Курсовая работа: Патриотизм как психологический феномен. Определение понятий «патриот» и «патриотизм

Патриотимзм (греч. рбфсйюфзт -- соотечественник, рбфсЯт -- отечество) -- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо интересов Отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

История происхождения понятия «патриотизм».

Исторический источник патриотизма -- веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к Родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

  • · государственный (этатический) патриотизм -- любовь к государству.
  • · имперский патриотизм -- лояльность (любовь) к империи и её правительству.
  • · квасной патриотизм (ура-патриотизм) -- гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.
  • · полисный патриотизм -- любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.
  • · ультрапатриотизм -- любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах.
  • · этнический патриотизм -- любовь к своему этносу.

Критика патриотизма.

В новое время Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное -- безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: «Патриотизм -- это последнее прибежище негодяя». Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. Профессор Чикагского университета сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм -- добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом.

Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов.

Нравственное значение патриотизма в юридической деятельности определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Этот аспект в патриотическом сознании в современных условиях приобрел особую актуальность.

Каждого юриста должны переполнять чувство любви к Родине, преданность ей.

Это сложное социально-нравственное и нравственно-психологическое явление, формирующееся особым мировоззреием.

По своему социальному содержанию патриотизм призван способствовать сплочению, единению людей.

По индивидуально-психологическому - он представляет собой чувство и осознание органической связи, сопричастности человека к судьбам Родины, единение его с отечеством.

В деятельности юристов принцип патриотизма занимает значительное место. Являясь представителем государственной власти, он должен понимать важность поставленных перед его профессией задач и собственную ответственность за их исполнение. Оценка деятельности юриста - это оценка уровня правосознания и правовой культуры его родной страны. Для стражей правопорядка понятия «патриотизм» и «служебный долг» всегда были синонимами.

Большинство людей, размышляющих об окружающем мире и самом себе в этом мире, неизбежно приходят к таинству собственной Вселенной, собственных корней, смысла жизни и миссии во временных рамках собственного существования. Эти размышления неизбежно группируются вокруг понятий семьи, места рождения, окружающих людей, Родины. Постижение их глубины приводит к рассуждениям о патриотизме. Специфика родины в своих глубинных основаниях обусловливается теми социокультурными факторами, формировавшимися на ранних этапах становления человека и общества, которые образуют его достояние в пространстве генетической памяти.

В Педагогическом энциклопедическим словаре, вышедшем в свет в 2003 году даётся следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» 1 Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003; С.185

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, А.Шартье, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, Ж.П.Сартр, К. Ясперс и др.

В плеяде отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма находятся М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков, Н. М. Карамзин, Ф. И. Тютчев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Г. В. Плеханов, П. Б. Струве, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков и др. Смыслу их творчества присуще рассмотренне патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнeйшeй характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.

Патриотизм представляет собой своеобразный формат жизненных ориентаций гражданина России в реализации его жизненной стратегии соответствующий реальным социальным интересам и ожиданиям окружающего его коллектива, общества и государства, впечатлённый в его сознании, найденный в смысле собственного существования и опредмеченный в образе жизни.

Патриотизм - это добровольно принимаемая позиция индивидов, в которой приоритет государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условиями становления и развития гражданского общества. Это определяет патриотизм как универсальную норму, регулирующую любые отношения, интересы или деятельность лишь в одном направлении: в возможности всего этого соотноситься с самобытностью, что и переживается как чувство и образ Родины (императивный аспект).

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.(Словарь)

Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).оформитьт как цитату

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

    полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);

    имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;

    этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему этносу;

    государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству.

    квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в современной России предполагает соответствующую активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе, участие коллектива в общественных процессах, активизацию роли общества в делах государства. Он всегда выступает как личностная позиция или отношения к обществу, он становиться содержанием свободы человека, силой его жизненной активности и является внутренней мерой жизнеспособности личности, коллектива, общества и государства.

В современной ситуации развития России, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. В реализации патриотического воспитания нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что формирование патриотизма не может занимать второстепенного места или быть предметом спекуляций в политической борьбе.

Современные проблемы патриотического воспитания исследуются в различных отраслях гуманитарного знания. Теоретико-методологические проблемы представлены в:

Философских (Байкова В.Г., Бородин Е.Т., Бенкендорф Г.Д., Зарванский В.М., Вишневский С.С., Ильичёв Н.М., Крылова Н.Б., Лутовинов В.И., Макаров В.В., Мирский Р.Я., Сухотина Л.Д., Никандров Н.Д., Свердлин М.А., Рогачёв П.М., Скурлатов В.И.)

Исторических (Гулыга А.В., Крупницкий Д.В., Платонов О.С., Харланова Ю.В., Ильина В.А., Круглов А.А., Наумов С.В., Рыбаковский Л.Л., Бикмеев М.А., Жилин П.А., Кукушкин Ю.С., Пряхин Д.А., Ермичев А.А., Ярвельян В.И., Войнилов Г.Ю., Кожухова Е.А.), политологических исследованиях (Бабушкина В.А., Левашов В.Н., Петросян Ю.С., Иванова С.Ю., Сафаева Р.А., Явчуновская Р.А.).

Педагогических исследованиях (Агапова И.А., Белозерцев Е.П., Бондаревская Е.В., Бублик Л.А., Быков А.К., Бикметов Е.Ю., Вырщиков А.Н., Григорьев Д.В., Ипполитова Н.И.)

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целью патриотического воспитания, определённого государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Модернизация патриотического воспитания в последнее время становится одним из приоритетных направлений образовательной политики, на что безусловное влияние оказывают процессы культурной интеграции населения России. Прямым следствием указанных процессов становится пересмотр традиционных для каждой региональной системы патриотического воспитания положений, их расширение, а также усиливающаяся в последнее время тенденция изоморфизма патриотических функций учебно-воспитательных дисциплин, проявляющаяся в стремлении государства к выработке единого подхода к решению проблем воспитания патриота. Механизмом патриотического воспитания выступает смыслотворческая деятельность, направленная на выработку человеком собственных смыслов служения Отечеству в процессе индивидуализации, персонификации и социализации.

Содержание патриотического воспитания - это смысловое поле, в котором происходит обмен понятыми, принятыми, признанными (т.е. узнанными) и присвоенными образами мышления, сознания, поведения, отношений, деятельности человекообразующих субъектов - (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой энергетический обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности.

Ее приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культуры. Следуя общепринятым в отечественной педагогике (В.В.Краевский, И.Я.Лернер) подходам к структуре содержания образования, можно выделить следующие его компоненты:

Знания о действительности в ракурсе патриотизма;

Опыт подражания патриотической деятельности героев;

Опыт служения Отечеству;

Содержательные характеристики патриотического воспитания, служащие основанием для определения инвариантных целевых параметров, могут быть установлены через систему смысловых соответствий феномена патриотизма в современных исследованиях по философии, социологии, психологии и истории педагогики, что даёт возможность описать патриотическое воспитание как педагогический феномен во всей его сложности и противоречивости, в единстве статических и динамических аспектов.

Необходимо выделить ряд требований к отбору содержания патриотического воспитания:

Соответствие целей и задач интересам обеспечения национальной безопасности России;

Обеспечения соответствия логики развёртывания содержания воспитания, логике развития личности;

Достаточный научный уровень концептуальности программ, моделей;

Учёт реальных возможностей в патриотическом воспитании.

К основным направлениям патриотического воспитания относятся:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. В педагогической науке последней четверти ХХ века разрабатывалось в следующих исследованиях: (Аллерзаев М.Ч., Алпацкий И.И., Бондаревская Е.В., Власова Т.И., Соловцова И.А., Сенюк Д.С., Немкова Е.М., Кодиева Р.И., Парпара А., Андреев Э.М., Яновский Р.Г., Сухотина Л.Г., Иванова С.Ю., Шишацкий А.Т., Монахов О.Н., Бенкендорф Г.Л., Певень Л.В., Калишевски А., Савинова К.Г., Князев Л.Н., Сафаева Р.А., Беляева Л.Н., Явчуновская Р.А., Вишневский С.С., Лаптев П.Н., Черный С.И., Юлдашева К., Бублик Л.А., Кумыков А.Н. и др.)

Историко-краеведческое - познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. (Горбова М.А., Дузь Л.П.,

орчагин Е.Н., Латорцев А.П., Лисецкая Г.В., Гуртовенко И.И., Михнев Н.Н., Пушкарев Л.Н., Иконников Ю.М., Деренский Е.И., Трубкин М.Я., Бурлыкина Л.И., Толстопятов И.В.)

Гражданско-патриотическое - это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется таким понятием, как гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. К направлениям, по которым необходимо вести процесс гражданско- патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется прежде всего на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирование глубокого понимания конституционного долга, формирования навыков оценки и ценности политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. (Подгорнов А.В., Сиволобова Н.А., Смирнов С.Н., Колчина Н.С., Саллагова З.Б., Рахимов О.Х.-А) Социально-патриотическое направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота не возможна творческая и культурогенерирующая возможность современного образования. (Валиев И.И., Васильев Г.И., Голованов В.А., Дементьев Д.Н., Дьяченко В.В., Зарванский В.М., Казимирская Т.А., Козлов А.А., Коновалова Г.А., Кострулева И.В)

Военно-патриотическое - это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. (Агапова Г.В., Алиева С.А., Аронов А.А., Жильцов Н.А., Зайчиков А.Н., Злыгостев Ю.К., Иванов В.Г., Кашинцев А.А., Константинов С.А., Кузьменков Н.Ф., Ломтев Ю.А., Мильчекова И.В., Бихнеев Н.Н., Подберезкин А.И., Пятиков А.И., Радионов Е.Г., Салиев Р.А., Самарец Г.А., Сеньшов Н.А., Солодкова М.В., Чистяков С.Н., Шинкоренко А.А., Оленин С.А., Бачевский В., Акчурин Р.С)

Героико-патриотическое - это также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям. (Лазарев Ю.В., Лукьянова В.П., Мильчекова И.В., Петрянкина А.П., Полуянова Р.А., Романовская Е.В., Соколовская Ю.Б., Шитикова О.Н., Гарбузова В.В., Хлыстова Н.А., Окунева Ю.Е., Радионов Е.Г., Лутовинов В.И., Иваненков С.П., Кусжанов А.Ж., Карташев К.И., Фролов В.Ф., Океанов В.П., Кириленко В.И., Юшенков С.Н. и др.)

Спортивно-патриотическое - направлено на формирование конкурентоспособности человека на рынке труда, развитию силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивно-патриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. (Галкин С.В., Садовников Е.С., Кудинов А.А., Вырщиков А.Н., Пеньковский Е.А., Тужилин А.П., Козлов А.А.и др.)

Определение понятий «патриот» и «патриотизм»

Впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

«Толковый словарь» В. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает такое определение: «Человек преданный своему отечеству, своему народу». Современный «Словарь русского языка» дает такое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине».

На наш взгляд, в отличие от определений, данных в словаре С. Ожегова и в Современном словаре русского языка, в словаре В. Даля есть существенное уточнение - «ревнитель о благе его», т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества.

С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Патриотизм обусловлен образованием государств и их длительной борьбой за свою независимость и самостоятельность. Поэтому «возраст» патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и значительно превышает оседло-земледельческий «стаж» человечества . Согласно определению В.И. Ленина патриотизм - «одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» .

В таблице 4 приведены различные определения понятия «патриотизм».

Таблица 4

Определение понятия «патриотизм»

Источник

Любовь к Отчизне.

Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря.

Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Словарь современного русского литературного языка.

Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её.

Психолого-педагогический

Любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Философский энциклопедический словарь.

Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Краткий словарь по философии.

Любовь к Родине, к своему народу.

Российская педагогическая энциклопедия.

Любовь к Родине, Отечеству и своему народу.

Большая советская энциклопедия.

Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов.

Советская историческая энциклопедия.

Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Лихачёв Б.Т. Педагогика.

Существующие определения понятия «патриотизм»

Как видно из определений, патриотизм - это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство самое обычное, присущее каждому человеку. Как это можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?

Как оказалось, очень даже можно. За перестроечно-реформенные годы в России появились многочисленные теоретики, утверждающие, что «патриотизм - это последнее убежище негодяев», что патриотизм - это синоним русского национализма, а в списках общечеловеческих ценностей такого понятия нет.

Следует заметить, что такая политика не нова. Ещё в 1863 году журнал «Колокол», издававшийся в Лондоне Герценом, проводил русофобскую политику. «Всю Россию охватил сифилис патриотизма!» - сокрушался Герцен, констатируя подъём духа, охвативший разные слои русского общества при наметившейся угрозе Запада. Следует оговориться, что «сифилисом» Герцен считал только русский патриотизм. Всякий другой - английский, французский, польский - он приветствовал, упрашивая иностранцев обратить гром и молнии на страну, бывшую ведь его родиной. Он подбодрял польских повстанцев истреблять проклятых русских офицеров, гнусных русских солдат и писал про русские войска те же небылицы, что и фридриховские «газетиры» 1 .

Заветы Герцена были в наше время продолжены Закаевым, Гусинским, Ковалёвым и ими подобными. Так, в одной из телепередач С.А. Ковалёв заявил, что великий русский писатель Л.Н. Толстой по поводу патриотизма высказался так: «Патриотизм - это последнее прибежище негодяев», хотя эти слова на самом деле принадлежат английскому писателю XVIII в. С. Джонсону и в них вкладывался совсем иной смысл - не негодяй является патриотом, а у негодяя есть последний шанс спасти себя. Впоследствии вся страна могла наблюдать, как тот же самый С.А. Ковалёв пособничал чеченским бандитам. В.А. Гусинский в своём интервью корреспонденту НТВ заявил: «Отечество там, где можно делать деньги». Как говорится, без комментариев. Сейчас этот «деятель» скрывается за границей от российского правосудия. О бандите Закаеве, объявленном Генеральной прокуратурой России в международный розыск, и говорить не приходится. И эти «светлые личности» считаются в глазах Запада «борцами за высшие идеалы».

Здесь уместно привести слова президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова: «Есть одна ценность, которая во многом объемлет все другие ценности - это патриотизм. Никак не могу согласиться с теми, кто употребляет это слово синонимично с национализмом, для кого оно является чуть ли не бранным. Каждый, количественно даже самый малый народ в нормальных условиях всегда справедливо гордился делами своей страны, города, села, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться у других народов... Человек, лишённый патриотизма, легко продаёт и силы и ум, и - если сможет - богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» .

Патриотизм является нравственной категорией и неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. В этом отношении П.М. Рогачёв и М.А. Свердлин в работе «Патриотизм и общественный прогресс» указывали: «Патриотизм, чувство любви к Родине, воплощен в служении её интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества... Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть, прежде всего, высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех».

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» *, - писал В.Г. Белинский.

Действенную сторону патриотизма подчеркивал и П.Я. Чаадаев: «Я не умею любить своё Отечество с закрытыми глазами, с поникшим челом, с зажатым ртом... Я люблю моё Отечество, как Пётр Великий научил меня любить, ... я думаю, что если мы явились после других, то затем, чтобы действовать лучше других, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения, в их суеверия» .

Деятельный характер патриотизма, основанный на защите интересов Отечества, Родины, отмечен в определениях, данных в Психолого-педагогическом словаре, Философском энциклопедическом словаре, Кратком словаре философии, Советской исторической энциклопедии. Однако в существующих определениях не отмечена обратная связь Отечества и его граждан.

Исходя из вышеизложенного, дадим следующее определение понятию «патриотизм».

Патриотизм - это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития нации и государства.

Само понятие патриотизм связано с множеством идей: национальной, исторической, культурной, географической и др. Особо эта связь проявляется в России. Россия - общий дом для множества народов и языков, культур и верований. Поэтому российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это гуманистическая направленность российской патриотической идеи; соборность и законопослушание; общность, как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

П.Я. Чаадаев. Статьи и письма. - М.: Современник, 1989. - С. 521.

Поздравляем с Днем защитника Отечества!


В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».
    Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
    Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно .
    Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте . Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.
    Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции . Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна – тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
    Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной , в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно .

А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник нашего конкурса «Я – писатель» Андрей Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения автора «Патриотизм».

Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан, тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений, прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она, Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить себя.
Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот – это не просто важно. Это необходимо.
Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура, кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?» ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь разум со душою говорит».

Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы:

  • Почему в последние десятилетия сильно понижен «градус» патриотизма? А он, безусловно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и спортивной, что хорошо доказывают «успехи» нашей сборной в Ванкувере.
  • В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»?
  • В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно школьника?
Дорогие школьники!
  • Согласны ли вы с тезисом, что патриотом быть жизненно необходимо?
  • Ответьте, пожалуйста, в комментариях на вопрос: «К какой из двух групп, представленных в нашей статье

Мы живём в многонациональной стране. И все нации и народности нашей страны, естественно, должны любить свою общую Родину. Нельзя жить в России и говорить о ней «эта страна», Россия – наша страна.

Патриотизм – это любовь к родной стране. А за что любят родную страну?

Во-первых, ни за что. Просто так. Как любят родителей или детей, дом, где рос, двор, где играл с пацанами, где с Петькой дружил, а с Васькой дрался, где девочка в мини-юбке впервые подразнила точёными ножками.

Во-вторых – ни за что-то. Скажем, француз любит Францию за то, что прекрасная, что Париж – мировая столица, что Наполеон величайший полководец в истории, а Кристиан Диор – величайший модельер. Американец любит свои Штаты за то, что самая свободная страна и самая богатая, и конституция у них самая лучшая на планете. Даже мальтиец гордится своим крохотным островом, потому что это уникальный музей архитектуры семи народов и двадцати веков.

Вот и мы Россию любим, во-первых, ни за что. А во-вторых, за что? Отношение к Родине должно быть сыновнее, жертвенное. И радости её – наши, и печали её – это наши печали. В этом и есть патриотизм.

Мы находимся в преддверии 60-я Великой Победы, поэтому решили, что тема: «Патриотизм истинный и ложный» является сегодня актуальной.

Интерес представляет собой понимание патриотизма как «основной, ведущей ценности, являющейся стержнем, обеспечивающим единство и стабильность развития общества» Такой патриотизм характеризуется и определённой деятельностной направленностью, «является обобщающей ценностью, фактически объединяющей всю социально-ценностную систему в единое целое».

Патриотизм можно определить как возвышенное, особенно в духовном и социальном смысле, многообразное в своих проявлениях чувство любви к Родине, Отечеству.

Патриотизм понимают и как проявление его субъектами чувства национальной гордости за Державу, и как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей нравственными важнейшими и другими качествами, до осознания её нераздельности, идентичности с Отечеством, как высшей ценности, необходимости служения ему, своему народу.

Наконец, патриотизм – это вершинное духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей высшего уровня развития, способной испытывать божественную по природе любовь к Отечеству, обладающей готовность к самопожертвованию и самоотречению для его блага.

Иначе говоря:

➢ во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается чувство, всё более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;

✓ во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действия и поступки, осуществляемые субъектом на благо Отчества.

✓ В-третьих, одним из характерным проявлений патриотизма является принцип Державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы;

✓ В-четвёртых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей,которая является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию её жизни, исполненной служению Отечеству;

✓ В-пятых, истинный патриотизм – в его духовности. Патриотизм, как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, которое по своей значимости уступает лишь служению Богу.

Обобщая вышесказанное, можно дать такое определение:

«Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служение Родине.

Истинный патриотизм предполагает самоотречение его субъектов во имя Отечества, которое «есть нечто великое и светлое, нечто святое и чистое»

Выбрав эту тему, мы решили рассмотреть развитие патриотизма её со времен Древней Греции по сегодняшний день, сделав сравнения и выводы. Но для начала мы хотим рассказать о Школе Патриотов Древней Греции – Афинской Эфебии.

Афинская Эфебия представляет собой удивительнейшее явление в истории мировой цивилизации. Эфебия (от греческого слова « эфебос» – юноша), - это государственная организация в Афинах для подготовки свободнорождённых юношей от 18 лет к военной и гражданской службе. Окончившие Эфебию становились полноправными гражданами. После того, как она просуществовала около полутысячи лет, о ней не вспоминали на протяжении почти 15 веков.

В конце XIX – начале XX века опыт Афинской Эфебии нашёл свою новую жизнь в многочисленных «эфебских обществах», которые начали возникать на территории США, в бойскаутском движении, а также в других организациях, которые ставили своей целью подготовку молодёжи к исполнению гражданского долга, уважению нравственных ценностей и демократических идеалов, а также воспитание её в духе милосердия, добра, справедливости, дружбы и товарищества.

Важно подчеркнуть тот факт, что древние авторы видели главное условие победы афинских воинов над многократно превосходящим их персидскими войсками в том, что афиняне защищали идеалы демократии, личную свободу, руководствуясь в своём поведении идеями патриотизма и гражданской ответственности.

Молодой грек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах, имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии.

Для зачисления в Эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру посвящения. И только тогда для него начинался двухгодичный цикл подготовки к военной и гражданской службе.

Эфебы давали клятву верности, которую приводим ниже.

АФИНСКАЯ ЭФЕБСКАЯ КЛЯТВА ВЕРНОСТИ

(со стены из Акарны)

«Я не опозорю моего священного оружия

И не покину своего друга,

Где бы я ни находился.

Я буду биться за дела святые

И за дела мирские

Как один, так и со всеми, кто поможет мне.

Я превращу свое отечество не в умаленное,

Но в более могущественное и великое, чем

Я буду подчиняться правящим

Представителям государства,

Которые управляют с мудростью.

Если кто – либо посягнуть на законы

Как один, так и со всеми, кто поможет мне,

Я буду противостоять ему.

Я буду уважать религию моих отцов,

Я призываю в свидетели богов

Алгавру, Гестия, Эния, Ареста и

Афинскую Арею, Зевса, Фалла,

Ависа, Гегемона, Геракла,

Границы моего отечества,

Пшеницу, ячмень, виноград

Оливковые деревья и инжир».

Эфебская клятва верности для каждого афинянина перед его вступлением в гражданство, была универсальной (гражданской и военной) клятвой. Она обязывала эфебов не просто соблюдать законы государства, но и учила противостоять каждому, кто захочет нарушить или обойти эти законы.

Мы считаем то, что в синтезе направляющей роли богов и собственных побуждений человека Гомер,впервые сформулировал модель нормативного поведения, которая вошла в сознание каждого грека: сражаться в первых рядах и не отступать перед лицом противника, дабы не посрамить себя и свой род, для чего в свою очередь необходимо обладать отвагой, мужеством, боевым пылом и желанием побеждать.

Принятие эфебами клятвы было частью торжественного ритуала, который обладал мотивационной ценностью сам по себе.

Идеи высочайшего патриотизма и самоценность личностной свободы, на наш взгляд, являются глубочайшими мотивационными основаниями поступков идеального нормативного героя, каким он представлен в древнегреческой драматургии.

Подготовка юношей в Эфебии к защите Отечества, строившаяся на основе принципа колагатии, т. е. всестороннего развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеала демократии, личной свободы, ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и Родину своих предков.

Показанные конкретные формы подготовки эфебов к защите отечества и психологические механизмы, обусловливающие их эффективность, нисколько не потеряли своей значимости для наших дней.

Личностно-характерологические черты, формируемые у эфебов, - их благородство, гражданская ответственность, самостоятельность, мужество и др. – являются той нормативной моделью, которая навсегда вошла в сокровищницу человеческой культуры.

В российском государстве опыт Афинской Эфебии может и должен найти самое широкое применение, поскольку наша страна всегда была тесно связана с греческой культурой.

Должна ли молодёжь служить в Армии?

Служение Родине всегда связывалось в нашем сознании с понятиями «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». И действительно, служение в Армии всегда было для молодого поколения школой мужества, гордостью и славой, надеждой на утверждение и испытания своих сил. Многие из нас сегодня слышат голоса граждан, которые тревожатся за нашу Армию. Одни говорят, что армия – предмет их гордости, символ могущества государства; другие - что она превратилась в наказание, и не хотят отпускать своих сыновей. Сейчас в России активно обсуждается военная реформа, так Союз правых сил предложил свой план создания профессиональной армии. Расходы на его выполнения не превысят 10% от всех военных расходов. В принципе, это под силу государству. Демографическая ситуация такова, что скоро некого будет призывать в ряды вооружённых сил, кроме того, среди призывников большой процент малограмотных. Цифры говорят сами за себя: если в 1985 году призывники со средним образованием составляли 93%, а начальным - всего 0,003%, то в конце 90-ых окончили среднюю школу лишь 70% призывников. Доля малограмотных людей увеличилась в 160 раз.

Другая проблема – это здоровье призывников, каждого третьего юношу после прохождения призывной комиссии освобождают от воинской службы, и при этом среди направленных в войска 45% не соответствуют предъявляемым требованиям.

Живем Мы с Вами в большой, многонациональной, красивой и богатой стране - Россия. И так уж получилось, что большую часть мужского населения интересует вопрос, связанный с армией. По Конституции РФ каждый человек мужского пола, кому от 18 до 27 (быть может, и до 31), здоровый и умный, богатый и красивый, в общем, в полном расцвете сил и возможностей обязан отдать свой гражданский долг родине. "Отдача" заключается в прохождении военной службы.

Престиж Российской армии на столько "велик", что люди, достигшие призывного возраста идут на все, что бы ни попасть в армию. Отчего же так происходит? Что нужно простому солдату? Идти ли в армию - дело личное.

Мы провели опрос, касающийся поднятой темы, среди учащихся 10 классов. Им был задан вопрос: «Хотите ли вы служить в Армии», результаты опроса приведены в диаграмме.

В результате, можно сделать вывод, что большинство респондентов хотят служить в армии и только 20% ещё не приняли решения. На встрече бывших «афганцев» с учащимися 9-ых классов, им был задан вопрос: «Хотите ли вы отдать своих сыновей на службу в армию?» - на что они ответили: «Конечно, да, т. к. каждый настоящий мужчина должен стать достойным защитником своей Родины».

Кого в России считают патриотами?

Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных его сфер, условия, основы для единения граждан, социальных групп и т. д. , составляющих структуру этого общества. Основной сферой проявления патриотизма является деятельность, наиболее полным выражением, которой выступает служение Отечеству, особенно связанное с обеспечением его защиты.

Примером истинного патриотизма является подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского во время освобождения Москвы, России, от захватчиков в 1612 году. Кузьма Минин первым пожертвовал деньги на создание народного ополчения для освобождения России, примеру Минина последовали многие купцы и состоятельные люди. Минин понимал, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, нужно поднимать на борьбу все русские земли. Он и его сподвижники стали рассылать грамоты с призывом совместной борьбе. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый решительный командующий, не запятнавший себя с сотрудничеством самозванцами и захватчиками. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, ещё не оправившийся от ран, Пожарский принял предложение возглавить ополчение.

В июле 1612 года ополчение, которое превратилось во вполне боеспособное войско, выступило на Москву. Освобождение Москвы вызвало мощный подъем против восставших на территории России захватчиков. Местное ополчение с помощью воинов Пожарского истребляли, и изгоняли иноземные отряды.

Истинные герои освобождения России от иноземных захватчиков и борьбы со Смутой Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский были оттеснены на задний план и вскоре забыты. Минин стал думным дворянином, а Пожарский был пожалован в бояре. И только в XIX веке благодарная Россия поставила памятник «сынам Отечества» на средства, собранные народом, автор монумента является Мартос.

Истинными героями – патриотами нашей страны были и победители Отечественной войны 1812 года. Сокрушительное поражение, которое непобедимый дотоле Наполеон потерпел в России, взбудоражил весь мир. Никто не ожидал, что «бич вселенной», уже завоевавшей Москву, через три месяца не проиграв, ни одного сражения в Европе будет бежать из России. Имена: М. И. Кутузова, М. Б Барклая де Толли, П. И. Багратиона будут помнить всегда.

Когда мы знакомились с литературой, у нас возник вопрос: «Можно ли считать патриотами белых во время гражданской войны?»

Этот вопрос остаётся дискуссионным. Большинство офицеров до революции «мыслили себя вне политики», искренне полагая, что армия не должна участвовать в классовой борьбе. После Октября недоверие в ненависть – к либералам и социалистам, оказавшимися не способными навести порядок, довести войны до победного конца; к большевикам, заключившими Брестский мир и обесценившими, принесенные на алтарь,Отечества жертвы.

В ходе Гражданской войны противники, по сути дела, обменивались лозунгами. Большевики с 25 октября 1917 года стали выступать в защиту социалистического Отечества, а белые оказались в серьёзной зависимости от Антанты, не заинтересованной в восстановлении сильной России.

Так были ли белые патриотами? Безусловно. Все основные элементы любви к Родине: забота об интересах и судьбах страны; готовность; ради них к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагом; любовь к народу, отрицательное отношение с пороками общества; гордость культурными достижениями России; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициями – присутствовали в их идеологии. Прав М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны «стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь. Были герои тут и там, и чистые сердца тоже, и жертвы, и подвиги, и ожесточение, и высокая внекнижная человечность, и животное зверство и страх, и разочарование, и сила, и слабость, тупое отчаяние».

Белые были побеждены. Поражение и гибель белого движения, уничтожение коммунистами духовно-нравственной оппозиции лишили общество стихийно действующего механизма саморегуляции. Отсутствие такого механизма стало одной из причин превращения благих намерений победителей в свою противоположность, фактором, способствовавшим перерождению советской власть, установление тоталитарной сталинской диктатуры.

Говоря об истинном патриотизме, мы не могли не затронуть тему Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Нам удалось встретиться с одним из ветеранов Великой Отечественной войны, А. П. Киниленко и задать ему вопрос:

Патриотизм в понятии ветерана Великой Отечественной войны - это,прежде всего любовь к Родине. Прививалась она с самого детства, по началу как просто любовь к семье, к своей школе, и уже потом в глубокое понятие любви к Родине. Когда пришла война, его ровесникам не было и 18 лет, но они уже готовы были идти на фронт и защищать Родину – Россию.

Нам удалось пообщаться с человеком, чей дедушка был тоже участником войны, Михаил Васильевич Голяев, участвовал в военных действиях 1941-1945гг.

Его дедушка очень скромный человек и редко рассказывал о войне. Но в бабушкиных бумагах сохранилось его выступление на одном празднике, который был посвящён Дню Победы, где он говорил: «Для меня война - это когда из первого же боя не возвращается почти треть боевого состава роты, укомплектованной твоими школьными товарищами и ребятами, с которыми ты полгода «трубил» в военном училище.

Война – это когда неделю в окопах под непрерывным моросящим дождем. Без укрытия. Ноги мокрые.

Война – это когда при появлении танков противника передовая, не выдержав их огня и натиска, бросает окопы и откатывается ползком назад, в тыл, а тебе приказ – вернуть!

Война – это паника при отступлении, когда бомбят в упор».

Дедушка был храбрым и удачливым разведчиком. В семейном архиве бережно хранится ветхая вырезка из фронтовой газеты, где говорится, что гроза немцев – знатный разведчик, кавалер шести орденов, Михаил Голяев – за полгода привел 25 «языков» и доставил ценные сведения командованию.

Настоящими патриотами были и наши современники, одним из них является великий гражданин России - Андрей Дмитриевич Сахаров.

Великий гражданин России – Андрей Дмитриевич Сахаров.

А. Д. Сахаров был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрёл её, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины, и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от правительства СССР, даже звание Героя Социалистического труда ему присваивали трижды.

Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А. Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.

Он, конечно, был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно. Патриотизм Сахарова был высокодуховным чувством.

Можно сказать, что высокие чувства гуманности и патриотизма Сахарова сочетались со столь же высоким чувством ответственности. Он первым поднял свой голос против ввода советских войск в Афганистан: «Как гражданиня чувствую ответственность за происходящие трагические события».

Слово «гражданин» Сахаров поставил рядом со словом «ответственность». А ответственный человек способен сознательно, мужественно выполнять свой моральный долг.

В ходе работы, нами было проведено анкетирование среди учащихся 8-10 классов, всего было опрошено 109 респондентов. Им были заданы такие вопросы:

1. Что означает для вас понятие «Родина»?

2. Как вы понимаете слово «Патриотизм»?

3. Считаете ли вы себя патриотом?

4. В чём у вас это выражается?

5. Если у вас был бы шанс уехать из России, вы бы им воспользовались?

6. Хотели бы вы служить в армии? Если «да», то почему? Если «нет» то почему?

7. Знаете ли вы имена героев России?

8. Интересно ли вам изучать культуру и историю своей страны?

8-е классы

В результате наших исследований, мы пришли к выводу, что в 8-ых классах практически половина респондентов может дать правильное объяснение слову «Родина», но понятие «Патриотизм» понимают не все. На вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?» мнения разделились: 49% - считают себя патриотами, 21% - нет, а оставшиеся – не знают. Шансом уехать за границу воспользовалось бы 49% респондентов.

9-е классы

Учащиеся 9-ых классов практически все понимают, что такое «Родина» и только 12% - нет. Правильное объяснение слову «Патриотизм» смогли дать 79% опрошенных. На вопрос «Считаете ли себя патриотом?» положительно ответили 91%, а оставшиеся, 9% патриотами себя не считают. За границу уехало бы 66% респондентов, но не навсегда, а 32% покидать свою Родину не хотят ни при каких условиях, а 2% - воспользовались бы шансом уехать за границу навсегда.

10-е классы

Среди учащихся 10-х классов 68% понимает, что такое «Родина». Правильное объяснение понятию «Патриотизм» дали 47% всех респондентов, и большая часть ошибается в своих объяснениях. Патриотами себя не считают практически вся половина опрошенных, только 38% - да, остальные – заблуждаются. Шансом уехать за границу воспользовалось бы 49% респондентов, 13% - уехали бы, но не навсегда, а остальные покидать свою Родину не хотят.

Что касается вопроса: «Знаете ли вы героев своей страны», то среди 9-10 классов можно сделать один вывод; что Героев не знают, или называют очень мало.

Вывод: Чем же объяснить такие показатели? Мы сделали вывод, что патриотическое воспитание сегодня находится не на должном уровне. Учащиеся школы мало смотрят фильмов о войне, мало читают, знаний об обществе недостаточно.

История у нас тяжёлая, со свободой всегда было тупиково, конституции свои не только не исполняли, но и не читали, модой пользовались чужой, в архитектуре – что было создано, на три четверти сами же и развалили. Уважать собственное государство нет никакой возможности: бесчисленные чиновники как сидели веками на шее у народа, так и нынче сидят. Гимн четырежды перелицовывали, и вышел он таким, что даже спортсмены на почетно пьедестале не могут вспомнить вымученные слова. Победили в великой войне? Да, тут есть, чем гордиться, но и стыда хватает: чужих фашистов разгромили, а свои сегодня маршируют со свастикой по нашим городам, и милиция охраняет их митинги в честь Гитлера, а суды оправдывают. В последние годы начали, было богатеть, но и тут все непросто, сразу сказались жестокая российская завистливость.

Так что же, выходит, во-вторых, нам не за что, Россию любить и не за что славить в песнях? Да нет – есть за что! Ещё как есть! По крайней мере, в одном мы на планете самые везучие и счастливые. Об этом когда-то замечательно сказал самый русский из российских поэтов, Сергей Есенин:

«Мы в России девушек весенних

На цепи не держим, как собак.

Поцелуям учимся без денег,

Без кинжальных хитростей и драк».

И вот в этом всё дело. За века своей неконтролируемой власти чиновники всех мастей отняли у народа все, что смогли – свободу, достоинство, возможность выбиться из серого ряда трудом и талантом и, вообще, добиться разного, о чем мечтает человек.

Поэтому мы считаем:

Необходимо больше внимания уделять в школе воспитанию патриотизма и любви к Родине;

Привлечение внимания общественности, средств массовой информации к проблеме сохранения исторической памяти народа;

Забота о физическом и духовном здоровье подростков;

Повышение интереса у допризывной молодёжи к службе в армии.

Изучение исторических данных на занятиях и во внеурочное время;

Работа в музеях, архивах;

Краеведение, военно-полевая археология, туризм;

Создание программ обучения поисковой работе;

Освоение военно-прикладных видов спорта;

Организация просмотра фильмов о Великой Отечественной войне.