купец Петр Тюльпин, в память о своем неожиданно скончавшемся 27-летнем сыне Николае, решил выстроить на месте старой деревянной Духосвятской церкви каменный трехпрестольный храм, причем один престол он просил посвятить небесному покровителю их сына – Николаю Чудотворцу. В 1856 году церковь была возведена. В ней были освящены три престола: центральный престол – во имя Сошествия Святого Духа, правый – во имя Знамения Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя Николая Чудотворца. На ее колокольне было установлено 13 колоколов. На щедрые пожертвования горожан церковь богато украшалась. В храме было много икон в сребро-златых ризах, Евангелий в драгоценных окладах, в библиотеке храма насчитывалось более ста редких богослужебных книг. Не жалея средств на благотворительность, церковь строила дома для богадельни, открыла церковно-приходскую школу, в которой обучались десятки детей из малообеспеченных семей. В годы Первой мировой войны, когда в Саратов хлынули беженцы, при Духосошественском храме открылась еще одна школа, причем для детей других религиозных конфессий: иудейского и католического вероисповедания. После революции для храма начались трудные времена. Сначала, по договору с горсоветом, храм находился на содержании прихожан и продолжал работать. Однако в 1930 году власти Саратова запретили церковный звон в городе, и колокола со всех храмов были сняты. А в 1934 году вышло распоряжение о закрытии многих церквей города, чтобы устроить в них зернохранилища. Однако с закрытием храма Сошествия Святого Духа почему-то все медлили, и он был открыт для богослужений вплоть до 1939 года. В 1941 году власти города надумали использовать здание церкви под кинотеатр, но по горячим молитвам прихожан этому кощунственному намерению не суждено было осуществиться.
После войны, в 1948 году, по многочисленным просьбам и обращениям верующих, саратовский храм Сошествия Святого Духа был вновь открыт. При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса церковь была полностью восстановлена. И сегодня каждый, кто входит в этот храм, прославившийся многими благотворительными делами, неизменно чувствует его особенную, намоленную атмосферу. В нем хранится немало христианских святынь: ковчег с мощами Радонежских и Киево-Печерских духовных подвижников, икона Святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей. В 1994 году Духосошественская церковь была признана памятником истории и культуры регионального значения. А в 2001 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ей был присвоен статус кафедрального собора города Саратова.
Адрес: г. Саратов, Духосошественская пл., д. 3.

Калужская область. Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа
Храм Сошествия Святого Духа в городе Козельске был выстроен в 1789 году по инициативе и на средства местного купца Петра Месняева. В храме было освящено три престола: центральный – в честь Сошествия Святого Духа, второй – в честь святых Космы и Дамиана, третий – в честь епископов Александрийских Афанасия и Кирилла. В годы советской власти церковь была закрыта, разорена и использовалась под разные хозяйственные нужды: склад, конюшню, мельницу. Постепенно она разрушалась, и к 1950-м годам от нее остался лишь остов без крыши и без купола. В 1988 году к 750-летию героической обороны Козельска от татаро-монгольских полчищ была проведена реставрация храма, восстановлены крыша с куполом, и здесь была размещена диорама исторических событий XIII века. В 1994 году храм, наконец, был передан Церкви. Его первым настоятелем стал игумен Петр, который, несмотря на свой пожилой возраст, при поддержке прихожан и благотворителей приложил много усилий для восстановления храма. Первая Божественная литургия была совершена уже через год на праздник Крещения.
Адрес: Калужская обл., г. Козельск, Кузнечная ул., д. 2.

Есть праздник, пришедший к нам из первых годов христианства. Он носит название Иногда его называют Пятидесятницей. Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет событие, в память которого он был установлен.

Исполнение пророчеств

Икона "Сошествие Святого Духа" зрительно передаёт нам исполнение как ветхозаветных, так и новозаветных пророчеств о явлении Святого Духа и его очистительном крещении. Этот великий момент, когда на ближайших учеников и последователей Иисуса снизошла обещанная им благодать Божья, описан во 2-й главе книги

В ней говорится о том, как апостолы, выполняя повеление Христово, данное им на не покидали Иерусалим, а ежедневно собирались в Сионской горнице, ожидая обетованного им утешителя ― Духа Святого. С ними вместе пребывала и Пресвятая Дева Мария. В книге описывается, как на десятый день ожидания, утром, все неожиданно услышали шум, наполнивший горницу. Он походил на звуки ветра, несущегося в бешеных порывах.

Чудо, ниспосланное апостолам

Далее произошло то, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» являет нам во всех подробностях. Неожиданно взорам собравшихся предстали языки пламени, которые, проплыв над ними, почили на каждом из учеников Христовых. Отныне каждый, исполнившись Духа Святого, обрёл благодать Божью. Этот дар наделил апостолов многими качествами, которые ранее были им не присущи. Он отверз их умы, прежде ограниченные рамками земного, тварного мира, для постижения Божественных истин.

Но не только способность в полной мере понимать слово Божие стяжали в этот миг апостолы. Святой Дух наделил их и всеми необходимыми душевными и физическими качествами для проповеди этого слова среди людей. Им предстояло обратить к свету истины многие народы, и для общения с ними апостолы получили способность проповедовать на чуждых им языках, что привело в смятение свидетелей, оказавшихся поблизости.

Заключение Нового Завета

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» изображает тот великий миг, который явился рождением Вселенской Церкви Христовой. То, что произошло в Сионской горнице, ознаменовало собой заключение Нового Завета, пришедшего на смену Ветхому, чьи законы были высечены на каменных скрижалях, полученных Моисеем на горе Синай. В связи с этим становится понятна символика, заложенная в пятидесяти днях, прошедших от воскресения Христова до события, в память которого написана икона «Сошествие Святого Духа».

Как Синайский закон был получен евреями на пятидесятый день по выходу их из Египта, где они пребывали в состоянии духовной смерти, так и новый, Сионский, закон Христос даровал людям на пятидесятый день по исшествии своём из гроба, где им была попрана смерть, властвовавшая над миром со времён первого грехопадения. По этой причине именно Пятидесятницей часто называют сошествие Святого Духа на апостолов. Икона, изображающая это событие, также порой именуется этим названием.

Сведения о ранних иконах данного типа

Как было сказано выше, праздник, установленный в память этого дня, отмечался ещё на заре христианства. Когда же свет истинной веры воссиял на Руси, то вместе с ним унаследовали наши предки и традицию празднования особых дней, отмеченных в церковном календаре. Эти праздники нашли широкое отражение в иконописи. Известно, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» появилась очень рано, но в течение веков её иконографический тип претерпел значительные изменения.

Можно проследить этот процесс, используя дошедшие до нас изображения или свидетельствующие о них исторические документы тех лет. Что же представляла собой самая ранняя, известная ныне икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»? Описание её говорит о том, что по своему типу она была близка иконе «Вознесение Господне». Это объясняется очень просто: в давние времена оба этих праздника были объединены в один.

Изменения, внесённые византийскими мастерами

Однако со временем византийские мастера внесли в её написание изменения, ставшие впоследствии той композиционной схемой, которой придерживались во все последующие века. Так, например, в более поздних канонических изображениях часто отсутствует фигура Богородицы. Объясняется это тем, что ей принадлежит совершенно иная, важная роль ― телесное рождение Спасителя, тогда как внимание зрителей должно быть сконцентрировано на Святом Духе и его вмешательстве в домостроительство.

По той же причине византийские мастера отказались и от фигуры Христа. В целом же в поисках оптимального композиционного решения они обратились к широко распространённой в изображениях Древней Греции и Рима схеме ― учитель и ученики. Она представляла собой фигуру учителя и учеников, сидящих полукругом и внемлющих ему.

Окончательный вариант иконы

На этой основе и был написан ими образ «Сошествие Святого Духа на апостолов». Икона представляла сидящих овалом апостолов, над головами которых обозначены языки огня. Центральное же место учителя оставалось на иконах свободным, так как на нём подразумевалось присутствие Святого Духа. Среди особенностей образа надо отметить наличие в его композиции фигур и Павла, которые, согласно тексту Писания, в этот момент в Сионской горнице не присутствовали, но в силу своих заслуг стали изображаться вместе с остальными учениками Христа.

В заключение нужно упомянуть о фигуре старца в короне, изображаемой в нижней части иконы. Она символизирует народы, получившие от Святого Духа свет богопознания. Описанная здесь композиция может считаться наиболее распространённой, тогда как нередко приходится видеть и иные её варианты. Одним из них является китайская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото ее представлено в статье.

В течение многих веков эта икона была неотъемлемой частью храмов и в России, и на Западе. Сюжет, заложенный в её основу, давал вдохновение многим поколениям иконописцев и художников, представителей самых различных направлений живописи. В этом нет ничего удивительного, так как данная тема, исполненная гуманизма, всегда была и будет близка людям независимо от того, в какую историческую эпоху они родились.

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Новгород)

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое празднуется в Пятидесятницу (двунадесятый праздник), рассказано во 2-й главе книги Деяний апостольских (Деян. 2: 1-13). Произошло это в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Во время Своей земной жизни Спаситель Наш Иисус Христос много раз предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь проповеди, истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Сошествие Святого Духа это исполнением ветхозаветных (Иоиль. 2: 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16) и означает начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется этот праздник с IV века.

Иконография праздника

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)

Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков) присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства. Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию. С XVII – XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой.

Праздник Пятидесятницы в Русской Православной Церкви

икона «Троица» (Андрея Рублева)

В Русской Православной Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева». Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия»

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение этологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

> икона сошествие Святого Духа на апостолов

Икона сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа, поэтому довольно часто икону сошествие Святого Духа именуют вторым названием - Пятидесятница. Само событие стало основанием для празднования дня Святой Троицы , который в православной традиции отмечается в воскресенье на пятидесятый день после Пасхи.

По преданию, изложенному в Новозаветной книге "Деяния Святых апостолов", Богоматерь Дева Мария и ученики Христа собрались в Сионской горнице для празднования израильского праздника Пятидесятницы. Пятидесятница у иудеев была посвящена празднованию получения Моисеева Пятикнижия еврейским народом на горе Синай. Повесившегося предателя Христа Иуду Искариота на этом собрании ближайших учеников Христа заменил апостол Матфий, однако в иконографии сошествия Святого Духа на его месте чаще всего изображают одного из первоверховных апостолов - Павла.

Пресвятая Дева Мария и апостолы пребывали в молитвах в Сионской горнице, когда внезапно в помещении возник шум сильного ветра и через открытые окна в комнату ворвались огненные языки пламени, вошедшие в пристутствующих. Апостолы и Дева Мария посредством этого Божественного огня преисполнились Святого Духа, и ученики Иисуса получили дар понимать и проповедовать веру Христову на всех языках мира. Неслучайно апостол Андрей и Павел считаются покровителями переводчиков с иностранного - они лучше всех овладели чужими языками.

Апостолы получили от сошествия Святого Духа и другие дары: веру, мудрость, видение и распознавание духов, способность лечить и исцелять, возможность творить чудеса. Впоследствии эти способности помогли апостолам как можно шире раскинуть сети христианства и обратить в истинную веру тысячи тысяч людей.

На иконе сошествие Святого Духа апостолы обычно сидят подле Богородицы в форме почти замкнутого круга. Почти - потому что между первоверховными апостолами Павлом и Петром незримо присутствует Святой Дух, замыкающий в идеальной бесконечной фигуре - круге ближайших последователей Христа. Как правило, руки апостолов на образе сошествие Святого Духа сложены в благословляющих или молитвенных жестах, иногда ученики Христа держат в своих руках свитки - списки Евангелий, как символ их будущего служения Христу.

День сошествия Святого Духа считается днём основания Церкви Христа. После получения новых способностей - даров Святого Духа, апостолы принялись разговаривать на невиданных языках. Услышавшие их люди стали смеяться над учениками Христа. полагая, что их непонятная речь является следствием выпитого вина. Но Симон Пётр произнёс такую гневную искреннюю проповедь, обличающую грехи человечества. что тысячи людей, слышавших воззвание апостола в этот день, приняли христианство. Так сбылось ещё одно предсказание Иисуса Христа, которое он сказал апостолу Симону Петру: "Ты - камень, Пётр, и на камне этом Я возведу Церковь Свою!" Самой Сионской горнице впоследствии выпала великая честь - помещение, где Иисус омывал ноги своим ученикам, где Он в последний раз трапезничал с ними во время Тайной Вечери, стало самой первой христианской церковью в мире.

Иконе сошествие Святого Духа на апостолов молятся о прощении грехов, молитва к этому образу помогает обрести духовные силы.

История праздника

Праздник Пятидесятницы воспоминает событие сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков, тот великий день, когда произошло рождение вселенской апостольской Церкви Христовой (Деян.II: 41-47). Само название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что сошествие Святого Духа совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался в пятидесятый день после иудейской Пасхи.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.II:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, когда «… внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.II: 2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находилось множество иудеев из разных городов, которые, услышав шум в доме и то, что внутри говорят на различных наречьях, стали насмехаться над апостолами и говорить, что они напились сладкого вина (Деян.II:13). Как повествует книга Деяний апостольских, в ответ на это « Петр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.II:14-18).

Среди пришедших к дому иудеев были и те, которые вняли проповеди апостольской и спросили что они должны делать. На это апостол Петр ответил, что им необходимо покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов, чтобы также получить дар Святого Духа. Уверовавших во Христа и охотно принявших крещение в первые дни после сошествия Святого Духа на апостолов было около трех тысяч человек. Этим было положено начало устроения на земле Церкви Христовой.

Самый день Сошествия Святого Духа апостолы заповедали ежегодно вспоминать и праздновать всем христианам (1Кор.XVI, 8), (Деян.XX, 16).

Установление праздника

Праздник Пятидесятницы в Ветхом Завете совершался в память дарования синайского законодательства, торжественного вступления Бога в завет с избранным народом, и одновременно в благодарность Богу за произращение новых плодов земных (Числ. 28, 26) и новой жатвы (Исх. 23, 16). Праздновался он по исполнении семи недель, то есть в пятидесятый день после Пасхи, и назывался праздником Седмиц (Второзак. 16, 9-10). Божиим промыслом, по обетованию Спасителя (Ин. 14, 26), в этот день памяти дарования Богооткровенного закона и в пятидесятый день по Воскресении Христове, совершилось Сошествие Святого Духа на Его апостолов и учеников. Этим событием совершилось вступление Бога в Новый Завет с Новым Израилем - Церковью Христовой, и место закона синайского заступила благодать Святого Духа.

В первые века христианства праздник Пятидесятницы понимался как целый период церковного года, в который включалось также и Вознесение Господне . В IV столетии Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как одиночный праздничный день . Вслед за Сошествием Святого Духа в особый праздник выделилось и Вознесение Господне .

В IV веке святым Василием Великим были составлены особые молитвы, читаемые доныне на великой вечерне, которая совершается сразу после литургии в самый день праздника. На этом богослужении, являющемся одной из наиболее торжественных и красивых служб в году, поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, и читаются три пространные молитвы о Церкви, о спасении всех христиан и о упокоении душ усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все молящиеся стоят на коленях, чем завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

Духовный смысл праздника

Праздник Пятидесятницы, или Сошествия Святого Духа, имеет еще одно название, которое наиболее отражает духовную суть данного события. Этот праздник именуется также Днем Святой Троицы, что указывает на участие всех Трех Лиц Божества в совершении спасения человеческого рода. Другими словами, посредством Сошествия Святого Духа Божественное Домостроительство достигло своей совершенной полноты: «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».

Сошествие Святого Духа на апостолов является событием первостепенной важности также и потому, что оно чудесно утвердило Таинство Священства. Например, в творениях преподобного Симеона Нового Богослова подчеркивается непрерывность апостольского преемства в передаче Даров Духа Святого церковной иерархии: «Апостолы, выйдя в мир, учили, проповедуя слово Божие. Большие множества поверили во Христа, и церкви верных были основаны в городах и селениях. Когда один из апостолов собирался их покинуть и отправиться в другое место или город, он рукополагал на свое место епископов и пресвитеров... И эти, заканчивая в свою очередь жизнь, оставляли на своем месте других, выбирая лиц, достойных такового служения, и которых они рукополагали. И таким образом по преемству такой порядок и законодательство сохранены до наших дней действием Святого Духа. Таким же образом предания апостолов и их учения, как они их приняли от нашего Владыки и Бога всяческих, были переданы ими нам».

Сошествие Святого Духа на апостолов явилось проявлением Его силы в них, открытием в учениках Христовых Его особенного присутствия. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что было начато Спасителем, - сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые были приобретены для него страданиями Сына Божия. Таким образом, благодаря событию Сошествия Святого Духа человек получил возможность Боговидения, причастия благодатному Царству Отца и Сына и Духа Святого. С внешней стороны празднование Пятидесятницы, а именно украшение храмов и домов зелеными ветвями, травами и цветами, унаследованное от ветхозаветной Церкви, символически выражает силу Святого Духа, все возрождающую, обновляющую и всему дающую жизнь и расцвет.

Иконография

Подобно образу Вознесения Господня, иконография Пятидесятницы в византийском и древнерусском искусстве представлена в двух вариантах. Оба варианта сложились в раннехристианскую эпоху и нашли свое продолжение в станковой иконописи, а также мозаике и фресковой живописи Византии и Руси.

Поскольку догмат Троичности является одной из основных богословских идей, раскрываемых в празднике Пятидесятницы, для изображения данного события в иконографии с раннехристианских времен был принят образ Святой Троицы. Изображение Святой Троицы в виде трех странников, или ангелов, явившихся праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении, которое в полной мере завершилось в день сошествия Святого Духа на апостолов. Этот извод получил название «Ветхозаветной Троицы».

К древнейшим образцам иконографии «Ветхозаветной Троицы», или иначе «Гостеприимства Авраама», можно отнести фреску в катакомбе Виа Латина IV века, а также мозаику первой половины VI столетия, которая находится в алтаре церкви святого Виталия в Равенне. В послеиконоборческий период этот сюжет получает широкое распространение и в Византии. На Руси подобные изображения появляются уже с XI века - примером может послужить фреска Софийского собора в Киеве.

Изображаемые в композиции ангелы располагаются по принципу изокефалии, то есть сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Св. Троицы при их неслиянности . Самым совершенным примером подобного варианта иконографии Святой Троицы является знаменитый образ, написанный прп. Андреем Рублевым в 1425-1427 гг.

Характерными особенностями композиции «Гостеприимство Авраама» могут также являться изображения Авраама, Сарры и слуг, закалывающих жертвенного тельца. На некоторых изводах изображения слуг отсутствуют, а праотцы Авраам и Сарра изображены среди Ангелов, за их спинами.

Если образ «Ветхозаветной Троицы» дает указание на тайну божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира.

Развитие иконографии «Сошествия Святого Духа» начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. В одном из самых ранних сохранившихся изображений Сошествия Святого Духа, рукописном Евангелии, созданном в 586 г. сирийским монахом Рабулой (Библиотека Лауренциана, Флоренция), есть миниатюра, изображающая данное событие. В центре композиции представлена Богоматерь, по сторонам от Которой под сводами триклиния стоят в два ряда двенадцать апостолов. Непосредственно над Богородицей изображен стремительно летящий вниз голубь, являющийся образом Духа Святого, от которого на главу Богородицы изливаются сияющие лучи. Над главами Богородицы и апостолов горят красные язычки пламени.

На Синайских иконах Сошествия Святого Духа VII–IX вв., восходящих к древнейшим образцам, сидящие апостолы принимают Духа Святого в виде нисходящих лучей пламени от благословляющего их с небес Спасителя.

В константинопольском Софийском соборе мозаичное изображение Сошествия Святого Духа на апостолов (IX в.) имеет в центре композиции Престол уготованный (Этимасию), ниже которого, по кругу, расположены стоящие апостолы, на главы которых нисходят лучи с язычками пламени, а еще ниже находятся симметрично расположенные группы людей в разнообразных одеждах – будущая паства рождающейся Церкви Христовой. Данный вариант иконографии Пятидесятницы нашел свое продолжение в мозаичном храмовом искусстве XI-XIII вв., став центральной композицией росписи купола (мозаики собора Осиас Лукас в Фокиде, св. Марка в Венеции).

В станковой живописи композиционная схема данной иконографии Пятидесятницы, отличается деталями, которые придают изображению различные оттенки богословского содержания.

Традиционно в иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представляется Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест, а над главами пишут нисходящие языки пламени. Место Иуды Искариотского среди 12 учеников Христовых занял апостол Матфий.

В большинстве икон Пятидесятницы, принадлежащих XVI веку, в верхней части композиции среди апостолов встречается изображение Богородицы. Основанием для подобной иконографии служит упоминание в Новом Завете о присутствии Богоматери в Сионской горнице во время совместных апостольских молитв: « все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. I, 14).

Апостолы, как правило, в данной композиции располагаются подковообразно по шесть учеников слева и справа, причем пустое место между центральными фигурами апостолов Петра и Павла напоминает о присутствии Господа Иисуса Христа, как это можно видеть в иконах «Тайной вечери» .

В нижней части иконы в темном пространстве, являющемся центром триклиния или усеченного эллипсиса, может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа из разных стран, бывших свидетелями сошествия Святого Духа . Традиционным толкованием образа царя является изображение народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одиночной фигурой его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало (убрус), на котором уложено 12 свитков, являющихся символом апостольской проповеди. В связи с этим толкованием рядом с фигурой царя стала помещаться греческая надпись κόσμος - «мир», благодаря которому сам образ царя получил наименование «Царь-Космос» . Данная особенность является принадлежностью более поздних греческих и русских памятников, принадлежащих XV–XVIII вв.

Своеобразное противопоставление события Сошествия святого Духа на апостолов образу царя космоса говорит о том, что горница, где восседают апостолы, понимается как храм, который должен совпасть со всей вселенной и явить новый мир и новое царство, где будет царствовать мир и радость о Духе Святом.

Примечания

1. Например, Тертуллиан называет это время «laetissimum spatium», т.е. радостнейшим периодом (Tertull. De orat. 23).

2. Данное постановление отражено в 43-ем правиле Эльвирского Собора (300 г.).

3. К IV в. празднование Пятидесятницы стало повсеместным, о чем свидетельствуют упоминания его в творениях святых Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, блаженного Августина. Есть предание, что на месте сошествия Святого Духа был устроен первый христианский храм, который в IV веке был возобновлен равноапостольной царицей Еленой.

4. Например, в мозаике св. Марии Великой в Риме, V в., или в Коттоновой Библии, того же времени, в Британском музее в Лондоне. Кроме того, равенство Ипостасей в некоторых изображениях подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов и их атрибутами (мозаика св. Виталия в Равенне, VI в.). В других случаях композиция строится пирамидально с выделением среднего ангела как главного среди других.

5. Хотя согласно книге Деяний апостол Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице, он традиционно изображается на иконе Сошествия Святого Духа. Это объясняется тем, что икона являет не хронологически верное историческое свидетельство праздника, а его духовную сущность. Сошествие Духа Святого на апостолов понимается здесь как начало христианской Церкви, объединяющей всех верующих людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Поэтому вполне обосновано появление на иконе праздника апостола Павла, провозвестника слова Божия, без которого немыслимо было бы создание и торжество христианской Церкви.

6. В древневизантийских образцах толпа народа, расположенная в нижней части образа Пятидесятницы, часто сопровождается надписью «Племена, языцы». Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.).

7. Несмотря на надпись, значение фигуры царя до сих пор вызывает различные толкования исследователей. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». Существует трактовка данного образа также и как царя Давида, чье пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Петр в своей проповеди (Деян.II) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространено толкование фигуры царя как изображения Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, // и согласно славим Всесвятого Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, послал еси // божественным учеником Твоим.


© Все права защищены